Союзы употребляемые в разговорной речи. Подчинительные союзы

1.Соединительный союз. 2.Противительный союз. 3.Разговорный вари¬ант союза если. 4.Подчинительный союз со значением за то время как. 5.Под¬чинительный союз цели. 6.Сравнительный союз. 7.Подчинительный союз причины. 8.Сравнительный союз. 9.Подчинительный союз причины. 10.Подчинительный союз вре¬мени со значе¬нием сразу после чего-либо.

Ответы:

1. И, да (в значении и) 2) А, но, да (но), однако, зато 3. раз 4 когда, в то время как 5. чтобы для того чтобы 6. словно. точно. как 7. потому что 8. как будто 9. так как 10.едва, как только

Похожие вопросы

  • Помогите плиз!!! Выпишете из стихотворения Поёт зима-Аукает глаголы в наст.вр. (в скобках укажите лицо и число) сам стих: Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
  • Сколько рейсов понадобится машине, грузоподъёмностью 1 целая 1/3 тонна, чтобы перевезти груз весом в 10 тонн?
  • Какие реформы были у Солона
  • пройдя через дворцовую площадь и перейдя мост через мойку мы увидим старинный дом построенный еще в 18 веке архитектором Платоновым. С виду обычный дом ничем не выделяющийся среди других. Но этот дом дорог всем людям любящим свою Родину и ее историю. Здесь квартира Пушкина ставшая последней в жизни поэта. И мы представляем морозные январские дни 1837 года. Сотни людей идут едут сюда. Нанимая извозчика называют не адрес а только одно к Пушкину. Названия реки Оккервиль впадающей В реку большую Охту одно из самых старинных Названий. Отсюда и повелось название реки неоднократно упоминаемое в документах 17:19 веков. В годы строительства Петербурга у речки были и другие названия Малая Охта Порховка Черная. Расставить запятые
  • Части слова с помошью которых образуются новые слова называются......................и................... .
  • 2. Напишите следующие предложения в вопросительной и отрицательной формах: 1. He knows French perfectly. 2. I understand everything he says. 3. She makes mistakes in spelling. 4. They enjoy their English les¬sons. 5. They live in Kiev. 6. We use our books in class. 7. The plane leaves at ten o"clock. 8. She always comes to class late. 9. I always take the same bus to work. 3. Употребите глаголы, данные в скобках, в Past Simple: 1. We (work) in our garden all day yesterday. 2. I (listen) to the radio until twelve o"clock last night. 3. He always (want) to learn English. 4. Ann and I (talk) over the telephone yesterday. 5. They (live) in France for many years. 6. The meeting (last) about two hours. 7. I (wait) almost two hours for Helen yesterday. 8. She (study) in our class last semester. 9. We (watch) television until eleven o"clock last night. 4. Напишите следующие предложения в вопросительной и отрицательной формах: Образец: Не prepared his lesson well. Did he prepare his lesson well? He didn"t prepare his lesson well. 1. They stayed in Moscow all summer. 2. She planned her work well. 3. The crowd waited a long time to see the famous actor. 4. He worked in that Institute for many years. 5. We arrived home late. 6. He entered this class in April. 7. Ann passed all her examinations. 8. The meeting lasted a long time. 9. They travelled there by train. 5. Образуйте Past Simple и Participle II от следующих глаголов. Проверьте себя по таблице неправильных глаголов: to build, to think, to go, to see, to give, to meet, to write, to read, to know, to take, to teach, to feel, to have, to come, to begin, to find, to get, to say, to tell, to put, to leave, to do, to sing, to lose, to stand. 6. Употребите глаголы, данные в скобках, в Past Simple. Переведите предложе¬ния на русский язык: 1. I (forget) to bring my notebook to class yesterday. 2. The telephone (ring) twice but no one answered it. 3. George (think) about his troubles continuously. 4. Last year Professor Johnes (teach) us both English and mathe¬matics. 5. I (lose) my English book yesterday but (find) it later. 6. The Petrovs (take) their two children to the South with them. 7. He (tell) the whole story to us. 8. The meeting (begin) at ten o"clock yesterday. 9. They (go) to the park after the lesson. 7. Напишите следующие предложения в вопросительной форме, употребляя во¬просительные слова, данные в скобках: Образец: Не arrived at ten o"clock. (What time) What time did he arrive? 1. They sat in the first row. (In which row) 2. The performance lasted two hours. (How long) 3. He went to Leningrad to see some friends. (Why) 4. She put the mail on my desk. (Where) 5. He walked to school with Mary. (Whom with) 6. They spoke to us in French. (In what language) 7. He arrived home very late. (When) 8. Напишите следующие предложения в вопросительной форме, употребляя вопропсительные слова who, what: Образец: My friend likes music very much. Who likes music very much? 1. She wants to visit Moscow. 2. Speech is a kind of vibration. 3. Painting is an ancient art. 4. He collects the paintings of old masters. 5. Every substance is a kind of matter. 6. Metals are the best conductors of heat. 7. The Romans made portraits in stone. 8. Poor lighting makes a piece of sculpture look uninteresting. 9. We know little about early painters.

