Возврат излишне уплаченных либо излишне. Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций

ШПАРГАЛКА

Н.А. Мацепуро,
старший юрист

Излишне уплаченный налог (сбор, авансовый платеж, пени, штраф) можно зачесть в счет уплаты других налоговых платежей. Для зачета сначала сверьте свои данные о переплате с данными ИФНС, затем составьте заявление и направьте его в инспекцию, а потом дождитесь ее решения.

Зачет излишне уплаченных налогов

Шаг 1. Проверьте: переплате не должно быть больше 3 лет

Обратиться в ИФНС за зачетом переплаты можно в течение 3 лет. При этом дата, с которой начинает отсчитываться этот срок, зависит от причины, по которой возникла переплата. Сроки обращения в самых распространенных ситуациях приведены в таблице.

Причина переплаты Срок подачи заявления о зачете
Произошла ошибка при перечислении суммы налога (например, налог перечислен в большей сумме, дважды или не на те реквизиты)Если в платежке вы ошиблись в статусе плательщика, налоговом периоде, основании, типе и принадлежности платежа (например, в КБК), то такой платеж можно просто уточнитьп. 7 ст. 45 НК РФ ; Письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145 ; ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853 . В этом случае налог будет считаться уплаченным на дату его фактического перечисления, а не на дату принятия инспекцией решения о зачете В течение 3 лет со дня уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ
Выявлены ошибки в прошлых налоговых периодах, которые привели к переплате налога (например, не применена льгота, неправильно учтена операция и т. п.) В течение 3 лет со дня уплаты налога независимо от того, как отражена корректировка: в декларации за текущий налоговый период либо в уточненных декларациях за прошлые периодып. 1 ст. 54 , п. 7 ст. 78 НК РФ ; Письма Минфина от 07.12.2012 № 03-03-06/2/127 , от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216
Уплаченные в течение года авансовые платежи превысили сумму налога, рассчитанную по итогам года В течение 3 лет с даты представления декларации за год, но не позднее последнего дня срока, установленного для ее представленияпп. 7 , 14 ст. 78 НК РФ ; Определение ВС от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527 ; Письма ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807 ; Минфина от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309
Подана НДС-декла -рация с суммой налога к возмещению (если вы не успели подать заявление о зачете до принятия ИФНС решения о возмещении налога)Если вы подали заявление о зачете до вынесения ИФНС решения о возмещении, то ИФНС примет решение о зачете одновременно с решением о возмещении и сообщит вам о них в течение 5 рабочих днейпп. 7, 9 ст. 176 НК РФ В течение 3 лет со дня принятия ИФНС решения о возмещении НДС по окончании камеральной проверки декларациип. 14 ст. 78 , пп. 1, 2 , , 11.1 ст. 176 НК РФ ; Постановление 9 ААС от 11.04.2016 № 09АП-9087/2016

Если вы пропустили 3-лет -ний срок со дня уплаты налога и ИФНС отказала вам в зачете, то можно попробовать добиться зачета через суд, если еще не прошли 3 года с момента, как вы узнали или должны были узнать о переплатеп. 1 ст. 200 ГК РФ ; Определение КС от 21.06.2001 № 173-О ; п. 79 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 .

В частности, таким моментом может быть день вступления в силу закона или решения высшего суда, ставящих точку в каком-то спорном налоговом вопросе. То есть когда организация, узнав о таких изменениях в регулировании спорного вопроса, нашла ошибки в прошлых налоговых периодах, пусть даже более 3 лет назад, и сделала корректировку в текущем периоде. В подобных спорах суды поддерживали как налоговиковПостановление АС ВВО от 08.02.2017 № А11-13538/2015 , так и налогоплательщиковПостановления АС ЗСО от 30.11.2016 № А75-13267/2015 , от 20.07.2015 № Ф04-21208/2015 . Поэтому шанс есть.

Шаг 2. Удостоверьтесь, что переплата числится и по данным ИФНС

О переплате вы могли узнать, к примеру, получив соответствующее сообщение от ИФНСп. 3 ст. 78 НК РФ . Если же такого сообщения не приходило, то перед обращением в инспекцию за зачетом лучше узнать о состоянии расчетов с бюджетом (хотя закон этого и не требует). Так вы будете уверены, что у вас и у ИФНС данные о переплате совпадают. Ведь если по данным инспекции сумма переплаты окажется меньше, чем в вашем заявлении о зачете, то она вернет его вам без исполненияп. 3.2.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ .

Например, переплата могла уменьшиться, если у вас была недоимка по тому же или другому налогу и ИФНС самостоятельно списала ее за счет излишка. Кстати, излишек налоговики должны расходовать в первую очередь на уплату недоимки и только потом на уплату пеней по ней либо делать такой зачет одномоментноп. 5 ст. 75 НК РФ ; Постановление АС СКО от 05.05.2017 № Ф08-2895/2017 . О состоявшемся «принудительном» зачете налоговики должны известить вас в течение 5 рабочих днейпп. 5 , 9 ст. 78 НК РФ .

Внимание

Хоть у ИФНС и есть обязанность извещать налогоплательщиков о переплате, однако неисполнение этой обязанности никаких последствий ни для налогоплательщиков, ни для самих инспекций не влечет. В частности, это обстоятельство не сдвигает 3-лет -ний срок давности обращения в ИФНС за переплатойПостановления АС СКО от 04.05.2016 № Ф08-2389/2016 ; АС СЗО от 19.02.2015 № А21-3092/2014 ; 15 ААС от 07.11.2014 № 15АП-17304/2014 .

Итак, запросите в своей ИФНС:

или справку о состоянии расчетов с бюджетомподп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ ; приложение № 1 к Приказу ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ . Ее должны выдать в течение 5 рабочих дней с даты получения вашего запроса. В ней отражается сальдо по всем налогам, сборам, взносам, пеням и штрафамподп. 4 п. 5 приложения № 3 к Приказу ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ ;

или акт сверкиподп. 11 п. 1 ст. 32 , п. 3 ст. 78 НК РФ ; приложение к Приказу ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@ . При отсутствии расхождений в данных он будет готов максимум через 10 рабочих дней, а при их наличии - через 15п. 3.1.2 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В акте также указывается сальдо по всем налоговым платежам. При этом в случае наличия расхождений с ИФНС есть возможность зафиксировать согласованные с ней окончательные суммы.

Запросить и получить эти документы можно и в электронной формепп. 1 , 2.7 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@ .

Шаг 3. Определитесь, на что потратить переплату

Помните основное правило: федеральные налоги (кроме госпошлины, в отношении нее действуют особые правила) зачитывают только в счет федеральных налогов, региональные - только в счет региональных, а местные - только в счет местных (аналогично с пенями и штрафами по ним)пп. 1 , 7 ст. 12 , статьи 13- 15 , п. 1 ст. 78 , п. 6 ст. 333.40 НК РФ .

Например, переплату по НДС можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль, акциза, налога при УСН или любого другого федерального налога (пеней и штрафа по ним), а вот в счет транспортного налога или налога на имущество - нельзя, так как это уже региональные налоги.

Справка

Помните, что излишняя уплата налога имеет место лишь тогда, когда компания (ИП) самостоятельно, без участия ИФНС, перечисляет в бюджет больше, чем нужно (например, из-за незнания налогового законодательства или ошибки в расчетах). Если же вы перечисляли деньги во исполнение решения ИФНС (либо инспекция принудительно списала их со счета), то тогда они уже излишне взысканные средства и процедура их возврата будет иной (см. ).

Налоговые платежи, по которым есть переплата Налоговые платежи, в счет которых зачитывается переплата (в счет недоимки или будущих платежей)
Федеральные налоги
Налог на прибыль, в том числе уплаченный налоговым агентом Любой федеральный налог (пени и штрафы по нему), за исключениемПисьма ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ ; Минфина от 28.09.2012 № 03-02-07/1-231 :
предстоящих платежей по агентскому НДФЛ (поскольку агенту нельзя уплачивать НДФЛ за счет собственных средствп. 9 ст. 226 НК РФ ). А вот зачет в счет недоимки по агентскому НДФЛ не запрещен (в этом случае уплаты налога за счет средств агента не происходит, ведь недоимка могла возникнуть, только если агент уже удержал налог, но не перечислил его в бюджет)Письма Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 , от 30.08.2016 № 03-07-11/50432 ;
агентского НДС, как недоимки, так и предстоящих платежей по нему (такой НДС нужно перечислять отдельной платежкойп. 4 ст. 174 НК РФ )
НДС, в том числе уплаченный налоговым агентомПостановление 9 ААС от 24.10.2016 № 09АП-46482/2016
НДФЛ, в том числе уплаченный налоговым агентом
Налог при УСН
ЕСХН
ЕНВД
НДПИ
Акцизы
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Региональные налоги
Налог на имущество Любой региональный налог, а также пени и штрафы по нему
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Пени и штрафы по этим налогам
Местные налоги
Земельный налог Земельный налог, а также пени и штрафы по нему
Пени и штрафы по земельному налогу

