Государства с унитарной формой правления. Что такое унитарное государство

Термин «унитарное» происходит от латинского слова «unitas» («единство»), в переводе это значит единое, слитное государство. Унитарное государство это такое государство, которое не имеет в своем составе государственно–правовых образований, государственных единиц . Территория унитарного государства делится на административно–территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, а их правовой статус определяется центральной властью, т.е. актами центральных органов власти и управления.

Среди 180 государств, которые являются членами ООН, лишь 21 государство относится к категории федеративных, а подавляющее большинство – унитарные государства. Унитарные государства, очевидно, более распространены в мире не случайно, потому что такая форма связи центральной власти с местными властями более удобна и в каком–то смысле гармонична. К числу унитарных государств относятся такие государства, как Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Греция, Испания, Голландия. К унитарной форме относится много стран Латинской Америки, почти все африканские страны, страны Азии (Япония, Таиланд и др.). Для унитарного государства характерен ряд основных отличительных признаков. Среди них называют:

1. единая законодательная власть – общий для всей страны парламент;

2. единая исполнительная власть;

3. единая судебная власть (судебная система);

4. единая конституция, которая распространяется на всю территорию страны;

5. единое законодательство – единая правовая система, обязательная для всех граждан на территории этой страны;

6. территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью;

7. отмечается также такой признак унитарного государства, как единое гражданство.

В унитарном государстве контроль центральных органов власти управления над местными органами является доминирующим. Формы этого контроля можно разделить на несколько разновидностей.

Есть группа государств, в которых местные органы избираются населением, но они обязательно контролируются представителями центра (префектами, комиссарами). Это, можно сказать, модель французская.

Есть более демократическая модель унитарного государства, в котором все местные органы избираются гражданами, а представителей из центра практически нет. Эта система характерна для Великобритании и некоторых других стран, входящих в Сообщество.

Существует также такая модель унитарного государства, в котором есть обычные админстративно–территориальные единицы, и есть единицы с особым статусом – автономные единицы. Отношения между центральной властью с обычными единицами строится по одной схеме, а с автономными частями – по другой. Это итальянская модель. Об автономии речь пойдет в следующих разделах данной главы.



Так или иначе, самым характерным является положение, что унитарное государство делится на административные единицы. Эти единицы образуются по определенным принципам. Например, используется принцип примерно равной численности населения, принцип образования единиц вокруг крупных экономических, промышленных и географических центров. Данные единицы служат определенным целям – удобству управления, удобству взимания налогов и т.д. Другими словами, это деление создается для облегчения осуществления государственной власти.

Следует отметить, что наряду с обычным административным делением, в некоторых странах имеются специальные единицы. Например, территория может делиться как на стандартные административные части, так и на школьные округа, судебные округа, военные округа, избирательные округа. Границы этих специальных округов могут не совпадать и, как правило, не совпадают с границами административных единиц, а либо включают несколько административных единиц, либо делят эти единицы на несколько частей.

В последние годы в ряде стран отмечается тенденция, что некоторые исторически сложившиеся административно–террито-
риальные единицы перекраиваются, укрупняются, некоторые из них ликвидируются. Это связано с процессами развития городов, сокращения сельского населения, т.е. на процессы государственного структурирования оказывают большое влияние современные экономические и социальные изменения.

Есть страны, которые не имеют административно–территориального деления, но это, обычно, очень небольшие страны (Монако, Сан–Марино, остров Науру и т.д.).

Хотя унитарных государств преобладающее большинство, обычно, о них пишется гораздо меньше, чем о федерациях или автономных единицах. Объяснение очень простое: унитарное государство – это более легкое для усвоения государство, более легкий материал, поэтому ему посвящается меньше внимания.


Лекция 24. Зарубежная федерация и зарубежная конфедерация

Основные понятия:

федерация; договорные федерации; недоговорные федерации; фактические (сложившиеся) признаки; юридически закрепленные признаки; исключительная компетенция федерации; компетенция субъектов федерации; понятие совместной компетенции; понятие конкурирующей компетенции; «гибридные формы» федерации; «гибридные формы государственного устройства»; федеральные округа; интервенция; конфедерация; автономия; политическая автономия; административно–территориальная автономия; «национально–культурная» автономия; персональная, корпоративная и национально–территориальная; зависимые территории.

