Организация экономической дипломатии международный уровень. Понятие экономической дипломатии, ее цели и задачи

Защищая интересы страны.

РУСЛАН ШАФИЕВ

Даже во втором десятилетии XXI века отечественные и зарубежные специалисты так и не пришли к согласию по вопросам экономической дипломатии. Нет единого подхода к понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями на эту тему не так много.

Среди отечественных ученых и дипломатов это основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В. Д. Щетинин, а также И. А. Орнатский, Л. Д. Градобитова, академик И. Д. Иванов, Т. В. Зонова, М. А. Конаровский, Д. А. Дегтерев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Г. Каррон де ла Каррьера, Н. Бейна и С. Вулкока, А. Касымова и Б. Гиясова.

Впервые слово «дипломатия» было употреблено в Англии в 1645 году1. Классическая форма дипломатии соответствует итальянской модели развития и формировалась на основе межгосударственной торговли после подписания Вестфальского мирного договора в Германской империи в 1648 году. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе2.

В 1737 году другой французский дипломат, Антуан Пеке, в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие дипломатического корпуса и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах3. Со временем сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана - до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом4.

И экономическая дипломатия возникла не сразу. Прошли тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Так, отечественный исследователь и политолог Т. В. Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой5. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась6. Российский экономист Д. А. Дегтерев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в Министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе7.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться исключительно на основе визитов отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно интенсивно занимались экономическими вопросами венецианские послы. Изучали экономическое положение страны пребывания, ее финансовое дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он говорил о строительстве дорог, установлении единой системы мер и весов, единой денежной системы8. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии9, которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии10.

Зарождению в Европе экономической дипломатии как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту11.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, Францией и Испанией, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе12. Это дало повод к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать. А французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн13. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а самое главное - слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт (1708–1778) заявил, что британская политика - это британская торговля14. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная политика отдельных государств часто провоцировали международные конфликты.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественного мышления в сторону экономического развития15.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809–1865), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством16.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях17. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров18.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период стала экономизироваться международная политика.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

В 1946 году вышла в свет в переводе на русский язык книга «Дипломат» известного французского дипломата и ученого Жюля Камбона, который удостоился не только высоких постов в дипломатической службе своей страны, но даже был избран за свои научные труды членом французской «Академии бессмертных». В упомянутой книге, выпущенной первоначально в Париже в 1926 году (то есть когда он уже стал академиком), Жюль Камбон утверждал, что «внешняя политика - не дело чувства. Ее задача - согласовывать случайные факты с постоянными законами, управляющими судьбами нации. Эти законы существуют, но от нас они не зависят. Интересы народов не меняются. Их определяют природа, географическое положение и собственный характер народов. Таким образом, история повторяется». Теория и практика экономической дипломатии показывают, что этот тезис не выдержал испытания временем.

В действительности история не повторяется, в том числе и потому, что экономический компонент мирового сообщества находится в постоянном развитии, и в огромной степени эти перемены обусловлены сознательной политической деятельностью с использованием многообразных методов и форм экономической дипломатии. Учиться такой науке и овладевать искусством соответствующей практики - важная задача.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

Как особый, приоритетный вид дипломатии экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это дипломатия авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая. В том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая. Это и дипломатия экологическая, энергетическая, в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная19.

Таким образом, экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В концентрированном виде появление нового качества экономической дипломатии, выражающегося в расширении сфер национального экономического интереса, можно найти в работе В. И. Ленина «Тетради по империализму», в которой приведены конспекты многих книг, представляющих значительный интерес для характеристики мирового хозяйства и мировой политики конца XIX и начала XX века.

