Экологическая безопасность вооруженных силах рф. Работы военным экологам хватит надолго

Экологическая безопасность - составная часть национальной безопасности Российской Федерации. Именно поэтому вопросы ее обеспечения отражены во многих государственных нормативных актах, в первую очередь в Конституции России (ст. 42, 58), Федеральных законах 2002 года №7-Ф3 "Об охране окружающей среды", 1995 года №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и др., указах президента РФ, постановлениях правительства. Как известно, Военной доктриной России, положением о Министерстве обороны РФ обеспечение экологической безопасности определено в качестве одной из задач Вооруженных Сил РФ. Сейчас проводятся мероприятия по реорганизации системы экологической безопасности, созданию и оснащению технических средств экологической безопасности ВС РФ, формируется межведомственная система обеспечения экологической безопасности, решаются практические задачи по ликвидации долговременных нефтезагрязнений на объектах Вооруженных Сил РФ. На сегодняшний день, как признал генерал-лейтенант А. Юнак, система обеспечения экологической безопасности, включающая соответствующие управляющие структуры, силы и создаваемые технические средства ее обеспечения, в структуре силовых министерств и ведомств наиболее развита только в Вооруженных Силах РФ. Тем не менее экологическую обстановку необходимо держать под контролем на всех объектах обороны и безопасности. Поэтому является чрезвычайно важным создание Межведомственной системы обеспечения экологической безопасности (МВС ОЭБ) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в рамках Межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения. Это позволит повысить эффективность обеспечения экологической безопасности при решении задач укрепления обороны и безопасности страны, создать условия по обеспечению экологической безопасности в других федеральных органах исполнительной власти.

Соответствующая работа по созданию МВС ОЭБ проводится во исполнение распоряжения правительства России от 16 февраля 2005 г. №179-р. С целью совершенствования обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ в период 2003-2004 гг. на базе Московского военного округа проведен эксперимент по организации обеспечения экологической безопасности деятельности войск, дислоцирующихся на территории МВО, по территориальному принципу.

По результатам эксперимента в соответствии с требованиями директивы министра обороны РФ от 21 июля 2005 г. №Д-46 и утвержденной главой военного ведомства структурой органов экологической безопасности Вооруженных Сил РФ система обеспечения экологической безопасности с 1 апреля 2006 г. будет строиться по территориальному принципу по двухуровневой схеме: центр - военный округ. На военный округ возлагается задача по обеспечению экологической безопасности всех объединений, соединений, воинских частей, учреждений, организаций, военных образовательных учреждений профессионального образования, дислоцирующихся на его территории.

В 2005 г. специалисты УНЭБ Вооруженных Сил участвовали в работе инспекций Тыла ВС России и проводили проверку частей и подразделений СибВО, БФ, ЧФ, СФ, РВСН, гарнизонов Крайнего Севера и т.д. Всего проверено более 518 военных объектов различного назначения. Увы, работы военным экологам, судя по всему, еще хватит надолго. Анализ состояния экологической безопасности на объектах ВС РФ позволяет сделать вывод о том, что в основном негативное воздействие на окружающую среду связано с загрязнением земель нефтепродуктами. В настоящее время в Вооруженных Силах РФ требуют проведения работ по очистке и рекультивации земель 113 объектов общей площадью загрязнения 409,6 га. Работы по очистке начаты в 2003 г. Всего за период с 2003 по 2005 гг. в соответствии с решением начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны генерала армии Владимира Исакова на эти цели выделено 124,7 млн. рублей. В 2005 г. завершены работы по очистке земель на 5 объектах ВС РФ, еще на 27 объектах снижен уровень загрязнения на 50%, на 3 объектах подготовлены рабочие проекты.

Для снижения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности войск разрабатываются нормативы допустимого воздействия на нее. Всего на объектах ВС РФ их потребуется более 8700. На конец 2005 г. уже пронормировано 62% воинских частей. Основной объем подобных работ планируется завершить в 2008 г. Проблемным для ВС России является вопрос осуществления государственного экологического контроля на военных объектах. В настоящее время нет четкого разграничения полномочий по проведению государственного экологического контроля между специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации (Росприроднадзор и Ростехнадзор). Еще одним проблемным вопросом является отсутствие единой государственной научно-технической политики в такой важнейшей области экологической деятельности, как создание средств экологического контроля и мониторинга, предупреждения и ликвидации загрязнений. Минобороны самостоятельно проводит ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этим направлениям. Созданный в МО России научно-технический задел может быть учтен и использован при создании государственной системы инструментального экологического контроля и мониторинга.

Одной из важных задач, решаемых ВС РФ, является экологическое обучение и воспитание. Изданы и направлены в войска учебные пособия для руководителей занятий по экологической подготовке для рядового и сержантского состава, памятка военнослужащим по охране окружающей среды, учебное пособие по организации экологической безопасности военной деятельности (для руководящего состава ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ). В прошлом году издан учебник "Военная экология" для высших учебных заведений Минобороны РФ, Министерство образования и науки РФ допустило его в качестве учебного пособия для студентов гражданских вузов.

По мнению генерал-лейтенанта А. Юнака, в целом вся проводимая экологической службой ВС работа дает положительные результаты. Показателен такой факт: в последние годы снизились претензии к Министерству обороны РФ со стороны органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Стремительное нарастание противоречий в системе «человек и общество - окружающая природная среда» в связи с резким усилением антропогенного воздействия на биосферу вызвали к жизни формирование и развитие на основе экологии нового научного направления – соци­альной экологии . На основе исследований, направленных на вскры­тие общих закономерностей взаимодействия человеческого общества и среды (природной, социальной и производственной), социальная экология создает теоретические основы для решения прикладных за­дач по устранению или смягчению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду с целью сохра­нения здоровья населения и человеческой популяции.

В последующем, в рамках социальной экологии выделилась воен­ная экология , исследующая закономерности взаимодействия воинских коллективов с окружающей средой, влияние экологической обстанов­ки на характер деятельности войск, прямое и побочное воздействие военно-промышленного производства на окружающую среду. Специфи­ческим прикладным направлением военной экологии является разра­ботка мер по обеспечению защиты личного состава от неблагоприят­ного влияния различных по продолжительности, сочетанности и ин­тенсивности условий, а также по сохранению здоровья, совершенс­твованию физиологических и психологических возможностей военнослужащих.

Главное связующее звено между экологией и гигиеной – здо­ровье человека, между военной экологией и военной гигиеной – здоровье военнослужащего в связи со средой жизнедеятельности.

В настоящее время общепризнанным является представление об окружающей среде как совокупности элементов (природных, искусс­твенных и социальных), сред (природной, производственной, ис­кусственной, социальной и обитания), факторов (биотических и абиотических), компонентов (воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и др.).

Деление элементов окружающей среды на природные, искусствен­ные и социальные является относительным, так как природные вмес­те с искусственными элементами действуют на человека в опреде­ленных социальных условиях, будучи нередко существенно изменен­ными в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.

Военная экология представляет собой самостоятельное научное направление со свойственными ему специфическими прикладными задачами.

Исходя из специфики взаимодействия воинских коллективов с нормальной и экстремальной окружающей средой, необходимости обеспечения защиты личного состава и сохранения здоровья, совер­шенствования физических и психологических возможностей военнос­лужащих, к числу задач военной экологии можно отнести обеспече­ние сохранения здоровья и заданного уровня военно-профессиональной работоспособности (боеспособности) военнослужащих в реальных условиях учебно-боевой деятельности , что во многом совпадает с задачей, решаемой гигиеной труда военных специалистов.

Другим специфическим направлением военно-экологических исследований является оценка воздействия военно-промышленного про­изводства на окружающую среду. Накопление запасов оружия и ава­рийные ситуации, связанные с его производством, транспортиров­кой, испытанием и хранением, создают потенциальную и вполне ре­альную угрозу окружающей среде. С началом боевых действий влия­ние на нее резко возрастает, что в свою очередь усиливает небла­гоприятное воздействие на человека. Несомненно, что эти вопросы входят в сферу интересов военной коммунальной гигиены.

Цель военной экологии как науки и соответствующей ей прикладной сферы – достижение экологически безопасной деятельности.

Объект военной экологии окружающая среда , находящаяся в сфере деятельности воинских контингентов (естественные экологические системы – земля, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и другая расти­тельность, животный мир, включая человека); вооружение и военная техника, военные объекты, жилые городки и гарнизоны, полигоны, районы боевой подготовки и иной деятельности войск и сил флота, а также военнослужащий и воинские коллективы .

Предмет военной экологии – закономерности взаимодействия во­еннослужащего и воинских коллективов с окружающей средой, влия­ния вооружения и военной техники на среду.

К числу основных методов военной экологии относится экологи­ческая диагностика , использующая инструментально-лабораторный, экспериментальный, математико-статистический и другие методы исследования.

В настоящее время военная экология находится в стадии становления и развития. Разработаны концептуальные основы военной экологии, утверждена концепция экологического обеспечения ВС РФ, в рамках которой решаются прикладные задачи по достижению экологически безопасной деятельности армии и флота.

