Как аудит мчс выявил критическое положение пожарных и спасателей. Как проходят проверки пожарной безопасности

Проверка МЧС по пожарной безопасности для многих словно снег на голову. Как правило, узнав о том, что в самое ближайшее время на предприятии произойдёт плановая проверка МЧС, ответственные лица начинают нервничать и переживать по этому поводу. А ведь данная проверка всего-навсего выявляет, насколько велик риск возникновения пожаров и есть ли у организации нарушения в отношении безопасности. Но что же делать, если вы заглянули в план проверок МЧС на текущий год и обнаружили там свою организацию? Прежде всего, не паниковать. Даже если проверка назначена на самое ближайшее время, вы сможете ее пройти без проблем, если заручитесь поддержкой профессионалов в лице сотрудников Центра экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях.

Проверка МЧС 2017 года на носу? Как быть во всеоружии?

А ведь именно паника является первой реакцией у 30% юридических лиц, когда они узнают о проверке. Такая реакция вполне естественна для тех, у кого проверка в МЧС России осуществляется впервые. Однако, многие уже «бывалые» и опытные в этом плане руководители тоже не сидят спокойно в ожидании инспектора. Тому есть причина. Прежде всего, подобное поведение объясняется тем, что руководитель не сумел сориентироваться в данной ситуации. Что именно инспектор МЧС при проверке организации будет особо внимательно изучать? Как быть и что стоит подкорректировать до визита проверяющих? Что постараться скрыть от инспектора? Возникает огромное количество вопросов, на которые нет ответов. Конечно, можно попытаться посмотреть в интернете или в законодательных актах, как именно происходит служебная проверка МЧС, какие у неё есть нюансы и условия и так далее. Но в лучшем случае не подкованный юридически человек ничего не поймёт. В худшем, в его голове смешается масса превратно истолкованной информации и в результате проверка МЧС по пожарной безопасности может закончиться для него плачевно.

Проверка МЧС по пожарной безопасности в организации

Не стоит стараться вникнуть во все тонкости процесса, если до часа Х осталось совсем немного времени. Кстати о времени. Рекомендуется регулярно сверятся с графиком проверок МЧС, дабы инспектор не застал вас врасплох. А ещё надо постараться наладить сотрудничество с представителем проверки и расположить его к себе. Заранее соберите документы для проверки МЧС, дабы инспектор по достоинству оценил то, что вы готовились к встрече с ним. Кроме того, необходимо раз и навсегда выработать чёткий алгоритм действий для такого проверочного мероприятия. Если вы будете знать, что делать, то не станете нервничать и совершать кучу ошибок в стрессовом состоянии. Если имеется чёткий план действий, даже внеплановая проверка МЧС не сможет выбить у вас почву из-под ног. Для этого, нужно хотя бы раз воспользоваться услугами экспертов Центра экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, которые знают, что именно интересует инспекционный контроль, в каком режиме происходит проверка МЧС по пожарной безопасности, а так же смогут привести документацию и противопожарные инструменты в надлежащее состояние, которое не вызовет нареканий инспектора.

Порядок проведения проверок МЧС. Что проверят в первую очередь?

Получив соответствующее уведомление в письменном виде о том, что будет проведена проверка, вы имеете право назначить время, после чего спокойно к ней готовиться. Перед тем, как начнётся проверка МЧС по пожарной безопасности, следует проверить, есть ли у вас такие документы:

  • приказы о том, что назначен ответственный по пожарную безопасность; о запрете курения и использования бытовых, электронагревательных приборов; регламент по содержанию дверей для эвакуации открытыми, если люди находятся в здании.
  • инструкции о мерах безопасности и действиях при возникновении возгорания; о действиях сотрудников охраны.
  • копии свидетельств о том, что ответственный за ПБ прошёл соответствующее обучение; о том, что сотрудник охраны обучен мерам противопожарной безопасности.
  • журнал противопожарного инструктажа, в котором отметились все сотрудники.
  • техническая документация, имеющая отношение к производственной пожарной безопасности.