К фонетическим средствам разговорной речи относится:

  • редукция (сокращение) гласных и согласных, вплоть до полного исчезновения

(/прос так/ — просто так, /чек/ — человек, /грит/ — говорит),

  • упрощение групп согласных, состоящих из двух звуков

(/када/ — когда, /скоко/ — сколько, /пус/ — пусть),

  • «выпадение» звука /в/, находящегося между двух гласных

(/униэрситет/ — университет, / наэрно/ — наверно).

Иногда при произношении слов в разговоре происходит совпадение сразу нескольких процессов, и тогда получается:

/нп эр/, / нм эр/ — например, /чэк/,/ чьк/ — человек.

Для записи разговорной речи используют специальные знаки — / — небольшая пауза, // — большая пауза. Паузы в ней не всегда соответствуют пунктуационным правилам, поэтому интонацию такой речи фиксируют специальными значками.

Лексические средства разговорного стиля

В разговорном стиле возможно употребление практически всех слов, используемых в других стилях. Естественно, что в речи общения мы чаще, чем в других ситуациях используем бытовую лексику

(табуретка, одеяло, люстра, брюки, джинсы).

Но, что чрезвычайно интересно, в такой речи существуют особые способы называния (номинации):

  • стяжение с использованием суффиксов

(вечерка — вечерняя газета, маршрутка — маршрутное такси),

  • стяжение при опущении одного из слов словосочетаний

(диплом — дипломная работа, садик — детский сад, мотор — моторная лодка),

  • конденсаты — употребление глагола вместо глагольного сочетания –

(поступил — поступил в институт, сняли — сняли с должности),

  • метонимия

(за мной в кофточке и женщина с ребенком, встречаемся у Пушкина),

  • имя ситуации — конкретное существительное, которое в определенной группе обозначает конкретную ситуацию

(Ну как прошел ваш диплом — защитили дипломную работу),

  • сочетания местоимений и глаголов

(во что завернуть, что надеть),

  • местоимения и существительного

(чья посылка / подойдите),

  • существительного и глагола

(двор убирает/ куда пошел).

Морфологические средства разговорного стиля

  • многотемность сообщения (автор может перескочить от одной темы к другой, потом вернуться к первой),
  • дробность подачи информации (возвращение к той или иной теме)
  • небольшой объем предложений

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Попробовать себя в тематическом кроссворде по разговорной речи —

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию

Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.

