Домовые храмы. Значение церковь домовая в православной энциклопедии древо Храм считался домовой церковью именно

В одном из залов Эрмитажа находится собор Спаса Нерукотворного образа, это отреставрированная домовая церковь семьи Романовых. Она была построена в 1753–1762 годах по проекту знаменитого Растрелли. Сейчас здесь в точности воспроизвели интерьер, восстановили иконостас. Хоть и сегодня этот домовой храм - один из многих выставочных залов музея, можно представить, как в действительности выглядела императорская домовая церковь тех времён.

    Дворцовая пл., 2

Домовая церковь Юсуповых

В Юсуповском дворце находится домовая церковь знаменитых князей. Её постройкой руководил архитектор В. А. Кенель, и спроектировал её в византийском стиле. Здесь происходили важные для семьи события - венчание, крещения детей. В 1926 году церковь прекратила своё существование, а через четыре года помещение было полностью переделано под лекционный зал. Спустя 85 лет реставраторы воссоздали небольшой домовой храм, и сейчас он открыт для посетителей.

    наб. реки Мойки, 94


Церковь Воскресения Господня считается первым храмом в Царском Селе. Изначально она была установлена как походная церковь, так распорядилась хозяйка дворца Екатерина I. История этого святого места непростая, церковь два раза горела, и её переносили в разные части дворца и за его пределы. В годы немецкой оккупации церковь использовалась как склад, многие реликвии были утеряны. В наше время храм до сих пор восстанавливают, и изредка в нём проходят молебны.

    г. Пушкин, Садовая ул., 7


Церковь Спаса Нерукотворного образа находится в комплексе Конюшенного двора Санкт-Петербурга. Его повелела сделать Анна Иоанновна в 1736 году. В то время храм предназначался служащим придворных конюшен. Годами позднее в стенах храма отпевали Александра I, и позже - А. С. Пушкина. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, а позже и совсем закрыта. Новое торжественное освящение храма состоялось в 2000 году. Сейчас он открыт для всех желающих.

    Конюшенная пл., 1


Церковь во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы с улицы совсем неприметна, она находится в обычном доме. Помимо богослужений, при храме действует благотворительное братство, которое помогает заключённым в тюрьмах и осуществляет уход за тяжёлыми больными в госпиталях. В этом же здании размещается и радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров».

    наб. Лейтенанта Шмидта, 39

ДОМОВОЙ ХРАМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовой храм или домовая церковь - храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви.

В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение никак не выделенное во внешнем виде здания.

Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт.

Использованные материалы

Страница форума сайта Народный каталог православной архитектуры:

