Денежное довольствие военнослужащих фсб. Власти раскрыли расходы на первое за шесть лет повышение выплат военным

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер - на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже - видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы - учили математику, а 3 класс - навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 - уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт - в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример - в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого...

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук - это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра - скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.


Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно . Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А.С. Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.

Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота ») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.

Потешные Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи . Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу – Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.

Становление личности Петра Великого

2.1 Воспитание Петра I

Младенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, "цимбальцами" и "большими цимбалами" немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи.

С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками. На четвертом году Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, положение матери Петра с ее родственниками и друзьями стало очень затруднительно. Другие люди всплыли наверх, овладели делами. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева, не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени.Павленко Н.И "Петр Великий" М.,1990 стр.5-6

Придворный учитель. Не раз можно слышать мнение, будто Петр был воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. В ответ на это мнение люди первой половины XVIII в., еще по свежему преданию рассказывая о том, как Петра учили грамоте, дают понять, что по крайней мере до десяти лет Петр рос и воспитывался, пожалуй, даже более по-старому, чем его старшие братья, чем даже его отец. Рассказ записан неким Крекшиным, младшим современником Петра, лет 30 трудолюбиво, но довольно неразборчиво собиравшим всякие известия, бумаги, слухи и предания о благоговейно чтимом им преобразователе. Рассказ Крекшина любопытен если не как документально достоверный факт, то как нравоописательная картинка. По старорусскому обычаю, Петра начали учить с пяти лет. Старший брат и крестный отец Петра, царь Федор, не раз говаривал куме-мачехе, царице Наталье: "Пора, государыня, учить крестника". Царица просила кума найти учителя кроткого, смиренного, Божественное Писание ведущего. Как нарочно, выбор учителя решен был человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной, боярином Федором Прокофьевичем Соковниным. Дом Соковниных был убежищем староверья: они придерживались раскола. Две родные сестры Соковнина - Феодосья Морозова и княгиня Авдотья Урусова - еще при царе Алексее запечатлели мученичеством свое древнее благочестие: царь подверг их суровому заключению в земляной Боровской тюрьме за упрямую привязанность к старой вере и к протопопу Аввакуму.

Другой брат этих боярынь - Алексей - впоследствии сложил голову на плахе за участие в заговоре против Петра во имя благочестивой старины. Федор Соковнин и указал царю на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и Писании искусного: то был Никита Моисеев, сын Зотов, подьячий из приказа Большого Прихода (ведомства неокладных сборов). Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики. Соковнин привез Зотова к царю и, оставив в передней, отправился с докладом. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: "Кто здесь Никита Зотов?" Будущий придворный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места, и дворянин должен был взять его за руку. Зотов просил повременить немного, чтобы дать ему прийти в себя. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда Соковнин повез аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: "Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном Писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына". Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: "Недостоин я, матушка-государыня, принять такое сокровище". Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение. На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея (так называли учащихся духовных учебных заведений) и, благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и "весь убор", в который, по уходе государя и патриарха, Зотов тут же и перерядился.

Крекшин отметил и день, когда началось обучение Петра, - 12 марта 1677 г., следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет. Выслушав этот рассказ, и не говорите, что Зотов мог посвятить своего ученика в новую науку, обучить его каким-нибудь "еллинским и латинским борзостям". Ключевский В.О "О русской истории" М.,1993 стр.411-412.

Учение. По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих - "учительных людей тихих и небражников". Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства.

Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных учителей-грамотеев. Он начал, разумеется, со "словесного учения", т. е. прошел с Петром азбуку, Часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; говорили даже, что он мог прочесть наизусть Евангелие и Апостол. Так учился царь Алексей; так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого Прихода.

Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с "кунштами", картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать "исторические книги", рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция "потешных тетрадей", в которых были изображены золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и "истории лицевыя с прописьми", иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он, как пишет Крекшин, касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира. Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей большое значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает? Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова. И на том подьячему спасибо!

В.А. Жуковский - выдающийся исторический деятель XIX века

«Поэзия должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию» В.А. Жуковский Василий Андреевич Жуковский - знаменитый поэт XIX века...