Федерация это государственный союз, в который входят государственные образования, имеющие юридическую самостоятельность, формально ограниченную лишь правами этого союза . Термин «федерация» очень древний и происходит от латинских слов. В разных источников эти слова называются по–разному: в одном случае от латинского «foedus», что значит договор, в другом источнике приводится слово «federatio» что значит союз, в третьем – «federare», что означает «укреплять союзом». Так или иначе, слова «союз» и «договор» лежат в основе этого понятия.

Исходя из происхождения этого понятия, федерации можно разделить на две группы: договорные и недоговорные федерации . Первая группа федераций – договорные федерации это такие союзные государства, которые возникли на основе договора будущих субъектов федерации, как правило, независимых государств . К договорным федерациям принято относить США, Швейцарию, Австралию, Малайзию и др.

Второй тип федерации – недоговорная федерация это такой случай, когда центральная государственная власть предоставляет значительную самостоятельность административным единицам, и те превращаются в субъекты федерации . Такая перестройка проводится как бы по доброй воле унитарной власти. К таким странам относится Канада, Индия, Пакистан, Нигерия. В последнем случае у субъектов федерации компетенция меньшего объема, говоря простым языком – меньше прав, а больше обязанностей, больше же власти у центральных органов. Это естественно, поскольку, когда центральная власть предоставляет права и полномочия, то, естественно, стремится дать поменьше. А если какие–то субъекты объединяются, то они стремятся оставить себе побольше полномочий и прав.

Прежде, чем характеризовать типичные черты и особенности зарубежных федераций, следует отметить, что каких–то классических моделей, соответствующих неким историческим образцам, практически не существует. Поэтому, говоря о типичных чертах, всегда нужно иметь виду, что некое конкретное государство всегда в чем–то будет не соответствовать теоретической модели. К примеру, федерация, которая образовывалась как договорная, затем может включать членов на недоговорной основе, т.е. субъектов, возникающих путем деления ранее вошедших на договорной основе штатов или провинций.

Некоторые черты, казалось бы, всегда являются обязательными, но вдруг какая–то специфическая федеральная особенность в конкретной федерации может отсутствовать. Так или иначе, сделаем попытку сформулировать наиболее характерные черты федерации, поскольку это поможет понять суть данного интересного и важного явления. К группе федеративных государств относятся настолько влиятельных государств (США, ФРГ), что следует непременно познакомиться с особенностями государственного устройства этих государств и им подобных.

Характеризуя наиболее специфические отличительные черты федерации, мы бы выделили две группы наиболее характерных существенных признаков. Первая – это признаки фактические, (сложившиеся) , вторая – юридически закрепленные или обычно закрепляющиеся в праве признаки.

К первой группе мы бы отнесли следующие четыре момента.

1. Большинство зарубежных федераций образуются не на основании национальных или этнических признаков. Зарубежные федерации объединяют государственно–политические образования по географическому признаку, признаку соседства или общих экономических, военных, таможенных, торговых интересов. Близость национальная, этническая, как правило, не кладется в основу образования субъектов федерации и их общего союза. Если вспомнить карту США, то там большинство границ отчерчено по линейке, название штатов носят чисто географические названия (Коннектикут, Мичиган, Огайо и т.д.) каких–то национальных элементов у субъектов федерации нет. То же можно сказать о Канаде, Мексике, Австралии, ФРГ, Австрии и т.д.