http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=16&t=15042

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМОВОЙ ХРАМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМОВОЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    В представлении суеверных людей - некое сверхестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхестественного в домовых нет. Это либо …
  • ХРАМ в Архитектурном словаре:
    культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, …
  • ХРАМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские …
  • ХРАМ в Словаре церковных терминов:
  • ХРАМ в Православных церковных терминах:
    здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится …
  • ХРАМ в Библейском словаре:
    — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида …
  • ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Православный храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ
    культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также …
  • ДОМОВОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов "дух", живущий в доме. Вера в Д. - пережиток первобытных семейно-родовых культов. …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm?nnchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные …
  • ХРАМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ в Энциклопедическом словарике:
    культовое здание для богослужения, выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы - христианская церковь …
  • ХРАМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ
    культовое здание для богослужения, выполнения религ. обрядов. Стр-во X. известно с …
  • ДОМОВОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМОВ́ОЙ, в верованиях славян дух-хранитель …
  • ДОМОВОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm an nchen, англ. Goblin) ? божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или …
  • ХРАМ в Словаре Кольера:
    (древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в …
  • ХРАМ
    хра"м, хра"мы, хра"ма, хра"мов, хра"му, хра"мам, хра"м, хра"мы, хра"мом, хра"мами, хра"ме, …
  • ДОМОВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    домово"й, домовы"е, домово"го, домовы"х, домово"му, домовы"м, домово"го, домовы"х, домовы"м, домовы"ми, домово"м, …
  • ДОМОВОЙ в Весёлом этимологическом словаре:
    - управляющий …
  • ХРАМ
    -а, м. 1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древние храмы. Сельский храм. Брожу ли я вдоль улиц …
  • ДОМОВОЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -"ого, м. По суеверным представлениям: сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме и охраняющее его. Поместья мирного незримый покровитель, тебя …
  • ХРАМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дом …
  • ДОМОВОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ХРАМ в Словаре синонимов Абрамова:
    молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий …
  • ХРАМ
    адитон, айван, амфипростиль, базилика, богомольня, бурханище, вимана, дарохранительница, дацан, диптер, зиккурат, кааба, капище, кереметь, кирка, кирха, кондо, костел, кумирня, мартирий, …
  • ДОМОВОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    барабашка, гоблин, домовый, дух, манс, нежить, полтергейст, …
  • ХРАМ
  • ДОМОВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    домовой, …
  • ХРАМ в Орфографическом словаре:
    храм, …
  • ДОМОВОЙ в Орфографическом словаре:
    домов`ой, …
  • ХРАМ
    Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский …
  • ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух …
  • ХРАМ в Словаре Даля:
    муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного …
  • ХРАМ
    культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, …
  • ДОМОВОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение …
  • ХРАМ
    храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). Храм науки. …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное …
  • ХРАМ
    м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких …
  • ДОМОВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    домовой м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в …
  • ХРАМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Здание для богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. 3. перен. Сфера высоких …

ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Домовые храмы, в отличие от храмов приходских, обычно предназначаются для ограниченного круга лиц (напр., семейного) и располагались не в отдельном строении, а в одном из помещений (комнат) дома.

Устройство домовых церквей для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто, имея усердие к храму Божию, не может посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам, разрешается епархиальным архиереем, а в столицах — Св. Синодом. Существование домовой церкви допускалось только до кончины лица, для которого учреждение ее дозволено; после кончины его все принадлежности домовой церкви обращаются в собственность церкви приходской, если не состоится новое разрешение.