Воспитание в Спарте

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного"...

Николай II как личность

Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в строгой обстановке. Отец и мать принципиально не допускали никаких слабостей и сантиментов в деле воспитания детей. У Николая было два брата...

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

Реформы Ликурга коснулись всех сфер жизни, в том числе и воспитания детей. Ю.С. Крушкол пишет о том, что спартиаты занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиатов. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов...

Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов...

Преобразования Петра Великого в области государственно-административного управления

Обращаясь к ранним летам жизни необыкновенного царя, невольно стремишься найти на берегах пресловутой реки времени свидетельства неординарности Петра и поэтому особенно внимательно рассматриваешь его учебные тетради, первые письма, записки...

Рыцарское воспитание

Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженный колом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом...

Социально-экономические преобразования Петра I

петр экономический промышленность торговля Задача преодоления экономической отсталости России требовала адекватных своей сложности путей решения. В Западной Европе преобразования происходили постепенно, по мере экономического развития...

Спарта и здоровый образ жизни

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети...

Спартанский полис

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов...

Матерью Фридриха была принцесса Ганноверская, дочь Георга I, курфюрста Ганноверского и короля Англии. По мужской линии он был Гогенцоллерном. Идеи короля об образовании сына были ограниченными, суровыми и несколько странными: Фридриху...

Время правления Петра I внесло кардинальные изменения в русскую действительность. Россия стала империей, и это многое изменило в сознании людей всех сословий. Империя - это не совсем то, что нам внушалось в советское время и до сих пор внушается разными источниками - как историческими, так и популярными. Это не угнетение, отношение хозяина и раба, взаимное недоверие и борьба народов. Империя в своей идее - это мирное сожительство под одной крышей самых разных этносов и религий, взаимовыручка, взаимопомощь и общее согласие. Такими в общих чертах империи и были вплоть до Нового времени, когда идея империи была извращена захватами, насилием и эксплуатацией большинства входивших в нее народов. Империя - это в самом общем смысле относительно небольшая модель человечества.

И поэтому ее создание, само существование в ее рамках воспитывает в участниках этой модели терпимость, взаимоуважение, чувство локтя, коллективизм. Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Идея Петра подготовить некоторый ученый контингент, отправляя молодежь обучаться за границу, и с его помощью наладить обучение в России вытекала из этой задачи. Тем не менее, В.О. Ключевский, развенчивая обиходное мнение о Петре I как о западнике, в статье «Петр Великий среди своих сотрудников» писал: «Он знал, что хорошо в Европе, но никогда не обольщался ею, и то хорошее, что удалось перенять оттуда, считал не ее благосклонным даром, а милостью провидения» . Таким образом, сближение с Европой было для Петра средством, а не целью. Какова же была цель, задается вопросом историк? В «Курсе русской истории» он отвечает таким образом: «В ответ на этот вопрос надобно припомнить, зачем посылал Петр десятки русской молодежи за границу и каких иноземцев выписывал из-за границы». С их помощью «Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе, и чего не было в России» . Необходимы были свои учебные заведения, готовящие специалистов для военного дела, растущей промышленности и управления. Эпоха Петра вызывала и вызывает серьезные разногласия у историков.

Оценки ее противоречивы, значение несомненно: вся отечественная история обычно подразделяется на до - и послепетровскую эпоху. Отмечаются несравнимые с предшествующими веками технический и технологический прогресс, военные успехи и приобретение Россией статуса мировой державы и империи, укрепление государственности . Но наряду с этими достижениями уже современники Петра говорили о резком падении нравственности в различных сословиях государства, о начале упадка духовенства и церковного устроения, усилении заимствования, наряду с техникой, духовно-культурных особенностей западноевропейского мира.

