Используя обществоведческие. Используя обществоведческие знания

Подготовил учитель истории и
обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное
Ершовского района Саратовской области»
имени Героя Советского Союза Киреева В.И.
Ермаков Иван Александрович

№1.

Виды издержек
Их сущность
постоянные
Издержки,
размер
которых
в
краткосрочном
периоде не зависит от
изменения
объёма
производства
№1.

таблице.

Ответ:
Издержки, которые в
краткосрочном
периоде возрастают с
увеличением объёма
производства
и
снижается при его
сокращении

№1.

Виды издержек
Их сущность
постоянные
Издержки,
размер
которых
в
краткосрочном
периоде не зависит от
изменения
объёма
производства
№1.
Запишите слово, пропущенное в
таблице.

Ответ:переменные.
Издержки, которые в
краткосрочном
периоде возрастают с
увеличением объёма
производства
и
снижается при его
сокращении

№2.

В



понятий. Запишите это слово.

культура.
Ответ:

№2.

В
приведённом ниже ряду найдите
понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных
понятий. Запишите это слово.
Искусство; наука; образование; мораль;
культура.
Ответ: культура.

№3.




обвинения.




под которыми они указаны.
Ответ:

№3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, относятся к участникам
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения.
1) следователь; 2) потерпевший; 3) прокурор;
4) адвокат; 5) дознаватель; 6) обвиняемый.
Найдите два термина, «выпадающих» из
общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
Ответ:4 6.

№4.


которыми они указаны.


речи.


творческой, деятельности.



социальных взаимодействиях.

№4.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социальнопсихологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной
речи.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает
способностью к целенаправленной, в том числе
творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомофизиологических чертах, строении различных систем и
органов, инстинктах и рефлексах.
5) Общественные потребности человека реализуются в его
социальных взаимодействиях.
Ответ: 1 2 3 5.

№5.




Характерные черты


В) выдвижение гипотез


Уровни научного познания
1) эмпирический
2) Теоретический

Ответ: А Б В Г Д

№5.

Установите соответствие между характерными чертами и уровнями
научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты
А) формулирование научных законов
Б) объяснение сущности изучаемых явлений
В) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
Д) проведение количественных измерений
Уровни научного познания
1) эмпирический
2) Теоретический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 2 1 1

№6.









технологий
4) появление
микропроцессоров
и
цифровых
средств
коммуникации


Ответ:

№6.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к
уроку обществознания по теме «Глобализация в современном
мире». Один из слайдов называется «Причины глобализации».
Что из перечисленного Вам следует включить в этот слайд?
Запишите цифры, под которыми указаны эти причины.
1) возникновение социокультурного единства человечества
2) качественные изменения факторов производства
3) концентрация ресурсов на создание новых передовых
технологий
4) появление
микропроцессоров
и
цифровых
средств
коммуникации
5) разнообразие национальных валют
6) рост транснациональных корпораций
Ответ:24 6.

№7.



1) Финансовыми
институтами
называют

системе.

сбережений домохозяйств.



эмиссию денег.

Ответ:

№7.

Выберите верные суждения о финансовых институтах
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Финансовыми
институтами
называют
организации, участвующие в финансово-кредитной
системе.
2) Коммерческие банки занимаются привлечением
сбережений домохозяйств.
3) Центральный банк осуществляет денежные
расчёты между гражданами и организациями.
4) Коммерческие банки осуществляют монопольную
эмиссию денег.
5) Центральный банк устанавливает учётную ставку.
Ответ: 1 2 5.

№8.


финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры

Б) чистая прибыль
В) привлечение инвестиций
Г) использование кредитов


1) Внутренние
2) Внешние

буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№8.

Установите соответствие между примерами и видами источников
финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) выпуск и продажа ценных бумаг
Б) чистая прибыль
В) привлечение инвестиций
Г) использование кредитов
Д) амортизационные отчисления
Виды источников финансирования
1) Внутренние
2) Внешние
3) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 12 2 1

№9.












новых цехов.
Ответ:

№9.