2. (Этот признак, как правило, нигде не закрепляется, но подразумевается.) Отсутствие права на выход из федерации. На юридическом языке это называется «отсутствие права на сецессию» (на отделение). В большинстве случаев образование федерации носит окончательный характер (как брак по догматам католической церкви). Конечно, есть исключения. Так из федерации Малайзия в 1965 году вышло очень небольшое государство Сингапур. Но, как говорится, нет правил без исключения. Сингапур вошел в Малайзию несколькими годами раньше и не успел прочно войти и «врасти» в ткань нового государства. Поэтому разлука была легкой. В большинстве случаев попытки выйти пресекаются довольно жестко. В XIX веке пытался выйти из США штат Техас, были попытки выхода некоторых кантонов Швейцарии, совсем недавно была произведена попытка выхода из федерации канадской провинции Квебек. Последний случай особый. Там проводился специальный референдум. Но Квебек не вышел из федерации. И, возможно, никогда не выйдет...

3. Признак неравенства членов федерации друг с другом. Иногда это называют асимметрией федерации. Штаты, провинции, земли большие по площади, по количеству населения в федерациях обычно имеют больше прав, чем штаты, меньшие по площади и менее населенные. Хотя это не универсальный признак, но он достаточно необычен для бывших жителей СССР, которые знали и много лет учили правило о том, что все республики равны и равноправны.

4. Территория федерации, союзного государства состоит из территорий субъектов федерации. На наш взгляд, это очень важный признак. Федерация должна, как лоскутное одеяло, состоять из частей, образующих ее. Она не должна напоминать заплатки на пальто. Если на общей ткани отдельные «заплатки», то это не федерация, а автономные единицы в составе унитарного государства.

Эти четыре признака мы полагаем самыми важными, отличающими федерацию от унитарного государства или от конфедерации.

Называют также юридические (специальные) признаки федерации, которые можно свести к следующему набору:

1. Федерация, как государство, имеет общую конституцию. Федеральной конституции должны соответствовать конституции субъектов федерации и законодательство этих субъектов.

2. У субъектов федерации имеются свои конституции, которые являются признаком самостоятельного государства, но по содержанию, по духу, по букве они не могут противоречить конституции федеральной.

3. Федерация имеет законодательную, исполнительную и судебную власти, полномочия которых распространяются на территорию союзного государства. Эти органы имеют перечень предоставленных им федеральной конституцией прав, т.е. имеют свою компетенцию. Она не абсолютна, она, как правило, является «абсолютно ограниченной». Но данная компетенция достаточно широка и является весьма важной. Ради исполнения полномочий, которые предоставлены органам законодательной, исполнительной и судебной власти, как правило, и происходит объединение в федерацию.

4. У субъектов федерации имеются собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые имеют свою специальную компетенцию, свои полномочия. Их компетенция не совпадает с компетенцией центральных органов.

5. Существует четкое разграничение компетенции в сфере законодательства, управления и зачастую в судебной сфере между союзным государством и субъектами федерации. Это означает, что ряд вопросов решают только союзные органы, а ряд вопро-
сов – только субъекты федерации.

6. Верховные суды федерации являются высшей судебной инстанцией для всех судов страны, включая суды субъектов федерации, и осуществляют конституционный надзор за законодательство субъектов федерации. В тех странах, где имеются специальные органы конституционного надзора, такой надзор осуществляется ими. Федеральные органы конституционного надзора вправе признать любой акт (законодательной, исполнительной и даже, в ряде случаев, судебной власти) недействующим (неконституционным) из–за его несоответствия федеральной (союзной) конституции.

7. Существует федеральное гражданство, хотя в некоторых случаях формально признается гражданство субъектов федерации. Общефедеральное гражданство подчеркивает сущность федерации как государства, наделенного общей властью, распространяющейся на всех жителей этой страны. Наличие формального гражданства субъектов федерации – чистая условность, т.к. «отдельно» оно не существует.

8. Важным юридическим признаком федерации следует назвать двухпалатную структуру федерального парламента. По нашему мнению, вообще двухпалатная структура (или бикамеральное строение парламента) обоснованна, прежде всего, в случаях федеративного устройства государства. Территориальное представительство может искажать волю граждан, т.к. они могут проживать неравномерно на территории страны. Обязательное же представительство от субъектов федерации дает возможность представителям штатов, земель, провинций недвусмысленно выражать свою волю, соглашаться или не соглашаться с законодательными актами, принятыми нижней палатой.

