Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг. Об актуальных проблемах защиты прав потребителей медицинских услуг

Вся жизнь человека так или иначе связана с правом. Ежедневно, сами того не осознавая, мы вступаем в различные правовые отношения, поэтому необходимо уметь защищать свои права в повседневной жизни.

За рубежом движение в защиту потребителей начало развиваться довольно давно. Международная организация союзов потребителей (IOCU) была организована в 1960 г. пятью потребительскими организациями США, Великобритании, Австралии, Нидерландов и Франции.

Сейчас IOCU объединяет 181 члена из 64 стран. Это мощная сила, с которой вынуждены считаться и производители, и продавцы, и правительства. Один из наиболее важных результатов, достигнутых мировым потребительским движением, - принятие 9 апреля 1985 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы по защите потребителей": «Учитывая интересы и нужды потребителей во всех странах, особенно в развивающихся странах; признавая, что потребители зачастую находятся в неравном положении с точки зрения экономических условий, уровня образования и покупательной способности; и учитывая, что потребители должны иметь право на доступ к безопасным товарам, а также важность содействия справедливому, равноправному и устойчивому экономическому и социальному развитию, эти руководящие принципы защиты интересов потребителей имеют следующие цели:

Содействовать странам в установлении или дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;

Способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;

Поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;

Содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;

Способствовать созданию независимых групп потребителей;

Расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;

Поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах».

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день солидарности международного движения потребителей. Празднование этого дня вошло в историю после подписания президентом США Джоном Кеннеди 15 марта 1962 г. Декларации о четырех основных правах потребителей:

Право на безопасность товаров;

Право на информацию;

Право на выбор товаров;

Право на выражение своих интересов.

Позже Международная организация союзов потребителей добавила еще четыре права:

Право на удовлетворение основных потребностей;

Право на возмещение ущерба;

Право на потребительское образование;

Право на здоровую окружающую среду.

Правительство Российской Федерации использовало Руководящие принципы ООН и основные права потребителей, принятые Международной организацией потребителей, при разработке и проведении в жизнь политики и законодательства в области защиты прав потребителей.

7 февраля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят первый закон «О защите прав потребителей», который вступил в действие с 7 апреля 1992 г. За последующие годы действия закона многие нормы, закрепленные в нем, претерпели существенные изменения, что находило отражение в редакционных изменениях.

Введение в действие закона «О защите прав потребителей» стало отправным моментом в развитии потребительского движения в России.

А кто же является потребителем согласно Закону «О защите прав потребителей»?

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Рассмотрим более подробно это определение.

Потребителем может быть только гражданин - физическое лицо. Имеются в виду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Это понятие не применяется в тех случаях, когда ЛС предназначены для удовлетворения юридических лиц - предприятий, организаций, учреждений.

В качестве потребителя нужно рассматривать как гражданина, который приобретает, заказывает и использует товар (ЛС), так и гражданина, который имеет такое намерение. Это означает, что гражданин, который еще ничего не купил и не заказал, а только зашел в аптечное учреждение, уже признается потребителем.

Также потребителем признается не только гражданин, который приобретает или заказывает товары, но и гражданин, который ими пользуется. Это особенно важно, так как ЛС для больных часто приобретают родственники или знакомые, а для детей их родители, но непосредственным потребителем ЛС является больной.

Потребителем лекарств является гражданин, который приобретает, использует и заказывает товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд (пример - лекарственные средства для лечения и профилактики болезней), а не для коммерческого или производственного использования. Приобретаемые потребителем ЛС не должны служить для извлечения прибыли.

О ЛС мы говорим, что это не просто товар, а товар особого рода, поэтому мы выделяем особенности защиты прав потребителей лекарств: Первая особенность состоит в том, что конечные потребители (население) не могут самостоятельно определить параметры многих критериев, характеризующих действительную ценность, терапевтическую и экономическую эффективность лекарств, безопасность их использования и отдаленные последствия их применения.

Вторая особенность заключается в том, что потребители, не имея повседневного опыта, знаний и внешней объективной информации, не могут разобраться в качестве ЛС; а негативные последствия использования некачественных аптечных товаров и услуг несоизмеримо более значительны, чем во многих других случаях.