И если В.О. Ключевский, как и следовавшие ему во многом историки советской школы, отмечали «народно-воспитательные свойства» петровской власти, что можно считать справедливым в отношении самого царя, который понимал свою власть как долг перед отечеством и народом (хотя никак нельзя сказать, следуя убеждению Ключевского, что старомосковские или киевские правители не ощущали этого своего долга!), то уже ближнее его окружение расценивало свои обязанности иным образом. При Петре пышным цветом расцвели всякие поборы, брали за все - за бороду, за платье, даже за браки и сбор меда. «И страсти людские стали доходной статьей: карты, кости, шахматы и другие игральные инструменты, как табак и водка, вошли в число монополий и отдавались на откуп: «заплатя пошлину, вольно играть», замечает современник» .

В екатерининское время князь Щербатов в записке «О повреждении нравов в России» признает реформу Петра отвечающей народным нуждам, но слишком радикальной, считая ее началом многих беззаконий, укоренившихся в обществе в последующие эпохи. С горечью он пишет о нравственных нарушениях в семейной жизни: «Несть ни родительской любви к их исчадию (ребенку - Л.Б.), которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей своих; часто жертвуют их своим прибытком, и многие учинились для честолюбия и пышности продавцами чести дочерей своих. Несть искренней любви между супругов, которые…, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия за малое что разрушают собою церковью заключенный брак, и не токмо стыдятся, но паче яко хвалятся сим поступком. Несть родственнические связи, ибо имя родов своих ни за что почитают, но каждый живет для себя…» .

Говоря об издержках петровских реформ, кн. Щербатов отмечает, что если бы преобразования шли не насильственным, а естественным путем, то подобных экономических и военных результатов, страна бы достигла к концу XIX века, а между тем, соседи России, пользуясь ее слабостью, оторвали бы от нее части и еще более замедлили бы ее развитие. «Не довольствуясь потребными нововведениями законодательными, военными, экономическими, просветительными, Петр стремился исправлять и частное общежитие, ввести людскость (светскость - Л.Б.), смягчить грубые древние нравы, а это смягчение повело к распущенности и положило начало крайней порче нравов» отмечает Ключевский. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!» . Неизбежность резкого технического рывка и связанного с ним усиления западноевропейского влияния, сыграли двоякую роль в воспитании общества. С одной стороны, Россия получила в свое распоряжение новейшие знания и технические искусства, создала образовательную систему. С другой, вместе со знаниями и широким образованием в общество пришли обычаи, доселе чуждые и неорганичные для него.

Так, постепенно разрушалась патриархальная русская семья, быт, традиционное воспитание детей. Между тем, сам Петр всю жизнь оставался «верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов… При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским…» . Эти привычки были следствием воспитания самого Петра, который до 10 лет рос и воспитывался еще более по старым правилам, чем его старшие братья.

Петра начали учить по древнерусскому обычаю с 5 лет. Учитель его, приказной подьячий Никита Зотов, прошел с учеником азбуку, часослов, Апостол и Евангелие, все это по древнерусскому правилу было выучено наизусть. Петр свободно пел на клиросе. Кровавые события юности Петра сбили его с привычной колеи древнерусской жизни. Обучение, начатое Зотовым, возобновилось под другим руководством и в другом направлении. «Место Симеона Полоцкого или Ртищева для него заступил голландский мастер со своими математическими и военными науками, с выучкой столь же мастеровой, технической, как зотовская, только с другим содержанием… Все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам» .

В следствиях просветительной деятельности Петра также наблюдается раздвоенность: с одной стороны, резкий рост учебных заведений, появление новых, связанных с военным делом, наук (морское дело, навигация, артиллерийское дело, и др.), изучение страны - ее природных, подземных, территориальных богатств, создание образовательной системы; с другой - разделение образования на две ветви - светскую и церковную, что обозначило разрыв - а вскоре и противопоставление образования научного и образования духовного. Начиная с петровской эпохи, уже не стояло вопроса о том, какое богословское образование предпочесть - греческое или латинское, полную победу одержало образование светское. Причем, в светской школе богословское знание вообще не преподавалось, в отличие от европейских школ, где оно существует в некоторых странах и до сего времени. Таким образом, духовное оставалось только для духовенства.

