Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе консультация на тему. Специфика организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи II Основные подходы к организаци

Основной задачей педагога при обучении детей с особыми образовательными потребностями является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

· Активизацию познавательной деятельности обучающихся;

· Повышение уровня их умственного развития;

· Нормализацию учебной деятельности;

· Охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов.

Обучение организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

Активизация познавательной деятельности учащегося; повышение уровня его умственного развития; нормализация учебной деятельности;

Коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

Социально-трудовая адаптация.

Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы.

Для оказания логопедической и психологической помощи организуются коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом школы. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин.

Выпускник девятого класса, успешно освоивший курс основной школы, получает документ установленного образца.

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

Задачи Ответственный Сроки проведения
1. Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля Изучение особых образовательных потребностей Май
2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств школьника. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня адаптации школьника Сентябрь октябрь
3. Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Проведение углубленного диагностического обследования (прил. 3). Психологическое обследование учащихся в период перехода из начального в среднее звено обучения. Педагог - психолог Педагоги Педагог - психолог Ноябрь-март
4. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. Диагностика семейной и социальной ситуации развития. Педагоги Педагог - психолог В теч учеб года Апрель - май
5. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. Диагностика семейной и социальной ситуации развития. Педагог - психолог Социальный педагог Педагоги В течение учебного года
6. Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк Специалисты В течение учебного года
7. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. Педагог - психолог Педагоги Апрель май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения
1. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк. Администрация Педагог - психолог Педагог В течение года
2. Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Педагог - психолог Педагог Родители В течение года согласно графику работы
3. Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса. Динамическое наблюдение за учащимися в рамках работы ПМПк. Администрация Педагог - психолог Педагоги В течение года
4. Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Индивидуальные консультации специалистов. Психолог Педагоги Социальный педагог В течение года

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает :

Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения
1. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Определение стратегии сопровождения учащихся. Психолог Педагог Родители Администрация В течение года
2. 2 Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам. Организация по вопросам сопровождения учащихся: - консультаций для педагогов; - выступлений на пед.советах, -заседаниях школьных методических объединениях; мастер-классов; -обучающих семинаров, - практикумов. Педагог - психолог Педагоги В течение года
3. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК Администрация Психолог Педагоги Специалисты ПМПК Родители В течение года

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

1. Организацию родительских собраний, бесед, конференций по темам:

- «Развитие познавательных процессов школьника»;

- «Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в приготовлении уроков»;

2. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

- «Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития»;

- «Организация процесса обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы»

- «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

- «Учет индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии в процессе взаимодействия с ним: гиперактивность и импульсивность, медлительность, демонстративность, агрессивность, тревожность».

Коррекционно-педагогический процесс – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ОПФР. Система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, которая приобретает новые свойства благодаря своим внутренним и внешним связям.

Процесс обучения в специальном образовательном учреждении отличается целенаправленностью, противоречивостью, двусторонностью, систематичностью, коррекционной направленностью, комплексностью и другими особенностями. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, учителя, логопеда, психолога, школьного врача. Деятельность учителя, логопеда и психолога имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида -учебной деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизания" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация". Этого можно достичь при условии готовности учителя, логопеда и психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя, психолога и логопеда, комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работы по преодолению или предупреждению у школьников с нарушениями устной и письменной речи школьной дезадаптации, являются следующие:

1. единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора наличный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.



В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие блоки:

§ диагностико-консультативный;

§ коррекционно-развивающий;

§ физкультурно-оздоровительный;

§ воспитательно-образовательный;

§ социально-педагогический.

Каждый из блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

Организация целостного воспитательно-образовательного процесса в школе для детей с ТНР

Учебный план школы. Учебные программы, учебники для учащихся с ТНР.

Линейный способ – отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс.

Концентрический способ – один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне.

Спиралеобразный – многократное возвращение к проработке одних и тех же тем и дополнение новых, т.е. ставится проблема, к решению которой уч-ся и педагог постоянно возвращаются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.

Модульный способ – все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностный, контрольно-проверочный.



Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

· Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

· Полный перечень изучаемых предметов;

· Распределение предметов по годам обучения;

· Количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

· Количество часов в неделю на изучение конкретного предмета.