А чего же необходимо добиваться в рамках защиты прав потребителей лекарств (ЗППЛ)?

Основная цель ЗППЛ - обеспечение подлинно квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, а также обеспечение возможности самообразования населения по проблеме самолечения, эффективного и безопасного использования безрецептурных лекарственных препаратов, других фармацевтических и парафармацевтических товаров, получение знаний о правах потребителей лекарств и их защите.

Рассмотрим теперь ЗППЛ с точки зрения системного подхода как метода, охватывающего все составляющие ЗППЛ. Для этого мы построили графическую открытую модель системы «Защиты прав потребителей лекарств», которая представлена на рис. 12.

Рис. 12. Графическая открытая модель системы ЗППЛ

Запросы потребителей по удовлетворению прав на квалифицированную, доступную и своевременную фармацевтическую помощь составляют входные элементы системы. Если система ЗППЛ будет функционировать правильно, то результатом ее станет удовлетворение запросов потребителей лекарств и их законных претензий, что является выходным элементом системы и, соответственно, реализацией цели системы.

Внутренняя среда системы ЗППЛ состоит из элементов, которые представляют собой подсистемы: федеральные и местные органы управления, обеспечение фармацевтической помощи, непосредственная защита. На уровне подсистем каждый орган из общей системы выступает как относительно независимая, самостоятельная организация, имеющая свою цель. По отношению к каждой из этих отдельно взятых подсистем все остальные являются внешними - его окружающей средой. На уровне общей системы все отдельные подсистемы сведены в единую систему, действующую в направлении достижения общей цели.

Первая подсистема - управление. Она включает четыре уровня - федеральный, республиканский, автономный и местный.

К федеральному уровню относятся: Совет Федерации и Комитет по охране здоровья Государственной думы РФ (определяют основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимают законы и утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан), Президент РФ (руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан), Правительство РФ (осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения), Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

К республиканскому, автономному уровню относятся - органы управления здравоохранения автономных областей, автономных округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга; на местном уровне - местные органы управления. Одной из важных компетенций органов управления, определяемой «Основами законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.93 ? 5487-1), является защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

Вторая подсистема - обеспечение фармацевтической помощью. В рамках системы ЗППЛ цель данной подсистемы - обеспечение

только квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи.

Она включает подподсистемы: создания и испытания новых ЛС; заводского и аптечного производства ЛС; доведения ЛС до потребителя; контрольно-разрешительную; надзора за деятельностью фармацевтических предприятий и аптечных учреждений; фармацевтического образования; управления фармацевтическими кадрами.

Следующая подсистема обеспечивает непосредственную ЗППЛ. Она включает четыре направления: государственную, общественную, судебную защиту, защиту средствами массовой информации.

Государственная ЗППЛ.

В Российской Федерации права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены такие обязанности.

Согласно Постановлению Правительства РФ? 322 от 30 июня 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Основными функциями данной федеральной службы в области защиты прав потребителей являются:

Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

Контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Осуществления в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» и Постановлению Правительства? 323 от 30 июня 2004 г., федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за качеством и безопасностью ЛС, изделий медицинского назначения и медицинской техники является Федеральная служба по надзору в сфере здравоох-

ранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основными функциями данной федеральной службы в области ЗППЛ являются:

Контроль: за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования ЛС и изделий медицинского назначения; за проведением доклинических и клинических исследований ЛС, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики;

Надзор за фармацевтической деятельностью и соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;

Организация проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛС;

Запрет производства ЛС и продажи уже произведенных ЛС в случаях, перечень которых содержится в правилах организации производства и контроля качества ЛС, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

Осуществление в установленной сфере деятельности нормативно-правового регулирования, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Наряду с государственными органами по защите прав закон «О защите прав потребителей» (от 19.05.95 ? 82-ФЗ) предусматривает, что защиту прав потребителей могут осуществлять органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ближе всего находятся к потребителю, поэтому именно на них возложено рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления должны незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

Органам местного самоуправления предоставлено право предъявлять иски в суды как в защиту прав конкретных потребителей, так и в интересах неопределенного круга потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» определяет, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и уставами.

