Налоговая политика рф на годы. Основные направления налоговой политики рф

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

На сегодняшний день в России действует документ в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» . Материалы Основных направлений налоговой политики учитываются как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи. Такой подход не только соответствует общемировой практике, но и после вступления в силу изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в 2008 году, позволяет покупателю получить право на вычет суммы НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Очевидно, что отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Однако такое решение (отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей) сопровождается ухудшением положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года. В противном случае в цепочке уплаты НДС и принятия его к вычету возникнет разрыв, который приведет к нарушению нейтральности налога и бюджетным потерям.

Необходимо вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов. В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов .

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения. Для России такие внешние вызовы усугубляются введенными санкциями, необходимостью мобилизовать ресурсы для существования в имеющемся экономическом окружении.

Как следствие этих вызовов Россия активно участвует в реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting - BEPS (ОЭСР/G20)) (План BEPS), который был одобрен главами государств и правительств «Группы двадцати» в сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2016-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков .

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Налоговая политика - это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика . Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики .
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс - это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики , а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013. Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей. Еще одной мерой налоговой политики , призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов. Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов. В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну. Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности. В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц. Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре. Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику включено положение о будущей индексации ставок акцизов на табачные изделия. Сделано это с учетом Концепции противодействия потреблению табака, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, а также закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Есть у законодателей замыслы и относительно регулирования деятельности в области добычи полезных ископаемых, для этого налоговая политика предусматривает снижение налогов на добычу ресурсов до 0% при соответствии компании ряду требований, правда, только на полуострове Ямал. В то же время с 2015 года идет увеличение размера ставки водного налога.

В целях обеспечения стабильности наполнения государственной казны налоговой политикой предусматривается ряд мер, противодействующих сокрытию налоговой базы в случае реализации компаниями движимого имущества. Речь при этом идет об объектах, приобретенных до января 2013 года.

Для поддержания исполняемости бюджетных программ в налоговой политике государства планируется пересмотреть подходы к порядку предоставления освобождения от уплаты, а также снижения ставки налогов субъектов РФ в доле от федеральных платежей, поступающей в местные бюджеты.

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Курс государства в области налоговой политики в текущем году предусматривает некоторые положительные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами РФ.
  • Увеличение порога для списания приобретаемых средств производства сразу в расходы до 80–100 тыс. руб.
  • Корректировку ряда положений по НДС. Это нужно для исключения ситуаций, когда НДС с авансов подается покупателем к возмещению, а продавцом налог не начисляется. Законодатели желают сравнять уровень возврата и начисления НДС по предоплате. Кроме того, чиновники хотят облегчить жизнь экспортерам, сделав процесс оформления вычетов более простым. Полный перечень изменений по НДС можно посмотреть в документе о направлениях налоговой политики , приведенном выше.
  • Упорядочение признаков, по которым будут подпадать под усиленный контроль компании, практикующие трансфертное ценообразование.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализацию налоговой политики в области предоставления инспекциями данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию объединений налогоплательщиков (консолидированных групп). Возникли они не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии, в связи с чем включил дополнительные положения по ним в налоговую политику .
  • Расширение возможностей местных органов власти по регулированию налога на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадут не только проценты выплат и уровень льгот, но и порядок расчета суммы по облагаемым объектам. В частности, им дано право до 2020 года оставить в качестве цены, принимаемой к учету, инвентарную стоимость объекта.
  • Корректировку порядка определения суммы, подлежащей обложению при реализации имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки НДФЛ для граждан из зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налогового обременения по операциям с сырой нефтью и его уменьшение по сделкам с продуктами переработки.
  • Последовательный рост ставки водного налога.
  • Расширение мер по содействию развитию новых производств не только на территориях опережающего развития.
  • Расширение сферы применения системы взимания налогов на основе патентов, передачу полномочий по регулированию ставки в регионы с предоставлением возможности снижать ее до 1%.

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика на 2016–2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016–2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016–2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.

Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Получается, что фирмы могли на протяжении нескольких месяцев изучать информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовиться к грядущим переменам.

В документ входит своеобразный отчет об уже проделанной работе и реализации ранее задуманных проектов. Так у плательщиков создается четкое представление о том, что у чиновников слова не расходятся с делами. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.

Налогам предписана выдержка

Минфин наметил фискальные планы на следующие три года

Минфин РФ подготовил проект "Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы". План на очередную трехлетку фиксирует нынешнюю конструкцию фискальной системы, едва ли не впервые совсем не трогая ставок и существенно не меняя базы ни одного из крупных налогов. Основной упор в "направлениях" сделан на изменения в администрировании - как облегчающие, так и осложняющие жизнь налогоплательщиков.

К маю каждого года Минфин готовит "Основные направления налоговой политики" - ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку.

В идеологической части документа подтверждается провозглашенный Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию курс на консервацию до 2019 года нынешних налоговых условий ведения бизнеса. "Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2019 году",- обещают "направления". Впрочем, наряду со стабилизацией обещаны и некие "меры налогового стимулирования структурных преобразований".

