Как получить целевое направление в ВУЗ? «Аэрофлот» приглашает студентов, способных найти $55 тыс Целевой набор в авиационные вузы.

Обучение в ВУЗах не всегда по силам гражданам – зачастую не хватает денежных средств. Но наличие четкого склада ума и желание к обучению приводят к тому, что выходы для поступления находятся – прибегают к целевому направлению в ВУЗ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Что это такое?

Для начала следует определить, что значит целевое направление, и как им пользоваться на деле.

Целевое направление можно получить от руководителя предприятия или госучреждения новым сотрудникам или потенциальным работникам.

Для обучения в образовательном учреждении руководство специально выделяет несколько бюджетных мест, на которые будут зачисляться только граждане с наличием соответствующих документов.

В результате получается, что представленные возможности решают сразу две задачи:

  • Руководитель получает знания нового сотрудника, который обучается за счет предприятия. Вследствие оплаченного обучения, сотрудника нанимают на работу – он должен «отработать» полученное материальное обеспечение, но это не сказывается на заработной плате.
  • Абитуриенту обеспечивается поступление в ВУЗ, знания и диплом которого он может применить в дальнейшем и после отработанного периода. Эти преимущества скажутся на последующей карьере.

Основные положения о целевом направлении в ВУЗ прописаны в следующих документах:

Плюсы и минусы

Целевое направление в ВУЗы имеет свои преимущества и недостатки, которые следует рассмотреть для точного принятия решения.

Представленная процедура имеет следующие преимущества:

  • Обеспечивается поступление в ВУЗ с учетом 1,5-2 человека на место курса – это дает высокие шансы.
  • Все поступление основывается на сдаче результатов ЕГЭ и их последующего конкурсного отбора.
  • Если и проводятся дополнительные вступительные испытания, то в большинстве случаев – это целевые назначения с претендентами до 2 человек на место.
  • Целевое направление в ВУЗы – это только бесплатное обучение. В зависимости от руководителя предприятия, который обеспечивает студента возможностями обучения, могут быть предоставлены стипендии и жилье, если абитуриент иногородний.
  • Сразу после окончания обучения выпускник снабжен работой – ему не придется длительное время искать работу по специальности, что сложно без наличия опыта. Во время «отработки» на предприятии, можно получить опыт в практикующей деятельности и в дальнейшем найти себе работу с более высокой оплатой.

Несмотря на многочисленные преимущества, здесь можно выделить и недостатки:

  • Основным выделяют отказ выпускников от дальнейшего трудоустройства на предприятии, поскольку зачастую это непрезентабельные места и с низкой заработной платой.
  • Более того, новых специалистов зачастую отправляют в сельскую местность, что происходит посредством участия в федеральной программе обучения новых специалистов.

Кто оплачивает и к чему обязывает?

Целевое направление выдает либо государство, либо предприятие. Государство предоставляет только бюджетные места, в то время как предприятия оплачивают платные. Для поступления необходимо получить при сдаче ЕГЭ нужное количество баллов, после чего уже действующего студента «берут под крыло» выше стоящие инстанции.

По факту целевого обучения и возможной оплаты происходит составление договора между сторонами – студентами, при их несовершеннолетии - их родителями и стороной, предоставившей место в ВУЗе.

В договоре прописываются все права и обязательства. Договор могут оформить с обязательной отработкой в течение определенного времени на предприятии, которое поручилось за абитуриента.

Где взять и как получить целевое направление в ВУЗ в 2019 году?

Большинство желающих получить бесплатное образование и возможное последующее трудоустройство задается вопросом, как получить целевое направление в ВУЗ. В данном случае все зависит от формы направления и последующей специальности.

Кто дает и как найти работодателя?

Для начала следует рассмотреть вопрос, кто выдает целевые направления в зависимости от профиля ВУЗа.

В медицинский

Целевые направления в медицинские ВУЗы можно оформить двумя способами – у работодателя или в отделе Министерства здравоохранения:

  • В первом случае у абитуриента должно быть среднее медицинское образование и целевое направление будет выдаваться для повышения квалификации.
  • Во втором случае выпускники школ должны выяснить, какие программы в наступившем году действуют от Министерства здравоохранения.

Зачастую бюджетные места зависят от выбранной формы направления – определенной области медицины. Также важно уточнить, в каких учебных заведениях предлагают возможное бесплатное обучение.

В ВУЗ гражданской авиации

Для того чтобы попасть в такой ВУЗ, необходимо обратиться в какую-либо организацию гражданской авиации, которая может быть заинтересована в обучении потенциальных новых кадров.

