Нормативно-правовое регулирование маркетинговой деятельности. Отдел маркетинга в компании: ключевые задачи и функции Руководитель товарной группы

Вандрикова Оксана Владимировна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Правила маркетинга

Аннотация.В статье рассмотрены основные правила маркетинговой деятельности на рынке которые способствуют максимизации прибылии позволяют создатьбизнес нового поколения.Ключевые слова: маркетинговые правила, прибыль, результат, бизнес, оптимальное решение.

В современном мире восприятие товара давно стало важнее его качества. Успех того или иного бренда непосредственно зависит от умения закрепить правильное представление о компании и предлагаемой ею продукции в сознании потенциального потребителя. Основные правила маркетинга представлены на рисунке 1.

Рис.1.Основные правила маркетинга

Правила маркетингаВсегда иди до концаПланируй маркетингНикогда не сдавайсяПостоянно двигайся на рынкеСтремись к комфортной позиции на рынке

Не используй ходы дваждыРаботай с товаром, который умеешь продаватьДоверяй интуицииРискуй на рынке в экстренных ситуациях Никого не бойся на рынкеВсегда оставляй пространство для маневраНе делай всесамостоятельноРешай проблемы по мере их возникновенияУспех зависит от удачиРаботай по правиламАнализируй все и всегдаВсегда думай о хорошем отдыхеНе стремись объять не объятоеВсегда будь готов к худшемуНе летай в облакахПродолжительная борьба за свою целевую аудиторию между фирмами, реализующими похожий товар, подняла искусство позиционирования на новый уровень. Сегодня именно правильность маркетинговой стратегии позволяет обеспечить стабильный рост продаж и получение высокой прибыли. А это значит, что для эффективного ведения бизнеса необходимо изучить законы сетевого продвижения, важные экономические законы и закона маркетинга, основанные на анализе составляющих успеха всемирно известных компаний.От каждой секунды своего существования любой бизнесмен, маркетолог хочет получить для себя максимум выгоды, одни получают максимум, а другие не получают максимум, неужели все зависит от удачи или все зависит от количества денег, от количества связей?.Любая точка зрения имеет право на существование. От перечисленных выше факторов действительно зависит многое, но не все.

В результате исследований был выявлен еще один фактор, который максимально влияет на результат руководствоваться правилами маркетинга.Соблюдение определенных маркетинговых правил напрямую ведет кмаксимальному результату и прибыли,если не соблюдать, токминимальному.Шанс на успех имеет тот, кто готов идти до конца.Сдашься, лучше не будет, а если нет,то есть шансы на успех.Рынок это неместопостояннойстабильностии комфорта–это место, где нужен креативный подход, поскольку именно ондвижет рынок.Каждый должен делать то, что умеет лучше всегои работатьтолько с тем товаром, который можетпродать.

В стандартных ситуациях намечай объем того, что хочешь получить от рынка, а когдаполучишь–уходи с рынка.Рынки находятся на Земле поэтому полеты в облаках не помогут.Готовность принять худшее мобилизирует и при его наступленииэто не вызовет психологическую травму и можно будет спокойно идти дальше. Только великие при падении встают и снова идут, остальные остаются «умирать».Результат на рынокеможно получить только постепенно, не возможно объять все и сразу.Эффективно работать получается Анализирование отлично развивает рыночное мышлениеи необходимое для того, чтобы осуществлять постоянноерасширение рынка сбыта.План –этоконкретное намерение совершить перечисленные действия, а не просто необязательный список пунктов на бумаге.Стоящему на гребне рыночной волны успех гарантирован.В одну и ту же воду дважды не войти.Довольно часто именно интуиция подсказывает оптимальное решение.Есть много примеров, когда проигрывают и уходят с рынка даже самые сильные компании.

На рынке всегда должно быть пространство для маневра.

Невозможно все делать самостоятельно, эффективнее распределить обязанности выделить для себяболее важные дела.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня,решить клубок проблем почти нереально.

Не все получается с первого раза, не получилось один раз попробуй еще раз удача всегда на стороне настойчивых людей.Соблюдение правила маркетингаэто единственная 100%гарантия того, что будешь действовать в своих интересах.Если работатьпо выше перечисленным правилам,тоони позволяют создатьбизнес нового поколения,результат не заставит себя ждать. Ссылки на источники

1Подгорская С.В., Тарасов А.С. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в образовательной организации аграрного профиля//политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета. 2017. №125. с. 247257.2Вандрикова О.В. Внутриорганизационный маркетинг вузов: цели, методы и влияние на конечные результаты деятельности// Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2015

Специалисты по маркетингу должны знать не только профессиональные процедуры маркетинга, но и уметь соотносить эти знания с правовыми нормами, правилами поведения, установленными в обществе. Маркетинговая деятельность, в целом, предполагает согласование внешней и внутренней среды для достижения поставленных целей. Причем, известно, что внутренняя сила маркетинга контролируема, а внешняя -- не поддается воздействию и субъект маркетинговой деятельности должен к ней приспосабливаться, ориентироваться и учитывать ее.

Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы участников правоотношений и выступают государственным регулятором общественных отношений. Каждый элемент внешней и внутренней среды маркетинга тесно связан с определенными нормативными правовыми актами. Кроме знания общеправовых вопросов необходимо и углубленное изучение специальных правовых норм, которые раскрывают и детализируют маркетинговую деятельность. Право является составной частью внешней среды (макро- и микросреды) и представляет волю государства, выраженную в нормах права. .

В рамках микросреды право регулирует взаимоотношения субъекта маркетинговой деятельности с другими участниками рыночных отношений и именно правовые знания могут позволить:

  • а) должным образом построить свои отношения с потребителями, максимально удовлетворить потребности и реализовать их экономические интересы;
  • б) избежать проблем, связанных с антимонопольным законодательством;
  • в) выбрать наиболее эффективный вид гражданско-правовой договора с посредником.

Рассматривая маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, регламентирующее его составляющие (товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации). Для характеристики комплекса маркетинга, в частности, необходимо:

знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров;

знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т. д.);

знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, Public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.

Таким образом, многие вопросы маркетинга связаны с необходимостью соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта.

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый "экономической конституцией". ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и т. д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:

  • 1) отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. от 9 января 1996 г.) ;
  • 2) вопросы сбыта - федеральными законами от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге";
  • 3) отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
  • 4) ценообразование - Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
  • 5) конкурентные отношения в сфере маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральными законами от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
  • 6) маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", законами РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации", от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-115 и др.;
  • 7) продвижение продукции - Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе";
  • 8) правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:
    • - Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"18 - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;
    • - Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г.) - маркетинг банковской деятельности;
    • - Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - страховой маркетинг;
    • - Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - маркетинг в сфере туристской деятельности;
    • - Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - международный маркетинг и т. д.

Естественно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:

Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и аналогичное Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239, которые регулируют ценообразование в маркетинге;

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 5524;

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 102525;

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 103626, регулирующие сферу сбыта;

Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур России от 13 ноября 1995 г. N 14727, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе, в основном, идентична федеральной. Среди таких актов, например, Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП28.