Экологические правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред природной среде и здоровью человека. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных…

1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим (Статья: 1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим) При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и…

Основа подготовки воина — его полевая выучка. Поле — академия солдата. Все, изученное и отработанное в классе, в парке, на спортивном городке, нужно для того, чтобы применить полученные знания и навыки в комплексе на полевых занятиях, при выполнении учебно-боевых задач. Комплексное обучение воинов и подразделений наиболее полно реализуется на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях. На…

Основы экологической безопасности Воинская часть в своей повседневной деятельности непрерывно оказывает воздействие на окружающую среду, причем, к сожалению, в основном негативное. Для выявления и рассмотрения данного воздействия целесообразно выделить две группы мероприятий, составляющих в совокупности содержание деятельности войсковой части: мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности и мероприятия боевой подготовки. Мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности связаны с созданием и поддержанием необходимых…

1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части (Статья: 1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части) Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду. Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются: точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);…

1.1. Общие понятия об экологии (Статья: 1.1. Общие понятия об экологии) Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др. Экология…

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1994, стр. 44-49

Генерал-майор С.И.ГРИГОРОВ ,

кандидат технических наук, член-корреспондент АЕН РФ

Полковник А.С.РОДИОНОВ ,

доктор технических наук, профессор

ОБЩЕПРИЗНАНО, что в настоящее время экология вышла за рамки биологической дисциплины и превратилась в комплекс из более чем трехсот наук об окружающей среде, учение о путях выживания человечества. Вместе с тем несмотря на то, что основные экологические проблемы достаточно известны, они продолжают широко обсуждаться в печати. Фактически их можно объединить в три блока: перенаселение, загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов.

Экологические проблемы возникли как результат жизни и деятельности земной цивилизации. Человечество, которое никогда не довольствовалось «милостями природы» и эксплуатировало ее самым нещадным образом, оказалось на грани самоуничтожения. Наряду с достижениями научно-технического прогресса мы оставляем будущим поколениям загрязненную и истощенную планету. При этом рост численности населения Земли, или, говоря научным языком, все возрастающая антропогенная нагрузка, ужесточает сроки принятия экстренных мер. Положение усугубляется тем, что обнищание людей в большинстве развивающихся стран толкает их в борьбе за выживание на путь полного истребления флоры и фауны. В совокупности с глобальными загрязнениями, привносимыми промышленностью, и расточительным использованием природных ресурсов это вызывает очередную волну экологического кризиса.

Сравнительно недавно еще ничто не предвещало столь драматического развития событий. Впервые на актуальность проблем, относящихся к «экономии природы», обратил внимание Э.Геккель в 1869 году. Он же предложил назвать новую науку экологией. Через три года Э.Зюсс ввел другое фундаментальное понятие - биосфера - для обозначения области земной поверхности, населенной жизнью. Несколько десятилетий спустя В.И.Вернадский развил представление о биосфере как общепланетарной оболочке - экосфере, объединяющей все «слои активной жизни». >

На стыке XX и XXI веков уже ни у кого не вызывает сомнений пагубность и бесперспективность гонки вооружений, а угроза экологической безопасности все чаще воспринимается острее, чем военная. Возникла потребность в принципиально новом подходе к решению проблем всеобщего разоружения и восстановления жизненных сил биосферы. Понимание глобальных экологических взаимосвязей привело к осознанию необходимости физической, политической и экономической целостности земной цивилизации.

Когда экология как наука еще только зарождалась, дореволюционная Россия выделялась среди других стран очень высоким уровнем рождаемости. Последние же четверть века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Защищать Отечество скоро будет некому. На сегодняшний день лишь один из пяти призывников отвечает требованиям по здоровью, предъявляемым к военной службе. В борьбе с этим, казалось бы, невидимым противником Вооруженные Силы несут ощутимые потери. Как ни парадоксально, но эта война может стать последней в тысячелетней истории Руси, проигранная тихо, без громкой славы боевых сражений, практически без единого выстрела.

Пытаясь разобраться в сложившейся обстановке, профессиональные военные все чаще обращаются в поисках ответа к экологии. Военные аспекты экологической безопасности начинают занимать приоритетное место в военно-научных исследованиях. Зародилась новая наука - военная экология. Для понимания ее сущности важно четко представлять себе, что такое экосистема. Различают два вида экосистем - природные (естественные) и антропогенные (искусственные).

Природные или саморегулирующиеся системы являются неотъемлемой частью жизни на Земле. Это леса, степи, водоемы, т.е. такие природные образования, которые при неизменных границах могут существовать десятки и даже сотни лет. Как правило, они называются биогеоценозами (от греческих слов «биос» - жизнь, «гео» - Земля, «ценоз» - сообщество). Для их поддержания необходима определенная сбалансированность вещества и энергии, процессов обмена (ассимиляции и диссимиляции) между организмами и окружающей средой.

Антропогенные или регулируемые системы, такие, как, например, космический корабль, биологический фильтр, аквариум или комнатное растение, являются «творением рук человека» и требуют для нормального функционирования его вмешательства. Специфический вид регулируемых экосистем - военная экосистема, представляющая собой замкнутое единство (воинская часть, военный округ) личного состава, вооружения и военной техники (в течение их жизненного цикла), а также окружающей природной среды (полигоны, стрельбища, хозяйственные постройки).

Таким образом, следуя Э.Геккелю, военную экологию можно определить как сумму знаний, относящихся к «экономии природы» в сфере военной деятельности. В современном понимании военная экология - комплексная наука об общих законах рациональной организации и функционировании военных экосистем. Важнейшие задачи этой новой области научных знаний уже обсуждались на страницах военной печати. Однако их решение и претворение в жизнь затруднены из-за многоаспектности, сложностей координации работ и отсутствия должного финансирования.

Мы считаем, что для рациональной организации и функционирования военных экосистем требуется прежде всего решить ряд принципиальных вопросов.

Во-первых, вооруженные силы должны располагать определенным минимумом «жизненного пространства». Так, если в период второй мировой войны американскому мотопехотному батальону численностью примерно 600 чел. хватало для маневров менее 16 км2 , то в наши дни такому же подразделению требуется в 20 раз большая площадь. Рост потребности вооруженных сил в территории отражен в таблице.

Считается, что в Западной Европе непосредственно в военных целях используется от 1 до 3% всей территории. Еще большая часть ощущает на себе косвенное или временное воздействие вооруженных сил. Так, до 50 % воздушного пространства в США и до 15% объема воздушного движения в Германии так или иначе связано с решением военных задач.

Во-вторых, вооружённым силам необходимо обеспечение потребным количеством ресурсов. Почти /4 реактивного топлива в мире используется в военных целях. В США этот показатель равен 27%, в России - 34%, в Германии - 50%. Во время крупномасштабных боевых действий доля военного потребления остальных энергоресурсов может достигать 15-20%, в мирное время оно, как правило, составляет 3-4%. В целом доля военного сектора экономики в общем объеме потребления нефти и других энергоресурсов может быть в два раза больше. Это означает, что во всем мире в военных целях используется столько же нефтепродуктов, сколько их потребляет вся Япония, по экономической мощи занимающая второе место в мире. Общемировое военное потребление алюминия, меди, никеля и платины превосходит совокупный спрос на эти материалы всех развивающихся стран.

В-третьих, сами вооруженные силы обязаны соблюдать все законодательные и нормативные акты по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Надо сказать, что первым международным прецедентом в этой области явились претензии стран бывшего Варшавского Договора за нарушение экологии в районах дислокации советских воинских частей, на полигонах, танкодромах и автодромах. Так, Венгрия (1991 код) в уплату за экологический ущерб потребовала практически безвозмездно передать ей 165 военных городков с развитой инфраструктурой и 5732 жилых, административных и технических здания с рыночной стоимостью 100 млрд инвалютных рублей, а Чехо-Словакия экологическую очистку 132 военных объектов оценила в 300 млн долл. Громадные на первый взгляд суммы в целом соответствуют принятым международным нормам. Например,; в Соединенных Штатах восстановление 1 км земли, использованной в качестве полигона для стрельб или бомбометания, оценивается в 250 млн долл. Расходы «а очистку военных баз США от токсичных отходов увеличились с 500 млн долл. в 1983 году до 20-40 млрд долл. в настоящее время.

Решение проблем военной экологии напрямую связано, на наш взгляд, с соблюдением ряда принципов.

Экологизация мышления личного состава вооруженных сил. Как добиться необходимого военного развития, не нанося ущерба Земле и жизни на ней хотя бы в мирное время? Как достичь этих двух вошедших в противоречие целей? Ясно, что без всеобщего экологического образования и воспитания нельзя поколебать экологическое благодушие, напомнить об ответственности за судьбу Земли.

Соразмерность военной деятельности с законами природы (проблема выживания). Здесь на первый план выдвигаются такие факторы, как уменьшение общей территории военных полигонов, снижение частоты крупномасштабных учений и маневров, сдерживание гонки вооружений.

Гармония природного (естественного) и антропогенного (искусственного). Имеется в виду достаточность национального богатства, задействованного в военной инфраструктуре, для достижения военной (стратегической) стабильности.

