Классный час по ПДД. Тема: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

БЫТОВОЙ И УЛИЧНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

(Классный час для 9 класса)

Цель :сформировать навыки безопасного поведения на улице и в быту.

1.Вводная часть.

Актуализация знаний о наиболее частых опасностях,которые могут под-

стерегать ребенка дома.

Беседа по вопросам:

Где человек чувствует себя спокойно?

Знаете ли вы правила безопасности дорожного движения?

Соблюдаете ли вы безопасность дорожного движения?

Что такое бытовой травматизм?

2.Основная часть.

Формирование и уточнение представлений о бытовом травматизме.

1.Представление статистических данных,сравнительный анализ с ответами

учащихся.

Структура травматизма:

9%- спортивный,

9,5%-уличный,

10% - школьный,

70% -бытовой

РОСТ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

2008-379,5 тыс.

2009-395тыс.

2010-400тыс.

2011-429тыс.

2.Работа в группах.

Лидеры групп путем жребия выбирают карточки с заданиями:

1-ая группа .Какие меры нужно принимать при отравлении?

2-ая группа .Какие меры нужно принимать при ожогах?

3-я группа .Какие меры нужно принимать при ударе электрическим током?

4-ая группа .Какие меры нужно принять при обморожении?

Задание:составить памятки,представить их классу.

ПАМЯТКИ

Какие меры нужно принимать Какие меры нужно принимать

при отравлении? при ударе электротоком?

1.Вызвать»скорую помощь». 1.Освободить пострадавшего от

2.Удалить яд с кожных покро- действия тока(отбросить сухой

вов,из полости рта с помощью палкой электропровод,отклю-

сухих салфеток. чить электричество)

3.Промыть желудок. 2.Вызвать»скорую помощь».

3.Наложить сухую стерильную

Повязку на место ожогов.

Какие меры нужно прини- Какие меры нужно принимать

мать при ожогах? при обморожении?

1.Рану не обрабатывать. 1.Внести пострадавшего в теплое

2.Наложить чистую погла- помещение.

женную простыню. 2.Дать пить теплую жидкость.

Классный час на тему:

Профилактика

детского дорожно-транспортного травматизма

Цель: изучение, углубление и закрепление правил дорожного движения и профилактика травматизма.

Задачи:

1.Обучающие:

    Продолжить работу по изучению правил дорожного движения. Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности.

2. Развивающие:

    Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности. Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.

3. Воспитывающие:

    Воспитание безопасных для здоровья форм поведения.

1. Викторина о ПДД

2. Тест «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте»

3. Беседа «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»

Ход классного часа:

1. Викторина о транспорте и ПДД

Кто издал Указ о правилах дорожного движения?

С какой целью строили первые дороги?

Какой был первый транспорт?

Военная цель

Колёсные повозки

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?

Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

По правой

По обочине навстречу движущемуся транспорту

Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?

Самый «смертоносный» вид транспорта

В каком городе появился первый автомобиль?


Автотранспорт

2. ТЕСТ «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте»

Организация работы. Возможна как коллективная , так и групповая форма работы. Проверка.

(Дети работают в группах, на группу - 2 теста.)

1). Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

Ответ: Б В Е З

2). Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

Б) кабину водителя

В) двери и окна

Ответ: АВ

3). У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

4). Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

Ответ: БЕ

5).Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

Ответ: БВГАД

6). Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?

А) на том месте, где остановился

Б) на островке безопасности

В) вернуться на тротуар

7). Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

8).При движении по шоссе велосипедист:

А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

3. Беседа «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»

При оказании ПМП необходимо:

Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай ;


Устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию , кровотечение);

Установить степень повреждений, возможность транспортировки;

Перенести в защищенное, удобное для оказания мер помощи место;

Оказать требуемую помощь;

Травматический шок.

В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию жизнедеятельности организма ив первую очередь кровообращение, следовательно, питание всех органов; особенно опасно такое нарушение для головного мозга; кровопотеря усугубляет этот процесс. В результате происходящих изменений падает артериальное давление, уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном русле. В качестве компенсации кровопотери начинается переход жидкости из различных тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани обезвоживаются.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из имеющихся средств (промедол – если нет повреждений внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение.

Сильное кровотечение.

Надо: пережать поврежденный сосуд пальцем; сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик; наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

при небольших кровотечениях прижать рану салфеткой и забинтовать.

Переломы костей конечностей.

