Детские стихи про осень. Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик Возле мокрых сосен наступила осень

Цели и задачи:

  1. Учить сопереживанию и доброму отношению к природе.
  2. Формировать представление о стихотворении.
  3. Формировать читательскую культуру школьников (фамилия автора, заголовок).
  4. Учить определять жанр и тему произведения.

Учебный материал: стихотворение А. Блока «Зайчик».

Оборудование:

  • интерактивная доска SMART Notebook;
  • конверты с цветными фишками;
  • текст стихотворения А. Блока у каждого ученика;
  • бумага для моделирования обложки;
  • диск с записью музыкальных произведений (Роберт Шуман «Первая утрата», Е.Н. Тиличева «Полька»);
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Вводная часть.

На интерактивной доске открыта страница № 1 (рисунок 1).

Рисунок 1

Учитель, обращаясь к учащимся:

Прочитайте название темы нашего урока.

Какова ваша задача на этом этапе урока?

(Ответы детей.)

Учитель читает стихотворение А.Блока «Зайчик».На интерактивной доске открыта страница № 2 (рисунок 2).

Рисунок 2

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше
Очень неприятно
По воде ступать.

Учитель обращается к ученикам:

Какое чувство вызвало произведение?

(Ответы детей.)

III. Моделирование обложки.

На интерактивной доске открыта страница № 3 (рисунок 3).

Рисунок 3

Учащиеся работают на интерактивной доске, передвигая слова и значки, моделируя обложку. Остальные ученики работают на своих рабочих местах.

К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение.)

Объясните свое мнение.

Определите тему произведения. (О животных.)

Найдите на доске и назовите.

О каком животном идет речь в данном стихотворении?

Как бы вы назвали это стихотворение?

(Ответы детей.)

Учитель на доске открывает название стихотворения: «Зайчик» .

IV. Физкультурная минутка для глаз.

(Дети сидят.)

V. Работа со словами и по содержанию произведения.

На интерактивной доске открыта страница № 4 (рисунок 4).

Рисунок 4

Учитель повторно зачитывает стихотворение А.Блока «Зайчик».

Прочитайте слова на нашей «волшебной» доске: ложбинки, тешили.

Объясните смысл слов.

(Ответы детей.)

Какое время года сменило лето? (На магнитной доске: ОСЕНЬ.)

Какие изменения в природе произошли с наступлением осени?

Объясните смысл слов с «волшебной» доски: расплакались, былинки, хмурая.

Какой стала жизнь зайчика с приходом осени?

Объясните смысл слов с «волшебной» доски: косится, ступать.

О чем мечтает зайчик?

(Ответы детей.)

VI. Задание на подбор антонимов.

Работа с табличками на магнитной доске.

На магнитной доске учащиеся осуществляют подбор слов к табличкам: ЛЕТО, ОСЕНЬ.

VII. Физкультурная минутка.

Учитель предлагает учащимся показать движения и настроение зайчика летом и осенью.

VIII. «Шкала настроения».

Работа в парах. Учитель предлагает учащимся из конвертов достать цветные фишки и разделить их на две группы в зависимости от того, какими бы красками они написали слова «ЛЕТО», «ОСЕНЬ».

Объясните, почему вы именно так выполнили задание.

(Ответы детей.)

IX. Подбор музыкального произведения:

Учитель предлагает учащимся прослушать два музыкальных произведения.

Какую мелодию вы бы подобрали к стихотворению А. Блока?

(Ответы детей.)

Объясните свой выбор.

(Ответы детей.)

X. Итог урока.

  1. Что вас тронуло на уроке?
  2. Что вам запомнилось?
  3. Что сказал бы вам герой нашего стихотворения?

На интерактивной доске открыта страница № 5 (рисунок 5).

Рисунок 5

(Ответы детей.)

XI. Домашнее задание (по желанию).

К отрывку стихотворения А. Блока «Зайчик», который получил каждый учащийся, предлагается нарисовать дома иллюстрацию.

Анна Медведева
Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Чтение стихотворения А . Блока «Зайчик » .

ЦЕЛЬ : При восприятии стихотворения А . Блока «Зайчик » вызвать сочувствие к зайчишке , которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

ЗАДАЧИ :

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, познакомиться со стихотворением . Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие : развивать внимание , память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа : уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : текст стихотворения ,иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми : беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа : На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений , физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень» , нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг-другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне) : Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик )

Дети : Зайчик .