Императором Петром I устройство домовых церквей вовсе запрещалось; в 1722 (12 апреля) и 1723 (5 октября) Св. Синодом дозволено было «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». В 1762 было вновь разрешено иметь домовые церкви.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЕРКОВЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне церковь вдали - означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.Войти в церковь, погруженную во мрак - знак …
  • ЦЕРКОВЬ в Архитектурном словаре:
    то же, что Храм …
  • ЦЕРКОВЬ в Новейшем философском словаре:
    (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - то же, что храм. (Илл.: Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1165 …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком религиозном словаре:
    1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; …
  • ЦЕРКОВЬ
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЦЕРКОВЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • ЦЕРКОВЬ в Высказываниях известных людей:
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    [ от греч. kyriake (oikia) букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словарике:
    [от греческого kyriake (oikia), буквально - Господень дом], 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим …
  • ЦЕРКОВЬ
    Ц́ЕРКОВЬ [от греч. kyriak; (oikia), букв.- Господень дом], специфическое для христ-ва понятие мистич. сообщества верующих ("верных"), в к-ром осуществляется единение …
  • ДОМОВАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОМ́ОВАЯ МЫШЬ, млекопитающее сем. мышей. Дл. тела 7-11 см, хвоста 4-10 см. Распространена широко, вслед за человеком заселяет новые р-ны …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Ц. можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как …
  • ЦЕРКОВЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    це"рковь, це"ркви, це"ркви, церкве"й, це"ркви, церква"м, це"рквя"м, це"рковь, це"ркви, це"рковью, церква"ми, церквя"ми, це"ркви, церква"х, …
  • ЦЕРКОВЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    ц"еркви, мн. ц"еркви, церкв"ей, -"ам и -"ям, -"ами и -"ями, (о) -"ах и -"ях, ж. 1) У христиан: организация, ведающая …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦЕРКОВЬ в словаре Синонимов русского языка:
    автокефалия, англиканство, капелла, кирка, кирха, костел, приход, святилище, собор, храм, церквушка, …
  • ЦЕРКОВЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божест-венное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Орфографическом словаре:
    ц`ерковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -кв`ей, -кв`ам и -кв`ям (религиозная организация; храм) и ц`ерковь, -кви, тв. -ковью (божественное учреждение, …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община Православная ц. Католическая ц. церковь православный храм Каменная …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Даля:
    муж. церква, южн. , зап. , новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от …
  • ДОМОВАЯ в Словаре Даля:
    сущ. , жен. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящ., принадлежащий к дому или …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. …
  • ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    церковь ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Русская Православная Церковь как божественное учреждение. II ж. Христианское сообщество, возглавляемое Иисусом Христом, понимаемое как мистическое объединение всех …
  • ДОМОВАЯ МЫШЬ в Энциклопедии Биология:
    , мелкий грызун подсемейства мышей. Дл. тела 7—10 см, голый хвост почти такой же длины. Окраска меха серая, на брюшке …
  • МЫШЬ ДОМОВАЯ в Словаре Кольера:
    (Mus musculus). Хотя мышами называют многих мелких "мышевидных" грызунов, особенно из семейства мышиных (Muridae), с этим термином в нашем представлении …
  • МЫШИ в Энциклопедии Биология:
    , подсемейство грызунов сем. мышиных. Из 400 видов семейства 300 относятся к этому подсемейству. Дл. тела от 5 см (мышь-малютка) …
  • СРЕТЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    СРЕТЕНЬЕ Анне Ахматовой Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон …
  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ(7 апреля/ 25 марта) Темнолицый ангел с дерзкой ветвью Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!". Иона дрожит пред страстной вестью, …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • ЮВЕНАЛИЙ (КИЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Килин) , в схиме Иоанн (1875 - 1958), архиепископ Ижевский и Удмуртский. …
  • УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уфимская и Стерлитамакская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 450103, Республика Башкирия, …
  • СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Смоленском (Переславское благочиние Ярославской епархии) Адрес: …
  • РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовский Спасо- Иаковлевский Димитриев мужской монастырь (Ярославская епархия). Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов …
  • НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никольский Васильевский мужской монастырь (Донецкая епархия). Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …

К 160-летию Самарской епархии

И каждый день единодушно пребывали в храме
и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу
в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

Деяния святых апостолов 6:46, 6:47

Первой домовой церковью в Самаре стала в 1851 году Крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в первом Архиерейском доме на углу улиц Дворянской и Алексеевской (Куйбышева / Красноармейская).
В 1854 году была выстроена церковь Божьей Матери «Всех скорбящих радость» при тюрьме на Острожной (Ильинской, Красноармейской) площади. Чаще всего её называли Скорбященской церковью при тюремном замке.
После открытия Иоакимо-Аннинской домовой церкви при Духовной семинарии в 1864 - 1872 годах домовые церкви создаются при самых разных богоугодных заведениях (приюты, общины, богадельни), больницах и городских учреждениях (например, при городской думе или в здании водопроводной станции), а также при реальном училище, гимназиях, школах, при самарском гарнизоне. Существовали частные домовые церкви при усадьбах (например, домовая церковь в доме И. Л. Санина и многих других).

Домовые церкви имели три самарских богадельни - Соколовская, Шихобаловская и Епархиальная.
Престарелые содержанки Константиновской богадельни посещали Всесвятскую церковь, а жители Аржановской богадельни Единоверческую или Троицкую церкви.

1. Иаково-Иоанновская домовая церковь
при богадельне имени Я. Г. и И. Я. Соколовых
(угол улиц Мичурина и Чкалова, 2/98)
Ранее угол Соловьиной и Оренбургской

Соколовская богадельня с домовой церковью святых апостолов Иакова и Иоанна.