Надо: наложить стандартную шину или из подручных материалов; придать сломанной руке или ноге возвышенное положение; приложить холодный компресс; дать обезболивающее.

Нельзя: пытаться вправлять отломки кости; накладывать шину в месте, где выступает кость; прикладывать грелку;

Повреждение мягких тканей головы.

При ушибах мягких тканей головы всегда бывает резкая боль и припухлость в результате кровоподтека. Первая помощь заключается в наложении давящей повязки и применении холода. Раны мягких тканей головы (особенно скальпированные) отличаются кровоточивостью. Доврачебная помощь при небольших ранах состоит в наложении давящей повязки и применении холода. После этого больному следует обратиться в травмопункт для первичной хирургической обработки и наложения швов

При обширных ранениях развивается артериальное кровотечение, которого давящая повязка не останавливает. Поэтому здесь следует немедленно вызвать неотложную помощь.

Если повреждены мягкие ткани волосистой части головы, следует наложить жгут посередине лба, выше линии ушей; рану закрывают повязкой.

Повреждения грудной клетки.

Ушиб грудной клетки проявляется болями при дыхании с усилением на вдохе. Тяжелые ушибы характеризуются резкой болью. Присоединившееся кровохаркание говорит о повреждении плевры легочной ткани, что чревато развитием шока, поэтому необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Повреждения брюшной полости.

При авариях чаще всего происходит ушиб брюшной стенки . При этом может образоваться кровоподтек. Но если при этом больной жалуется на сильную боль, не исключен разрыв органов брюшной полости. Чем бледнее и слабее больной, тем опаснее могут оказаться изменения внутренних органов – возможны разрывы селезенки, печени, при которых практически неизбежны внутренние кровотечения. При травмировании желудка возникает рвота. Появление признаков нарушения мочеиспускания может свидетельствовать о повреждении почек, мочевыводящих путей. Следствием такого рода травм может быть развитие шока.

Во всех случаях повреждения органов брюшной полости необходима экстремальная госпитализация на носилках в положении лежа в хирургическое отделение. Первая помощь заключается в создании условий покоя, на живот помещается пузырь со льдом

Ребята, соблюдайте правила дорожного движения!!!

1. Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходите улицу в местах, обозначенных специальной размёткой или информационно-указательными знаками «Пешеходный переход», а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.

3. Переходя улицу, убедитесь в безопасности.

4. На улицах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора.

5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

6. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка переходите дорогу под прямым углом к проезжей части и там, где она хорошо просматривается по обе стороны.

7. Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходить запрещено! Обходить транспорт спереди или сзади опасно!

8. Не устраивайте игры вблизи дороги. Не катайтесь на коньках, лыжах и санках рядом с проезжей частью.

« »

Классный час в 6 классе

Классный руководитель: Халка Г. Е.

_Классный час в 6 классе на тему:

« Детский травматизм, его виды и профилактика »

Цели: Узнать, что такое травматизм, его виды, причины.

Задачи:

    Актуализация имеющиеся знания у учащихся о травмах.

    Коррекция мышления на основе анализа ситуаций; развитие связанной устной речи.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: классный час с применением технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: ИКТ, отрывки из литературных произведений.

Ход урока.

1. Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами. Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь оставшийся день.

Организационный этап.

2. Сообщение темы и целей урока.

Детство- добрая планета.

Это мир добра и света.

Это пестрый луг цветущий,

Звонко по утрам поющий.

Это жизнью наслажденье.

Это море удивленья.

Детство- это праздник вечный.

Край счастливый и беспечный.

В детстве дружат все с мечтой-

Самой светлой и большой!

В детстве веру не теряют

И обиды забывают.

Детство- это океан,

Иногда в нем шторм, туман,

Буря в нем порой бывает,

Но никто не погибает.

-О чем это стихотворение?

Детство- это счастливая пора. Но что же иногда с детьми происходит в различных ситуациях?

Чтобы узнать, давайте разгадаем ребус.

В М

(Й).

Кто отгадал? Как? (объяснение)

Какое слово получилось?

ТРАВМА – (презент.)

Сегодня на занятии, мы выясним , почему дети часто получают различные травмы и можно ли этого избежать?

Тема классного часа: «Детский травматизм, его виды и профилактика».

(повторить тему 2 чел)

С чем познакомимся на занятии? (с различными видами травм).

Правильно, познакомимся с различными видами травм.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

- Как вы думаете, что такое травма?