Светская же школа Петра положила начало безбожию и материализму, к научному знанию без Бога. Большое влияние на русскую культуру и просвещение в плане ее отрыва от своих исконных корней оказали реформы церковного управления (упразднение патриаршества и учреждение в 1721 г. Святейшего Синода), гражданского шрифта (упрощение графики, отмена надстрочных знаков, введение арабских цифр), создание научной библиотеки и естественнонаучного музея - Кунсткамеры (1714 г.), учреждение светского научно-учебного заведения - Академии Наук (1724 г.), реформы бытовой сферы (еды, одежды, этикета, которые произвели особенно сильное впечатление на население). В качестве примера двойственности воспитательных систем эпохи Петра приведем две книги, имевшие широкое распространение в то время. Ростовский митрополит Дмитрий (1651-1709), основал в Ростове одно из первых архиерейских училищ. В своем учебном заведении он попытался соединить смысл православного просвещения и западноевропейские формы воспитания и обучения. В архиерейском училище обучалось до 200 человек одновременно; курс продолжался 3 года, в течение которых, кроме грамоты и счета, изучались тривиум, греческий и латынь.

При училище был устроен театр, в котором учениками ставились пьесы духовного содержания - «Кающийся грешник», «Успенская драма», «Рождественская драма» и др. Трудами святителя Дмитрия традиции русского народного воспитания - церковность, семейная простота отношений наставника и учеников, неформальное отношение педагогов к своему делу, разнообразие и оригинальность форм школьной жизни - были продолжены в его школе. Хотя основной задачей школы была подготовка священнослужителей, в нее принимались дети из различных сословий, «лица благородные и неблагородные». В отечественном просвещении вырабатывались новые формы совмещения церковного уклада с научным знанием и искусством .

Делом всей жизни Дмитрия Ростовского стало составление «Келейного летописца» - учебной книги для училища, состоящей из текстов Священного Писания, прокомментированных отцами Церкви, с примерами из житийной литературы. Это было оригинальное пособие, в котором отразилась целостность взгляда на мир через богословскую и научную призму. «Келейный летописец» был составлен на основании огромного количества источников, отобранных и прокомментированных святителем. Из приведенных текстов складывался своеобразный воспитательный кодекс святителя Дмитрия, основанный на евангельском понимании особого места детства и отрочества (развитого затем в творениях св. отцов Церкви), на признании ответственности родителей за воспитание детей, на необходимости тщательного выбора педагога. Усилия воспитателя должны были иметь целью душевное здоровье воспитанника, его нравственное совершенствование, воспитывать не только ум, но волю и чувство.

В петровский же период был создан и другой воспитательный кодекс, имевший своим источником западноевропейские произведения подобного жанра, появлявшиеся в разных странах в XVI-XVIII вв. - «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В нем излагались нравственные нормы, выраженные правилами поведения в обществе. Так, например, закон уважения и почитания родителей выражался следующими правилами: «И когда от родителей что им (детям - Л.Б.) приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать (одевать - Л.Б.), и возле них не садитися, и прежде оных не заседать (рассаживаться - Л.Б.), при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного уступя, позади оных к стороне стоять, подобно яко паж некоторый, или слуга» .

Облик молодого человека, нарисованный в книге, также и образ нового времени: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник…». В книге указывалось, что дворянские «младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками» , чтобы скрыть свои мысли от слуг (как это отличается от включающей в себя всех домочадцев единой семьи Домостроя!), и чтобы их всегда можно было отличить от простонародья. В книге устанавливается, таким образом, закономерность и необходимость особого дворянского воспитания. Идея книги, пишет В.О. Ключевский, «как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете… Таковы качества, приводящие к дворянской цели жизни - стать лощеным светским фатом и придворным пройдохой» . Была и глава о воспитании женщин - здесь все предписывалось делать по старинке, воспитывать кротость, благонравие, богопочитание, целомудрие.