Общественные организации потребителей и их объединения действуют строго на добровольном членстве в целях коллективной защиты прав потребителей на рынке товаров (работ, услуг). Каждая общественная организация потребителей действует на основании устава, утвержденного общим собранием членов этой организации.

Общественные организации в России создаются:

По территориальному признаку (районные, городские, областные и т.п.); например, в Москве функционирует Московский союз потребителей;

По интересам групп потребителей (владельцев автомобилей, акционеров и т.д.).

Поскольку общества и союзы потребителей всех уровней полностью самостоятельны в решении всех вопросов своей деятельности, в РФ они добровольно объединяются в Союз потребителей РФ (СПРФ), а в рамках СНГ - в международную конфедерацию обществ потребителей (КонФОП) на основе коллективного членства. Решения СПРФ и КонФОП носят для их членов рекомендательный характер, а важнейшей задачей является координация деятельности своих членов и представительство их интересов в отношении с государственными и общественными органами и организациями внутри страны и за рубежом.

Вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов

исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

Обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Судебная защита осуществляется путем предъявления исков в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя, или в интересах неопределенного круга потребителей.

Между подсистемами системы ЗППЛ существует взаимодействие, прежде всего - информационное. Так, подсистема управления информирует подсистему фармацевтической помощи о законодательных и нормативных документах, но взамен получает информацию о действенности этих документов, а в подсистеме непосредственной защиты документы необходимы, чтобы осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей лекарств.

Система ЗППЛ - это открытая система, т.е. на нее оказывают влияние различные факторы, в том числе другие системы, которые будут составлять внешнюю среду. Особое влияние на систему ЗППЛ будут оказывать системы здравоохранения, экономики, законо- и нормотворчества, уголовно-процессуальная система.

Система здравоохранения наиболее близка к системе ЗППЛ, их объединяет общая цель, направленная на обеспечение здоровья граждан. Кроме того, потребитель лекарств обращается за фармацевтической помощью чаще всего после посещения врача, т.е. медицинского учреждения. Между этими системами существует информационное и медицинское взаимодействие.

Уголовно-процессуальная система также оказывает влияние на систему ЗППЛ. Элемент этой системы представлен в нашей системе (суды), но это только небольшая часть сложной работы данной системы.

Можно выделить следующие основные направления ЗППЛ:

Правовая ЗППЛ, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, указах Президента;

ЗППЛ путем регламентации фармацевтической деятельности в различных подсистемах фармацевтической помощи (создание лекарственных препаратов, их аптечного и заводского производства, подсистемы доведения до потребителя и т.п.);

ЗППЛ государственными структурами, в том числе законодательными органами (Федеральное собрание), административными федеральными органами;

Судебная ЗППЛ;

ЗППЛ общественными объединениями потребителей, фармацевтическими обществами и ассоциациями;

ЗППЛ посредством международного сотрудничества;

ЗППЛ средствами массовой информации;

Самозащита прав потребителей фармацевтической помощи путем самообразования в области фармации, юридических аспектов защиты прав потребителей; привлечение федеральных и муниципальных органов управления, а также общественных организаций по ЗППЛ;

ЗППЛ путем воспитания морально-нравственных норм у фармацевтического персонала (фармацевтическая этика и биоэтика).

Рассмотрим правовое направление ЗППЛ.

В составе законодательства о защите прав потребителей особое значение в настоящее время приобретают принципы, закрепленные в Конституции РФ. Так, согласно ст. 41, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в том числе Гражданским кодексом.

В дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин- потребитель пользуется также правами, предоставленными законом РФ «О защите прав потребителей». Законом определяются основополагающие положения и принципы защиты прав потребителей, которые должны применяться ко всем отношениям с участием потребителей, независимо от их особенностей.

Все законодательные акты, принимаемые в развитие закона, должны соответствовать ему и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет на передачу органам исполнительной власти права принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потреби-

телей; и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Примером такого документа могут служить «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 ? 55 (глава 8 «Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения»).