( это любое повреждение кожи человека) (СЛАЙД)

ТРАВМА” – телесное повреждение

Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом.

Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

У каждого из вас были повреждения кожи, травмы, расскажите о них.

(рассказывают,2 чел.)

Да ребята, травма- это любое повреждение организма. Нет такого человека, который бы не падал, не получал ушибы, ни разу не порезался или ни разу не видел синяк на своём теле. Каждая травма всегда неожиданна. И, согласитесь, виноваты в получении травмы, какой бы она не была -лёгкой или серьёзной большей частью были вы сами.

Безумное лихачество, желание показаться смелым, обратить на себя внимание, а часто неумение правильно оценивать обстановку рано или поздно оборачиваются непоправимой бедой.

Если человек упал или ушибся, повредил ногу, или какую либо часть тела, то говорят, что он получил травму. Сейчас на улице скользко, любой человек может упасть, и получить травму.

Если такое случилось с тобой или с тем, кто находится рядом с тобой, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, - вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого – ни будь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно.

ПОМНИ ГЛАВНОЕ: ТВОИ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБДУМАННЫМИ, БЫСТРЫМИ И СПОКОЙНЫМИ. (СЛАЙД)

Как вы понимаете данное определение?

(ответы детей)

Не нужно паниковать, спокойно и быстро всё обдумать и оказать помощь.

Ребята, какие травмы вы можете назвать?

(царапины, ушибы, порезы, ожоги, переломы).

Все травмы, получаемые детьми, делятся на две группы (таблица: презент)

- бытовой * дома

* на улице

ТРАВМАТИЗМ -школьный * в школе

* в спортивном зале

Читаем, объясняем значение.

- Начнём с первой группы- БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ- ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ДОМА, В КВАРТИРЕ, ВО ДВОРЕ…

- Как вы понимаете данное определение бытового травматизма?

Какие травмы чаще всего случаются в быту?

(ссадины, ушибы, растяжения, вывихи)

Мы с вами познакомимся с самым лёгким и часто возникающим у вас видом травм, УШИБЫ.

Что такое – Ушибы?

(это когда человек обо что то ударился).

Правильно ребята, при падениях или ударах можно получить различные ушибы.

Какой отличительный признак ушиба? (СИНЯК )

Как вы думаете, почему на месте ушиба появляется пятно синего цвета, называемое – СИНЯК?

(ответы детей)

Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь.

При лёгких ушибах происходит подкожное кровоизлияние и на коже появляются синяки. Обыкновенный синяк (синего или даже чёрного цвета) проходит за несколько недель. Сначала он постепенно желтеет, а потом исчезает совсем.

Как вы думаете, какую помощь окажем при лёгком ушибе?

СЛАЙД. – Приложить что ни будь холодное.

Правильно! Приложить что ни будь холодное!

При сильном ушибе на коже появляется вздутие – ГЕМАТОМА.

(Показ СЛАЙДА)

Какую помощь надо оказать если сильно ушибся?

(Приложить что – ни будь холодное).

А теперь давайте выясним, какую же помощь нужно оказать при лёгких и тяжёлых видах травматизма.

Слайды

Итак, первое правило оказания первой мед помощи.(читают про себя, затем вслух)

* Если ушиб лёгкий, то облегчить боль и предотвратить образование синяка можно, наложив ватный тампон, смоченный в растворе перекиси водорода.

* Если после ушиба гематома увеличивается, сильно прижми ладонь к месту ушиба и продолжай надавливать на ушибленное место 10-15 минут.

*Приложи лёд или холодный компресс к месту ушиба – это поможет остановить подкожное кровотечение. Лёд можно держать не более 15 минут, чтобы не вызвать переохлаждение кожи.

*Если гематома не прошла через несколько дней после ушиба и до неё больно дотрагиваться, необходимо обратиться к врачу.

* При ушибах конечностей (рук или ног) необходимо сразу уменьшить приток крови к ним, подняв руку или ногу вверх. (през.)

Ребята, как вы думаете, можно ли приложить холод, если человек ушибся головой, у него появилась сонливость и болит голова?

Что делать в таком случае?

(срочно обратиться к врачу)

С каким видом травм познакомились?

( УШИБЫ).

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжение знакомства с травмами.

Отдохнули, продолжаем знакомиться с видами бытовых травм.

Показ картинки.

Как вы думаете, к какому виду бытовой травмы можно отнести то что изображено на картинке?

