Икона "Распятие Иисуса Христа": описание, история, значение, молитвы. Распятие

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа – Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53 , 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь иудейский “, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский”.

Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21 , 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”.

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: “Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !”

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю “.

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой “. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя “. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец-страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани !” то есть “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

При любом доме искренне верующего человека присутствуют иконы Иисуса Христа.

Любая икона обладает своим содержанием, идеей и значением, а лик Спасителя помогает людям преодолеть сложности жизненного пути, помогает обрести мир в душе.

Иконография Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа – это объединение школ, систем и творений, на которых изображен Сын Божий.

Примечательно, что в Раннем Христианстве облик Спасителя изображался посредством аллегории – ягнёнок, пеликан, как символ милосердия, дельфин, то есть спаситель утопающих, который был пронзен трезубцем, рыбы. В 692 году Пято-Шестой (Трулльский) собор запретил к изображению Спасителя таким образом.

На данный момент Иисуса Христа изображают в виде Судии – Царя Царствующих и Вседержителя; или в образе, который Спаситель носил среди обычных людей, чтобы свершать служение Свое.

Причисляются иконы Иисуса Христа к шести главным иконографическим типам.

Икона «Иисус Христос Вседержитель»

На изображении виден Сын Божий в возрасте, когда он совершал свое проповедование. Церковный Устав говорит писать Иисуса Христа одетым в пурпурный хитон (элемент одежды, часть ткани, которая накладывается на правый бок и закрепляется на левом плече), синий гиматий (прямоугольная ткань, обычно надевается сверху хитона), а над головой изображать крещатый нимб.

Считается, что синий наряд Сына Божьего олицетворяет небесное начало, а багровый – естество людей, мучения и царственность. Эта картина считается символом согласия между небесным, земным и духовным.

Спаситель изображается на троне, однако встречаются образы в полный рост и по пояс. Левая рука Христа обычно удерживает Евангелие, а правая складывается в благославляющий знак. Если Евангелие открытое, то на страницах рисуют символику рождения и смерти – буквы альфа и омега (ΑΩ).

Икона «Иисус Христос Вседержитель» не дает забыть о небесном суде, который ждёт любого праведного и нет, о милосердии и доброте. Она несёт помощь людям в преодолении жизненных трудностей.

Икона «Спаситель»

В прошедшие времена Иисус Христос был представлен на изображениях тем, кто несёт овцу доброго пастуха, в виде ягнёнка, рыбы. Позже такой образ Спасителя был запрещён к использованию.

Иисус Христос сейчас на иконах представляется исключительно по церковному Уставу. Неизменными элементами иконы Сына Божьего считаются крещатый нимб, багровый хитон, синий гиматий.

Икона «Первые шаги Христа»

Икона «Первые шаги Христа» располагается в монастыре св. Герасима Иорданского. Данный монастырь был возведён в V столетии Герасимом, что пришёл в Святую Землю с целью поклонения и стал монахом.

Находится эта религиозная община рядом с дельтой реки Иордан в Эль-мейт в южной стороне Иорданской долины. Считается, что в прохождении к Египту, Святое Семейство со Спасителем становилось в пещере при монастыре. Во время одного из привалов Богомладенец Иисус совершил свои первые шаги.

Икона «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах»

Игемен Хризостен, будучи иконописцем, создал икону «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах». Происхождение иконы связывают с монастырём св. Герасима Иорданского.

Образ плачущего Сына Божьего над не рождёнными детьми несёт в себе идею исцеляющего раскаяния. Женщины, свершившие грехопадение, по неверию или незнанию, перед иконой служат покаянные молитвы, чтобы ощутить повинное умиротворение.

Игумен иерея Петра Удовенко попросил изготовить икону и для Николо-Матроновского храма, чтобы больше православных женщин смогли искренне покаяться в своем грехе и обрести прощение.

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Распятие Спасителя – символ искупление Иисусом Христом грехов человечества. В центре иконы располагается Крест Господень со Спасителем на нём, а над головой Христа находится табличка с буквами – «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский», которые могли быть написаны самим Понтием Пилатом.

В начале 30х годов I века изображали Сына Божьего с открытыми глазами, как символ бессмертия. По традициям православия Христос пишется с закрытыми глазами.

Главным мотивом иконы при этом является спасение людского рода. О священном начале Иисуса из Назарета и его бессмертии говорят ангелы, что летают над ним в небе.

Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Лик Девы Марии почитается во всем мире и олицетворяет нравственность, невинность и праведные совершения. Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы считается основным женским образом и мотивом в христианстве.

