Задания с твердым знаком для дошкольников. Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Буквы Ъ, Ь
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
2. Объяснить значение букв в словах.
3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»:
1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Вводно — организационный.
Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)
Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .
А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)
3. Мотивация на деятельность.
Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .
4. Расширение имеющихся знаний.
Дидактическое упражнение «Буква — звук».
Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.
Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
5. Динамическая пауза.
(встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)
6. Знакомство с новым материалом.
На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.
Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.
Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.
Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.
Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .
(На доске Ъ)
Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.
Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
- Семь.
Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.
7. Практическая деятельность.
1. Звукобуквенный анализ слов:
Конь
Подъезд
2. Прописывание в воздухе.
3. Печатание в тетрадях.
8. Открытый выход из деятельности
С какими буквами мы сегодня познакомились?
Что указывает мягкий знак?
Что мы узнали о твёрдом знаке?
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед
Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.
Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»
Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.
Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.
Ход занятия:
Игра «Путаница».
Называем буквы и слияния по заданию учителя.
1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.
Знакомство с Ь знаком.
К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?
Проблемная ситуация.
(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)
«Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)
«Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква МЯГКИЙ ЗНАК .»
Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.
Хотите проверить? Пожалуйста!
УГОЛ – УГОЛЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)
А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…
Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».
(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)
Работаем с кассой и магнитной доской.
«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я.
Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).
Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.
Какими стали согласные? МЯГКИМИ.
Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
Что это за буква?- возмущались они.
Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…
Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.
«Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)
Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.
Дети тоже составляют слово «гвоздь».
А у букв получается «ГВОЗД»…
Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]
в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…
И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?
Дети читают : «ГВОЗДИ».
«Лучше я встану», - сказала буква Я.
Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.
Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)
Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (ГУСЬ)
Кто приходит,
Кто уходит –
Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)
Игра «Баскетбол». (Соревнование.)
Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?
Физкультминутка «Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)
Загадки Ь знака:
Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?
«В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».
«Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженной.
На что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»
Физкультминутка «капитаны».
Знакомство с Ъ знаком.
Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.
Чем они похожи и чем отличаются?
А) «Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)
«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)
На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)
«Зачерпни воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)
«Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Чтобы не облиться.» (В. Степанов)
Чем ещё отличаются эти знаки?
Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.
То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!
Например:
СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)
СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)
Игра «Хоккей».
На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.
Представители экипажей читают эти слова по очереди.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?
РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ
Игра «Разведка».
А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».
Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».
Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.
Итог занятия.
Подведение итогов соревнования экипажей.
Выставление улыбающихся солнышек.
Программное содержание . Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Знакомство с разделительной функцией Ь. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.
Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ь жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу"; мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.
Ход занятия
Игра "Телеграф". Воспитатель читает предложения: "В саду зацвели яблони", "За домом стоит сарай", "Петя с Димой играли", "На полянку выбежал заяц", "Под крыльцом лежит пес" и др. Дети графически изображают их в тетрадях, а воспитатель – на доске.
Звуковой анализ слов "Коля" и "колья". Коля и колья!" – спрашивает воспитатель и объясняет правило: "Если после мягкого согласного звука слышатся звуки ми а (йо, йэ, йу), то после него пишется разделительный мягкий знак". Педагог у доски, а дети на местах ставят мягкий знак в слове колья.
Чтения текстов.
Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (повар). (См. занятие 36.)
Занятие 43
Программное содержание. Знакомство с Ъ и его разделительной функцией. Повторение правил написания сочетаний жи – ши, чаща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения.
Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные).
Ход занятия
Звуковой анализ слов "сел" и "съел". Дети составляют слова из фишек. Воспитатель предлагает заменить фишки буквами. Как правило, у детей получаются одинаковые слова. Дети читают слова и убеждаются, что они звучат одинаково. "Как же надо написать слова, чтобы они отличались: сел и съел!" - спрашивает воспитатель и объясняет правило: "Если после твердого согласного звука слышатся звуки и и э (йа, йо, йу), то после него пишется разделительный твердый знак". Воспитатель знакомит детей с буквой Ъ, объясняет, что он не обозначает никакого звука. Воспитатель у доски, а дети на местах ставят Ъ в слове съел.
Чтение текста.
Игра "Составь слово". Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им составить из букв слова: жил, шил, чай, роща, учу, ищу. Дети на местах по желанию выборочно составляют слова.
Игра "Цепочка слов". Воспитатель составляет слово сад и предлагает детям поменять, добавить или убрать одну букву, чтобы получить новое слово. Например: сад – сам – сом – ком – кот – коты – ноты – норы – горы – гора – пора – пока – Ока – она – он и т. д.
Занятие 44
Программное содержание. Повторение пройденных букв. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.
Материал. Демонстрационный: жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный:
Ход занятия
Повторение алфавита. Упражнение выполняется 2–3 раза.
Работа с предложением "Птицам даны крылья". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции мягкого знака и правила написания предложений.
Воспитатель предлагает детям поставить в конце предложения вместо точки восклицательный знак и прочитать его с соответствующей интонацией.
Чтение текста.
Игра "Цепочка слов". Кит – кот – крот – рот – рог – рога – нога-ноги – боги – боли – соли – Оли – Оля – Коля – колья (см. занятие 43, подготовительная группа).
Занятие 45
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.
Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).
Ход занятия
Работа с предложением "Дети съели клубнику ". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.
Игра "Живые слова". Воспитатель вызывает к доске троих детей и предлагает им составить предложение "Дети съели клубнику?". Дети-"слова" меняются местами и каждый раз "прочитывают" получившееся предложение с соответствующей вопросительной интонацией.