Проверка МЧС по пожарной безопасности для юридических лиц и крупных объектов

Отдельное внимание следует уделить подготовке оборудования к проверке МЧС, оценить его состояние. Ещё, перед проверкой МЧС на предприятии надо осмотреть все пути эвакуации и проследить за тем, чтобы двери открывались свободно, а в тамбурах и коридорах не было никаких предметов, которых там быть не должно. Подготавливаясь к проверке МЧС для юридических лиц, поинтересуйтесь, в каком состоянии пребывают подвал, чердак, электрощитовая. Очистите их от ненужных предметов. Для успешной проверки газового оборудования сотрудниками МЧС, убедитесь в его работоспособности. Особое внимание уделите системам противопожарной защиты, при помощи той организации, которая их обслуживает. Убедитесь в том, что электроустановочные изделия (выключатели, розетки, электрические светильники и т. п.) не вызовут нареканий в ходе проверки МЧС в Москве. Если они неисправны, следует их заменить. И ещё один важный момент, который не стоит игнорировать. Найдите предыдущий акт проверки МЧС и сравните результаты и замечания предыдущего пожарного контроля с текущим положением дел. Обратите внимание на то, были ли устранены противопожарные нарушения, которые инспектор выявил в прошлый раз.

Как пройти проверку МЧС на предприятии без нареканий?

Не всех устраивает тот факт, что в ходе проверки всё равно будут обнаружены нарушения. Соответственно, возникает следующий вопрос: а можно ли обойтись вообще без них? Решают этот вопрос по-разному. Кто-то решается на то, чтобы подкупить инспектора и дальнейшее развитие событий зависит исключительно от того, насколько честный попался проверяющий. Если он не чист на руку, можно, конечно, в этот раз отделаться взяткой. Однако это всё-таки нарушение закона. Да и чем же такое решение проблемы отличается от уплаты штрафа? Правильно, абсолютно ничем. А если попытаться «дать на лапу» честному чиновнику, последствия могут быть самыми невероятными. Но однозначно отрицательными. Другой вариант: самостоятельно вникнуть в тему и попытаться устранить все выявленные нарушения. Но, как уже было сказано выше, это не слишком продуктивное решение. Придётся потратить на усвоение специфических знаний много времени, которое можно было провести более эффективно. И в итоге дилетант в этой области всё равно что-нибудь не заметит и не убережётся от штрафа. В результате будет вдвойне обиднее: и время понапрасну потрачено и штраф придётся заплатить.

Квалифицированная помощь – гарантия успешной проверки МЧС

Нужно усвоить один очень важный момент: в процессе подготовки и ожидания проверки МЧС по пожарной безопасности постарайтесь свыкнуться с той мыслью, что инспектор осуществляет проверку для того, чтобы найти нарушение и, скорее всего, он их отыщет. А значит, велика вероятность получения штрафа. Однако в ваших силах сделать его сумму меньше, подготовившись надлежащим образом. Но как же быть? Неужели нет такого способа и нельзя настолько подготовиться, чтобы в назначенные сроки проверка МЧС по пожарной безопасности прошла как по маслу? Ну разумеется, есть. Третий путь: обратитесь в Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, специалисты которого помогут подготовиться к проверке. Наши высококвалифицированные сотрудники обладают огромным опытом в прохождении подобных мероприятий. Они не только дадут советы по успешному проведению проверки, но и помогут собрать все необходимые документы. А также посетят ваше учреждение для того, чтобы самостоятельно увидеть, есть ли у вас нарушения или таковые отсутствуют. И, если обнаружат какие-то неполадки, которые могут отразиться на исходе проверки, помогут их устранить. С помощью ЦЭПЧС вы перестанете бояться проверяющих из МЧС и даже в случае, когда проводится проверка сверх или вне плана, будете уверены в своих силах и в том, что на вверенном вам объекте всё в полнейшем порядке!

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.

«- Вам письмо из МЧС. - Что там? - Нас ждет проверка МЧС… - Что делать?»

Раз в три года проводится плановая проверка организации по вопросам защиты от распространения огня. К визиту инспектора Государственного пожарного надзора (ГПН) лучше подготовиться заранее. За три дня (или раньше) до ее начала к вам придет заказное письмо с копией соответствующего распоряжения. Основание:

  • истечение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
  • изменение класса пожарной безопасности;
  • истечение трех лет с момента последнего визита представителя ГПН.

Периодичность проверки МЧС регламентируется Федеральным законом. Как не ударить лицом в грязь и избежать штрафов?