Количество часов на изучение предмета зависит от его общеобразовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования ЗУН, которыми должны овладеть уч-ся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций, актуальной концепции формирования содержания.

В настоящее время в спец. общеобразовательных школах-интернатах предлагаются базовые учебные планы, которые позволяют работать по 5-6-ти дневной рабочей неделе и использовать в школе (классе) индивидуальный учебный план с учетом конкретных условий. Этот документ является нормативным и должен предусматривать изучение предметов базового уровня, коррекционного и школьного компонентов . Создание такого плана начинается с определения языка обучения (русский либо бел.). Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий (1 ч/нед.), уроков по интересам и факультативов, работы спортивных секций и общественно-полезного труда, секций для обучения смежной профессии. С учетом условий деятельности школы устанавливается протяженность учебной недели для 1-5 и 6-10 классов.

Специфические особенности учебного плана спецшколы по сравнению с массовой состоят в наличии коррекционного блока предметов наряду с общеобразовательным и школьным.

Учебная программа – государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем ЗУН по отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам. Программы составляются на основе образовательных стандартов по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В них концентрируется содержание учебных предметов в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.

Структура программы состоит из основного (образовательного) и операционного или практического. В образовательном компоненте может быть расширяющий или сужающий компонент, проблемный, ситуационный и корректирующий компоненты и блок самоконтроля. Программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по основным разделам курса и распределение материала по четвертям. Программы могут быть разноуровневыми и индивидуальными, рассчитанными на учащихся с разными возможностями усвоения материала.

Учебники и учебные пособия для специальной школы создаются как инструмент процесса обучения и обладают определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся с ТНР более полно усвоить содержание образования.

Общие функции учебника:

§ образовательная, реализуемая через усвоение учащимися фактологических сведений и знаний о про методологические принципы, которые используются в учебно-познавательной деятельности;

§ воспитательная, заключающаяся в формировании мировоззрения и положительных качеств личности;

§ коррекционно-развивающая, выражающая в стимуляции развития познавательной деятельности.

В учебниках, создаваемых для специальных школ, должны при­сутствовать :

Пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития и ограничением возможностей;

Средства актуализации знаний и личного опыта;

Средства активизации познавательной деятельности и моти­вации учения;

Средства, направленные на развитие речи и мышления ре­бенка в соответствии с особенностями недостатков развития;

Средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

Задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

Упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов на основе возможностей данного учебного предмета и с учетом своеобразия тех или иных отклоне­ний развития.

Кроме того, при разработке таких учебников учитываются:

осо­бенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти детей той категории, для которой предназначен учебник;

возможности дифференцированного и индивидуального подхода при пользова­нии данным изданием;

определенные требования к оформлению речевого и изобразительного материала в соответствии с речевы­ми и интеллектуальными особенностями учащихся.

Разделы: Администрирование школы

В образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» города Новокузнецка сформированы общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, требующие коррекционно-развивающего обучения. Такие классы являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательного класса строится в соответствиис принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

Цель организации указанных классов

Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы, методическим советом и педагогическим советом учреждения.

В представленном локальном акте, разработанном и внедренном в деятельность центра, рассматриваются основные подходы к организации учебного процесса, система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе и ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются важные моменты в организации системы коррекционно-развивающего обучения, такие как динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. В рамках психологического сопровождения разработаны методы индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения и воспитания на основе психологических рекомендаций. Работа в учреждении ведется в соответствии с локальными актами образовательного учреждения.
Представленное Положение регламентирует деятельность педагогов и специалистов центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения по формированию у детей общих способностей к учению и коррекции недостатков их развития.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
в общеобразовательных классах муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (№687 от 31.08.1998г.), Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» №288 от 12.03.1997г.) в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России, Письмом Минобразования РФ от 4.09.1997г №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, приложением к Учебному плану МОУ ЦЛПДО для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида на основе Базисного учебного плана 2002 года, Учебного плана МОУ ЦЛПДО для общеобразовательных учреждений на основе Базисного учебного плана 2004 года,

1.2. Классы для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, создаются в образовательном учреждении в соответствии с Постановлением Министерства образования Российской Федерации.

1.3. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

1.4. Классы сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции школьных, внешкольных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования.

1.5. Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательного класса строится в соответствиис принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.6. Цель организации указанных классов – создание в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-реабилитационное направления деятельности.