Таким образом, воспитательное значение петровского времени состоит и в том, что реформы его сами по себе воспитывали народ, и в действиях властей, направленных на изменение народного сознания. Последнее имело далеко идущие последствия, неоднозначные по своему смыслу, положительные в плане приобретения знаний и скорее отрицательные в плане нравственного развития. Единое русское просвещение с эпохи Петра начинает делиться не только на светское и духовное, но и на элитарное и народное. Взвешенный подход к оценке деятельности Петра встречаем в книге «Русская симфония» митр. Иоанна Снычева: «Впрочем, рассуждая о Петре Великом, его деятельности и его эпохе, важно не впасть в одну из двух крайностей, традиционно свойственных отечественной историографии. Так, неуемные почитатели Петра, безудержно идеализируя как его самого, так и все, что он делал, отстаивают то убеждение, что без великих реформ допетровская Русь безнадежно отстала бы от «просвещенной» и «цивилизованной» Европы.

Это, конечно, не так. Но, с другой стороны, попытки представить «великого преобразователя» в образе демоническом, как едва ли не сознательного врага русского благочестия, тоже грешат искажениями и натяжками» . Вероятнее всего, Петра меньше всего интересовал слом старой русской жизни и его последствия: ему надо было вооружить страну передовыми технологиями и военными средствами, сделать ее мировой державой, способной отстаивать свою культурную, экономическую и политическую независимость. Однако в сознании народа просветительная деятельность Петра представлялась продолжением начавшегося при царе Алексее непонятного посягательства на чистоту родной веры и крепость обычаев, что принесло немалый ущерб результатам реформ. Воспитание в петровскую эпоху имеет значение и для сегодняшнего времени не только в плане научно-историческом, но и практическом: исключительно осторожно надо подходить к заимствованиям из других культур, а также трезво оценивать разновекторные результаты научно-технического прогресса, который никак нельзя ставить во главу образования и воспитания.

Использованная литература

1. Беленчук Л.Н. История зарубежной и русской педагогики / Л.Н. Беленчук, О.Л. Янушкявичене. М.: ПРО-ПРЕСС, 2011. 312 с.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Изд. 2-е, доп. / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб., «Царское дело», 2002. 566 с.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: «Издательство АСТ», 2000. 544 с.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. / В.О. Ключевский. - М., Соцэкгиз, 1937. 388 с.

5. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. VIII. / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1990. - 445 с.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII- первая половина XIX в. - М.: «Педагогика», 1973. - 599 с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1974. 527 с. http://old-russian.chat.ru/17sherb.htm (17 июля).

Беленчук Л.Н. (Москва, Россия)

Петр I (Петр Алексеевич, Первый, Великий) – последний московский царь и первый российский император . Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от его второй жены боярыни Натальи Нарышкиной. Родился в 1672 году 30 (9) мая (июня) .

Краткая биография Петра I представлена ниже (Петр 1 фото также) .

Отец Петра умер, когда ему исполнилось 4 года, и его официальным опекуном стал старший брат, царь Федор Алексеевич, к власти в Москве пришла сильная партия бояр Милославских (матерью Федора была первая жена Алексея Мария Милославская).

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет - няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Борьба Милославских и Нарышкиных за власть

В 1682 году умер Федор Алексеевич , не оставив наследника мужского пола. Бояре Нарышкины, воспользовавшись возникшей смутой и тем фактом, что царевич Иван Алексеевич, следующий по старшинству брат, был душевно болен, возвели на престол Петра, а регентшей сделали Наталью Кирилловну, опекуном же был назначен близкий друг и родственник Нарашкиных боярин Артамон Матвеев.

Бояре Милославские под предводительством царевны Софьи, старшей дочери Алексея Михайловича, начали подстрекать стрельцов, которых в Москве было около 20 тысяч, к бунту. И бунт произошел; в результате были убиты боярин А. Матвеев, его сторонник, боярин М. Долгорукий, многие из рода Нарышкиных. Царица Наталья была отправлена в ссылку, а на престол возвели и Ивана, и Петра (причем старшим считался Иван). Регентшей при них стала царевна Софья, заручившаяся поддержкой предводителей стрелецкого войска.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия .

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем – Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Первый брак

В 1689 году по приказу матери Петр женился на Евдокии Лопухиной, девушке из богатого и знатного боярского рода. Царица Наталья преследовала три цели: связать сына с родовитыми московским боярами, которые в случае необходимости окажут ему политическую поддержку, объявить о совершеннолетии мальчика-царя и, как следствие, его возможности самостоятельно править, и отвлечь сына от его немецкой любовницы, Анны Монс. Царевич не любил жену и очень быстро оставил ее в одиночестве, хотя от этого брака родился царевич Алексей, будущий наследник императора.

