Порядок осуществления контроля за такси. Правила о перевозках пассажиров легковыми такси

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ

Для легковых такси разработаны специальные правила, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров.

Правила перевозки пассажиров в такси 2018 регламентируются:

Постановлением Правительства №112 от 14.02.2009 года. Редакция этого документа проводилась в апреле 2018 года;
Федеральным законом №259 (дата принятия документа 08.11.2007, а дата внесения последних изменений – 13.07.2015 года), утверждающим Устав автомобильного транспорта в России;
Региональными законами, вносящими определенные понятия и правила, которые не противоречат общероссийскому законодательству. Нарушения в области ПДД, правил лицензирования деятельности таксиста, а так же иные правонарушения, влекущие наступление административной ответственности регламентируются КоАП, утвержденным Федеральным законом №195 от 30.12.2001 года.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В ТАКСИ

Правила перевозки пассажиров в такси РФ предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.

Автомобиль, являющийся транспортной единицей службы легкового такси, должен быть:

В исправном техническом состоянии. Периодичность прохождения технического осмотра составляет 1 раз в 6 месяцев. Кроме этого компаний должно проверяться состояние автотранспорта перед каждой рабочей сменой;
на одном из бортов автомашины должна быть нанесена цветографическая схема в виде черных квадратов, расположенных в шахматном порядке;
На крыше автомобиля должен быть установлен оранжевый фонарь.
Некоторые региональные законодательные акты, предъявляют требования к цвету машины, используемой в качестве такси. В большинстве регионов автомобиль должен быть желтого цвета.

В салоне легкового такси должно находиться:

Карточка водителя с указанием ФИО, номера водительского удостоверения, контактного телефона;
подробная информация о тарифах, используемых в компании для расчета стоимости поездки;
Контактная информация компании, предоставившей автомашину в качестве такси;
Телефоны контролирующих организаций для жалоб по предоставлению некачественных услуг;
Действующая редакция правил перевозки пассажиров и принадлежащего им багажа; Таксометр, если оплата оказанной услуги происходит исходя из количества пройденных километров; Кассовый аппарат или квитанции об оплате, являющиеся бланками строгой отчетности.

Автотранспортное средство должно быть укомплектовано:

  • Аптечкой для оказания первой помощи;
  • Знаком аварийной остановки;
  • Рабочим огнетушителем;
  • Запасным колесом;
  • Шанцевым инструментом;
  • Для перевозки детей младше 12 лет специальным удерживающим устройством.

Водитель такси должен иметь:

Водитель может , если:

  • Имеет водительский стаж более 3 лет, подтвержденный выпиской из трудовой книжки;
  • Или с момента получения прав впервые прошло более 5 лет.

Водитель легкового такси, работающего по предварительному заказу при выходе на линию должен иметь при себе:

  • Документы на автомобиль (свидетельство о регистрации, диагностическая карта технического осмотра);
  • Водительское удостоверение;
  • Полис автогражданки, предусматривающий возможность использования авто в качестве такси;
    оригинал лицензии;
  • Путевой лист с отметками о прохождении технического и медицинского осмотра перед выходом на линию;
    квитанции, выдаваемые пассажиру в качестве подтверждения оплаты.

Правила перевозки пассажиров в маршрутном такси предусматривают наличие у водителя, кроме указанного выше списка, дополнительного документа – маршрутной карты.

В документе указывается:

  • Время отправления от начального пункта;
  • Время прибытия в промежуточные и конечный пункт;

Подробное описание маршрута с указанием опасных участков дороги, способов объезда временно закрытых дорог и так далее.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Перевозка пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется на основании заключенного устно договора фрахтования. При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги. По договору фрахтования каждая из сторон, водитель и заказчик (пассажир) имеет определенные права и обязанности.

Водитель обязан знать и четко соблюдать:

  • Правила движения автотранспорта;
  • Правила пожарной безопасности;
  • Правила перевозки;
  • Правила эксплуатации и технические характеристики используемого автотранспорта.

При работе водитель обязан:

Следить за состоянием автомашины и в случае обнаружения неисправностей немедленно сообщить диспетчеру и принять все меры для их устранения;
По требованию сотрудников автоинспекции передавать документы, необходимые для проверки;
Подавать автомобиль в указанное в заявке время;
Следить за правильностью и своевременность проведения оплаты перевозки;
При оставлении в салоне или багажнике автомашины личных вещей пассажира сообщить в диспетчерскую службу, и после прибытия в автопарк передать вещи на хранение.
Передача личных вещей должна подтверждаться актом.