Сроки и полномочия

Чтобы начать ревизию, у инспекторов ГПН на руках должны быть соответствующие документы: заверенная копия распоряжения и удостоверение. По закону, длительность плановой процедуры до 20 рабочих дней. При особых обстоятельствах ее срок может увеличиться еще на 20 рабочих дней. Но для этого нужны веские основания (необходимо провести исследования, экспертизу, завести расследование и так далее). Как только вы получаете уведомление о плановом визите надзора, не паникуйте и спокойно готовьтесь к предстоящему событию.

Что проверяет пожарный инспектор?

Осмотр объекта и подготовка документации

В процессе планового мероприятия инспектор проверит наличие утвержденных документов, осмотрит помещения и может взять образец продукции вашей компании. На всех этапах руководителю или ответственному за пожарную безопасность организации лучше присутствовать. Это нужно хотя бы для того чтобы инспектор мог показать и объяснить нарушения, если они будут выявлены. Вам будет проще понять их природу и способы устранения. К моменту проверки вы обязаны предоставить:

  1. Журнал о проведенных инструктажах с подписями сотрудников.
  2. Приказы о запрете курения, назначении ответственного за пожарную безопасность, содержании эвакуационных выходов.
  3. Копии справок для ответственного и охраны о необходимом минимальном обучении пожарной безопасности.
  4. Техническую документацию (акты проверки, отчеты, договора, расчеты, схемы).

Требования при проверке

Требования при проверке МЧС основываются на законодательных и нормативных актах. Важно, чтобы нормам соответствовали:

  • планы эвакуации людей;
  • акты о состоянии огнетушителей;
  • документация по и их обслуживанию;
  • система оповещения;
  • исправность пожарной сигнализации и так далее.

Отдельных документов требуют деревянные конструкции, вентиляционные ходы, сцена, кровля, электрика, подтверждающих проведение противопожарной обработки конструкций.

Очень важно, чтобы эвакуационные входы и выходы, коридоры, подвал, чердак не были загромождены посторонними и тем более горючими предметами и ветошью. Состояние электропроводки и вентиляции необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, регулярно проводить профилактические мероприятия и подтверждать их актами выполненных работ и отчетом. Ведение конструктивного диалога, знание законов, элементарное спокойствие и уверенность помогут уменьшить количество выявленных нарушений и штрафных санкций.

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) , утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В сентябре 2017 изменились пожарные правила и усилилось внимание пожарных инспекторов. Чтобы не попасть под суд и штрафы, подготовьтесь заранее.

В каких случаях МЧС проверит организацию по пожарной безопасности

МЧС проверяет предприятия по плану проверок и вне плана проверок.

План проверок на следующий год утверждают в декабре текущего года.

По плану проверок проверяют все предприятия, кроме:

  • предприятий, которые отнесли к категории низкого риска;
  • предприятий, а также филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений предприятий на территории Крыма и Севастополя с периодичностью плановых проверок один раз в три года — до 1 января 2018 года;
  • субъектов малого предпринимательства — до 31 декабря 2018 года.

Внимание: не исключают из плана проверок субъекты малого предпринимательства в социальной сфере, а также в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Специальную периодичность плановых проверок установили для предприятий в сферах образования и медицины. Периодичность проверок:

  • для предприятий, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, — не чаще одного раза в два года;
  • учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, а также учреждений, которые предоставляют социальные услуги с проживанием, — не чаще одного раза в год;
  • детских лагерей — один раз перед началом каникул.

Для остальных предприятий периодичность плановых проверок зависит от категории риска предприятия. Предприятия:

  • с высоким риском проверят один раз в три года;
  • значительным риском — один раз в четыре года;
  • средним риском — не чаще одного раза в семь лет;
  • умеренным риском — не чаще одного раза в 10 лет.

Такие правила следуют из пункта 10 статьи 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 20-ФКЗ, части 9 статьи 9, частей 1-2 статьи 20 и части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290, пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением РФ от 17 августа 2016 г. № 806, постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Вне плана МЧС придет, если предприятие не выполнило в срок предписание по пожарной безопасности либо если на территории, где располагается предприятие, установили особый противопожарный режим.

Дополнительное основание для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности — если ранее пожарный надзор не смог провести проверку предприятия и составил об этом акт.

