Преференции участникам закупки. Национальный режим и преференции в госзакупках Преференции 15 процентов

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений , а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение - 15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение - 15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

"Аптечный бизнес", 2013, N 11

На сегодняшний день единственным документом, который определяет порядок предоставления 15%-ных преференций для отечественных фармпроизводителей, является приказ Минэкономразвития, принятый более шести лет назад. Приказ, который принимался каждый год, ни разу не менялся, однако всякий раз запаздывал, не давая фармпроизводителям возможности принять участие в торгах. Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП) выступила с инициативой о создании системы преференций, которая поможет реализовать задачи, поставленные в стратегических документах по развитию отечественной фармпромышленности. О том, какой она должна быть, корреспондент "ФВ" Оксана Баранова беседует с генеральным директором АРФП Виктором ДМИТРИЕВЫМ.

  • Приказ Минэкономразвития по совершенно непонятным причинам из года в год традиционно запаздывает, поэтому ежегодно складывается ситуация, когда фармпроизводители в принципе не могут воспользоваться преференциями. Возникает вопрос, насколько нужны такие государственные льготы?
  • Среди производителей есть те, кто только начал процесс локализации, они не очень активно пользуются 15%-й преференцией. Но для большинства компаний льгота имеет важное значение. Однако действительно, из года в год министерство в силу каких-то бюрократических причин опаздывает с принятием документа. На наш взгляд, было бы целесообразнее, руководствуясь ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу", утвердить приказ сроком до 2020 г. Это позволило бы производителям участвовать в аукционах, а министерство избавилось бы от лишней бумажной работы.
  • В чем принципиальные особенности системы преференций, которую предлагает АРФП? Достаточно ли этих мер или они - лишь первый шаг на пути выстраивания работоспособной системы?
  • Прежде всего, мы предлагаем дифференцировать преференции в отношении цены контракта в зависимости от степени переработки продукции на территории России: 15% для стадии упаковки, 30% - при производстве готовой формы, 40% - для препаратов полного цикла, включая производство субстанций.

Также необходимо ввести механизм заключения трехлетних государственных контрактов на поставку лекарственных средств российского происхождения.

Мы считаем, что российскому фармрынку необходима ускоренная процедура экспертизы отечественных ЛС и субстанций, используемых при производстве препаратов из Перечня ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС. Также, на наш взгляд, следует ввести ускоренную регистрацию после второй фазы клинических исследований для инновационных орфанных препаратов, разрабатываемых на средства госбюджета.

Можно сказать, что промежуточные итоги по реализации ФЦП уже есть. Ряд разработок находится на этапе выхода. Но есть и серьезные проблемы, решение которых зависит не от бизнеса, а от государственных структур. Получив государственный грант, фармкомпания разрабатывает препарат, соблюдая график, но потом в Минздраве разработка "зависает" по причине затягивания регистрационных процедур. Такая политика ведомства создает серьезные экономические риски. Если государство вкладывает деньги в разработку ЛС, было бы целесообразно, чтобы оно предоставляло определенные гарантии при их закупках. Ведь большая часть разрабатываемых в рамках ФЦП препаратов относится к стратегически значимым, входит в Перечень ЖНВЛП.

Поэтому мы также настаиваем на создании механизма, гарантирующего попадание на госзакупки препаратов, созданных за счет государства. Для этого следует разработать порядок и критерии внесения российских ЛС в действующие перечни (ЖНВЛП, стратегически значимых ЛС, льготных ЛС, по торговому наименованию).

Существенной поддержкой отечественной фармы, особенно в свете обязательного перехода отрасли с 2014 г. на стандарты GMP, стало бы и предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов для российских компаний, взявших кредит на строительство или техническое перевооружение.

Кроме того, мы убеждены в необходимости жесткого государственного контроля качества импортируемых лекарственных препаратов.

Преференции для российских производителей должны включать налоговые и таможенные льготы, а именно: возмещение таможенной пошлины и НДС, а также освобождение производителей препаратов из списка ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС от налога на прибыль.

  • АРФП давно ведет диалог с профильными министерствами о важности поддержки отечественного производителя с помощью преференций. В настоящий момент вы предлагаете более расширенный объем льгот. Почему?
  • Это связано со вступлением России в ВТО и принятием на себя определенных обязательств. Я не призываю закрыть рынок и ввести широчайшие преференции для локальных производителей, но надо понимать: в условиях нестабильной финансовой ситуации во всем мире любое государство стремится защитить свой рынок, сохранить рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу. В России порядка 30% рынка - рынок бюджета, который не подпадает под регулирование правил ВТО. Здесь мы должны быть более смелыми и не бояться поддерживать тех, кто локализуется в РФ.
  • Но если смотреть на ситуацию с точки зрения пациентов, то по большому счету им вообще не принципиально, где произведен препарат. Выходит, в локализации фармацевтической промышленности заинтересовано только государство?
  • Пациенту важно, чтобы препарат был качественным, эффективным и безопасным. Но мы должны понимать: развитие локальной фармацевтической промышленности - это прежде всего обеспечение лекарственной независимости страны. Ее отсутствие мы очень хорошо ощутили во время пекинской Олимпиады. Тогда решением Политбюро КПК на время проведения игр были закрыты все химические заводы в радиусе 40 км от Пекина. Сразу же возник дефицит фармсубстанций из Китая. Неоднократно случались и односторонние отказы иностранных компаний от поставок в Россию препаратов для лечения тяжелых заболеваний, в то время как их аналогов в нашей стране не было. Опасно ставить себя в зависимость от обстоятельств, на которые государство не может оказывать влияние. Поэтому крайне важно вывести свою промышленность на тот уровень, на котором она будет в состоянии обеспечивать население необходимой продукцией, фармсырьем.

Россия, по сравнению с другими экономически развитыми странами, относительно недавно живет в рыночных отношениях. На коммерческом рынке мы научились конкурировать. Что касается сферы бюджетных закупок, где государство выступает и в роли регулятора, и в роли игрока, то здесь есть ряд моментов, которые мешают честной конкуренции. Прежде всего, в ряде субъектов РФ встречается некорректное поведение со стороны заказчика при проведении госзакупок. Нередко в случае, если госзаказчик хочет получить товар определенного производителя, то желаемую позицию он сопровождает техническими требованиями, которые тем или иным способом четко указывают на конкретную компанию и, как правило, составлены с нарушением ФЗ N 94. В техническое задание включаются требования к вспомогательным веществам, к особенностям вторичной, а иногда и третичной упаковки, а зачастую препаратам присваиваются вообще несуществующие характеристики. Российские дженериковые препараты либо снимаются с аукциона, либо вовсе не допускаются. В результате несет потери не только производитель, но и госбюджет, а значит, пациент. В 2010 г. Генеральная прокуратура провела проверку по факту ограничения конкуренции при проведении аукционов и установила, что федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд руб. А сколько это в человеческих жизнях и здоровье, не считал никто.

  • Какие проблемы должны быть решены, чтобы предложенная АРФП система не просто была принята, но и заработала?

Прежде всего, необходимо законодательно закрепить статус локального производителя, а именно: принять нормативно-правовой акт, устанавливающий критерии лекарственного средства российского происхождения. И уже затем, исходя из этих критериев, а также возможностей федерального и региональных бюджетов, определить, какие преференции реально предоставить уже сейчас. Мы готовы к дискуссии с государственными органами: совместный поиск компромисса - самый оптимальный вариант.

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.