Значимых новаций, однако, в документе Минфина немного. Если в прошлогодних "направлениях" раздел налоговых инициатив составлял половину документа (остальное - описание уже сделанного и анализ налоговой нагрузки), то сейчас все предложения Минфина на 2016-2018 годы заняли лишь 13 из 43 страниц. При этом частично они уже прорабатываются. Речь, в частности, идет об амнистии капиталов, законопроект о которой уже внесен в Госдуму, и о предоставлении регионам права снижать ставки налога по упрощенной и вмененной системам налогообложения. Также из давно обещанного - снижение ставки налога на прибыль с 20% до 10% для новых промышленных предприятий ("гринфилдов").

Из нового в документе - выгодное бизнесу увеличение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит списывать на затраты стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации. В части ключевого для бюджета налога - НДС - предлагаются точечные меры, направленные как на упрощение его возмещения (право на заявительный порядок для организаций, предоставивших поручительство материнской компании), так и на борьбу с неправомерным возвратом (налогоплательщика обяжут восстановить НДС, принятый к вычету по авансам, если поставка в течение определенного времени не состоялась).

Ставки акцизов на 2016 и 2017 годы Минфин предлагает не менять, а на 2018-й - проиндексировать на инфляцию из готовящегося трехлетнего макропрогноза. Впрочем, некоторую свободу маневра ведомство себе оставляет - если удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу, то акцизы (прежде всего на сигареты) можно будет и поднять. По части НДПИ на нефть и газ Минфин после серии налоговых маневров едва ли не впервые ничего не предлагает. Также в 2016-2018 годы ведомство не намерено касаться и системы страховых взносов во внебюджетные фонды.

В отсутствие значимых решений по ставкам и базе налогов значительное место в "направлениях" заняли новации по части администрирования. Из неоднозначных для бизнеса новостей - намерение Минфина закрепить в Налоговом кодексе (НК) используемую арбитражной практикой норму о злоупотреблении правом налогоплательщика (фактически - ввести запрет на формально легальные схемы, если они используются для сокращения налогов или получения незаконных вычетов). Вадим Зарипов из "Пепеляев групп" полагает, что с учетом того, что сейчас даже Верховный суд вновь использует ранее признанный некорректным термин "недобросовестность налогоплательщика" (как в рассмотренном недавно деле ЗАО "Горные машины"), подход здесь должен быть иным. "Вместо закрепления в НК нынешних широких возможностей судов и налоговых органов трактовать сделки налогоплательщиков эту практику следует, наоборот, ограничить, установив четкие правовые рамки и механизмы сдержек и противовесов",- считает эксперт.

Из определенно позитивных новаций - предложение перенять зарубежный опыт предварительного налогового контроля. Его смысл в том, что бизнес сможет заранее получить от налоговиков информацию о налоговых последствиях будущей сделки. Другая инициатива касается требуемой от предпринимателей "должной осмотрительности" при заключении сделок. Сейчас, не проверив контрагента на склонность к уклонению от налогов, можно столкнуться с претензиями налоговиков. Для того чтобы такая проверка была более полной, Минфин предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне, которую можно было бы получить от ФНС (о представленной отчетности, о средней численности персонала и средней зарплате, о сумме уплаченных налогов).

Определяющий направления налоговой политики России, опубликовал на своем официальном сайте Минфин России.

Приоритетом налоговой политики России на следующие три года вновь станет борьба с увеличением налоговой нагрузки на экономику страны. Основное внимание будет уделяться реализации антикризисных мер. Таких, как стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте и др.

Основные направления налоговой политики России на 2016-2018 годы предполагают осуществление в том числе следующих мер:

  • налоговое стимулирование новых производств (в том числе реализуемых путем заключения специальных инвестиционных контрактов) через уменьшение уплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений;
  • предоставление субъектам РФ права на снижение налоговых ставок по УСН с 6% до 1% (в отношении налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов);

Считается ли налогоплательщик отказавшимся от налоговой льготы, если он не отразил ее в декларации? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

  • введение патентов для самозанятых физлиц, не имеющих наемных работников. Предполагается, что это позволит упростить процедуру уплаты налогов данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанности по регистрации в качестве ИП и уплаты налогов в бюджет;
  • введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Таким образом, у налогоплательщиков появится возможность получить от налоговой инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить;
  • расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Ранее, при представлении проекта Основных направлений налоговой политики, Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнял, что речь идет отаких видах деятельности, как, например, услуги по разработке программного обеспечения, выпечка хлеба и производство кондитерских изделий, производство молочных продуктов и т. п.;
  • упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса и т. д.

Правительство РФ на своем официальном сайте заявило, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом кабмина останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Подчеркивается, что правительство не будет вносить такого рода предложения в Госдуму и не будет поддерживать их в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

Впервые текст проекта Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов был в июне текущего года главой Минфина России в ходе парламентских слушаний в Госдуме.