Качество развития вооруженных сил. Речь идет о сохранении качественного развития вооруженных сил в условиях существенных количественных ограничений на отводимые территории, воздушное и морское пространство, а также на потребление людских, материальных и энергетических ресурсов. Качественный уровень вооруженных сил должен быть таким, чтобы при намечаемых количественных ограничениях не снижалась их боеготовность. На наш взгляд, данная проблема может быть решена за счет внедрения в производство вооружения и военной техники (ВВТ) передовых технологий, эффективных методов обучения личного состава, создания современной тренажерной базы в войсках и силах флота.

Эффективность (производительность) военной деятельности. Она тесно связана с качеством отдельных боевых единиц воинских формирований и вооружения и определяется такими показателями, как наличие высокоточного оружия, создание мобильных сил при общем снижении численности регулярных вооруженных сил, уменьшение общего числа оборонных заводов без ущерба для оборонной достаточности.

Военная стабильность как единство и борьба противоположностей в системе «оборона-наступление». Проблема соотношения наступательного и оборонительного вооружения (от простых систем типа «танк - противотанковое орудие», «самолет - зенитный комплекс» до сложных типа «стратегическая триада») всегда была одной из наиболее значимых в военном искусстве. Любой просчет в этой области ложится тяжелым бременем на экономику, снижает возможности государства по оздоровлению окружающей (природной) среды.

Военная экология как наука в первую очередь рассматривает военные аспекты экологической безопасности государства (в том числе вопросы экологического обеспечения вооруженных сил). Следует отметить, что экологическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности и тесно связана с военной, государственной, внутренней, экономической и информационной безопасностью. В проекте Закона Российской Федерации «Об экологической безопасности» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природную среду, а также стихийные природные процессы и явления. Достижение экологической безопасности войск и сил флота, а в чрезвычайных ситуациях и населения, является главной целью экологического обеспечения.

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - новый, формирующийся вид обеспечения. Дискуссия по вопросу, является оно оперативным (боевым) или специально-техническим, не завершена. В настоящее время все большее число специалистов склоняется к мнению, что его следует отнести к виду оперативного (боевого) обеспечения, точно так же, как РХБ-защиту, инженерное, гидрометеорологическое, навигационное, топогеодезическое обеспечение, но со своей спецификой.

Экологическое обеспечение - это, на наш взгляд, комплекс мероприятий по охране окружающей (природной) среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота и защите вооруженных сил от экологически неблагоприятных факторов.

Многоаспектность и сложность экологического обеспечения объясняется тем, что по мере развития цивилизации все отчетливее проявляется двойственная природа технического прогресса, который служит как войне, так и миру. В качестве примера можно сослаться на ядерное горючее и оружие, пестициды и химические боевые вещества, психофармакологию и яды, воздействующие на психику, удобрения и взрывчатые вещества, искусственные спутники Земли, предназначенные для гражданской связи, и военные спутники, бензин и напалм. Более того, в зарубежной печати появились публикации о разработке новых устройств и веществ специального (экологического) действия.

С учетом всех этих факторов в Вооруженных Силах России формируется методология сохранения боеспособности личного состава, поддержания здоровья военнослужащих в экологически неблагополучных регионах. Основное внимание в настоящее время уделяется созданию средств и методов адаптации личного состава к загрязненной среде, реабилитации при длительном нахождении в условиях воздействия различных экотоксикантов. Разрабатываются современные средства и методы восстановления окружающей среды, загрязненной специфическими экотоксикантами и типовыми промышленными загрязнителями. Они получили общее название специальных (экологических) средств защиты.

В Концепции экологического обеспечения ВС РФ (1993 год) определены основные мероприятия нового вида обеспечения, в частности: экологическое обеспечение повседневной деятельности войск и сил флота; экологическое обеспечение деятельности ВС в условиях воздействия на них экологически неблагоприятных антропогенных факторов; экологический мониторинг ВС; восстановление окружающей природной среды в процессе повседневной деятельности ВС, после проведения учений, спецработ, аварий и катастроф на военных объектах; военно-научное обеспечение основных направлений экологического обеспечения ВС РФ; обеспечение создания экологически безопасных ВВТ и военных объектов; взаимодействие с государственными и ведомственными органами охраны окружающей среды и международное сотрудничество по экологическому обеспечению ВС; подготовка кадров военных экологов.

Необходимо отметить, что в данном документе использованы базовые понятия военной экологии - «качество-экономика-экология», а воздействие ВС РФ на окружающую природную среду определяется с помощью критериев «эффект-затраты-риск». Однако отдельные термины и понятия, естественно, требуют дальнейших уточнений или подлежат исключению. Так, первоначально смысл понятия «экологически безопасные ВВТ и военные объекты» заключался в обеспечении экологической безопасности эксплуатации ВВТ и жизнедеятельности военных объектов в мирное время. Однако поскольку боевые стрельбы, учения и другие элементы боевой подготовки никак не могут быть экологически безопасными, можно вести речь лишь о разумных ограничениях в соответствии с выработанными принципами военной экологии.

Для понимания сути экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации представляется целесообразным рассмотреть такое понятие, как безопасность окружающей среды в регионах их дислокации.

Под окружающей средой будем понимать как природу, так и военную инфраструктуру этих районов. Напомним, что с точки зрения современной экологии окружающая среда - это природный и созданный человеком материальный мир (который окружает человеческое общество, воздействует на него, в котором человек как общественное существо удовлетворяет свои потребности и, в свою очередь, воздействует на него своей деятельностью и преобразует его).

С понятием окружающей среды тесно связано понятие качества жизни или жизнедеятельности - обобщающего индекса, включающего плотность населения, уровень промышленного (военно-промышленного) и сельскохозяйственного производства, обеспеченность минеральными (стратегическими) ресурсами, загрязненность и другие показатели.

С учетом изложенного экологическое обеспечение безопасности окружающей среды в регионах дислокации войск и сил флота должно включать две группы задач (см. схему).

Первая - охрана окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она заключается в поддержании стабильности окружающей среды, когда отсутствует преднамеренная угроза экологической безопасности России со стороны других государств, а в самом регионе нет чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При планировании мероприятий экологического обеспечения здесь целесообразно различать две подгруппы задач:

сохранение и повышение качества окружающей среды, причем сохранение качества является ближайшей задачей, а его повышение - последующей;

ресурсосбережение и рациональное природопользование. Ресурсосбережение, как ближайшая, общепринятая задача, предусматривает лимитирование горючесмазочных материалов, ежегодного ресурса учебно-боевого применения вооружения и военной техники и т.д. Последующая задача менее проработана и сводится к обоснованию рациональной структуры и состава призывного контингента, материально-сырьевой и энергетической базы войск и сил флота.

Вторая группа - защита окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она предусматривает восстановление стабильности окружающей среды в случае преднамеренного воздействия на экологическую безопасность России других государств, а также при стихийных бедствиях и в чрезвычайных ситуациях, к которым, на наш взгляд, следует отнести учения, стрельбы, плановое (безаварийное) расснаряжение и уничтожение химических боеприпасов, утилизацию ядерных реакторов кораблей и подводных лодок ВМФ и т.п.

Эту группу задач целесообразно, как и первую, разбить на две подгруппы:

обеспечение нормальной жизнедеятельности ВС и восстановление качества окружающей среды. Первая, ближайшая задача (обеспечение нормальной жизнедеятельности) может быть решена, например, путем применения средств индивидуальной и коллективной защиты. Вторая, последующая требует проведения специальных работ: дегазации, дезактивации, дезинфекции районов загрязнения и рекультивации почв;

захоронение и утилизация продуктов жизнедеятельности Вооруженных Сил. Ближайшая задача - захоронение продуктов жизнедеятельности ВС - не полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности. Примером может служить аварийное затопление атомной подлодки «Комсомолец». Ядерное топливо удалось законсервировать с помощью твердеющей смеси на основе фурфурола, которой должно хватить на 500 лет. Однако корпуса ракетно-ядерных торпед продолжает разъедать ржавчина и в ближайшие годы возможно загрязнение морской акватории плутонием-239. Стоимость же подъема всего подводного корабля оценена специалистами в 250 млн долл. Последующая задача - утилизация продуктов жизнедеятельности ВС - практически полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности.

В заключение отметим, что в программе по созданию системы экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации должны быть учтены, на наш взгляд, следующие моменты.

Первый. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил как комплекс мероприятий по их защите от экологически неблагоприятных факторов и охране окружающей среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота становится видом оперативного (боевого) обеспечения.

Второй. Все виды военной деятельности могут осуществляться лишь с учетом экологических последствий, так что необходимо разумное ограничение потребностей войск и сил флота в территории, воздушном, морском и космическом пространстве, а также в людских, материальных и энергетических ресурсах.

Третий. Ограничение «жизненного пространства» и ресурсов, выделяемых Вооруженным Силам, не должно снижать их возможностей по обеспечению безопасности и национальных интересов России, поддержанию военной стабильности в мире.