При детальном рассмотрении заявителя (его личного дела и уровня образования) его могут отправить вместе с остальными желающими поступать в ВУЗ, в котором выделены места для студентов с целевым назначением.

В МВД

Целевое направление в ВУЗы МВД могут получить только выпускники Суворовского училища, а также выпускники средних образовательных учреждений с профильной базой МВД России.

Нередко направления выдают руководители отделов своим сотрудникам для повышения их квалификации.

В педагогический

Целевыми направлениями педагогического профиля занимается отдел образования. Также в профильных ВУЗах выделяются места для поступающих на определенных условиях – с последующей отработкой в общеобразовательных учреждений, возможно находящихся в сельской местности.

В экономический

Здесь также можно обратиться к руководителю предприятия для получения целевого назначения с целью повысить квалификацию и уровень знаний, если ранее было получено образование в техникуме или колледже.

Целевыми назначениями экономической структуры занимается местный муниципалитет, в который следует обратиться для получения нужной информации.

В ВУЗ РЖД

Попасть в ВУЗ РЖД по целевому назначению могут все желающие, если они поступают в то образовательное учреждение, где действует представленная программа.

Как правило, еще при подаче документов абитуриентов сразу предупреждают об обязательствах – отработке на РЖД в течение определенного периода.

В юридический

Целевое направление в юридический ВУЗ могут получить выпускники колледжа или техникума соответствующего профиля. В данном случае необходимо обратиться как к своему руководителю по факту имеющегося трудоустройства.

Также поиском новых кадров занимается прокуратура или местная администрация.

В Москве и СПб

В столицах России имеется больше возможностей получить целевое направление, для чего потребуется сделать всего немного. Для начала следует выбрать профиль обучения и постараться найти «спонсора» — предприятие, в котором выпускник обещает трудиться взамен на оплату его обучения.

Документы

Чтобы получить целевое направление, к примеру, через местную администрацию, необходимо подготовить:

  • заявление с просьбой предоставить место заявителю в ВУЗе – важно указать профиль и желаемый для обучения ВУЗ;
  • характеристику с места учебы – школы;
  • ходатайство – просьба учителей и вышестоящих инстанций, заинтересованных в получении выпускником целевого направления, выделить место для обучения в ВУЗе.

Это только основные документы, которые требуются в обязательном порядке. Для доказательства серьезных намерений ученика и его умственных возможностях можно приложить различные грамоты и похвальные листы, полученные за отличие в определенных сферах.

Заявление

Заявление подается от будущего абитуриента и пишется на имя руководителя местной администрации в свободной форме. В тексте указываются точные личные данные и информацию о проходящем на данный момент обучении.

Характеристика

Характеристику дают те граждане, которые являются учителями или руководителями предприятия, где трудоустроен заявитель. В тексте необходимо указать все положительные качества и заслуги.

Ходатайство

Ходатайство может быть представлено в качестве второго заявления от руководителя предприятия или учителей.

Важные нюансы

В получении целевого направления имеются свои особенности и важные нюансы:

  • целевые наборы в большей степени проводятся в отраслевые ВУЗы – энергетические, нефтегазовые или профили легкой промышленности;
  • абитуриенты, поступающие по целевому направлению, узнают о результатах в первую очередь, чтобы в случае неудачи они могли подать заявление на поступление еще раз уже на общих основаниях;
  • ежегодно количество целевых направлений для поступления в ВУЗ одного профиля увеличивается, а для другого уменьшается, что связано с необходимостью пополнения кадров определенной отрасли;
  • ВУЗы самостоятельно определяют, сколько мест они готовы предоставить для абитуриентов по целевому поступлению.
Очная форма обучения

Квалификация

Контрольные цифры приема

специалист

75*

специалист

40

161000.62 – Аэронавигация

бакалавр

25

бакалавр

5**

бакалавр

бакалавр

бакалавр

–**

бакалавр

080200.62 – Менеджмент

бакалавр

ВСЕГО по УВАУ ГА(И)

145

Примечание: * - Изменения в контрольных цифрах приема, выделенных для целевого приема по специализации 162001.65.01 - Организация летной работы, внесены в соответствии с распоряжением Учредителя института - (№ КМ1.11-1641 от 11.06.2013).

Примечание: ** - Изменения в контрольных цифрах приема, выделенных для целевого приема по профилям подготовки бакалавров 161000.62.08 – Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов и 280700.62.02 – Безопасность технологических процессов и производств, внесены в соответствии с распоряжением Учредителя института - Федерального агентства воздушного транспорта (№ 11.4-479 от 26.06.2013).