В сфере маркетинговой деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в организации может регламентироваться локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне организации.

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала. В частности, положения о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии, например, Положение о коммерческом центре (КЦ) Акционерного московского общества "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ), Положение об отделе маркетинга и стимулирования сбыта КЦ АМО ЗИЛ, а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

К источникам, регулирующим маркетинг, помимо нормативных актов следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно статье 5 ГК РФ "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе" . Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота, по существу, заполняют пробелы законодательства. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге, в маркетинге морских перевозок (см., например, ст. 134-135 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права. Они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Международные договоры Российской Федерации могут быть как двусторонние, например о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонние, например Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Как примеры источников международного частного права, регулирующих маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС-1990 г. и т. д. .

Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем подчас они применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами - например, в сфере транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками. По общему правилу международные договоры РФ применяются к маркетинговым правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также сказать, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемницы, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

Будучи надстроечной категорией, по своей природе, право отражает общественные потребности, характер социальных связей, возникающих в данном обществе. Содержание права, равно как и его возможности влияния на поведение людей и хозяйствующих субъектов, прежде всего, диктуются экономическим базисом, находящимся за скобками правовой ткани, теми социально-экономическими явлениями, которые детерминируют специфику правовой оболочки на соответствующем этапе общественного развития.

В нашей стране бурно развивается законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность, что предопределяется условиями переходного периода к рыночным отношениям. Развитие российской экономики требует эффективных правовых норм, в том числе маркетинговых, чего в настоящее время не хватает цивилизованному развитию отечественного народного хозяйства. Об этом постоянно говорят руководители государства, экономисты и юристы; этому придается большое значение как в государственном масштабе, ибо именно развитие этого направления права определяет сейчас развитие отечественной экономики, так и на уровне отдельных промышленных предприятий, представляющих основу рыночной системы хозяйства.

В силу вышесказанного, а также многих других факторов, на наш взгляд, выкристаллизовываются детерминанты формирования маркетингового права35, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте. Причем эти детерминанты охватывают не только отечественную правовую систему, но и международную правовую среду и состоят, в частности, в следующем.

Назревшая объективная необходимость правового регулирования маркетинговой деятельности в Российской Федерации должна генерировать возникновение нового правового механизма и языка, которым необходимо владеть, должна привести к формированию и дифференциации понятий, определению различий, выявлению более четких классификационных критериев и созданию соответствующих типологий, разграничению и упорядочению правового знания, аккумулированию материала в данной области научного и практического знания.

Эффективная маркетинговая деятельность предопределяет коммерческий успех предпринимателя на рынке. При этом у современных маркетинговых служб и других участников маркетинговой деятельности возникают потребности, основанные на опыте практической работы в современных российских условиях. Субъекты маркетинга, адаптируясь к этим условиям, вырабатывают определенные правила игры, которые необходимо использовать в правотворческой деятельности законодательных органов всех уровней, преобразуя указанные наработки в правовые формы. В то же время юридическая доктрина вынуждена реагировать на эти детерминанты пересмотром своих понятий, взглядов, подходов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Данная реакция и приводит, как нам видится, к зарождению в недрах российского правоведения феномена, который уже сейчас можно называть маркетинговым правом.

Исследование любых правовых явлений или отражающих их элементов юридического языка должно начинаться с определения набора значений исходных понятий. При этом принятое содержание определенного правового понятия, дефиниции отражает (в некоторой мере) историю развития науки, ее опыт и обычаи. Именно в этой связи попытаемся вначале уяснить, какое значение необходимо вкладывать в понятие "маркетинговое право".

Термин "маркетинговое право" в силу его новизны пока практически не используется в научно-методической литературе и практике, однако его содержание следует из самого названия. Вместе с тем полагаем, что, будучи запущенным в лексический оборот участниками коммуникационного процесса, информационных обменов - юристами, маркетологами, хозяйственными руководителями, просто гражданами, - он станет употребляемым; его начнут понимать и вкладывать в него значение, отражающее единство мнений или же согласие. Представляется, что, став объектом научного внимания, термин "маркетинговое право" постепенно должен получить широкое применение, приобрести не просто содержание, а содержание с информационно-регулятивным потенциалом. Это содержание следует рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как некоторую данность; во-вторых, как то, что при необходимости можно и нужно корректировать.

До недавнего времени то, что сейчас некоторыми специалистами уже называется маркетинговым правом, существовало в виде нескольких самостоятельных и независимых друг от друга блоков.

Первый блок представляли горизонтальные правоотношения, складывавшиеся между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица по поводу осуществления маркетинговой деятельности. Данные правоотношения традиционно регулировались (в общих чертах) нормами гражданского права. Само же регулирование затрагивало только внешнюю оболочку маркетинговых правоотношений, не создавая механизмов отражения потребностей участников маркетинговой деятельности. Кроме того, законодательством не были охвачены многие направления маркетинговой деятельности.

Очевидно, что в масштабах одной отрасли гражданского права невозможно полное и детальное регулирование маркетинговой деятельности, так как возникающие в этой сфере правоотношения не в полной мере корреспондируются с принципами и методом гражданского права. Вряд ли можно сколько-нибудь убедительно рассуждать о юридическом равенстве продавца и покупателя, хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа. Не находит широкого применения в маркетинговых правоотношениях и краеугольный принцип гражданского права - принцип диспозитивности.

Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации сопровождается бесконечными ссылками на подзаконные нормативные акты, которые зачастую абсолютно не увязываются с требованиями федеральных и региональных законов и в связи со своей реальной применяемостью являются более значимыми, чем буква закона.

Второй блок маркетинговых правоотношений, связанных с организацией и деятельностью исполнительных органов государственной власти, "курирующих" маркетинговую деятельность, рассматривался в рамках административного права и примыкающих к нему отраслей. И это вполне понятно, так как до начала рыночных реформ в России все хозяйствующие субъекты были государственными, то есть представляли собой адресаты плановых заданий, исходящих от государства и тотально контролируемых государством. Сама же маркетинговая деятельность не отвечала своей природе, а складывающиеся в ходе ее реализации правоотношения можно было с полной уверенностью называть публичными.

На наш взгляд, целесообразность и необходимость употребления термина "маркетинговое право" и "маркетинговое законодательство" не вызывают сомнений. Маркетинговое законодательство как комплексную отрасль, имеющую свою родословную, восходящую к гражданскому, хозяйственному (предпринимательскому) и административному праву, можно рассматривать как интегрированную систему правовых норм, регулирующих права, обязанности и ответственность сторон в маркетинговых и прилегающих к ним правоотношениях. Данный термин имеет право на существование еще и потому, что нужно как-то выделить и обозначить круг норм, так или иначе связанных с маркетинговой деятельностью. Так, в целях удобства для практического использования справедливо говорят о корпоративном, конкурентном, банковском, биржевом, приватизационном, конкурсном, сервисном и другом праве.