Ряд федераций строится на принципе равного представительства всех субъектов федерации в верхней палате (Швейцария, США, Мексика, Венесуэла, Австралия, Бразилия и др.), а в ряде федераций отсутствует равное представительство членов (субъектов) федерации в верхней палате. В таком случае говорят, что это асимметричная федерация или асимметричное представительство. К числу таких стран относятся Канада, Австрия, ФРГ, Малайзия, Индия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты. В каждом из этих случаев есть своя «идеология», которая объясняет это неравенство. Некоторые субъекты федерации с этим не совсем согласны (как, например, в Индии), некоторые воспринимают это вполне естественно (например, земли в ФРГ). Кстати говоря, разное восприятие этого неравенства, может быть, зависит от пропорций ассиметрии. Например, в Индии разница достаточно велика: от небольшого штата Джамму и Кашмир в Совет штатов в Индии избирается 4 представителя, а от большого штата Уттар–Прадеш – 34. В ФРГ эта разница менее значительна. Там от земли, которая меньше по численности, в Бундесрат (в Верхнюю палату) направляется 3 представителя, а, если земля побольше – 4, а самые большие субъекты федерации, как, например, Бавария, направляет 5 человек.

Одним из самых важных вопросов, которые имеют значение для существования федерации, является вопрос о распределении компетенции между федерацией (центральной властью) и ее субъектами. Совокупность зафиксированных полномочий разделяется на некоторые виды, и мы их называли. Если говорить более подробно, отметим, что:

а) есть исключительная компетенция федерации (союза);

б) есть исключительная компетенция субъекта федерации (земли, штата, провинции);

в) есть совместная или конкурирующая компетенция союза и его членов. В некоторых источниках еще называется остаточная компетенция – о ней мы поговорим чуть позже.

Исключительная компетенция федерации или союза, как правило, закрепляется в федеральной конституции. К этой компетенции (к ведению союза) обычно относятся:

· Вопросы обороны страны, т.е. существует федеральная армия, федеральная военная стратегия, руководство вооруженными силами;

· Это также иностранные дела – внешние сношения. Помимо наличия общефедерального Министерства обороны всегда имеется федеральное Министерство иностранных дел;

· Это вопросы денежного обращения – т.е. общая валюта, печатание денежных знаков или, как раньше говорили, чеканка монеты;

· Это сбор важнейших налогов, т.е. накопление средств на общеферадальные дела. Кроме налогов – это наличие общефедеральных таможенных и иных пошлин и тарифов;

· Это организация федеральных государственных органов, которые мы называем ветвями власти;

· Это рассмотрение и разрешение споров между органами федерации и субъектам, т.е. верховная власть рассматривает и разрешает эти споры;

· Федеральная власть также рассматривает споры между членами федерации.

Кроме этого обычного, так сказать, стандартного набора, иногда называют менее обычные вопросы – объявление войны, заключение мира. Однако эти вопросы иногда включают в раздел международных проблем.

К компетенции субъектов федерации обычно относят:

· вопросы организации местных органов самоуправления и самоуправления;

· охрану общественного порядка;

· устройство дорог и обслуживание их;

· охрану и защиту окружающей среды;

· принятие местного законодательства (гражданского и уголовного);

· вопросы культуры, образования, медицины. Как правило, эта сфера в большинстве случаев относится к компетенции субъектов федерации.

В ряде случаев к компетенции субъектов федерации относят также организацию и проведение выборов, в том числе и федеральных, вопросы внутренней торговли и некоторые другие.

Хотя в большинстве федераций наблюдается право союзных властей вмешиваться во внутренние дела членов федерации (вводить там чрезвычайное положение, контролировать законодательство), но некоторые современные федеральные конституции содержат предписания, ограничивающие власть союза и прямо запрещающие какие–то серьезные вмешательства в те сферы, которые не относятся к исключительной компетенции союза. Например, может запрещаться введение новых налогов, если их перечень закреплен, запрещается предоставлять привилегии какому–то субъекту федерации в ущерб другим, запрещается изменять границы субъектов федерации без их согласия. Существует и ряд других, прямых ограничений союзной власти.

