Искусство Древнего мира: первобытное общество и каменный век. Наскальная живопись эпохи палеолита Первобытное искусство палеолит

Как возникло искусство в человеческом обществе? Каковы его первые шаги?

Возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Этих людей назвали кроманьонцами по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции. Они появились от 40 до 35 тыс. лет тому назад и были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройными, крепкого телосложения. У кроманьонцев был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Первобытный человек этой эпохи вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков. У кромпньонцев была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Роды объединились в племена, возникал матриархат.

Почти во всем они походили на современного человека.

Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего или позднего палеолита, начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н.э., в так называемое ориньякское время.

Это - наскальные росписи; статуэтки из камня и кости; изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах. Они найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке.

Между тем изготовление примитивных каменных орудий восходит к гораздо более древним временам нижнего и среднего палеолита. Труд - старше искусства, и искусство обязано своим возникновением труду.

Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, не вырабатывал верность глаза, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать.

Чтл заставило первобытного человека в первый раз отказаться от изготовления каменного скребка или наконечника для копья и создать небольшую каменную статуэтку или нарисовать что-то на скале?

Есть мнение, что первобытные люди занимались «искусством для искусства», что первым и определяющим стимулом художественного творчества было врожденное человеку стремление к игре.

Игра в первобытном мире? В мире, полном опасностей? Когда приходилось охотиться на мамонта или на зубра с помощью дротиков и копий с каменными наконечкиками. Всегда ли оставались в живых охотники после такой охоты? Когда мясо заканчивалось, нужно было идти вновь.

А сколько времени и терпения требовалось для изготовления каменных орудий труда! А защита от нападений диких зверей и враждебных племен? До игры ли тут было?

Я пытаюсь представить жизнь первобытного человека. Жизнь, которая постоянно требовала предельного напряжения сил. Жизнь, в которой редки были минуты отдыха и сытости.

Каким он видел окружающий мир? Ведь он не знал, почему облака плывут по небу, почему идет дождь, а затем снег. Почему времена года сменяют друг друга. Почему растет трава, почему деревья в определенное время одеваются листвой, а потом листва опадает. И еще много других вещей, о которых знают современные люди.

Единственное объяснение для них - миром движет таинственная сила. Именно она заставляет происходить все эти загадочные процессы. Чтобы выжить, человек вынужден внимательно наблюдать за окружающим миром, мгновенно реагировать на любой его вызов. Первобытный человек старался уловить закономерности в явлениях окружающего мира, увидеть связь между ними.

Жизнь первобытного человека зависела от удачной охоты. Поэтому особенно внимательно он наблюдал за зверями, на которых охотился, за их повадками, за их жизнью.

Он заметил, что если нарисовать зверя, на которого охотился, и затем с определенными словами метать в него копьем, то охота бывает удачнее. Так во многих пещерах по всему миру появились многочисленные изображения животных, перед которыми совершались магические обряды.

В XX веке нам, атеистам и материалистам, эти действия казались глупыми и бессмысленными, они говорили о примитивности мышления первобытного человека.

Но человечество развивается по спирали. На очередном ее витке мы поняли, что мысль человеческая материальна. И если во время магического обряда племя "отыграет" охоту на крупного зверя, то охота действительно станет более удачной.

Очевидцы рассказывали об обрядах «убивания» нарисованных изображений зверя у австралийских, африканских и других племен, причем в этих обрядах магические действия сочетаются с упражнением в действиях, производимых на охоте, то есть со своего рода репетицией, практической подготовкой к охоте. Есть свидетельства, что и палеолитические изображения служили подобным целям. Так в пещере Монтеспан во Франции были найдены многочисленные глиняные скульптуры зверей - львов, медведей, лошадей, - покрытые следами от ударов копьем, скорее всего нанесенных во время какой-то магической церемонии

Они были совсем не примитивны, первобытные люди, они были похожи не нас. Но в отличие от нас, ум первобытного человека не был засорен множеством идей и представлений, в которые мы сейчас верим, и которые мы часто не проверяли на собственном опыте.

