Политико-правовая идеология большевизма. В

70-х гг. прошлого столетия в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано прежде всего с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы «Освобождение труда» (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материали-стических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80-90-е гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера. В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно - большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое - меньшевистское. «Большевизм, - по признанию В.И. Ленина, - существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года». Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями.

В свое время большевизм, ленинизм определяли как «марксизм XX в.». Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В.И. Лениным - создателем большевизма - и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и т. п.

Большевистские идеологи (Ленин и др.) вдохновлялись этими положениями и оставались в их смысловом пространстве. Даже тогда, когда расширяли и обновляли традиционный (для классического марксизма) их ряд. Типичный тому пример - ленинская концепция места и роли коммунистической партии в общей системе диктатуры пролетариата. Надо отдать должное большевистской мысли. Она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала.

(название дисциплины)

Москва 2014г.


Задание I.

Прокомментируйте характер развития политико-правовой идеологии большевизма с октября 1917 г. по 1953 г. Какие главные проблемы права затрагивались в этот период времени. Оцените ее значение для развития Советского государства.

Эпоха большевизма начинается с раскола в 1903 году марксистской партии на два течения- меньшевистское и большевистское. Наиболее значительными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин и И.В. Сталин. Лидером и идеологом большевизма стал В.И. Ленин.

По вопросам политики, власти и государства Лениным было опубликовано множество работ, основными из которых были «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция. Учения марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции».

Учение Ленина и получило название ленинизм. Основными положениями большевизма являлись:

Классовость государства-неотъемлемая черта государства. Характерными чертами являлось: осуществление политики в интересах господствующего класса, комплектование аппарата государства из среды господствующего класса;

Господство определенного класса над всеми остальными, ориентация власти на насилие;

Пролетарская революция, задача которой заключалась в уничтожении буржуазного государства, а целью явилось завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата;

Диктатура пролетариата, которая появляется в случае победы социалистической революции. Это необходимая форма перехода к безгосударственному устройству, система власти, которая опирается на силу победившего народа. Ленин считал, что « диктатура пролетариата невозможна, иначе, как через коммунистическую партию.» Руководящее положение коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Конституции- юридической и фактической. Ленин выдвинул идею пролетарской партии, которая должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат.

Государственная форма диктатуры, при которой предполагалось выбросить всех органов власти и подотчетность депутатов;

Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Ленин обращал внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы; эксплуататоры и эксплуатируемые. Он так же замечал, что все формы государства являются диктатурой господствующих классов. Неразрывно с государством связано и право, за которым стоит государственное принуждение. На развитие права оказывали воздействие религия и господствующая идеология. В понимании Ленина, право-это совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии.

Ленин видел, что не все теоретические замыслы государства воплощаются в практике, что коммунисты стали бюрократами, и что это в итоге нас и погубит.

Так вот, развитие партийно-административной системы, которая опиралась на насилие, привело к декларативности демократических положений, противоречию практики и теории. Выражением всего этого и становится сталинизм, но это уже следующий этап развития политико-правовой мысли.

Задание II.

Дайте собственный анализ развития политико-правовой мысли с 1953 г. по настоящее время в России. Дайте характеристику основным тенденциям и концепциям. Покажите взаимосвязь развития политико-правовой теории и политического развития общества в этот период.

Ну, так вот, началом следующего этапа развития политико-правовой мысли послужила смерть Сталина в 1953 году. Это была начальная точка «хрущёвской оттепели», к периоду которой относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков, были закрыты крупные уголовные дела, прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами в Гулаге: Норильское восстание, Кенгирское восстание и др.
С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953-55 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.
В целом, новый курс был поддержан в верхах партии. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.
Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Уайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.
Период застоя — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Иногда в публицистике используется идеологическое клише «Эпоха застоя».
В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли на нет. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий, не были большими.
Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию. Однако в основном вплоть до начала 1987 года о Сталине и его времени

предпочитали просто молчать.
Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы. Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.
Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию). Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности, становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость, готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности.

Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур. Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывали те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом которой был фашизм, именовавший себя в Германии национал-социализмом.