В 1907 году купцы Соколовы пожертвовали на устройство и содержание богадельни со странноприимным домом невиданную доселе сумму - 500 000 рублей. 200 000 рублей было затрачено на строительство богадельни и обустройство дворовых служебных построек, а 300 000 рублей положены в банк «как вечный вклад». Десять процентов от дивидендов пополняли неприкосновенный капитал, а остальная часть шла на содержание заведения.
Комплекс богадельни находился в собственном саду Соколовых на Петропавловской площади, состоящий из двухэтажного здания, которое растянулось на весь 139 квартал, и дворовых построек. В глубине сада располагались пекарни, погреба, флигель для прислуги.

Богадельня была освящена 23 августа 1909 года . Но еще 5 августа здесь нашли приют первые 15 человек. Во время торжественного открытия богадельни Соколовы передали губернатору В. В. Якунину еще 10 000 рублей на организацию детских приютов.
После открытия заведения гласные городской думы решили ходатайствовать о присвоении Соколовым звания почетных граждан Самары. В журналах заседаний городской думы отмечалось: «За столь щедрое пожертвование принести Соколовым через особо избранную депутацию признательность думы и ходатайствовать о присвоении им звания почетных граждан города Самары, и поставить в зале жертвуемой ими богадельни их портреты написанные маслом».

У Соколовской богадельни, 1911 год

Здание богадельни Соколовых по улице Мичурина

Торец здания с аттиком и луковичной главкой

Н. В. Мельникова так описывает жилой корпус богадельни: «Верхний этаж здания был разделен на восемь больших светлых палат, рассчитанных на сто человек. Там же помещалась небольшая аптечка и домовая Иаково-Иоанновская церковь. В нижнем этаже было устроено четыре палаты на пятьдесят человек и две палаты для странноприимных» (бедных путников, желающих остановиться в городе на 2-3 дня).

В журналах заседаний городской думы мы можем найти сведения об организации в богадельне «именной» палаты, названной в честь жены коммерции советника Якова Гавриловича Соколова - Синклитикии Афанасьевны Соколовой.

9 декабря 1910 года сын Я. Г. Соколова Иван Яковлевич Соколов извещал городскую думу, что «в увековечивание памяти родительницы моей, жены коммерции советника Синклитикии Афанасьевны Соколовой, заблагорассудил я пожертвовать 10 000 рублей к основному капиталу богадельни на призрение горожан в особой отдельной палате с памятной надписью о Синклитикии Соколовой».

Домовые церкви при богадельнях открывались далеко не сразу. Например, в газете «Голос Самары» в 1910 году была опубликована заметка смотрителя Соколовской богадельни господина Карманова, который отмечал: «Вхождение богадельни нашей в приход Петропавловской церкви вовсе не означает, что вопрос с церковью решен у нас положительно. Две наши приельницы две недели назад ушли на утреннюю службу в церковь и не вернулись. Потерялись жилички по ущербности разума из-за преклонных их лет. Розыск нам пришлось вести с полицией два дня».

Домовая церковь во имя апостолов Иакова и Иоанна Милостивого (в честь Якова и Ивана Соколовых) открылась и была освящена только в декабре 1911 года . Освящение провел сам Епархиальный архиерей Преосвященный Константин, епископ Самарский и Сызранский. Тогда же Иваном Яковлевичем Соколовым в банк была положена сумма - 12 000 рублей, а с процентов должны были содержаться священник и дьякон. Настоятелем стал отец Архангельский. До сих пор на восточном торце здания мы можем увидеть фигурный аттик домовой церкви с луковичной главкой.

Многие жители Соколовской богадельни работали «по мере сил» при епархиальном свечном заводе, находящимся рядом (ныне ул. Чкалова, 100, в здании, которое проходит в реестре объектов культурного наследия за 2010 год как обувная фабрика им. Первого мая).
Интересным представляется свидетельство коллежского асессора Кромского, который утверждал, что «жилец Соколовской богадельни Григорий Федоровский работал каждый день до обеда дворником этой богадельни и получал по 34 рубля за сей благой труд в год на прогулки».