С середины XVIII столетия по начало второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии по наши дни - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические, информационные факторы. Россия в этот период способствует формированию идеологии становления многополярного мира. Вторая мировая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Эта структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В 1902 году в Лондоне вышла книга Ф. Маккензи «Американские интервенты», в которой анализировалось влияние американских прямых инвестиций за рубежом, в том числе на область политики и дипломатии, таких компаний, как «Отис элевейтор», «Зингер», «Дженерал электрик». «Экономические силы раньше или позже, но неизбежно находят свое выражение в области политической. Поэтому вопрос о том, когда факт помещения капиталов за границей изменит внешнюю политику, является только вопросом времени», - такое заключение содержится в переведенной в 1920-е годы на русский язык книги «Дипломатия доллара» американских авторов С. Ниринга и Д. Фримэна. В этой книге подробно рассказывается, как с помощью политических, экономических и военных средств в то время создавались за рубежом «зоны жизненных интересов» США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Авторы приводят изречение «За капиталом следует флаг» и в подтверждение делают следующий вывод: «В период между 1870 годом и началом Первой мировой войны армия и флаг составляли самую значительную статью расходного бюджета каждой из главных европейских стран. Организацией военного аппарата преследовались две цели: во-первых, страны, пославшие сюда военную силу, хотели при ее помощи играть более или менее активную роль в политической жизни тех стран, где у них были крупные экономические интересы, и во-вторых, защищать собственность капиталистов в случае нападения на них конкурентов, готовых вытеснить их своим капиталом». Так что речь, как видим, шла о большем, чем элементарное продвижение торговых интересов.

Экономическая дипломатия приобрела, таким образом, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

Следовательно, экономическая дипломатия представляет собой сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений. С их помощью осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса.

Примечания:

1 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. - М., 1961. С. 12; Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М., 2000. С. 13.

2 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. - М. - Пятигорск, 2011. С. 11–12.

3 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ouParfait ambassadeur. - Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2004.

4 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 10.

5 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6.

6 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. - Paris, 1998. P. 17, 272.

7 Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. - М., 2010. С. 14.

8 Трактаты о вечном мире / Сост. И. Андреева, А. Гулыга. - СПб., 2003. С. 60.

9 Впервые данный термин был введен французским экономистом А. Монкретьеном в 1615 году.

10 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. P. 53.

11 A la découverte de l’Europe. - Luxemburg, 2008. P. 25.

12 Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2000) / Под ред. А. С. Протопопова. - М, 2001. С. 37, 46–47.

13 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

14 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. С. 117, 469.

15 Mironov B. Les villes de Russie entre l’Occident et l’Orient, 1750–1850 // Économies, sociétés, civilisations, Mai - Juin 1991, № 46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History, Fall 1989, № 18; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2 - Le Mirail, 1998 // Le Monde, 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N. L. Tranter. - London, 1985.

16 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

17 Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. - М., 1982. С. 3.

18 Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. C. 3.

19 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 9.

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

Стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.

Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира - суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.

Повышение роли экономической дипломатии объясняется в первую очередь многократным ростом значения внешних факторов для развития хозяйства России в период реформ. Страна буквально в одночасье, по историческим меркам, оказалась вовлеченной в водоворот экономической глобализации. При этом российская экономика была вынуждена всего за несколько лет пройти такой этап в эволюции внешнеэкономических связей, который у развитых государств занял десятилетия. С 1991 по 1994 год доля экспорта в ВВП России увеличилась с 5 процентов до 20,5 процента. Заметно возросла роль иностранных инвестиций в экономическом развитии страны. Все это говорит о том, что внешнеэкономические факторы имеют сегодня более важное значение для экономики России, чем когда-либо в прошлом. В полной мере это относится и к условиям ее участия в мировой экономической системе.

Новым фактором, требующим от нашей экономической дипломатии серьезного осмысления и решительных действий, стало глубокое изменение самой сути понятия экономической безопасности России в условиях глобализации. События августа 1998 года показали: от стабильности мировой финансово-экономической системы все больше зависит и экономическое благополучие России. Соответственно, важной задачей российской дипломатии становится постепенное подключение к процессам разработки новой международной торговой системы и финансовой архитектуры, реформирования ключевых многосторонних институтов, действующих в этой сфере.

Наиболее убедительными аргументами российской дипломатии в диалоге с зарубежными партнерами по всем экономическим вопросам -- от перестройки международной торговой системы до привлечения инвестиций в страну -- являются хозяйственный подъем России, укрепление валютно-финансового положения государства, реальные шаги по совершенствованию правовой базы рыночной экономики.

Основной задачей экономической дипломатии в настоящее время является обеспечение интеграции России в мировую торговую и финансовую систему на равноправных условиях, устранение дискриминационных ограничений против российского бизнеса на мировых рынках. На повестке дня -- вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это в очередной раз подчеркнул Президент Российской Федерации В. Путин в своем обращении к экономической элите Германии, на прошедшей в начале апреля 2005 года в Ганновере встрече с германским канцлером Г. Шредером. Здесь необходимо выдержать оптимальный баланс между необходимостью защиты внутреннего рынка товаров и услуг и продвижением интересов наших экспортеров на рынке международном. Поэтому в вопросе о членстве в ВТО главное -- не сроки вступления, а приемлемость для нашей экономики условий участия России в мировой торговой системе.