Субъектам федерации в ряде случаев также запрещается предпринимать какие–то действия, которые относятся к исключительной компетенции союза, причем такие ограничения прямо перечисляются. Например, запрещается печатать собственную валюту, содержать войска, заключать международные договоры, вводить какие–то ограничения или льготы для граждан своего штата (провинции), которые отличались бы от привилегий, прав или ограничений жителей других провинций или штатов. Запрещается нарушать федеральную конституцию и т.д.

Понятие совместной компетенции подразумевает наличие вопросов, которые могут решаться как союзной властью, так и субъектами федерации, т.е. есть такие вопросы, которые могут решаться и наверху – союзом, и в более нижней части государственной иерархии – у субъекта федерации. Существует такое правило, что, если по вопросам совместной компетенции субъектом федерации принят акт, противоречащий федеральному закону, то он будет считаться недействительным, или может признаваться недействительным, поскольку приоритет всегда сохраняется за союзным (федеральным) законодательством.

Понятие конкурирующей компетенции является разновидностью понятия совместной компетенции. Под таким названием она закреплена в законодательстве ФРГ, Австрии и Швейцарии. Конкурирующей компетенцией, согласно ст. 30 Конституции ФРГ, является такой порядок, при котором вопросы решаются субъектом федерации, если союзные органы не принимают их к своему рассмотрению. Дословно это звучит следующим образом: «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежат землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного порядка», т.е. земли могут выполнять определенные функции, если закон Германии не устанавливает или не допускает иного порядка. А в следующей статье немецкой конституции, (ст.31) сказано, что федеральное право имеет перевес над правом земель. Поэтому преимущество федерального права всегда вступает в силу, если федеральное правительство заинтересовано в этом.

В настоящее время насчитывается 20 зарубежных федераций. Отметим, что есть безусловные федерации, а есть такие, которые можно относить к числу федераций с некоторой оговоркой. Недавно в научную литературу введено определение «гибридных форм» федерации , т.е., это такое государственное устройство, которое занимает промежуточное положение между автономией и федерацией. Федеративную форму имеет пять государств Европы (Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Югославия). Есть четыре азиатские федерации – Индия, Малайзия, Пакистан и, с некоторыми оговорками, Объединенные Арабские Эмираты. Четыре африканские федерации – Коморские острова, Нигерия, Танзания и, тоже с оговорками, Эфиопия. Шесть федеративных государств в Америке – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика и США. Федеративным государством является Австралия, которая относится к части света, именуемой Австралия и Океания. Если посчитать названные государства, получается 20. Однако, что стоит за понятием «с некоторыми оговорками»? Во–первых, Объединенные Арабские Эмираты больше похожи на конфедерацию, а Эфиопия – государство, которое находится как бы «в стадии брожения» и федерация там еще не сформирована. Согласно Эфиопской конституции 1994 года, в Эфиопии создается 9 штатов, а перечисленные в конституции народы могут создать свой штат по предусмотренным в конституции правилам.

Не так давно в научной литературе появился термин «гибридные формы государственного устройства» формы, которые занимают промежуточное положение между автономией и федерацией . Такие гибридные формы, т.е. государства, которые относят к таковым, могут в некоторых случаях именоваться федерациями, в некоторых – унитарными государствами, включающими автономные единицы. В любом случае, это не классические федерации и не классические унитарные государства. Вопрос об этих гибридных формах достаточно спорный, потому что, применяя разные критерии, можно отнести одно и то же государство либо к чистой федеративной форме, либо к гибридной. Но нам представляется, что такие государства, как Папуа–Новая Гвинея, Шри–Ланка, являются гибридными государствами. Это государства, которые формально являются унитарными, но их административные единицы имеют настолько большую политическую автономию, что практически статус этих административных единиц приближен к статусу субъекта федерации.

Вообще, вопрос о названиях государств достаточно интересен. Там, где государство официально называется федерацией, оно всегда и является федерацией: ФРГ – классическая федерация, Федеративная Республика Нигерия и т.д. В некоторых случаях государства не называются федерацией, хотя, безусловно, федерацией являются: Индия, Канада. В названиях этих стран федеративное устройство никак не отражается.

