Приказ фсб по денежному довольствию. Повышение денежного довольствия в фсб, свр, фсо и других силовых ведомствах

Страница 1

Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них – Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.

Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась. В 1672 году, 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром. Тайтсы. Наколенники. https://fizkultura.biz мультибрендовый магазин. акции.

О первых днях царевича Петра сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников.

Крестили Петра только 29 июня в Чудовом монастыре и крёстным отцом был его брат, царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в её величину написали икону апостола Петра. Очень рано маленького Петю стали забавлять игрушки, и игрушки эти почти исключительно имели военный характер. Если бы Царь Алексей жил более, можно было ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но отец умер, когда Петру не исполнилось и четырёх лет. Вот он остался без правильного образования. Некоторые историки считают, что начало обучения Петра положил ещё его отец. Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1675 года начали кого-то учить грамоте в царской семье, как это ясно из книг Тайного приказа. Но в царской семье не начинали учить детей раньше пяти лет, а Петру тогда было три с половиной года. Первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определён к нему уже царём Федором 12 марта 1677 года, поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно.

Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением псалтыря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Пётр начал учиться письму в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему больше не учил Петра.

Маленькому Петру было почти десять лет, когда он стал свидетелем ужасных событий. Что же случилось тогда?

В то время семья первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской спорила за власть с семьёй второй жены – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра. Дворцовая партия Милославских переманила на свою сторону Стрелецкий приказ. Они убеждали стрельцов в том, что семья Нарышкиной и их окружение изменники.

Так 15 мая 1682 года произошёл стрелецкий бунт. Милославские дали знать утром этого дня в стрелецкие слободы, что изменники задушили царевича Ивана Милославского. Стрельцов звали в Кремль. Во дворце собрались, услышав о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле. Из криков стрельцов они узнали зачем явилось стрелецкое войско, и знали, что они считали Ивана убитым. Поэтому на дворцовом совете было решено показать стрельцам и Ивана, и Петра, чтобы убедить их в полном отсутствии измены и смуты во дворце. Царица Наталья вывела обоих на крыльцо и стрельцы, вступив в разговор с самим Иваном, услышали от него что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Эти слова показали стрельцам, что они жертвы чьего-то обмана, что изменщиков нет и истреблять некого.

Князь Михаил Юрьевич Долгорукий – начальник Стрелецкого приказа, решив, что стрельцы совсем присмирели и уже было собрались домой, начал подгонять их, грубо с ними обращаясь.

И без того разгорячённые стрельцы, разозлились и подстрекаемые Милославскими, они возвратились и на глазах Петра и Натальи Кирилловны убили Артамона Матвеева, кое-кого из семьи Нарышкиных и из бояр, присутствовавших там. На следующий день сцены убийств повторились. Но восстание стрельцов удалось подавить.

26 мая боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласили первым царём Ивана Милославского, а вторым Петра Алексеевича. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление по молодости царей, поручено было Софье, старшей сестре. 29 мая Софья согласилась править.

Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили, другого ему не дали; он проводил время в потехах, окружённый сверстниками, без всяких дельных занятий: такая жизнь испортила и изуродовала бы всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра он наложила только тот отпечаток, что он, как сам позже сознавался, не получил в отроческих летах тех сведений, которые необходимы были для прочного образования. Через это небрежение Петру приходилось учиться многому уже в зрелом возрасте. Сверх того проведённое таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружающего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Цифирные (арифметические) школы
В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо­вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте­нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про­фессиона...

Конституция 1936 года. Обновление конституционного законодательства
Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социал...

Сибирские пограничные линии
Присоединение Сибири породило немало проблем, которые пришлось решать и центральному правительству, и сибирским властям. Одной из таких проблем, и весьма серьезной, стала охрана российских владений в Сибири. Если на севере и востоке Сибирь омывалась водами Ледовитого и Тихого океанов, которые создавали естественные рубежи, то на юге про...