Чтение текста.
Игра "Цепочка слов". Наша – Маша – Саша – каша – кашка – каска – маска – миска и т. д. (см. занятие 43, подготовительная группа).
Занятие 46
Программное содержание . Развитие умения анализировать предложение и составлять его из букв. Совершенствование навыков чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.
Материал . Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы); таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).
Ход занятия
Работа с предложением "Кони въехали в гору". Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.
Чтение текста.
Игра "Составь слово". ста, затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв.
На доске выкладываются самые интересные слова (3–5 слов), например: стакан, стадион, пристань, подстаканник, пристали, подставка, встали, капуста, старый, старушка и др.
Игра-загадка.
Занятие 47
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы "Правописание жи – ши", "Правописание ча – ща", "Правописание чу – щу". Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).
Ход занятия
Работа с предложением "На кукле новое платье". Дети анализируют предложение и составляют его из букв.
Воспитатель ставит в конце предложения сначала восклицательный, затем вопросительный знаки и предлагает детям прочитать его с соответствующей интонацией.
Чтение текста.
Игра "Составь слово". Воспитатель предлагает детям составить из букв слог с ту. затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв. Например: студень, ступня, поступь, ступеньки, студеный, простуда, поступил, стужа, на посту и др.
Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)
Занятие 48
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.
Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Съесть пирожное
Подъёмный кран
Съедобные грибы
Доска объявлений
- Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
- Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- Все эти слова пишутся с твердым знаком.
Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел
В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.
- Еще раз рассмотри букву твердый знак.
- На какую букву он похож?
- А чем отличаются твердый и мягкий знаки?
Задание: печатная буква Ъ для дошкольников
Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ъ
Сказка про твёрдый и мягкий знаки
Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.
— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.
Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.
— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.
И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.
— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.
Вопросительный Знак расстроился:
— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.
Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:
— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!
(Э. Мошковская)
Пословицы и поговорки на букву Ъ
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Веселые стихи про букву Ъ для детей
А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)
Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)
Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)
Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)
Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)
Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)
Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)
Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Мягкий знак, мягкий знак –
Здравствуйте, мои дорогие читатели!
В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.
Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.
Знаки «Ь» и «Ъ»
Веселые стихи
«Ь»
Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так – Стал похож на мягкий знак! Е. Тарлапан Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. Все короче наша тень, Это значит – скоро день. Тень растет, уходит прочь, Это значит – скоро ночь. Вьюга хлещет так и сяк, Бьет в лицо крупой сыпучей, Очень жесткой и колючей, Несмотря на мягкий знак. |
«Ъ»
Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.
Волк ужасно разъярен – Съесть ежа не может он. Еж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съежась, выставил иголки – Объегорил злого волка. Обойди хоть всю планету, С твердым знаком зверя нету. Может, где-то на Венере С твердым знаком рыщут звери? Знак твердый разделительный, Он – строгий, рассудительный, А ходит в черном фраке И кепке набекрень, Противник всякой драки, Молчит и ночь, и день. Какой-то странный Твердый знак… Его я не пойму никак. |
«Ь»
Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак Кепку носит – только так. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой вот так: Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит. А. Шибаев Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Это буква – мягкий знак. Эту букву каждый знает: Звука не обозначает, Может только показать, |
«Ъ»
Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.
Г. Виеру Всем известно без подсказки: Твердый знак как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. В. Степанов Опершись на длинный хвост, В цирке кобра встала в рост: – Ш-ш-ш-ш… Я вам не угрожаю, – Твердый знак изображаю. Е. Тарлапан – Как мы пишем твердый знак? – Твердый знак мы пишем так: Колесо и спичка, позади косичка. Молчаливый твердый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придется вам. Хотите – не хотите, Стоит он в алфавите! А. Потапова |
Пословицы и поговорки
Хочется рыбку съесть,
Да не хочется в воду лезть.
Игры
И г ра «Кто внимательный?».
1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.
О т в е т: лось.
2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?
3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?
Игра «Кто больше?».
1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
Игра «Лесенка».
1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».
– – – ь – ъ – – –
– – – – ь – – ъ – – –
– – – – – ь – – – ъ – – –
Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:
лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.
Игра «Занимательные модели».
Составьте слова по следующим моделям:
1. – – – ь (Конь, лось, мель.)
2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)
3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)
4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)
Игра «Слово рассыпалось».
Соберите рассыпавшиеся слова:
1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).
2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).
Игра «Закончи слово».
1. Бук… (-варь
), тет… (-радь
), сло… (-варь
), ян… (-варь
), фев…
(-раль
), мед… (-ведь
),
2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение
), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить
).
Игра «Превращение слов».
1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )
2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол
превратился в уголь
?
(Мягкий знак.)
3. Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором ,
Колья – Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).
4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )
5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)
Игра «Доскажи словечко».
В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной
Отправляется… (медведь). Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша… (львица). Обогнать друг друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные… (коньки). |
Огромная кошка мелькнет за
стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри берегись, Идет на охоту коварная… (рысь). Красный кот дерево грызет, Дерево грызет, весело живет. А воды попьет, зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь – Этот красный кот… (огонь). |
Игра «Грамматическая арифметика».
1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )
2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)
3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)
Игра «Всегда маленькие».
Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении
О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».
кроссворды
1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».
О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .
2. Слова с «Ь».
1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай.
О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба
3. Допишите буквы.
О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .
4. Слова с «Ь» и «Ъ».
1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.
3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.
5. Человекообразное животное. 6. Собрание.
О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.
Загадки
Ковш, половник и черпак.