Распределение мест, выделенных для целевого приема, по межрегиональным территориальным управлениям воздушного транспорта

Место организации приемной комиссии

Организация летной работы

Организация использования воздушного пространства

Летная эксплуатация гражданских воздушных судов

Поисковое и аварийно-спасательное

обеспечение полетов воздушных судов

1

Восточно-Сибирское МТУ ВТ

(г. Иркутск)

1 1 2 -
2

Дальневосточное МТУ ВТ

(г. Владивосток)

4 1 2 -
3

Коми МТУ ВТ

(г. Сыктывкар)

1 - - -
4

Красноярское МТУ ВТ

(г. Красноярск)

6 - 2 -
5

Камчатское МТУ ВТ

(г. Петропавловск-Камчатский)

2 - 2 -
6

МТУ ВТ Центральных районов

(г. Москва, а/п Шереметьево, ЦПАП)

40 - 12 -
7

Тюменское МТУ ВТ

(г. Тюмень)

11 10 5 -
8

Приволжское МТУ ВТ

(г. Самара)

1 - - -
9

Северо-Восточное МТУ ВТ

(г. Магадан)

6 3 - 5
10

Саха (Якутское) МТУ ВТ

(г. Якутск)

3 2 - -
11

Южное МТУ ВТ

(г. Ростов-на-Дону)

- 5 - -
12

Центральная приемная комиссия

- 18 - -
75 40 25 -
Заочная форма обучения

Наименование направления подготовки (специальности)

Наименование профиля подготовки (специализации)

Квалификация

Контрольные цифры приема

162001.65 – Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

162001.65.01 – Организация летной работы

специалист

162001.65.02 – Организация использования воздушного пространства

специалист

161000.62 – Аэронавигация

161000.62.01 – Летная эксплуатация гражданских воздушных судов

бакалавр

38

161000.62.08 – Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов

бакалавр

161000.62.09 – Обеспечение авиационной безопасности

бакалавр

162700.62 – Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов

162700.62.04 – Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ

бакалавр

280700.62 – Техносферная безопасность

280700.62.02 – Безопасность технологических процессов и производств

бакалавр

221400.62 – Управление качеством

221400.62.01 – Управление качеством в производственно-технологических системах

бакалавр

080200.62 – Менеджмент

080200.62.06 – Производственный менеджмент

бакалавр

ВСЕГО по УВАУ ГА(И)

38

Проблема нехватки летчиков существует в России не первый год. Летные училища выпускают на рынок труда 600-800 специалистов в год, но этого все равно мало. По оценкам экспертов, до 2031 года России (вместе со странами СНГ) понадобится порядка 12 000 новых пилотов.

«Соглашение с Краснокутским летным училищем гражданской авиации учитывает интересы не только нашей авиакомпании, но и отрасли в целом. Российская гражданская авиация неизбежно испытает потребность в притоке молодых и отлично подготовленных кадров, - заявил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. - Данный аспект изначально учитывался при подготовке соглашения. Инициатором этого важнейшего дела стал Вячеслав Викторович Володин. Хочу выразить ему особую благодарность за активное продвижение проекта, значение которого выходит далеко за отраслевые рамки. В частности, дополнительный стимул для развития своего человеческого капитала получает Саратовская область. И, безусловно, выигрывают курсанты: диплом с отличием для них теперь - реальный пропуск в большую авиацию.

Несколько лет назад Виталий Савельев оценил дефицит гражданских пилотов в тысячу человек в год. «У «Аэрофлота» потребность порядка 140 командиров воздушных судов», - уточнил он тогда. Чтобы обеспечить свои самолеты квалифицированными летчиками, эта компания сначала сделала ставку на иностранных пилотов. Однако после падения курса рубля иностранцы потянулись на работу за рубеж. В 2015-2016 годах «Аэрофлот» заполнял вакансии сотрудниками обанкротившейся «Трансаэро», приняв сразу несколько тысяч человек. Но все эти решения были временными - ведь эксперты продолжают констатировать нехватку квалифицированных летных кадров.

«Если два года назад нашей гражданской авиации катастрофически не хватало пилотов, то сейчас в целом по отрасли получается даже профицит пилотов. Но самое интересное - это не ликвидировало дефицит полностью! Пилоты имеют подготовку на различные типы воздушных судов, и если ты подготовлен на Boeing-767, то не имеешь права пилотировать А-320. Поэтому на отдельные типы воздушных судов авиакомпании продолжают искать пилотов», - объяснил главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров.