1.7. Содержание обучения направлено на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.

1.8. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.

1.9. Основными задачами КРО являются:

  • нормализация учебной деятельности учащихся
  • активизация познавательной деятельности
  • социально-трудовая адаптация
  • повышение уровня умственного развития
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития
  • Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
  • Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

1.10. Коррекционно-развивающий образовательный процесс организуется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Примерным базисным планом для классов КРО (2002 год), рекомендациями Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (в части реализации общеобразовательных программ).

1.11. Коррекционно-развивающее обучение в данных классах осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования

1.12. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

1.13. В классах КРО работают учителя, воспитатели, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную курсовую подготовку по организации коррекционно-развивающего обучения, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог в соответствии с действующими нормативами и штатным расписанием учреждения.

1.14. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы, методическим советом и педагогическим советом учреждения.

1.15. Классным руководителям данных классов производится доплата за классное руководство в полном объеме в соответствии с нормативами.

1.16. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности по отдельным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе с другими обучающимися, а также факультативные занятия, курсы по выбору по общеобразовательным программам.

II Основные подходы к организации учебного процесса

2.1. Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3. Индивидуальный подход.

2.4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями.

2.5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

2.6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

2.7. Использование многократных указаний, упражнений.

2.8. Проявление большого такта со стороны учителя

2.9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

2.10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

2.11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут.

Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В процессе коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка . Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения группы детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности. Могут быть занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения (в соответствии с Учебным планом учреждения).

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель-предметник и воспитатель группы продленного дня.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трёх учеников, имеющих одинаковые пробелы или сходные затруднения. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится 1 час в неделю.
К индивидуальным и групповым коррекционным занятиям привлекаются логопеды и психологи. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.

Предполагаемый результат обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованного обучения: дети с ЗПР дают значительную динамику в развитии и усваивают многие знания и навыки, которые их сверстники из общеобразовательного класса набирают самостоятельно.

III. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения в составе общеобразовательных классов в МОУ ЦЛПДО

3.1. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, организованы в МОУ ЦЛПДО как в образовательном учреждении, располагающем:

  • специально подготовленными для данной работы кадрами,
  • необходимым научно-методическим обеспечением,
  • соответствующей материальной базой для организации учебного процесса,
  • базой профилактической, психолого-педагогической помощи данной категории детей.

3.2. Порядок приема в данные Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, требующие коррекционно-развивающего обучения, определяется данным Положением и закрепляется в Уставе образовательного учреждения (Изменения к Уставу МОУ ЦЛПДО, пункты 2.3, 2.4, 3.9.6, 3.15.1).

3.3. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, открываются приказом директора центра на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогических комиссий города, области. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

3.4. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, открываются на ступени начального, основного общего образования и функционируют до 9 класса включительно по мере необходимости.

3.5. Обучение в данных классах на первой и второй ступени (II-IX) классы осуществляется по программам общеобразовательных школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). Обучение организуется по учебникам для общеобразовательных школ.

3.6. Распорядок дня для обучающихся в данных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих классов организуется в первую смену по режиму продленного дня с организацией необходимых оздоровительных мероприятий.

3.7. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения данных учащихся в образовательном учреждении приказом директора создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с данной категорией детей, логопед, психолог, социальный педагог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. В задачи консилиума входит:

  • Изучение интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой сферы ребенка.
  • Выявление резервных возможностей ребёнка,
  • разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
  • Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
  • Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в классе) для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию с целью уточнения диагноза и выбора оптимальной формы дальнейшего обучения в образовательном учреждении соответствующего типа.
  • Организация лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных мероприятий.

3.8. С целью развития, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованных дополнительных занятий, для достижения значительной положительной динамики в развитии и усвоении знаний, умений и навыков, которые их сверстники из общеобразовательного класса набирают самостоятельно учебные занятия в группе детей, работающих по коррекционно-развивающим программам, проводятся следующим образом:

Воспитанники, подлежащие обучению по Учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (2002), присутствуют на всех занятиях по учебным предметам в соответствии с расписанием класса (Учебный план общеобразовательных учреждений 2004 года). Учителя-предметники обязаны организовать для данных обучающихся работу по ликвидации пробелов в знаниях, по обобщению, закреплению, повторению учебного материала, а также необходимые коррекционно-развивающие занятия на основе учебного материала в соответствии с изучаемой на уроке темой.

