Что включено в определение территориальные зоны. Изменение территориальной зоны земельного участка

Земельные участки. Зоны вместо категорий

Министерство экономического развития подготовило законопроект, упрощающий классификацию категорий земель

П одготовленный Министерством экономического развития законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» выделяет три категории земель: особо охраняемые природные территории, лесного фонда и водного фонда.

Параметры использования земель, не относящихся к названным категориям, будут определяться на основании зонирования, правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов. Планируется установить 13 целевых зон использования земель - жилые, общественно-деловые, сельскохозяйственного назначения, рекреационные, объектов культурного наследия, специального назначения, промышленные, энергетики, транспорта, связи, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны и безопасности и резервные (то есть ни к чему не пригодные).

Территориальная зона - это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель.

Директор Департамента недвижимости Министерства экономического развития Андрей Ивакин в своем интервью, данном корреспонденту «Российской газеты» (опубликовано № 5607 за 14 октября 2011 года под заголовком «Земельный вопрос - категоричный ответ») Татьяне Смоляковой, объяснил, что на практике означает упрощение классификации категорий земель, кому и как оно облегчит жизнь. Ниже мы приводим несколько фрагментов из этого интервью.

Граждане редко сталкиваются с необходимостью строительства, а если сталкиваются, то у них, как правило, уже есть участок под застройку. А вот бизнесу довольно часто приходится заниматься оформлением земельных участков. Поэтому для предпринимателей этот законопроект может оказаться очень полезным.

Сейчас есть две процедуры, которые необходимо пройти, чтобы приступить к строительству, - изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования. Категорию меняют органы федеральной, региональной или местной власти. Какой именно орган, зависит от целого ряда факторов. Сегодня перевод из одной категории земель в другую - это индивидуальное решение по каждому участку. И абсолютно непонятно, почему органы власти принимают решение перевести участок или не перевести.

Поэтому мы убираем лишнюю процедуру с категориями, но не с разрешенным использованием - она сохраняется, но конструкция становится более прозрачной и понятной. Определение разрешенного использования относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое должно руководствоваться зонированием территории, правилами землепользования и застройки, градостроительными регламентами.

Территориальное зонирование законом уже предусмотрено, но действует оно только в тех муниципальных образованиях, в которых утверждены правила землепользования и застройки. Дело в том, что правила землепользования и застройки - это такой документ, который предусматривает комплексную картину в отношении всего муниципального образования. Там указаны зоны жилой застройки, зоны сельскохозяйственного использования, промышленные зоны и т. д. по закону они должны были быть утверждены до конца 2011 года по всей территории страны.

В новом законе сроки изменения разрешенного использования не оговариваются, поскольку основная задача, которую ставили перед собой разработчики, заключалась в отмене категорий земельных участков, хотя эксперты считают, что сроки перевода земельного участка, например, из зоны сельхозназначения в жилую зону сократятся как минимум в два раза.

Существующая сегодня процедура изменения разрешенного использования земельных участков, прописанная в Градостроительном кодексе, будет продолжать действовать и в дальнейшем.

Виды земельных участков: список сужается...

Для чего нужен классификатор видов разрешенного использования земельных участков и почему действующая система классификации нелогична, объясняет начальник отдела законодательства в сфере недвижимости Министерства экономического развития России Александр Окунев.

Земельный кодекс делит земли на семь категорий, каждая из которых имеет также виды разрешенного использования. С категориями все, в общем, понятно: есть земли сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда и так далее, у каждой - своя функция. А вот разрешенное использование - «вещь в себе», смысл которой не понимает никто. Возьмем, к примеру, такой вид использования, как «дачное строительство». Он встречается и на сельхозземлях, и в рамках населенных пунктов.

В итоге вся система классификации становится нелогичной. Сегодня существуют около 3 тысяч видов разрешенного использования земельных участков, есть и довольно абсурдные. Чиновники на местах нередко используют хаос понятий в своих интересах, ущемляя права землевладельцев. Например: участок имеет статус: «для эксплуатации модуля» или еще абстрактнее: «для уставных видов деятельности». Что это такое, не понятно. В итоге местные власти могут использовать данный надел, как им заблагорассудится. Поэтому и возникла идея создать более жесткую универсальную классификацию.

