Вербальный (лингвистический) тест Г. Айзенка

Тест интеллекта (Айзенк)

Цель. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения того, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Материалы . Бланк теста.

Инструкция . «Вашему вниманию предлагается ряд заданий, которые вам предстоит решить. Время ограничено. Вам дается ровно 30 минут на выполнение всех заданий, поэтому не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся, в общем, труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса. Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить задачу - не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте. Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача. Вы готовы? Начали!»

1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ГО (...) КОТ

(Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё»).

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ

4. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

ДР –
М –
ТР –
Ц – (…)
Щ –
ЯГ -

5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЖИВОТНОЕ(....)МОНАХ

6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

СНА(...)ОВОЙ

7. Исключите лишнее слово.

ОЗУКРА
НИШПАЯЛ
НИБОВОС
НИШКУП

8.Найдите общее начало для трех следующих слов:

(…..)- БУРКА

КНИЖНИК

9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РОДНИК (....) ОТМЫЧКА

10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

11 . Исключите лишнее слово.

АЧТПО
АИДРО
ФАГРЕЛТЕ
КТЕВИНЦ

12. Найдите общее начало для трех следующих слов.

ВОЗ
(….) - НОС
- РАЗДЕЛ

13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

14. Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

БИТВА (.....) РУГАНЬ

15. Исключите лишнее слово.

АПНИСЕЛЬ
ЯШВИН
ТАСУПАК
АКАЧКБО
ШУРГА

16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

БАЛ (...) ЕДА

17. Найдите общее окончание для следующих слов:

В –
Г –
Д –
К –
М – (..)
П –
СТ –
Т –
УГ –
УК –
Ф –

18. Исключите лишнее слово.

ЮКИЛТ
ЛЮТАНЬП
АЛИФАК
ОЗАР
ЛСТУ

19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

АТ –
БР –
ГН –
Д –
ГР –
К – (..)
Л –
Р –
С –
Т –
ХР –

20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РЫБА (....) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ДИК(…..)ЕЦ

22. Исключите лишнее слово.

РАКОЧВА
ЛЬБГДОУ
ЕХРО
ЛУПЕДЬ

23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

НАСЫПЬ (...) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ

24. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

В –
Ж –
Л – (….)
М –
Т –
Ч –
Ш –

25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

26. Исключите лишнее слово.

ЗМАТЕ
РАЖПИ
АГОВЛ
ИНЕРГ

27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ(…..) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ

28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

29. Исключите лишнее слово.

СЛОО
ОКОТИ
ООТРОНТ
РЕБЛАГД

30. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Б –
Г –
Л –
М –
П – (….)
С –
СТ –
СП –
Ч –
Ш –

31. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

В –
ГЛ –
Д –
ДЛ –
М – (…)
ОС –
Т –
Ш –

32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЖИВОТНОЕ (…..) НЕЖНОСТЬ

33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

КОВЕР (...) ЛЕТА

34. Исключите лишнее слово.

ЛЕОР
БЕОРОЙВ
КОВАОРЖОН
ФЕЛИНДЬ

35. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Б –
ГР -
Д -
ЕН -
К -
Л - (..)
М -
П -
ПЛ -
Р -
СК -

36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

КАБ (...) ОШКО

37. Исключите лишнее слово.

НЙЕНЙЭШТ
КИНСЕКД
ВЕХЧО
КЗААЛЬБ
СЙТООТЛ

38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (…..) МОЛОДАЯ ВЕТКА

39. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

В-
Ж-
Й-
М- (…)
П-
Ц-

40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ПРЕДЛОГ (…..) РЕМЕНЬ УЗДЫ

41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

С (...) ОКНО

42. Исключите лишнее слово.

ЛИОРЗТЕВЕ
ОИКСМТ
РКМОА
МИТТЕР

43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (…….) ПАУКООБРАЗНОЕ

44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ГА(...)РЕЛЬ

45. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Б –
Д –
К –
М – (….)
Н –
П –
Т –

46. Исключите лишнее слово.