Российская Федерация уже осуществила ряд важных шагов по пути присоединения к ВТО. В Государственную думу внесен пакет законопроектов, призванных привести российское законодательство в соответствие с нормами и принципами международной торговой практики. Среди них проект нового Таможенного кодекса, нормативные акты, регулирующие основы лицензирования экспортных и импортных операций, применение антидемпинговых и компенсационных мер, сертификации и стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности.

В качестве присоединяющейся страны Россия сможет принять участие в выработке правил мировой торговли в ходе идущего сейчас «раунда развития» ВТО. Таким образом. Российская Федерация на деле втягивается в многостороннюю систему регулирования мировых экономических отношений.

Все более значимым направлением экономической дипломатии России становится обеспечение участия страны в процессах региональной интеграции. В перспективе региональная интеграция может стать одним из наиболее действенных средств придания ходу глобализации управляемого характера.

Разумеется, фундаментальное значение для России имеют интеграционные процессы в рамках СНГ. По мере подъема экономики нашей страны и ее партнеров по Содружеству это региональное объединение может в перспективе сыграть роль одного из стабилизирующих факторов в глобальной экономике.

Крупным шагом в продвижении интеграционных процессов на пространстве СНГ -- и одновременно вкладом в создание региональных механизмов регулирования процессов глобализации -- стало образование Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Россия, Белоруссия. Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Разработанный при самом активном участии России Договор об образовании ЕврАзЭС является основой для перевода сотрудничества между партнерами на качественно новый уровень. Он не только призван повысить эффективность взаимодействия государств-участников, но и создать необходимые предпосылки для постепенной передачи органам Сообщества определенных наднациональных полномочий.

Особо следует отметить то, что в основу ЕврАзЭС положены демократические принципы построения нового миропорядка в условиях глобализации. Система принятия решений выстроена таким образом, что исключает доминирование какого-либо одного государства, нацеливает партнеров на поиск взаимоприемлемых компромиссов. ЕврАзЭС открыто для всех государств, которые примут на себя обязательства по Договору и другим действующим в рамках Сообщества соглашениям.

Есть веские основания полагать, что при заинтересованном подходе со стороны всех участников ЕврАзЭС станет крупным полюсом сотрудничества в рамках СНГ.

Важный вклад в придание более стабильного, управляемого характера процессам глобализации может внести долгосрочное экономическое сотрудничество России и Евросоюза.

Это в первую очередь относится к такой жизненно важной сфере экономики, как энергетика. Здесь особенно ясно виден взаимодополняющий характер интересов России - одного из ведущих мировых экспортеров энергоносителей, и стран Европейского союза -- крупнейшего в мире рынка энергии.

Важное значение имеет объединение усилий России и стран ЕС в проведении научных исследований и разработок. В условиях глобализации именно наукоемкость производственной сферы становится одним из главных факторов, определяющих положение государств в мировой экономике, их привлекательность как партнеров по торговле и инвестиционному сотрудничеству.

Подъем российской экономики в сочетании с динамичным развитием отношений с ведущими странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, членами АСЕАН, Ираном и Японией, создает серьезные предпосылки и для качественного наращивания участия России в интеграционных процессах на этом континенте. Россия своей практической линией в политической и экономической сфере способствует укреплению существующих в АТР интеграционных механизмов, прежде всего форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН. Предлагаемые ею масштабные двух- и многосторонние экономические проекты могут серьезно укрепить устойчивость и динамику развития Азиатского региона именно с учетом новых, дестабилизирующих вызовов и рисков глобализации, которые с особой силой проявились здесь в период финансово-экономического кризиса 1997--1998 годов. В свою очередь, дальнейшая интеграция России в систему регионального сотрудничества станет фактором ускорения развития страны, в том числе Сибири и Дальнего Востока.

Речь идет, в частности, об особом месте нашей страны в формировании новой энергетической инфраструктуры АТР.