А вот штрафы, которые считаются не от суммы недоимки, нельзя разделить на федеральные, региональные и местные (например, за непредставление сведений налоговому органу, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов либо объектов налогообложения и др.статьи 126 , 120 НК РФ ). Поэтому, чтобы не столкнуться с отказом в зачете переплаты по таким штрафам, лучше сразу просить вернуть ее, а не зачесть.

Шаг 4. Составьте заявление о зачете

Воспользуйтесь утвержденной ФНС формойприложение № 9 к Приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ . Она позволяет произвести только один зачет. Поэтому если собираетесь направить переплату в счет нескольких налоговых платежей, то и заявлений составляйте несколько.

В заявлении укажите, как вы хотите распорядиться переплатой, а именно - как зачесть еепп. 1, 4 , 5 ст. 78 НК РФ :

или в счет задолженности, если, конечно, ИФНС еще не успела это сделать самостоятельноп. 5 ст. 78 НК РФ ;

или в счет предстоящих платежей.

Совет

Если вы хотите зачесть переплату в счет будущего налогового платежа, то подавайте заявление о зачете заблаговременно (минимум за 10 рабочих дней до наступления срока уплаты). Не нужно просто ждать, когда ИФНС зачтет эту переплату самостоятельно. Ведь придется уплатить пени за период со дня возникновения недоимки по день, предшествующий дню принятия решения о зачетеп. 2 ст. 57 , п. 3 ст. 75 НК РФ ; Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318 .

К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату. Это могут быть, к примеру, справка о состоянии расчетов с бюджетом, акт сверки, платежки, налоговые регистры, расчет, декларация, решение вышестоящего налогового органа или суда и т. п.

Шаг 5. Подайте заявление и дождитесь решения

Заявление направьте в ИФНС по месту вашего учета следующими способамипп. 2, 4 ст. 78 НК РФ :

или на бумаге (по почте или лично);

:

или со дня получения вашего заявления;

или со дня подписания акта сверки, если после подачи заявления вы проходили сверку по предложению ИФНС;

или со дня завершения камеральной проверки декларации (истечения 3-ме -сячного срока, установленного для такой проверки), когда переплата возникла на основании этой декларации, а заявление подано вместе с декларацией или до окончания ее проверки (до истечения установленного для такой проверки срока).

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о зачете (решения об отказе в проведении зачета) ИФНС должна направить это решение вамп. 9 ст. 78 НК РФ .

Налог (сбор, взнос, пени, штраф) будет считаться уплаченным со дня принятия инспекцией решения о зачетеподп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ . При этом, если вы попросили зачесть переплату в счет будущих платежей, ИФНС просто перекинет переплату на соответствующий налог.

Если вы направили переплату на предстоящие платежи по налогу, по которому прекратились начисления (к примеру, из-за «слета» со спецрежима), то можете вновь попросить ИФНС о зачете (либо о возврате). Трехлетний срок обращения за такой переплатой должен отсчитываться с даты зачетаподп. 4 п. 3 ст. 45 , п. 7 ст. 78 НК РФ ; Постановление Президиума ВАС от 10.11.2011 № 8395/11 .

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

В процессе налогообложения иногда возникают ситуации, когда налог уплачивается либо взыскивается в большем размере, чем надлежит по закону. Переплата налога может произойти вследствие недостаточного знания налогового законодательства, расчетных ошибок, добросовестного заблуждения или других причин. Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть: 1) зачтена в счет предстоящих налоговых платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; 2) направлена на погашение недоимки; 3) возвращена налогоплательщику.

Институты зачета и возврата в налоговом законодательстве направлены на защиту прав и имущественных интересов налогоплательщиков. Кроме того, они в определенных случаях применяются и к налоговым агентам. Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также на переплату сборов и начисленных пеней.

