Основные типы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций Разные типы школ 1 государственные
Типы и виды образовательных учреждений и организаций.
В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - ʼʼ некоммерческими организациямиʼʼ, поскольку ʼʼучреждениеʼʼ одна из форм некоммерческих организаций, а в законе ʼʼОб образованииʼʼ (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что ʼʼ Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для
некоммерческих организацийʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать
некоммерческие образовательные организации. В соответствии с
Гражданским Кодексом и Федеральным Законом ʼʼО некоммерческих организацияхʼʼ, регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии
учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).
Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.
Типы образовательных учреждений.
Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений
содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной
Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы
образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004
№34-51 -53ин/01-11)
Учитывая зависимость отсвоего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:
I. Дошкольные образовательные учреждения.
2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.
4 Межшк ольные учебные комбинаты.
5.Общеобразовательные учреждения.
6.Общеобразовательная школа-интернат.
7. Кадетские школы.
8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.
9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи.
1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
12.Учреждения для детей - сирот и детей, оставши хся без попечения родителей (законных представителей).
13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.
15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.
16.Образовательные учреждения среднего профессионального
образования (Средние специальные учебные заведения).
17.Образовательные учреждения высшего профессионального
образования (Высшие учебные заведения).
18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).
19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Виды образовательных учреждений.
Дошкольные образовательные учреждения.
‣‣‣ детский сад;
‣‣‣ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
‣‣‣ детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
‣‣‣ детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
‣‣‣ детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
‣‣‣ центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
‣‣‣ начальная школа-детский сад;
‣‣‣ начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
‣‣‣ прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Учреждения дополнительного образования.
‣‣‣ центр (дополнительного образования детей, развития творчества;
‣‣‣ детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительнообразовательный (профильный));
‣‣‣ дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
‣‣‣ дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
‣‣‣ клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (экологобиологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);
‣‣‣ станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));
‣‣‣ школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)
‣‣‣ детский оздоровительно-образовательный лагерь;
‣‣‣ межшкольный учебный комбинат.
Общеобразовательные учреждения.
‣‣‣ начальная общеобразовательная школа
‣‣‣ основная общеобразовательная школа
‣‣‣ средняя общеобразовательная школа
‣‣‣ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов
‣‣‣ гимназия
‣‣‣ лицей
‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат
‣‣‣ гимназия-интернат
‣‣‣ лицей-интернат
‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
‣‣‣ кадетская школа
‣‣‣ кадетская школа-интернат
‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
‣‣‣ открытая (сменная) общеобразовательная школа
‣‣‣ центр образования
‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительнотрудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи.
‣‣‣ центр диагностики и консультирования
‣‣‣ центр психолого-медико-социального сопровождения
‣‣‣ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
‣‣‣ центр социально-трудовой адаптации и профориентации
‣‣‣ центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков
с девиантным поведением.
‣‣‣ специальная общеобразовательная школа
‣‣‣ специальное профессиональное училище
‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.
‣‣‣ специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния
‣‣‣ специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад
‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.
‣‣‣ детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)
‣‣‣ детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
‣‣‣ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
‣‣‣ специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии
‣‣‣ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Оздоровительные образовательные учреждения.
‣‣‣ санаторные школы-интернаты
‣‣‣ санаторно-лесные школы
‣‣‣ санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения.
‣‣‣ суворовское военное училище
‣‣‣ нахимовское военно-морское училище
‣‣‣ кадетский (морской кадетский) корпус
‣‣‣ военно-музыкальное училище
‣‣‣ музыкальный кадетский корпус.
Учреждения начального профессионального образования.
‣‣‣ профессиональное училище
‣‣‣ профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования
‣‣‣ учебно-производственный центр
‣‣‣ техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)
‣‣‣ вечернее (сменное) образовательное учреждение
Учреждения среднего профессионального образования.
1 .техникум (училище)
2.колледж
Учреждения высшего профессионального образования.
‣‣‣ институт
‣‣‣ академия
‣‣‣ университет
‣‣‣ военная академия
‣‣‣ военный университет
‣‣‣ военный институт.
Учреждения дополнительного профессионального образования.
‣‣‣ академия
‣‣‣ институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные
‣‣‣ курсы (школы, центры) повышения квалификации
‣‣‣ учебные центры службы занятости
Типы и виды образовательных учреждений и организаций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы и виды образовательных учреждений и организаций." 2017, 2018.