Зайчик : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуй!

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите , какой он?

Дети : Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель : А где живет зайчик ?

Дети : В лесу.

Зайчик : Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают : «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть» ).

Представьте, что мы с вами гуляем в осеннем лесу :

Осенью часто дует ветер. Покажите, как дует легкий осенний ветерок : У-у-у (тихо) .

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

А как дует, сильный ветер : У-у-у (Громко) .

Листочки (пальчики) сильно шевелятся

Заблудились мы в лесу, закричали мы : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Теперь представим что мы с вами осенние листья, давайте покружимся как листочки «Ш-ш-ш» .

4. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, во время нашей прогулке мы могли встретить в лесу :

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. А это кто? (белочка) Она непоседа, очень любит прыгать с ветки на ветку? Как давайте покажем, язычком как белочка прыгает («Часики» ).

3. А это хомячок – толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка («Шарик» ).

4. В лесу осенью много ягод. Давайте представим, что у нас полные ладошки ягод. Как мы будем, есть ягодки (Жевательные движения) .

5. Съели ягоды и все наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье» ).

5. Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки» : - Давайте поиграем с опавшими листочками. - Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть (» 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» - Ребята, давайте чуть-чуть поиграем. У зайчика есть корзиночки . Помогите ему разложить листочки в корзинки по цветам. (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Молодцы, ребята!

7. Первичное чтение стихотворения Александра Блока «Зайчик »

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику . Давайте послушаем стихотворение .

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

Почему же наш зайчик такой грустный ?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему ?

Жалко вам маленького зайчишку ? Почему?

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Воспитатель : - Ребята, давайте теперь попробуем прочитать это стихотворение вместе , я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение .

А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете стихотворение в третий раз . Те, у кого окажется зайка в руках будут читать стихотворение , а я буду вам помогать - (___ восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей) .

8. Ребята, еще сегодня я хочу вас познакомить с песней «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)

Текст песни :

1. Дует, дует ветер,

Дует, завывает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

2. И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню и движения вместе со мной.

9. Рефлексия.

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были? - Кто приходил к нам в гости?

Какие стихи мы прочитали ? - О чём эти стихи ?

Какую песню мы исполнили?

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Солнечный зайчик». Младшая группа Сказочник. Кот Ворчун нежился в мягком кресле, ласковое солнышко заглядывало в избушку, и маленький солнечный зайчик играл с пушистым кошачим.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок». Первая младшая группа. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок» Воспитатель МБОУ СОШ №7 г. Россошь, Воронежской области, Машошина Любовь Викторовна.

Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель занятия: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Методы и приемы: мнемотаблицы,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Цель: Совершенствовать диалогическую.

ООД «Как зайчик осени боялся» (вторая младшая группа) Цель:формировать знания детей об осени и ее сезонных изменениях. Задачи: -закрепить знания детей о жизни животных в лесу. - помочь детям.

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы» (первая младшая группа) Неделя Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Развитие речи «Семья». Первая младшая группа Образовательная деятельность «Семья». Развитие речи. Цель: Повторить с детьми имена их ближайших родственников (родителей, бабушек, дедушек,.

НОД по развитию речи «Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» (первая младшая группа) Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок» Задачи: Обогащать словарь,.

Библиотека изображений:

Бабье лето

Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.
Д. Кедрин

"Все дождь и дождь..."

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь... Во мгле туманной
Чуть видным стал печальный лес,
Бушует ветер неустанный,
И редко теплый луч желанный
Бросает солнышко с небес.
Все дождь и дождь... Увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы...
Еще неделька - и морозы
К нам грозно с севера придут.
М. Чехов

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.
Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене
И на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь у меня
Слушать сказку
У огня!
Я. Аким

Зайчик

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок

С. Лосева

Капризуля осень
С мокрыми глазами
По дорожкам ходит
В жёлтенькой панаме.
-Что ты, Осень, бродишь
грустно по дорожкам
И украдкой смотришь
В жёлтые окошки?
- Солнышко так рано
От меня уходит,
Видно в гости к деткам
Вечером заходит.