Под Рождество в саду при Соколовской богадельне ставили елку и украшали самодельными игрушками и яблоками.

Жилички богадельни на молебне

После смерти Я. Г. Соколова по инициативе гласного городской думы А. Г. Ершова 21 августа 1911 года перед зданием богадельни был установлен бронзовый бюст коммерции советнику и почетному гражданину города Якову Гавриловичу Соколову.

Бюст Я. Г. Соколова

Место по улице Мичурина, где стоял бюст

После революции здание передали детскому саду. Ныне здание занято режимным объектом - Управлением по конвоированию ГУИН Министерства юстиции РФ по Самарской области.

Монструозный пристрой к соседнему жилому дому и сам жилой дом по улице Мичурина, 4, по нашему мнению, полностью нарушает композиционное решение квартала.
В свою очередь «объемно-планировочная композиция здания, декор главных фасадов дома богадельни и композиционное построение» согласно реестру объектов культурного наследия за 2010 год являются предметом охраны МКСО.

2. Домовая церковь-школа
Казанской иконы Божьей Матери при Епархиальной богадельне
имени государя императора Александра III
(ул. Коммунистическая, 1)
Ранее ул. Петропавловская

Церковь-школа при Епархиальной богадельне.
Памятник культурного наследия регионального значения
(Приказ МКСО от 29.07.09 г. №13)

Идея создания богадельни для престарелых священнослужителей активно обсуждалась в конце 1870-х годов на страницах Самарских епархиальных ведомостей. В 1887 году семейство священников Промытовых пожертвовало на создание богадельни 12 700 рублей. Деньги были положены в банк под проценты.

До 1894 года продолжался сбор денег на организацию Епархиальной богадельни. В итоге было собрано 31 050 рублей и взяты в аренду «под заведение» здания сушильни и нарезочной бывшей спичечной фабрики Зелихмана на Петропавловской площади. Часть зданий и сад епархиальной богадельне безвозмездно пожертвовал потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Плешанов.
2 января 1896 года здание богадельни освятили и назвали именем государя императора Александра III. Первоначально в богадельне проживали 10 мужчин и 10 женщин духовного звания. В 1897 году преосвященным Гурием был представлен проект приюта для малолетних детей-сирот духовного звания, который и был организован в 1898 году в деревянном флигеле. Позже приют именовали Гурьевским.

2 января 1900 года была открыта церковь-школа Казанской иконы Божьей Матери при богадельне и приюте, выстроенная по проекту епархиального архитектора Т. С. Хилинского.
В церкви был установлен иконостас из дуба с золотой отделкой работы известного самарского мастера И. В. Белоусова. Внутреннее убранство церкви было выполнено на средства И. М. Плешанова, Е. И. Субботиной, Я. Г. Соколова и А. Н. Шихобалова.

Проект Т. С. Хилинского домовой церкви-школы

Внутреннее помещение церкви было разделено на школу и алтарно-трапезную часть деревянными раздвижными перегородками. После открытия церковно-приходской школы при приюте церковь использовалась по прямому назначению - только для служб.
В1904 - 1909 годах старостой церкви при богадельне был самарский купец Кузьма Степанович Оборин.
После 1919 года здание церкви занял клуб железнодорожников, позже здесь было открыто общежитие. Во времена «развитого социализма» здание приспособили под школьный спортзал. В 1990-х годах помещение сдавалось под офисы. Сейчас в здании бывшей церкви находится областной архив отдела образования.

Фасад по Коммунистической



Много вопросов вызывает строчка в реестре объектов культурного наследия за 2010 год, где соседний с церковью дом по улице Коммунистической, 5 проходит как одно из зданий Епархиальной богадельни.

Существует мнение некоторых историков, что это здание принадлежало купцу А. Ф. Кожевникову. Помимо этого, в Адрес-календарях и справочнике «Вся Самара за 1900 год» и, правда, указано, что А. Ф. Кожевников имел собственный дом в начале Солдатской слободы по Петропавловской улице (место совпадает).