Факт переплаты налога может быть обнаружен налоговым органом либо самостоятельно налогоплательщиком. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В этом случае налоговым органом налогоплательщику может быть направлено предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Как правило, такая выверка проводится в случаях, когда отсутствует твердая уверенность в переплате налога. Зачет (возврат) переплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если налогоплательщику было отказано в удовлетворении заявления о зачете (возврате) либо это заявление не было рассмотрено налоговым органом в установленные сроки, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней. В случае возникновения спора по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда – путем предъявления иска о признании недействительным решения налогового органа либо иска о зачете уплаченных

Подача налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете излишне уплаченных сумм налога – обязательный элемент для судебной защиты его прав и законных интересов. Необращение с таким заявлением может быть расценено судом как несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, и он может оставить исковые требования налогоплательщика о зачете без удовлетворения. Что касается возврата излишне взысканного налога, для этой процедуры досудебный порядок урегулирования спора налоговым законодательством не предусмотрен, поэтому исковое заявление о возврате излишне взысканного налога подлежит судебному рассмотрению и без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Зачет переплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется следующим образом. «Предстоящими платежами» в контексте ст. 78 НК РФ признаются налоги и сборы, пени, а также недоимка. Налогоплательщик должен подать письменное заявление в налоговый орган, который рассматривает такое заявление и в течение 5 дней после его получения выносит решение о зачете. При этом обязательным условием выступает направление всей зачтенной суммы в тот же бюджет, в который ранее была направлена переплаченная сумма налога. Налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма переплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Таким образом, налогоплательщик вправе по собственному усмотрению распорядиться переплаченной суммой налога, указав в своем заявлении, куда ее следует направить. В любом случае эта сумма должна быть направлена в тот же бюджет, в который направлялась переплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.

Возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у него недоимки или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета соответствующей суммы переплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Законодатель не устанавливает какого-либо срока для обращения налогоплательщика с заявлением о зачете сумм излишне уплаченного налога, то есть налогоплательщик не ограничен определенным сроком для реализации своего права на зачет переплаченного налога – соответствующим правоотношениям законодатель придает бессрочный характер. Возможность применения здесь по аналогии трехлетнего срока на возврат излишне уплаченного налога налоговым законодательством не предусмотрена.

Пропуск трехлетнего срока давности не препятствует гражданину обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ) (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

Возврат излишне уплаченного налога осуществляется в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Этот срок имеет важное значение при решении вопроса о начислении процентов. По общему правилу зачет (возврат) переплаченного налога производится без начисления процентов на эту сумму. Однако при несвоевременном возврате на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму переплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в валюте Российской Федерации за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога. Если налог был уплачен в иностранной валюте, то суммы переплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата налога.

Возврат (зачет) излишне взысканного налога имеет свои особенности. При установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган обязан не позднее одного месяца сообщить об этом налогоплательщику. Сумма излишне взысканного налога подлежит безусловному возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Этот срок является пресекательным, в случае его пропуска возврат налога возможен только в судебном порядке. Исковое заявление в суд должно быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены ранее суммы излишне взысканного налога. Начисление процентов компенсирует налогоплательщику имущественный ущерб, причиненный неправомерным взысканием с него государством излишних денежных сумм. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налогоплательщику не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм – в течение одного месяца после вынесения такого решения. Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доход которого излишне взысканный налог был зачислен ранее.

    Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов.

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.

При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласно которой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

    Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В государствах с развитой экономикой защита прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе выступающих в качестве плательщиков налогов, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. В Российской Федерации в условиях становления рыночных отношений статус граждан и юридических лиц закреплен в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов федерации и в других нормативных правовых актах.

Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, а также налогоплательщиков обусловлена разногласиями, спорами по применению действующего законодательства, в том числе налогового, между налогоплательщиками соответствующими органами и должностными лицами.

Возникшие разногласия (споры) по налогам подлежат разрешению компетентными органами государства: судебными, нотариальными, административными.

Среди способов защиты прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе налогоплательщиков, основным является судебная защита, поскольку, во-первых, в соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации суды являются государственной и самостоятельной властью, во-вторых, согласно ст.118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации обеспечивается только судом.

Действующее законодательство установило, что граждане, юридические лица вправе обращаться в суды за защитой нарушенных прав. В частности, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, третейские суды, которые в зависимости от подведомственности дел (споров) осуществляют судопроизводство.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по жалобам на неправомерные действия должностных лиц, а также дела, возникающие из административно-правовых отношений. Это означает, что любые акты государственных и иных органов, не соответствующие законодательству, могут быть обжалованы гражданами.