«Аэрофлот» как крупнейший работодатель отрасли и проблемы испытывает большие, чем остальные перевозчики. Сегодня численность его работников превышает 21 тысячу человек, а по группе компаний этот показатель достигает 34 тысяч человек. Согласно прогнозам экспертов, в 2016 году трудовой коллектив перевозчика вновь увеличится. Поэтому постоянное стремление менеджмента компании покончить с нехваткой кадров выглядит вполне понятным.

Похоже, что благодаря соглашению о гарантированном трудоустройстве выпускников это авиакомпании наконец-то удалось. Краснокутское летное училище гражданской авиации (ККЛУ ГА) имеет давнюю и славную историю. С момента своего основания оно подготовило свыше 27 тысяч пилотов гражданской авиации, среди которых есть Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического труда, заслуженные пилоты и штурманы СССР и России.

«Получается некий целевой набор, и я считаю, что такой механизм подготовки летного состава следует только приветствовать. У нас все проблемы то с дефицитом, то с профицитом пилотов, с качеством и уровнем подготовки возникают оттого, что система подготовки летных кадров устарела. Государство готовит просто пилота, что никак не состыкуется с запросами бизнеса», - констатировал Гусаров.

Особенно важно, отмечают в авиакомпании, что теперь курсантов будут целенаправленно учить летать на тех типах самолетов, которые составляют парк ее воздушных судов. «Таким образом, компания будет получать практически готовых квалифицированных пилотов, не требующих долгосрочной дополнительной подготовки», - подчеркнули в пресс-службе перевозчика. Для того чтобы посвятить будущих пилотов во все тонкости работы на новых лайнерах, в образовательную программу ККЛУ внесли ряд изменений.

«Нам необходимы блестяще обученные, мотивированные и талантливые ребята, которые имеют все задатки для того, чтобы уже в скором времени начать командовать нашими воздушными судами. Считаю, что теперь у нас хороший шанс начать получать именно такое пополнение», - отметил зам. генерального директора - летный директор ПАО «Аэрофлот» Игорь Чалик.

Возрождение традиций обучения летных кадров и переход на прямую подготовку пилотского состава еще на уровне училища призван повысить эффективность корпоративной кадровой политики.

«Соглашение между «Аэрофлотом» и летным училищем - это использование механизма, достаточно эффективно работающего во всем мире, - констатировал Роман Гусаров. - Надо готовить тех специалистов, которые востребованы. В авиации это не просто летчики, а обладающие определенной квалификацией и подготовкой на конкретный тип воздушного судна пилоты. Поэтому целевой заказ со стороны авиакомпании минимизирует ее расходы на получение пилота, оптимизирует систему подготовки и повышает ее уровень. Такие соглашения выгодны и системе образования, потому что это живые деньги. Компания заказывает подготовку пилота и оплачивает ее, а училище будет стараться работать на должном уровне, чтобы и дальше получать такие заказы».

Взаимодействие авиакомпании и летного училища поможет возрождению системы профессионального образования в регионах, уверены эксперты. Конечно, открыть собственные пилотские курсы можно было бы и поблизости от базовых аэропортов «Аэрофлота» в столичном регионе. Но в итоге решение было принято в пользу Саратовской области, где расположено ККЛУ. Теперь сделать себе «небесную» карьеру могут не только москвичи, но и жители южных российских регионов.

В начале курса обучения в летной школе состоял из двух этапов. На первом этапе обучение проходили в Ульяновском высшем авиационном училище по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Учились там 1,5 года. Во втором этапе подготовка шла уже в самой школе «Аэрофлота» на контрактной основе в течение 6 месяцев. Если учеба в училище должна была быть бесплатной, то в школе за обучение надо было платить, для этого компания выдавала целевой кредит в размере стоимости учебы. Контракт с учеником предусматривал, что он после окончания летной школы будет работать в «Аэрофлоте» 5 лет, при этом у него будут отчислять деньги с зарплаты на погашение кредита. Но эта программа не , так как авиакомпании не удалось решить вопрос о бюджетном финансировании со стороны государства для оплаты обучения на первом этапе.

Средняя зарплата второго пилота в авиакомпании «Аэрофлот» составляет в среднем 250 000 р. Поэтому оплатить целевой кредит, выделенный на учебу в летной школе, не составит труда.
В 2013 году летная подготовка в «Аэрофлоте» состояла из двух частей. Первоначальная подготовка шла в аккредитованном летном центре во Флориде, США и занимал примерно 4,5 месяца. Курс стоил $55 тыс., и это без учета расходов на перелеты, визу и питания. После обучения ученики сдавали два экзамена - по летной подготовки и по теоретической программе. Ученик после успешной сдачи экзаменов получал лицензию пилота американского стандарта. Обучение во второй части проходила непосредственно на базе летной школы «Аэрофлота». Здесь обучали азам пилотирования конкретного самолета А320. Учеба занимала 6-7 месяцев и стоила около $30 тыс.