Первобытный человек такого позволить себе не мог. Он верил только в то, что работает.

И если магические обряды перед изображениями животных приносили удачу, он не жалел времени на то, чтобы покрывать их изображениями стены и потолки пещер, вырезать фигурки животных из камня и кости.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы. Для изображений раннего палеолита характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Художники занимались своим творчеством глубоко под землей - в пещерах, при свете факелов.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Многие из этих произведений так жизненны, так экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Долгое время ученые не могли поверить, что в такие древние времена, на таком примитивном уровне развития производительных сил, люди, делавшие только примитивные скребки, ножи, наконечники для копий, могли быть художниками такого высокого класса.

Об этом свидетельствует драматичная история открытия первой пещеры с палеолитическими рисунками - Альтамиры.

Охота на крупного зверя зачастую оканчивалась гибелью людей. Поэтому для первобытных людей была очень актуальна проблема воспроизведения рода. Женщины должны были рожать регулярно, чтобы при такой высокой смертности племя не вымерло. Женщине отводили особое место. В первобытных племенах царил матриархат.

Поэтому одними из древнейших дошедших до нас произведений искусства стали небольшие женские статуэтки, которе в шутку назвали "палеолитические венеры". В этих статуэтках все внимание древнего скульптора сосредоточено именно на детородной функции женского организма, то есть на том, от чего зависела жизнь племени.

Лицо древний мастер не изображал - оно ему было не важно. Современным людям это может показаться шокирующим. Мужчины в палеолите были настолько примитивны, что не могли испытывать чувство любви, а только животное влечение?

Мне кажется, это не так. Возможно даже, что первобытные люди умели любить нисколько не менее сильно. Эти статуэтки имели магическое значение, как и все искусство первобытного мира. Поэтому изображалось только то, что для первобытного человека было жизненно важно. Он просил высшие силы о новых воинах, которых родят женщины его племени. В монументальном облике палеолитических женских статуэток видно, какое значение древний мастер придавал именно этому женскому аспекту.

В эти вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) женские скульптурные фигурки, их массивные формы, широкие бедра, огромные груди вложено столько мужского любования женской сутью, тем, что позволяет воспроизводить человеческий род. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Здравствуйте друзья. Сегодня осуществляю давно задуманный план о создании раздела, рассказывающего об истории искусства и культуры. Первую статью нового раздела решил посвятить искусству палеолита, и попутно остановившись на теории возникновения искусства. Палеолит – древний каменный век – первая из двух основных эпох каменного века, время существования ископаемого человека, а также ископаемых животных. Палеолит совпадает с двумя первыми большими этапами четвертичного геологического периода – плиоценом и плейстоценом. По времени, палеолит охватывает охватывает огромный промежуток: свое начало он берет примерно 2,5 миллиона лет назад и завершается около 10 тысячелетия до н.э. Примечательно, что именно в эпоху палеолита сформировалась древнейшая человеческая культура, частью которой было искусство. Вот об особенностях искусства эпохи палеолита и пойдет речь в данной статье.

Возникновение искусства

Возникновение искусства связано с появлением человека современного типа в эпоху позднего палеолита. По мнению ученых, первобытное искусство появилось около 30 тысячелетия до н.э. Именно к этому времени относятся обнаруженные в XIX веке во Франции и в Испании наскальные рисунки. В сентябре 1940 года во Франции не далеко от местечка Монтиньяк в пещере Ласко была открыта целая наскальная галерея, получившая впоследствии прозвище “Сикстинской капеллы первобытной живописи ”. Сотни фигур, обведенные темными линиями, писанные желтыми, красными, коричневыми, охрой, мергелем и сажей украшают стены пещеры. Здесь головы оленей, козлов, лошадей, быков, бизонов, носорогов и все почти в натуральную величину.

В пещере Ласко мы впервые встречаем попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Возможно, что это было определенным выражением религиозных представлений первобытного человека, стремящегося тем самым достичь успехов в охоте, и в то же время выразить преклонение перед тотемом своего рода.