Начало самостоятельного правления и борьба с Софьей

В 1689 году вспыхнул очередной конфликт между Софьей и Петром, который желал править самостоятельно. Вначале на сторону Софьи встали стрельцы во главе с Федором Шакловитым, но Петр сумел переломить ситуацию и вынудил Софью отступить. Она отправилась в монастырь, Шакловитый был казнен, а старший брат Иван полностью признал право младшего брата на престол, хотя номинально, до свой смерти в 1696 году, оставался соправителем. С 1689 по 1696 год делами в государстве занималось правительство, сформированное царицей Натальей. Сам же царь полностью «отдался» своим любимым делам – созданию армии и флота.

Первые самостоятельные года правления и окончательное уничтожение сторонников Софьи

С 1696 года Петр начал править самостоятельно , избрав для себя приоритетной задачей продолжение войны с Османской империей. В 1695, 1696 годах он предпринял два похода с целью захватить турецкую крепость Азов на Азовском море (Петр сознательно отказался от походов в Крым, считая, что его армия еще не достаточно сильна). В 1695 году взять крепость не удалось, а в 1696 году, после более тщательной подготовки и создания речного флота, крепость была взята. Так Петр получил первый порт на южном море. В этом же 1696 году на Азовском море была заложена еще одна крепость, Таганрог, которая стала бы форпостом для русских сил, готовящихся напасть на Крым с моря.

Однако нападение на Крым означало войну с Османами, а царь понимал, что для такой кампании сил у него еще мало. Именно поэтому он начал усиленно искать союзников, которые поддержали бы его в этой войне. С этой целью им было организованно так называемое «Великое посольство» (1697-1698 гг.).

Официальной целью посольства, которое возглавил Ф. Лефорт, было налаживание связей с Европой и обучение недорослей, неофициальной – заключение военных союзов против Оманской империи. Царь также отправился с посольством, правда, инкогнито. Он посетил несколько немецких княжеств, Голландию, Англию и Австрию. Официальные цели достигнуты были, а вот найти союзников для войны с Османами не удалось.

Петр намеревался посетить еще Венецию и Ватикан, но в 1698 году в Москве началось восстание стрельцов, подстрекаемых Софьей, и Петр был вынужден вернуться на родину. Стрелецкое восстание было им жестоко подавлено. Софья пострижена в монастырь. Свою жену, Евдокию Лопухину, Петр тоже отправил в монастырь в Суздаль, но подстрижена в монахини она не была, так как этому воспротивился патриарх Адриан.

Строительство империи. Северная война и экспансии на Юг

В 1698 году Петр полностью распустил стрелецкое войско и создал 4 регулярных полка, которые стали основой его новой армии . Такой армии еще не было в России, но она была нужна царю, так как он собирался начать войну за выход к Балтийскому морю.Воевать со Швецией, тогдашним гегемоном Европы, предложили Петру курфюрст Саксонии, правитель Речи Посполитой, и датский король. Им нужна была слабая Швеция, а Петру выход к морю и удобные гавани для строительства флота. Поводом к войне стала якобы обида, нанесенная царю в Риге.

Первый этап войны

Начало войны нельзя назвать удачным. 19 (30).11.1700 года русская армия была разгромлена под Нарвой. Потом Карл XII , король Швеции, разгромил союзников. Петр не отступился, сделал выводы и реорганизовал армию и тылы, проведя реформы по европейскому образцу. Они тут же дали свои плоды:

  • 1702 год – захват Нотебурга;
  • 1703 год – захват Ниеншанца; начало строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта;
  • 1704 год – захват Дерпта и Нарвы

В 1706 год Карл XII , уверенный в своей победе после укрепления в Речи Посполитой, начал прорываться на юг России, где ему обещал поддержку гетман Украины И. Мазепа. Но сражение у деревни Лесной (русскую армию возглавлял Ал. Меньшиков) лишило шведскую армию фуража и боеприпасов. Скорее всего, именно этот факт, а еще полководческий талант Петра I привели к полному разгрому шведов под Полтавой.