Правовое общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

Общая характеристика большевизма

Тема 19. Политико-правовая идеология большевизма

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего, с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны.

Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции.

На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т.д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена социализма Маркса, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.

В 1898г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно – большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое – меньшевистское.

Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей.


Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой, – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т.д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры – это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего, встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются две возможности. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро).

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т.д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими, так или иначе, вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения.

Введение 3
1. Возникновение большевизма и идеология ленинизма 4
2. Сталинизм 9
3. Необольшевизм 13
Заключение 17
Список литературы 18

Введение

В течение почти 75 лет марксизм был в нашей стране «единственно верным учением», монопольной идеологией с правом знания абсолютной истины. Тем самым существенно ограничивались творческие возможности самого марксизма, не говоря уже о том, что антимарксистскими (а стало быть, антинаучными) объявлялись все доктрины, отличающиеся от марксизма в видении общественных проблем и процессов.
Ссылка на авторитеты основоположников марксизма, цитирование их произведений заменяло научную систематизацию аргументов и фактов, которые подгонялись под нужную тому или иному исследователю цитату. Марксизм наделили теми достоинствами, которые были присущи всему спектру социальной науки.
Российский большевизм как национальная разновидность марксизма опирался на особенности сознания российского общества, в первую очередь крестьянства. Крестьянское сознание в основании своем имело смешанную структуру, в которой иллюзорное, мифическое переплеталось с реальным (ожидание чуда - «вот приедет барин»; коллективистски-общинные настроения; вера в доброго и справедливого правителя; уравнительные отношения и т.п.).