В компании Z принято стратегическое решение об открытии
нового направления по производству бытовой техники.
Найдите в приведённом ниже списке подтверждения того,
что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного
предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) используются современные компьютерные технологии
2) приобретена партия оборудования прошлого поколения
3) осуществляются инвестиции в инновационные разработки
4) происходит повышение квалификации работников
5) повышается производительность труда
6) масштабы производства увеличены за счёт открытия
новых цехов.
Ответ: 13 4 5.

№10.

На графике отражены изменения
предложения
пшеницы
на

предложения
переместилась
из

графике
Рцена
товара,Qколичество товара.)



указаны.

мировом рынке
2) снижение
цен
на
сельскохозяйственную технику
3) засуха и неурожай зерна
4) открытие нескольких новых
хлебобулочных комбинатов
5) культивирование
высокопродуктивных
сортов
пшеницы.
Ответ:

№10.

На графике отражены изменения
предложения
пшеницы
на
соответствующем рынке: кривая
предложения
переместилась
из
положения S в положение S1. На
графике
Рцена
товара,Qколичество товара.)
Какие из перечисленных факторов
могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) снижение спроса на зерно на
мировом рынке
2) снижение
цен
на
сельскохозяйственную технику
3) засуха и неурожай зерна
4) открытие нескольких новых
хлебобулочных комбинатов
5) культивирование
высокопродуктивных
сортов
пшеницы.
Ответ: 1 3.

№11.




государства.
2) Традиции
и
обычаи
являются
разновидностями
социальных норм.

всеми членами общества.



5) В
социальных
нормах
отражаются
ценностные
представления общества.
Ответ:

№11.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой
государства.
2) Традиции
и
обычаи
являются
разновидностями
социальных норм.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения
всеми членами общества.
4) Правила поведения, основанные на представлениях
общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и
несправедливом, называют моральными нормами.
5) В
социальных
нормах
отражаются
ценностные
представления общества.
Ответ: 2 4 5.

№12.




мотивация?»





цифры, под которыми они указаны.
1)
Трудовая
мотивация
каждого

к порученному делу.
2)
Достижение
материального
благополучия
является
наиболее
популярным
мотивом
трудовой
деятельности.


карьере.
4)
Меньшую
долю
работников

деятельности,
чем
возможность

людьми.
5)
Меньше
всего
опрошенных

качестве трудовой мотивации.
Ответ:

№12.

Учёные опросили 30-летних граждан
страны Z. Им задавали вопросы: «Зачем
Вы работаете, какова Ваша трудовая
мотивация?»
Полученные результаты (в % от числа
опрошенных) представлены в виде
диаграммы. Найдите в приведённом
списке выводы, которые можно сделать
на основе диаграммы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1)
Трудовая
мотивация
каждого
десятого работника связана с интересом
к порученному делу.
2)
Достижение
материального
благополучия
является
наиболее
популярным
мотивом
трудовой
деятельности.
3) Больше работников думают о
реализации своих способностей, чем о
карьере.
4)
Меньшую
долю
работников
мотивирует социальная полезность их
деятельности,
чем
возможность
путешествовать, общаться с разными
людьми.
5)
Меньше
всего
опрошенных
рассматривают карьерный рост в
качестве трудовой мотивации.
Ответ: 1 2 3.

№13.









4) Политический



парламентских выборах.
Ответ:

№13.

Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом
государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт условия
для полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.
2) Политическое участие граждан способствует реализации их права
участвовать в управлении государством.
3) Многообразие форм политического участия в демократическом
государстве зависит только от активности и желания гражданина.
4) Политический
протест может выражаться как в активных
формах, так и в форме невмешательства в политику- абсентеизма.
5) Одной из форм политического участия граждан является участие в
парламентских выборах.
Ответ: 12 4 5.

№14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной
власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Вопросы
А) метеорологическая служба



Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами,
водными и другими природными ресурсами

1) совместно федеральный центр и субъекты РФ
2) только федеральный центр
3) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к
ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Вопросы
А) метеорологическая служба
Б) внешнеэкономические отношения РФ
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) государственные награды РФ
Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими
природными ресурсами
Субъекты государственной власти РФ
1)
совместно федеральный центр и субъекты РФ
2)
только федеральный центр
3)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 12 1

№15.









которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство

Ответ:

№15.

В государстве Z существует наследственная передача королевской
власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы
в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане
обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты
гражданского общества. Государство Z включает в себя
территориальные единицы, не обладающие политической
самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке
характеристики формы государства Z и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство
Ответ: 1 4 6.

№16.



которыми они указаны.





права изменить его.
4) Коллективный
договорправовой
акт,
регулирующий

индивидуального
предпринимателя
и
заключаемый


самостоятельны.
Ответ:

№16.

Выберите в приведённом списке положения, характеризующие
основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко
времени совершения преступления 16-летнего возраста.
2) Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние,
совершённое с прямым или косвенным умыслом.
3) Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или
права изменить его.
4) Коллективный
договорправовой
акт,
регулирующий
социально-трудовые отношения в организации или у
индивидуального
предпринимателя
и
заключаемый
работниками и работодателем в лице их представителей.
5) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны.
Ответ: 3 5.

№17.




гражданской
правоспособностью
и
гражданской
дееспособностью.

прекращается со смертью.






Ответ:

№17.

Выберите верные суждения о субъектах гражданского права и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Способность быть субъектом гражданского права определяется
гражданской
правоспособностью
и
гражданской
дееспособностью.
2) Дееспособность гражданина возникает с момента его рождения и
прекращается со смертью.
3) Правоспособность гражданина может быть ограничена судом.
4) Юридическое лицо- организация, которая имеет обособленное
имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от
своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и
нести гражданские обязанности.
5) Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.
Ответ: 1 4 5.

№18.



подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры

Б) штраф

Г) замечание





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№18.

Установите соответствие между примерами и мерами юридической
ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) увольнение по соответствующим основаниям
Б) штраф
В) компенсация морального вреда
Г) замечание
Д) пожизненное заключение свободы
Меры юридической ответственности в РФ
1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ
2) дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе РФ
3) наказания в Уголовном кодексе РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 3 12 3

№19.





1) регулирование
личных
неимущественных
отношений



5) письменная форма договора

Ответ:

№19.

Граждане РФ Валентин и Валентина решили
заключить брачный договор. Какие условия
необходимы для вступления брачного договора в
силу? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование
личных
неимущественных
отношений
2) указание срока действия брачного договора
3) наличие общих несовершеннолетних детей
4) нотариальное удостоверение
5) письменная форма договора
6) государственная регистрация брака
Ответ: 4 5 6.

№20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предложенного списка слова (словосочетания), которые необходимо
вставить на место пропусков.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать
своему___(А) и вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут
вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их____(Б) о
поведении. Следовательно, статус и _____(В) связывают ожидания людей. Если
ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в
обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер___(Г).Требования и правила
поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли
следует______(Д), за неправильное- наказание. Модель поведения, ориентированная на
определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является____(Е),
который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение
приличий и демонстративное выражение».
Список терминов:
1)
Социальная роль
6) стратификация
2)
Восприятие
7) социальный статус
3)
Социальная норма
8) социальный символ
4)
Санкция
9) представление
5)
Вознаграждение
Ответ: А Б В Г Д Е

№20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из
предложенного списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать своему___(А) и
вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут вполне конкретных поступков и не
ждут других, которые не соответствуют их____(Б) о поведении. Следовательно, статус и _____(В)
связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо
актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер___(Г).Требования и правила
поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли следует______(Д),
за неправильное- наказание. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и
внешние знаки отличия. Одежда является____(Е), который выполняет три основные функции:
обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение».
Список терминов:
1)
Социальная роль
6) стратификация
2)
Восприятие
7) социальный статус
3)
Социальная норма
8) социальный символ
4)
Санкция
9) представление
5)
Вознаграждение
Ответ: А Б В Г Д Е
7 91 3 5 8

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Под конституционным правом понимается
система юридических норм, регулирующих
целый комплекс общественных отношений,
которые
складываются
в
процессе
определения устоев общества и государства,
закрепления основ правового статуса
человека,
личности
и
гражданина,
установления системы, организации и
функционирования
государственной
власти…

Часть 2.