Конституции некоторых государств не содержат упоминания федерации. Например, в конституции Объединенной Республики Танзании, хотя уже в этом названии государства подчеркивается некий союз, в конституции даже не содержится намека на то, что это федерация. И в некоторых наших источниках она считается унитарным государством с автономией одной из частей, что, на наш взгляд, неверно. Ради автономной единицы название страны не изменяется, а при объединении Танганьики и Занзибара была образована Танзания.

В некоторых случаях, по традиции, употребляется устаревшее наименование, которое не соответствует действительности. Например, Швейцария называется Швейцарской конфедерацией (или Швейцарским Союзом), но конфедерацией Швейцария давно уже не является. Это типичная федерация. В данном случае историческое название не соответствует современному содержанию.

Число субъектов в зарубежной федерации бывает весьма различным – от 2 до 50. Например, в Югославии 2 субъекта федерации, это две республики – Сербия и Черногория. Федеративная Исламская Республика Коморские Острова состоит из трех островов. Кстати, почему–то в разных источниках указывается разное количество этих островов: в некоторых – 2, в некоторых – 4. Справочники обычно называют три острова – Гранд Камор, Онжуан, Мвали. Есть и четвертый остров – Майоре (или Майота), но он имеет статус заморской территории Франции.

Бельгия имеет три субъекта федерации (регионы): Фландрия, Валлония и столица Брюссель. В Австралии 6 штатов, в Австрии – 9 земель, в ФРГ – 16 земель. В Швейцарии 23 кантона. В Аргентине (22), в Канаде (10) и Пакистане (4) субъекты федерации называются провинцией. Самым распространенным названием субъекта федерации, очевидно, является штат. Самое большое число штатов в США (50), в Бразилии 46 штатов, в Венесуэле – 20, в Мексике – 31, в Индии – 25, в Нигерии – 21.

Субъекты федерации Объединенных Арабских Эмиратов называются эмираты (7). В федеративное государство Малайзия входит 9 штатов–султанатов и 4 штата–губернаторства. Таким образом, мы видим, что названия субъектов частей различных федераций весьма разнообразны.

Кроме равноправных, или равно–правосубъектных, элементов федерации в ряде случаев в союзное государство входят и территории со статусом менее значительным, чем субъекты федерации. Это могут быть союзные территории, автономные единицы и другие территориальные образования, обладающие менее значительной компетенцией, чем субъекты федерации.

В некоторых случаях субъекты федерации делятся на части. Так 3 кантона Швейцарии (Аппенцель, Базель и Унтервальден) состоят из двух полукантонов: обычные кантоны делегируют по 2 представителя в Совет Кантонов, а эти укрупненные кантоны, которые делятся пополам, делегируют по одному представителю от полукантона. Каждая из этих частей субъектов федерации имеет свою систему органов власти.

Не все территории, входящие в состав федеративного государства, являются субъектами федерации. Мы уже говорили о том, что есть союзные территории, автономные единицы. Это как бы составные части второго ранга. В некоторых странах создаются особые специальные единицы – федеральные округа . Идея федерального округа состоит в том, что это территория, включающая (образующая) столицу государства. Смысл создания федерального округа в том, что столица не должна подчиняться властям какого–то штата или провинции, а иметь определенную независимость и подчиняться либо своим избранным органам, либо непосредственно федеральному правительству. Такие федеральные округа есть в США, Бразилии, Мексике, Индии. В некоторых случаях от федеральных округов избираются представители в федеральный парламент. Но поскольку такие столичные федеральные округа не являются субъектами федерации, а лишь имеют особый статус, представители этих округов не имеют права решающего голоса, а представлены, как правило, совещательным голосом, т.е. могут участвовать в заседаниях, но не голосуют.