На вопрос Нужна помощь! : "Воспитание и образование Петра 1". Из истории! заданный автором Лина лучший ответ это ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много "потешных листов", то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
Детство, юность, образование
Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.
В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу (см. Кукуй) , где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Время правления Петра I внесло кардинальные изменения в русскую действительность. Россия стала империей, и это многое изменило в сознании людей всех сословий. Империя - это не совсем то, что нам внушалось в советское время и до сих пор внушается разными источниками - как историческими, так и популярными. Это не угнетение, отношение хозяина и раба, взаимное недоверие и борьба народов. Империя в своей идее - это мирное сожительство под одной крышей самых разных этносов и религий, взаимовыручка, взаимопомощь и общее согласие. Такими в общих чертах империи и были вплоть до Нового времени, когда идея империи была извращена захватами, насилием и эксплуатацией большинства входивших в нее народов. Империя - это в самом общем смысле относительно небольшая модель человечества.

И поэтому ее создание, само существование в ее рамках воспитывает в участниках этой модели терпимость, взаимоуважение, чувство локтя, коллективизм. Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Идея Петра подготовить некоторый ученый контингент, отправляя молодежь обучаться за границу, и с его помощью наладить обучение в России вытекала из этой задачи. Тем не менее, В.О. Ключевский, развенчивая обиходное мнение о Петре I как о западнике, в статье «Петр Великий среди своих сотрудников» писал: «Он знал, что хорошо в Европе, но никогда не обольщался ею, и то хорошее, что удалось перенять оттуда, считал не ее благосклонным даром, а милостью провидения» . Таким образом, сближение с Европой было для Петра средством, а не целью. Какова же была цель, задается вопросом историк? В «Курсе русской истории» он отвечает таким образом: «В ответ на этот вопрос надобно припомнить, зачем посылал Петр десятки русской молодежи за границу и каких иноземцев выписывал из-за границы». С их помощью «Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе, и чего не было в России» . Необходимы были свои учебные заведения, готовящие специалистов для военного дела, растущей промышленности и управления. Эпоха Петра вызывала и вызывает серьезные разногласия у историков.

Оценки ее противоречивы, значение несомненно: вся отечественная история обычно подразделяется на до - и послепетровскую эпоху. Отмечаются несравнимые с предшествующими веками технический и технологический прогресс, военные успехи и приобретение Россией статуса мировой державы и империи, укрепление государственности . Но наряду с этими достижениями уже современники Петра говорили о резком падении нравственности в различных сословиях государства, о начале упадка духовенства и церковного устроения, усилении заимствования, наряду с техникой, духовно-культурных особенностей западноевропейского мира.

И если В.О. Ключевский, как и следовавшие ему во многом историки советской школы, отмечали «народно-воспитательные свойства» петровской власти, что можно считать справедливым в отношении самого царя, который понимал свою власть как долг перед отечеством и народом (хотя никак нельзя сказать, следуя убеждению Ключевского, что старомосковские или киевские правители не ощущали этого своего долга!), то уже ближнее его окружение расценивало свои обязанности иным образом. При Петре пышным цветом расцвели всякие поборы, брали за все - за бороду, за платье, даже за браки и сбор меда. «И страсти людские стали доходной статьей: карты, кости, шахматы и другие игральные инструменты, как табак и водка, вошли в число монополий и отдавались на откуп: «заплатя пошлину, вольно играть», замечает современник» .

В екатерининское время князь Щербатов в записке «О повреждении нравов в России» признает реформу Петра отвечающей народным нуждам, но слишком радикальной, считая ее началом многих беззаконий, укоренившихся в обществе в последующие эпохи. С горечью он пишет о нравственных нарушениях в семейной жизни: «Несть ни родительской любви к их исчадию (ребенку - Л.Б.), которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей своих; часто жертвуют их своим прибытком, и многие учинились для честолюбия и пышности продавцами чести дочерей своих. Несть искренней любви между супругов, которые…, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия за малое что разрушают собою церковью заключенный брак, и не токмо стыдятся, но паче яко хвалятся сим поступком. Несть родственнические связи, ибо имя родов своих ни за что почитают, но каждый живет для себя…» .