Нормы по правовому регулированию маркетинговой деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или подотрасль права, то есть выделяются в отдельную сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие маркетинговой деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы субъектов маркетинговой деятельности, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Таким образом, подходы к обоснованию становления маркетингового права опираются на сделанные выше выводы. В любом случае, ясно одно: есть потребность в правовом регулировании маркетинговой деятельности в Российской Федерации. Это подтверждается практикой, российским и мировым опытом. Направленность юридической регуляции формируется и выявляется на основе субъектного и объектного критериев. Осуществлять такую направленность отдельно с позиций публичного или частного права, взятых в их традиционных отраслевых структурах, не представляется возможным. Необходимо маркетинговое право, гипотетически (в науке) и реально (на практике) имеющее органически комплексный характер, обладающее специфическими принципами, предметом, границами и методами регулирования.

Проблему определения понятия и содержания маркетингового права следует рассматривать, опираясь на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, с позиции С. С. Алексеева, весь нормативный материал сначала компонуется в "профилирующие, базовые" отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем - в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых "характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей" .

Российское маркетинговое право как специализированная комплексная отрасль права призвано урегулировать тесно связанные между собой вертикальные и горизонтальные отношения, возникающие в сфере маркетинга, то есть отношения в сфере маркетинговых исследований, продвижения продукции, товарной политики, ценообразования, сбыта и другие (которые в органической совокупности можно именовать маркетинговыми), складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

В основе такого объединения названных общественных маркетинговых отношений находится объект, по поводу которого возникают права и обязанности, составляющие содержание этих правоотношений: организация маркетинговой деятельности субъектами хозяйствования.

Маркетинг является одной из общепризнанных отраслей экономической науки и учебных дисциплин39, которая так же, например, как и бухгалтерский учет, требует специфического правового осмысления и регулирования.

Будучи неотъемлемым элементом рыночной экономики, маркетинг обладает рядом существенных особенностей, отличающих его от других сфер хозяйственной деятельности. Такие особенности базируются, прежде всего, на ключевом принципе маркетинга: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. К этим особенностям нужно отнести следующие специфические элементы маркетинга:

комплексное изучение рынка и использование различных инструментов маркетинговой деятельности;

планирование товарного ассортимента;

планирование сбытовых операций;

управление товародвижением;

организация до- и послепродажного обслуживания покупателей;

формирование ценовой политики.

Перечисленные направления позволяют решать специфические задачи современного маркетинга, а именно:

  • - тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей;
  • - приспособление производства к этим требованиям, выпуск товаров, отвечающих спросу;
  • - воздействие на рынок и общественный спрос в интересах компании.

Таким образом, специфика маркетинга как объекта с необходимым его теоретическим правовым осмыслением и нормативным правовым регулированием состоит в том, что он предполагает такую систему организации хозяйственной деятельности фирмы, при которой разработка, производство и сбыт товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляются на основе комплексного анализа рынка и реальных запросов потребителей с целью получения высокой прибыли. В маркетинге значительное внимание уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. Все это должно учитываться при определении предмета регулирования российского маркетингового права.

Предметом маркетингового права является комплекс общественных отношений, связанных с различными направлениями маркетинговой деятельности, включая маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения и маркетинговые исследования.

Можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, входящих в предмет маркетингового права. Главной выступают непосредственно маркетинговые отношения, то есть те, которые возникают в процессе маркетинговой деятельности, включающей маркетинговые исследования, применение инструментов маркетинга и т. д.

Зачастую маркетинговые отношения могут быть тесно связаны с другими, некоммерческими отношениями (например, такие отношения складываются при получении сертификатов качества на выпускаемый товар). Данная деятельность напрямую не является маркетинговой, но создает базу, а подчас представляет необходимое условие маркетинговой деятельности.

Наконец, в предмет маркетингового права входят вертикальные отношения между государством и субъектами маркетинговой деятельности. К данной группе следует отнести отношения по государственному регулированию и контролю в области рекламы, стандартизации, государственному регулированию цен, антимонопольному регулированию.

Основополагающими правовыми институтами российского маркетингового права, также носящими комплексный характер, являются:

правовое регулирование маркетинговых исследований, получения, использования и распространения маркетинговой информации;

правовое регулирование маркетинговых коммуникаций;

правовое регулирование товарной политики в маркетинге;

правовое регулирование рыночного ценообразования как категории маркетинга;

правовое обеспечение функционирования коридоров товародвижения;

правовое регулирование защиты прав потребителей в области маркетинга;

правовое регулирование конкуренции как фактора маркетинговой среды;

правовое обеспечение организации и управления маркетингом на предприятии;

договорные отношения субъектов маркетинговой деятельности;

ответственность за нарушение маркетингового законодательства.

Все нормы перечисленных выше институтов маркетингового права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать маркетинговое законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

В любом случае уже сейчас видно, что нормы маркетингового права несводимы к гражданскому праву; дело в том, что даже в конструкции частноправовых маркетинговых правоотношений будет постоянно присутствовать ограничение, выражающее публичный интерес.

Поэтому только содержательная характеристика самого маркетингового права, то есть выделенной совокупности норм, и анализ связанной с ними, обслуживающей их системы теоретических и методических суждений могут внести окончательную ясность в проблему специфичности, самостоятельности, статусного положения маркетингового права. В этом отношении представляется важным еще раз подчеркнуть значимость прагматического подхода: если группа норм активно развивается и наполняется отсутствующим в других отраслях содержанием, то это устраняет любые консервативные теоретические соображения об устоявшейся системе права, понятии отрасли и чистоте научных классификаций, хотя, конечно же, не отбрасывает их полностью.

Действительно, в прежние времена, на предыдущих этапах развития права представлялось возможным уложить практически все коммерческие и другие хозяйственные отношения в рамки, например, Кодекса Наполеона или в советском праве - регулировать практически всю совокупность таких отношений в пределах отрасли гражданского права. Сейчас учесть все разнообразие предпринимательских отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно, ибо современное право развивается, разветвляется, специализируется и детализируется по различным отраслям для того, чтобы эффективнее регулировать - с учетом всех тонкостей - различные "участки" общественных отношений. Тем более это важно в сфере маркетинга, представляющего "основу основ", философию всей хозяйственной жизни в условиях рынка.

Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять закон о маркетинговой деятельности, а может быть, и Маркетинговый кодекс. Эта идея поддерживается учеными-экономистами и практическими работниками в области маркетинга.

Современное отечественное законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о маркетинговых отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права. Эти положения необходимо применять с учетом наших национальных особенностей.

Потребность в развитии и использовании на практике маркетингового права стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование маркетинговых отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.

Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которым в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется, прежде всего тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга этих стран.

Маркетинг в России: как все началось . До начала 90-х годов XX в. служб маркетинга на отечественных предприятиях не было. В плановой экономике они и не были нужны. Затем они стали создаваться, но, как правило, бессистемно, без обозначения решаемых ими задач, границ ответственности, зачастую без разработки регламентирующих их деятельность документов. Такое отношение к созданию служб маркетинга вряд ли могло продемонстрировать их роль и место в системе управления предприятиями в условиях рынка, поскольку отдача от их деятельности не была, да и не могла быть сколько-нибудь заметной. В результате у руководителей предприятий возникало разочарова ние этими службами и в силу этого на многих из них службы мар кетинга не получили должного развития. Безусловно, не после днюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что российская высшая школа до реформы не вела подготовку специалистов по маркетингу и в создаваемых маркетинговых подразделениях некому было работать.

