Что предусматривает обязательная подготовка. Обязательная подготовка граждан к военной службе — Гипермаркет знаний

| План проведения занятий на учебный год | Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 17
Обязательная подготовка граждан к военной службе

Подготовка граждан к военной службе регламентирована Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование.

С целью обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется профессиональный психологический отбор. Он представляет собой комплекс мер, направленных на качественное комплектование войск, конкретных воинских должностей.

Профессиональный психологический отбор позволяет решить следующие задачи:

Определить профессиональную пригодность граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке и военной службе на воинских должностях;
отобрать кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечить правильное распределение граждан, поступающих на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;
отобрать кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов - специалистов в учебных частях;
осуществить углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
обеспечить комплектование экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
выявить лиц с нервно-психической неустойчивостью.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты . В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации . 

По результатам профессионального психологического отбора выносят оценку о профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Оценка заключается в одной из следующих формулировок:

рекомендуется в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
не рекомендуется - четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

Серьезные требования предъявляют сегодня к физическому развитию призывников , так как в армии они с первых дней сталкиваются со значительными физическими нагрузками.

Для нового пополнения воинских частей установлены нормативы по физической подготовке, которые указаны в таблице 3.


Вопросы

1. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»?

2. Что включает в себя обязательная подготовка гражданина к военной службе?

3. С какой целью проводят профессиональный психологический отбор?

4. Какие мероприятия предусмотрены в рамках профессионального психологического отбора?

5. Какие существуют оценки профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?

6. Молодой солдат в кроссе на 3 км показал результат 13 мин 7 с. Какую оценку он получит?

Подготовка граждан к военной службе регламентирована Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
. получение начальных знаний в области обороны;
. подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
. военно-патриотическое воспитание;
. подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
. медицинское освидетельствование.

С целью обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется профессиональный психологический отбор. Он представляет собой комплекс мер, направленных на качественное комплектование войск, конкретных воинских должностей.

Профессиональный психологический отбор позволяет решить следующие задачи:
. определить профессиональную пригодность граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке и военной службе на воинских должностях;
. отобрать кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
. обеспечить правильное распределение граждан, поступающих на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;
. отобрать кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов — специалистов в учебных частях;
. осуществить углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
. обеспечить комплектование экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
. выявить лиц с нервно-психической неустойчивостью.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты . В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации (см. приложение 1) . 

По результатам профессионального психологического отбора выносят оценку о профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Оценка заключается в одной из следующих формулировок:
. рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
. рекомендуется — вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
. рекомендуется условно — третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
. не рекомендуется — четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

Серьезные требования предъявляют сегодня к физическому развитию призывников , так как в армии они с первых дней сталкиваются со значительными физическими нагрузками.

Для нового пополнения воинских частей установлены нормативы по физической подготовке, которые указаны в таблице 3.

Источники

https://yadi.sk/d/RMekvQSoaosta

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11.html

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо правом выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.

Технические и военно-прикладные виды спорта, отнесенные, в том числе и к деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации, включают:

· авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;

· автомодельный спорт;

· автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);

· вертолетный спорт;

· водно-моторный спортивно-технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах;

· воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;

· греблю на ялах (вид гребного спорта);

· гребно-парусное многоборье;

· дельтапланерный спорт, разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов;

· дельталетный спорт;

· морское многоборье; -

· мотоциклетный спорт, технический вид спорта, соревнования в езде на дорожках и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;

· мотобол -- игру в мяч на мотоцикле;

· парашютный спорт;

· планерный спорт;

· подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охоту под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);

· радиоспорт;

· ракетомодельный спорт;

· самолетный спорт;

· служебное собаководство;

· стрельбу пулевую;

· судомодельный спорт.

Обучение по дополнительным образовательным программам в целях военной подготовки несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами с целью военной подготовки несовершеннолетних граждан являются суворовские военные, нахимовское военно-морское и военно-музыкальные училища, а также кадетские корпуса и училища, созданные Правительством Российской Федерации.

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

Военное обучение студентов дневного отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты -- граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, -- вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву. По контракту гражданин мужского пола обязан пройти военную службу по призыву в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» после получения воинского звания офицера.

Перечень военных кафедр при вузах утверждается Правительством Российской Федерации. Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательно-профессиональных программ и состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе и учебных сборов, проводимых в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах.

На военное обучение в вузе отводится 450 ч обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Конкретное количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами.

Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация», составляет 30 дней. Продолжительность учебных сборов по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» -- 75 дней, в том числе 30 дней в каникулярное время основного обучения в вузе и 45 дней после защиты дипломных работ.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, которые учитываются наравне с оценками, полученными по другим дисциплинам в вузе. После прохождения всей программы военного обучения и учебных сборов студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или при вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями в порядке, определяемом Министерством обороны РФ и Министерством образования РФ. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваивается офицерское звание. Присвоение офицерских званий приурочивается к окончанию вуза.

Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера запаса, подлежат призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:

· явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

· явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссара на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, он считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, устанавливается в 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, -- день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Наряду с обязательной военной службой в России существует система добровольной службы по контракту, который могут заключать с Министерством обороны мужчины в возрасте 18-40 лет, женщины - 20-50 лет на 3,5 или 10 лет. В 1994 г по контрактам служили в вооруженных силах России более 100 тыс. человек (в том числе 17 % женщин).

По юридическим основаниям зачисления на военную службу, ее срокам и правовому положению военнослужащих различаются следующие формы действительной военной службы: срочная служба солдат, матросов, сержантов и старшин в течение установленных законом сроков, сверхсрочная служба солдат и старшин, изъявивших желание остаться на действительную военную службу сверх установленных законом сроков; служба офицеров запаса из числа лиц не старше 30 лет, призываемых на 2-3 года на действительную военную службу для использования на офицерских должностях; служба офицеров, генералов и адмиралов, добровольно избравших военную службу своей профессией. В добровольном порядке в мирное время на военную службу могут приниматься на 2 года женщины (незамужние и бездетные в возрасте от 19 до 25 лет, годные по состоянию здоровья) для замещения некоторых вспомогательных должностей солдат, матросов, сержантов и старшин.

Сверхсрочная работа является дополнительным источником комплектования Вооруженных Сил сержантами и старшинами, а также специалистами рядового состава; на не принимаются военнослужащие и военнообязанные, безупречно дисциплинированные, знающие в совершенстве свою специальность. Зачисление на сверхсрочную службу производится по подписке или по контракту в добровольном порядке на 2,4 или 6 лет. По контракту на сверхсрочную службу зачисляются солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной службы, прослужившие в Вооруженных Силах не менее половины установленного законом срока действительной (срочной) службы, давшие обязательство служить в дальнейшем на должностях специалистов не менее 4 лет со дня увольнения в запас их сверстников, выслуживших срок действительной срочной службы.

Офицеры, генералы и адмиралы состоят на действительной военной службе до достижения предельного возраста, установленного законом в зависимости от воинского звания. При необходимости некоторые из них могут быть оставлены на действительной военной службе на срок 5 лет.

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Что представляет собой обязательная подготовка граждан к военной службе? ОБЖ (11 класс) предполагает детальное знакомство с теорией, касающейся воинской службы. Практические навыки российские старшеклассники приобретают во время проведения учебных военных сборов.

Варианты подготовки

Всю подготовку россиян к военной службе подразделяют на две группы: добровольную и обязательную.

Для второго случая предполагается получение определенной информации в сфере обороны, проведение медицинского освидетельствования и обследования, а также осуществление лечебных и оздоровительных мероприятий.

ОБЖ

Для полноценной и своевременной подготовки современных школьников в рамках образовательных учреждений ведется курс ОБЖ. В его содержании есть обязательная подготовка граждан к военной службе, организуются военные сборы. Организуются медицинские осмотры школьников врачами: невропатологом, терапевтом, хирургом, стоматологом, отоларингологом. Если подобные мероприятия невозможны по месту жительства, старшеклассники направляются на осмотры в областные центры. Специальные комиссии, создаваемые для постановки граждан на воинский учет, представляют информацию о годности (негодности) граждан призывного возраста к выполнению своего гражданского долга.

Особенности обязательной подготовки

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает ряд мероприятий:

  • приобретение первоначальных сведений в сфере обороны;
  • подготовку по основным вопросам военной службы в муниципальном, государственном либо негосударственном образовательном учреждение общего образования, профессиональных училищах;
  • осуществление военно-патриотического воспитания;
  • проведение медицинского обследования и освидетельствования;
  • лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • подготовку по направлению сержантов, матросов, солдат.

Данная деятельность осуществляется в рамках реализации Федерального закона РФ, касающегося воинской обязанности.

Периоды обязательной подготовки

Обязательная подготовка граждан к военной службе делится на два периода.

Сначала осуществляется работа с гражданами допризывного возраста, которому соответствуют лица до времени постановки на начальный учет.

Второй период это обязательная подготовка граждан к военной службе лиц призывного возраста, которые состоят на учете, но еще не отправлены к месту последующей военной службы.

Особенности работы

На первом этапе обязательная подготовка граждан к военной службе не предусматривает выработку психологических качеств, которые необходимы для жизни в небольших группах, выявление индивидуальных возможностей и наклонностей, совершенствование физического здоровья.

Более целенаправленный характер приобретает деятельность во второй период подготовки.

Призывников знакомят с теоретическими аспектами службы по призыву, психологическими качествами, которыми должны обладать военнослужащие. Получив теоретическую базу о предстоящей службе, призывник планирует мероприятия по проведению индивидуальной подготовки, направленной на успешное выполнение определенной воинской специальности.

Существует подразделение должностей и специальностей, комплектуемых из старшин, сержантов, матросов на классы: водительские, наблюдения и связи, операторские, технологические, специального назначения.