Говоря об издержках петровских реформ, кн. Щербатов отмечает, что если бы преобразования шли не насильственным, а естественным путем, то подобных экономических и военных результатов, страна бы достигла к концу XIX века, а между тем, соседи России, пользуясь ее слабостью, оторвали бы от нее части и еще более замедлили бы ее развитие. «Не довольствуясь потребными нововведениями законодательными, военными, экономическими, просветительными, Петр стремился исправлять и частное общежитие, ввести людскость (светскость - Л.Б.), смягчить грубые древние нравы, а это смягчение повело к распущенности и положило начало крайней порче нравов» отмечает Ключевский. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!» . Неизбежность резкого технического рывка и связанного с ним усиления западноевропейского влияния, сыграли двоякую роль в воспитании общества. С одной стороны, Россия получила в свое распоряжение новейшие знания и технические искусства, создала образовательную систему. С другой, вместе со знаниями и широким образованием в общество пришли обычаи, доселе чуждые и неорганичные для него.

Так, постепенно разрушалась патриархальная русская семья, быт, традиционное воспитание детей. Между тем, сам Петр всю жизнь оставался «верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов… При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским…» . Эти привычки были следствием воспитания самого Петра, который до 10 лет рос и воспитывался еще более по старым правилам, чем его старшие братья.

Петра начали учить по древнерусскому обычаю с 5 лет. Учитель его, приказной подьячий Никита Зотов, прошел с учеником азбуку, часослов, Апостол и Евангелие, все это по древнерусскому правилу было выучено наизусть. Петр свободно пел на клиросе. Кровавые события юности Петра сбили его с привычной колеи древнерусской жизни. Обучение, начатое Зотовым, возобновилось под другим руководством и в другом направлении. «Место Симеона Полоцкого или Ртищева для него заступил голландский мастер со своими математическими и военными науками, с выучкой столь же мастеровой, технической, как зотовская, только с другим содержанием… Все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам» .

В следствиях просветительной деятельности Петра также наблюдается раздвоенность: с одной стороны, резкий рост учебных заведений, появление новых, связанных с военным делом, наук (морское дело, навигация, артиллерийское дело, и др.), изучение страны - ее природных, подземных, территориальных богатств, создание образовательной системы; с другой - разделение образования на две ветви - светскую и церковную, что обозначило разрыв - а вскоре и противопоставление образования научного и образования духовного. Начиная с петровской эпохи, уже не стояло вопроса о том, какое богословское образование предпочесть - греческое или латинское, полную победу одержало образование светское. Причем, в светской школе богословское знание вообще не преподавалось, в отличие от европейских школ, где оно существует в некоторых странах и до сего времени. Таким образом, духовное оставалось только для духовенства.

Светская же школа Петра положила начало безбожию и материализму, к научному знанию без Бога. Большое влияние на русскую культуру и просвещение в плане ее отрыва от своих исконных корней оказали реформы церковного управления (упразднение патриаршества и учреждение в 1721 г. Святейшего Синода), гражданского шрифта (упрощение графики, отмена надстрочных знаков, введение арабских цифр), создание научной библиотеки и естественнонаучного музея - Кунсткамеры (1714 г.), учреждение светского научно-учебного заведения - Академии Наук (1724 г.), реформы бытовой сферы (еды, одежды, этикета, которые произвели особенно сильное впечатление на население). В качестве примера двойственности воспитательных систем эпохи Петра приведем две книги, имевшие широкое распространение в то время. Ростовский митрополит Дмитрий (1651-1709), основал в Ростове одно из первых архиерейских училищ. В своем учебном заведении он попытался соединить смысл православного просвещения и западноевропейские формы воспитания и обучения. В архиерейском училище обучалось до 200 человек одновременно; курс продолжался 3 года, в течение которых, кроме грамоты и счета, изучались тривиум, греческий и латынь.