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты в области оказания фармацевтической помощи прямо или косвенно затрагивают интересы потребителей лекарств. Так, в «Основах Законодательства РФ об охране здоровья граждан» (от 22.07.93 ? 5487-1) раскрывается право граждан РФ на охрану здоровья, закрепленное в Конституции РФ, определены права отдельных групп населения в области охраны здоровья: права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и т.д.

  • ГЛАВА 8 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 10 ФИЛОСОФИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
  • ГЛАВА 11 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
  • ГЛАВА 12 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА С ВРАЧАМИ, КОЛЛЕГАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
  • Учитывая последние тенденции, развития системы здравоохранения, все большее значение имеют знания, каждого кто обращается в медицинские учреждения, своих прав как потребителя . За последние несколько лет, значительно возросло число исков и жалоб, на некачественно оказанные медицинские услуги, низкий уровень лечения, и прочие недостатки, некоторые из которых могут привести к серьёзным последствиям. Именно поэтому вы должны четко осознавать свои права как потребителя, обращаясь в любое медицинское учреждение , по крайней мере, это не будет лишним.

    В данной статье будут рассмотренные наиболее сложные вопросы, возникающие у каждого человека, в процессе зашиты и реализации своих прав как потребителя при обращении в любое медицинское учреждение.

    И для начала стоит ознакомиться с законодательством, которое регулирует данный вид правоотношений:

    · Первым в списке у нас идет Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992, которой в дальнейшем будет именоваться просто Закон. Именно этот закон является основным при отстаивании ваших прав;

    · Следующим является Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 29.11.2010;

    · Ну и последними по списку, но не по значению идут «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» от 03.10.2012 утвержденные правительством РФ. Этот нормативный акт пришёл на смену старым Правилам, которые были приняты еще в 1996 году, успев при этом значительно устареть за прошедшее время.

    Руководствуясь п. 2 Правил можно сделать вывод что, платными медицинскими услугами являются возмездные услуги, предоставляемые физическому лицу медицинской организацией на основании договора. В подобном договоре в обязательном порядке должны быть указаны следующие условия:

    · Тип медицинских услуг, которые будут предоставляться физическому лицу;

    · Стоимость оказываемых лицу услуг (указывается в рублях);

    · Период времени в течение, которого подобные услуги будут, оказывается;

    · Также особое место в данном договоре отводится исполнителю, то есть медицинскому учреждению, и помимо стандартного для договора указания наименования организации также должен присутствовать и номер лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    В ст. 4 Закона говорится, что каждый человек имеет право на качественно оказанные медицинские услуги. Все в той же статье говорится, что качество предоставляемых услуг или товаров должно соответствовать договору, и благодаря новым правилам мы имеем четкие критерии качества. Также стоит заметить, что в ст.16 п. «и» Правил предусмотрена возможность внесения дополнительных условий в договор, что делает жизнь заинтересованных сторон намного легче. Если же вы боитесь остаться в неведенье, то не стоит беспокоиться, поскольку в соответствии с разделом III Правил (ст. 11-15) вы можете получить практически любую информацию. В частности в свободном доступе находится следующая информация:

    · Наименования лица предоставляющего медицинские услуги, а также его местонахождение;

    · Данные о лицензии позволяющей заниматься медицинской деятельностью;

    · Сведения о предоставляемых лицом медицинских услугах, в частности их форма порядок и условия предоставления, а также стоимость, которая указывается в рублях;

    · Данные о медицинских работниках, которые будут принимать непосредственное участие в предоставление вам медицинских услуг, в особенности это касается уровня их квалификации и образования;

    · График работы, как отдельного работника, так и всей медицинской организации в целом;

    · Адресные и контактные данные органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    В случае если вы захотите ознакомиться с учредительными документами или лицензией медицинской организации предоставляющей платные услуги достаточно просто попросить.

    Ну и в случае если вы все же решитесь заключить Договор, то вам удастся ознакомиться со следующими данными:

    · Порядок, а также стандарты оказания платной медицинской помощи;

    · Сведения о конкретном работнике, который и будет заниматься вами;

    · Информация о медицинской помощи, которая будет оказываться в соответствии с договором, включая, ожидаемый результат, а также возможные риски;

    · Любая дополнительная информация, которая может касаться предмета договора.