Конституционное право является ведущей отраслью в
системе национального права каждой страны. Это
обусловлено значительностью предмета правового
регулирования, исключительной ролью заглавного
акта конституционного права, учредительным
характером его норм.
Значимость
предмета
регулирования
конституционного права заключается в том, что в
его структуру входят только основополагающие,
фундаментальные отношения, возникающие во всех
сферах
жизни
общества:
политической,
экономической, социальной и духовной.

Часть 2.

Объём и пределы конституционно-правового
регулирования
общественных
отношений
определяются государством с политических
позиций.
Государство
просто
вынуждено
выражать в нормах конституционного права
стабильное соотношение различных социальных
сил, сложившиеся во взаимоотношениях между
классами, народами, нациями и государством по
поводу
определения
формы
государства,
осуществления публичной власти, закрепления
правового статуса человека, личности и
гражданина…

Часть 2.

Каждая отрасль национальной системы права почти всегда
имеет свой заглавный нормативный правовой акт. В
России, например, роль заглавного акта в гражданском
праве выполняет Гражданский кодекс РФ, в трудовомТрудовой кодекс РФ, в земельном- Земельный кодекс РФ и
т. д.
В отношении конституционного права в качестве заглавного
нормативного
акта
выступает
конституция.
Её
исключительная роль проявляется в том, что она обладает
верховенством на всей территории суверенного государства,
имеет приоритет над всеми другими законами, является
базой текущего законодательства, имеет прямое действие и
применяется на всей территории страны (статья 15
Конституции РФ).

Часть 2.

Из всех законов лишь одна конституция
служит основным источником не только
конституционного права, но и всех других
отраслей национальной системы права. В
этом смысле все отрасли права являются
производными от конституции, коренятся в
её содержании. Учредительный характер
конституционно-правовых норм означает,
что они устанавливают основные начала,
своеобразные истоки всех других отраслей
национальной системы права.

Часть 2.

Нормы конституционного права определяют место и роль
органов исполнительной власти в системе органов
государства, их виды, устанавливают подотчётность и
ответственность правительства перед парламентом или
главой государства. Тем самым они закладывают основы,
формируют исходные положения для административного
права,
нормы
которого
регулируют
отношения,
возникающие в процессе деятельности исполнительных
органов
государственной
власти,
осуществления
государственного управления. Конституционно-правовые
нормы в большинстве стран определяют экономическую
систему государства и соответствующие ей формы
собственности.
(А.И.Казанник, А.Н.Костюков)

№21.

В чём проявляется исключительная роль
конституции
в
правой
системе
государства?
В
чём
заключается
значимость предмета регулирования
конституционного права? Как, по
мнению
авторов,
конституционные
нормы
связаны
с
отраслевым
законодательством?

№21.

Ответ:
1) она обладает верховенством на всей территории
суверенного государства, имеет приоритет над
всеми другими законами, является базой текущего
законодательства, имеет прямое действие и
применяется над всей территории страны;
2) в его структуру входят только основополагающие,
фундаментальные отношения, возникающие во
всех формах жизни общества: политической,
экономической, социальной и духовной;
3) все отрасли права являются производными от
конституции, коренятся в её содержании.

№22.

Авторы пишут о том, что каждая отрасль
национальной системы права имеет свой
заглавный нормативный правовой акт.
Используя обществоведческие знания и
текст, назовите заглавные нормативные
правовые акты гражданского, трудового,
административного права в РФ и кратко
охарактеризуйте предмет регулирования
каждой из перечисленных отраслей
права.

№22.

Ответ:
Краткая характеристика предметов регулирования
отраслей права:
1) гражданского права: Гражданский кодекс РФ;
имущественные, связанные и несвязанные с ними
личные неимущественные отношения;
2) трудового права: Трудовой кодекс РФ; отношения,
связанные с предоставлением трудовых услуг;
3) административного
права:
Кодекс
РФ
об
административных правонарушениях; отношения
в сфере управления, деятельности органов
исполнительной власти.

№23.

Используя обществоведческие знания, на
примере РФ покажите любые три
способа
обеспечения
стабильности
конституции, её защиты.

№23.