Осень на дворе

Уж лето осыпается,
Уж осень на дворе.
Уж стаи птиц скликаются
За лесом на заре.
Наплакалась, намучалась
Осенняя пора.
И плакаться соскучилась,
Уходит со двора.
Настали дни холодные,
Повсюду снег и лед.
Пути застыли водные,
И лишь метель поет.
Сугробы треплет белые,
Как кровлей шелестит.
За сучья онемелые
Зацепится, свистит.
Кричит, как ведьма шалая,
И стонет тишина.
Моя избушка малая
В лесу одна, одна.
К. Бальмонт

Золотые паруса

Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.

Вот они плывут куда-то -
То назад, а то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.

Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные,
Золотые паруса...

Осень в лесу

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
- Стыну... -
И дрожит от холода.

А береза рада
Желтому наряду:
- Ну и платье!
Что за прелесть! -
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И березка шепчет:
- Зябну!.. -

Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно И шумит он:
- Мерзну! Мерзну! -
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
А. Гонтарь

Когда ветки плачут

Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она - светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!»
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...
И. Цекович

Зарумянились клен и рябина

Зарумянились клен и рябина,
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина,
Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И, последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.

И, пока не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною.
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны!
К. Романов

Опять пришла пора дождей

Опять пришла пора дождей,
Листвы, летящей в воду,
Когда спокойней, но острей
Мы чувствуем природу.

И сожаленья нет во мне,
Что лето миновало,
Оно расплавилось в огне
И чем-то прошлым стало.

Во мне осеннею порой
Спокойно зреют чувства,
И это ближе к грани той,
Где властвует искусство.

И этот моросящий дождь,
И лес в рассвете раннем
На полотно легли, как дрожь
Пред вечным увяданьем.

В.Гончаров

Осенние задания

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода,
Сверкают паутинки.

Звенят звонки:
- Внимание! Внимание!
Прослушайте
Осенние задания!
- Алло, медведь!
Вы слышите?
- Да, да!
- Уже не за горами
Холода!

Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей -
От верхних
И до нижних этажей:
- Проверьте поскорей
Свои кладовки -
Хватает ли припасов;
Для зимовки?

Звенят звонки У старого болота:
- У цапель все готово
Для отлета?
- К отлету все готово!
- В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!
- Алло, зайчата! -
Слышится из трубки. -
Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена:
- Алло, скажите,
Кто у телефона?
- Алло, у телефона
Муравьи.
- Закройте
Муравейники свои.
- Скажите, это речка?
- Речка, речка!
- А почему для раков
Нет местечка?
И речка отвечает:
- Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Алло, ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки -
На окнах, на балконах,
На опушке! Ведь птицы -
Наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!
В. Орлов

«Посмотри, как день прекрасен...»

Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей -
Красногрудых снегирей...
А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы -
Старые и малые
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор...
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес...
Гаснут листья.
Меркнет лес.
И. Мазнин

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Александра Блока "Зайчик"

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

А.Блок «Зайчик»

Цель: обучение восприятию литературного текста на слух.

Задачи:

    Формировать представление о жанре литературного произведения –стихотворении.

    Формировать навыки выделения фамилии автора, заглавия произведения; умения определять жанр и тему произведения, составлять обложку к книге.

    Развивать память, мышление, воображение

    Воспитывать чувство сопереживания и доброе отношение к природе и всему живому.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Подготовка к восприятию стихотворения:

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
Кто это? (заяц) – СЛАЙД 2.

    Вот видите, какой хороший, красивый, мягкий зайка! И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождем. Давайте вспомним стихотворение про этого зайку. Вы его все знаете (СЛАЙД 3).

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
.

    Бедный зайка!

Знакомство со стихотворением:

    А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого. Написал стихотворение Александр Блок. Оно так и называется – «Зайчик» (СЛАЙД 4).

Работа над содержанием прочитанного текста:

    Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

    Что изменилось в природе с приходом осени?

    Какой стала жизнь зайчика?

    О чем он мог думать, о чем переживать?

    Какие чувства у вас вызывает это произведение: вам весело, грустно, жалко зайчика? (грусть, печаль, жаль зайчика )

    Какое настроение было у вас, когда вы услышали начало стихотворения?

    Какое настроение стало потом?

Давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились вам в тексте (СЛАЙД 5):

    Ложбинка – узкий неглубокий овраг (углубление).

    Тешили – забавляли, развлекали, доставляли удовольствие.

    Косится – смотрит искоса, сбоку.

    Кто запомнил фамилию поэта?

    Молодец, ты очень внимательный! Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Александрович Блок. Александр Александрович Блок родился в городе Петербурге 125 лет назад. В его семье все увлекались литературой, переводили и сочиняли стихи.
    В 5 лет он написал свое первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме.
    Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым.
    В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. А если, например, сказку читать перед сном, то, засыпая, можно представить, что и сам ты вместе с всадником мчишься освобождать плененную царевну и убиваешь огнедышащего дракона.
    Александр Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам.
    Однажды был такой случай: поэт написал вполне серьезное стихотворение и посвятил его Григорию Е. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Но это посвящение было каким-то странным – никто не знал этого Григория. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.

    Давайте попробуем ещё раз прочитать это произведение (чтение детьми ).

Моделирование обложки:

    Возьмите листок. Сейчас мы с вами будем моделировать обложку для данной книжки.

    (СЛАЙД 7) Определите, пожалуйста, жанр этого произведения. Докажите. (стихотворение, т.к. есть рифма и ритм )

    Верно – это стихотворение.

    (СЛАЙД 8) На обложке, какую фигуру нужно изобразить в центре листа, чтобы всем было понятно, что это стихотворение? (треугольник ) (ЩЕЛЧОК )

    (СЛАЙД 9) Определим тему стихотворения. О ком это стихотворение? (о животных )

    Значит, раскрасим треугольник….(в коричневый цвет ) (СЛАЙД 10 )

    (ЩЕЛЧОК) Верхний прямоугольник для чего нужен? (В нем запишем фамилию автора стихотворения )

    Кто может – печатает слово, остальные – рисуют рамку красного цвета.

    (ЩЕЛЧОК) Что обозначает нижний прямоугольник? (название пр-ния )

    Как называется это произведение? (Зайчик )

    Подумайте, как можно было его назвать по-другому? (Осень. Заяц. В лесу.)

    Блок назвал его «Зайчик». Почему это название ему больше подходит? (стих-ние про зайчика, он – гл.герой стих-ния. Нам жалко его, поэтому автор называет его ласково .)

    Напечатаем внизу листика название «ЗАЙЧИК» или нарисуем рамку синего цвета.

    Покажите свои модели. Сверьте их с образцами (СЛАЙД).

    Хорошо. Все сделали правильно.

Работа с готовой моделью. Чтение по обложке:

    Прочитаем заголовок.

    Что прочитали? (заголовок)

    С каким произведением мы сегодня знакомимся? (А.Блока «Зайчик»)

Сравнение обложки книги с моделью обложки:

    (СЛАЙД 11) Внимательно рассмотрите обложку этой книги. Что общего между нашей моделью и обложкой книги? (указаны фамилия автора и заголовок )

    Что различного? (заголовок – вверху, а не внизу. Иллюстрация вместо заместителя жанра и темы )

Физминутка: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Зарисовка картины:

    Давайте попробуем нарисовать картину к этому стихотворению сначала словесно. (рисую на белой доске)

    С чего же мы начнём. Какое время года? (осень )

    Где всё происходит? (лес )

    Какие деревья? (сосны )

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.

    Если мокрые сосны, то, что идёт? (дождь )

    А какое небо над соснами?

Хмурая, дождливая
Наступает осень.

    Как будет выглядеть зайчик?

Прижимает уши,
На небо косится.

    О чём он думает?

Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете.

    А теперь закройте глаза. И представьте себе: Мокрые сосны, тёмные тучи, дождь моросит, поникшие былинки, листочки на земле, под большой сосной зайчик, который думает о лете, прячется от волка.

    Откройте глазки и попробуйте нарисовать то, что вы представили.

Итог урока: Выставка детских работ к стихотворению А.Блока “Зайчик”.

    С каким произведением познакомились?

    Какие новые слова узнали? (ложбинка, тешились, косились)

    Посмотрите на доску в своих работах Вы показали, как вы поняли произведение А.А.Блока “Зайчик”.

    Вам понравился сегодняшний необычный урок? Вы хорошо работали. Спасибо.