§ 209. Союзы и союзные слова

1. При использовании союзов (сочинительных и подчинительных) учитывается не только присущее им лексико-грамматическое значение, но и стилистическая окраска. Ср.:

1) союзы, используемые в разговорной речи: да, да и, либо, а то, не то, а не то, раз (в значении «если») и др. Например: Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого ружья, как куропатку (Чехов); Раз никому нет дела до меня, останусь и буду жить, как жила (Фадеев);

2) союзы, характерные для книжной речи: благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, вследствие того что, с тем чтобы, ибо, правда (в значении «хотя») и др. Например: Калугин рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания (Л. Толстой); Для торможения слюноотделения абсолютно безразлично, активны или парализованы сосудосуживающие нервы железы, ибо торможение не должно происходить через их посредство (акад. И.П. Павлов);

3) союзы, имеющие устарелый или просторечный для современного языка характер: ежели, кабы, коли, коль, скоро, буде (в значении «если»), доколе, покамест, дабы, затем чтобы, поелику и др. Например: Я до тех пор не знал, что люблю тебя, покамест не расстался с тобой (Куприн); Ежели человек без корней, без почвы, без своего места – неверный это человек (Гладкие); Направо, доколе хватает глаз, протянулось волнующееся Черное море (Н. Морозов). В условиях контекста некоторые из этих союзов (буде, дабы, ежели) придают речи канцелярский оттенок.

2. Различается употребление в придаточных предложениях времени союза пока и сложного союза пока не .

Союз пока употребляется:

1) в значении союза «в то время как», т.е. для указания на одновременность (полную или частичную) действий главного и придаточного предложений, например: Пока он полз, пушки продолжали посылать снаряды через его голову (Симонов); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (Гаршин);

2) в значении союза «прежде чем», например: Много раз менял свое русло капризный Учахан, пока нашел удобное (А. Коптяева).

Союз пока не употребляется:

1) для указания, что действие главного предложения приостанавливается или прекращается действием придаточного предложения, например: Сердце любит до тех пор, пока не истратит своих сил (Гончаров);

2) для указания, что действие придаточного предложения происходит как результат того, о чем говорится в главном предложении, например: Казбич выстрелил, с минуту остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах (Лермонтов).

Употребление в этих значениях союза пока вместо пока не придает высказыванию разговорный характер, например: Они говорили до поры, пока келейник принес самовар... (Горький); Пей, Григорий Пантелеевич, пока почернеешь... (Шолохов).

3. При разграничении синонимичных союзных слов который и какой учитывается различие в оттенках значения между ними; слово который вносит в придаточное предложение общее значение определительности, а слово какой – добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания, например: Ветер легкий и вольный, какой бывает только в степи (Фурманов); Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов (Паустовский); За час тут происходят изменения, какие не могут даже сниться пехоте-матушке (Казакевич).

Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.

Придаточные условные присоединяются к главной части предложения только посредством союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как», «как скоро», «раз», «когда», «кабы», «буде», «ли... ли».

Однако отношение обусловленности может быть передано и без специальных союзов, при помощи лексико-морфологических средств (с формой повелительного наклонения):

Явись теперь на Руси поэт, который был бы неизмеримо выше Пушкина, его появление уже не могло бы наделать столько шума (Бел.).

Такие предложения особенно распространены в разговорной речи.

Отношения обусловленности могут подчеркиваться сочетанием «в том случае»:

Он имеет шанс спастись даже в том случае , если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казак.).

Условные придаточные по отношению к главной части могут занимать любое положение, хотя более характерна препозиция придаточной, так как при таком расположении частей более чётко передаются условно-следственные отношения. Препозиция придаточной части становится единственно возможной, если в главной имеются слова-скрепы:

Между тем если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое, сильное (Купр.);

Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.).

Сложные предложения с придаточными условными имеют две разновидности:

1) предложения с реальным условием (реально-условные);

2) предложения с желаемым, возможным или предполагаемым (гипотетически - условные) условием.

В предложениях первой группы (с реальным условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как скоро», «как», «раз», «буде», «когда», «ли... ли».

Союзы «если», «ежели», «коли», «буде» обычно передают отношение обусловленности в неосложнённом виде.