Ответ:
1) президент РФ является гарантом Конституции РФ;
2) действует Конституционный Суд РФ, который
рассматривает
дела
о
соответствии
НПА
различного уровня Конституции РФ;
3) положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием РФ, для
этого необходимо по определённой процедуре
созывать Конституционное Собрание;
4) поправки к главам 3-8 Конституции не могут
вступить в силу без одобрения органами
законодательной власти не менее чем двух третей
субъектов РФ.

№24.

Используя обществоведческие знания,
приведите три объяснения мысли
авторов о том, что «государство просто
вынуждено
выражать
в
нормах
конституционного права стабильное
соотношение различных социальных
групп,
сложившиеся
во
взаимоотношениях между классами,
народами, нациями и государством».

№24.

Ответ:
1) в зависимости от этнического состава населения
конституцией может быть установлена форма унитарного
или федеративного государства;
2) конституцией
могут
устанавливаться
привилегии
отдельных социальных общностей (классов, групп) или
равноправие всех граждан;
3) в зависимости от состава населения, обстоятельств
возникновения государств и т.п. конституцией может
устанавливаться
процедура
прямых
или
много
степенных/многоступенчатых выборов;
4) в
зависимости
от
сложившихся
традиций
государственности конституцией может устанавливаться
та
или
иная
форма
правления,
например,
конституционная монархия.

№25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «истина»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения:
одно
предложение,
содержащее информацию о формах
представления
истины,
и
одно
предложение,
раскрывающее
объективный характер истины.

№25.

Ответ:
1) истина- утверждение (знание), точно
(адекватно)
отражающее
действительность;
2) Истина может быть представлена в виде
суждений, умозаключений, теорий;
3) Объективный
характер
истины
проявляется в том, что её содержание не
зависит от конкретного субъекта познания.

№26.

Проиллюстрируйте тремя примерами
влияние конкуренции на развитие
производства.

№26.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на
развитие производства.
Ответ:
1) небольшая фабрика по производству конфет в ходе
конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской
фирмой,
после
чего
произошло
полное
техническое
переоснащение фабрики и увеличился её объём производства;
2) компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах
мобильного Интернета, другие компании-операторы вынуждены
были выступить с аналогичными предложениями;
3) ресторан быстрого питания, ориентированный на производство
и продажу гамбургеров, картошки-фри и хот-догов, под
влиянием конкуренции со стороны других участников рынка
ввёл в меню различные салаты и другие вегетарианские блюда.

№27.

Социологические службы страны Z проводили опрос
молодых граждан о проблемах, с которыми им
приходится
сталкиваться.
72%
опрошенных
считают, что молодым трудно добиться успеха в
жизни, реализовать себя, в первую очередь- из-за
безработицы и бедности. Только 15 % называют в
этой связи личные качества молодых людей,
например,
инертность
и
отсутствие
целенаправленности.
Привлекая обществоведческие знания и факты
социальной жизни, предположите, какие меры может
предпринять государство для поддержки молодёжи.
Назовите любые три меры и кратко поясните
значение каждой из них.

№27.

Ответ:
1) разработать программу льготного кредитования молодых
людей (позволит решить проблему жилья, материального
обеспечения);
2) обеспечить
систему
посреднических
услуг
в
трудоустройстве с учётом интересов и способностей
молодых людей (поможет не только найти источник
средств существования, но и реализовать потенциал);
3) увеличить
сроки
обязательной
производственной
практики студентов профессиональных образовательных
организаций (чтобы они могли приобрести хотя бы
минимальный опыт работы, который позволит им быть
более конкурентоспособными на рынке труда).

№28.

Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Политическое лидерство
как институт политической системы».
Составьте план, в соответствии с
которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх
пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

№28.

Ответ:
1.
Концепция лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические
лидеры и др.

Использованная литература.

Единый
государственный
экзамен.
Обществознание.
Типовые
экзаменационные варианты. О.А.Котова,
Т.Е. Лисова. Издательство Национальное
образование. Москва. 2018 год

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)


Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения:

1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);

2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);

3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).

Могут быть даны иные пояснения.

Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность…

Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда… В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.

Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры…

Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.