На какой же кадровой основе создавались службы маркетинга в 90-х годах? В общем, на базе родственных служб, а именно коммерческих отделов и отделов (служб) сбыта. В обязанности этих структур входили поиск заказчиков, заключение контрактов на сбыт, организация сбыта и некоторые аналогичные сбытовые функции. Как правило, такого рода подразделения не играли определяющей роли в формировании стратегии развития предприятия. Такую роль, как уже отмечалось, играли производственные службы, но никак не сбытовые. Более того, сбытовики, составившие ядро отделов маркетинга, не владели методической основой осуществления маркетинговой деятельности. Ведь вся их прошлая деятельность сводилась только к сбыту того, что уже произведено. А производилось то, что было запланировано. Таким образом, приобретенные в прежней трудовой деятельности стереотипы они привнесли и в новую деятельность, отождествив тем самым маркетинг с элементарным сбытом. На многих отечественных предприятиях внедрение маркетинга проявилось просто в смене таблички Отдел сбыта на табличку Отдел маркетинга, т.е. никаких содержательных изменений не произошло. Следовательно, даже если на некоторых отечественных предприятиях и есть службы маркетинга, это вовсе не говорит о наличии там самого маркетинга. Поэтому есть смысл хотя бы коротко рассмотреть порядок реформирования этих служб, повторив некоторые основные положения.

Порядок создания служб маркетинга

При создании (или развитии) службы маркетинга в первую очередь надо определиться с задачами, которые должна решать эта служба, построить ее организационную структуру, соответствующую этим задачам, или хотя бы прикинуть приблизительно, какой она должна быть. После этого следует приступать к разработке регламентирующих документов, помня, что при их создании можно, а иногда просто необходимо, возвращаться к организационным структурам и задачам с тем, чтобы посредством корректировки обеспечить их взаимное соответствие (в противном случае возникнет путаница и неразбериха уже в процессе деятельности службы).

Документы, регламентирующие деятельность маркетинговых служб

Регламентация маркетинговой деятельности на предприятии, в рамках общепринятых требований, должна быть отражена в положении о службе маркетинга, обязанности же ее работников-в их должностных инструкциях. В этих документах четко описываются задачи, права, обязанности и ответственность самой структуры и всех ее работников. Регламентирующие документы, по сути, позволяют рассадить по местам исполнителей организационной структуры, созданной на предыдущих этапах, и обеспечить их работой.

В специальной литературе можно найти немало образцов регламентирующих документов. Два из них, с некоторыми незначительными изменениями, приведены в специальных приложениях А и Б, которые помещены в конце данного раздела. В приложении А содержится типовое положение о службе маркетинга, в приложении Б - одна из типовых должностных инструкций для руководителя этой службы. Ваша задача - ознакомиться (сейчас или после прочтения всего раздела) с содержанием этих типовых документов с тем, чтобы сделать анализ аналогичных регламентирующих документов, имеющихся на ваших предприятиях, и в случае необходимости выполнить некоторую их корректировку. А если вы еще только учитесь, значит, суть задачи заключается в освоении этого методического материала для последующего использования.

Что касается должностных инструкций, то их корректировку (или разработку) можно выполнить по следующей схеме. Сначала менеджеру рекомендуется самому составить должностную инструкцию для подчиненного (или группы подчиненных). Для этой цели можно использовать любую типовую должностную инструкцию. Затем, не показывая ее подчиненному, попросить его разработать должностную инструкцию для самого себя. На третьем этапе менеджеру следует сопоставить свое представление о работе подчиненного с его представлением о том же самом. В конечном итоге рекомендуется выйти на некий консенсус, сделав подчиненного как бы соучастником в разработке должностной инструкции для самого себя, т.е. учтя и его мнение по поводу того, как должна выполняться порученная ему работа, поскольку он имеет о ней точное представление. Кроме того, являясь соучастником в разработке должностной инструкции, он будет охотнее и точн ее ее и сполнять.

Вот примерно так рекомендуется создавать службы маркетинга, если их создавать с чистого листа. Но если они уже созданы, а работают неэффективно, то требуется введение некоторых изменений, более или менее существенных, и в их структуры, и в регламентирующие документы, и в решаемые задачи. Реформирование даже недавно созданной службы маркетинга на том или ином отечественном предприятии надо начинать с анализа причин, обстоятельств ее появления, корней и истоков, с анализа кадрового состава, его соответствия решаемым задачам. Такой анализ может на многое открыть глаза. Кроме этого, надо четко представлять, какой должна быть служба маркетинга, каким должно быть ее окружение (внутреннее, выражающееся во взаимодействиях службы маркетинга с другими подразделениями предприятия, и внешнее), т.е. каким должно быть содержание маркетинговой деятельности на предприятии. На эти вопросы даются некоторые ответы в последней главе учебника. Но прежде чем приступить к ее изучению, вам нужно выполнить задание 15.3.

Конкурентное преимущество – это то уникальное отличие,

реализовать в течении 6 месяцев.