К версии о принадлежности дома по Коммунистической, 5 к купцу Кожевникову заставляют склоняться и инициалы «АФК» вырезанные на деревянных декоративных часах здания.
Возможно, что дом был арендован или куплен богадельней у купца.

Дом №5 по улице Коммунистической

Декоративные часы с инициалами «АФК»
на фасаде дома № 5 по Коммунистической

3. Домовая церковь
святого преподобного Серафима Саровского при Шихобаловской богадельне
(угол улиц Красноармейской и Братьев Коростелевых, 91/104)
Ранее угол ул. Алексеевской и Уральской

Шихобаловская богадельня с домовой церковью.
Памятник культурного наследия регионального значения
(Приказ МКСО от 29.12.09 г. №25)

С давних пор существует предубеждение, что А. Н. Шихобалов, продав городу во время голода 1891 года некачественную муку пятого сорта (мукой отравилось огромное количество горожан), попытался загладить «свою» вину организацией богадельни. Осенью 1893 года Антон Николаевич Шихобалов известил городскую думу о своем желании пожертвовать городу двухэтажный дом с торговыми помещениями и надворными службами на углу Уральской и Алексеевской для устройства богадельни.

Шихобаловская богадельня. Фото из коллекции Г. В. Бичурова

Ремонт трамвайных путей у Шихобаловской богадельни.
Фото из коллекции В. Арнольда

14 ноября 1893 года богадельня со странноприимным домом была открыта и передана городу с частным содержанием от вечных вкладов в Крестьянском поземельном и Городском общественном банках. К 1906 году сумма вкладов составила 65 000 рублей. Дополнительные средства управа могла получать от сдачи в аренду имеющихся при доме торговых помещений. Право приема в богадельню нуждающихся купец оставлял за собой и своими наследниками - Е. А. Курлиной и М. А. Сурошниковой. В итоге, городская управа постановила «принять заведение с благодарностью, именовать далее богадельню Шихобаловской и заказать за счет города икону Вседержителя, сделав для неё приличный киот, поместить в столовой богадельни».
Двухэтажное здание имеет внутренний глухой двор. Дом богадельни выстроен из кирпича самарского завода Летягиных. На одной из стен здания мы можем найти массу кирпичей с клеймами «Летягина».

Стена богадельни с фирменными клеймами кирпичного завода Летягиных

Тычок кирпича с клеймом «Летягина» на стене богадельни

Эркер здания с домовой церковью

Домовая церковь при богадельне была открыта только через 10 лет в 1903 году во имя преподобного Серафима Саровского. Церковь располагалась на втором этаже и представляла собой эркер-фонарь на колоннах и трех кронштейнах с главкой и позолоченным крестом, и имела свой вход с улицы Уральской.

Сохранившийся «родной» центральный кронштейн

Стены украшали фрески мастера Белоусова с темами жития святого Серафима Саровского: «Моление преподобного отца Серафима на камне», «Кончина преподобного Серафима», «Явление пресвятой Богородицы отцу Серафиму». Домовая церковь была приписана к Ильинской церкви. По сведениям Н. В. Мельниковой вплоть до 1918 года на стенах храма висели венки, возложенные на могилу А. Н. Шихобалова в 1908 году.

