Самый сильный черный меч. Знаменитые мечи разных исторических эпох

Мечи знаменитых людей являются источниками легенд. Подпитываемые сказаниями о кровопролитиях и завоеваниях, на протяжении всей истории были мечи, слава которых доросла до мифических пропорций из-за тенденции людей смешивать факты и вымысел до такой степени, что они оказываются неотделимы друг от друга. Некоторые из этих мечей могут на самом деле быть ожившими легендами, однако истории других настолько странные, что невольно задумываешься об их правдивости. В мире нет другого вида оружия, которое бы оставило такой впечатляющий след в человеческой истории.

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)

Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

Считается, что Святой Галгано Гвидотти (Saint Galgano) был тосканским рыцарем, которому Архангел Михаил приказал отказаться от грешных привычек. Галгано сказал, что это было бы также сложно как расколоть камень, и попытался доказать свою точку зрения разломав меч о неподалёку лежащий камень. По легенде, лезвие меча вонзилось в камень, как горячий нож в масло. Меч до сих пор находится в камне, где оставил его Галгано, отказавшийся после этого от грешной жизни.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)


По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Считается, что Кусанаги хранится в святилище Атсута (Atsuta shrine) в префектуре Нагано (Nagano Prefecture), хотя широкой публике он не показывается, и его никто не видел уже несколько веков. Меч иногда приносят на церемонию коронации императоров, но он всегда завёрнут в ткань. Хотя его никто никогда не видел, и о мече существуют упоминания только в псевдоисторических документах и устной истории, власти Японии продолжают заставлять весь мир гадать существует ли Кусанаги на самом деле - не опровергая, но и не подтверждая его существование.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)


На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)


Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)


Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)


Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)


Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)


Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)


В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)


В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)


Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

+ Ульфберхт (Ulfberht)


Хотя на данный момент о них уже забыли, в прошлом викинги обладали особой разновидностью мечей, намного превосходящих любое другое европейское оружие. Мечи Ульфберхт опережали своё время на тысячи лет и ими владели исключительно элита воинов викингов.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись "+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Учёные на данный момент считают, что секрет ульфберхтов заключался в тигельной стали, которую викинги привозили из Ирана и Афганистана. Нет точных данных кем являлся Ульфберхт – и был ли это один человек – но он был единственным европейским кузнецом, который в то время работал с тигельной сталью. И это сделало его мечи оружием, на голову превосходящим всё остальное.

в связи с недавно зашедщим разговором - решил запостить Имена Известных Мечей (те, что помню и те, что показались интересными)
в общем, см. под кат:)

~ Исторические мечи Европы ~

Грус — меч Болеслава III Кривоустого (князь Польши с 1102 г.)

Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.

Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.

Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.

Щербец - коронационный меч королей польских.

Меч святого Петра — хранимый в музее архидиоцеза (Познань) меч, который отождествляется с мечом, которым согласно Евангелиям апостол Пётр отсёк ухо рабу Малху.

Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.

Тизона, Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).

Шойс — меч Вильгельма Оранского.

~ Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса ~

Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам).

Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») — оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам).

Дамоклов меч

Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).

Финист — ещё один вариант названия меча Святогора

Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму), поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия).

Харалужный меч - из «Слово о полку Игореве».

~ Мечи в британском мифе ~

Кроцеа Морс (Crocea Mors, «Желтая смерть») — меч Юлия Цезаря согласно Гальфриду Монмутскому (в Британском мифе).

Меч Грааля (The Grail Sword) — сломанный меч, соединенный сэром Персивалем, в котором все равно осталась трещина.

Меч в камне — дважды встречается в легендах Артуровского цикла.

Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent) . Не путать с Экскалибуром , вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.

Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.

Филиппа — меч Марка Антония (в поздней англ. литературе, в частности «Антоний и Клеопатра» Шекспира).

Экскалибур, Калибурн — меч короля Артура. Его ножны останавливали кровотечение.

~ Кельтские мечи ~

Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») — меч Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), ирл. Его второй меч:

Нораллтах (Noralltach, «Большая Фурия») - Эти мечи ему вручает владыка моря Мананнан Мак Лир, чтобы он смог противостоять Финну Мак-Кумхайлу.

Дирнуин (Dyrnwyn) — меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.

Каладболг — меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).

Калад-колг (Calad-colg) — отждествляющийся с предыдущим, а также с Экскалибуром , меч Огмы в битве при Маг Туиред. Также — Кухулина. Выкован феями.

Клив-Солаш, Claiomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) — меч легендарного короля Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителя племен Богини Дану, который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром .

Круайдин Крепкоголовый (Круадин) — меч Кухулина. Говорящий и поющий. Другой поющий меч принадлежал Конаире Мору (Conaire Mor).

Лейте — другой меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.

Орна — меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Фрегарах (Fragarach, Frecraid, Freagarthach, «Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана и бога Луга, который мог разрубить любой доспех.

~ Скандинавские и германские мечи ~

Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам , в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung) . Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом , он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый) , т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) его вынул из ствола дерева.

Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).

Дайнслейф (Dainsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).

Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.

Росса — меч Отвита, короля лангобардов. Подарен ему королем карликов Альбрихом. Сиял всеми цветами.

Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и её предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «...И воинов много\ Падет на траву,\ Прежде чем Тюрвинг начну я делить...» и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «...что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал в о главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.

Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).

Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.

Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.

Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).


~ Мечи рыцарских романов и песен ~

Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) — меч Ланселота. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари королем Артуром. Упоминается также другой его меч — Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).

Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) — меч сэра Гавейна.

Дюрандаль (от «dur» — твердый) — меч Роланда.

Жуаёз (Joyeuse, Fusberta Joysa, «Радостная») — меч Карла Великого. Сделан Галасом.

Морглес (Murgleis, не поддается переводу) — меч графа Ганелона, отчима Роланда

Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») — меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел Пипин Короткий, отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (вечному жиду). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.

его второй меч — Глориоза (Glorieuse, «Славная»);

Альмас (Almace, «Святая секира?») — меч архиепископа Турпина (епископ Реймский, 753-794 гг.).

Курешуз (Courechouse) — меч короля Бана, отца Ланцелота

~ Азиатские мечи ~

Гань Цзян (Gan Jiang) и Мо Се (Mo Xie) легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).

Змеиный меч — принадлежал индийскому царю Ашоке.

Зу-ль-факар (Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) — меч-зульфикар Али ибн Абу Талиба, прежде — его тестя пророка Мухаммеда. Он же упоминается как скимитар Dhu" l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»). Не сохранился.

Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:

Al-"Adb (аль-Адб),
Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»),
Al-Ma’thur (аль-Маатур),
Al-Mikhdham (аль-Михзам),
Al-Rasub (аль-Расуб),
Al-Qadib (аль-Кадиб),
Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
Medham, Qal’i (Мезам, Кали)

Шамшир-е Зоморроднегар («Украшенный Изумрудами») — меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого царю Соломону (в персидском фольклоре).

У Дж. Р. Р. Толкина («Властелин Колец» и «Сильмариллион»)

Гламдринг — меч Гэндальфа.
Жало — эльфийский длинный кинжал, принадлежавший Бильбо и подаренный им Фродо.
Нарсил — меч Элендила. Перекован для Арагорна, новое имя — Андрил.
Оркрист — меч, покоящийся на груди Торина.
Англахель — меч Турина Турамбара. Носил также имя Гуртанг.
Ангуирель — меч Эола Тёмного, выкован из того же материала, что и Англахель
Рингиль — «Льдистая Звезда» меч Финголфина
Хэругрим — меч Теодена.
Гутвин — меч Эомера.

У Анджея Сапковского (цикл «Ведьмак»)

Ласточка — меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
Сигилль из Махакама — меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.

У Марии Семёновой

Солнечный пламень — меч, принадлежавший Волкодаву (в соответствующем цикле)
Спата — меч, принадлежавший Мстивою Ломанному («Валькирия»)

:)) Кому интересно - дополняйте;)


Posted on Feb. 19th, 2010 at 09:53 pm | | | |

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Представляем вам 12 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо - лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду - герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен - кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет - в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» - «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань - не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» - во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке - старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение - многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины - оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню - одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия - на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка - поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. - «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла. Ульфберты - пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

5 самых грозных двуручных мечей Средневековья October 9th, 2016

После того, как мы обсудили давайте узнаем что нибудь более близкое к реальности.

Вокруг двуручных мечей эпохи Средневековья, благодаря стараниям массовой культуры, всегда вьются самые невероятные слухи. Посмотрите любую арт-картинку рыцаря или голливудский фильм про те времена. У всех главных героев огромный меч, доходящий им чуть ли не до груди. Одни наделяют оружие пудовым весом, другие — невероятными габаритами и возможностью разрубить рыцаря напополам, а третьи и вовсе утверждают, что мечи таких размеров не могли существовать в качестве боевого оружия.

Клеймор

Клеймор (claymore, клэймор, клеймора, от галльского claidheamh-mòr — «большой меч») — двуручный меч, получивший большое распространение среди шотландских горцев начиная с конца XIV века. Будучи основным оружием пехотинцев, клеймор активно использовался в стычках между племенами или пограничных сражениях с англичанами.