Четвертый. В условиях значительного сокращения военных ассигнований для поддержания высокого военного потенциала России необходимо акцентировать внимание на его качественных параметрах и эффективности.

Военная мысль. - 1993. - №1. - С.45-51.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вооруженные силы (ВС) являются составной и неотъемлемой частью государства. Их деятельность в мирное время должна проводиться в соответствии с государственной программой «Экологическая безопасность России» (1995 г.) и международными договорами в области охраны ОПС. Поэтому важно установить нормирование антропогенных нагрузок на природу при осуществлении военной деятельности, чтобы не перейти ту черту, за которой восстановление нарушенных экологических систем станет невозможным. С другой стороны, перед ВС РФ ныне поставлена необычная задача: сыграть главную роль в деле уничтожения ядерного и химического оружия, подпадающего под действие международных конвенций.

Влияние деятельности ВС РФ на окружающую среду

Вооруженные силы, очевидно, должны располагать определенным минимумом территории для проведения военной деятельности. Так, если в период второй мировой войны мотопехотному батальону США численностью около 600 человек хватало для маневров менее 16 км 2 , то ныне такому же подразделению требуется в 20 раз большая площадь. Рост потребности вооруженных сил (100 тыс. человек), согласно М. Ренеру (1992 г) выглядит следующим образом (в км 2): античное время - 1, наполеоновские войны - 20, первая мировая война - 248, вторая мировая война - 3000, арабо-израильская война (1973 г.) - 4000, маневры НАТО в ФРГ (1978 г.) - 55000.

Подсчитано (С.И. Григоров, А.С. Родионов, 1994 г.), что в Западной Европе непосредственно в военных целях используется от 1 до 3% всей территории. Еще большая часть ощущает на себе косвенное или временное воздействие вооруженных сил. Так, до 50% воздушного пространства в США и до 15% объема воздушного движения в Германии так или иначе связаны с решением военных задач.

Кроме территории, вооруженным силам необходимо обеспечение потребным количеством ресурсов. Почти 25% реактивного топлива в мире используется в военных целях. При этом в США этот показатель равен 27%, в России - 34, в Германии - 50%. Во время крупномасштабных боевых действий доля военного потребления энергоресурсов может достигать 15-20%; в мирное время оно, как правило составляет 3-4%. Это означает, что во всем мире в военных целях используется столько же нефтепродуктов, сколько их потребляет вся Япония.

На 35 полигонах взорвано более 1800 ядерных боезарядов, 25% из них - над землей, что привело к радиоактивному загрязнению с уровнями, превышающими чернобыльские. Продолжается практически неконтролируемое захоронение радиоактивных отходов атомной энергетики, промышленности и транспорта.

Согласно данным Главного счетного управления США, армией и флотом страны производится почти 500 тыс. т токсичных отходов в год. Это больше, чем в пяти крупнейших химических компаниях страны вместе взятых. К этому следует добавить около 8,5 млн т жидких отходов, большая часть которых отравлена токсичными веществами.

На вооруженные силы и военное производство отвлекаются огромные трудовые и материальные ресурсы. В 1984 г. численность регулярных вооруженных сил в мире составляла около 25 млн человек. На военные цели расходовалось 5-6% мирового производства нефти и 5-11% основных видов металлов. В военно-промышленной сфере было занято 50-60 млн человек, в том числе 20% (500 тыс. человек) ученых и инженеров мира. В середине 70-х гг. военная продукция составляла 6% мирового валового продукта.

ВС РФ также являются одним из крупнейших пользователей природных ресурсов страны. За Министерством обороны закреплено 12,3 млн га земли, в том числе 5,1 млн га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов, военные лесхозы, совхозы и подсобные хозяйства. В структуре МО РФ насчитывается свыше 1200 крупных объектов, которые имеют автономные системы жизнеобеспечения. Различными объектами ВС РФ ежегодно потребляется около 26 млрд м 3 пресной воды, при этом сброс сточных вод составляет 22 млрд м 3 . На долю ВС РФ приходится 0,8% вредных выбросов в России (Б.В. Ерофеев, 1996 г.).

Весьма острую проблему для ВС РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Почти 50% складов и их оборудование, в основном смонтированное в 50-х гг., устарели. Из-за утечки нефтепродукты, масса которых, по некоторым данным, превышает миллион тонн, попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуются линзы. Таким образом образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, Крымск и др. Вследствие нехватки судосборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

Около 470 военных гарнизонов расположены вблизи экологически опасных объектов. Критическая экологическая обстановка сложилась в гарнизонах, расположенных в крупных промышленных городах и районах с развитой инфраструктурой. Это касается прежде всего войск, дислоцирующихся в промышленной зоне Урала, Московской области, в Среднем Поволжье, Кузбассе и на Кольском полуострове.

Испытания атомного оружия в начале 60-х гг. привели к устойчивому радиоактивному загрязнению поверхности планеты. Сегодня на территории бывших союзных республик в СНГ 4 млн км 2 площадей непригодны для проживания из-за повышенного уровня радиации (В.В. Довгуша и др., 1995). Более 100 объектов ВС РФ находятся на территории, зараженной радиоактивными веществами в результате аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк». Полностью загрязнены территории Клинцовского, Белевского, Новомосковского гарнизонов.

Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережья страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ ныне скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Повседневное использование военной техники вносит разрушительный вклад в загрязнение биосферы. Подсчитано, что если захламление космического пространства будет нарастать по экспоненциальному закону, то низкие орбиты Земли (<2000 км) будет слишком рискованно использовать даже в ближайшие 10-20 лет. Наибольшую опасность для космических кораблей и космонавтов представляют частицы диаметром от 0,1 до 10 см, поскольку они не могут быть обнаружены наземными радарами.

Весьма опасными последствиями, растянутыми во времени и захватывающими большие, а иногда и отдаленные регионы, чреваты аварии космических кораблей с ядерными энергетическими установками на борту. После взрыва ракеты-носителя горючее и все остальные выбросы попадают в атмосферу и пагубно воздействуют на окружающую среду в зоне, находящейся под взрывом. Основными экологическими последствиями аварий в космосе являются: массовые поражения биотической компоненты экосистем, разрушение озонового слоя Земли, изменение радиационных и электрических свойств, нарушение состояния ионо- и магнитосферы.

Тяжелая боевая техника разрушает почвенный покров и загрязняет атмосферу отработанными газами. Так, например, при прохождении колонны из 10 гусеничных машин по полю протяженностью 1 км происходит потрава примерно 4 тыс. м 2 земли. Военные самолеты сжигают огромное количество кислорода (каждый трансконтинентальный полет самолета забирает из атмосферы 50 т кислорода), а высотные сверхзвуковые перехватчики, летающие на высотах 20-30 км (в слое с максимальной концентрацией озона), разрушают озоновый слой.

В настоящее время особенно острой проблемой для ВС РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые согласно международным договорам и соглашениям.

При рассмотрении и решении экологических проблем ВС РФ следует учитывать следующие обстоятельства:

1) в силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными энерго- и материалоемкими техническими системами ВС являются реальным и потенциальным источником загрязнения окружающей среды;

2) сами ВС РФ осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием гражданских отраслей промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;

3) ВС РФ обладают достаточно мощным материальным и научно- техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.

Экологические аспекты реформирования ВС РФ

Прежде чем рассмотреть эти аспекты, целесообразно выделить концепции, положенные в основу указанного процесса.

Концепция максимально допустимых нагрузок (МДН). Она имеет чисто биологическую направленность, при этом специалисты-биологи с достаточной точностью определяют МДН на природную среду, превышение которых вызывает деградацию и разрушение. К сожалению, концепция МДН пока не заняла достойного места в расчетах военных специалистов.

Концепция устойчивого развития. Она отражает, по сути, компромиссную попытку экономического решения биологических проблем жизни и деятельности человечества за счет сохранения высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса в условиях нарастающего экологического кризиса. Эта концепция предусматривает, как известно, разумные ограничения при эксплуатации природных ресурсов, которые обусловлены современным уровнем техники, социальной организацией и способностью биосферы нейтрализовать отрицательные последствия человеческой деятельности, в частности военной.

Концепция ограничения гонки вооружений. Реформирование ВС поглощает существенную часть национального дохода, материальных, энергетических и людских ресурсов. При этом любые излишки в этой области ложатся тяжелым бременем на бюджет государства.

Программа реформирования Вооруженных Сил России должна, по мнению специалистов, иметь три уровня обоснования, включая высший - экологический.

Первый уровень (военный). Отталкиваясь от геополитического положения России и ее национальных интересов, формируются представления о составе, качественных и количественных параметрах армии и сил флота.

Второй уровень (экономический). Анализируются возможности государства по строительству ВС и поддержанию их боевого потенциала, проводится военно-экономическая оценка альтернативных вариантов достижения конечных результатов и выбор наилучшего по критерию «затраты - эффект».

Третий уровень (экологический). Оценивается риск принятия экологически необоснованного решения. Так, если учесть возможность сохранения имеющейся тенденции потребления энергоресурсов, современные Вооруженные Силы могут в значительной мере отдалить или, наоборот, приблизить эру «энергетического голода» в целом по стране.