При общении с пассажирами водитель обязан:

Быть вежливым. Не забывать поздороваться с клиентом. Этот аспект чаще всего обуславливается правилами работы компании и является частью должностной инструкции, так как в данной ситуации водитель является представителем и лицом компании;
Если маршрут движения не оговорен заранее, то требуется его уточнить после посадки людей;
при перевозке малолетних детей создать все условия для достижения максимального комфорта маленького пассажира: установить кресло, предложить включить детское радио или диск, представленный представителем ребенка и так далее.

Водитель имеет право отказаться от перевозки, если пассажир:

  • Находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Имеет неопрятный (грязный) внешний вид, что может испортить или загрязнить салон автомашины;
  • Количество предполагаемых пассажир больше, чем мест в автотранспорте;
  • Перевозит домашних животных без соответствующих правилам мер. Например, собака без намордника, кошка не в специальном контейнере и так далее;
  • Перевозит багаж, превышающий вместимость автомобиля.

Пассажир имеет право:

  • Выбирать транспортное средство по своему желанию;
  • Самостоятельно определять время отправки и маршрут движения;
  • Требовать от водителя автомашины соблюдения ПДД и правил перевозки, установленных федеральным законом;
  • При необходимости обращаться с жалобами на водителя как в организации, предоставившую услугу, так и в вышестоящие органы.

Наряду с этим пассажир обязан:

  • Соблюдать правила перевозки;
  • Не мешать водителю исполнять свои обязанности;
  • Следить за своим поведением в общественном месте и поведением несовершеннолетних детей.

Бизнес-планирование является обязательным шагом, если вы решили открыть собственный таксопарк. Однако не стоит на него возлагать огромные надежды. Потому что не всегда то, что на написано на бумаге, соответствует цифрам, которые получаются в первый месяц работы.

Сегодня рассказываем простыми словами, как правильно делать расчеты при запуске таксопарка.

Приятный бонус – специальный чек-лист компании LET’S TAXI , который поможет организовать правильную отчетность в таксопарке по таким группам расходов: стартовые, регулярные и дополнительные.

Из чего должен состоять бизнес план такси?

  • этап регистрации (открытие ИП, счет в банке);
  • организация офиса (мебель, оборудование и т.д.);
  • формирование штатного расписания;
  • порядок работы с водителями (критерии отбора, график, расчет зарплаты водителя);
  • формирование таксопарка (количество машин, характеристики, цены);
  • выбор схемы работы (прочтите подробнее ;
  • оформление страховки (читайте );
  • грамотный учет (делаем акцент на слове «грамотный», не усложняйте расчеты непонятными цифрами);
  • возможные риски и дополнительные расходы на каждом шаге реализации проекта.

Бизнес-план такси, должен быть понятен, в первую очередь, вам.

Какие показатели в расчетах важны для руководителя таксопарка?

Математика в каждом бизнесе своя, поэтому излишняя привязка к шаблонам может отвлечь от главного – разницы между плановой и фактической выручкой.

Предприниматель закладывает один бюджет, а получает в 2 раза меньше. При таких условиях таксопарк не будет развиваться, а бизнес будет терпеть издержки.

Давайте разберемся в расчетах на простых примерах.

Расчет 1. Прибыль на одного водителя

Допустим, закладывается выручка для водителя равная 5000 руб в день.

Рассчитываем следующие показатели:

  • сколько водитель приносит в час;
  • сколько стоит обслуживание машины в час;
  • сколько денег уходит на бензин;
  • во сколько обходится аренда офиса, оплата интернета, услуг связи и т.д.

Важно учитывать все, вплоть до самых мелких расходов, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными.
В итоге получаем, что фактическая прибыль уже 4700 руб в день, т.е. на 300 руб меньше ожидаемых 5000 руб.
Далее умножим 300 руб на количество водителей (в среднем таксопарке работает 50 человек), еще умножим на 30 рабочих дней в месяце.

Получаем: 300х50х30 = 450 000 руб
Ежемесячная потеря прибыли будет составлять 450 тыс. рублей!

Вывод: делайте максимально подробные расчеты ожидаемой прибыли. В конце каждого месяца сравнивайте ожидаемую и фактическую прибыль. Постарайтесь учесть все, что влияет на эти показатели.

Расчет 2. Как просчитать услуги рекрутинга?

Водитель – это тот человек в бизнесе такси, который зарабатывает деньги. Поэтому многое зависит от того, насколько правильно подбираются кадры.

Разберитесь, кто и как будет искать водителей.

Предлагаем 2 варианта:

  1. Поиск с помощью услуг рекрутера. Оплата человеку или агентству, приводящему на собеседование людей. В конце месяца считаете, сколько пришло водителей, которые вам понравились. Соотносите это с суммой, потраченной на подбор.
  2. Самостоятельное размещение объявлений на популярных площадках, например, Avito или Headhunter. Затем снова расчет: с какой площадки было больше откликов и сколько пришлось заплатить за эту площадку.