По моему мнению, вступление в силу этого закона, в случае его принятия, возможно только после того, как на всех уровнях будет подготовлена и принята градостроительная документация. В противном случае последствия такого шага для земельного рынка могут быть негативными. В целом 90 -95 % территории России уже охвачено этими схемами, но тут возникает другая проблема: как выяснилось, разработанные схемы плохо стыкуются друг с другом.

Дело в том, что требования к содержанию этих документов в законодательстве были прописаны нечетко. В итоге на схемах порой отражены разные категории объектов, использован разный масштаб, между муниципальными образованиями обнаруживаются «белые пятна» от 40 до 100 километров.

Кроме того, возникает много спорных моментов. Допустим, один муниципальный район предлагает создать у себя полигон твердых бытовых отходов, а другой, смежный с ним, планировал построить на границе с соседом горнолыжный курорт. И вот начинаются бесконечные совещания, нестыковки, переделки.

Сейчас на законодательном уровне принято принципиальное решение, что такие вопросы должны улаживаться в судебном порядке. А чтобы избежать новых конфликтов, планируется создать единый фонд данных картографических материалов, откуда все заинтересованные лица смогут бесплатно получать нужные данные. В целом завершение процессов территориального планирования займет еще несколько лет. Поэтому будет логично, если и закон об отмене категорий начнет действовать не ранее 2017 года.

Важнейшей задачей в настоящее время является разработка классификатора видов разрешенного использования участков. Ведь путаница с ними негативно сказывается и на результатах кадастровой оценки. В итоге получается, например, что кадастровая стоимость земли под аэропортом в Анапе составляет 100 миллионов рублей, а под аналогичным объектом в Сочи - 14 миллиардов. В результате установление платы за землю (арендной платы) в размере, например, 0,1 % от кадастровой стоимости будет означать для аэропорта Анапы процветание, а для сочинского - банкротство (аэропорты - лишь яркий пример, такое встречается сплошь и рядом).

Вместо существующих 3 тысяч видов разрешенного использования должно быть от 200 до 500 с разбивкой на 15 -16 тематических блоков. Главное, отказаться от слишком общих видов и в то же время крайне детализированных.

В настоящее время Министерство экономического развития ведет разработку классификатора видов разрешенного использования, который будет взаимоувязан с системой кадастровой оценки.

Алексей Резенков , интернет-издание «Бюллетень недвижимости Санкт-Петербурга» (опубликовано 7 декабря 2011 года)


некомпетентно. 5) Физ.лицо не имеет финансовых средств для поддержания и развития территории 6) Земельный участок не интересен администрации города, инвестирование участка отсутствует, простаивает. Город, напротив, вкладывает примерно 100.000.000 р. в освоение других участков под спортивные центры, которые, в свою очередь, расположены в промышленной зоне! Цель: сменить зону зем.уч.

Права землепользователя в споре о зоне

В статье 1 прежней редакции ГрК РФ, действовавшей до 01.07.2006, под зонированием понималось деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. В соответствии с действующим ГрК РФ (п. 6 ст. 1) градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Что такое «зонирование» участка и зачем оно нужно?

Возможности собственника или арендатора конкретного земельного участка по землепользованию и застройке определяются в соответствии с территориальной зоной, к которой относится земельный участок. А ее можно узнать из документов территориального планирования, например, в Нижнем Новгороде разработан и действует генеральный план города Нижнего Новгорода, как раз и содержащий информацию по планировке территории. Что все это значит на практике? Это значит, что задумываясь о приобретении на правах аренды или собственности земельного участка, необходимо хорошо понимать, что возможности использования и застройки этого участка зависят от следующих основных параметров: территориальной зоны, к которой относится земельный участок; ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия; ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зонах действия соответствующих ограничений; возможных иных ограничений (включая существование возможных сервитутов, например и ли водоохранных зон). На карте градостроительного зонирования территории Нижнего Новгорода выделены следующие виды территориальных зон: Центральные общественно-деловые и коммерческие зоны Специальные обслуживающие и деловые зоны для объектов с большими земельными Жилые зоны Зоны специального назначения Градостроительные регламенты.