Поступление в летную школу «Аэрофлота»

«Аэрофлот» разработал новую схему пополнения своего летного состава. Компания приглашает выпускников технических вузов пройти ускоренную летную подготовку. Курс стоит $90–100 тыс., искать которые «Аэрофлот» предлагает самим студентам. Если желающий найдет самостоятельно $55 тыс., остальные средства авиакомпания сможет предоставить ему в рассрочку при условии заключения 5-летнего трудового контракта. Начав работать после обучения вторым пилотом, новобранец сможет зарабатывать от 250 тыс. рублей в месяц, обещают в компании. По идее, такие доходы позволят рассчитаться со взятыми на обучение кредитами.

В минувший понедельник летный директор «Аэрофлота» Игорь Чалик провел встречу со студентами 4-го и 5-го курсов Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), пригласив их на должность вторых пилотов Airbus A320, которые составляют основу парка перевозчика.

Аналогичные предложения представители «Аэрофлота», по данным «Известий», сделали студентам Московского авиационного института, МГТУ им. Баумана и РГТУ им. Циолковского. Интерес к профессии пилота проявили десять студентов МГТУ ГА. В «Аэрофлоте» рассчитывают, что в случае успеха смогут привлекать на работу дополнительно до 80–100 новых пилотов при минимальных общих ежегодных потребностях в 200 специалистов.

Подготовка пилотов в России была и остается бесплатной. Летчиков готовят пять летных училищ. В «Аэрофлоте» утверждают, что они выпускают недостаточное количество пилотов, а их языковой и теоретический уровень подготовки не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляют в компании.

После собеседования в «Аэрофлоте» и прохождения медицинской комиссии желающий стать пилотом студент заключит с авиакомпанией договор и приступит к обучению. Оно состоит из двух частей: начальной летной подготовки и дальнейшего обучения для пилотирования конкретного типа самолета. Для первоначальной подготовки «Аэрофлот» выбрал аккредитованный летный центр во Флориде, относящийся к Рижскому институту аэронавигации. Обучение занимает около 4,5 месяцев и стоит примерно $55 тыс. без учета питания и накладных расходов, связанных с оформлением визы и перелетами. По итогам обучения необходимо сдать два экзамена - по теоретической программе и летной подготовке. Выпускник получает лицензию пилота американского стандарта.

Вторая часть подготовки будет проходить уже в Москве на базе Авиационной школы «Аэрофлота». Здесь обучают пилотированию непосредственно самолета А320. Этот этап занимает 6–7 месяцев, а его стоимость составляет около $30 тыс. После этого для работы пилотом студентам необходимо будет еще успешно завершить обучение в университете и получить диплом о высшем образовании. Это обязательное условие.

В «Аэрофлоте» подчеркивают, что в процессе отбора желающих не будет никакой половой дискриминации: девушки также смогут пройти обучение и стать пилотами.

Cобственную авиационную школу «Аэрофлот» открыл весной 2011 года. Первоначально предполагалось, что первые полтора года ее курсанты будут проходить обучение в Ульяновском училище по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов», а затем еще полгода непосредственно в школе «Аэрофлота» на контрактной основе с получением свидетельства коммерческого пилота CPL (MPL). Однако эта программа не пошла, поскольку не удалось решить вопрос с привлечением госбюджетного финансирования для оплаты первоначальной летной подготовки.

Будут ли следовать примеру «Аэрофлота» другие российские авиакомпании, пока неясно. В «Трансаэро» «Известиям» не смогли ответить на этот вопрос.

Для нас главное, чтобы это не шло в ущерб получению основного высшего образования, - сообщил «Известиям» ректор МГТУ ГА Борис Елисеев. - А в будущем мы рассматриваем возможность самим начать готовить пилотов.

Крупные мировые авиакомпании давно готовят для себя пилотов. У немецкой Lufthansa есть аналогичное предложение по подготовке пилотов с нуля при наличии технического образования. Процесс обучения занимает 16 месяцев и стоит около $70 тыс. Часто иностранные авиакомпании оплачивают полностью все расходы на подготовку пилота, которые потом постепенно высчитываются из заработной платы. Срок обязательной отработки в таких компаниях после обучения может достигать 10 лет.