ЗОАК
РЕОББ
СФОМАРЕ
ШАДОЛЬ

47. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Д –
Л –
П –
С – (…)
Т –
ОС –
ЯС –

48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

49. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Б –
Г –
М –
Р – (…)
С –
Т –
КР –

50. Исключите лишнее слово.

ТРБА
КПИРАКС
ТРСАЕС
АТМЬ
НКВЧУА

Ключ

1. ГАЗ.
2. БОЙ.
3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.)
4. ЕЛЬ.
5. ЛАМА.
6. РЯД.
7.ПУШКИН. (Все остальные слова - фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.)
8. ЧЕРНО.
9. КЛЮЧ.
10. СОК.
11. ЦВЕТНИК, (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.)
12. ВОДО.
13. ПИР.
14. БРАНЬ.
15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.)
16. БЕС.
17. ОЛ.
18. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.)
19. ОМ.
20. СКАТ.
21. ОБРАЗ.
22. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.)
23. ВАЛ.
24. ЕСТЬ.
25. РАЙ.
26. ПАРИЖ. (Все остальные слова - названия рек: Темза, Волга, Нигер.)
27. ВОРОТ.
28. КЛАД.
29. БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.)
30. АЙКА.
31. ИНА.
32. ЛАСКА.
33. КОТ.
34. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова - орел, воробей, жаворонок.)
35. ОТ.
36. ЛУК.
37. ЭЙНШТЕЙН. (Остальные слова - фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.)
38. ПОБЕГ.
39. ЕНА.
40. ПОВОД.
41. ТОЛ.
42. ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова - москит, термит, комар.)
43. ФАЛАНГА.
44. МАК.
45. ОЧКА.
46. СЕМАФОР. (Остальные слова - коза, бобер, лошадь.)
47. ЕНЬ.
48. РОГ.
49. ОЛЬ.
50. СКРИПКА. (Остальные слова - брат, сестра, мать, внучка.)

Оценка результатов.

Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему 1р. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Картинка к методике

Обработка данных и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку 1р при помощи таблицы возрастных норм. Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него - об отставании в умственном развитии.

В настоящее время при конкурсном отборе сотрудников гуманитарного профиля (менеджмент, референт-переводчик, юрист, международные отношения) часто пользуются методикой Ганса Айзенка, которая позволяет на основе вербального материала определить уровень умственного развития любого человека и выразить его в баллах.

Данный тест рассчитан на решение максимального количества задач за ограниченный отрезок времени. Всего задач 44, а время, отведенное на их решение, - 30 минут. За такой короткий срок редко кто может справиться и с половиной заданий. Нужно решать те, которые легко даются, но и не бросать сразу более сложные. Задания специально даны как бы "с запасом". Нормальный результат на границе со сниженной нормой - 4 - 8 правильно решенных заданий, 9 - 12 решенных заданий свидетельствуют об отличной норме, а результат 13 - 18 - о высоком интеллекте.

Все задания составляют четыре субтеста. В каждом - однородные задания.

Субтест № 1. Вставьте в скобках слово, которое означает то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.

Пример. Родник (...) отмычка. Правильный ответ - ключ. Это слово и нужно написать в скобках.

1. Ткань (...) состояние вещества.

2. Рыба (...) наклонная поверхность.

3. Часть одежды (...) грузоподъемный механизм.

4. Животное (...) нежность.

5. Предлог (...) ремень узды.

6. Животное (...) монах.

7. Битва (...) ругань.

8. Насыпь (...) вращающийся стержень.

9. Самовольный уход (...) молодая ветка.

10. Косточка пальца (...) паукообразное.

11. Рука (...) гроздь.

Субтест №2. Вставьте слово или сочетание букв, которое служило бы одновременно окончанием первого слова и началом второго.

Примеры.

1. Го (...) кот. Правильный ответ - слово бой (гобой - бойкот).

2. Дик (...) ец. Правильный ответ - сочетание букв тор (диктор - торец) или слово образ (дикобраз - образец).

1. Бал (...) еда. 2. Ковер (...) лета. 3. Г (...) ожа. 4. Сна (...) овой. 5. Каб (...) ошко. 6. Пе (...) ол. 7. Са (...) он. 8. С (...) окно. 9. Та (...) ат. 10. У(...) ь. 11. Га (...) рель.