При училище был устроен театр, в котором учениками ставились пьесы духовного содержания - «Кающийся грешник», «Успенская драма», «Рождественская драма» и др. Трудами святителя Дмитрия традиции русского народного воспитания - церковность, семейная простота отношений наставника и учеников, неформальное отношение педагогов к своему делу, разнообразие и оригинальность форм школьной жизни - были продолжены в его школе. Хотя основной задачей школы была подготовка священнослужителей, в нее принимались дети из различных сословий, «лица благородные и неблагородные». В отечественном просвещении вырабатывались новые формы совмещения церковного уклада с научным знанием и искусством .

Делом всей жизни Дмитрия Ростовского стало составление «Келейного летописца» - учебной книги для училища, состоящей из текстов Священного Писания, прокомментированных отцами Церкви, с примерами из житийной литературы. Это было оригинальное пособие, в котором отразилась целостность взгляда на мир через богословскую и научную призму. «Келейный летописец» был составлен на основании огромного количества источников, отобранных и прокомментированных святителем. Из приведенных текстов складывался своеобразный воспитательный кодекс святителя Дмитрия, основанный на евангельском понимании особого места детства и отрочества (развитого затем в творениях св. отцов Церкви), на признании ответственности родителей за воспитание детей, на необходимости тщательного выбора педагога. Усилия воспитателя должны были иметь целью душевное здоровье воспитанника, его нравственное совершенствование, воспитывать не только ум, но волю и чувство.

В петровский же период был создан и другой воспитательный кодекс, имевший своим источником западноевропейские произведения подобного жанра, появлявшиеся в разных странах в XVI-XVIII вв. - «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В нем излагались нравственные нормы, выраженные правилами поведения в обществе. Так, например, закон уважения и почитания родителей выражался следующими правилами: «И когда от родителей что им (детям - Л.Б.) приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать (одевать - Л.Б.), и возле них не садитися, и прежде оных не заседать (рассаживаться - Л.Б.), при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного уступя, позади оных к стороне стоять, подобно яко паж некоторый, или слуга» .

Облик молодого человека, нарисованный в книге, также и образ нового времени: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник…». В книге указывалось, что дворянские «младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками» , чтобы скрыть свои мысли от слуг (как это отличается от включающей в себя всех домочадцев единой семьи Домостроя!), и чтобы их всегда можно было отличить от простонародья. В книге устанавливается, таким образом, закономерность и необходимость особого дворянского воспитания. Идея книги, пишет В.О. Ключевский, «как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете… Таковы качества, приводящие к дворянской цели жизни - стать лощеным светским фатом и придворным пройдохой» . Была и глава о воспитании женщин - здесь все предписывалось делать по старинке, воспитывать кротость, благонравие, богопочитание, целомудрие.

Таким образом, воспитательное значение петровского времени состоит и в том, что реформы его сами по себе воспитывали народ, и в действиях властей, направленных на изменение народного сознания. Последнее имело далеко идущие последствия, неоднозначные по своему смыслу, положительные в плане приобретения знаний и скорее отрицательные в плане нравственного развития. Единое русское просвещение с эпохи Петра начинает делиться не только на светское и духовное, но и на элитарное и народное. Взвешенный подход к оценке деятельности Петра встречаем в книге «Русская симфония» митр. Иоанна Снычева: «Впрочем, рассуждая о Петре Великом, его деятельности и его эпохе, важно не впасть в одну из двух крайностей, традиционно свойственных отечественной историографии. Так, неуемные почитатели Петра, безудержно идеализируя как его самого, так и все, что он делал, отстаивают то убеждение, что без великих реформ допетровская Русь безнадежно отстала бы от «просвещенной» и «цивилизованной» Европы.