По прогнозам, доля Азиатско-тихоокеанского региона в мировом энергопотреблении будет в обозримой перспективе неуклонно расти. Это приведет к увеличению разрыва между собственными запасами энергоресурсов и потребностями экономик этой обширной зоны. Россия готова в долгосрочном плане содействовать стабильности рынка энергоресурсов АТР с помощью строительства крупных нефте- и газопроводов из Сибири в Китай и Корею, масштабных поставок нефти и сжиженного газа с месторождений Сахалина в страны Восточной Азии, АСЕАН и в США.

Другой областью деятельности, в которой Россия как евроазиатская держава могла бы играть особую роль в Азии, является создание единой транспортной инфраструктуры, в том числе за счет объединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог, формирования транспортных коридоров, соединяющих Европу с Южной Азией через Каспий, Западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока.

Для того чтобы плюсы, которые несет с собой глобализация для нашей страны, перевесили возникающие в связи с ее развитием риски, нужно, говоря словами Президента Российской Федерации В. В. Путина, «работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова». Экономическая дипломатия государства -- важное слагаемое такой работы.

Шагнув во второе десятилетие XXI века, отечественные и зарубежные ученые так и не достигли консенсуса по вопросам экономической дипломатии. До сих пор отсутствует единый подход к научно-понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями об экономической дипломатии можно по пальцам перечесть. Среди отечественных ученых и дипломатов - И.А.Орнатский, Л.Д.Градобитова; основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В.Д.Щетинин; а также академик И.Д.Иванов, Т.В.Зонова, А.Е.Лихачев, М.А.Конаровский, Д.А.Дегтярев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Ги Каррона де ла Каррьера; А.Плащинского, Н.Бейна и С.Вулкока, А.Касымова и Б.Гиясова. В данной статье предпринята попытка внести определенный вклад в теорию экономической дипломатии.

Экономическую дипломатию невозможно рассматривать в отрыве от традиционной, классической дипломатии. Само слово «дипломатия» имеет греческое происхождение. Словом «diplõma» назывались в Древней Греции сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланниками на месте прибытия в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия 1 .

Дипломатия как явление прошла эволюционный путь развития от «примитивной» еще до нашей эры в Индии, Китае и Египте во времена первобытнообщинного строя до дипломатии античных Греции, Рима и средневековой Византии, оказавшей влияние на другие государства, особенно города-республики на Апеннинах (Венеция, Генуя, Милан, Рим, Флоренция) и Савойю. Из-за отдаленности Востока от Запада дипломатия стран Азии и Африки не оказала большого влияния на мировую дипломатию, как это сделали Греция, Рим и Византия. Греческая дипломатия, хотя и дала многое для последующей методологии внешних отношений, но все время открыто связывалась с обманом. Дипломатия Древнего Рима, как «сверхдержавы» своего времени, базировалась на использовании силы против более слабого противника и на основном принципе «разделяй и властвуй». Византия взяла много отрицательного из опыта греческой и римской дипломатии и передала в наследство Венеции и другим итальянским городам. Лучшим учеником во всей Италии оказался Никколо Макиавелли, который пошел еще дальше своих предшественников 2 .

Слово «дипломатия» стали употреблять в начале XVII века. Первый случай употребления этого понятия в Англии относится к 1645 году 3 . Классическая дипломатия соответствует итальянской модели развития и сформировалась на основе межгосударственной торговли после подписания в Германской империи в 1648 году Вестфальского мирного договора. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе 4 .

В 1693 году немецкий ученый Г.В.Лейбниц опубликовал «Свод дипломатического права», где впервые употребил слово «diplomaticus» - дипломатический, касающийся международных отношений 5 . Заслуга в употреблении понятия «дипломатия» в том значении, которое мы придаем этому слову теперь, принадлежит французскому дипломату Франсуа де Кальеру, опубликовавшему в 1716 году свою книгу «О способах договариваться с государями, ведении переговоров, выборе послов и посланников и о качествах, необходимых для успешного осуществления этих занятий» 6 . Слово «дипломат» он тогда еще не употреблял и предпочитал говорить о «переговорщиках», а дипломатию рассматривал как науку и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах. Книгу де Кальера перевели со временем на английский и другие европейские языки. Его представление о дипломатии стало настоящей инновацией на международной арене в начале
XVIII века, поскольку в греческий и римский периоды дипломатия была профессией, для которой хитрость и обман считались нормой, а во времена Византии и Средневековья методы лжи и обмана были доведены до уровня искусства 7 .