Интересные пещерные рисунки обнаружены в пещерах Фон-де-Гом Нио , а также в пещере Комбарелль . И здесь возникает вопрос – как же возникло первобытное искусство, что толкнуло человека украшать стены пещер, создавать первые скульптурные фигуры?

Если с возникновением материальной культуры более или менее все понятно, то вопрос о появлении первобытного искусства до сих пор остается открытым. По утверждению немецкого ученого и искусствоведа Германа Вейса (1822-
1897)
инстинкт самосохранения заставил человека взять в руки оружие. “Древесный сук, – писал Вейс в первом томе трехтомной монографии “История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь”, – самое древнее и самое естественное средство обороны и нападения. Оно есть у всех племен. ”. Этот же сук был использован первобытным человеком для добывания пищи, таким же образом, каким сегодня пользуются им человекообразные обезьяны. В процесс добывания пищи и в борьбе со средой обитания проходил прогресс человека. Об этом наиболее полно изложено в монографии Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»(1876 г.) . По мнению одного из основоположников марксистской теории эволюции человека “Труд – первое и основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. ”. В процессе труда происходила антропологическая эволюция человека, изменение его внешнего облика, внутренних органов, прежде всего объема мозга, предопределившее появление не только рационального и абстрактного мышления, но и речи. Следовательно, в появлении первобытного искусства ключевым стали психологические и антропологические изменения в человеке. Эти изменения происходили длительное время с того момента, когда на земном шаре появился первый человек (более 4-5 миллионов лет назад), до формирования человека современного типа, который был способен создать и развить искусство, как средство отображения окружающего его мира в художественных образах.

Древние художники стремились выразить окружающий мир, показать его многообразие, осмыслить природу и самого себя в этом мире. Важной частью искусства первобытного человека стала скульптура. Первыми скульптурами были так называемые “Палеолитические Венеры ”, представлявшие собой примитивную женскую фигуру – статуэтку, высотой 12-15 см., вырезанную из мягкого камня или слоновой кости. По всей видимости, распространение скульптурных изображений женщин в верхнем палеолите было воплощением материнского начала в семейно-родовых отношениях, а также выражением некого единого женского божества «праматери», вокруг которой группировались дети.

И здесь мы должны задать себе вопрос, а что же толкнуло первобытного человека начать украшать стены пещер и создавать статуэтки, и где начало первобытного искусства? Возможно, появление искусство было связано с тем, что на определенном этапе развития первобытному человеку, его мир стал тесен. Представим себе охотника, возвращающегося в пещеру с добычей. В унылых стенах пещеры отплясывают языки пламени костра, отражая тени соплеменников, костей животных. И вот нашелся первый человек, взявший в руки острый камень и начавший вырезать на стенах мамонта, бизона, лошадь. Заинтересованные люди все ближе и ближе подходят к рисовальщику, и у же другой человек вырезает на стене рядом с бизоном группу людей. Так украшались стены пещер, так рождалось первобытное искусство.

Возникновение первобытного искусства мы должны рассматривать через комплексные изменения, происходившие в первобытном обществе. Древний человек был тесно связан с экосистемой и во многом зависел от окружающего мира, дававшему ему как и животным пищу и кров. Антропологические изменения, происходившие в человеке, сформировали у него речь, мышление, изменили его психологию. Кроме того, древнейшее искусство было связано и религиозными представлениями первобытных людей, выразившихся в тотемизме.

Особенности искусства палеолита

Наскальные рисунки, обнаруженные в Испании и во Франции относятся к верхнему палеолиту (позднему каменному веку). Люди верхнего палеолита мало чем отличались от людей современного типа. Их мозг был близок к нашему, а руки уже были способны выполнять сложные действия. По всей видимости, у людей верхнего палеолита с успехом развивалось абстрактное мышление – первое необходимое условие для создания творений искусства. С появлением человека современного типа стали нарастать темпы развития культуры, открылись неизвестные до толе области творческой деятельности.