ССАДИНЫ. (презент.)

Что это такое? (когда содрана кожа)

К какому виду бытовой травмы можно отнести то что изображено вот на этой картинке?(през.)

На этой (показ.) картинке что изображено?(през.)

ПОРЕЗ (презент).

Это тоже называется БЫТОВАЯ ТРАВМА.

- Чем она отличается от ссадины?

Это более глубокая травма, нанесённая тонким, острым предметом, ножом, ножницами…

Что надо делать при этих травмах?

(оказать первую мед.помощь)

Ссадину, порез, царапину надо обработать медицинским средством. Эти средства должны быть в каждом доме.

А теперь посмотрите как правильно, в какой последовательности нужно оказать первую мед.помощь при ссадинах и порезах.(през)

(каждый пункт сначала читают про себя, а затем повторяем эти пункты вслух по очереди).

* Промой рану чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.

*Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.

*Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.

*Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу – может быть, понадобится накладывать швы.

*Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Какими средствами окажите первую мед.помощь?

(йодом, зелёнкой, ватой, бинтом, пластырем).

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ « В ГАРДЕРОБЕ»

Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на сложившуюся ситуацию, которая произошла в школьном гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

-Здравствуйте, Елена Николаевна!- громко и весело сказал он.

- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя?

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Ребята, мы с вами разобрали две ситуации, как вы думаете, к какому виду травматизма можно отнести эти ситуации?

( школьный травматизм) (през)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

А теперь с помощью не большого теста, проверим как вы запомнили виды травм. И как оказать первую мед. помощь.

Тест

1.Какие виды травм бывают?

А) бытовой;

Б)школьный;

В)вынужденный

2. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:

а ) приложитьчто-нибудьхолодное;
б ) наложитьповязку;
в ) срочно обратиться к врачу.

3.Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым:

а ) порез;
б
)царапина;
в ) укол.

4. Как называется подкожное кровоизлияние?

а ) укол;
б )синяк
в ) порез.

Проверка правильности теста. (през)

Какой вариант ответа правильный?

(1-а,б;2 -а,3- а,4б)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Что такое травма?

(любое повреждение организма)

Какие виды травм вы узнали?

(бытовой, школьный)

Каким видам травм мы уделили сегодня наше внимание?

(бытовым)

Понравилось наше занятие сегодня?

Чем оно вам понравилось?

(из за неосторожности, рассеянности в результате шалостей, необдуманных поступков).

В заключении нашего занятия, я хочу вам подарить вот такие закладки, в которых содержится нужная и полезная информация для вашей безопасности.

ГОУС (К) ШИ УШ вида

п.Алексеевка Хвалынский район

Саратовской области.

КЛАССНЫЙ ЧАС: « ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ». (для младших школьников.)

Учитель начальных классов: ГУБЕЦКОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА ЦЕЛЬ: Познакомить детей различными видами травматизма и мерами их предупреждения,воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность. Как выдумаете, что такое травма? (выслушиваются ответы детей) Правильно, травма - любое повреждение организма.Все травмы врачи условно делят на пять групп. На доске: травматизм - бытовой, уличный,школьный, спортивный, прочие виды. Сегодня мы будем подробно говорить о школьном травматизме. Как вы думаете, что такое ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ? Дети: Это травмы, которые можно получить в школе. Учитель: Правильно. Школьный травматизм возникает в момент неправильного поведения на переменах и уроках. Какие виды травм можно получить в школе? Дети: Ушибы, ссадины, порезы, переломы. Учитель: Из-за чего дети могут получить такие травмы? Дети: Кто- то толкнул кого-то, подставил кому-то ножку, съехал с перил, подрался. Учитель: Давайте начнем с правил поведения на уроках труда.В начале каждого урока мы повторяем правила безопасной работы. Вспомните их. Дети: Ножницы нужно передавать кольцами вперёд. Циркуль нужно держать в футляре.Нельзя резко поворачиваться к соседу, если в руках острые предметы и т.д. Учитель: На каких уроках ещё можно получить травму? Дети: На уроках физкультуры. Учитель: Почему? Дети: На этих уроках мы много бегаем, прыгаем, используем спортивные снаряды. Учитель: Учитель физкультуры также инструктирует вас о правилах поведения в спортивном зале. Учитель: Но чаще всего травмы вы получаете на переменах, выйдя из класса,чтобы отдохнуть, поиграть, пообщаться друг с другом.Но чаще всего травмы вы получаете на переменах, выйдя из класса,чтобы отдохнуть, поиграть, пообщаться друг с другом,и кто из вас не выходит на перемену с целью обидеть кого – то, сделать друг другу больно.Саша шутя подставил товарищу ножку, тот упал.В результате – перелом руки.Одноклассник пошутил – всего лишь подножка. У девочки перелом голени. Им придется долго пробыть в гипсе, ходить на костылях. Есть много возможностей с пользой применить свою физическую силу.Бессмысленный «поединок» двух приятелей окончился печально.У одного из них тяжелая травма плечевого сустава.Нападать из-за спины всегда считается нечестным. Необдуманный прыжок обошелся его товарищу очень дорого. Повреждение позвоночника.Предстоит длительное и сложное лечение.Он может остаться инвалидом на всю жизнь. Казалось, что удар несильный. Одноклассник просто хотел привлечь внимание девочки. А у Тани оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать как минимум три недели. И толкнул как будто несильно, но вблизи была стеклянная дверь …Шалость закончилась порезами: повреждены сухожилия, рука уже больше никогда не будет работать нормально. Учитель: «Ничто не может быть страшнее.как потерять зрение. Это невыразительная обида, она отнимает у человека девять десятых мира ».М.Горький