Наиболее употребителен союз «если», стилистически нейтральный:

Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Остр.).

Союз «ежели» имеет архаический и одновременно просторечный оттенок:

Ежели мы добились одного, добьемся и другого (Фад.).

Союз «коли» («коль») - разговорный:

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.).

Союз «буде» имеет архаическую окраску. Он подчеркивает возможность осуществления условия в будущем:

Буде спросит кто о чём - молчи, коли жив быть хочешь! (М. Г.)

При обозначении нескольких условий может использоваться повторяющийся союз «ли»:

Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусство ей тешат дремлющие чувства (П.).

Предложения с союзами «когда», «как», имеющими разговорный оттенок, и «как скоро», «коль скоро» (арх.) обычно осложняются временными отношениями:


Как голова пуста, так голове ума не придадут места (Кр.);

Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (Бел.).

Союз «раз», характерный для разговорной речи, обычно указывает на осуществившееся условие и вывод, вытекающий из него. Сложные предложения с союзом раз осложняются причинными, отношениями:

Раз выбор зависит от меня, значит я участвую в развитии событий своей свободной волей (Фад.);

Раз приехали, пусть уж нас Москва судит (Б. Пол.).

Причинный оттенок может выступать и при других союзах («если», «ежели», «коли») и обычно подчеркивается частицей «уж»:

Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (Кор.).

При наличии частиц «и», «даже», «же» в придаточных с теми же союзами появляется уступительный оттенок значения:

Все постороннее, все прошлое исчезло из памяти, а если и появлялось в ней временами, то в виде бесформенных обрывков (Казак.).

В предложениях второй группы (с желаемым, возможным или предполагаемым условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «когда», «коли» в сочетании с частицей «бы» (при сослагательном наклонении глаголов), а также посредством специального союза «кабы».

С прибавлением частицы «бы» стилистическая окраска союзов не меняется (см. группу предложений с придаточными частями со значением реального условия):

Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы спать (Н.).

Союз «кабы» имеет фольклорный характер:

Кабы я была царица,- третья молвила сестрица,- я б для батюшки-царя родила богатыря (П.).

Предложения данной группы с союзом «когда», в отличие от предложений с указанием на реальное условие, имеют только условное значение, не осложненное временным отношением:

Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей по роду, не допускал бы их до меду! (Михалк.).


В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами (или (иль), либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли) выражаются разделительные отношения - отношения взаимоисключения или чередования. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами могут быть как двучленными, так и многочленными; большинство из них однородного состава.
  1. Отношения взаимоисключения выражаются с помощью союзов или (иль), либо, не то... не то, то ли... то ли.
Союзы или (иль), либо могут быть одиночными и повторяющимися; они указывают, что содержание первой предикативной части исключает возможность содержания второй и последующих частей, и наоборот. Союз или является стилистически нейтральным и употребляется во всех разновидностях литературного языка. Разговорный вариант этого союза - иль - имеет оттенок устарелости, разговорным является и союз либо. Например: Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (Чехов); Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (Пушкин).
В предложениях с нейтральным повторяющимся союзом не то... не mb отношения взаимоисключения осложняются указанием на трудность выделения из двух или из ряда явлений одного, вследствие неопределенности впечатлений от каждого из них. Например: Не то кому подали лошадь, не то кто новый приехал (Данилевский).
Те же отношения выражаются повторяющимся союзом то ли... то ли, имеющим оттенок разговорного стиля, например: То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).
  1. В предложениях чередования (с повторяющимся союзом то... то) говорится о том, что события, о которых сообщается в предикативных частях, существуют в разных временных планах, то есть чередуются. Такие предложения употребляются во всех стилистических разновидностях литературного языка. Например: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов). Грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание (Лермонтов).

Еще по теме § 88. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами:

  1. 328. Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений
  2. § 87. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
  3. § 88. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
  4. § 203. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения
  5. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  6. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.