Добровольность подготовки

Если обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает воспитание качеств, которые потребуются для службы, в обязательном порядке, то на добровольной основе граждане могут заниматься прикладными видами спорта, усваивать военно-учетные специальности. В качестве добровольной подготовки к прохождению военной службы также возможно и обучение курсантов (студентов) на военных кафедрах техникумов, колледжей, университетов.

Отметим, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает комплекс мероприятий, утвержденный на законодательном уровне, а для добровольной подготовки такой необходимости нет.

Для сирот мужского пола в нашей стране предусматривается вариант льготного зачисления в кадетские корпуса. Зачисление осуществляется только по результатам медицинского освидетельствования, от вступительных экзаменов такие несовершеннолетние граждане освобождаются.

Различные виды спорта

С какой целью в образовательные учреждения был введен курс ОБЖ? Обязательная подготовка граждан к военной службе, формирование у старшеклассников позитивного отношения к армии, стали основными причинами появления в школах данной учебной дисциплины.

Помимо учебного процесса, гражданин может заниматься одним либо несколькими прикладными видами спорта, чтобы добиться максимальной подготовки к выполнению своей воинской обязанности.

Например, изготавливать вертолеты, самолеты, ракеты, управлять ими, участвуя в разнообразных соревнованиях по авиамодельному спорту.

К данным видам спорта также относят туризм на моторных судах, греблю, соревнования на спортивных, гоночных, серийных транспортных средствах.

Некоторые мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе в настоящее время проводятся совместно с соревнованиями по морскому многоборью, дельтапланерному и мотоциклетному спорту.

Получение военно-учетных специальностей

Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе включает теоретические вопросы, а для совершенствования полученных навыков важна практика. Именно для этого гражданам, которые будут призваны на военную службу, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные программы, по которым они могут получить специальность военного характера. После завершения курса, граждане получают специальный документ, дающий им право на выбор рода войск (службы) согласно приобретенной специальности.

Помимо специальных образовательных центров, с подобной задачей успешно справляются военно-музыкальные, суворовские училища, кадетские корпуса.

В них проводится обязательная подготовка граждан к военной службе. ОБЖ (11 класс) средних школ, имеющих профильные также включает ряд вопросов, позволяющих вести психологическую подготовку старшеклассников к службе в рядах ВС нашей страны.

Особое внимание при обучении уделяется формированию в воспитанниках любви к военной службе, моральных и психологических качеств, дисциплинированности, патриотизма.

Студенты РФ, у которых обучение осуществляется по очным образовательным программам в государственных ВУЗах, имеют право проходить подготовку к армии на военных кафедрах, функционирующих на базе учебного заведения. Условием обучения является наличие положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья студента.

Оно предполагает включение военного обучения в качестве отдельного учебного курса в базовый план образовательного учреждения. Он состоит из теоретического материала, практического курса, учебных сборов, осуществляемых на базе военных полигонов, специальных учебных центров.

Военные сборы

Программы, направленные для подготовки офицеров запаса, именую военными сборами. Во время их проведения студентов называют курсантами. Срок проведения таких мероприятий по всем видам военным специальностей, помимо авиации, составляет 30 суток. В процессе обучения студенты периодически сдают зачеты, а после завершения полноценной теоретической подготовки, сдают экзамены. Принимают их специальные экзаменационные комиссии, которые создаются при учебных центрах, в воинских частях, либо в учебном заведении. Это и есть обязательная подготовка граждан к военной службе. Кратко о том, что именно должны уметь курсанты, преподаватели рассказывают им во время проведения лекционных и практических занятий.

В качестве начала прохождения военной службы для призывников считается день убытия к тому месту, которое указано в предписании военного комиссариата.

Особенности проведения медицинских комиссий

Согласно российскому законодательству, до первоначальной постановки на воинский учет все граждане страны мужского пола подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Министерствами обороны и здравоохранения разработаны определенные требования, согласно которым призывные комиссии принимают решение о годности (негодности) призывника к прохождению службы в воинских частях.

Помимо обследования врачами, осуществляется флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализов мочи и крови. Во время обследования гражданина осуществляется также измерение массы тела и роста.

Оценка физического и психического состояния гражданина осуществляется по определенной категории. Группа «А» предполагает годность, «Б» означает годность с некоторыми ограничениями, «В» предполагает временную негодность к прохождению службы, а «Д» означает негодность.

Заключение

Для формирования положительного отношения у дееспособных граждан мужского пола в нашей стране сформирована специальная система мероприятий. Координатором всех программ и учебных сборов, проводимых средними и высшими учебными заведениями, выступают военные ведомства.

В последнее время существенно активизирована деятельность по формированию чувства патриотизма в подрастающем поколении России. Для этого на базах обычных общеобразовательных школ формируются профильные кадетские классы, в системе дополнительного образования создаются военно-патриотические клубы. Эти продуманные действия дают положительные результаты, повышают у молодежи престижность прохождения воинской службы.