Уже в эпоху Ориньяк (так называется одна из культур охотников верхнего палеолита, по месту Ориньяк во Франции, где были найдены кремневые пластины с ретушью, костяные наконечники копий), на стенах пещер был обнаружен контур руки с широко расставленными пальцами, обведенный краской и заключенный в круг. Это еще одно свидетельство расширения умственных способностей древнего человека, его психологической эволюции.

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение древних из них вызвано было на первый взгляд случайными ассоциациями в сознании первобытного человека, который заметил сходство в очертаниях камней или скал с обликом животных. Но уже в более поздние времена, вместе с образцами архаического искусства, в которых сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны творческому воображению первобытных людей, например женские статуэтки, так называемые «палеолитические Венеры ».

Для этих скульптур характерна жизненная передача форм обнаженного женского тела и выразительность. Возможно, это было одним из проявлений преклонения древнего человека перед «праматерью», и дань общественным отношениям, связанным с матриархатом. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита характерны скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигуры изображали мамонта, бизона, лошадей и других животных, в том числе и хищников.

На многих из этих фигурок были выгравированы стрелы, что является явным доказательством того, что они служили, прежде всего, в качестве предметов магического охотничьего культа. А, это в свою очередь свидетельствует о том, что первобытные люди приобретали знания о мире животных для того, чтобы выжить. Проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии людей, в такой степени, что окрашивало всю их духовную культуру. Преклонение перед животным – еще одно проявление тотемизма и связанного с ним табу. В результате для древнего человека животный мир и его духовная сущность слились воедино, о чем свидетельствуют обряды, мифы, сказания, в которых люди и звери представляют единое целое. Искусство же дополняло эти представления.

Для палеолитического искусства красота заключалась в соответствии изображенного на рисунке животного с природными данными и в цветовой гамме. Первобытные художники стремились сохранить симметрию в расположении линий. В искусстве первобытного человека ключевую роль играл культ зверя, зарождение которого было обусловлено значением охоты в первобытном обществе. В эпоху палеолита охота являлась важнейшим занятием, главным источником существования древнего человека. И не случайно в религиозной системе палеолитических охотников главенствующее место занимал зверь. Он был покровителем рода, приносил удачу или не удачу во время добывания пищи. С ним были связаны все события, происходившие в мире.

Тотем в переводе “его род ” означал, что все члены данного рода происходят из определенного животного, растения и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Тотемистические представления, древний человек воплощал в наскальной живописи, рисуя животных, сцены охоты. Развитие тотемизма имело свое влияние и на скульптуру, о чем ярко свидетельствуют малые статуэтки, подобные тому, который был найден в Моравии. Образы зверей: мамонтов, носорогов, лошадей, быков, пещерного медведя были найдены во многих регионах мира, и не только в Европе. Отсюда можно сделать вывод о том, что культ зверя в палеолитическом обществе имел такое же значение, какое сегодня имеют в мире образы Христа, Будды, других святых. Так, в силу распространения тотемизма и утверждения культа зверя палеолитическое искусство, как и все первобытное искусство было связано с природой, окружающим миром, религиозными представлениями древнего человека.

Самые древние изображения относятся к позднему палеолиту, т. е. созданы людьми примерно за 40-30 тысячелетий до н. э. Это т. н. макароны и меандры - отпечатки человеческой руки и пересекающиеся волнистые линии, выдавленные в сырой глине. Расцвет живописи палеолита пришелся на мадленский период (назван по месту раскопок в пещере Ла-Мадлен на юге Франции). С помощью кремневых резцов первобытные художники делали гравюры с изображениями животных, рисунки на кости, камне, роге оленя.

Главными героями сюжетов для древних мастеров были животные и человек, причем зверь, являвшийся источником существования для людей, объектом охоты и почитаемым тотемом, занимал основное место в росписях.

Большинство рисунков этого времени, найденных археологами, процарапаны резцом на поверхности скалы. Часть из них, как, например, изображения животных в пещере Альтамира, открытой Марселино де Саутуолой в 1879 г., и в пещере Ласко, покрывались краской. Художники использовали не только черную краску (вероятно, ее заменял древесный уголь) , но и желтую, и красную, которые получали, растирая в порошок охру и другие минералы.