    Не стоит переживать, что вы не сможете понять предоставленные сведения, поскольку в соответствии с ст. 14 Правил, исполнитель обязан предоставить вам эту информацию в доступной форме.

    Также хотелось бы отметить, что прежде чем заключить договор исполнитель обязан уведомить вас о возможных последствиях при несоблюдении указаний медицинских работников.

    Хотелось бы сказать несколько слов о самом договоре и порядке его заключения. Не стоит торопиться с принятием всех условий, которые будет предлагать вам исполнитель, постарайтесь как можно внимательнее изучить предоставленный вам договор, прежде чем его подписывать. В случае если у вас возникли сомнения в отношении некоторых пунктов, проконсультируйтесь с юристом . Помните многие медицинские учреждения, составляют договора о предоставлении платных медицинских услуг таким образом, что бы максимально ограничить вас в плане защиты своих нарушенных прав.

    В процессе лечения старайтесь сохранять любые документы, это может сильно помочь в судебном разбирательстве. Выбирая адвоката для защиты своих нарушенных прав, отдавайте предпочтение юристам, которые специализируются на гражданских делах .

    Лучшим вариантом, конечно, будет адвокат, занимающийся исключительно подобными делами , вот только на данный момент не так уж и много юристов, хорошо разбирающихся в медицинском праве.

    Будьте максимально внимательны при заключении данного договора, поскольку на кону может стоять ваша жизнь.

    Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

    Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Контроль над организацией и качеством выполнения платных медицинских

    услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором,

    которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов,

    права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Медицинскую помощь непосредственно оказывают только медицинские работники (лица с высшим или средним специальным образованием). Следовательно, можно квалифицировать медицинскую деятельность, в основе которой лежит применение лекарственных средств, как деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих. Поэтому в случае причинения вреда здоровью или жизни гражданина (пациента) некачественным оказанием платных медицинских услуг гражданско-правовая ответственность должна наступать по правилам ст.ст. 1084, 1085 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и ст.ст.13 - 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Права пациента

    Пациент имеет право, при обращении за медицинской помощью и ее

    получении на:

    Получение в доступной форме информации о состоянии своего здоровья,

    включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения;

    Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

    Выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного

    и добровольного медицинского страхования;

    Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

    Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

    Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

    Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

    Отказ от медицинского вмешательства;

    Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного

    медицинского страхования;

    Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

    Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты

    его прав.

    вправе требовать:

    Предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии

    и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

    Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять:

    Требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При несоблюдении исполнителем обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

    1) назначить новый срок оказания услуги;

    2) потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

    3) потребовать исполнения услуги другим специалистом;

    4) расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

    Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

    Обязанности потребителя

    Потребитель, пользующийся платными медицинскими услугами, обязан:

    1) оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

    2) выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление

    платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

    Исполнитель обязан:

    Обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг потребителям требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации;

    Вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых

    платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

    Обеспечить потребителей бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов;

    Выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие

    прием наличных денег. При расчетах без применения контрольно-кассовых

    машин исполнитель должен использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

    Ответственность исполнителя

    Действующее законодательство РФ предусматривает, что в случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством

    Российской Федерации (ст. 66 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) (далее - Основы). Таким образом, Основы прямо ориентируют суды на необходимость применения норм ГК РФ, регулирующих вопросы возмещения вреда здоровью граждан. Кроме того, изучение судебной практики показало, что по всем делам граждане обращались в суд также и с требованием о компенсации морального вреда.

    Что касается юридических оснований гражданско-правовой ответственности, необходимо сказать, что она наступает:

    1) при неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинской услуги;

    2) при недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге;

    3) при продаже негодного товара или товара ненадлежащего качества (например, лекарственных средств).

    4) несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

    Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации по-прежнему нарушаются права сотен тысяч граждан – потребителей медицинских услуг. В наиболее тяжелых случаях – о чем приходится писать с особым сожалением и горечью – неоказание (ненадлежащее оказание) таких услуг становится причиной летального исхода их получателей.