Клеймор — самый малогабаритный среди всех своих собратьев. Это, впрочем, не означает, что оружие небольшое: средняя длина клинка составляет 105−110 см, а вместе с рукоятью меч доходил до 150 см. Его отличительной особенностью был характерный изгиб дужек крестовины — вниз, в сторону кончика клинка. Такая конструкция позволяла эффективно захватывать и буквально выдергивать из рук противника любое длинное оружие. К тому же, украшение рогов дужки — пробив в форме стилизованного четырехлистного клевера — стал отличительным знаком, по которому каждый легко узнавал оружие.

По соотношению размера и эффективности клеймор был, пожалуй, самым лучшим вариантом среди всех двуручных мечей. Он не был специализирован, а потому довольно эффективно использовался в любой боевой ситуации.

Цвайхандер

Цвайхандер (нем. Zweihänder или Bidenhänder/Bihänder, «двуручный меч») — оружие особого подразделения ландскнехтов, состоящих на двойном жаловании (доппельсолднеров). Если клеймор — самый скромный меч, то цвайхандер и в самом деле отличался внушительными размерами и в редких случаях доходил до двух метров в длину, включая рукоять. Помимо этого, он был примечателен двойной гардой, где специальные «кабаньи клыки» отделяли незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной.

Такой меч был оружием весьма узкого применения. Техника ведения боя была довольно опасной: владелец цвайхандера выступал в первых рядах, отталкивая как рычагом (а то и вовсе перерубая) древка вражеских пик и копий. Для владения этим монстром требовались не только недюжинная сила и отвага, но и значительное мастерство фехтовальщика, так что двойное жалование наемники получали не за красивые глаза. Техника боя двуручными мечами мало похожа на привычное клинковое фехтование: такой меч куда проще сравнить с бердышом. Разумеется, ножен у цвайхандера не было — его носили на плече как весло или копье.

Фламберг

Фламберг («пламенеющий меч») — это естественная эволюция обычного прямого меча. Искривление клинка позволяло увеличить поражающую способность оружия, однако в случае с большими мечами лезвие выходило чересчур массивным, хрупким и все еще не могло пробить качественный доспех. Кроме того, западно-европейская школа фехтования предполагает использовать меч в основном как колющее оружие, а стало быть, искривленные клинки для нее не годились.

К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.

Раны, нанесенные фламбергом, очень долго не заживали. Некоторые полководцы приговаривали пленных мечников к смерти исключительно за ношение подобного оружия. Католическая церковь тоже проклинала такие мечи и клеймила их как негуманное оружие.

Эспадон

Эспадон (фр. espadon от исп. espada - меч) является классическим типом двуручного меча с четырехгранным поперечным сечением клинка. Его длина достигала 1,8 метра, а гарда состояла из двух массивных дужек. Центр тяжести у оружия часто смещался к острию - это увеличивало пробивную способность меча.

В бою такое оружие использовали уникальные воины, обычно не имевшие другой специализации. Их задача заключалась в том, чтобы, размахивая огромными клинками, развалить вражеский боевой строй, опрокинуть первые ряды противника и проложить дорогу остальному войску. Иногда эти мечи использовались в сражении с конницей - из-за размеров и массы клинка оружие позволяло весьма эффективно рубить ноги коням и рассекать доспехи тяжелой пехоты.

Чаще всего вес боевого оружия колебался от 3 до 5 кг, а более тяжелые экземпляры были наградными или церемониальными. Иногда утяжеленные реплики боевых клинков использовали в тренировочных целях.

Эсток

Эсток (фр. estoc) - это двуручное колющее оружие, предназначенное для пробивания рыцарских лат. Длинный (до 1,3 метра) четырехгранный клинок обычно обладал ребром жесткости. Если предыдущие мечи употреблялись как средство контрмер против кавалерии, то эсток напротив был оружием всадника. Всадники носили его с правой стороны от седла, чтобы в случае потери пики иметь дополнительное средство самозащиты. В конном бою меч удерживался одной рукой, и удар наносился за счет скорости и массы коня. В пешей стычке воин брал его в две руки, компенсируя недостаток массы собственной силой. Некоторые образцы XVI века имеют сложную гарду, как у шпаги, однако чаще всего необходимости в ней не было.

А давайте теперь посмотрим на самый большой боевой Двуручный меч.

Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как "Большой Пьер", который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой ​​большой палец, указательный и средний палец.

Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой

Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд - 18 октября 1520, Снек) - фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).
Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).

29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.

Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде - предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)

Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.

источники

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.