Иконописцы следуют точному канону во время писания иконы. Каждая деталь на изображении несёт свой смысл и призвана вызывать определённые ассоциации у верующих.

Никогда Дева Мария не изображается с взрослым Исусом. Таким образом подчёркивается её великая роль, как Матери, что отдала своего сына в жертву человечеству.

Икона «Христос в терновом венце»

Второе название образа – «Царь Иудейский».

Сюжет иконы отображает тяжесть грехов человечества, что Сын Божий взял на себя. Образ Иисуса Христа, запечатлённый на данной иконе, твердит о покорности перед своей судьбой, терпение мук и боли, насмешек и унижений, выпавших на долю Спасителя.

Изображается Иисус Христос со связанными руками и склонённой набок головой, обрамлённой в терновый венец. На плечах Спасителя покоится мантия монарха – «багряница».

Молитвы перед иконой «Христос в терновом венце» помогает христианам справиться с жизненными трудностями, особенно связанными с несправедливостью.

Икона Иисуса Христа Ушакова

Икона, писанная Симоном Ушаковым, датируемая 1661 годом, находится в Благовещенском соборе Кремля.

Изображение Сына Божьего написано с соблюдением всех канонов – лик Христа с крестовым нимбом над головой.

Окружает лик Спасителя фон, который делает видимость некой пространственной среды, находящуюся на границе с реальным миром, откуда смотрит посетитель.

Так формируется образ идеальной Божественной Личности Спасителя, которая существует в мире, сходным с материальным.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ


Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В выставочных залах Российской академии художеств - Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ

Умение читать и писать ранее являлось значительно большей привилегией чем сейчас. Поэтому для того чтобы распространять и объяснять некоторые религиозные идеи использовались образы. Поэтому нередко икона распятие называлась – изображенным Евангелием или Евангелием для неграмотных. Действительно, в этом образе верующие могли увидеть некоторые основные детали и символы веры. Композиция всегда была насыщенной и давала возможность людям поразмышлять о христианстве, а христианам – больше проникнуться и вдохновиться верой.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.

В чем помогает икона «Распятие Христа»

К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Молитва Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Господу Иисусу Христу распятому

Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Икона принадлежит к самым совершенным творениям константинопольского искусства и на основании стилистических аналогий в миниатюрах датированных рукописей обычно относится ко второй половине XI или началу XII века. Она представляет совершенно новый иконографический тип Распятия по отношению к доиконоборческим изображениям, также сохранившимся в Синайском собрании. Композиция становится предельно строгой и лаконичной, включающей только три главные фигуры: Христа, Богоматери и Иоанна Богослова.

Надписи сведены к одной главной по сторонам креста - «Распятие». Исчезают фигуры распятых разбойников, римские войны у подножия и другие второстепенные детали, о которых с увлечением повествовали ранневизантийские иконописцы. Внимание концентрируется на главном событии, на психологическом содержании образа, рождающего литургические ассоциации и более острое эмоциональное переживание Искупительной жертвы, зримым воплощением которой была сцена Распятия.


Распятие со святыми на полях. Фрагмент.

Христос на кресте уже не показывается в строго фронтальной, торжественно иератичной позе победителя и «Царя царей». Напротив, тело его изображено изогнувшимся и бессильно повисшим, напоминая о предсмертных муках. Поникшая голова с закрытыми глазами также указывает на момент смерти. Вместо «царственного» пурпурного колобиума на обнаженном теле Христа лишь набедренная повязка. Редчайшей особенностью синайской иконы является то, что эта повязка изображается совершенно прозрачной. Мотив находит объяснение в византийских богословских толкованиях, в частности в поэтической надписи на другой синайской иконе Распятия, в которой говорится, что Христос, взяв на время «одеяние смерти», был облечен в «ризу нетления». По всей видимости, прозрачная повязка и должна была изобразить эти небесные невидимые одежды Спасителя, провозглашающие, что принесенной жертвой Он даровал спасение и нетление миру, «смертию смерть поправ».

Несмотря на то, что Христос показан умершим, из ран Его струится кровь, которую иконописец изображает со всей возможной для такой изысканной живописи натуралистичностью. Странная особенность становится более понятна при обращении к современным иконе византийским текстам.

Выдающийся философ и историк XI века Михаил Пселл оставил подробное описание одного изображения Распятия, во всем подобного синайской иконе. Пселл прославляет неизвестного художника за его искусство, удивительным образом представившего Христа одновременно и живым, и умершим.