В 1737 году другой французский дипломат - Антуан Пеке в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие «дипломатический корпус» и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах 8 . Со временем сущность понятия «дипломатия» претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом 9 .

Экономическая дипломатия также возникла не сразу. Прошли сотни и даже тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Отечественный исследователь и политолог Т.В.Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой 10 . Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась 11 . Российский экономист Д.А.Дегтярев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе 12 .

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться на визитах отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу для того, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно много занимались экономическими вопросами венецианские послы. Они изучали экономическое положение страны аккредитования, ее банковское дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

Однако монархи средневековых государств не желали, чтобы иностранные посольства были хорошо обо всем осведомлены и даже вмешивались во внутренние дела. Началась практика, когда послов стали высылать из страны пребывания. Венецианцы очень быстро отреагировали на это и приняли еще в конце XV века ряд мер, направленных на ограничение разведывательной деятельности, а своим гражданам под угрозой серьезного наказания запретили общаться с иностранными послами. С тех пор, по мнению Гарольда Никольсона и В.И.Попова, дипломатия на долгие годы и даже на века начала принимать исключительно политический характер. Дипломаты, соответственно, стали сторониться торговли и торговых отношений. Считалось, что посольство представляет государство, а не отдельных промышленников, что дипломаты не должны заниматься вопросами торговли и что конкурировать между собой - это дело купцов, а посольство не обязано помогать одной группе промышленников в ущерб другой 13 .

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он призывал к строительству дорог, установлению единой системы мер и весов, единой денежной системы14. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии*, (*Впервые данный термин был введен французским экономистом А.Монкретьеном в 1615 г.) которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря шотландскому экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые блистательно заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии 15 .

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, с одной стороны, и Францией и Испанией - с другой, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепил Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе 16 . Это дало толчок к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать; а французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн 17 . В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а главное, слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт-старший (1708-1778 гг.) заявил, что британская политика - это британская торговля 18 . Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная, захватническая политика отдельных государств нередко порождали международные конфликты.

Зарождению экономической дипломатии в Европе, как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств, способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах Земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту 19 .

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе, а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественно-политического мышления в сторону экономического развития 20 .

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809-1865 гг.), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством 21 .

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций», или конференционную дипломатию в международных отношениях 22 . Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по Венскому регламенту стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров 23 .

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

К 70-м годам XIX века политические границы в Европе почти полностью совпадали с экономическими. Стихийное развитие мирового рынка, где товары, услуги, деньги, капиталы, люди перемещались, несмотря на границы, сделало необходимым влияние государства на внешнеэкономические связи. На правительство государств возлагалась обязанность обеспечить безопасность торговых путей, завоевание и удержание колоний, поскольку экономическая экспансия и колониальная торговля рассматривались как свидетельство национального величия. Правительству вменялось в обязанность создание или расширение сфер экономического влияния, на него возлагалось заключение торговых соглашений и активная поддержка собственных предпринимателей 24 .

Рубежом в развитии старой и новой дипломатии считают Первую мировую войну. Если до 1914 года, благодаря торговле и капиталовложениям, в мире наблюдался экономический прогресс, то период между Первой и Второй мировыми войнами стал настоящим крахом экономических взаимоотношений между государствами. Достаточно наглядным, например, явилось развитие торгово-экономических связей между СССР и США на неофициальной основе. При полном отсутствии дипломатических отношений между двумя странами до ноября 1933 года объем американского экспорта в СССР сократился в 1932 году со 103,7 млн. долларов до 12,6 млн. долларов, а в 1933 году достиг еще меньших размеров - всего около 9 млн. долларов 25 . Этому во многом способствовала и начавшаяся в Америке Великая депрессия.

На первый план мирового экономического развития вышли проблемы, связанные с осознанием важности сырьевых ресурсов на планете. Нефть стала геостратегическим сырьем. Нестабильность и дезорганизация мировых энергетических рынков, когда цена на нефть то повышалась, то понижалась, привели при поддержке правительств США, Англии и Франции к образованию картеля «Семь сестер», члены которого заключили Соглашение о правилах конкуренции и ценовом режиме. Правительства выступили в качестве акционеров нефтяных компаний, в некоторых из них приобрели контрольный пакет акций.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период международная политика резко экономизировалась.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждали мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

В настоящее время экономическую дипломатию иногда ошибочно воспринимают как количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве одной страны с другой. Неправильно думать, что если товарооборот значителен, то и экономическая дипломатия находится на высоком уровне. Неверно также представление и о том, что если в зарубежной стране открыто торговое представительство, то с экономической дипломатией все обстоит благополучно.