Шведский король бежал в Турцию, где хотел добиться поддержки турецкого султана. Турция вмешалась, и в результате неудачного Прутского похода (1711 год) Россия была вынуждена вернуть Турции Азов и отказаться от Таганрога. Потеря была тяжелой для России, но мир с Турцией удалось заключить. После этого последовали победы на Балтике:

  • 1714 год – победа у м. Гангут (в 1718 погиб Карл XII и начались мирные переговоры);
  • 1721 год – победа у острова Гренгам.

В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила:

  • выход к Балтике;
  • Карелию, Эстляндию, Лифляндию, Ингрию (но России пришлось отдать Швеции завоеванную Финляндию).

В этом же году Петр Первый провозгласил Россию Империей, а себя наделил титулом императора (причем, в короткое время этот новый титул Петра I московского царя признали все европейские державы: кто мог оспорить решение, принятое самым сильным правителем тогдашней Европы?).

В 1722 – 1723 году Петром Первым был предпринят Каспийский поход, закончившийся подписанием Константинопольского мира с Турцией (1724 год), которая признавала за Россией право на западные берега Каспия. Такой же договор был подписан и с Персией.

Внутренняя политика Петра I . Реформы

С 1700 по 1725 года Петр Первый проводил реформы , которые так или иначе затронули каждую сферу жизни государства Российского. Наиболее значимые из них:

Финансы и торговля:

Можно сказать, что именно Петр Первый создал промышленность России, открывая государственные и помогая создавать частные мануфактуры по всей стране ;

Армия:

  • 1696 – начало создания российского флота (Петр сделал все, чтобы российский флот стал за 20 лет самым сильным в мире);
  • 1705 – введение рекрутской повинности (создание регулярной армии);
  • 1716 – создание Военных уставов;

Церковь:

  • 1721 – отмена патриаршества, создание Синода, создание Духовного регламента (церковь в России полностью подчинилась государству);

Внутреннее управление:

Дворянское право:

  • 1714 – указ о единонаследии (запрет дробить дворянские поместья, приведший к укреплению дворянского землевладения).

Семья и личная жизнь

После развода с Евдокией Лопухиной Петр женился (в 1712) на своей давней любовнице Екатерине (Марте Скавронской) , с которой состоял в связи с 1702 года и от которой уже имел несколько детей (в том числе Анну, мать будущего императора Петра III , и Елизавету, будущую российскую императрицу). Он венчал ее на царство, сделав императрицей и соправительницей.

Со старшим сыном, царевичем Алексеем, у Петра были сложные отношения, приведшие к измене, отречению от престола и смерти первого в 1718 году. В 1722 году император издает указ о престолонаследии, в котором говорится о том, что император вправе сам назначить себе наследника. Единственным же наследником мужского пола по прямой линии был внук императора – Петр (сын царевича Алексея). Но кто займет престол после смерти Петра Первого, до конца жизни императора так и оставалось неизвестным.

Петр обладал суровым характером, был вспыльчив, но о том, что это была яркая и неординарная личность, можно судить по фото, сделанным с прижизненных портретов императора.

Практически всю свою жизнь Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни и уремии. От нескольких приступов, случившихся между 1711-1720 гг., он вполне мог умереть.

В 1724-1725 году болезнь усилилась и император страдал от жутких приступов боли. Осенью 1724 году Петр сильно простудился (долго простоял в холодной воде, помогая морякам спасать севший на мель бот), и боли стали беспрерывными. В январе император слег, 22 числа исповедовался и принял последние причастие, а 28-го, после продолжительной и мучительной агонии (фото Петра I, сделанное с картины “Император на смертном одре”, доказывает этот факт), Петр Первый умер в Зимнем дворце Санкт-Петербурга .

Врачами был поставлен диагноз воспаления легких, а после вскрытия стало понятно, что у императора началась гангрена после того, как мочевой канал окончательно сузился и закупорился камнями.

Похоронен император был в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его правление закончилось.

28-го же января, при поддержке А. Меньшикова, императрицей стала Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра Первого.