В условиях природоохранных, территориальных, экономических и других ограничений военного строительства, имеющих, как правило, экологическую природу, возникают проблемы, которые можно объединить в три большие группы.

Первая группа проблем связана с развитием военной инфраструктуры. Отведение и последующее содержание территорий (акваторий) в экологически безопасном состоянии требуют больших материальных затрат. О высоких потребностях ВС России свидетельствуют, например, такие данные: только под поля падения отделяющихся частей ракетоносителей Министерству обороны выделено 250 районов общей площадью 9 млн км 2 , т.е. половина площади страны.

Можно утверждать, что решение первой группы экологических проблем реформирования армии должно определить рациональную долю «жизненного пространства» и коммуникаций России, отданных государством в долгосрочную «аренду» своим ВС.

Вторая группа проблем связана с ограниченностью возможностей ресурсной базы. Значимость этих проблем возрастает с каждым годом. В то же время огромные просторы России с ее богатствами до сих пор поощряют экологическую беспечность, а экологическим ограничениям не уделяется должного внимания. Особо следует помнить о воспроизводстве главного ресурса ВС, каким являются люди. Известно, что здоровье призывников в силу ряда социальных и экологических факторов существенно ухудшилось.

Третья группа проблем связана с правовой базой строительства и безопасности функционирования ВС РФ. Беспокойство вызывает и ее несовершенство, и то, что она постоянно подвергается ревизии со стороны отдельных министерств и ведомств, которые пытаются решить свои проблемы за счет военных. Так, известны случаи многочасового отключения энергопитания центрального командного пункта РВСН, что является прямой угрозой подрыва обороноспособности государства и возможной причиной возникновения крупномасштабной ЧС.

Таким образом, в условиях экономического кризиса эколого-экономические факторы объективно становятся приоритетными, они начинают оказывать существенное влияние на строительство и жизнедеятельность ВС РФ, уровень их боеготовности, качество подготовки личного состава, накопление достаточных мобилизационных ресурсов. В свете этого определяется одна из главных целей военной экологии - способствовать созданию достаточного военного потенциала России с учетом экономических возможностей и экологических ограничений. Иначе говоря, перспективы ВС РФ во многом будут определяться их способностью «экономить природу».

Экологические проблемы сокращения ядерного оружия и обезвреживания радиоактивных отходов

К середине 80-х гг. прошлого века - пику гонки ядерных вооружений - две сверхдержавы - СССР и США накопили гигантские арсеналы атомного и термоядерного оружия: около 18 млрд. т в тротиловом эквиваленте (A.M. Рябчиков, 1987 г.), что составляло более 3 т на каждого жителя планеты. В разгар самого острого противостояния число ядерных боеголовок достигло 56400, причем мощность каждой из них была в среднем в 25 раз больше бомбы, взорванной над Хиросимой (около 13 кт). С учетом количества ядерного оружия еще трех держав (Франции, Англии и Китая) общая численность боеголовок составляла около 60 тыс.

Взрывная мощность накопленного ядерного оружия, по подсчетам специалистов, более чем в 1000 раз превышала взрывную мощность всех боеприпасов, использованных во время второй мировой войны (около 7 млн т), а также боевых действий в Корее и Вьетнаме (более 10 млн т) вместе взятых. В ходе указанных войн, как известно, погибло 44 млн человек. Ныне признается, что три страны (США, Россия и Китай) обладают возможностью многократного взаимного гарантированного уничтожения.

Крайне опасным является то, что ядерное оружие медленно, но неуклонно расползается по планете. К пяти странам - обладательницам этого ОМП в 1998 г. присоединились Индия и Пакистан, проведшие серию испытаний. Есть все основания полагать, что обладают ядерным оружием Израиль, ЮАР и некоторые другие государства.

Испытания ядерного оружия: масштабы и экологические последствия. Из материалов ООН известно, что с 1945 по конец 1987 г. на нашей планете было проведено 1741 ядерное испытание, из них 899 взрывов осуществили США (по другим данным - 919), 620 - СССР, 151 - Франция, 41 - Англия и 30 - КНР. К 1989 г. было проведено уже 1880 взрывов. При этом суммарная мощность ядерных взрывов, произведенных только в США, равнялась 11050 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму (В.В. Довгуша и др., 1995 г.). СССР в 1962 г. испытал на полигоне Новая Земля сверхмощную бомбу в 52 мегатонны. Напомним, общее количество взрывчатки, использованное в годы второй мировой войны, составило около 7 мегатонн.

В течение почти 40 лет ядерных испытаний на Земле происходило накопление радионуклидов. В биосферу было выброшено 12,5 т продуктов деления (при взрыве атомной бомбы над Хиросимой выделилось около 1 кг продуктов деления). Взрывы изменили равновесное содержание в атмосфере углерода,14 С (с периодом полураспада 5730 лет) на 2,6%, а радиоактивного изотопа трития (с периодом полураспада 12,3 года) - почти в 100 раз. Радиоактивное излучение на поверхности Земли достигло к 1963 г 2% сверх естественного фона. По данным станций наблюдения Госкомгидромета СССР, после испытаний на полигоне Новая Земля в 1961-1962 гг. уровни радиоактивных выпаданий в северных регионах страны возросли на 2-3 порядка по сравнению с 1960 г.

Живой организм не адаптируется к радиации. Даже самые малые дозы ее сеют смерть. По официальным данным онкологическая смертность среди оленеводов почти в 2 раза больше чем в среднем по бывшему СССР, причем рак пищевода у коренных северян встречается в 15-20 раз чаще.

Естественный уровень мутаций (в отличие от других млекопитающих) держит человека вблизи порога генетического вырождения. Удвоение числа мутаций приведет к гибели популяции в течение двух- трех поколений. Подсчитано, что человеку достаточно десятой доли от нижней смертельной дозы радиации, чтобы число мутаций удвоилось. Существующий уровень загрязнений близок к этому пределу.

Отметим еще одно обстоятельство. Ядерные взрывы оказывают разрушающее влияние на стратосферный озоновый экран, который, как известно, защищает живые организмы от губительного действия коротковолнового ультрафиолетового излучения. Любопытные цифры по этому поводу привел журнал «Химия и жизнь» (1974, № 10): «...В стратосфере 10 частей диоксида азота N0 2 на миллиард ускоряют разложение озона в 10 тысяч раз, а семьсот сверхзвуковых пассажирских самолетов способны увеличить и без того опасную концентрацию оксидов азота еще в 10 тысяч раз». И далее: «Во время взрыва только одной водородной бомбы в 1961 году в стратосферу попало больше NO, чем может создать воздушный флот из 500 лайнеров, летая целый год по семь часов в день».

Аварии на радиационных объектах. Какой бы совершенной ни была современная боевая техника, какие бы систем контроля и подстраховки не устанавливались, аварии и катастрофы невозможно исключить. Согласно источникам, за последние 40 лет произошло не менее 130 серьезных аварий только американских бомбардировщиков и ракет, при которых была вероятность ядерного или даже термоядерного взрыва. Не миновала чаша сия и нашу страну. В результате аварий и катастроф на советских и россииских АПЛ с 1968 по 2000 г. в Мировом океане оказалось 7 энергетических ядерных установок. Несомненно, что это представляет собой огромную потенциальную опасность.

Согласно японским исследованиям, в результате коррозии в морской воде уже «потекла» водородная бомба, которую американцы потеряли в Тихом океане. Выявлена повышенная радиоактивность и в районе, где лежат на дне погибшие АПЛ США «Трешер» и «Скорпион».

Чтобы подчеркнуть важность мероприятий, направленных на предотвращение аварий на радиационно-опасных объектах, академик В. Котлов (1997 г.) указывает, что в РФ насчитывается таковых 34 тысячи. Из них 29 атомных энергоблоков, 113 научно-исследовательских реакторов, критических и подкритических сборок с ядерными материалами, 245 АПЛ, из которых большая часть выведена из эксплуатации, 12 атомных надводных судов, тысячи тонн отработанного ядерного топлива, 3 млрд кюри временно захороненных РАО.

Чернобыльская катастрофа: трагический опыт и предупреждение. Серьезным предостережением человечеству явилась катастрофа, случившаяся на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и нанесшая непоправимый ущерб как множеству людей, так и развитию отечественной атомной энергетики.

Во время плановых исследований реактор четвертого энергоблока, загруженный 180 т радиоактивного топлива, потерял управление, что привело к взрыву и выбросу в атмосферу около 50 т топлива (В.А. Радкевич, 1997 г.). Оно испарилось и образовало огромный атмосферный резервуар долгоживущих радионуклидов. Еще около 70 т топлива было выброшено за пределы реактора с периферийных участков активной зоны боковыми лучами взрыва. Помимо топлива взрывом было выброшено и около 700 т радиоактивного реакторного графита. Примерно 50 т ядерного топлива и 800 т графита остались в разрушенном реакторе. Вследствие большой температуры в нем графит в последующие дни выгорел и тем самым способствовал увеличению количества радиоактивных осадков. Отметим для сравнения, что общая масса радиоактивных веществ, которые образовались в результате взрыва бомбы над Хиросимой, составила лишь 4,5 т. При этом долгоживущих и поэтому особо опасных радионуклидов поступило в биосферу в 600 раз больше, нежели после ядерного взрыва 1945 г.