Субтест №3. Расшифруйте анаграммы, т.е. восстановите слова из набора букв. В каждом задании подчеркните лишнее слово.



Пример: трба - брат, кпиракс - скрипка, трсаес - сестра, атмь - мать, нквчуа - внучка. Правильный ответ: брат, скрипка, сестра, мать, внучка . Лишнее слово - скрипка . Его нужно подчеркнуть.

1. кохйек- ... , снинет - ... , оживт - ... , луфобт - ... .

2. слоо - ... , окоти - ... , оотронт - ... , реблагд - ... .

3. озукра - ... , нишпаял - ... , нивобос - ... , нишкуп - ... .

4. леор - ... , беоройв - ... , коваоржон - ... , фелиндь -... .

5. ачтпо - ... , аидро - ... , фагрелте - ... , ктевинц - ... .

6. нйенйэшт -... , кинсекд -... , вечхо -... , кзаальб -... , сйтоотл -... .

7. апнисель - ... , яшвин - ... , тасупак -... , акачкбо - ... , шурга - ... .

8. лиорзтеве - ... , оиксмт- ... , ркмоа - ... , миттер - ... .

9. юкитл - ... , лютаньп - ... , алифак - ... , озар - ... , лету -... .

10. зоак - ... , реобб - ... , сфомаре -... , шадоль -... .

11. ракочва - ... , льбгдоу - ... , expo - ... , лупедь - ... .

12. змате -... , ражпи - ... , атовл - ... , инерг - ... .

Субтест №4. Найдите общее окончание для ряда слов. Количество точек означает количество букв в окончаниях.

Пример, др..., м..., тр..., ц..., щ...

Правильный ответ: для этого ряда слов общее окончание - ель. То есть ряд должен выглядеть так: дрель, мель, трель, цель, щель.

1. в.. , г.. , д.. , к.. , п.., ст.., уг.. .

2. ат.. , бр.. , гн.. , д.. , к.. , л.. , с.. .

3. в.... , ж.... , л.... , м…. , ч…. , т…. .

4. б.... , г…. , м...., ч…. .

5. в... , гл... , дл... , м... , ос... , т... .

6. б.. , гр.. , ен.. , к.. , пл.. , ск.. .

7. в... , ж... , ги... , м... , п... , ц... .

8. б…. , д…. , к…. , п…. , т…. .

9. д... , л... , п... , т... , ос... , яс... .

10. б... , г... , м... , р... , с... .

При подведении итогов, кроме критериев, приведенных в начале теста, можно воспользоваться также графиком (рис. 1).

По горизонтали откладывается количество правильно решенных задач. Затем проводится вертикаль до пересечения с диагональю. От точки пересечения проводится горизонтальная линия влево. Точка на вертикальной оси и будет соответствовать коэффициенту интеллекта.

Обратимся к приведенной выше таблице Д. Векслера. Коэффициент интеллекта в диапазоне 90-109 означает норму, 110-119 - отличную норму, 120-129 - высокий интеллект, свыше 130 - очень высокий интеллект.

Рис.1. График для оценки вербального теста Г.Айзенка

Ответы и решения к учебному пособию «Логика»

Задача 2.

Задача 3.

Обозначим:

бутерброд с сыром - БС;

шоколадное печенье - П;

луковые чипсы - ЛЧ;

картофельные чипсы - КЧ;

бутерброд с котлетой - БК;

молочный коктейль - МК;

1. Маша купила бутерброд с сыром, а Егор - нет (это сле­дует из условия 1).

2. Егор купил картофельные чипсы, а не бутерброд с котле­той, Наташа - бутерброд с котлетой, а не луковые чип­сы (это следует из условия 4).

3. Кирилл не ел луковые чипсы, а Наташа ела (по усло­вию 3).

4. Саша не пила молочный коктейль, пила лимонад, Наташа - наоборот (по условию 5).

5. Аня не купила шоколадное печенье, Саша - купила (ЭТ о следует из условия 2).