Разрешенное использование земельных участков, виды и состав территориальных зон

При этом может устанавливаться один или несколько видов разрешенного использования земельного участка. Этот пункт, как и впрочем вся статья в целом входит в противоречие с идеей ПЗЗ, кроме того противоречит и следующей статье данного закона. Правилами (и ст. 78 данного проекта закона) предполагается что внутри территориальной зоны должны быть одинаковые регламенты использования территории (РИТ) для любого земельного участка.

Как определить зону земельного участка

Планируется установить 13 целевых зон использования земель — жилые, общественно-деловые, сельскохозяйственного назначения, рекреационные, объектов культурного наследия, специального назначения, промышленные, энергетики, транспорта, связи, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны и безопасности и резервные (то есть ни к чему не пригодные).

Территориальная зона — это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель. Директор Департамента недвижимости Министерства экономического развития Андрей Ивакин в своем интервью, данном корреспонденту «Российской газеты» (опубликовано № 5607 за 14 октября 2011 года под заголовком «Земельный вопрос — категоричный ответ») Татьяне Смоляковой, объяснил, что на практике означает упрощение классификации категорий земель, кому и как оно облегчит жизнь.

Вид разрешенного использования земельного участка

Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ. Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон: — транспортных и инженерных инфраструктур; — особо охраняемые территории; — для сельскохозяйственных целей; — для размещения военных объектов; В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению.

В нашей компании Вам помогут провести , а также изменения ВРИ, ПЗЗ или генплана района. В каждой территориальной зоне действует особый правовой режим пользования землей, а ее границы определяются в процессе зонирования участков. При установлении и изменении зоны необходимо руководствоваться не только земельным, но и градостроительным, а также лесным и водным законодательством. Еще надо учитывать положения о защите природы.

За проведением процедуры необходимо обращаться в управление градостроительства и архитектуры местной администрации. Согласно закону, изменение допускается только с проведением общественных слушаний и публикацией информации из проекта изменений в СМИ. Все корректировки вносятся при редактировании правил землепользования и застройки, принятых в конкретном муниципальном образовании. Основные решения принимаются специальной комиссией и главой администрации.

Успех обращения зависит от того, насколько тщательной и юридически грамотной будет подготовка. Инициируя изменение территориальной зоны земельного участка , важно подобрать правильные основания для такого действия. Подобные корректировки – это не обязанность, а право администрации, поэтому они строго изучают всю полученную информацию, и часто отказывают заявителям. Конечно, если в правилах застройки и использования земли допущены ошибки, их редактирование проводится в обязательном порядке. Обратиться с ходатайством может любое заинтересованное лицо.

Как проводится изменение территориальной зоны земельного участка?

Для начала необходимо написать заявление, с подробным обоснованием необходимости внесения подобных изменений. В качестве причины обращения можно указать невозможность использования участка или недвижимого имущества максимально эффективно. Также комиссия рассматривает в качестве причины нанесение вреда правообладателю земли либо уменьшение стоимости надела или капитальных объектов. Изменение территориальной зоны земельного участка происходит в несколько этапов:

  • предложение о корректировках поступает в комиссию;
  • в течение 30 дней с момента его получения готовят проект;
  • в нем указываются рекомендации о будущих изменениях зоны;
  • проект направляют главе администрации муниципального образования;
  • после изучения и рассмотрения рекомендаций выносится решение;
  • проект изменений либо утвердят, либо отправят на доработку.

Очень важный этап – проведение публичных слушаний. Здесь учитывают мнение владельцев смежных участков и иных лиц. В некоторых случаях организовывать такие слушания не требуется.

Комиссия, учитывая результаты слушаний, готовит финальный вариант проекта, прикрепляя к нему протокол этого мероприятия. Документы отправляются на подписание главе администрации. Гарантировать утверждение подобных изменений могут только опытные специалисты. Юристы нашей компании подготовят необходимые бумаги, составят заявление и пройдут всю процедуру изменения территориальной зоны. Для этого достаточно позвонить нам и подписать доверенность на проведение таких действий.

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Оформление земельных участков

Сопровождение сделок купли/продажи и аренды земельных участков, регистрация вновьобразуемых или ранееучтенных участков.