Расчет подразумевает выявление инструментов подбора кадров, которые быстрее всего окупаются.
Вывод: выявляйте сильные и слабые стороны на каждом этапе работы.

Расчет 3. Как не прогореть с лизингом?

Иногда, даже имея опыт и понимание бизнеса такси, столкнувшись с лизингом, допускается ряд ошибок.

Перечень дополнительных затрат, которые упускаются при расчетах:

  1. Авансовый платеж за автомобиль.
  2. Система страхования (КАСКО или ОСАГО, с франшизой или без).
  3. Обязательное лицензирование автомобиля.
  4. Установка ГБО, если решили заправляться газом.
  5. Установка маячков GPS, чтобы отслеживать местоположение водителей (дополнительная защита от угона).
  6. Закупка чехлов (забота о состоянии салона авто).

Расчет: просуммируйте дополнительные расходы, отнимите полученное значение из ожидаемой прибыли.
Вывод: делайте грамотные предварительные расчеты сразу по нескольким схемам (аренда/лизинг). Выбирайте выгодные и понятные схемы работы.

Расчет 4. Формирование штатного расписания

Задайте себе 2 вопроса:

  1. Сколько машин собираетесь обслуживать?
  2. Сколько времени, вы, как руководитель, готовы уделять этому бизнесу?

Приведем сравнительную таблицу для двух типов таксопарков:

Штатная единица Таксопарк до 10 машин Таксопарк от 10 машин
1 Руководитель При желании, можно заниматься и организационными, и управленческими задачами одновременно. Самостоятельный учет и контроль (возможно, автоматизированный). Управленческая деятельность. Учет и контроль в 90% случаев лучше автоматизировать.
2 Диспетчер Можно обойтись без него. Рекомендуется 1-2 диспетчеров нанять в штат.
3 Менеджер Можно обойтись без него. Но учтите, что все задачи придется делать самостоятельно. В офисе необходим человек, которому можно доверять и спокойно делегировать ежедневные рутинные задачи. Некоторые таксопарки берут специального сотрудника, который занимается работой с разрешительной документацией (оформление/получение), некий «многофункциональный» человек.
4 Механик Самостоятельно или с использованием услуг сторонней компании. Выпускает автомобили на линию, следит за техническим состоянием парка, ведет учет повреждений.
5 Рекрутер Самостоятельная работа с объявлениями и откликами на них через специализированные площадки (Avito, Headhunter). Здесь можно пробовать разные варианты: нанять одного в штат, с другими — удаленный формат. И постоянно менять выбранную схему, добиваясь максимального результата.

Расчет 5. Автоматизация такси

Можно обойтись без дополнительных сервисов, если руководителя не интересует, что машины задерживаются, стоят без заказов в час-пик, а водители перестают брать трубку. И при этом в компании нет сложностей со своевременным подсчетом заработной платы вручную.

Если вас интересует контроль водителей на смене в режиме онлайн, получение глубокой аналитики по каждому таксисту с возможностью пресекать попытки недобросовестной работы — задумайтесь о покупке дополнительного ПО. Это облегчит работу и повысит эффективность таксопарка.

Многие таксопарки используют продукт, который помогает увеличивать прибыль — диспетчерская такси онлайн.

Для примера рассмотрим программный продукт LET’S TAXI .

Диспетчерская служба такси онлайн позволяет:

  • вычислять точное местоположение водителя на смене;
  • проследить за тем, чтобы водитель не катался без заказов;
  • предотвратить простой машины из-за сбоя интернета;
  • офисным сотрудникам следить за работой водителей через простой интерфейс;
  • видеть плотность заказов по местоположению;
  • получать глубокую аналитику по каждому водителю (путь, время и стоимость поездки);
  • вести автоматизированный расчет зарплаты водителя.

Вывод: подобная онлайн программа для таксопарка дает возможность руководителю круглосуточно знать «где?», «кто?», «сколько?» и «почему?».

Расчет 6. Фонд оплаты труда

  • попробовать платить ниже среднего, с учетом того, что качество кадров будет не самым лучшим;
  • платить среднюю ЗП по региону и тестировать работу каждого сотрудника (с кем-то попрощаться, кого-то дополнительно мотивировать);
  • платить выше среднего, давая расширенный функционал персоналу. Как правило, такие кадры наиболее ценные, потому что вы понимаете за что платите, а подчиненные отрабатывают эти деньги на 100%.