Коллектив Надежного Развития

Справочные материалы по управлению маркетингом

Положение об отделе маркетинга

I. Общие положения
1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется заместителю директора предприятия.
2. Отдел маркетинга возглавляется начальником отдела или заместителем директора по маркетингу .
3. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.
II. Задачи
1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.
2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
3. Организация рекламы и стимулирования сбыта продукции.
4. Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами и принятыми нарядами-заказами; контроль за поставкой продукции структурными единицами.
5. Осуществление технического обслуживания выпускаемой продукции.
III. Функции
1. Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции: коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, её преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции.
2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.
3. Выявление передовых тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия.
4. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.
5. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек.производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
6. Разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогнозов по платежеспособному спросу на новую и серийно выпускаемую продукцию.
7. Расчет емкости рынка для продукции предприятия.
8. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.
9. Сбор, систем атизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу , включая данные по заявкам на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.
10. Определение географического размещения потенциальных потребителей.
11. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.
12. Исследование структуры, состава и организации работ, сбытовой сети, обслуживающей данный рынок.
13. Изучение уровня организации ремонта и технического обслуживания и их влияния на сбыт продукции.
14. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции; анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции; разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа реклама ций предложений по повышению технического уровня и качества продукции.
15. Анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий и рекламаций , поступающих от потребителей, осуществление контроля за их полным удовлетворением в установленные сроки.
16. Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.
17. Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции; участие в испытаниях новой, серийно выпускаемой и конкурирующей продукции.
18. Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.
19. Организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио); организация и подготовка статей и информации для журналов, газет, радио; подготовка сценариев для кинорекламных роликов, фильмов.
20. Осуществление наружной, световой, электронной рекламы , рекламы на транспорте, прямой почтовой рекламы (планов ых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами).
21. Организация участия предприятия в белорусских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах; подготовка необходимых документов и материалов; организация выставок-продаж, выставок на предприятии.
22. Организация в ходе проведения ярмарок, выставок-продаж показа продукции в действии, демонстрация преимуществ продукции в работе, диапазона возможностей их использования; организация других мероприятий по формированию, потребительского спроса на выпускаемую предприятием продукцию.
23. Разработка предложений по формированию фирменного стиля, организация рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации).
24. Обеспечение представителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки, выставки-продажи, рекламными проспектами и другой рекламной документацией.
25. Обеспечение фирменного оформления рекламных материалов и инструментария исследований рынка и спроса населения; рекламное оформление документов по эксплуатации и ремонту продукции.
26. Анализ действенности рекламы , ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; определение эффективности рекламы ; разработка предложений по совершенствованию организации рекламы .
27. Методическое руководство дилерской службой в области сбыта, организация и обучение дилеров и обеспечение их всей необходимой документацией и рекламными материалами по сбыту продукции.
28. Изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования спроса в стране и за рубежом.
29. Изучение и анализ эффективности форм доставки техники потребителям для каждого вида продукции, выпускаемой предприятием.
30. Анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности, стоимости и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети.
31. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.
32. Участие в разработке совместно с техническими отделами инструкций по. эксплуатации, руководств по ремонту и другой документации.
33. Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснов анных расходов.
34. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции.
35. Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.
36. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкций и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений; .представление указанных предложений в отделы главного конструктора, главного технолога, другие технологические службы; участие совместно с ними в определении параметров новых и модернизированных машин и технологий.
37. Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, выявление возможного экономического эффекта у потребителей и суммы прибыли предприятия от продажи новой и серийно выпускаемой продукции.
38. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.
39. Разработка предложений по организации маркетинга на 1 - 2 года с целью обеспечения доставки покупателям продукции в необходимые сроки и в достаточном количестве, своевременной информации о ее потребительских свойствах, установления прямых контактов с потребителями, активного участия в выставках-ярмарках, выхода на новые рынки, расширения номенклатуры иностранных покупателей, повышения эффективности фирменного обслуживания и ремонта.
40. Разработка предложений по стимулированию сбыта продукции, не имеющей спроса, путем повышения качества и технического уровня продукции, организации дополнительной рекламы , снижения цен, улучшения технического обслуживания или в необходимых случаях по снятию изделий с производства.
41. Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.
42. Увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятий с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; участие в формировании годовых, квартальных и месячных номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в сроки и номенклатуре в соответствии с заключенными договорами.
43. Составление годовых, квартальных и ежемесячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль за их выполнением.
44. Организация и планирование отгрузки готовой продукции; принятие мер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.
45. Разработка совместно с планов о-экономическим отделом и другими службами и внедрение внутризаводского хозяйственного расчета, связанного с поставками продукции; предъявление претензий цехам-изготовителям за невыполнение внутризаводских обязательств по сдаче и отгрузке продукции.
46. Организация и руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию продукции.
47. Организация в сервисных центрах гарантийного обслуживания и ремонта продукции, вышедшей из строя в гарантийный период; организация командировок бригад для ремонта продукции, оснащение их необходимыми для ремонта запасными частями, материалами.
48. Сбор первичных сведений об отказах, неисправностях и недостатках в эксплуатации выпускаемой продукции; участие в рассмотрении рекламаций ; рассмотрение претензий по поводу качества выпускаемой техники и составление ответа на предъявленные претензии.
49. Разработка предложений по совершенствованию гарантийного обслуживания и гарантийного ремонта совместно с другими службами, а также мероприятий по повышению качества и надежности выпускаемой продукции.
50. Разработка предложений по технически обоснов анному планированию и выпуску запасных частей, участие в разработке и согласовании номенклатуры запасных частей, изготовляемых предприятием.
51. Участие в анализе эффективности мероприятий, реализованных предприятиями-изготовителями и конструкторскими организациями по повышению качества и надежности продукции.
52. Проведение надзора за правильностью транспортировки, использования и хранения продукции.
IV. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями
1. С отделом главного конструктора