Согласно имеющимся данным, последствия катастрофы оказались крайне тяжелыми. Во время самой аварии погибли 2 человека, 29 умерли позже от острого лучевого поражения, около 150 тыс. человек эвакуированы из 30 километровой зоны, которая прилегает к АЭС. В этой зоне запрещены проживание людей и ведение хозяйственной деятельности.

Выброшенное из реактора топливо в виде мелкодисперсных частиц диоксида урана, высокоактивных радионуклидов йода-131, плутония-239, нептуния-139, цезия-137, стронция-90 и других радиоактивных изотопов, вызвало загрязнение многих регионов. При этом наиболее сильно пострадали районы Гомельской, Могилевской, Брянской, Киевской и Житомирской областей.

Ученые считают, что последствия катастрофы, прежде всего в отношении здоровья людей, в наибольшей степени проявят себя через 10 лет после взрыва, т.е. в конце XX века. Следы ее в генном аппарате человека исчезнут не ранее чем через сорок поколений, т.е. почти через 1000 лет. Сейчас прогнозы уточняются.

Огромную опасность для здоровья человека представляет избирательное накопление радионуклидов в различных частях тела. Так, стронций-90, который легко аккумулируется в травах, переходит в организм, например, коровы, а далее с ее молоком попадает в организм человека. В случае его накопления в костном мозге развиваются лейкоз или опухоль кости. Цезий-137, будучи менее растворимым, попадает в организм вместе с растительной пишей и аккумулируется в печени или в половых железах. Последнее обстоятельство может привести к возникновению наследственных изменений.

Чрезвычайно опасна радиация для детей, поскольку их ткани и органы еще растут, что не исключает соматических мутаций. При этом следует подчеркнуть, что у детей отсутствует порог чувствительности по отношению к радиации, поэтому неизвестно, какая доза вызывает аномалии в развитии. Ученые проследили генетические последствия чернобыльской катастрофы и установили, что за время после аварии существенно возросло количество детей Беларуси с врожденными пороками развития. Выявлены и причины этого: лучевое воздействие на наследственный аппарат родителей, плохая экологическая обстановка в республике и неполноценное питание.

Согласно В.В. Радкевичу, рождаемость в сравнении с 1985 г. сократилась на 25%. Рост заболеваний беременных женщин вызвал снижение числа нормальных родов с 54 до 34%. Заболевание раком щитовидной железы у детей увеличилось с 0,42 на 100 тыс. человек в 1986 г. до 2,24 в 1992 г., а в Гомельской области с 0,25 до 12 (почти в 50 раз).

Важно подчеркнуть, что чернобыльская катастрофа заставила по-новому взглянуть на так называемое экологическое напряжение. Даже в тех районах, в которых уровень загрязнения территории не вызывает непосредственной угрозы здоровью населения, все же имеет место более острое протекание обычных заболеваний. Это заставляет иначе оценить влияние малых доз облучения: они оказывают как прямое влияние, так и косвенное, через экологическое напряжение. В частности, у населения зараженных районов сильно развита радиофобия (чрезмерная боязнь радиационного облучения), что в определенной степени и есть проявление такого экологического напряжения.

Хранение и обезвреживание радиоактивных отходов. Радиоактивные отходы (РАО) классифицируются по различным признакам. По агрегатному состоянию РАО делятся на жидкие, твердые и газообразные. Все жидкие РАО по степени активности подразделяются на три класса:

1-й класс - слабоактивные отходы, удельная активность которых не превышает 3,7 10 7 Бк/м 3 ; 2-й класс - отходы средней степени активности (удельная активность в пределах 3,7 10 7 - 3,7-10 13 Бк/м 3); 3-й класс - высокорадиоактивные отходы, (удельная активность превышает 3,7 10 13 Бк/м 3).

Типичными жидкими отходами 1-го класса являются сточные воды дезактивационных пунктов, санпропускников, прачечных и т.д. Высокоактивные РАО, содержащие преимущественно искусственные радионуклиды, образуются на конечных звеньях производственного цикла, а также в некоторых научных лабораториях. Особую опасность в экологическом аспекте (в связи с большим количеством) представляют отходы заводов, на которых перерабатываются облученные

тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) АЭС с целью извлечения из них невыгоревшего ядерного топлива или выделения вновь образовавшегося плутония.

Твердые РАО также подразделяются на три группы:

1-я группа - удельная активность находится в пределах 7,4 10 4 - 3,7 10 6 Бк/кг, 2-я группа - удельная активность в пределах 3,7 10 6 - 3,7 10 9 Бк/кг; 3-я группа - удельная активность > 3,7 10 9 Бк/кг.

К твердым РАО относятся:

1) негорючие отходы: металлы, стекло, керамика, строительный мусор и т.д.;

2) горючие отходы: дерево, пластмасса, резина, полихлорвиниловые изделия, текстиль и т.п.

Количество и объемы средне- и низкоактивных РАО чрезвычайно велики. Предполагается, что к 2000 г. в России их накопится около 1,5млн м 3 , в США - около 3,6 млн м 3 .

Почти 98,5% ядерного топлива АЭС идет в отходы, представляющие собой радиоактивные продукты расщепления (плутоний, цезий, стронций и т.д.), которые нельзя уничтожить, а можно лишь вечно хранить на спецскладах. Если учесть, что загрузка только реактора мощностью 1000 МВт (это аналог злополучного 4-го реактора Чернобыльской АЭС) составляет около 180 т, чего хватает на 3 года, то за указанное время на территории АЭС с 4 реакторами скапливается до 700 т отработанного топлива. В случае аварии это может привести к глобальной экологической катастрофе.

Образующиеся в активной зоне ядерных реакторов тритий, углерод-14, криптон-15 и йод-129 практически полностью выделяются в биосферу. Так выброс трития атомной энергетикой СССР только за 1985 г. в 3,5 раза превзошел, по подсчетам специалистов, равновесное содержание его в атмосфере и более чем в 2 раза - содержание во всех реках континентов. Криптон-85, содержащийся в атмосфере, имеет в основном искусственное происхождение. Только за 1985 г. его «выработка» на всех АЭС (а следовательно, и выброс) в 500 тыс. раз превзошел равновесное содержание в атмосфере криптона-85 естественного происхождения.

Еще более опасные последствия имеют место в случаях катастроф и аварий на атомных объектах и предприятиях.

Крупная авария произошла в 1957 г. в Челябинской области на радиохимическом заводе по переработке ядерного топлива и извлечения плутония для ядерных бомб. Этот завод с 1949 г. сбрасывал РАО в открытые водоемы, в частности, в озеро Кара гай поступило 120 млн кюри (1Ku = 3,7 10 10 Бк), что в два раза больше, чем в результате катастрофы в Чернобыле. В дальнейшем для жидких РАО были изготовлены бетонные емкости с покрытием из нержавеющей стали. Однако именно в них произошел взрыв с выбросом 2 млн кюри. Облако прошло на север, оставив радиоактивный след длиной 105 км и шириной до 8 км. Из зараженной зоны переселили 17 тыс. жителей. Ликвидация следа производится до сих пор.

В системе МО РФ очень острой стала проблема нейтрализации РАО, которые образуются в процессе эксплуатации и ремонта, а также вследствие вывода из боевого состава атомных подводных лодок (АПЛ) 1 и 2-го поколений. Уже сейчас на Северном флоте, например, скопилось около 90 АПЛ с выслужившими свой срок реакторами. Всего же в пяти ядерных флотах мира (США, Россия, Китай, Англия и Франция) в 1990-1995 гт. предполагалось списать 190 реакторов. При плановом сроке отстоя активных зон реакторов до 5-6 лет некоторые установки находятся в этом режиме от 7 до 14 лет. При этом специалисты отмечают, что ВМФ не хватает хранилищ для РАО, а имеющиеся находятся далеко не в лучшем состоянии.

Захоронение и обеззараживание РАО: общие принципы. Свалки РАО в морях, в том числе и российских, возникли вслед за появлением атомного флота у ряда стран. Сбросы РАО, начавшиеся уже в 1959 г., продолжались систематически вплоть до 1992 г. в некоторых районах Балтийского, Баренцева, Белого, Карского, Охотского и Японского морей, а также в прибрежных водах архипелага Новая Земля и полуострова Камчатка.

По сводным данным (В.В. Догуша, 1995 г.), в период с 1964 по 1991 г. в северных морях затоплено 4900 контейнеров с твердыми РАО низкой и средней степени активности. У восточных берегов России, в Японском и Охотском морях за 1986-1991 г. было захоронено 6868 контейнеров со средне- и низкоактивными твердыми РАО, а также 38 судов и более 100 крупногабаритных объектов. Их суммарная активность оценивается специалистами в 22,2 тыс. кюри. За 30 лет эксплуатации атомного флота в экосистемы северных морей поступило около 100 тыс. м 3 жидких РАО с активностью более 24 тыс. кюри.