1. Возникновение большевизма и идеология ленинизма

Большевизм как идейно-политическое течение возник в 1903 г. и отражал крайне радикальную форму социалистической идеи. В отличие от большинства социалистических течений большевизм отводил решающую роль субъективному фактору, включающему в свою структуру зрелость рабочего класса, его способность к активным революционным действиям, руководство действиями класса со стороны авангардной партии, соединяющей идеи социализма с рабочим движением. Большевизм преувеличивал также и меру зрелости капитализма, как в России, так и в Европе, исходил из возможности осуществления победоносной социалистической (антикапиталистической) революции. Придерживаясь антироссийских, антинациональных установок, большевики стремились воспрепятствовать стабилизации российской экономики (в связи с этим выступали против реформы Столыпина, которая порождала слой крестьян-собственников и сводила на нет идейные лозунги большевиков), выдвигали лозунг поражения России в первой мировой войне, тезис о превращении империалистической войны в гражданскую и др.
Авантюрно-утопические лозунги, отражавшие вместе с тем глубинные чаяния и интересы русского народа (равенство, справедливость и др.), социально-политическая демагогия, использование всех возможных средств борьбы позволили большевикам в 1917 г. захватить власть в Петрограде, подавить сопротивление всех иных политический сил, установить свою власть в стране, продолжавшуюся почти восемь десятилетий.
Российский большевизм развивался и функционировал в трех основных разновидностях - ленинизм, сталинизм, троцкизм (многие идеи их совпадали, повторялись в конкретных политических действиях, поэтому предложенное разделение в значительной мере условно). Эти разновидности принадлежат, по нашему мнению, к ортодоксальному или классическому большевизму, непосредственно вытекавшему из теории марксизма и из практики Октябрьской революции. Позже в теоретической и практической деятельности КПСС осталась одна разновидность большевизма - ленинизм, причем с теми изменениями и дополнениями, которые были выгодны с точки зрения политической конъюнктуры конкретному вождю большевизма послесталинского периода. Поэтапно это выглядело следующим образом: необольшевизм Хрущева и Брежнева (середина 1950-х - 1980-х гг.), перестроечный большевизм М. Горбачева (1985-1991гг.), рыночный большевизм Б.Ельцина (с 1992 г.).
Охарактеризуем основные разновидности российского большевизма первой половины XX в. и прежде всего ленинизм. Ленин как верный ученик Маркса, последовательный марксист, стремился к развитию марксизма в новых условиях и применительно к российской действительности. Изменения, происшедшие в капиталистическом способе производства на рубеже XIX-XX вв., заставили Ленина подвергнуть капитализм новому анализу и выделить в нем стадию империализма. Из его изучения он сделал главный политический вывод: империализм - высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. Отсюда следовало, что по мере эволюции капиталистическое общество будет неизбежно двигаться к своему закату, загниванию, гибели. Со временем этому положению был придан характер автоматизма. С другой стороны, неизбежность гибели империализма приводила к неизбежности торжества коммунизма. Этим тезисом обосновывалась необходимость ожидания нового общества. При этом лидеры большевиков ставили конкретные сроки достижения коммунизма: Ленин в 1920 г. говорил о 15-20 годах, необходимых для построения коммунизма; Сталин в 1939 г. также определял 20-летний срок; Хрущев в 1961 г. устанавливал 20-летний период; Горбачев в 1986 г. определил более узкую задачу - предоставить каждой советской семье отдельные квартиры к 2000 году и т.п. Естественно, все указанные цели и сроки не были соотнесены с реальностью, носили оторванный от жизни характер .
Ленинский вывод о характере империализма содержал ряд теоретико-методологических погрешностей. Одна из наиболее значительных заключалась в том, что высшая стадия не всегда являет собой последнюю стадию. Империализм нашел новые формы, в которых продолжалась его эволюция (государственно-монополистический капитализм, например). Ленинские выводы, следовательно, во многом носили умозрительный характер.
Ленин развил марксистскую теорию насилия, доведя ее до логического завершения в виде государства диктатуры пролетариата, воплотил это государство на практике. «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть», - отмечал Ленин в брошюре «Победа кадетов и задачи рабочей партии» (1906) .
В социальном основании учения о диктатуре пролетариата лежала марксистская идея о ведущей роли рабочего класса, идеализация экономических и социально-политических возможностей данного класса. На практике рабочий класс оказался не способным осуществлять руководство обществом или отдельными его сферами и с самого начала функционирования государства диктатуры пролетариата был заменен партийно-государственной бюрократией. Партийно-государственная бюрократия на практике воплотила радикальный лозунг: «Кто был ничем, - тот стал всем». Подобная трансформация правящей элиты оказалась весьма опасной для общества - бюрократии, ставшей у власти, пришлось наверстывать упущенное, когда она была никем. Уже летом 1918 г. в стране установилась однопартийная диктатура большевиков, для прикрытия использовавших идею диктатуры пролетариата .
Претворение на практике марксовой теории насилия привело большевиков к созданию структуры власти, основанной на насилии как универсальном, абсолютном действии. Был создан мощный аппарат насилия (милиция, ВЧК, Красная армия и др.), использовавший репрессивные меры в отношении целых слоев населения. Сами государственные органы - Советы с самого начала функционировали с нарушением демократических норм (они соединили в одном органе законодательную и исполнительную власть; в их деятельности отсутствовала должная гласность; создавались многочисленные контрольные органы в связи с отсутствием нормальных экономических отношений; существовал иерархический принцип построения госаппарата, при котором система и уровень служебных привилегий была напрямую связана с должностью, а не с эффективностью деятельности работника; отсутствовали объективные критерии подбора кадров).
Неизбежным спутником большевизма является образ врага - либо сущего, либо вымышленного, мифического. Враг сущий принимает гипертрофированные формы. В основе образа врага лежит теория классовой борьбы, разделяющая общество на непримиримо-враждебные части (белые-красные; богатые-бедные; рабочие-буржуи; патриоты-демократы и т.п.). Образ врага позволяет, во-первых, списать собственные ошибки и просчеты на чей-то (вражеский) злой умысел, происк (как сделал это Сталин в начале коллективизации, списав все ошибки на партийно-государственные кадры); во-вторых, образ врага придает общественной жизни состояние постоянной напряженности, особого психического настроя (не случайно, исследования последних лет показали, что среди партийных, советских, комсомольских работников 1920-1930-х гг. в массовом порядке отмечались явления нервно-психических заболеваний); в-третьих, поиск врага является специфическим видом деятельности, создает условия дополнительной занятости. Образ врага создал и атмосферу милитаризованности обыденной жизни; особый милитаристский язык («битва за урожай», «идеологический фронт», «бойцы идеологического фронта» и др.) .
Радикализм Ленина и его сторонников первых месяцев после октябрьского переворота привел к стремлению скорейшего осуществления переходного периода и перехода к строительству социализма. Политика «военного коммунизма» стала в этих условиях не вынужденной мерой, а общей закономерностью эволюции нового строя. В 1919 г. в статье «Великий почин» Ленин обосновал экономически необходимость ряда мер по установлению коммунизма. В 1920 г. был принят декрет, ликвидирующий частную собственность. Только всеобщее народное недовольство, вылившееся в выступление в Кронштадте, в крестьянскую войну в Черноземье под руководством А. Антонова, заставили большевистское руководство изменить прежний политический курс, отказаться от «военного коммунизма».
Большевизм привнес в политическую жизнь России новую политическую тактику, новую линию политического поведения, в которых отсутствовали принципы (нарушалось единство слова и дела), господствующими нормами являлись демагогия, ложь, лицемерие. Под лозунгами большевизма, официально и легально провозглашенными весной 1917 г., происходил быстрый рост численности партии большевиков - с 24 тыс. в феврале до 350 тыс. в октябре.
Большевистские вожди с весны 1917г. сделали ставку на захват власти, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, причем захват и удержание власти любой ценой, любыми средствами. Так, в условиях угрозы новому режиму со стороны Керенского - Краснова в конце октября 1917 г. Ленин пошел на компромисс по вопросу о создании «однородного социалистического правительства» с включением в его состав эсеров и меньшевиков. Когда угроза миновала, Ленин отказался от формирования такого правительства. В знак протеста большевики Ногин, Рыков и Милютин вышли из состава СНК, а Каменев - из ВЦИК. Ленин был готов на любые уступки Германии (и сделал их), лишь бы сохранить свою власть .
Для большевистских лидеров главной целью в политике было достижение коммунизма - некоего абстрактного состояния. Конкретный человек не являлся ценностью, был «винтиком» и т.п. Человеку не оставалось места в большевистской идейно-политической доктрине. В 1920-1930-е гг. целью внешней политики большевизма была идея мировой социалистической революции, разработанная Лениным и Троцким, приведшая к политике «экспорта революции» и получавшая практическое воплощение вплоть до 1980-х гг. (война в Афганистане стала последним актом этой политической трагедии). Среди вождей большевизма выделялись Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Бухарин, претендовавшие на роль не просто политических лидеров, но и теоретиков большевизма. Из них только Ленин оставался первым и неизменным вождем в течение всего периода идейно-политического господства большевизма (вплоть до рубежа 1980- 1990-х гг.).