Получает: перечень основных изменений, внесенных в конструкцию выпускаемой техники; техдокументацию по авторскому надзору; чертежи на узлы и детали машин (уточненный экземпляр); инструкции по эксплуатации, обслуживанию и агрегатированию техники; карты испытаний; отчеты по надежности техники в нормальной эксплуатации; руководящий материал по сбору и обработке информации о надежности; техдокументацию по ремонту и эксплуатации техники; технические условия и технические задания на вновь разрабатываемые изделия на согласование; утвержденные технические задания; сведения о снятии с производства устаревших машин; технические характеристики, описания преимуществ, результаты испытаний и другие данные по новым машинам, необходимые для организации их рекламы ; комплекты технической документации; чертежи тары, упаковки (по мере необходимости); нормативно-техническую документацию, необходимую для осуществления предпродажного и гарантийного обслуживания.
Представляет: информацию и отчеты по уровню надежности изготовляемой техники, о выявленных дефектах и отказах; анализ.и предложения по рекламациям и отказам техники в условиях рядовой эксплуатации; справки, перечни по авторскому надзору; техническую документацию на согласование; расход запчастей/на гарантийное обслуживание; информацию о качестве продукции; предложения по разработке ремонтной и эксплуатационной документации; согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия; предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники, улучшению характеристик и конструкций выпускаемой продукции, расширению возможного диапазона ее применения, разработанные на основе требований и пожеланий потребителей, созданию модификаций продукции применительно к определенным географическим зонам, особенностям почвенно-климатических районов, совершенствованию отделки, окраски, упаковки, консервации, обеспечивающих улучшение эстетического вида продукции, ее сохранность в процессе транспортировки и хранения, улучшению ремонтопригодности и подходов при производстве ремонтов, повышению надежности отдельных агрегатов, узлов и деталей, использованию новых и улучшенных материалов, их термообработке и упрочнению, повышению уровня унификации и нормализации конструкций машин, совершенствованию технических условий на новую продукцию, снятию с производства устаревших машин.
2. С отделом главного технолога.
Получает: комплекты технологической документации (по мере необходимости); комплекты технологической документации на консервацию, упаковку, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы (техпроцессы и инструкции), техпроцессы восстановления отдельных деталей и узлов.
Представляет: предложения по совершенствованию технологических процессов и качества изготовления, окраски, консервации, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ; информацию о рекламациях и дефектах выпускаемой техники в условиях рядовой эксплуатации; задания по разработке технологии восстановления отдельных узлов и деталей; предложения по улучшению качества изготовления, сборки и обкатки техники.
3. С отделом (бюро) технической подготовки производства.
Получает: план подготовки производства новых изделий.
Представляет: предложения по совершенствованию подготовки производства новых изделий и ускорению оснащения отдельных технологических операций с целью повышения качества и надежности изделий.
4. С научно-исследовательским отделом.
Получает: заключения.о результатах исследования рекламационных узлов и деталей.
Представляет: рекламационные узлы и детали на исследование; предложения по отработке применения новых материалов, прогрессивных методов окраски гальванических покрытий, консервации, изготовления и термообработки деталей, сборки узлов и изделий.
5. С отделом (бюро) технической информации
Получает: фотографии для технических отчетов, переводы научно-технических публикаций (по заказам), сопоставительные данные по продукции, технологии ее производства, технико-экономические показатели данного и соответствующих передовых и зарубежных предприятий. .
Представляет: заказы на изготовление фотографий для технических отчетов; заявки на поиск информации; приобретение ксерокопий (микрофильмов, экономической литературы); заявки на переводы зарубежных материалов по маркетингу ; заявки на оригиналы материалов для фотосъемок, для воспроизведения материалов с микрофильмов; стендовые рекламные издания (листовки, плакаты), фирменные сувениры и рекламные киноролики.
6. С отделом стандартизации и нормализации
Получает: проекты приказов и распоряжений по внедрению новых и изменению действующих стандартов; информацию о введении новых и изменении действующих стандартов; нормативно-техническую документацию по стандартизации (по заявкам), в том числе на тару, упаковку, окраску, гальванопокрытия; проекты стандартов на отзыв; план работы по стандартизации и унификации.
Представляет: отзывы на проекты стандартов, заявки на нормативно-техническую документацию по стандартизации; предложения по проектам планов по стандартизации и унификации.
7. С патентно-лицензионным отделом.
Получает: заключения по проверке патентной чистоты продукции.
Представляет: предложения для включения в план работ по изобретательству.
8. С отделом внешних сношений.
Получает: заказы-наряды на экспортные поставки с отгрузочными реквизитами и последующими изменениями; перечень заказов-нарядов к исполнению на планируемый период по маршрутам для заказа вагонов; утвержденные планы международных научно-технических связей; планы внедрения передового опыта зарубежных стран; планы специализации и кооперирования производства; предложения зарубежных организаций об установлении сотрудничества; проект плана поставки машин по группам стран на планируемый период.
Представляет: копии отчетов о поставке продукции на экспорт в разрезе года, квартала, месяца, данные по комплектации и отгрузке продукции на экспорт в соответствии с заданиями и условиями заказов-нарядов; предложения в планы международных научно-технических связей; планы сотрудничества с зарубежными странами; заявки на получение от зарубежных организаций технической документации и информации о новой технике и технологии, конъюнктуре рынка; заключения на предложения зарубежных организаций о техническом и научном сотрудничестве; предложения и условия по закупке лицензий и образцов новой зарубежной техники; перечень мероприятий, направленных на улучшение качества и совершенствование конструкций машин с целью удовлетворения требований внешнего рынка и повышения конкурентоспособности продукции.
9. С производственно-диспетчерским отделом
Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства продукции, в том числе запасных частей; оперативные месячные планы-графики сдачи их на склад готовой продукции; изменения, вносимые в планы выпуска продукции; задания на сдачу резервного фонда запасных частей цехами завода.
Представляет: сведения по объему и номенклатуре запасных частей производства предприятия, необходимых для гарантийного обслуживания выпускаемой техники, с целью включения их в план производствами графики отгрузки запасных частей; задания по оперативному решению вопросов гарантийного обслуживания, не предусмотренные планом работ; суточные справки об отгрузке продукции; ежедневный рапорт об отгрузке продукции и запасных частей на экспорт; перечень продукции, по которой сдача продукции отстает от согласованного графика; оперативные заявки на ускорение изготовления отдельных видов продукции; поквартальные данные об общем количестве продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами; планов ую номенклатуру резервного фонда запасных частей на год для выдачи цехам заданий на их изготовление; проекты ежемесячных заданий на изготовление деталей и узлов в резервный фонд запасных частей.
10. С отделом материально-технического снабжения.
Получает: лимиты на горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для работы отдела и сервисных центров: графики завоза материалов на предприятие.
Представляет: заявки на горюче-смазочные материалы, согласованные с транспортным отделом; заявки на все необходимые материалы с указанием срока их завоза.
11. С отделом внешней кооперации
Получает: покупные изделия для гарантийного ремонта, обслуживания и восстановления техники.
Представляет: информацию на покупные изделия для гарантийного ремонта, обслуживания восстановления техники.
12. С транспортным отделом.
Получает: руководящие материалы по использованию транспортных средств; формы отчетности по использованию автомобилей и расходу горюче-смазочных материалов.
Представляет: годовой, квартальный и месячный планы отгрузки готовой продукции; намеченные изменения планов отгрузки; заявки на подачу железнодорожного подвижного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год, а также ежедневные заявки на отгрузку готовой продукции; заявки на аккумуляторы, авторезину и горюче-смазочные и другие материалы; отчеты об использовании транспорта и по расходу горюче-смазочных материалов.