Также пожарный инспектор придет, если в МЧС поступили:

  • сообщение от предприятия о том, что ввели в эксплуатацию объект защиты или изменили его класс функциональной пожарной опасности;
  • информация от граждан, организаций, органов власти, СМИ о нарушении требований пожарной безопасности на предприятии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении проверки;
  • требование прокурора провести проверку.

Это следует из части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункта 67 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644; далее — Административный регламент от 30 ноября 2016 г. № 644 от 30 ноября 2016 г. № 644.

На что обратит внимание МЧС при проверке пожарной безопасности: таблица контрольных вопросов

МЧС при плановой проверке пожарной безопасности использует проверочные листы. Уже известные формы проверочных листов.

Самое главное, на что обратит внимание пожарный инспектор:

Что проверит инспектор

На что инспектор обратит внимание

Документы по пожарной безопасности

Приказы о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, инструкции по пожарной безопасности, акты об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т. д.

План эвакуации

Планы эвакуации на всех этажах здания, в том числе соответствуют ли планы фактическому расположению:

  • помещений;
  • средств предупреждения;
  • средств пожаротушения;
  • средств связи

Средства пожарной автоматики

Средства:

  • пожарной автоматики;
  • сигнализации;
  • оповещения;
  • пожаротушения;
  • дымоудаления.

Инспектор попросит показать ему акты проверки работоспособности пожарной автоматики

  • отработки планов эвакуации;
  • учета огнетушителей;
  • технического обслуживания огнетушителей;
  • вводного противопожарного инструктажа;
  • противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • отработки планов эвакуации и т. д.

Средства пожаротушения

Первичные средства пожаротушения и их исправность. Инспектор проверит бирку на огнетушителе со сроком последней перезарядки

Пожарный водопровод

Внутренний пожарный водопровод и акт его последней проверки

Знаки пожарной безопасности

Знаки пожарной безопасности с местонахождением:

  • огнетушителей;
  • эвакуационных выходов;
  • телефонов;
  • ключей и т. д.

Эвакуационные пути и выходы

Захламленность эвакуационных путей, выходов, подвалов, чердаков;

достаточность ширины и высоты эвакуационных выходов;

количество эвакуационных выходов

Инспектор проверит, нет ли глухих решеток, которые могут помешать эвакуации людей либо доступу пожарным в здание в случае пожара

Электросети и аварийное освещение

Состояние электросетей и электробезопасности, в том числе:

  • акт замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • аварийное освещение;
  • электрические фонари у дежурного персонала;
  • электрощитовые;
  • скрутки в проводах и т. п.

Места для курения

На открытом воздухе:

  • знак «Место для курения»;
  • пепельница;
  • фонарь.

В помещении:

  • знак «Место для курения»;
  • плотно закрывающаяся дверь;
  • пепельница;
  • лампа освещения;
  • огнетушитель;
  • приточно-вытяжная вентиляция

При внеплановой проверке пожарный надзор проверит вопросы в соответствии с предметом проверки. Пожарный надзор не вправе требовать информацию, которая не относится к предмету проверки.

Какие документы запросит МЧС

В том числе инспектор может запросить:

  • учредительные документы;
  • приказы о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, и их должностные инструкции;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • техническую документацию по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
  • договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
  • технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными НПА, которые содержат требования пожарной безопасности;
  • договоры аренды, лизинга, иные гражданско-правовые договоры, которые подтверждают право владения, пользования или распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
  • договоры на выполнение работ, которые подлежат лицензированию в области пожарной безопасности, для определения ответственных за пожарную безопасность объекта;
  • лицензию предприятия, которое выполняло на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
  • сертификаты соответствия или декларации соответствия на продукцию, которую выпускает или реализует предприятие.

Какова процедура проверки МЧС пожарной безопасности

Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки (п. 55 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Пожарный надзор проводит плановые и внеплановые проверки по распоряжению о проверке, которое издают по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Из распоряжения узнайте вид проверки — плановая, внеплановая, имя и должность инспектора, предмет проверки — что будут проверять, срок проверки и т. п.

Копию распоряжения инспектор предъявит, когда приедет на предприятие, вместе со своим служенным удостоверением.