6. Так как Наташа ела то же, что Егор (по условию 4), а Егор не ел бутерброд с сыром (по доказательству), зна­чит, Наташа не ела бутерброд с сыром.

7. Так как Саша ела то же, что и Наташа (по условию 5), а Саша ела шоколадное печенье (по доказательству) значит, Наташа ела шоколадное печенье.

8. Так как Наташа ела то же, что и Егор (по условию 4), а Наташа ела луковые чипсы, шоколадное печенье, пила молочный коктейль и не пила лимонад (по доказательст­ву), значит, Егор ел луковые чипсы, шоколадное пече­нье, пил молочный коктейль, но не пил лимонад.

9. Маша ела то же, что и Егор (по условию 1), а Егор ел луковые чипсы, картофельные чипсы, шоколадное печенье, молочный коктейль, Маша не пила лимонад и не ела бутерброд с котлетой (по доказательству), зна­чит, ставим в таблицу в строку «Маша» те же знаки, что и в строку «Егор», кроме первого столбца («БС»).

10. Так как Саша ела то же, что и Наташа (по условию 5), а Наташа ела бутерброд с котлетой, луковые чипсы и не ела бутерброд с сыром, картофельные чипсы (по дока­зательству), значит, Саша ела бутерброд с котлетой, лу­ковые чипсы и не ела бутерброд с сыром и картофель­ные чипсы.

11. Так как Кирилл ел то же, что и Наташа (по условию 3), а Наташа ела бутерброд с котлетой, шоколадное пече­нье, пила молочный коктейль, не ела бутерброд с сыром, картофельные чипсы и не пила лимонад (по доказа­тельству), значит, ставим такие же знаки в строку «Кирилл».

12. Так как Аня ела то же, что и Саша (по условию 2), а Саша ела бутерброд с котлетой, луковые чипсы, пила лимонад и не ела бутерброд с сыром, картофельные чипсы и не пила молочный коктейль (по доказательст­ву), значит, ставим такие же знаки в строку «Аня».

Окончательно получим:

Задача 4.

1. Так как все части были по 0,5 метра, то из двухметро­вых кругляков можно было напилить по 4 части из каждого. Следовательно, у Володи с Мишей количест­во напиленных частей должно быть кратно 4. Кратно 4 только количество частей, напиленных Медведевым и Евдокимовым, - 28. Следовательно, Медведев - фа­милия Володи, Евдокимов - фамилия Миши.

2. Так как из полутораметровых кругляков можно напи­лить по 3 части полуметровой длины, значит, у Пети с Костей количество напиленных отрезков должно быть кратно 3. Кратно 3 число 27 - количество отрезков, на­пиленных Галкиным и Пастуховым. Значит, Галкин - Петя, а Пастухов - Костя.

3. Остается только одна бригада: Вася Лавров, Федя Котов. Проверим: Вася и Федя могли напилить только четное количество частей, а число 26 - четное.

Окончательно получим:

Длина кругляков

Пастухов

Медведев

Евдокимов

Кол-во кругляков

Ответ: Володя Медведев, Миша Евдокимов, Петя Гал­кин, Костя Пастухов, Вася Лавров, Федя Котов.

Задача 2

150+(78+55-30)=253

Ответ: 253 см 2

Задача 3. Ответ: 12 вариантов.

Задача 4. Ответ: 6 вариантов.

Задача 5. Ответ: 6 чисел: 135, 153, 351, 315, 513, 531.

Задача 6. Ответ: 6 вариантов.

Игра Анаграммы

1. Вставьте слово из 3 букв, которое обозначало бы то же, что и слова стоящие вне скобок.

ткань (газ) состояние вещества

2. Решите анаграммы и укажите лишнее слово

Йохкек - хоккей

Снинет - теннис

Атснак - стакан

Луфобт - футбол

3. Найдите общее окончание из 3 букв для всех перечисленных слов.

4. Вставьте слово из 4 букв, которое обозначало бы то же, что и слова стоящие вне скобок

животное (лама) монах

5. Вставьте слово из 3 букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго слова.

сна (ряд) овой

6. Найдите общее начало из 5 букв для трех следующих слов.