1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в середине XIX в. на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.) и французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), того, что позднее В. И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма. Идеи о буржуазной сущности государства, о неизбежности социальной революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства - эти положения лежат в основе доктрины марксизма.

Марксизм - созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) родился в Трире (Германия) в семье адвоката, окончил гимназию, затем юридический факультет Берлинского университета, интересовался историей, философией. После окончания университета переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но отказывается от карьеры ученого. Сотрудничал с «Рейнской газетой», затем в 1842 г. стал ее редактором. После ее закрытия властями в 1843 г. переехал в Париж, чтобы издавать здесь радикальный журнал. В 1844 г. знакомится с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства выслан из Парижа, и переехал в Брюссель. В 1848 был выслан из Бельгии. Переехал сначала в Париж, затем в Кельн. Во время революции в Германии был отдан под суд и выслан из Германии. Отправился сначала в Париж, но был выслан и оттуда, и в 1849 г. переехал в Лондон, где и жил до последних дней жизни, занимаясь наукой.

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) родился в Бремене (Германия) в семье фабриканта, учился в гимназии, которую не окончил, так как отец настоял, чтобы он работал в его фирме. В 1841 г. поступил в гвардейский артиллерийский полк, проходя службу, он посещал лекции в Берлинском университете. В 1842 -1844 гг. жил в Англии и работал в конторе текстильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. проездом из Англии в Германию познакомился с Марксом. В 1848 г. переезжает в Германию, участвовал в вооруженной борьбе на стороне революционных сил. После поражения революции эмигрировал в Швейцарию, а затем в Великобританию. Также как и Маркс, остался без средств, бедствовал, но не стал обременять эмигрантскую кассу, и вынужден был вернуться к работе на фирме «Эрмен и Энгельс», что позволило ему оказывать материальную помощь Марксу и его семье. В 1864 г., после смерти отца, становится пайщиком фабрики, выходит из фирмы со своей долей капитала и в 1870 г. переселяется в Лондон, где и скончался в 1895.