Затем порошок смешивался с водой или жиром. Краска наносилась на стены с помощью палочки или кисточки, изготовленной из меха животных. Возможно, применялся и такой способ: художник выдувал порошок на влажную стену с помощью импровизированной трубки - полой кости, и краска, застывая, сохраняла свой цвет на многие тысячелетия.

Мадленская живопись, открытая в XIX в., привлекла множество желающих увидеть ее, но вскоре пещеры пришлось закрыть от посетителей, т. к. краска начала быстро разрушаться. Не сразу был открыт для жаждущих полюбоваться творениями первобытных художников и обнаруженный совсем недавно, в 1994 г., грот Шовэ.

В настоящее время найдено множество росписей времен палеолита. На одной только территории Франции насчитывается более ста пещер, стены которых покрыты рисунками древних художников. Одной из самых интересных находок стала пещера Ласко, обнаруженная в 1940 г. и получившая название «доисторическая сикстинская капелла». В настоящее время она стала настоящим музеем, представляющим искусство эпохи палеолита. Ученые определили, что самые древние экспонаты пещеры Ласко созданы в 18 тысячелетии до н. э. Открывается этот своеобразный музей Большим залом, или залом Быков. Посетитель, оказавшийся в этом зале, слева от себя видит стену с изображениями животных: огромного быка, коровы и теленка, лошади, медведя, оленей. Своды в конце зала покрыты рисунками, представляющими бизонов, баранов и лошадей. Между фигурами зверей и над ними древние художники поместили нарисованные разными красками квадраты, составляющие прямоугольники, волнистые линии и изображения, напоминающие растения.

Выразительностью и живой динамикой поражают написанные золотистой охрой фигуры лошадей, обведенные черным контуром. С большой точностью первобытный художник передает пропорции животных, восхищает его умение создавать объем и перспективу. Реалистично и убедительно выполнены изображения степных лошадей и коровы, приготовившейся к прыжку через невидимое зрителю препятствие. Несомненно, древний живописец обладал тонкой наблюдательностью и прекрасной памятью, ведь свои модели он изображал не с натуры. Назвать это искусство реализмом в полном смысле слова нельзя, хотя в данных памятниках присутствуют элементы типизации и обобщения, явственно заметен поиск характерных для изображаемого животного выразительных особенностей.

В следующем зале на одной из стен зритель видит изображения восьми голов баранов. Четыре из них написаны красной краской, четыре - черной. На противоположной стене художник поместил пять голов оленей. С правой стороны зала расположен узкий коридор, свод которого покрыт живописными изображениями и петроглифами (высеченными на камне рисунками) - небольшими фигурами животных, перекрытыми огромным силуэтом коровы. Здесь же нарисованы лошади и бизоны, изображения которых пересекают линии стрел и копий.

В последнем помещении пещеры Ласко черной краской написана целая сцена, значение которой пытались разгадать многие ученые. В центре рисунка - фигура падающего человека с птичьей головой. Справа от него стоит раненый бизон с вываливающимися внутренностями и копьем, проходящим поверх его корпуса. Рядом с человеком лежит копьеметалка, украшенная фигурой птицы. Слева художник нарисовал носорога, который, убегая, оставляет за собой четкие точки-следы. Вероятно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его с ног. Удивительно в этом изображении то, что среди всех найденных археологами рисунков мадленского периода он единственный имеет композицию, объединяющую фигуры животных и человека. Поэтому исследователи долго спорили о его датировке, относя этот памятник древнего искусства к более позднему времени. Но техника исполнения и стиль говорят о том, что сцена, изображенная художником, все-таки относится к одной из ранних стадий мадленского периода.

Рисунки мадленского периода восхищают зрителя мастерством исполнения и своей достоверностью. Древние художники очень реалистично передают повадки зверей, их манеру поведения. Изгибы тела, положение ног и поворот головы точно показывают, находится животное в движении или замерло, приготовившись скрыться при малейшей опасности.