(Черно) бурка

7. Вставьте слово из 4 букв, которое обозначало бы то же, что и слова стоящие вне скобок

родник (ключ) отмычка

8. Вставьте слово из 3 букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго слова

пе (сок) ол

9. Решите анаграммы и наберите в текстовом поле лишнее слово

Ачтпо - почта

Аидро - радио

Фагрелте - телеграф

Ктевинц – цветник

10. Вставьте слово из 3 букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго слова

та (пир) ат

11. Вставьте слово из 5 букв, которое обозначало бы то же, что и слова стоящие вне скобок

битва (брань) ругань

12. Решите анаграммы и наберите в текстовом поле лишнее слово

Апнисель - апельсин

Инкевал - валенки

Яшвин – вишня

Тест для самопроверки

Цель : исследовать интеллектуальные способности.

Инструкция : на выполнение этого теста даётся ровно 30 минут

Примечания : Число точек внутри скобок в некоторых вопросах обозначает количество букв в пропущенном слове. Например, (....) означает, что пропущенное слово состоит из четырёх букв. Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё».

Текст теста:

1. ткань (...) состояние вещества

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: го (...) кот

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: кохйек оживт снинет луфобт

4.

др м тр ц щ яг (...)

5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: животное (....) монах

6. Вставьте слово, которое означало бы окончание первого слова и начало второго: сна (...) овой

7. Исключите лишнее слово: озукра нишпаял нибовос нишкуп

8. Найдите общее начало для следующих трёх слов:

(.....) бурка, (.....)горец, (.....) книжник

9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: родник (....) отмычка

10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: пе (...) ол

11. Исключите лишнее слово: ачтпо аидро фагрелте ктевинц

12. Найдите общее начало для трёх следующих слов: (….) воз, (….) нос, (….) раздел

13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: та (...) ат

14. Найдите слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: битва (.....) ругань

15. Исключите лишнее слово: апнисель, яшвин, тасупак, акачкбо, шурга

16. Найдите общее окончание для следующих слов:

в г д к м п ст т уг ук ф (..)

17. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: бал (...) еда

18. Исключите лишнее слово: юкилт лютаньп алифак озар лсту

19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов:

ат бр гн д ж к л р с т хр (..)

20. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: рыба (....) наклонная поверхность

21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: дик(.....)ец

22. Исключите лишнее слово: ракочва льбгдоу expo лупедь

23. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: насыпь (...) вращающийся стержень

24.

в ж л м т ч ш (….)

25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: са (...) он

26. Исключите лишнее слово: змате ражпи аговл инерг

27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:

часть одежды (.....) грузоподъёмный механизм

28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: у (....) ь

29. Исключите лишнее слово: окоти оотронт реблагд

30. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

б г л м п с ст сп ч ш (....)

31. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

в гл д дл м ос т ш (...)

32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: животное (…..) нежность

33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ковер (...) лета

34. Исключите лишнее слово: леор коваоржон беоройв фелиндь

35. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

б гр д ен к л м п пл р ск (..)

36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: каб (...) ошко

37. Исключите лишнее слово: нйенйэшт кинсекд вехчо кзаальб сйтоолт

38. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:

самовольный уход (.....) молодая ветка

39. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

в ж и м п ц (...)

40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: предлог (.....) ремень узды

41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: с (...) окно

42. Исключите лишнее слово: лиорзтеве оиксмт ркмоа миттер

43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:

косточка пальца (.......) паукообразное

44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: га (...) рель

45. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

в д к м н п т (....)

46. Исключите лишнее слово: зоак реобб сфомаре шадоль

47. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

д л п с т ос яс (...)

48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: г (…) ожа

49. Найдите общее окончание для всех последующих слов:

б г м р с т кр (...)

50. Исключите лишнее слово: трба кпираис трсаес атмь нквчуа

Обработка результатов. Подсчитайте количество правильных ответов. Один правильный ответ - один балл. Низкий уровень интеллекта 0 – 20 баллов, средний - 21 – 39 баллов, высокий - 40 – 50 баллов.