Энгельс изучал военную историю и науку, антропологию и физиологию, турецкую историю, арабскую культуру. Владел практически всеми европейскими языками, знал персидский и немного русский язык.

Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса: «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал», «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг» и др.

Базовыми моментами в теории марксизма является: учение о базисе и надстройке и теория исторического материализма.

Учение о базисе и надстройке.Базис (от гр. basis – основание) - совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе надстройки. Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политики, права, морали, религии, философии, искусства и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и т.д.). Государство и право - часть надстройки и всегда выражают интересы экономически господствующего класса.

Теорияисторического материализма . К. Маркс считал, что история подчиняется определенным законам общественного развития. Человечество, развиваясь от первобытного строя к коммунистическому обществу, проходит ряд этапов, и переход от одного этапа к другому принимает форму классовой борьбы между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Исторический процесс представляет собой последовательную прогрессивную смену общественно-экономических формаций, которая происходит, когда производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями. Этот социальный конфликт разрешается путем революции, после которого все надстроечные структуры приходят в соответствие с новым базисом общества.

Государство.

Происхождение государства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс изложил версию возникновения государства, согласно которой государство возникло, как результат естественного развития первобытного общества. В этой концепции автор выделяет два возможных фактора: первый - решающую роль в возникновении государства играет возникновение классов, т.е. государство возникает как продукт непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления господствующим классом других. Второй фактор заключается в том, что в результате экономического развития усложняется само общество, совершенствуется управление, что и приводит к возникновению государства. Таким образом, государство возникло не только в целях поддержки господства одного класса, но также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Признаки государства : разделение подданных по территориальным делениям; публичная власть; налоги, необходимые для содержания публичной власти.

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Поэтому, чтобы противоположности (классы) не «пожрали» друг друга и само общество в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения. Этой силой стало государство, машина для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Классовая сущность государства. Основоположники марксизма выделяли три основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Согласно марксистской схеме конечная цель исторического развития человечества – построение коммунистического общества. Механизмом перехода от капитализма к коммунизму является пролетарская революция. Само коммунистическое общество имеет две фазы: социализм, главная цель которого ликвидировать основы классового господства и элементы капиталистической формации, основанной на частной собственности при сохранении государства, и коммунизм, когда окончательно исчезнут классовые различия, и отомрет государство. Однако это не означает, что воцарится произвол: управление останется, оно лишь утратит классовый характер, поскольку не будет классовых конфликтов, которые пришлось бы урегулировать с помощью силы. Коммунизм , как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, явит собой высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», который не будет нуждаться ни в правовом государстве, ни в разделении властей и контроле за правящей бюрократией, ни в идеологическом плюрализме.

Право. Для марксизма характерно рассмотрение права как части надстройки (совместно с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации). Будучи обусловлено материальными условиями жизни (базисом), государство оказывает на право определяющее воздействие. Главное в праве – его классовая сущность. В «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», т.е. право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. При этом, говоря о законе, они имели в виду общеобязательное веление государственной власти, и не сводили понятие закона к нормативному акту высшего органа государственной власти, принятому в определенном порядке.

В своих исследованиях права Маркс и Энгельс часто упоминали понятие «права человека», понимая под ним присущие человеку социальные притязания на долю таких элементарных благ как: право на труд, свободу, пищу, жилье, право народа на революцию и т.д. Эти права потенциально существуют в конкретных социально-экономических условиях и не зависят от признания их в законе со стороны государства. Однако с развитием общественной жизни указанные права все чаще будут закрепляться в законе.

Марксизм стал самым влиятельным учением конца XIX – начала XX вв. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в трудах К. Каутского, П. Лафарга, Г. Плеханова, В. Ленина, И. Сталина и др.

Идеи марксизма в России.