13. С отделом организации труда и заработной платы
Получает: рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения, соблюдению трудового законодательства; .штатное расписание; положение о премировании; коллективный договор, график работы предприятия.
Представляет: предложения по совершенствованию организации труда, систем оплаты труда и материального поощрения, проектам штатных расписаний; отчеты, о выполнении мероприятий коллективного договора, необходимые данные и материалы для.анализа состояния организации труда и заработной платы.
14. С планов о-экономическим отделом.
Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства продукции; планы по хозрасчетным показателям деятельности отдела; оптовые цены на выпускаемую технику и запасные части к ней; изменения цен; проекты цен на новую продукцию; методические материалы по вопросом планирования.и внутризаводского хозрасчета.
Представляет: на утверждение сметные калькуляции на работы и услуги, выполняемые отделом; сметы на содержание отдела и сервисных центров; отчеты по выполнению хозрасчетных показателей и организационно-технических мероприятий; предложения по изменению цен, исходя из конъюнктуры рынка и состояния спроса на данную продукцию; сведения об отгрузке продукции потребителям; сведения об остатках готовой продукции на складах отдела сбыта; данные о недопоставке продукции, сумме недопоставленной по договорам продукции за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала квартала (года); отчет о выполнении плана поставок с учетом заключенных договоров; сведения об остатках готовой продукции.
15. С бухгалтерией
Получает: бухгалтерские данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за отчетный период для анализа и планирования; итоги инвентаризации готовой продукции; данные о наличии на складе готовой продукции в суммарном выражении на 1-е число каждого месяца; директивные и методические материалы по обеспечению правильного ведения бухгалтерского учета; сведения о командировочных расходах (ежемесячных, квартальных, годовых); расчетные листы по заработной, плате.
Представляет: товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку готовой продукции; ведомости на железнодорожный тариф; расчет затрат на гарантийное обслуживание; документы для балансового отчета; справку о нормативной стоимости резервного фонда запасных частей; документы по командировкам специалистов; документы по приходу и расходу готовой продукции.
16. С финансовым отделом
Получает: извещения банка о выставленных покупателями и заказчиками аккредитивах (для исполнения); утвержденные нормативы оборотных средств по готовой продукции; сведения о покупателях, допустивших просрочку с оплатой счетов, платежных требований за отгруженную продукцию или отказавшихся от их акцепта.
Представляет: планы отгрузки товарной продукции; документацию на отгруженную продукцию не позднее первой половины дня, следующего за отгрузкой продукции; ежедневные справки об отгрузке и остатках готовой продукции на складах; договоры на поставку готовой продукции (для согласования); данные о запасах готовой продукции и их соответствии нормативам; платежные требования для выставления счетов на инкассо предприятиям и взыскание сумм за некачественную продукцию с поставщиков запасных частей.
17. С отделом кадров и отделом технического обучения
Получает: рекомендации по подбору и расстановке кадров; планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и служащих.
Представляет: отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров; резерв на выдвижение на руководящие должности; заявки на потребность в кадрах; табели или другие документы учета рабочего времени; заявки на повышение квалификации работников предприятия.
18. С отделом технического контроля
Получает: сводки о дефектах, выявленных на предприятии при изготовлении продукции; справки внешней приемки на проверенные рекламированные покупные изделия; документы, удостоверяющие качество продукции (сертификаты, паспорта).
Представляет: информацию, сводки, сведения по рекламациям на технику в рядовой эксплуатации; сведения по дефектам, обнаруженным в технике в условиях рядовой эксплуатации по вине производственных цехов предприятия; сведения по претензиям, поступающим от сервисных центров; документацию на покупные рекламационные узлы и детали для предъявления их заводам-поставщикам; акты технической экспертизы.
19. С юридическим отделом
Получает: завизированные проекты договоров; завизированные проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера или проекты указанных актов без визы, но с заключением о несоответствии законодательству отдельных положений с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов; заключения или ответы на заявленные контрагентами претензии и иски по поводу ненадлежащего исполнения предприятием договорных обязательств; подготовленные претензии и иски к другим предприятиям, организациям , физическим лицам; "предложения об устранении выявленных при проверке нарушений законодательства.
Представляет: проекты договоров для проверки их соответствия требованиям законодательства и визирования; проекты приказов, распоряжений и других документов правового характера для проверки их соответствия требованиям законодательства и визирования; претензии и иски контрагентов по поводу ненадлежащего исполнения договорных обязательств предприятием для дачи заключений или подготовки ответов; материалы заявления претензий и исков к другим предприятиям и организациям , физическим лицам; документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций.
20. С отделом контроля исполнения.
Получает: подписанные (или с замечаниями) исходящие (копии) и внутренние документы; входящие документы на исполнение и для руководства,
Представляет: подготовленные на подпись исходящие (ответные и инициативные) и внутренние документы; заявления, докладные и служебные записки, направленные руководству предприятия для рассмотрения; согласованные, завизированные или с замечаниями внутренние организационно-распорядительные документы.
21. С производственными цехами
Получает: сведения о принятых мерах по устранению производственных дефектов; документы на взаимные расчеты.
Представляет: сведения о выявленных дефектах по вине цехов, по принадлежности акты технической экспертизы на реклама ционные детали, узлы и акты-претензии, поступающие с места эксплуатации машин; заказы на ремонт (восстановление) узлов, агрегатов машин; заключения на детали и узлы в связи с сертификацией производства и системы качества; сведения на изготовление деталей и узлов, необходимых для восстановления гарантийных машин; документы по взаимным расчетам; акты-претензии, связанные с качеством изготовления деталей и узлов.
V. Права
Начальник отдела маркетинга имеет право
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.
2. Вносить предложения, учитывающие требования потребителей по разработке и организации производства новых изделий, модернизации, повышению надежности, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3. Давать предложения по устранению недостатков в конструкции и технологии производства изделий, выявившихся в процессе их эксплуатации у потребителей.
4. Представительствовать в хозяйственных, планов ых, снабженческо-сбытовых, транспортных и других организация х по вопросам, связанным с планированием и организацией поставок готовой продукции, технического обслуживания и маркетинга .
5. Контролировать производственные цехи в части изготовления продукции, сдача которой на склад готовой продукции отстает от согласованных графиков.
6. Анализировать причины отказов и вносить предложения по совершенствованию конструкций и повышению качества изготовления продукции (изделий).
7. Определять основные направления деятельности отдела, устанавливать круг вопросов, относящихся к обязанностям сотрудников, характер работы, их ответственность, утверждать должностные инструкции для сотрудников отдела.
8. Вносить предложения о премировании работников в соответствии с действующими на предприятии системами оплаты труда.
9. Налагать в соответствии с трудовым законодательством дисциплинарные взыскания на работников отдела за нарушение трудовой и производственной дисциплины.
10. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также работников предприятия для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, потребности и платежеспособного спроса, рекламе, техническому обслуживанию и ремонту.
11. Организовать выставки-ярмарки по реализации своей продукции в условиях оптовой торговли.
VI. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела маркетинга .
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