Как особый, приоритетный вид дипломатии, экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия предназначена для использования возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей. В отстаивании своих экономических интересов внутри страны и за рубежом государство использует свои внутренние ресурсы, традиционные приемы и методы дипломатии, ее инфраструктуру и инструментарий, а также современные информационные средства путем публикаций и выступлений. Эмоциональная среда способствует усилению чувствительности у властных структур и вызывает реакцию другой стороны или международного сообщества.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов, или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая, или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая (в том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая), экологическая, энергетическая (в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная) дипломатия 26 .

Следует заметить, что к этому списку необходимо еще добавить дипломатию евро и доллара - как разновидность финансовой дипломатии на глобальном экономическом уровне - и что торговая, или коммерческая дипломатия является лишь составной частью экономической дипломатии и входит в нее так же, как и другие многочисленные виды.

Экономическая дипломатия опирается на три фундаментальных блока: государственный и международный опыт, а также арсенал приемов, средств и методов традиционной дипломатии; материальные, финансовые и научно-технические ресурсы государства, без которых участие в экономической дипломатии невозможно; институты и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в стране и за рубежом, активно используя которые можно добиться положительного эффекта. Поскольку современная международная жизнь развивается в условиях все более глобализирующегося мира, интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, усиливающейся конкуренции на мировом рынке, кризиса международной финансовой системы и мировой экономической нестабильности, все это создает определенные трудности в достижении сравнительно быстрых и позитивных результатов экономической дипломатии.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

С середины XVIII столетия до начала второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии до наших дней - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последующем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

1 Российский энциклопедический словарь. Книга 1. /Главный редактор А.М.Прохоров. М., 2001. С. 460.

2 Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград, 2000.

3 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. С. 12; Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. М., 2000. С. 13.

4 Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. М., Пятигорск, 2011. С. 11-12.

5 Попов В.И. Указ. соч.

6 De Callières F. De la manière de négocier avec les souverains, de l’utilité des négociations, du choix des ambassadeurs et des envoyés, et des qualités necessaires pour réussir dans ces emplois. Paris, 1716.

7 Кальер, Франсуа де. О способах ведения переговоров с государями. М., 2000.

8 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ou Parfait ambassadeur. Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. М., 2004.

9 Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992-2008 гг.): Автореферат. М., 2009. С. 10.

10 Зонова Т.В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005. №6.

11 Carron de la Carrière G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. Paris, 1998. P. 17, 272.

12 Дегтярев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М., 2010. С. 14.

13 Никольсон Г. Дипломатическое искусство М., 1962. С. 96; Попов В.И. Указ. соч. С. 119.

14 Трактаты о вечном мире / Сост. И.Андреева, А.Гулыга. СПб., 2003. С. 60.

15 Carron de la Carrière G. Op. cit. P. 53.

16 Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000) / Под ред. А.С.Протопопова. М., 2001. С. 37, 46-47.

17 Зонова Т.В. Указ. соч.

18 Попов В.И. Указ. соч. С. 117, 469.

19 A la découverte de l’Europe. Luxemburg, 2008. P. 25.

20 Mironov B. Les villes de Russie entre l´Occident et l´Orient, 1750-1850 // Économies, sociétés, civilisations. Mai-Juin 1991. №46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History. (Fall 1989) №18.; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2-Le Mirail, 1998 // Le Monde. 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N.L.Tranter. London, 1985.

21 Зонова Т.В. Указ. соч.

22 Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. М.: МГИМО, 1982. С. 3.

23 Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1985. C. 3.

24 Зонова Т.В. Указ. соч.

25 Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007): Монография. 2-е изд. с доп. М.: РИА-КМВ, Пятигорск, 2011. С. 193; Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века / Автор и составитель проф. Э.А.Иванян. При участии кандидата исторических наук В.И.Батюка, М.А.Литвиновой, доктора исторических наук В.О.Печатнова. М., 2001. С. 544.

26 Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992-2008 гг.): Автореферат. М., 2009. С. 9.

Причины зарождения экономической дипломатии.

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия - это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения .

Словосочетание “экономическая дипломатия” предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне. Насколько осведомлены мы в истинной роли экономической дипломатии в международных взаимоотношениях, ее рабочих методах, способах, средствах и, в конечном итоге, в эффектах, достигаемых мобилизацией ее возможностей?

Ответ на этот вопрос зависит главным образом от восприятия современной дипломатии вообще, роли экономических связей бизнеса, торговли, финансов и информационных технологий, которую государство ставит в контексте глобализации (обмена, производства, рынков, финансовых потоков), в этом все более взаимосвязанном мире, и постановкой основных задач перед дипломатическими службами - быстро и адекватно реагировать на изменения в мировом сообществе. Осознание своей позиции в этом вопросе диктует соответствующее развитие экономической дипломатии и ее роль в структуре государственной администрации страны.

Краткий внешнеэкономический словарь дает такое определение экономической дипломатии: «специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства сотрудничества в международных отношениях, являющаяся составной частью внешней политики и международной деятельности государства, где внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая в свою очередь, использует свои средства и методы».

Так что же такое экономическая дипломатия в понимании исследователей этой области внешнеэкономических отношений государств. Сегодня существует множество мнений, которые объясняют само понятие и те направления, которыми она занимается: к ним относятся внешняя политика в области экономики и торговли в комплексе или иначе торгово-экономические двухсторонние отношения стран между собой. Более четкого определения этого понятия нет, почти все экономические и дипломатические словари используют термины, которые употребляются в экономической дипломатии и приводят примеры ее применения в отношениях между государствами.



Экономическая дипломатия - причина или следствие?

Коммерческая деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории.

Несколько десятилетий тому назад, особенно после, Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами, была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южно-американских побережий.

Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей .

Наиболее ярким примером как экономическая дипломатия отдельной страны оказывает свое влияние на развитие глобальной мировой экономики и осуществления своих политических интересов можно проследить на примере США. Вашингтон определяет судьбы мира, внутреннюю и внешнюю политику многих десятков стран через посредство Международного валютного фонда, Всемирного банка и ряда других организаций, а также благодаря программам финансовой помощи. Экономическая дипломатия США оказала значительное влияние на создание американского трансатлантического сообщества и глобальной экономики. По оценкам «Вашингтон пост», ее реализацию поддерживают порядка 59% американцев, убежденных, что она приносит реальные дивиденды экономике США и им самим. Осуществлению экономической дипломатии США способствует финансово-экономическая мощь страны и созданная Вашингтоном глобальная экономическая система с особой ролью американской валюты.

Все основные достижения американской внешней политики опираются на прочный экономический фундамент. Если в Европе политические отношения шли впереди экономических связей, и создавали фундамент для продвижения экономических интересов, то для США, наоборот, была характерна опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений. Поэтому, для США именно экономическая дипломатия - использование экономических рычагов для достижения внешнеполитических целей - является приоритетной. Ее осуществление не связано со значительными издержками, вызванными открытым военным вмешательством, а влияние и эффективность оказывается более устойчивой и надежной, чем политическое и тем более военное вмешательство. Некоторые аналитики отмечают, что «внешняя экономическая помощь является удобным инструментом, с помощью которого государство-донор оказывает прямое влияние на страны, ее принимающие». Это универсальный механизм вовлечения стран, которым она предоставляется, в непосредственную зависимость от «донора». Так, по мнению известного ученого-международника С. Рогова, «экономическая помощь имеет и политические последствия». Это четко осознавалось американскими лидерами: еще 13 марта 1943 г. Гарриман отмечал, что «доллары являются одним из наиболее эффективных орудий в нашем распоряжении для воздействия на европейские политические события». Он также отмечал, что «политика оказания экономической помощи является одним из наиболее эффективных средств, которое позволит избежать расширения сферы влияния СССР в Восточной Европе и на Балканах». Стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны, по сути, так как направлены главным образом на достижение и поддержание американского лидерства - главной задачи внешней политики Вашингтона. В этой связи экономическая дипломатия является одним из основных инструментов американской внешней политики по созданию ими новой системы международных отношений.

В последнее время, улучшение коммерческих и экономических взаимоотношений между государствами находится в самом центре дипломатических действий. Основные причины интереса дипломатии к ее историческим экономическим корням основана на следующим:

· В большинстве развитых стран, доля внешней торговли и инвестиций в ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ, постоянно растет по сравнению с местным производством;

· Осуществление экономических реформ в процессах ориентации на рыночную экономику развитых стран, также как и стратегия развития, основанная на укреплении экспорта, содействует более быстрой интеграции государства в глобальную мировую экономику;

· Глобализация торговли и бизнеса - наращивание производства и расширение сферы оказания услуг, создают необходимость активизировать многосторонние регулярные связи между странами.