Весёлая зимняя игра – снежки.Но этот «снайпер» бросил не снежок. а кусок льда…дар пришёлся девочке

Прямо в глаз, и неизвестно, удастся ли врачам спасти его. Зина шла по школьному коридору в учительскую. .Мальчик, который шёл ей навстречу с картами и указкой,решил пошутить – слегка ударить девочку указкой по голове,но промахнулся и попал Зине по глазу.Зина была доставлена в больницу с тяжёлым проникающим ранением. Несмотря на усилия врачей, длительное лечение, зрение в этом глазу значительно утрачено. Никто не может предвидеть, чем закончится неуместная шутка или розыгрыш – лёгким ушибом, царапиной или тяжёлым переломом, сотрясением мозга, которые требуют длительного, упорного лечения в больнице.Поэтому. прежде чем «пошутить » , подумайте! Ведь все это может закончится и более трагически, оставить след на всю жизнь. Ребята!. Сегодня мы с вами поговорили о школьном травматизме.Я привела много примеров и мы просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться. что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу. Прежде чем «пошутить»,подумайте!

Литература: 1.»Основы безопасности жизнедеятельности» А В. Гостюшин АСТ,АО «Московские учебники» 2001 г.

Тема : «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Класс : 5

Тип : углубление и закрепление знаний

Цел ь: изучение правил дорожного движения и профилактика травматизма

Задачи:

1.Обучающие:

Продолжить работу по изучению правил дорожного движения

Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности

2. Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности

Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации

3. Воспитывающие:

Воспитание безопасных для здоровья форм поведения

Методы:

Словесные: беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина

Наглядные: демонстрация таблиц

Наглядный материал: плакаты «Дорожные знаки», плакаты ГИБДД «Опасность на дороге», памятки пассажиру и пешеходу

Ход урока.

1.Организационный момент и целеполагание:

Рассказ учителя о том, что дети с окончанием летних каникул и возвращением в школу, должны помнить и выполнять правила дорожного движения (ПДД).

Целеполагание: вспомнить ПДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Класс делится на группы по 4-5 человек, выдаются вопросы викторины, дети обсуждают их 3-5 минут и сообщают результаты. Если дети не знают ответа или ответ неверный, ученики и учитель помогают.

Викторина о транспорте и ПДД.

1 группа Светофорик

Кто издал Указ о правилах дорожного движения?

С какой целью строили 1-е дороги?

Какой был первый транспорт?

2 группа Зебра

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?

Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

3 группа Пешеход

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?

Самый «смертоносный» вид транспорта

В каком городе появился первый автомобиль?

4 группа Сигнал

Кто создал 1-й автомобиль?

Какой был двигатель у 1-го автомобиля?

В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?

5 группа Автомобиль

1. В какой стране появился 1-й светофор?

Где изобрели электрический светофор?

Военная цель

Колёсные повозки

По правой

По обочине навстречу движущемуся транспорту

Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!

Автотранспорт

Ж. Кюньо, Франция

Германия, Даймер и Бенц

Англия, Лондон

На какие группы делятся дорожные знаки?