    В качестве основных причин нарушений прав потребителей медицинских услуг представляется правомерным выделить:

    • неудовлетворительную организацию оказания таких услуг;
    • недостаточную квалификацию части медицинского и фармацевтического персонала.

    К слову, именно состояние организации оказания медицинских услуг (прежде всего – в формах оказания соответствующих видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения) на протяжение последних лет находится в центре внимания органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в уполномоченных сферах деятельности. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 1 , ежегодно проводится несколько десятков тысяч проверок соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения (далее – обязательные требования) – преимущественно, органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и Прокуратуры Российской Федерации. В минувшем году такие проверки были осуществлены в отношении примерно 12 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов медицинской и фармацевтической деятельности (далее – ЮЛиИП), по результатам которых те или иные нарушения были выявлены почти у 64 процентов проверяемых субъектов.

    К слову, по сравнению с предыдущим годом доля ЮЛиИП, осуществляющих свою деятельность с нарушением обязательных требований (из числа подвергнутых проверке), выросла более чем на 11 процентов, а общее число выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений – более чем на 57 процентов. В частности, выяснилось, что из каждых пяти проверенных ЮЛиИП полностью соответствовали требованиям лицензионного законодательства 2 только три, и т.д.

    Согласитесь, ожидать надлежащего (т.е. своевременного, полного и качественного) оказания медицинских услуг от лиц, осуществляющих свою основную деятельность, мягко говоря, с отклонениями от нормативных требований, наверное, все же не вполне оправданно. В особенности имея в виду, что по данным Росздравнадзора (нашедшим, кстати, свое косвенное подтверждение и в актуальной криминальной статистике ряда правоохранительных структур, см. ниже) свыше 38 процентов выявленных нарушений квалифицированы в материалах проверок как «представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан».

    Нарушения, выявляемые в деятельности ЮЛиИП (и впоследствии оборачивающиеся для потребителей медицинских услуг соответствующими издержками), в значительной мере обусловлены и недостатками в квалификации персонала. Злободневность этой проблемы, кстати, находит свое отражение в запуске с начала текущего года процедуры обязательной аккредитации всех специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием 3 .

    Наиболее заметным проявлением недостатка квалификации у тех или иных медиков или фармацевтов следует полагать ошеломляющее количество ежегодно выявляемых «врачебных» ошибок. Тревогу в связи с непрекращающимся их ростом забил даже Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК РФ), посвятивший заседание одной из своих осенних коллегий проблематике некачественного оказания медицинской помощи. Озвученные в ходе мероприятия цифры повергают в шок: только за первую половину 2016 году в следственные органы СК РФ поступило более 2,5 тыс. сообщений о случаях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, причем по более чем 400 таким фактам возбуждены уголовные дела. Жертвами т.н. ятрогенных преступлений в минувшем году стали 712 человек, в том числе 317 малолетних и несовершеннолетних, а за первые шесть месяцев 2016 года – еще 352 человека (включая 142 ребенка).

    Специфическим проявлением несовершенной организации оказания медицинских услуг, низкой квалификации лиц, привлекаемых к их оказанию, следует полагать случаи необоснованного отказа в предоставлении доступа к получению таких услуг гражданам, имеющим право на их бесплатное получение. Наиболее показательна в этом смысле ситуация с реализацией прав граждан на бесплатное либо льготное лекарственное обеспечение (см. в этой связи соответствующий обзор, опубликованный на нашем портале в сентябре с.г.). По сведениям, обнародованным Росздравнадзором, помощь в реализации или восстановлении права на надлежащее лекарственное обеспечение в 2015 году понадобилась более чем 90 тыс. граждан.

    Добросовестным приобретателям лекарственных препаратов (как бесплатно, так и за плату, см. ниже) крайне необходима и более эффективная защита от фальсификата – напомним, в минувшем году из обращения было изъято около 2,2 млн упаковок сфальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов, и пока, увы, ничто не указывает на свертывание этой тенденции в обозримом будущем.