Устройство богадельни красочно и подробно описано в знаменитой книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», которая была издана в Москве в 1912 году зятем Шихобалова Василием Михайловичем Сурошниковым: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках - приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития. Поднявшись по каменной лестнице на второй этаж, мы войдем в церковь богадельни. Она окрашена в краску сероватого тона и расписана фресками преимущественно из жизни Преподобного отца Серафима Саровского. Фрески принадлежат кисти местного художника Белоусова. В трудах этого мастера, замечательных по выдержанности тона, видно глубокое знание жизни святого. Художник вложил в свой благочестивый труд столько трогательной простоты, которой была также окружена и подвижническая жизнь Преподобного отца Серафима, так прекрасно передал ее духовную красоту, что, кажется, вы стоите не в церкви, а в той прекрасной, тихой пустыни Саровской Нижегородской губернии, которую полюбил святой отшельник. Одна из фресок, написанная на стене противоположной алтарю, изображает моление Преподобного отца Серафима на камне. Тихая пустыня, ясное небо, песок. Очи святого преисполнены кроткой радости, он беседует с Богом. Две фрески написаны на стенах же по обоим клиросам. На правом клиросе изображена кончина Преподобного отца Серафима, на левом клиросе - явление Богородицы Преподобному отцу Серафиму в день Благовещения. Божия Матерь, окруженная сонмом светлых ангелов, предстоит перед повергнувшимся смиренно на землю старцем и возвещает ему благодать и милость Господню.
Церковь, просторная и светлая, устроена по чину благолепному. Она вмещает до пятисот человек молящихся, число, в шесть раз превышающее полный штат призреваемых и прислуги богадельни. С 1894 года по 1910 год в богадельне призревалось 149 лиц обоего пола. В странноприимном отделении ежегодно находят приют от 250 до 300 богомольцев. Содержание богадельни обеспечено процентами с капитала в 65 370 рублей, пожертвованных Антоном Николаевичем. Почему он выстроил богадельню, а не кабак, трактир или что-нибудь в этом роде? Почему он насаждает приюты для сирот, школы строит, украшает храмы Божьи? Потому что дела эти были доступны, понятны его душе, жаждущей послужить людям во имя заповедей Божьих, несомненно, отвечали его понятиям об обязанностях христианина».

В 1918 году церковь закрыли, главку с крестом сняли, часть фресок уничтожили, а часть закрасили. В советское время здесь располагалась известная всем самарцам школа № 14 для детей с нарушениями в развитии. В 2000-х годах школу перепрофилировали в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат «Преодоление» для детей с нарушением речи и задержкой психического развития.
При Администрации экс-мэра Тархова здание оказалось в аварийном, угрожающем безопасности детей, состоянии, но денег на капитальный ремонт не было. Тогда школа-интернат «Преодоление» была перенесена на улицу Мориса Тореза, 45, а дом бывшей богадельни, принадлежавший городу с 1893 года, передали Самарской епархии, которая смогла найти средства на ремонт.

Фасад по улице Братьев Коростелевых

15 января 2008 года (в день памяти Серафима Саровского) на эркере дома установили главку с крестом. На втором этаже сегодня действует храм преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Ежедневно в 9.00 и 17.00 здесь проводит службы батюшка Серафим.

На первом этаже расположено детское православное учреждение дополнительного образования для детей с 3 до 17 лет (православная культура, вокал, вышивание, шахматная секция, роспись по дереву, авиамоделирование и пр.).

На данный момент нам известна только одна действующая богадельня в Самаре при Спасо-Вознесенском соборе на ул. Степана Разина, в которой проживают 19 человек. Планируется создание богаделен и при других самарских храмах.

По теме можно посмотреть:

1. Адрес-календари и памятные книжки Самарской губернии, Самара, 1905 - 1915.
2. Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. Москва, 1912.
3. 150 лет Самарской епархии. //Духовный собеседник, 2001, № 4.
4. В первую полночь XX века. //Самарские епархиальные ведомости, 1901, № 24, 15 декабря.
5. Голос Самары за 1910 год.
6. Журналы Самарской городской Думы за 1905 - 1915 годы.
7. Зубов О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2002.
8. Почетные граждане Самары XIX - XX в. в. /Под редакцией П. С. Кабытова. Самара: Круиз, 2008.
9. Рассохина Г. Н. Код развития Самары заключен в древнейшей ее части. //СамАрх, 1998, № 6 (июнь).
10. Рассохина Г. Шихобаловская богадельня. //Волжская заря, 2003, 28 января.
11. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах её архиереев. Тольятти, 1999.

Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь , находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге - высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.