Это, конечно, не так. Но, с другой стороны, попытки представить «великого преобразователя» в образе демоническом, как едва ли не сознательного врага русского благочестия, тоже грешат искажениями и натяжками» . Вероятнее всего, Петра меньше всего интересовал слом старой русской жизни и его последствия: ему надо было вооружить страну передовыми технологиями и военными средствами, сделать ее мировой державой, способной отстаивать свою культурную, экономическую и политическую независимость. Однако в сознании народа просветительная деятельность Петра представлялась продолжением начавшегося при царе Алексее непонятного посягательства на чистоту родной веры и крепость обычаев, что принесло немалый ущерб результатам реформ. Воспитание в петровскую эпоху имеет значение и для сегодняшнего времени не только в плане научно-историческом, но и практическом: исключительно осторожно надо подходить к заимствованиям из других культур, а также трезво оценивать разновекторные результаты научно-технического прогресса, который никак нельзя ставить во главу образования и воспитания.

Использованная литература

1. Беленчук Л.Н. История зарубежной и русской педагогики / Л.Н. Беленчук, О.Л. Янушкявичене. М.: ПРО-ПРЕСС, 2011. 312 с.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Изд. 2-е, доп. / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб., «Царское дело», 2002. 566 с.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: «Издательство АСТ», 2000. 544 с.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. / В.О. Ключевский. - М., Соцэкгиз, 1937. 388 с.

5. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. VIII. / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1990. - 445 с.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII- первая половина XIX в. - М.: «Педагогика», 1973. - 599 с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1974. 527 с. http://old-russian.chat.ru/17sherb.htm (17 июля).

Беленчук Л.Н. (Москва, Россия)

Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.

Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки. Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.

Подростку-царю привезли из Франции астролябию - прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы. Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей - на свой счет, 6 кораблей - патриарха, 5 кораблей - духовенства, 34 корабля - боярам, 11 кораблей - городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.

Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной - дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.

Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.

Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву. Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.

Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.

Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.

В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России. Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.

Петр I (Петр Алексеевич, Первый, Великий) – последний московский царь и первый российский император . Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от его второй жены боярыни Натальи Нарышкиной. Родился в 1672 году 30 (9) мая (июня) .

Краткая биография Петра I представлена ниже (Петр 1 фото также) .

Отец Петра умер, когда ему исполнилось 4 года, и его официальным опекуном стал старший брат, царь Федор Алексеевич, к власти в Москве пришла сильная партия бояр Милославских (матерью Федора была первая жена Алексея Мария Милославская).

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет - няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Борьба Милославских и Нарышкиных за власть

В 1682 году умер Федор Алексеевич , не оставив наследника мужского пола. Бояре Нарышкины, воспользовавшись возникшей смутой и тем фактом, что царевич Иван Алексеевич, следующий по старшинству брат, был душевно болен, возвели на престол Петра, а регентшей сделали Наталью Кирилловну, опекуном же был назначен близкий друг и родственник Нарашкиных боярин Артамон Матвеев.

Бояре Милославские под предводительством царевны Софьи, старшей дочери Алексея Михайловича, начали подстрекать стрельцов, которых в Москве было около 20 тысяч, к бунту. И бунт произошел; в результате были убиты боярин А. Матвеев, его сторонник, боярин М. Долгорукий, многие из рода Нарышкиных. Царица Наталья была отправлена в ссылку, а на престол возвели и Ивана, и Петра (причем старшим считался Иван). Регентшей при них стала царевна Софья, заручившаяся поддержкой предводителей стрелецкого войска.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия .

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем – Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Первый брак

В 1689 году по приказу матери Петр женился на Евдокии Лопухиной, девушке из богатого и знатного боярского рода. Царица Наталья преследовала три цели: связать сына с родовитыми московским боярами, которые в случае необходимости окажут ему политическую поддержку, объявить о совершеннолетии мальчика-царя и, как следствие, его возможности самостоятельно править, и отвлечь сына от его немецкой любовницы, Анны Монс. Царевич не любил жену и очень быстро оставил ее в одиночестве, хотя от этого брака родился царевич Алексей, будущий наследник императора.