IV. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса

4.1. Наполняемость классов 9-12 человек.

4.2. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в режиме продленного дня: чередование самоподготовки детей под руководством учителя по учебным предметам с занятиями ЛФК, прогулками, кружковой работой и т.д.

4.3. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуально-интегрированное обучение, щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели, выполнение заданий дома под руководством воспитателя) и лечебная психотерапевтическая помощь (врачи-специалисты детского дома и Центра помощи детям могут привлекаться по договору).

4.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, имеющих пробелы в знаниях, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют общеразвивающую направленность, и групповые коррекционные занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 45 минут, наполняемость групп не превышает 9-12 человек.

4.5. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь.

4.6. Учитель-предметник ведет отдельный классный журнал, где записывается прохождение учебных программ по предметам в соответствии с приложением к Учебному плану МОУ ЦЛПДО на основе Базисного учебного плана 2002 года для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, Рабочей программой учителя по предмету.

4.7. Отметки обучающимся за работу на уроке выставляются в классный журнал общеобразовательного класса и класса, работающего по Учебному плану 2002 года.

4.8. Промежуточная аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится на основании Положения о промежуточной аттестации обучающихся МОУ ЦЛПДО.

4.9. После получения основного общего образования выпускник школы, успешно прошедший государственную (итоговую) аттестацию получает Аттестат об основном общем образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование либо продолжить обучение на начальной или средней ступени профессионального образования.

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам. Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи. Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.

Задачи логопеда:

1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.

Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.

Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.

Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателей:

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час)

Проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.

Систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

4. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем

Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушение внимания и памяти

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (простые фигурки, круги и т.д.);хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты и т.д.);собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т.д.)

Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для логопедической группы)

Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия4-5 игрушек, спрятанных на занятии.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности,неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом. Например, «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Авитобус едет быстрее велосипеда – он больше». К мебели могут отнести и лампу, и телевизор, потому что они стоят в комнате; с трудом решают простейшие математические задачи, не в состоянии отгадать несложные загадки.

Личностные особенности детей логопедической группы заметны любому воспитателю, отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, трудно управляемы, а иные, наоборот вялы, апатичны. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости.

Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.

5. Основные направления в работе логопеда и воспитателя

В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

Коррекционно-воспитательное

Общеобразовательное

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое - коррекционно-воспитательное - является наиболее значимым, ведущим. А второе - общеобразовательное - подчиненным.

Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

Остановимся подробнее на содержании и способах осуществления каждой из выше указанных задач в организации коррекционного процесса.

В течении первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа), в параметры которой включаются:

Произношение звуков речи

Их восприятие

Воспроизведение слоговой структуры слова

Состояние словарного запаса и грамматического строя

Сформированость связной речи

Уровень внимания, памяти, воображения (психолог)

Состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач:

а\ представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения;

б\ запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;

в\ учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.

Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (н-р, как ОНР, ФФН с дизартрическим компонентом, возможно только при комплексном подходе.

Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. И первым, очень ответственным этапом коррекционной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.

Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.

При чем, как и у логопеда, у воспитателей, должен отдельно хранится материал по обследованию.

На основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при:

1\ планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы (математика плохо, на один год назад);

2\ отборе программных и коррекционных задач;

3\ создании предметно-развивающей среды;

4\ организации подгрупповой и индивидуальной работы;

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Фронтальные занятия по программе ДОУ.

Коррекционная работа вне заня

Во время режимных мом

Коррекционная работа по восполнению пробелов выявленных в результате обследования,

Остановимся подробнее на этих направлениях коррекционной работы.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемые логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Раньше мы называли эти занятия «коррекционный час» т.е. 40 мин. Из них 20 мин.- для коррекционно-образовательной программе, планируемой воспитателем, 20 мин -. Для индивидуальной работы с детьми, которые запланированы логопедом. сейчас мы внесли коррективы: обязательно в логопедический час выполнение заданий логопеда, а коррекционная работа планируется по подгруппам, но проводится в удобное время утром, на прогулке, вечером и т.д.