    Особым образом необходимо остановиться на соблюдении прав получателей платных медицинских услуг, порядок оказания которых с относительно недавнего времени строго регламентирован 5 . Вопреки расхожему мнению, платность услуги на практике далеко не всегда отождествляется с ее своевременностью и качеством. За подтверждением сказанного вновь обратимся к данным Роспотребнадзора, которым в 2015 году было проведено примерно 6 тыс. проверок соблюдения обязательных требований, предъявляемых к платным медицинским услугам (далее – ПМУ). По итогам проверок выявлено почти 16 тысяч нарушений, т.е., в среднем, около 3 нарушений в деятельности каждого (!) подвергнутого проверке ЮЛиИП, при этом наиболее злостными нарушениями прав потребителей ПМУ следует считать:

    • непредоставление потребителям необходимой и достоверной информации (предоставление такой информации с отклонением от порядка, предусмотренного Правилами);
    • заключение договоров (включение в договоры об оказании ПМУ условий), ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, предусмотренными нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей 6 .

    Лица, виновные в нарушении обязательных требований, предъявляемых к ПМУ, привлекались, преимущественно, к административной и гражданской ответственности. Так, общая сумма наложенных на нарушителей административных штрафов в минувшем году составила более 33,3 млн рублей.

    По результатам рассмотрения дел о защите прав потребителей медицинских услуг последним (в порядке удовлетворения соответствующих заключений) присуждено около 200 млн рублей, в том числе в порядке компенсации причиненного морального вреда – около 0,9 млн рублей. Средний размер денежных средств, присужденных потребителям медицинских услуг в результате удовлетворения судебного иска, составил в 2015 году около 100 тыс. рублей.

    * * *

    Подытоживая, отметим, что вопросы защиты прав граждан на медицинскую помощь постоянно находятся и в поле зрения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный). Так, в 2015 году, благодаря Уполномоченному, были разрешены обращения граждан, связанные с:

    • бесплатным лекарственным обеспечением граждан – носителей ВИЧ / СПИД;
    • бесплатным лекарственным обеспечением дорогостоящими лекарственными препаратами граждан – носителей общих заболеваний;
    • оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам в период после операции по трансплантации органов;
    • оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по заболеванию «сахарный диабет», и др.).

    __________________________________________

    1 См. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году". М.: Роспотребнадзор, 2016.
    2 См. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.), принятые в его развитие нормативные акты.
    3 См. соответствующие положения статьи 69 и часть 1.1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 2 октября 2016 г.).
    4 www.sledcom.ru.
    5 Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006), далее - Правила.
    6 См. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 3 июля 2016 г.), принятые в его развитие нормативные акты.
    7 См. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. Российская газета. 24 марта 2016 г. № 61.

    Актуальными по сей день остаются вопросы, которые связаны с качеством услуг, предоставляемых медицинскими организациями. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества обращений пациентов и проводимых по ним разбирательствам. Из вышесказанного следует, что необходимо рассмотреть потребительские права, закрепленные законодательно, а также необходимость информирования по их защите.

    Закон наделяет пациентов правами на:

    • Информирование о законодательстве, регулирующем потребительские права, касаемо их защиты;
    • Оказание услуги должно быть качественным, недостатков быть не должно;
    • Способ оказания услуги должен быть безопасным;
    • Информирование, касающееся непосредственно медицинской организации, ее работников, осуществляющих в ней деятельность, а также о перечне услуг, которые можно получить, обратившись в данную организацию;
    • Право на получение информации, от которой может зависеть качество услуги, которая будет оказана;
    • Добросовестное следование срокам, в которые должна быть оказана услуга. Сроки установлены законодателем либо в положениях договора.

    Как гласит закон «О защите прав потребителей» в статье 29, при возникновении ситуации, когда услуга не оказана, или оказана некачественно или с нарушением сроков, установленных законом, но при этом вам не причинен какой-либо вред, вы можете требовать:

    1. Чтобы медицинской организацией были устранены недостатки, которые проявились при оказании услуги, в частности требуйте проведения вам дополнительного курса процедур, долечивание и прочее;
    2. Возместить вам расходы, которые у вас возникли в связи с устранением недостатков, к примеру, прохождение лечения у врача, занимающегося частной практикой либо в другом учреждении, оказывающем подобного рода услуги;
    3. Уменьшить стоимость на услуги;
    4. Оказать вам услугу повторно.