Тестируйте эти методы и определяйтесь, какой из них наиболее эффективен.

Общие выводы:

Начиная бизнес в такси, исходите из количества машин, способа формирования автопарка, схемы работы и того, сколько лично вы, как руководитель, готовы уделять этому времени.

Ведите строгий контроль работы каждого звена проекта и научитесь быстро реагировать на любые изменения.

Старайтесь автоматизировать работу. Это сэкономит деньги и, элементарно, упростит жизнь!

Ниже представлен чек-лист по формированию отчетности таксопарка, который уже сегодня можно внедрять в работу и получать первые результаты.

Практика показывает, что детальные расчеты дают более реальную картину итогов работы каждого месяца.

Ожидайте в следующих выпусках новые лайфхаки и советы по увеличению прибыльности таксопарков.

Желаем успехов в бизнесе!

ГОРОДА МОСКВЫ

О легковом такси в городе Москве*

________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 19.07.2011);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 29.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 04.06.2013);
Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 34 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 10.10.2016).

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию .


Настоящий Закон устанавливает основы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия

1. Легковое такси - легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок.
Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

2. Таксомоторные перевозки - деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

3. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

4. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - . - См. предыдущую редакцию .

Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

6. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 2. Организация транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок

1. Транспортное обслуживание населения в сфере таксомоторных перевозок организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в области транспорта (далее - уполномоченный орган), во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.

2. В городе Москве разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (далее - разрешение) выдается уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

3. Разрешение выдается сроком на пять лет (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).

4. Форма разрешения, порядок его выдачи и переоформления, размер платы за выдачу разрешения (дубликата разрешения) устанавливаются Правительством Москвы (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).

Статья 2.1. Требования к легковому такси

Легковое такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)
____________________________________________________
Статья 2.1 настоящего Закона (в редакции Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24) применяется к транспортным средствам, на которые разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выданы после 1 июля 2013 года . - См. пункт 2 статьи 2 Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24 .
____________________________________________________

Статья 3. Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок

(Название в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

1. Сведения о разрешениях включаются в Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок (далее - Реестр). Положение о Реестре утверждается Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

2. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

3. Реестр создается в целях:

1) обеспечения общедоступности информации о перевозчиках и действующих на территории города Москвы разрешениях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

2) мониторинга состояния таксомоторных перевозок, выявления тенденций развития таксомоторных перевозок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

4. Формирование и ведение Реестра осуществляются уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

5. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

6. В Реестр вносятся следующие сведения:

1) регистрационный номер разрешения, который присваивается в соответствии с порядковым номером внесения в Реестр (в случае исключения из Реестра данный регистрационный номер в дальнейшем не используется), дата его выдачи и дата прекращения действия разрешения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

2) полное наименование перевозчика (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

3) контактные данные перевозчика: место нахождения (для юридического лица), номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты и (или) иные контактные данные, представленные перевозчиком по его выбору для направления обращений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

4) сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;

5) информация о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска автомобиля, на который выдано разрешение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

6) сведения о приостановлении и возобновлении действия разрешения, отзыве (аннулировании) разрешения, дата внесения информации об изменении сведений, содержащихся в Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

7) иные сведения, предусмотренные положением о Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

8) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;

9) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;

10) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию .

7. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

8. Реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа.

9. Сведения о выдаче и переоформлении разрешений, информация об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносятся в Реестр уполномоченным органом на безвозмездной основе и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в течение пяти дней со дня внесения в Реестр соответствующих изменений (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

10. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 4. Требования, предъявляемые к перевозчикам и службам заказа такси (утратила силу)


Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 5. Государственная поддержка в сфере таксомоторных перевозок (утратила силу)

(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 6. Стоянки такси (утратила силу)

(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 6.1. Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований

1. Региональный государственный контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, осуществляется должностными лицами уполномоченного органа (учреждений уполномоченного органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 (Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

1.4. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.

2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.

3. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

5. Переоформление разрешения осуществляется в случае:

1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизации юридического лица.

6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.

7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.

14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

В) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

Д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

В профессиональном транспортном обороте много десятилетий существует важнейшее понятие: режим труда и отдыха водителя автомобиля. В любой стране и любом городе мира установлены жесткие (и практически одинаковые!) нормы — определенное количество часов за рулем, затем обязательный отдых. Например, в Нью-Йорке водитель коммерческого транспорта не может находиться за рулем больше 10 часов в сутки и 60 часов в неделю.

Нарушения столь же жестко караются. Оно и понятно: переработка с высокой вероятностью приводит к потере концентрации, соответственно, к снижению качества вождения. С некоторой (увы, ненулевой!) вероятностью водитель попросту уснет за рулем. Один из таких драматических кейсов мы недавно наблюдали в центре Москвы.