РЕГЛАМЕНТ РАБОТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «МАРКЕТИНГ»

Организация маркетинга

  • 1.1.2. Анализ удовлетворенности продукцией компании в разрезе торговых марок (ТМ).
  • 1.1.3. Формирование приказа о проведении корректирующих действий по подразделениям с выделением проблем и замечаний.
  • 1.1.4. Мониторинг рекламаций клиентов, подготовка технических заданий по устранению системных рекламаций, связанных с маркетинговосбытовой деятельностью.
  • 1.2. Проведение исследований/опросов, направленных на выявление потребности продавцов и конечных потребителей.
  • 1.2.1. Проведение исследований в розничных точках продаж для повышения конкурентоспособности продукта на рынке, подготовка отчета и рекомендаций.
  • 1.2.2. Проведение исследований по удовлетворенности комплексным продуктом компании, подготовка отчета и рекомендаций.
  • 1.2.3. Анкетирование по удовлетворенности конечного потребителя (опрос покупателей в магазинах), анализ анкет, отчет с рекомендациями.
  • 1.2.4. Формирование приказав проведении корректирующих действий по подразделениям с выделением проблем и замечаний.
  • 1.3. Исследование емкости рынка продуктов по РФ, Украине и в разрезе регионов РФ.
  • 1.3.1. Определение доли компании на рынке РФ, Украины и в разрезе регионов РФ за период.
  • 1.4. Анализ конкуренции, выявление всех участников рынка, их долей на рынке.
  • 1.5. Формирование и заполнение карточки конкурентов, подготовка отчетов об активности конкурентов.
  • 1.6. Мониторинг СМИ по деятельности конкурентов, информирование всех заинтересованных лиц.
  • 1.7. Разработка системы обеспечения обратной связи (клиенты, подразделения компании, потребители, маркетинг).
  • 2. Аналитика, подготовка информации для принятия управленческих решений.
  • 2.1. Ценовой мониторинг по федеральным округам РФ и разработка рекомендаций по оптовым и розничным ценам.
  • 2.1.1. Проведение ценового мониторинга и подготовка сводного отчета.
  • 2.1.2. Подготовка отчетов по минимальным рекомендованным оптовым и розничным ценам для каждого региона, согласование уровня цен с дилерами и филиалами.
  • 2.1.3. Включение согласованных рекомендованных цен в дилерские договоры.
  • 2.1.4. Внедрение системы контроля соблюдения рекомендованных цен дилерами.
  • 2.2. Формирование отчетов по реализации продукции.
  • 2.2.1. Подготовка аналитического отчета по реализации продукции за период и информирование президента и вице-президентов (далее - руководства компании).
  • 2.2.2. Подготовка отчета по топ-листу за период и информирование руководства компании.
  • 2.2.3. Подготовка отчета по отсутствию продукции на складе с учетом заявок.
  • 2.2.4. Подготовка отчета по неотгруженным заявкам.
  • 2.2.5. Подготовка отчетов по анализу продаж по клиентам.
  • 2.3. Формирование отчетов по ценам и курсам.
  • 2.3.1. Формирование отчета по состоянию биржевых цен на сырье.
  • 2.3.2. Формирование отчета по изменению курса валют.
  • 2.3.3. Подготовка аналитической информации по запросу руководства компании.
  • 2.4. Внедрение автоматизированной системы взаимодействия с клиентами под 1C (далее - С/Ш-системы) в компании, постановка информационно-маркетинговой системы хранения информации.
  • 2.5. Проведение расчетов и осуществление еженедельного планирования продаж по маркам на предстоящий месяц.
  • 2.6. Планирование выручки компании помесячно на год и по полугодиям.
  • 3. Реклама и продвижение продукта на рынке.
  • 3.1. Медиапланирование и разработка тактического медиаплана (год, квартал, месяц).
  • 3.1.1. Формирование отчета по медиапланированию за прошедший период.
  • 3.1.2. Разработка и согласование с дилерами медиапланов на год и по полугодиям.
  • 3.1.3. Формирование отчета по затратам на рекламу, анализ эффективности рекламы.
  • 3.2. Размещение рекламы торговых марок компании в СМИ.
  • 3.3. Наружная реклама.
  • 3.4. Оформление транспорта компании.
  • 3.5. Л 7Х-продвижение.
  • 3.6. 57Х-продвижение.
  • 3.6.1. Внедрение программы продвижения для дилеров и розничных каналов.
  • 3.6.2. Проведение адресных акций.
  • 3.7. Реализация комплексных маркетинговых проектов.
  • 3.7.1. Проекты «Конкурс продавцов», «Интерактивный маркетинг» (получение призов через мобильную или телефонную связь).
  • 3.7.2. Проект «Доставка продукции конечному потребителю».
  • 3.8. Осуществление контроля за рекламой дилеров.
  • 3.9. Осуществление рекламно-выставочной деятельности.
  • 3.10. Организация и проведение конференций для клиентов.
  • 3.11. Осуществление /^-активности в СМИ.
  • 3.12. Совершенствование и обеспечение наполняемости интернет- сайта компании, доработка структуры сайтов.
  • 3.13. Организация продвижения сайта компании и ТМ в интернет- ресурсах.
  • 3.14. Проведение полевых исследований (например, Москва и МО, Санкт-Петербург, Киев).
  • 3.14.1. Сбор информации о присутствии продукции в розничной сети.
  • 3.14.2. Сбор информации о розничных ценах по продукции компании и конкурентов.
  • 3.15. Обеспечение клиентов и сотрудников компании рекламнополиграфической и сувенирной продукцией компании и по ее торговым маркам.
  • 3.15.1. Разработка рекламно-полиграфической и сувенирной продукции компании и по ее торговым маркам.
  • 3.15.2. Обеспечение клиентов/сотрудников и учет расходования рекламно-полиграфической и сувенирной продукции.
  • 3.16. Подготовка презентационных обучающих программ для клиентов (по компании, брендам, программе продвижения).
  • 3.17. Информационное обеспечение клиентов методом периодической электронной рассылки.
  • 3.18. Годовое бюджетирование службы маркетинга (СМ).
  • 4. Брендинг, ассортиментная политика и развитие продукта.
  • 4.1. Мониторинг потребительских предпочтений на рынке, информирование руководства компании.
  • 4.2. Мониторинг позиционирования, ассортимента и особенностей продукции конкурентов, информирование руководства компании.
  • 4.3. Подготовка предложений по модернизации продуктов или рас- ширения/оптимизации продуктовой линейки по маркам.
  • 4.4. Подготовка предложений по изменению фирменного стиля, внешнего вида, позиционирования продукции.
  • 4.5. Проведение мероприятий по брендированию производственной территории.
  • 5. Стратегический маркетинг.
  • 5.1. Разработка годовой маркетинговой стратегии компании.
  • 5.2. ^ИТ/Г-анализ позиций компании и ТМ на рынке.
  • 5.3. Разработка региональных стратегий.
  • 5.3.1. Создание «карт рынков» по каждому региону.
  • 5.3.2. Формирование схем распределения.
  • 5.3.3. Построение ассортиментных матриц и ассортиментного позиционирования в регионах.
  • 6. Внутрикорпоративная активность.
  • 6.1. Выпуск периодической корпоративной газеты.
  • 6.2. Организация и проведение корпоративных мероприятий для сотрудников.
  • 6.3. Оформление офисов и производственных помещений информационной и рекламной продукцией.
  • 6.4. Поздравление сотрудников и партнеров с днем рождения.

Пример описательной части

Описание бизнес-процессов

  • 1. Анализ рынка и потребностей клиентов.
  • 1.1. Проведение исследований/опросов, направленных на выявление удовлетворенности дилеров.
  • 1.1.1. Анализ удовлетворенности клиентов работой с компанией.

За пять рабочих дней до планируемого начала анкетирования бренд-

менеджер СМ готовит форму анкеты-опросника для определения удовлетворенности клиентов работой с компанией. Данная анкета утверждается руководителем СМ. Утвержденная анкета в электронном виде помещается на хранение в архив на сетевом ресурсе (например, dbsflMapKeTHHr).

В течение одного рабочего дня после утверждения руководителем СМ анкета пересылается основным клиентам компании для их опроса- анкетирования.

Вопросы анкеты могут быть актуализированы с сохранением общей концепции опросника.

Периодичность проведения анкетирования - ежеквартально, до 26-го числа последнего месяца квартала.

Анкеты могут заполняться клиентами как лично (при непосредственном визите представителя СМ в ходе командировки), так и путем рассылки по электронной почте. Рассылка и сбор заполненных анкет осуществляются ответственным лицом СМ в течение десяти рабочих дней.

Ответственное лицо СМ после сбора анкет осуществляет передачу заполненных анкет маркетологу-аналитику для последующей обработки и подготовки отчета о результатах проведения осуществленного этапа анкетирования согласно установленному шаблону (представляется в приложении). Срок подготовки отчета - пять рабочих дней после получения анкет для обработки.

Отчет после согласования с руководителем СМ направляется президенту и вице-президентам для ознакомления.

По филиалам анализ удовлетворенности осуществляется согласно дополнительным регламентам.