Работы по организации морского радиоэкологического мониторинга в указанных районах начаты спецподразделениями ВМФ России только в 1992 г. До этого времени эпизодические исследования радиационной обстановки проводились на акваториях в 50-100 км от мест захоронения РАО. Непосредственно в районах затопления контроль не проводился в течение более 20 лет. Специалисты отмечают, что в сложившейся ситуации невозможно определить действительное состояние защитных оболочек захороненных РАО и дать объективный прогноз относительно сроков, скорости и масштабов выхода радионуклидов в морскую среду.

Обшей количество РАО, сброшенных в море США только в 1946- 1970 гг. составило более 86 тыс. контейнеров с суммарной радиоактивностью около 95 тыс. кюри. В 1971 - 1983 г.г. РАО предприятий военной и мирной атомной промышленности регулярно сбрасывали в море Бельгия, Англия, Нидерланды и Швейцария, эпизодически - Франция, Италия, ФРГ, Швеция, Япония, Южная Корея. Подсчитано, что всего за 1967-1992 г. в Атлантическом океане оказалось 94603 т РАО, размещенных в 188188 контейнерах, общей активностью более 1 млн кюри.

К настоящему времени выработаны (К.М. Сытник и др.) следующие технологии захоронения РАО: 1) для больших количеств высокоактивных РАО - концентрирование и последующее хранение (посредством остекловывания, бетонирования и складирования в глубоких шахтах); 2) для небольших количеств высокоактивных РАО - извлечение долгоживущих изотопов с высокой токсичностью (ядовитостью) перед удалением остаточной активности; 3) для отходов средней степени активности - хранение до достижения распада коротко- живущих изотопов и последующее рассеивание в той или иной среде; 4) для относительно небольших количеств слабоактивных отходов - разбавление (например, водой) и последующее рассеивание.

Ряд специалистов считает, что захоронение РАО в морских глубинах имеет ряд преимуществ и менее опасно, так как там существуют более благоприятные условия для быстрого рассеивания и нейтрализации радионуклидов и меньше возможностей для заражения водных организмов, служащих объектами морского промысла.

На Третьей международной конференции по мирному использованию атомной энергии (1976 г.) в качестве наиболее безопасных в эколого-гигиеническом отношении были признаны только два метода захоронения РАО в море:

1. Захоронение в изолированном виде (в капсулах).Технология состоит в переводе РАО в стекловидное состояние (путем заливания жидким стеклом), смешении с цементом или в заключении остеклованной массы в коррозионностойкие контейнеры, которые способны выдержать большое внешнее давление. После этого их сбрасывают на большие глубины.

2. Захоронение малоактивных РАО в предварительно разбавленном виде. Для того, чтобы радиоактивность отходов, попавших к

Длительное хранение высокоактивных РАО. Хранение высокоактивных жидких отходов (обычно это водные азотнокислые растворы) осуществляется в баках из нержавеющей стали с двойным дном, объемом от нескольких десятков до нескольких сотен кубометров. Устанавливают их в бетонных камерах, а для того, чтобы предотвратить возможный взрыв скапливающегося водорода, резервуар непрерывно продувают воздухом. Отработанный воздух в дальнейшем очищают от радиоактивных аэрозолей в специальных фильтрах.

Содержимое некоторых баков постоянно перемешивают, так как выпадение твердых частиц, например плутония или урана, может привести к накоплению критической массы+ и, следовательно, инициировать ядерный взрыв. Выпадение же в осадок радиоактивных солей другой природы может способствовать резкому повышению температуры и также породить взрыв, но уже тепловой, с выходом радиоактивности в окружающую среду.

Современное хранилище высокорадиоактивных отходов состоит из вертикальных шахт, горизонтальных штреков (коридоров) и собственно помещений для захоронений, сооружаемых, например, в соляных породах на глубине порядка 600 м. В полу помещения бурятся шурфы для хранения канистр с растворами отходов высокой удельной активности (ОВУА). Между шурфами необходимо выдерживать расстояние от 10 до 50 м. Причиной такого разнесения канистр друг от друга является их сильное тепловыделение; нарушение режима последнего может привести к катастрофе.

На Западе (США, Франция) прорабатывалось несколько проектов долговременных хранилищ ОВУА, включая и довольно экзотические. Один из них связан с запуском тяжелых ракет, загруженных высокоактивными отходами, в сторону Солнца, с последующим их уничтожением. Однако следует помнить, что, согласно статистике, до 2% запусков ракет заканчиваются их авариями в пределах атмосферы. Подобная катастрофа, естественно, обернется тяжелейшими последствиями, соизмеримыми с чернобыльской. В США ведутся длительная дискуссия и поиск мест для размещения двух грандиозных хранилищ для РАО на период до 10 тыс. лет. Они будут размещаться на глубине 300 - 1000 м в местах, не подверженных землетрясениям. Стоимость указанного проекта оценивается в 27 млрд дол.

Одна из нерешенных проблем, сопровождающих эксплуатационный цикл АЭС, которые обеспечивают около 12% потребностей России в электроэнергии, состоит именно в необходимости достаточно безопасного захоронения соответствующих РАО. В настоящее время на территории РФ находятся 15 полигонов для захоронения РАО, на которых складируются отходы не только отечественных АЭС, но и других стран СНГ (при наличии соответствующего договора). Кроме того, туда до сих пор завозятся РАО и с территорий других государств, где в свою бытность Советский Союз сооружал атомные предприятия.

Проблемы ядерного терроризма и утечки информации. Остро стоит вопрос и о так называемом «ядерном» терроризме. Дело в том, что выделить оружейный плутоний - сегодня задача технически относительно несложная, и соответствующими технологиями обладают многие страны. Имеется информация, что специальным антитеррористическим подразделением США за 10 лет его существования было обезврежено 6 таких «самодельных» ядерных взрывных устройств. В соответствии со спецзаданием и в порядке эксперимента группа ученых попыталась изготовить взрывные устройства из отработанного ядерного материала, считавшегося некондиционным, причем используя лишь те радиодетали, которые есть в свободной продаже. Попытка была успешной: ученым удалось изготовить 11 примитивных ядерных устройств, вполне пригодных для террористических актов.

Ныне признано, что в целях повышения эффективности борьбы с ядерным терроризмом насущно необходимым становится создание международного банка данных о производителях ядерных материалов с целью идентификации и маркировки новых продуктов и при необходимости - поиска по этим реперам (контрольным меткам) 5 производителей нелегальной ядерной продукции.

Процесс инвентаризации ядерных материалов как форма нераспространения ядерного оружия и ядерных технологий весьма сложен, особенно если указанные материалы содержатся в отходах. Особый контроль должен осуществляться при перевозке ядерных материалов. В целом система контроля за их сохранностью от хищения или утери должна строиться надежно, с многочисленными барьерами безопасности.

В течение 50 лет в СССР (а потом и в России) работы по атомной тематике являлись исключительной монополией государства и хорошо засекречивались. Поэтому российские ядерные центры были известны и доступны весьма ограниченному числу специалистов. Ныне эти центры «раскрылись», а часть предприятий в них даже акционировалась. Поскольку в последних и сейчас сосредоточена секретная информация, неизбежно возникает опасность утечки ядерных секретов. кроме того, в период так называемой гласности в России появилось много открытых статей по атомной тематике, в частности по атомному оружию и его компонентам. Такие статьи, естественно, попадают в поле зрения спецслужб заинтересованных стран, и не только их. В силу этого возникает необходимость ужесточить ответственность за рассекречивание, передачу, хранение, использование и торговлю информацией по атомной энергии.

Экологические проблемы уничтожения химического оружия

Впервые химическое оружие (ХО) было применено во время первой мировой войны. При этом результатом стало более миллиона пострадавших, в большинстве своем со смертельными и тяжелыми поражениями.

В июне 1925 г. представители 34 стран подписали в Женеве Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. Через 10 лет итальянцы в ходе боевых действий нанесли 19 массированных химических ударов по войскам и населению Эфиопии. В 1937-1945 гг. Япония применила ХО во время войны против Китая, в результате чего поражения получили более 50 тысяч человек.

В годы второй мировой войны угроза применения ХО со стороны немецкой армии была вполне реальной, тем более что в 1943 г. мощность химической промышленности Германии по производству отравляющих веществ (ОВ) составляла более 30 тыс. т в год. Лишь стремительное наступление советских войск да боязнь ответного более мощного удара удержало Гитлера от соблазна применить ХО.

После войны ХО получает новое развитие. Испытываются и непрерывно внедряются смертельные ОВ нервно-паралитического действия, психохимические вещества, токсины и фитотоксиканты. При этом основным средством доставки ОВ к поражаемым объектам становится авиация, а позднее - баллистические ракеты и в перспективе - крылатые ракеты.