Викторина

1.Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

2.Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

А) вентиляционные люки

Б) кабину водителя

В) двери и окна

3.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

4.Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

5.Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

6.В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?

А) через окно

Б) будете выходить через двери по ступенькам

В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током

7.Где должен остановиться пешеход, если не успел закончит переход?

А) на том месте, где остановился

Б) на островке безопасности

В) вернуться на тротуар

8. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

9.Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:

А) не моложе 14 лет

Б) не моложе 16 лет

10.При движении по шоссе велосипедист:

А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

Чтец Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог,

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Классный час «Будь внимателен!» (5 класс)

Цель : пропаганда среди учащихся правил дорожного движения

Образовательные – закрепление в игровой форме знаний правил дорожного движения, полученных в начальной школе;

Развивающие – активизация познавательной деятельности обучающихся, стимулирование их творческой активности;

Воспитательные – воспитание потребности в обеспечении безопасности собственной жизни и жизни окружающих, чувства коллективизма, толерантного отношения к другим членам классного коллектива.

Оборудование: карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Ход мероприятия

Ведущий.

Самую большую опасность для жизни человека на улицах городов, сел и деревень представляют транспортные средства. На дорогах действуют свои очень строгие правила – правила дорожного движения, не соблюдение которых приводит всегда к трагедии - увечьям, гибели людей.

Знать правила дорожного движения обязан каждый гражданин планеты Земля - и маленький, и большой. ПДД обязаны знать все! Это касается, в первую очередь вас, ребята. Ведь по статистике ГБДД именно дети являются одним из слабых звеньев на дорогах.

Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила дорожного движения и составить правила для пешехода.

Чтец Знаете ли вы, что… в России правила дорожного движения на лошади были введены Петром 13 января 1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах ездить не пристало»

Сегодня мы проведем викторину, которая называется «Будь внимателен!»

Школьники делятся на три команды. По жребию вытягивают разноцветные жетоны: красный, желтый, зеленый. Команды называются: «Красные», «Желтые», «Зеленые». 15 вопросов разделены на три сектора: «Дорога», «Пешеход», «Пассажир». В каждом секторе по 5 вопросов «стоимостью» от 1 до 5 баллов. Оценивание проводится согласно правильности и полноты ответа. В случае неверного ответа дается возможность другой команде поправить соперника. Этот же вариант предлагается, если команда не знает ответ на предложенный вопрос. Первой начать игру предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос:

Какие лица отнесены правилами к участникам дорожного движения?

А – Дорожные рабочие, водители, пассажиры

В – Пешеходы, водители, пассажиры

С – Все перечисленные лица

(Правильный ответ: В – Пешеходы, водители, пассажиры)

«ДОРОГА»

1. Как расшифровывается аббревиатура ГИБДД? (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)

2. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? (Оштрафовать)

3. На обочине стоит треугольник красный. Он как будто говорит: «очень здесь опасно!» («Падение камней»)

4. Место возвышения посреди проезжей части дороги с двусторонним движением, предназначенное для пешеходов и куда не разрешается заезжать водителям. (Островок безопасности)

5. Где пассажиры должны ожидать автобус при отсутствии посадочной площадки? (На тротуаре или обочине)

ПЕШЕХОД

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах? (В специально отведенных местах)

2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу)

3. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода? (В местах, где дорога просматривается в обе стороны)

4. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Какие меры может предпринять инспектор ГБДД к нарушителю? (Оштрафовать и предупредить нарушителя)

5. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? (Только сигналам регулировщика)

ВЕЛОСИПЕДИСТ

1. Что является топливом для езды на велосипеде? (Мускульная сила ног)

2. В каком возрасте велосипедисту разрешается выезжать на дороги общего пользования? (С 14 лет)

3. В какой стране мира впервые был изобретен велосипед? (Во Франции)

4. Можно ли объезжать на велосипеде закрытый железнодорожный шлагбаум? (Нет)

5. Что в переводе с латинского слово «велосипед»? (Быстрые ноги)

СЛОВО ЖЮРИ

На проезжей части всегда много участников, все они ведут себя по-разному: кто-то является законопослушным гражданином, кто-то – нарушает правила. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны и знаете правила движения, адресованные пешеходу.