Понятно, что водитель идет на опасные для себя и окружающих переработки не от хорошей жизни: заплати аренду автомобиля и комиссию агрегатору, заправься непрерывно дорожающим бензином — что останется на жизнь?

Современный IT-инструментарий, в принципе, позволяет вести контроль за соблюдением режима труда и отдыха на аппаратном уровне: через определенное количество часов компьютер сначала настойчиво напомнит водителю, что пора отдыхать, а затем прекратит подачу топлива.

Но вопрос не в технике, которая «может все», а в институциях, которые явно не поспевают за техническим прогрессом. Если бы ввели обязаловку на такие гаджеты, водительские протесты были бы не слабее «платоновских», а служба контроля за наличием и корректной работой этих устройств стала бы в конечном итоге еще одной коррупционной кормушкой.

Государство должно следить, чтобы людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано

Сейчас звучат предложения, что надо бы вернуться к советскому формату регулирования, когда таксомоторный парк отвечал за все: на выпуске из парка проверяли техническое состояние автомобиля и состояние здоровья водителя, при возврате — соблюдение режима труда и отдыха. Любые претензии — от аварийных ситуаций до невежливого обращения — можно было предъявить предприятию-работодателю.

Мне кажется, возврат к такой системе регулирования — затея неэффективная. Во всех случаях надо сравнивать выгоды и риски регулирования по социалистическому типу с выгодами и рисками свободного рынка.

Оба решения не идеальны: рыночные свободы приводят к внештатным ситуациям, ограничения свободы — к результатам, хорошо знакомым потребителям «лучшего в мире советского такси». Наверное, нужно набраться терпения и ждать времен, когда возникнет слой водителей-профессионалов по найму или мелких предпринимателей, которые ревностно относятся к своей работе, соблюдают режим труда и отдыха, налоговую дисциплину, культуру общения с клиентами и так далее.

Возможно, ожидание таких времен — наивное заблуждение. Но еще более наивное заблуждение считать, что за работу таксиста может и должен отвечать агрегатор. По сути, это то же самое, как если бы мобильный оператор отвечал за хулиганские выходки своих абонентов.

Иллюстрация: Jonathan Croft/Getty Images

Бесспорно, появление агрегаторов — таких как Яндекс.Такси или Gett — оказало сильнейшее влияние на весь сегмент таксомоторных перевозок. Надо, однако, понимать, что агрегаторы никогда не станут заменой легендарного Мосавтолегтранса. А вот жесткое государственное регулирование допуска к вождению автомобиля — правомерно и остро необходимо: хочешь ездить по дорогам нашей страны, сдай здесь водительские экзамены!

К сожалению, наши стандарты в этой сфере — сугубо архаичны:

у нас жители ближних республик допускаются не только к вождению автомобиля, но и к работе за рулем по своему водительскому удостоверению. Если я приеду, к примеру, в США или Европу с водительским удостоверением, полученным в Москве на Ордынке, то, безусловно, смогу ездить некоторое время на правах туриста. Но если я там задержусь надолго, то водить автомобиль (даже не таксовать, а просто возить себя дорогого) со своим российским удостоверением мне никто не позволит. Придется сдать экзамен и получить местный водительский документ — License, Permit, Privilege. Боюсь, что очень многие из наших бравых гастарбайтеров не получили бы этого удостоверения ни в одной стране мира.

И еще государство должно ввести обязательные стандарты на подвижной состав, чтоб людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано.

Качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни

Во всем остальном — кроме водительских удостоверений и автомобильных стандартов — регулирование таксомоторного бизнеса зависит от городских традиций и креатива местной транспортной администрации. К примеру, «Нью-Йоркская комиссия такси и лимузинов» (TLC) эмитирует знаменитые «таксомоторные медальоны», которые обращаются наподобие ценных бумаг. Скажем, я могу скупить сотню этих медальонов и организовать таксомоторное предприятие. Медальон можно отдать кому-то в аренду. Если таксомоторных услуг в городе недостаточно, производится эмиссия дополнительных медальонов, при избытке услуг и потере доходов у таксистов, производится их скупка. При этом полную ответственность за все несет, разумеется, владелец медальона. В некоторых городах считается полезным регулировать количество игроков на рынке такси по нью-йоркскому образцу, в других господствует убеждение, что рынок сам все отрегулирует.

Впрочем, разговор о таксомоторном транспорте — занятие на долгие зимние вечера, у нас же на дворе лето! Берусь утверждать, что качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Так что более-менее свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни. По крайней мере, в этом отдельно взятом сегменте.