1\ игры на развитие зрительного и слухового восприятия

2\ игры на развитие фонематических представлений

3\ лексика, грамматика

4\ речь с движениями

5\ связная речь

6\ работа по индивидуальным тетрадям.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п.

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.

В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

6.Проведение фронтальных занятий по развитию речи .

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?

2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3\ Употребление форм существительных во множественном числе;

4\ Образование притяжательных и относительных прилагательных;

5\ Автоматизация поставленных звуков;

6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

7\ Работа над предложением;

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В начале учебного года, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок. Т.е. планирую работу по развитию речи нужно опять же учитывать результаты логопедического и педагогического обследования.

В отличии от массовой группы на занятиях в логопедической группе, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен 8 раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.

Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными. (см. «Методические принципы планирования занятий»

При проведении логопедом занятий воспитатель присутствует на них, делает записи, используя эти данные при работе с детьми в вечернее время, а так же планируя коррекционную работу с детьми.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода всего педагогического состава группы к речевой коррекционной работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.

По математике:

1. 1\ Употребление существительных единственного и множественного числа;

2\ Сочетание существительных с предлогами.

2.Глагол

1\ Изменение по временам, лицам, числам и родам;

3.Прилагательное

1\ Согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже.

4. Количественные и порядковые числительные;

5. Местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш)

6. Предложения.

По изобразительной деятельности:

1. Предложения с предлогами.

2 .Временные формы глагола. (я нарисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать)

3. Спряжение глагола. (Что делаешь? Что делают?)

4 .Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

5. Навыки связной речи (Как будешь делать?), спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.

Физическая культура и музыка.

1. Предлоги (за кем, перед кем);

2. Глаголы прошедшего, будущего времени.

3 .Приставочные глаголы (прыгали, перепрыгнули)

4. Падежные формы местоимений (ко мне, к ней и др.)

Может быть, эта коррекционная работа не планируется, но она проводится. И воспитатель, и логопед должны использовать все виды занятий для целенаправленной коррекционной работы.

Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка - это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.


3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них программами Министерством образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.

3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

· активизация познавательной деятельности учащихся;

· повышение уровня их умственного развития;

· нормализация учебной деятельности;

· коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

· социально-трудовая адаптация.

3.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не превосходит 4-5 человек.

3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.

3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.

3.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с 1 класса.



3.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается департаментом образования.

3.10. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Вклассах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

4.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися в классы коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и др. специалисты).

4.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.

4.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме.

4.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15-процентный размер надбавки.

4.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Приложение 6

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Психолого-медико-педагогическая служба образовательного учреждения создается в соответствии с программой «Столичное образование», утвержденной постановлением Правительства Москвы № 557 от 5 июля 1994 г.

1.2. Психолого-медико-педагогическая служба школы (в дальнейшем школьная ПМПС) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации, проблемам в обучении и поведенческим расстройствам.

1.3. В связи с межведомственным характером деятельности школьной ПМПС на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются все льготы и права соответствующих ведомств.

1.4. Порядок открытия школьной ПМПС, организация, условия материального обеспечения, финансирования, контроля за работой определяются приказами окружного управления, Московского комитета образования.

1.5. Методическое руководство работой школьной ПМПС осуществляется Московским комитетом образования, Управлением образования округа.

1.6. Школьная ПМПС в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», документами Московского комитета образования по нормативно-методической базе учебно-воспитательного процесса, решениями Министерства образования Российской Федерации, соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов, Положением о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, Положением о психолого-медико-педагогической службе округа.

1.7. Школьная ПМПС для обеспечения своей деятельности может привлекать бюджетные средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.8. Основной функциональной единицей школьной ПМПС является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем - Консилиум).

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Целью организации Консилиума является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

2.2. Задачи Консилиума определяются Положением о ПМПС округа, выделенными уровнями функционирования ПМПС округа.

2.3. В задачи Консилиума входит:

2.3.1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

2.3.2. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольных учреждений специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, к школьному обучению как по общеобразовательным, так и по коррекционно-развивающим программам.

2.3.3. Диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы.

2.3.4. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.

2.3.5. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

2.3.6. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года - решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.

2.3.7. При положительной динамике и компенсации недостатков - определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам.

2.3.8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

2.3.9. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.

2.3.10. Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.