Федеральное законодательство об образовании не содержит определений понятий «форма», «тип», «вид», «категория», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Тем не менее, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» эти понятия используются, хотя иногда в виде ссылок. Так, например, о формах говорится следующее: «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций ». (ст. 22, п.1). И далее – в п.4, ст.22, говорится: «Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной ».
Термин «виды» теперь используют только применительно к видам образования, образовательным программам, образовательной деятельности, но не к образовательным организациям (ст.2).
О типах же в соответствии со ст. 23 ФЗ говорится следующее: «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности ».
ФЗ выделяет следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы :
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации должны содержаться в ее наименовании.
В наименовании также могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.
Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существовавшие ранее бюджетные учреждения наиболее близки по своим возможностям к нынешним казенным учреждениям, новое же бюджетное учреждение стало ближе к современному автономному.
Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений:
· казенное учреждение – это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;
· бюджетное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».
Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».
Различия между учреждениями этих форм представлены в таблице 2
Таблица 2. Характеристика форм образовательных учреждений
Критерии сравнения | Формы учреждений | ||
Казенное | Бюджетное | Автономное | |
1. Основные направления деятельности. | Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления |
2. Сферы, в которых может быть создано. | В любых | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами |
3. Способ финансирования. | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | На основе финансирования государственного или муниципального задания | |
4. Способ доведения денежных средств. | По бюджетной смете | Через субсидии | Через субсидии |
5. Учет иных доходов в процессе финансирования. | Иные доходы учитываются при определении объема финансирования | Размер субсидии не зависит от иных доходов | |
6. Право на ведение приносящей доход деятельности. | Должно быть предусмотрено учредительными документами | Должно быть предусмотрено учредительными документами | |
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности. | Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения | |
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности. | Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности | |
9. Выделяемые виды имущества. | Не выделяются | Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств | |
10. Распоряжение имуществом. | Распоряжается с согласия собственника | Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно | Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно |
11. Органы управления. | Не меняются | Не меняются | В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет |
12. Субсидиарная ответственность учредителя. | Есть | Нет | Нет |
13. Ответственность учреждения перед кредиторами. | Отвечает денежными средствами | Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств | |
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью». | Обычный порядок | С согласия учредителя | С согласия учредителя либо наблюдательного совета |
15. Заключение контрактов. | От имени учредителя | От своего имени | От своего имени |
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». | Распространяется | Распространяется | Не распространяется |
17. Возможность получать займы, кредиты. | Не могут | Могут с учетом установленных законом ограничений | Могут |
18. Возможность создания иных юридических лиц. | Отсутствует | Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника |
Сравнительная характеристика бюджетных, автономных, казенных учреждений позволила выявить разницу в финансовом обеспечении, порядке использования средств от приносящей доход деятельности, в привлечении заемных средств, в проведении финансового контроля.
В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.
Вариативность образовательных программ
Вариативность образования - это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.
Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС. Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:
- создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
- свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
- возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
- формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.
Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.
Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).
Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым формам государственным, муниципальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и религиозной организации).
Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются примерными.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Права и обязанности учреждений дополнительного образования распространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Согласно Федеральному закону (ст. 13) в уставе образовательного учреждения указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
учредитель;
организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса,
в том числе:
язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
порядок приема обучающихся, воспитанников;
продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
Режим занятий обучающихся, воспитанников;
наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
Осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
Компетенция учредителя;
структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
Порядок изменения устава образовательного учреждения;
порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса;
8) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу.
Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения изложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
Граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
К образовательным относят учреждения следующих типов:
Дошкольные;
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
Учреждения дополнительного образования взрослых;
Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Учреждения дополнительного образования;
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
Учреждения дополнительного образования детей;
Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Дошкольные учреждения - ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образовательных программ:
начальное общее;
основное общее;
среднее (полное) общее образование.
Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни.
Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам.
Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом образовательного учреждения. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.
Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.
Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.
Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобразовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получения образования выявляют следующие особенности:
тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;
создание прочных основ профессиональной ориентации;
создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью;
ориентация на социальный заказ.
Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются пре-имущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:
начального (училища);
среднего (техникумы, колледжи);
высшего (институты, университеты, академии);
послевузовского (аспирантура, докторантура);
курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.
Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования.
В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:
межшкольных учебных комбинатах;
учебно-производственных мастерских;
учебных участках (цехах);
в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;
в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).
Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.
Высшее образование - образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе.
Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование - это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.
Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Докторант - это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
Посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников - для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - интернаты, детские дома - решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).
Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.
Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.
Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании.
Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.
Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер).
Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.
Вопросы для самоконтроля
Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.
Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения.
Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства Российской Федерации.
В чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой?
Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.
Основная литература
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.
3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогичес- кое общество России, 1999.
Дополнительная литература
Итак, скоро ваш ребенок должен пойти в первый класс. Вы купили кучу справочников, изучили Интернет-сайты школ, поспрашивали знакомых о том, где учатся их дети. Но уже на этом этапе вы столкнулись с первыми трудностями, а именно: какой тип (вид) школы выбрать – обычную общеобразовательную, частную или еще какую-нибудь? Дилемма.
Раньше выбор школы определялся тем, насколько близко она располагалась к дому. То есть, чем ближе, тем лучше: ребенок меньше времени будет тратить на дорогу, меньше уставать, да и бабушкам с дедушками будет проще забирать внука или внучку после уроков, если вы работаете.
Но сейчас многих родителей такой подход уже не устраивает: они хотят, чтобы их дети получили качественное образование, изучали иностранные языки, чтобы школа организовывала поездки заграницу и тому подобное. Список требований можно писать еще долго. Сможет ли государственная школа удовлетворить эти запросы? Или частная школа – более подходящий вариант? А, может, выбрать гимназию с каким-нибудь уклоном?
Так, как же разобраться в том разнообразии школ, которые сейчас есть в Москве? На самом деле, все не очень сложно – главное, понять то, чем различные виды учебных заведений отличаются друг от друга.
Давайте рассмотрим их основные типы, пользующиеся наибольшей популярностью в Москве.
1. Государственные школы
Государственные школы существуют в России уже много лет. Они, как видно из названия, финансируются государством, поэтому образование в них бесплатное, что является их неоспоримым плюсом. Еще одним важнейшим преимуществом подобных школ является государственный контроль учебного процесса: таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что школьная программа была одобрена Министерством Образования РФ. Обычно такие школы находятся недалеко от дома. Дорога в школу может занимать у ребенка 10-15 минут.
К недостаткам данного вида школ можно отнести низкий уровень преподавания иностранных языков (не во всех школах, конечно), слишком большие классы, где ребенку не может быть уделено достаточного внимания, нередко здания и классы нуждаются в ремонте.
2. Частные школы Москвы
В этих школах, соответственно, обучение платное. Школьная программа одинакова в государственных и , так как это единая государственная учебная программа. К преимуществам таких школ можно отнести: малое количество учеников в классах, а, соответственно, индивидуальный подход к каждому школьнику, высокий уровень преподавания за счет того, что частные школы переманивают хороших учителей к себе. А главным недостатком является, конечно, дороговизна обучения. Но опять же, качество образования зависит целиком и полностью от конкретного учителя. И в обычной государственной школе можно встретить великолепного педагога, который не только обучает детей каким-то наукам, но и вкладывает в них всю свою душу.
3. Школы со специализированным уклоном
В таких школах учебная программа может отличаться от программы обучения в государственных школах, так как здесь особое внимание уделяется «профилирующим» предметам. К таким школам относятся спортивные, художественные, химико-биологические, математические и другие учебные заведения. Самые популярные школы такого типа – школы с углубленным изучением иностранных языков. В первом классе ребенок начинает учить один язык, а в классе 5 ему дают уже второй. Физико-математические школы также пользуются большим спросом. Здесь обучают, в основном, точным наукам, а гуманитарные проходят для общего развития. Конечно, в первом классе ребенку не будут давать решать сложные математические задачи. Цель учителя на данном этапе — научить малыша шести-семи лет абстрактно и логически мыслить и правильно излагать свои мысли.
4. Гимназии
Здесь могут проводить обучение детей как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Образование, полученное в гимназиях, считается качественным и разносторонним. Но основные предметы, обычно, преподаются на том же уровне, что и в обычной школе. В гимназиях особый упор делается на дополнительные предметы. По сравнению с частными школами в гимназиях редко бывают классы с небольшим числом учеников.
5. Школы — пансионы
Если вы работаете и просто физически не успеваете забирать ребенка из школы (мало того, что надо забрать ребенка, надо же ещё и помочь сделать ему домашнее задание!), то вам лучше всего подойдет именно этот вариант. Обычно пансионы расположены не в Москве, а где-нибудь за городом. Там дети живут пять дней в неделю, но в некоторых школах могут оставаться и на выходные, все зависит от конкретной школы и ее работы.