    Учтите, что в случае если недостатки, которые вами были обнаружены при оказании услуги, носят характер существенных – требуйте расторгнуть ранее заключенный договор либо возместить причиненные вам убытки.

    Согласно статье 31 закона «О защите прав потребителей» на выполнение претензий у ее получателя имеется десятидневный срок, который начинает течь с того момента, когда вы предъявили свои требования.

    Статья 16 вышеупомянутого закона гласит, что те положения договора, которые ограничивают либо нарушают ваши права пациента в сравнительном отношении к положениям, прописанным в нормативно-правовых актах, признаются недействующими.

    Организации, оказывающие медицинские услуги, согласно нормам, установленным законодательством России, будут нести ответственность за неисполнение договора или исполнение ненадлежащим образом. Статьи 15 и 29 закона «О защите прав потребителей» и статьи 66 и 68 закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» содержат в себе положения, касающиеся того, что вы, являясь пациентом, в праве требовать чтобы вам возместили ущерб, который причинен вашему здоровью, а также компенсировали моральный вред, что связано с тем, что медицинская организация выполнила услуги некачественно.

    Какие услуги можно назвать медицинскими?

    К услугам, которые оказываются медицинскими организациями, можно отнести:

    • гинекология;
    • терапевтическая стоматология;
    • акушерство;
    • косметология, имеющая терапевтическую направленность;
    • офтальмология;
    • медицина, имеющая спортивное направление;
    • хирургия;
    • кардиология;
    • косметология хирургической направленности;
    • трансплантация органов и тканей (сюда же входит их забор и хранение);
    • физиотерапия;
    • физическая культура лечебная;
    • детская стоматология;
    • судебно-медицинские экспертизы;
    • хирургическая стоматология;
    • терапия мануальной направленности;
    • проведение различных медицинских осмотров;
    • проведение экспертизы с целью установления профпригодности;
    • челюстно-лицевая хирургия;
    • массаж медицинский;
    • традиционная медицина;
    • другие направления.

    Всего насчитывается порядка 130 направлений, которые устанавливаются в приложении № 1 к Положению о лицензировании медицинской деятельности, которое утверждено

    После ознакомления со всем спектром услуг, которые оказывают медицинские организации, можно сказать, что в данный момент они в себя включают и такие услуги/работы, которые являются смежными с медициной. Это такие направления как традиционная медицина, косметология, физкультура, проводимая в лечебных целях. Необходимо знать, что для осуществления всех указанных видов деятельности обязательно должна быть лицензия.

    Куда обращаться при возникновении необходимости защиты имеющихся у пациента прав?

    Если вы, будучи пациентом медицинской организации, воспользовались услугами, которые организации предоставляют, но они были оказаны некачественно – требуйте возврата денежных средств, которые были вами потрачены на услугу, а также возмещения, причиненного вам морального и материального вреда. Однако, стоит отметить что в настоящее время ничтожно мало количество споров, рассматриваемых судом о некачественных услугах медицинского характера, несмотря на то, что подобные жалобы подаются в большом количестве. Как вам необходимо поступить, если ваши права были нарушены организациями, которые оказывают медицинские услуги?

    Изначально составьте и отправьте в данную организацию письменную претензию, в которой изложите свои требования к ней, заключающиеся в устранении нарушений допущенных при оказании услуги.

    Стадия урегулирования споров, на которой вы направляете претензию, является досудебной и носит название претензионной. Данная стадия, как правило, считается обязательной перед обращением в судебную инстанцию, в связи с чем необходимо юридически грамотно составить претензию. Следует отметить, что есть вероятность, что организация, которой вы адресовали претензию, проигнорирует ее либо откажет в удовлетворении тех требований, которые вы выдвинули. В случае такого развития событий вы должны подать в суд иск, который будет содержать требования возмещения вреда вашему здоровью.