Тест « Особенности творческого воображения»

Цель: оценить уровень творческого потенциала и умение принимать нестандартные решения.

Инструкция : выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

b) нет, он и так достаточно хорош;

c) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

a) да, в большинстве случаев;

c) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

b) да, при благоприятных обстоятельства;

c) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

a) да, наверняка;

b) это маловероятно;

c) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

b) часто думаете, что не сумеете;

c) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

a) да, неизвестное вас привлекает;

b) неизвестное вас не интересует;

c) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

b) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

c) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

b) нет, вы хотите научиться только самому основному;

c) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

a) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

b) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

c) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

a) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

b) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

c) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

b) нет, боитесь сбиться с пути;

c) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

a) да, без труда;

b) всего вспомнить не можете;

c) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

a) да, без затруднений;

b) да, если это слово легко запомнить;

c) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

a) оставаться наедине, поразмыслить;

b) находиться в компании;

c) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

a) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

b) вы более-менее довольны;

c) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

a) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

b) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

c) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

a) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

b) вы можете делать это только наедине;

c) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

a) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

b) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

c) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ : за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1; за ответ «в» - 2.

Результат:

§ вопросы 1,6,7,8 определяют границы вашей любознательности;

§ вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя;

§ вопросы 9 и 15 - постоянство;

§ вопрос 10 - амбициозность;

§ вопросы 12 и 13 - «слуховую» память;

§ вопрос 11 - зрительную память;

§ вопрос 14 - ваше стремление быть независимым;

§ вопросы 16,17 -способность абстрагироваться;

§ вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков . У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТемЕ «Эмоционально-волевые свойства личности»

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. Бойко)

Цель: определить степень сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

Инструкция. Прочитайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Если идет речь о партнерах, то это люди, с которыми вы ежедневно работаете (пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие).

Обработка результатов : каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Максимальную оценку - 10 баллов получил признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",

3) находится итоговый показатель синдрома " выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключ

Интерпретация результатов .

1. Определение отдельного симптома «выгорания» . Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

2. Определение ведущего симптома «выгорания» . Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

3. Осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить только о том, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Тест «Исследование ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 4, 5). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Обработка и интерпретация результатов . Подсчитать сумму баллов по всем ответам в соответствии с ключом.

При интерпретации показателей можно применять следующие шкалы:

До 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой;

31-44 балла - умеренная тревожность;

45 и более - высокая тревожность.

Ключ

Таблица 4

Бланк ответов ситуативной тревожности (СТ)

Бланк ответов личностной тревожности (ЛТ) Таблица 5

Тест «Исследование импульсивности»

Инструкция. Тест содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел Вам в голову.

Обработка результатов: В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности "Пи ". Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.

В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов:

Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.

Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствует балл 4; шкале 2 – 3, шкале 3 – 2 и шкала 1 равна 4 баллам.

Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.

Анализ результатов: Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи ", тем больше импульсивности.

Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

Если величина "Пи " находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня , то есть, выражена сильно; если его величина от 35 до 65 – то уровень ее средний , импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня . Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, они увлекаются то одним, то другим.

Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.

Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом стоит учесть особенности локуса субъективного контроля.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТемЕ «Индивидуально-типологические особенности личности»

Тест «Исследование свойств темперамента»

Цель исследования : определить уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента.

Инструкция: ответьте на вопросы, которые направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Если ответ "Да", поставьте «+». Если Вы выбрали ответ "Нет", поставьте «-».

Ключ

Обработка результатов. Величины вышеназванных показателей подсчитываются по количеству совпадений с ответами "Да" и "Нет", приведенными в ключе.

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей , определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Инструкция к тесту

На выполнение теста дается ровно 30 мин . Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы – проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему – подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу – не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.

Примечания:

  • Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . . ) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.
  • Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё» .
Тестовый материал

1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ТКАНЬ (. . . ) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ГО (. . . ) КОТ

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ

4. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЖИВОТНОЕ (. . . . ) МОНАХ

6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

СНА (. . . ) ОВОЙ

7. Исключите лишнее слово.