· Расширение региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для международной торговли и инвестиционных процессов - ЕС, CEFTA, Mercosur, NAFTA, FTAA и другие - определяют в значительной мэре их ведущую роль.

В наше время глобализации мира, характеризующееся экономической взаимозависимостью государств друг от друга, важным элементом в международных взаимоотношениях стала экономическая дипломатия. Это - «измерительный прибор», с помощью которого определяется уровень взаимоотношений между странами. Поэтому, экономика приобрела центральную роль в дипломатических отношениях, границы между традиционными политическими и экономическими дипломатическими действиями становятся более тонкими и «экономическая дипломатия» все больше внедряется в области применения классической дипломатии.

Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.

То что экономическая дипломатия становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений не для кого не секрет и с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений.

2. Основные инструменты старой экономической дипломатии.

3. Причины доминирования торговой дипломатии и ее проявления в XX столетии.

4. Роль международных институтов в формировании и развитии экономической дипломатии.


экономическая дипломатия экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами.
Основными функциями современной экономической дипломатии являются: а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности; б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики; в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике; г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.
В целом современные мировые реалии начала XXI в. ведут к существенным изменениям в экономической дипломатии, например:
Расширяется поле объектов экономической дипломатии. В дополнение к торговле, инвестициям, налогам добавляются вопросы экономического содействия, миграции рабочей силы, конкуренции и др.
Расширяется круг субъектов экономической дипломатии. Наряду с традиционными позициями, отводимыми профессиональной дипломатической службе, в экономическую дипломатию начинают участвовать и другие общественные образования, в том числе частный бизнес. Получает развитие и конкретизация правил поддержки своего бизнеса за рубежом.
Глобализация привносит новые темы и задачи для экономической дипломатии, в связи с чем она перестает быть чисто межгосударственной деятельностью.
Усложняются вопросы институционализации функции по обеспечению своих национальных экономик за счет необходимости правильного восприятия международных правовых норм и институций при условии обеспечения национальных интересов и безопасности.
Появляются отраслевые вариации экономической дипломатии, имеющие глобальный характер: энергетическая, экологическая, продовольственная и т.п. К примеру, в условиях глобализации повышенный интерес вызывает поведение стран в таком ключевом вопросе, как степень обладания энергоресурсами и контроль за их источниками, путями и средствами доставки.
Такая эволюция ведет к изменениям требований, предъявляемых к кадровому составу органов внешних сношений, их способности правильно видеть меняющуюся структуру проблем и их отдельных компонентов, от реагирования переходить к управлению процессом. Отсюда можно сделать вывод: от функции содействовать решению отдельных частных вопросов экономическая дипломатия все больше переходит к обеспечению задач государственного управления процессом в целом.

  • Особенности современной экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности дипломатическими методами.


  • Особенности современной экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на ми.


  • Особенности современной экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на ми... подробнее ».
    Особенности дипломатических


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи. Понятие “экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности...


  • Особенности дипломатических средств в странах Древнего Востока.
    Дипломатия древнего Востока имела свои особые приемы и средства, которые были необходимы для мирного разрешения международных споров.


  • Задачи современной российской дипломатии . Современная российская дипломатия должна быть многовекторной и действовать на всех внешнеполитических направлениях.
    В качестве ядра этих процессов в СНГ выступает Евразийское экономическое сообщество.


  • Особенности МО в эллинистический период.
    В эпоху эллинизма образовалась система государств, находившихся в постоянных дипломатических , культурных и экономических
    Для истории дипломатии эллинистическая эпоха представляет большой интерес.


  • Специфика МО в античности. Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение
    На дипломатию античных республик наложили отпечаток особенности политического строя рабовладельческой демократии.


  • Французская дипломатия - основоположник современной мировой дипломатии , и ныне оказывает ог.
    Достаточно скачать шпаргалки по дипломатической и консульской службе - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Особенности дипломатического протокола в международных организациях.
    После этого наступает очередь назначения постоянного представителя при ООН. В отличии от двусторонней дипломатии здесь не требуется агреман.

Найдено похожих страниц:10