Задания с твердым знаком для дошкольников. Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: Буквы Ъ, Ь

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
2. Объяснить значение букв в словах.
3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»:

1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Вводно — организационный.

Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)

3. Мотивация на деятельность.

Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .

4. Расширение имеющихся знаний.

Дидактическое упражнение «Буква — звук».

Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

5. Динамическая пауза.

(встаём в круг)

Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)

6. Знакомство с новым материалом.

На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .

(На доске Ъ)

Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
- Семь.

Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

7. Практическая деятельность.

1. Звукобуквенный анализ слов:

Конь

Подъезд

2. Прописывание в воздухе.

3. Печатание в тетрадях.

8. Открытый выход из деятельности

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

Программное содержание . Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Знакомство с разделительной функцией Ь. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ь жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу"; мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.

Ход занятия

Игра "Телеграф". Воспитатель читает предложения: "В саду зацвели яблони", "За домом стоит сарай", "Петя с Димой играли", "На полянку выбежал заяц", "Под крыльцом лежит пес" и др. Дети графически изображают их в тетрадях, а воспитатель – на доске.

Звуковой анализ слов "Коля" и "колья". Коля и колья!" – спрашивает воспитатель и объясняет правило: "Если после мягкого согласного звука слышатся звуки ми а (йо, йэ, йу), то после него пишется разделительный мягкий знак". Педагог у доски, а дети на местах ставят мягкий знак в слове колья.

Чтения текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (повар). (См. занятие 36.)

Занятие 43

Программное содержание. Знакомство с Ъ и его разделительной функцией. Повторение правил написания сочетаний жи – ши, чаща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Звуковой анализ слов "сел" и "съел". Дети составляют слова из фишек. Воспитатель предлагает заменить фишки буквами. Как правило, у детей получаются одинаковые слова. Дети читают слова и убеждаются, что они звучат одинаково. "Как же надо написать слова, чтобы они отличались: сел и съел!" - спрашивает воспитатель и объясняет правило: "Если после твердого согласного звука слышатся звуки и и э (йа, йо, йу), то после него пишется разделительный твердый знак". Воспитатель знакомит детей с буквой Ъ, объясняет, что он не обозначает никакого звука. Воспитатель у доски, а дети на местах ставят Ъ в слове съел.

Чтение текста.

Игра "Составь слово". Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им составить из букв слова: жил, шил, чай, роща, учу, ищу. Дети на местах по желанию выборочно составляют слова.

Игра "Цепочка слов". Воспитатель составляет слово сад и предлагает детям поменять, добавить или убрать одну букву, чтобы получить новое слово. Например: сад – сам – сом – ком – кот – коты – ноты – норы – горы – гора – пора – пока – Ока – она – он и т. д.

Занятие 44

Программное содержание. Повторение пройденных букв. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.

Материал. Демонстрационный: жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный:

Ход занятия

Повторение алфавита. Упражнение выполняется 2–3 раза.

Работа с предложением "Птицам даны крылья". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции мягкого знака и правила написания предложений.

Воспитатель предлагает детям поставить в конце предложения вместо точки восклицательный знак и прочитать его с соответствующей интонацией.

Чтение текста.

Игра "Цепочка слов". Кит – кот – крот – рот – рог – рога – нога-ноги – боги – боли – соли – Оли – Оля – Коля – колья (см. занятие 43, подготовительная группа).

Занятие 45

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением "Дети съели клубнику ". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.

Игра "Живые слова". Воспитатель вызывает к доске троих детей и предлагает им составить предложение "Дети съели клубнику?". Дети-"слова" меняются местами и каждый раз "прочитывают" получившееся предложение с соответствующей вопросительной интонацией.

Чтение текста.

Игра "Цепочка слов". Наша – Маша – Саша – каша – кашка – каска – маска – миска и т. д. (см. занятие 43, подготовительная группа).

Занятие 46

Программное содержание . Развитие умения анализировать предложение и составлять его из букв. Совершенствование навыков чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы); таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением "Кони въехали в гору". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.

Чтение текста.

Игра "Составь слово". ста, затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв.

На доске выкладываются самые интересные слова (3–5 слов), например: стакан, стадион, пристань, подстаканник, пристали, подставка, встали, капуста, старый, старушка и др.

Игра-загадка.

Занятие 47

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением "На кукле новое платье". Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель ставит в конце предложения сначала восклицательный, затем вопросительный знаки и предлагает детям прочитать его с соответствующей интонацией.

Чтение текста.

Игра "Составь слово". Воспитатель предлагает детям составить из букв слог с ту. затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв. Например: студень, ступня, поступь, ступеньки, студеный, простуда, поступил, стужа, на посту и др.

Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 48

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

  • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
  • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
  • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

  1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
  2. На какую букву он похож?
  3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ъ

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Пословицы и поговорки на букву Ъ

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Веселые стихи про букву Ъ для детей

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)

Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)

Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)

Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)

Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)

Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)

Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
«Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

Знаки «Ь» и «Ъ»

Веселые стихи

«Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак!

Е. Тарлапан

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

Вьюга хлещет так и сяк,

Бьет в лицо крупой сыпучей,

Очень жесткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

«Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит – только так.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Это буква – мягкий знак.

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

«Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

Всем известно без подсказки:

Твердый знак как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

В. Степанов

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш-ш-ш-ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю.

Е. Тарлапан

– Как мы пишем твердый знак?

– Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

А. Потапова

Пословицы и поговорки

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Игры

И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

Игра «Закончи слово».

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

Игра «Превращение слов».

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

Игра «Доскажи словечко».

В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь).

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица).

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные… (коньки).

Огромная кошка мелькнет за

стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет, зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот… (огонь).

Игра «Грамматическая арифметика».

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

Игра «Всегда маленькие».

Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

кроссворды

1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

2. Слова с «Ь».

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

3. Допишите буквы.

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

4. Слова с «Ь» и «Ъ».

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

Загадки

Ковш, половник и черпак.