ОЗУКРА
НИШПАЯЛ
НИБОВОС
НИШКУП

8. Найдите общее начало для трех следующих слов.

9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РОДНИК (. . . . ) ОТМЫЧКА

10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ПЕ (. . . ) ОЛ

11. Исключите лишнее слово.

АЧТПО
АИДРО
ФАГРЕЛТЕ
КТЕВИНЦ

12. Найдите общее начало для трех следующих слов.

13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ТА (. . . ) АТ

14. Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

БИТВА (. . . . . ) РУГАНЬ

15. Исключите лишнее слово.

АПНИСЕЛЬ
ЯШВИН
ТАСУПАК
АКАЧКБО
ШУРГА

16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

БАЛ (. . . ) ЕДА

17. Найдите общее окончание для следующих слов.

18.Исключите лишнее слово.

ЮКИЛТ
ЛЮТАНЬП
АЛИФАК
ОЗАР
ЛСТУ

19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РЫБА (. . . . ) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

21. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ДИК (. . . . . ) ЕЦ

22. Исключите лишнее слово

РАКОЧВА
ЛЬБГДОУ
ЕХРО
ЛУПЕДЬ

23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

НАСЫПЬ (. . . ) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ

24. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

СА (. . . ) ОН

26. Исключите лишнее слово.

ЗМАТЕ
РАЖПИ
АГОВЛ
ИНЕРГ

27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (. . . . . ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ

28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

У (. . . . ) Ь

29. Исключите лишнее слово.

СЛОО
ОКОТИ
ООТРОНТ
РЕБЛАГД

30. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

31. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЖИВОТНОЕ (. . . . . ) НЕЖНОСТЬ

33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

КОВЕР (. . . ) ЛЕТА

34. Исключите лишнее слово.

ЛЕОР
БЕОРОЙВ
КОВАОРЖОН
ФЕЛИНДЬ

35. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

КАБ (. . . ) ОШКО

37. Исключите лишнее слово.

НЙЕНЙЭШТ
КИНСЕКД
ВЕХЧО
КЗААЛЬБ
СЙТООТЛ

38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (. . . . . ) МОЛОДАЯ ВЕТКА

39. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ПРЕДЛОГ (. . . . . ) РЕМЕНЬ УЗДЫ

41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

С (. . . ) ОКНО

42. Исключите лишнее слово.

ЛИОРЗТЕВЕ
ОИКСМТ
РКМОА
МИТТЕР

43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (. . . . . . . ) ПАУКООБРАЗНОЕ

44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ГА (. . . ) РЕЛЬ

45. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

46. Исключите лишнее слово.

ЗОАК
РЕОББ
СФОМАРЕ
ШАДОЛЬ

47. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Г (. . . ) ОЖА

49. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

50. Исключите лишнее слово.

ТРБА
КПИРАКС
ТРСАЕС
АТМЬ
НКВЧУА

Ключ к тесту
  1. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.)
  2. ЛАМА.
  3. ПУШКИН. (Все остальные слова – фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.)
  4. ЧЕРНО.
  5. КЛЮЧ.
  6. СОК. .
  7. ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.)
  8. ВОДО.
  9. БРАНЬ.
  10. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.)
  11. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.)
  12. СКАТ.
  13. ОБРАЗ.
  14. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.)
  15. ЕСТЬ.
  16. ПАРИЖ. (Все остальные слова – названия рек: Темза, Волга, Нигер.)
  17. ВОРОТ.
  18. КЛАД.
  19. БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.)
  20. АЙКА.
  21. ЛАСКА.
  22. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова – орел, воробей, жаворонок.)
  23. ЭЙНШТЕЙН. (Остальные слова – фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.)
  24. ПОБЕГ.
  25. ПОВОД.
  26. ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова – москит, термит, комар.)
  27. ФАЛАНГА.
  28. ОЧКА.
  29. СЕМАФОР. (Остальные слова – коза, бобер, лошадь.)
  30. СКРИПКА. (Остальные слова – брат, сестра, мать, внучка.)
Обработка результатов теста

Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ (коэффициенту интеллекта). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших спсобностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Источники
  • Вербальный тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ) / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.35-46