Следует отметить, что статус субъектов федерации очень близок к статусу суверенного государства. В конституционной теории господствует точка зрения, что субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в некоторых конституциях термин «суверенитет» встречается применительно к правовому положению штатов или кантонов, т.е. субъектов федерации. Но этот термин по отношению к субъектам федерации применяется в несколько ограничительном смысле. Например, в Мексике речь идет о суверенитете в области внутренних дел, а в Швейцарской конституции говорится, что суверенитет кантонов ограничивается федеральной конституцией. Там сказано, что кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией, т.е. если это и суверенитет, то суверенитет ограниченный.

Нужно сказать, что атрибуты государства, государственно–правовые признаки у субъектов федерации весьма существенны. Субъекты федерации, кроме ранее названных признаков (система органов власти, конституция, свое законодательство, свое гражданство, особая судебная система и т.д.), имеют еще свою государственную символику: герб, флаг, гимн. Эта символика подчеркивает их самостоятельность.

Признаками суверенитета в ряде государств является право участвовать в международных отношениях, в некоторых случаях иметь свои представительства в других государствах. Например, ряд штатов США имеют свои представительства в Японии. Швейцарская конституция предусматривает, что за кантонами, в виде исключения, сохраняется право заключать с иностранными государствами договоры по вопросам народного хозяйства и по некоторым другим вопросам с тем условием, что эти договоры не будут противоречить правам и свободам конфедерации.

Обычно при разделении полномочий одни права закрепляются за союзной властью, другие – за субъектами федерации, третьи права закрепляются в виде конкурирующей компетенции, но может случиться, что какие–то права нигде не закреплены, но реально могут возникнуть. Некий круг вопросов может остаться вне правового регулирования. Такие вопросы, не урегулированные законодательством, называются «остаточной компетенцией», и в разных странах они решаются по–разному. Если есть неурегулированные вопросы, например, в Индии, то они автоматически считаются вопросами союзной власти, в некоторых странах это автоматически считается вопросом субъектов федерации (Бразилия). Бразилия – более демократична в данной сфере, чем Индия.

Если, с точки зрения союзной власти, субъект федерации явно нарушает конституцию, либо вступает в конфликт с другими субъектами федерации, либо пытается осуществить отсутствующее право на сецессию (право на выход), то в ряде стран предусмотрено право «федеральной интервенции», т.е. право вмешательства (как правило, вооруженного или полицейского), целью которого является восстановление нарушенного порядка. Институт федеральной интервенции в некоторых случаях предусмотрен конституциями, в некоторых случаях это просто сложившийся порядок. Такие меры, такое вмешательство, применялось в ряде стран. Например, в США президенты использовали национальную гвардию для борьбы с массовыми беспорядками в отдельных штатах. Часто применяется институт федеральной интервенции в странах Латинской Америки. Например, в Аргентине он использовался более двухсот раз. Такие же мероприятия проводились в Бразилии и других странах. Бразильская конституция 1988 года содержит главу, посвященную этому институту. Глава называется «Вмешательства». Там перечисляются основания для федерального вмешательства в дела субъектов федерации. Основания для вмешательства – это сохранение национальной целостности, воспрепятствование национальному вторжению, угроза публичному порядку, обеспечение свободного осуществления властей штата (законодательной, исполнительной и судебной), необходимость реорганизации финансов и т.д. С точки зрения федеральной власти, это восстановление нарушенного правопорядка. С точки зрения, так называемых, сепаратистов, это будет нарушением права народа на самоопределение.

Формой вмешательства (разновидностью интервенции) бывает приостановление деятельности органов управления субъектов федерации, замена его представительством центральной власти. Безусловно, интервенция – это экстраординарный способ воздействия. В основном, воздействие центральной власти на субъекты федерации ведется путем контроля федерации за деятельностью своих субъектов. Контроль может быть при помощи финансового воздействия, путем обращения в федеральный суд, путем использования законодательных актов и т.д. Конечно, в большинстве случаев споры и острые вопросы решаются без экстраординарных способов влияния центральной власти на субъекты федерации.

Конфедерация это постоянный союз государств, объединенных какой–то общей целью или задачей: это может быть военный союз, экономический союз, таможенный союз . Задач, которые ставит перед собой конфедерация, может быть несколько – и военный, и экономический, или, скажем, экономическо–таможенный союз.