Найденные изображения позволили ученым определить, какие звери жили в те далекие времена. Благодаря рисункам, обнаруженным в гроте Шовэ, было сделано поразительное открытие: животные, обитающие ныне в жарких африканских странах (львы, носороги) , и обитатели северных стран (северные олени) когда-то существовали в одном месте, на территории современной Франции.

Удивляет и то, что в этих полихромных (многоцветных) росписях заметно стремление художников к передаче перспективы: с помощью изменения силы тонов формируются объемы, благодаря чему, а также умению соблюдать пропорции достигается большое сходство с объектами изображения. Достоверность рисунков позволила исследователям определить, к примеру, что в пещере Экаин первобытный живописец нарисовал бурого, а в гроте Шовэ - пещерного медведя.

Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные - схематично. Образы людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными признаками, встречаются реже. Например, в гроте Шовэ на выступе одной из стен хорошо заметна фигура получеловека-полузубра. В большинстве же росписей преобладают изображения животных, именно в это время зарождается анималистическая (от лат. animal - животное) живопись.

Вершины своего расцвета живопись эпохи палеолита достигла в 12 тысячелетии до н. э. Именно к этому времени относятся анималистические росписи пещер Руфиньяк, Нио, Монтеспан, Труа Фрер, Фон де Гом, Ла-Мадлен, Ласко, Комбарелль, Марсула и др. Большинство рисунков показывает замечательное мастерство древних художников в передаче объема, перспективы, пропорций, а также умение запечатлеть движение животных. В то же время, за редким исключением, живописные памятники представляют собой беспорядочные нагромождения рисунков, лишь некоторые росписи имеют композицию, объединяющую две или три фигуры (сцена из Ласко, а также изображение оленя, коровы и колдуна - человека с головой быка - из пещеры Труа Фрер).

Нередко художники рисовали пары животных противоположного пола (быков, лошадей, оленей, бизонов), что скорее всего связано с магическими обрядами.

В конце палеолита техническое мастерство первобытных живописцев совершенствуется, свободным и динамичным становится рисунок. В то же время постепенно исчезает объемность, и изображение приобретает плоскостной и схематичный вид (например, руку художники изображают в виде граблей с пятью зубцами-пальцами).

Введение

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная или, иначе, примитивная культура территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Искусство палеолита

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода -- каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие - сосуд и т. д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы “прочитать” эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние - ок. 12 тыс. лет.

На основании археологических находок на территории современной Франции были определены хронологические рамки этапов палеолита - «древнекаменного века» для Центральной Европы: - нижний (ранний) палеолит наименован периодом Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н. э.; - средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до н. э.; - верхний палеолит включает три стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс. лет до н.э.; Солютрё (Solutre), по названию селения близ г. Масона в центральной части Франции - 20-15 тыс. лет дон. э., и Мадлён (Magdalen), по местности в долине р. Дордонь в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до н. э.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины -- матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а -- строгой геометричностью линий и объемов -- силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

Рис. 1

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века -- написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер -- пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Рис. 2

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот “абстрактный” узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся “абстракционизм”? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 -- 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком -- быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Древнекаменный век, или палеолит - самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития: древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит. Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на весь поздний палеолит - эпоху Ориньяк (40-35 тысячелетия до н. э.), Солютре (35-25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25-12 тысячелетия до н. э.) .
В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства.
Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.
В начале позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге. Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой - желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя.
Эпоха Ориньяк. К эпохе Ориньяк (40-35 тысячелетия до н. э.) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Рисунки очень несовершенны, почти невозможно узнать породу животного, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное. В конце эпохи рисунки более реальны; можно различить породу животного, так как нарисованы морды, рога, копыта, шерсть.
В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5-10 см). Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха - время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.
В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.
Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.
Эпоха Солютре. В эпоху Солютре (35-25 тысячелетия до н.э.) расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции - Нио, Фон-де-Гом; Испании - дела Пенья, Пасегья, Кастильо.
Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25-12 тысячелетия до н.э.). Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.
В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.
Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.
Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).