Ребята, вы знаете, что за безопасностью на дороге следит очень важная служба – ГИБДД. Дозор за состоянием на дороге осуществляют инспектора ДПС (дорожно-постовой службы). На мгновение представьте, что вы патрульные на дороге. А патруль ДПС должен быть предельно сосредоточенным и внимательным, зорко следить за тем, что происходит на проезжей части, предотвращать дорожные аварии с участием пешеходов, водителей.

Конкурс «Патруль ДПС»

На предложенном вам листе бумаге найдите изображенные предметы, обведите их фломастером. Укажите сколько их. (4 машины + 1 светофор)

Ведущий Знаете ли вы, что… первый велосипед, который не имел ни руля, ни педалей назывался «бегунок»

На мгновенье представьте, что вы оказались в большом городе среди толпы постоянно спешащих куда-то людей. Толпа двигается хаотично, но все же, соблюдает правила движения: пешеходные переходы и светофоры в городе имеются.

Динамическая пауза «Светофор»

Я над головой поочередно поднимаю круги красного, желтого или зеленого цвета, вы, в зависимости от цвета, делаете следующие движения:

Желтый – стоите на месте, как по команде «замри»;

Зеленый – двигаетесь произвольно, танцуя под музыку;

Красный – садитесь на корточки и грозите друг другу пальцем

Ведущий Знаете ли вы, что… первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного перевода, которым управлял полицейский.

СЛОВО ЖЮРИ

Кроме пешеходов, участниками дорожного движения, как вы знаете, являются водители транспортных средств. Естественно, они должны прекрасно знать свою машину. А насколько вы знаете транспортные средства? Сейчас проверим!

Конкурс «Папа купил автомобиль…»

Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им (Пассажир)

Автоконструктор, именем которого назван двигатель (Дизель)

Есть у автомобиля и у птицы (Крыло)

Прибор, определяющий скорость автомобиля (Спидометр)

Место отдыха и хранения автомобиля (Гараж)

Остановочное средство автомобиля (Тормоз)

Кл. руководитель: Знаете ли вы, что… в переводе с французского слово «шофер» означает «кочегар»

Вы, наверное, устали от умных, серьезных вопросов, теперь отправимся в сказочный мир, ведь у волшебных героев тоже были транспортные средства.

Конкурс «Вопросы-шутки, думай полминутки!»

Самое лучшее в мире приведение с мотором (Карлсон)

Предмет кухонной утвари, служивший транспортным средством Бабе Яге (Ступа)

Персонаж мультфильма «Летучий корабль», который очень хотел летать (Водяной)

Обувь с ускорением (Сапоги-скороходы)

Транспортное средство, на котором ехали зайчики в стихотворении К. Чуковского «Краденое солнце» (Трамвайчик)

В каком мультфильме ярко освещена работа транспортного средства «Ездовые Академики» (Зима в Простоквашино)

Кл. руководитель:

Ведущий: В жизни бывает так, что не только автомобиль, но и другие предметы могут служить транспортным средством. Какие, сейчас определим.

Конкурс «Кто на чем?»

Доска для катания на гребне океанской волны (Серф)

Общий предок, от которого ведут нача¬ло все ездовые собаки, выведенные человеком (Волк)

Пассажирский транспорт с реактивным двигателем (Самолет)

Плавучая площадка для перевозки лю¬дей и грузов (Плот)

«Двигатель» самой первой лодки (Весло)

Средство передвижения для младен¬цев (Коляска)

СЛОВО ЖЮРИ

Теперь мы знаем, что транспортные средства бывают разными, а можете ли вы изобразить их мимикой и жестами?

ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНОГО ПЕШЕХОДА

1) Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог, не цепляйся за проходящий транспорт.

2) Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом, и не разрешай этого делать товарищам.

3) Не ходи по мостовой – она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.

4) Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.

5) Строго подчиняйся сигналам светофора или регулировщика.

6) Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.

7) Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.

8) Юный пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, не осмотрев предварительно улицу!

9) Будь внимателен к окружающим:

Если человек упал, помоги подняться;

Старым и слабым помоги перейти улицу;

Уступай старшим место в общественном транспорте.

Подведение итогов, награждение победителей, участников программы.

Ведущий Решите, пожалуйста, сами за себя: вынесли ли вы что-нибудь сегодня из нашей программы познавательного или нет.

Было интересно, узнали много нового.

Было скучно.

Ничего нового вы не узнали.

И напоследок, хочется сказать:

Правила движения простые,

Знать их для здоровья должен ты,

И тогда на свете непременно

Сбудутся заветные мечты!

Спасибо за внимание!