В Его нетленном теле продолжал пребывать Св. Дух и связь со Св. Троицей не прекращалась. Эта идея приобрела исключительную актуальность в византийском богословии после Схизмы 1054 года, когда вокруг данного тезиса, отвергнутого католиками, была выстроено православное понимание Евхаристической жертвы и Св. Троицы. Икона Распятия, совершенно меняясь иконографически, продолжает оставаться живым образом истинной веры, который, по словам Анастасия Синаита, лучше любого текста способен опровергнуть всех еретиков.

Отметим и другие важные детали синайского Распятия. Кровь из ступней Христа потоками струится вниз к подножию, сделанному в виде скалы с пещерой внутри. Изображение восходит к византийскому апокрифическому сказанию о крестном древе, согласно которому крест Распятия был поставлен на месте погребения Адама. Искупительная кровь, пролившись на череп Адама, даровала спасение миру в лице первого человека. Пещера погребения Адама была одним из главных мест поклонения в иерусалимском комплексе Гроба Господня, о котором сдержанно напомнил синайский иконописец. По сравнению с ранней иконографией в XI веке гораздо большее значение приобретает изображение самого креста, в котором всегда присутствуют верхняя дополнительная перекладина, называвшаяся «титулус» или «возглавие». Именно такой формы делались воздвизальные кресты, устанавливаемые на алтарных престолах в каждой церкви. Они, как правило, содержали в средокрестье частицу крестного древа, что делало их реликвиями Распятия. Икона Распятия с подобным крестом вызывала у византийца ясную ассоциацию с алтарем и приносимой на нем Евхаристической жертвой.

В создании литургического образа важную роль играют и скорбные жесты. Богоматерь левую руку прижимает к груди, правую протягивает в жесте моления, прося Искупителя о милосердии. Иоанн Богослов правой рукой, как бы в жесте отчаяния, дотрагивается до щеки, левой напряженно сжимает край плаща. Слетающие с небес ангелы вверху не только свидетельствуют о мистической природе таинства, но и жестом разведенных в стороны рук демонстрируют горестное изумление. С помощью едва заметных акцентов автор делает зрителя эмоциональным участником изображенной сцены, переживающего евангельское событие как сиюминутную реальность. Именно такая трактовка Распятия характерна для эк-фрасиса Михаила Пселла, который, как и синайский иконописец, последовательно создает эффект сопричастности, столь важный для понимания особого психологизма комниновского искусства и его литургической наполненности.

Тема идеальной Церкви получает развитие в образах святых на полях, представляющих своего рода небесную иерархию. В центре верхнего поля медальон с Иоанном Крестителем, по сторонам которого архангелы Гавриил и Михаил и верховные апостол Петр и апостол Павел. На боковых полях слева направо показаны сначала святители Василий Великий и Иоанн Златоуст , необычно изображенный держащим одновременно крест и книгу, Николай Чудотворец и Григорий Богослов. Под ними четыре святых мученика: Георгий, Феодор, Димитрий и Прокопий. В нижних углах два самых почитаемых представителя чина преподобных: Симеон Столпник Старший - справа, в надписи названный «В обители» в напоминание о его прославленном монастыре, и Симеон Столпник Младший, на иконе обозначенный как «Чудотворец». Оба показаны в куколях как великосхимники и за прозрачными решетками, отмечающими верхнюю часть неизображенного столпа. В центре нижнего поля изображена св. Екатерина - ясное указание на предназначение иконы для Синайского монастыря. По сторонам от нее размещены редкие изображения св. Валаама в монашеском облачении и св. Христины, так же, как св. Екатерина , показанной в царских одеждах.

Наиболее странную особенность этого сонма святых составляет изображение Иоанна Крестителя. В центре верхнего поля между архангелами и апостолами, на месте, обычно принадлежащем Христу Пантократору. Св. Иоанн держит в руке посох с крестом - знак пастырского достоинства, при этом правая рука сложена в жесте пророческого благословения (передачи благодати), которое адресовано Христу на кресте. На наш взгляд, это не просто напоминание о пророческих словах об Агнце Божием (Ин. 1,29), но и указание на символический смысл Крещения, которое трактовалось византийскими богословами как рукоположение - передача Иоанном Предтечей ветхозаветного священства первосвященнику новой Церкви. В данном контексте могут быть объяснены одеяния архангелов с их священническими стихарями под плащами и позы повернувшихся к св. Иоанну и Христу основателей земной Церкви апостолов Петра и Павла.

Тем самым верхний ряд образов сдержанно и глубокомысленно акцентирует главный литургический смысл синайской иконы: Христос в Распятии одновременно и Первосвященник, и Жертва, «приносящий и приносимый», говоря словами литургической молитвы.