Начало самостоятельного правления и борьба с Софьей

В 1689 году вспыхнул очередной конфликт между Софьей и Петром, который желал править самостоятельно. Вначале на сторону Софьи встали стрельцы во главе с Федором Шакловитым, но Петр сумел переломить ситуацию и вынудил Софью отступить. Она отправилась в монастырь, Шакловитый был казнен, а старший брат Иван полностью признал право младшего брата на престол, хотя номинально, до свой смерти в 1696 году, оставался соправителем. С 1689 по 1696 год делами в государстве занималось правительство, сформированное царицей Натальей. Сам же царь полностью «отдался» своим любимым делам – созданию армии и флота.

Первые самостоятельные года правления и окончательное уничтожение сторонников Софьи

С 1696 года Петр начал править самостоятельно , избрав для себя приоритетной задачей продолжение войны с Османской империей. В 1695, 1696 годах он предпринял два похода с целью захватить турецкую крепость Азов на Азовском море (Петр сознательно отказался от походов в Крым, считая, что его армия еще не достаточно сильна). В 1695 году взять крепость не удалось, а в 1696 году, после более тщательной подготовки и создания речного флота, крепость была взята. Так Петр получил первый порт на южном море. В этом же 1696 году на Азовском море была заложена еще одна крепость, Таганрог, которая стала бы форпостом для русских сил, готовящихся напасть на Крым с моря.

Однако нападение на Крым означало войну с Османами, а царь понимал, что для такой кампании сил у него еще мало. Именно поэтому он начал усиленно искать союзников, которые поддержали бы его в этой войне. С этой целью им было организованно так называемое «Великое посольство» (1697-1698 гг.).

Официальной целью посольства, которое возглавил Ф. Лефорт, было налаживание связей с Европой и обучение недорослей, неофициальной – заключение военных союзов против Оманской империи. Царь также отправился с посольством, правда, инкогнито. Он посетил несколько немецких княжеств, Голландию, Англию и Австрию. Официальные цели достигнуты были, а вот найти союзников для войны с Османами не удалось.

Петр намеревался посетить еще Венецию и Ватикан, но в 1698 году в Москве началось восстание стрельцов, подстрекаемых Софьей, и Петр был вынужден вернуться на родину. Стрелецкое восстание было им жестоко подавлено. Софья пострижена в монастырь. Свою жену, Евдокию Лопухину, Петр тоже отправил в монастырь в Суздаль, но подстрижена в монахини она не была, так как этому воспротивился патриарх Адриан.

Строительство империи. Северная война и экспансии на Юг

В 1698 году Петр полностью распустил стрелецкое войско и создал 4 регулярных полка, которые стали основой его новой армии . Такой армии еще не было в России, но она была нужна царю, так как он собирался начать войну за выход к Балтийскому морю.Воевать со Швецией, тогдашним гегемоном Европы, предложили Петру курфюрст Саксонии, правитель Речи Посполитой, и датский король. Им нужна была слабая Швеция, а Петру выход к морю и удобные гавани для строительства флота. Поводом к войне стала якобы обида, нанесенная царю в Риге.

Первый этап войны

Начало войны нельзя назвать удачным. 19 (30).11.1700 года русская армия была разгромлена под Нарвой. Потом Карл XII , король Швеции, разгромил союзников. Петр не отступился, сделал выводы и реорганизовал армию и тылы, проведя реформы по европейскому образцу. Они тут же дали свои плоды:

  • 1702 год – захват Нотебурга;
  • 1703 год – захват Ниеншанца; начало строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта;
  • 1704 год – захват Дерпта и Нарвы

В 1706 год Карл XII , уверенный в своей победе после укрепления в Речи Посполитой, начал прорываться на юг России, где ему обещал поддержку гетман Украины И. Мазепа. Но сражение у деревни Лесной (русскую армию возглавлял Ал. Меньшиков) лишило шведскую армию фуража и боеприпасов. Скорее всего, именно этот факт, а еще полководческий талант Петра I привели к полному разгрому шведов под Полтавой.