Внеплановые проверки пожарный надзор согласует с прокуратурой. Внеплановые проверки по жалобе о нарушении правил пожарной безопасности проводят без согласования с прокуратурой, в нее направляют только уведомление в течение 24 часов после начала проверки (п. 68 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О плановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за три рабочих дня (п. 59 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О внеплановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала. Если внеплановую проверку проводят по жалобе, сообщению о реконструкции или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о проверке (п. 73 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644, ч. 16-17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Продолжительность проверки предприятий не должна превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок плановых выездных проверок всеми контролирующими органами не может превышать в год:

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия.

По результату проверки инспектор составит акт, а если выявит нарушения, то еще предписание и постановление об административном наказании.

Сроки предписания для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности инспектор пожарного надзора установит с учетом:

  • характера нарушения;
  • имущественного и финансового положения;
  • организационных и технических условий, которые влияют на устранение нарушений.

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам проверки МЧС по пожарной безопасности

Если по результатам проверки пожарной безопасности инспектор выявит нарушения, то на предприятие и ответственных за пожарную безопасность должностных лиц наложат штраф. В исключительных случаях деятельность предприятия могут приостановить до 90 суток.

Если нарушение правил пожарной безопасности повлекло вред здоровью или смерть работников, ответственным работникам грозит уголовная ответственность.

Подробнее о размере штрафа и виде наказания см. в таблице.

Как обжаловать результаты проверки МЧС по пожарной безопасности: пошаговый алгоритм

Обжаловать результаты проверки пожарного надзора можно в административном и судебном порядке.

Как обжаловать результаты проверки в административном порядке

Чтобы обжаловать результаты проверки, обратитесь к должностному лицу, которое выдало распоряжение о проверке, либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Внимание: если одновременно обратиться в вышестоящий орган пожарного надзора и в суд, то жалобу рассмотрит только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу составьте в произвольной форме. Укажите в ней действия пожарного инспектора, с которыми не согласны, и приложите к ней подтверждающие документы. Направьте жалобу в течение 15 дней после принятия инспектором действия, которое обжалуете (п. 128 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Жалобу рассмотрят в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Действия пожарного инспектора признают правомерными или неправомерными, а жалобу удовлетворят полностью или частично либо откажут в удовлетворении с указанием причин.

Как обжаловать результаты проверки в судебном порядке

Предписание пожарного инспектора и постановление об административном наказании оспаривайте в суде отдельно.

Представлять интересы организации в суде вправе адвокат или лицо с высшим юридическим образованием. В суде он предъявляет документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (подп. 2 ч. п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подайте в районный суд по местонахождению пожарного надзора.

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Жалобу на постановление подайте в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Дело рассматривают по месту совершения административного правонарушения — по местонахождению предприятия.

В исковом заявлении об оспаривании предписания или постановления, укажите, что инспектор грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки указан в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Основания для отмены результатов проверки, проведенной с нарушениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, см. здесь.

Если суд отменит результаты проверки, то также он отменит предписание и постановление.

Внимание: в исковом заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания.

Сам факт оспаривания предписания в суде не приостановит срок его исполнения. Если суд удовлетворит просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Дополнительные основания для отмены постановления:

1. Инспектор пожарного надзора неправильно составил протокол. Протокол, а также объяснения и сведения из протокола — это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил процедуру составления протокола, он не будет надлежащим доказательством.

2. Инспектор нарушил срок давности — один год с момента нарушения правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Исключение — длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

3. Инспектор не доказал факт вины или нарушение требований пожарной безопасности. Инспектор обязан выяснить виновность нарушителя (ст. 26.1 КоАП РФ). Лицо признают виновным, если он мог соблюсти обязательные правила, но не принял необходимых мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Инспектор обязан доказать вину. Если у инспектора нет доказательств, то суд отменит постановление.

4. Пожарный инспектор не известил лицо, которое он наказывает, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Эта обязанность установлена пунктом 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если наказали специалиста по охране труда, но он не является ответственным по пожарной безопасности, то укажите это в исковом заявлении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно.

7. Малозначительность нарушения. Малозначительное правонарушение — то, которое не представляет существенного нарушения общественных правоотношений (ст. 2.9 КоАП РФ).

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, включите в исковое заявление просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).