Конфедерация имеет высшие органы для осуществления координации совместных действий и для решения поставленных задач. Высшие органы конфедерации чаще всего могут общаться только с правительствами государств–членов союза и не иметь права непосредственно обращаться к гражданам тех стран, которые входят в конфедерацию, т.е. речь, как правило, идет только об опосредованном воздействии на людей.

Конфедерация, по сравнению с федерацией, – это менее тесный союз. Происхождение слова очевидно – то же, что и федерация (договор, союз), приставка кон–, обычно, означает «с» (например, музыкальный термин «сon amore» – «играть с любовью»). В данном случае, конфедерация, – это «государство с договором». Обычно конфедерации создавались в силу какой–то необходимости, исторически носили и носят временный характер. Они либо превращались в более тесную связь – федерацию, либо вообще такие союзы распадались и государства превращались в отдельные унитарные государства.

Исторически число конфедераций было невелико. Среди наиболее известных указываются: конфедерация Нидерландов, которая существовала достаточно долго – 1579–1795; конфедеративное устройство США с момента объявления независимости до принятия федеральной конституции (1776–1787). Швейцария имела конфедеративное устройство с 1291 по 1798 гг. Затем конфедерация была восстановлена в 1815 году, но в настоящее время при анализе конституции Швейцарии 1874 года видно, что Швейцария является классической федерацией, правда, может быть, с некоторыми особенностями, но не конфедерацией. Осталось только старинное наименование. Конфедерацией был Германский союз, который существовал с 1815 по 1866 год. В современной истории классической конфедерацией был государственный союз, образованный двумя африканскими государствами – Сенегалом и Гамбией. Он был образован в феврале 1982 года и распался в 1989 году. Общее государство называлось Сенегамбия, оно было достаточно непрочное, и название это даже не появилось на картах мира.

Попытки образовать конфедеративный союз были предприняты в 60–е годы Египтом и Сирией. Такое государство, как Объединенная Арабская Республика, была создана, но также просуществовала недолго, т.к. Сирия вскоре объявила о выходе из этого союза, а Египет, сохранив название, Объединенная Арабская Республика, с этим названием просуществовал еще несколько лет, а затем вернул себе прежнее название – Арабская Республика Египет и «забыл» о несложившемся союзе.

В наших примерах речь идет о классических конфедерациях, но, если мы обратимся к самой сверхновейшей истории, то можно увидеть классические признаки конфедерации у ряда современных межгосударственных союзов. Очень похож на конфедерацию военный союз НАТО (Северо–Атлантический оборонительный союз). В него входят ряд стран западной Европы, Канада и США. Очень похоже на конфедерацию объединение госу-
дарств – Европейский Союз (ЕС), который объединяет большинство развитых стран Европы.

Явные признаки конфедерации просматриваются в таком межгосударственном образовании, которым является Содружество Независимых Государств (СНГ).

В большинстве отечественных книг и монографий, которые описывают государственное устройство и территориально–политическое устройство государств, утверждается, что в современном мире конфедерации нет. Мы полагаем, что это не совсем правильное утверждение. Точнее было бы сказать, что официальных или формальных конфедераций в современном мире нет, но фактически конфедеративные образования имеются.

Введение……………………………………………………………………………3

1 Форма государственно-территориального устройства. ………………………5

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства………………………..10

2 Унитарные государства в современном мире…………………………………14

Заключение.………………………………………………………………………...22

Глоссарий…………………………………………………………………………..23

Список использованных источников …………………………………………….25

Приложение...………………………………………………………………….......27

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1глава основной части

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления .

2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация - это государствен­ный союз государств . То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

При котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других - законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 - в Италии и 17 - в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом - диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

Лекция 2. Конституция РФ: федеративное устройство и форма правления в РФ. Принцип разделения властей; компетенция высших органов власти. Личные, политические, экономические и социальные права; их реализация. Различия в конституционных правах граждан РФ и иностранных граждан.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

    форма правления - определяет кому принадлежит власть;

    форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

    политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

    абсолютная (всевластие главы государства);

    конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

    парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

    президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство - это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.