К действиям должностных лиц, совершенным с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющим права налогоплательщиков (граждан и других участников), относятся действия, в результате которых: а) лицо незаконно лишено возможности полностью или частично осуществлять право, предоставляемое ему законом или другим нормативным актом; б) на него возложена какая-либо обязанность.

Жалоба на действия должностного лица по усмотрению налогоплательщиков (граждан) может быть подана в суд после обжалования этих действий вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу или непосредственно в суд. Налогоплательщик (гражданин) имеет возможность направить жалобу либо в административный орган, либо в суд. Жалоба на действия должностного лица может быть подана в суд налогоплательщиков (гражданином), его представителем, а также по просьбе налогоплательщика (гражданина) – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба на действия должностного лица подается в районный (городской) суд по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются. При обжаловании неправомерных действий должностных лиц в судах общей юрисдикции необходимо уплатить госпошлину. Поданная жалоба рассматривается с участием гражданина (налогоплательщика), подавшего жалобу, и должностного, действия которого обжалуются. Неявка в судебное заседание по неуважительным причинам налогоплательщика (гражданина), подавшего жалобу, или должностного лица, действия которого обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы.

Защита прав налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев предусмотренных законодательством) осуществляется арбитражными судами. Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, в частности: а) о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей (т.е. граждан-предпринимателей); б) о возмещении убытков, причиненных организациям и индивидуальным предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям; в) о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

Для надлежащей защиты прав и законных интересов налогоплательщиков необходимо выполнить следующую работу.

Вначале предъявить претензию в письменной форме начальнику Государственной налоговой инспекции с обоснованием своих возражений на решение (постановление) должностного лица Госналоговой инспекции в течение одного месяца со дня вынесения такого решения.

Для эффективности защиты целесообразно предъявить претензию (направить заявление) в налоговую инспекцию как можно быстрее. Не получив ответа в течение 30 дней со дня отправления претензии (заявления) или получив ответ налоговой инспекции с отклонением полностью или частично требований налогоплательщика, последний направляет исковое заявление в суд, а для граждан-предпринимателей и юридических лиц- в арбитражный суд.

Исковое заявление имеет форму и содержание, которые истец обязан строго соблюдать. Исковое заявление подается в суд в 2-х экземплярах, одно из которых направляется ответчику.

В исковом заявлении должны быть указаны: наименование сторон и почтовые адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которых основывается исковое требование, и доказательства, подтверждающие их, обоснованный расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы, законодательство, на основании которого предъявляется иск, сведения о принятии мер к непосредственному урегулированию спора с каждым из ответчиков, за исключением случаев, когда принятия таких мер не требуется; исковое требование; перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств.

В исковом заявлении могут быть указаны и другие сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие: принятие мер к непосредственному урегулированию спора с каждым из ответчиков, копии претензий и квитанции об их отправке, за исключением случаев, когда принятие таких мер не требуется, направление ответчикам копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчиков; уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере; обстоятельства на которых основывается исковое требование.

Судья отказывает в принятии искового заявления:

1) если спор не подлежит разрешению в арбитражном суде;

2) если в производстве другого органа, разрешающего споры, имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или имеется решение этого органа.

Об отказе в принятии искового заявления судьей выносится определение, которое направляется сторонам, другим лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления заявления.

На определение об отказе в принятии искового заявления может быть подана жалоба или принесен протест прокурора.

Кроме того в соответствии со ст.86 АПК РФ судья вправе возвратить исковое заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения в следующих случаях

1) если исковое заявление подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

2) если в исковом заявлении не указаны наименование сторон, их почтовые адреса;

3) если не представлены доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке в размере, за исключением споров, возникающих при заключении договоров в сфере управления, а также при отсутствии ходатайства об освобождении, отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины;

4) если в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам;

5) если не представлены доказательства направления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют;

6) если не представлены доказательства принятия мер к непосредственному урегулированию спора с другой стороной, кроме случаев, когда принятия таких мер не требуется;

7) если до вынесения определения о возбуждении производства по делу от истца поступило заявление об урегулировании спора.

Однако возвращение искового заявления не препятствует вторичному обращению с ним в арбитражный суд в общем порядке после устранения допущенного нарушения

Литературы:

В.И. Гуреев Российское налоговое право М.1997

Ю.А. Крохина Финансовое право России М.2004

В.И. Гуреев Налоговое право М.1997

Д.Г. Черник Налоги: учебное пособие М. 1997