(А. Г. Спиркин)

Баллы

элементы :

1) ответ на первый вопрос : потребности и труд;

2) ответ на второй вопрос : «получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им»;

ИЛИ «Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других».

Может быть приведена другая цитата из текста.

Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу форме

Даны правильные ответы на два вопроса

Дан правильный ответ на один любой вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

[свернуть]

22. Какое определение труда приведено в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, объясните мысль автора о том, что труд, во-первых, порождает мир культуры, а во-вторых, является феноменом культуры (дайте объяснение по каждому пункту).

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) определение : труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества;

2) объяснение по первому пункту (труд порождает мир культуры), например: результатом труда являются материальные предметы, информация, художественные произведения и т. п., составляющие материальную и духовную культуру общества;

3) объяснение по второму пункту (труд является феноменом культуры), например: трудовая деятельность осуществляется имеющимися в данной культуре средствами и способами, на основе норм и правил данной культуры.

Могут быть даны другие объяснения

Правильно приведено определение, даны объяснения по двум пунктам

Правильно приведено определение, дано объяснение по одному любому пункту.

ИЛИ Даны только объяснения по двум пунктам

Правильно приведено только определение.

ИЛИ Дано только объяснение по любому одному пункту.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

[свернуть]

23. Примеры каких двух групп потребностей приведены в тексте? (Укажите группу и примеры потребностей.) Используя обществоведческие знания, укажите любую другую группу потребностей и соответствующий пример потребности, удовлетворение которой может быть связано с трудовой деятельностью.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) группы и примеры потребностей по тексту :

— материальные/естественные потребности (в жилье, пище, одежде и др. вещах);

— социальные (в признании со стороны других людей);

(Указание групп потребностей без соответствующих примеров не засчитывается при оценивании.)

2) другая группа и пример потребности : идеальные (духовные) потребности (например, познать самого себя, узнать свои качества как работника, совершенствовать их).

Может быть приведён иной пример.

Может быть названа другая группа потребностей и приведён другой пример потребностей этой группы

Правильно названы две группы потребностей по тексту с соответствующими примерами, другая группа и пример потребности (всего шесть позиций)

Правильно приведены любые четыре-пять позиций

Правильно приведены любые две-три позиции

Приведена любая одна позиция.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

[свернуть]

24. Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два позитивных и два негативных последствия этих процессов.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) позитивные последствия , например:

— люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворить свои желания;

— интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т. п.;

2) негативные последствия , например:

— неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества;

— у многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому или (и) нравственному здоровью этих людей.

Могут быть приведены иные позитивные и негативные последствия

Приведены два позитивных и два негативных последствия

Приведены любые три последствия

Приведены любые два последствия

Приведено только одно любое последствие.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)


2. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

3. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

4. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ:

Вопрос 1.
Политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты.

Основания:
- С точки зрения организационной структуры
- С точки зрения особенностей правового положения

Вопрос 2. Требования:
- они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты
- партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов
- законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний

Объяснение необходимости: пар­тии по­лу­ча­ют фи­нан­со­вую под­держ­ку го­су­дар­ства, то есть день­ги на­ло­го­пла­тель­щи­ков. Зна­чит, они обя­за­ны от­чи­ты­вать­ся, куда их по­тра­ти­ли. Также государство хочет знать от каких иных спонсоров партии поступили

Вопрос 3.
Функции, названные в тексте:
- представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов
- проводят кампании за их избрание
- привлекают на свою сторону массы
Другие функции партий
- разработка политических программ (партия представила свою программу по решению проблемы ограниченности ресурсов)
- политическая социализация граждан (партия провела ряд демонстраций с участием молодежных групп)
- выражение интересов различных групп людей (партия представляет интересы среднего класса, тем самым она добивается от государства финансирования малого бизнеса)

Вопрос 4.
Государственная поддержка избирательных кампаний партий позволяет:
- реализовать право граждан быть избранными в органы гос.власти даже при недостатке личных и спонсорских средств для финансировании кампании
- дает возможность многим партиям участвовать в выборах, следствием чего становится реализация прав граждан, которые могут сделать свой выбор из множества кандидатов исходя из своих предпочтений
- дает равные возможности разным политическим силам, за которыми стоят разные группы давления