Начиная с 1961 г. американцы широко применяли ХО в Индо- ктае. Всего было израсходовано свыше 100 тыс. т химикатов (в основном фитотоксикантов), что обернулось для данного региона тяжелыми экологическими и генетическими последствиями. В военном конфликте Ирана и Ирака обе стороны многократно использовали химическое оружие. Известно (А.Н. Калитаев, В.Б. Антипов, 1996 г.), что из 70 наиболее интенсивных военных конфликтов современности в 20 использовались ОВ.

Важную роль в совершенствовании ХО сыграло создание бинарных боеприпасов. В отличие от традиционных (унитарных) видов этого оружия, они легко производятся (компоненты изготавливаются в разных местах), легко транспортируются на большие расстояния и при необходимости легко уничтожаются.

В США разработка бинарного ХО началась в 1962 г. С появлением нового вида боеприпасов, обнаружить производство которых очень трудно, возросла опасность неконтролируемого распространения ХО по всему миру, усилилась угроза его скрытного накопления.

За годы военного противостояния в СССР и США было произведено и накоплено огромное количество ХО: на складах в США его находилось около 30, а в СССР - около 40 тыс. т. Этого количества достаточно, чтобы многократно уничтожить все живое на планете.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения ХО и его уничтожении была открыта для подписания в Париже 13 января 1993 г. В 1997 г. Россия ратифицировала указанный международно-правовой документ.

Согласно принятой Конвенции, каждое государство обязуется: никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать или не сохранять ХО, не передавать его кому бы то ни было, не применять его и не производить любых военных приготовлений к его использованию. Конвенция содержит положения, запрещающие применять в военных целях гербициды, а также использовать для пресечения уличных беспорядков боевые химические средства.

Государство-участник должно начать уничтожение ХО не позднее чем через два года и завершить его не позднее чем через десять лет после вступления для него в силу Конвенции, т.е. после ратификации.

Процесс уничтожения ХО включает в себя несколько этапов.

Первый этап. По истечении не более двух лет должно завершиться апробирование первого объекта по уничтожению ХО и по истечении не более трех лет - уничтожено не менее 1% его запасов. Второй этап. По истечении пяти лет должно быть уничтожено 25% ХО. Третий - через 7 лет - 40%. Четвертый - через 10 лет - 100% запасов ХО.

При этом каждое государство-участник самостоятельно определяет технологию уничтожения ХО. В то же время запрещается затопление боеприпасов в водоемах, захоронение в земле и сжигание на открытом воздухе. При необходимости в связи с возникающими трудами сроки завершения уничтожения ХО могут быть продлены на пять лет. Таким образом, следует ожидать, что у ряда присоединившихся к Конвенции государств, в частности России, ХО сохранится еще в течение 15 лет.

При выполнении требований Конвенции перед руководством государств-участников встает ряд сложных проблем.

  • Выбор базовой технологии уничтожения. Дело в том, что известные технологии (включая нетрадиционные, основанные на использовании энергии ядерного взрыва для разрушения химических боеприпасов и деструкции отравляющих веществ) не являются экологически чистыми. Поэтому вопрос о наличии отработанной, безопасной во всех отношениях и экологически приемлемой технологии уничтожения ХО до сих пор вызывает противоречивые суждения, тем более, что сроки и стоимость выполнения программы во многом зависят именно от базовой технологии.
  • Выбор районов для размещения объектов по уничтожению ХО. Это весьма щекотливый вопрос, для его решения необходимо учитывать не только результаты экологической экспертизы, но и факторы политического, географического, экономического и демографического характера, а главное - отношение к этому процессу населения и местных органов власти. А они настроены, как правило, резко против.
  • Сложность контроля. Средства контроля ХО имеют существенные недостатки и не в полной мере удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. При этом серьезную трудность в контрольной деятельности будет представлять обнаружение скрытного производства и накопления бинарных химических боеприпасов, поскольку их компоненты (относительно безвредные) могут производиться в одних местах, а сборка и снаряжение ими средств доставки в других.
  • Проблема химического терроризма. Ныне все химические боеприпасы и их компоненты размешены на складах семи военных арсеналов в шести субъектах РФ. Все арсеналы, согласно военным источникам, охраняются достаточно надежно. Однако в процессе перевозки ХО к местам уничтожения полностью исключить возможность хищений практически невозможно. Кроме того, вполне реально производство некоторых видов ОВ в «домашних условиях»: в небольших институтских или производственных лабораториях. На возможность этого указывает скандал, разгоревшийся в Японии и связанный с с деятельностью одной из религиозных сект, которая не только сумела изготовить ОВ, но и применить его в токийском метро. Проблема защиты персонала объектов и местного населения, в Институте биохимической физики Российской академии наук, изучая действие малых и сверхмалых доз разнообразных биологически активных веществ на живые клетки и живые организмы, установили негативный эффект сверхмалых доз, который проявлялся не сразу, а через некоторое время. Такие дозы обладают как бы «отложенным» действием. В 1997 г. в США было отмечено воздействие сверхмалых доз нервно-паралитических ОВ на здоровье американских солдат, которые еще в 1991 году невольно подверглись их воздействию в Ираке, когда авиация разбомбила склады химического оружия этой страны.

Если официально будет признано наличие причинной связи между отдаленными заболеваниями и влиянием малых доз ОВ, придется пересмотреть всю систему защитных мер от ХО. В силу этого и российские, и американские программы и технологии уничтожения арсеналов ХО должны быть соответственно пересмотрены с учетом данных о действии сверхмалых (в тысячи раз меньших, чем вызывающие острое отравление) доз отравляющих веществ на все живые организмы, и прежде всего человека.

Рассмотрим еще ряд возникших проблем. Согласно Конвенции, каждое государство-участник имеет право производить и использовать любые токсичные химикаты в целях, не запрещаемых ею: «Ничто в настоящей Конвенции не должно использоваться как препятствие праву любого государства-участника на исследование, разработку, производство, приобретение, передачу или использование средств защиты от химического оружия».

Это право на защиту от ХО исходит из предположения, что в военных конфликтах ближайшего будущего угроза его применения в известной степени сохраняется. А раз так, каждое государство обязано проявлять заботу о поддержании на должном уровне системы защиты войск и населения от ХО и проводить необходимую работу по ее совершенствованию.

Укажем, что, опять-таки согласно Конвенции, государства, подписавшие и ратифицировавшие ее, могут прибегнуть к применению ХО только в особых случаях: когда сложится чрезвычайная ситуация, угрожающая высшим интересам данного государства, и оно воспользуется предусмотренным Конвенцией правом выхода из числа государств-участников. В то же время государства, не присоединившиеся к Конвенции (некоторые арабские государства), считают себя свободными от обязанности не разрабатывать, не производить, не передавать другим странам ХО, что, естественно, предполагает реальную опасность его использования в военных конфликтах.

Существует также опасность, что открытая публикация материалов по технологиям синтеза бинарных ОВ и конструктивных схем боеприпасов может стимулировать их производство в других странах. Имеются сведения (С.В. Петров, 1995 г.) об успешных работах, направленных на поиск новых физиологически активных веществ (ФАВ). Одной из целей таких исследований вполне может быть создание новых типов ОВ, по отношению к которым неэффективны существующие средства индикации, дегазации и антидотной терапии. Таким образом, существует вероятность, что эти страны в обход Конвенции смогут не только сохранить, но и повысить свой военно-химический потенциал за счет более эффективных (при сравнительно одинаковой токсичности) ОВ, маскируя их производство и накопление под разработку пестицидов и других химикатов. Наконец, крупные достижения биотехнологии и генной инженерии, а также исследования, ведущиеся на стыке биологии и химии, создают предпосылки для разработки нового вида оружия - биохимического, не подпадающего под запрет конвенций о биологическом и химическом оружии.

Прямым свидетельством того внимания, которое Правительство РФ уделяет экологическим проблемам ВС, явилось Постановление Правительства РФ N° 1310 (1996 г.) «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», а также ряд федеральных целевых программ (ФЦП) по наиболее важным направлениям. Среди них, в частности:

1) ФЦП «Повышение безопасности ядерною оружия на 1997-2003 годы» (Утверждена Постановлением Правительства РФ N° 1103-66,1996 г.);

2) ФЦП «Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и захоронение» (Постановление Правительства РФ N° 1030, 1995 г.);

3) ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ N° 305, 1996 г.).

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные факторы негативного влияния деятельности ВС РФ на окружающую средуI

2. Чем опасны для природы возможные аварии космических кораблей с ядерными энергетическими установками на борту?

3. Перечислите и охарактеризуйте экологические концепции, положенные в основу современного строительства ВС РФ.

4. Чем, по вашему мнению, может обернуться недооценка экологичeских аспектов для реформирования ВС РФ и на современном этапе?

5. Перечислите экологические проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений (прежде всего ядерных) России.

6. Что такое бинарное химическое оружие? Почему его появление повысило опасность неконтролируемого распространения химического оружия?

7. Какие проблемы экологического плана необходимо решить перед началом и в ходе уничтожения химического оружия (в соответствии с Конвенцией о его запрещении) ?

8. Перечислите варианты антропогенного воздействия на ОПС при осуществлении военной деятельности.