Шведский король бежал в Турцию, где хотел добиться поддержки турецкого султана. Турция вмешалась, и в результате неудачного Прутского похода (1711 год) Россия была вынуждена вернуть Турции Азов и отказаться от Таганрога. Потеря была тяжелой для России, но мир с Турцией удалось заключить. После этого последовали победы на Балтике:

  • 1714 год – победа у м. Гангут (в 1718 погиб Карл XII и начались мирные переговоры);
  • 1721 год – победа у острова Гренгам.

В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила:

  • выход к Балтике;
  • Карелию, Эстляндию, Лифляндию, Ингрию (но России пришлось отдать Швеции завоеванную Финляндию).

В этом же году Петр Первый провозгласил Россию Империей, а себя наделил титулом императора (причем, в короткое время этот новый титул Петра I московского царя признали все европейские державы: кто мог оспорить решение, принятое самым сильным правителем тогдашней Европы?).

В 1722 – 1723 году Петром Первым был предпринят Каспийский поход, закончившийся подписанием Константинопольского мира с Турцией (1724 год), которая признавала за Россией право на западные берега Каспия. Такой же договор был подписан и с Персией.

Внутренняя политика Петра I . Реформы

С 1700 по 1725 года Петр Первый проводил реформы , которые так или иначе затронули каждую сферу жизни государства Российского. Наиболее значимые из них:

Финансы и торговля:

Можно сказать, что именно Петр Первый создал промышленность России, открывая государственные и помогая создавать частные мануфактуры по всей стране ;

Армия:

  • 1696 – начало создания российского флота (Петр сделал все, чтобы российский флот стал за 20 лет самым сильным в мире);
  • 1705 – введение рекрутской повинности (создание регулярной армии);
  • 1716 – создание Военных уставов;

Церковь:

  • 1721 – отмена патриаршества, создание Синода, создание Духовного регламента (церковь в России полностью подчинилась государству);

Внутреннее управление:

Дворянское право:

  • 1714 – указ о единонаследии (запрет дробить дворянские поместья, приведший к укреплению дворянского землевладения).

Семья и личная жизнь

После развода с Евдокией Лопухиной Петр женился (в 1712) на своей давней любовнице Екатерине (Марте Скавронской) , с которой состоял в связи с 1702 года и от которой уже имел несколько детей (в том числе Анну, мать будущего императора Петра III , и Елизавету, будущую российскую императрицу). Он венчал ее на царство, сделав императрицей и соправительницей.

Со старшим сыном, царевичем Алексеем, у Петра были сложные отношения, приведшие к измене, отречению от престола и смерти первого в 1718 году. В 1722 году император издает указ о престолонаследии, в котором говорится о том, что император вправе сам назначить себе наследника. Единственным же наследником мужского пола по прямой линии был внук императора – Петр (сын царевича Алексея). Но кто займет престол после смерти Петра Первого, до конца жизни императора так и оставалось неизвестным.

Петр обладал суровым характером, был вспыльчив, но о том, что это была яркая и неординарная личность, можно судить по фото, сделанным с прижизненных портретов императора.

Практически всю свою жизнь Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни и уремии. От нескольких приступов, случившихся между 1711-1720 гг., он вполне мог умереть.

В 1724-1725 году болезнь усилилась и император страдал от жутких приступов боли. Осенью 1724 году Петр сильно простудился (долго простоял в холодной воде, помогая морякам спасать севший на мель бот), и боли стали беспрерывными. В январе император слег, 22 числа исповедовался и принял последние причастие, а 28-го, после продолжительной и мучительной агонии (фото Петра I, сделанное с картины “Император на смертном одре”, доказывает этот факт), Петр Первый умер в Зимнем дворце Санкт-Петербурга .

Врачами был поставлен диагноз воспаления легких, а после вскрытия стало понятно, что у императора началась гангрена после того, как мочевой канал окончательно сузился и закупорился камнями.

Похоронен император был в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его правление закончилось.

28-го же января, при поддержке А. Меньшикова, императрицей стала Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра Первого.