Ассоциация государств юго-восточной азии (асеан) . Лаос становится председателем асеан в трудные времена

Россия активно сотрудничает с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с 1996 года является ее официальным диалоговым партнером. За прошедший период удалось добиться значительного прогресса во всех сферах взаимоотношений с этой ведущей региональной организацией. Заложен солидный договорно-правовой фундамент. Созданы эффективно работающие совместные механизмы.

19-20 мая 2016 г. в Сочи состоялся саммит Россия-АСЕАН − первая в истории наших связей встреча в верхах на российской территории, на которой было решено вывести диалог на уровень стратегического партнерства. По итогам саммита приняты Сочинская декларация и Комплексный план действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на 2016-2020 гг. Лидерам был также представлен доклад Группы видных деятелей России и АСЕАН с концептуальным видением будущего российско-асеановских отношений и конкретными рекомендациями по их продвижению на средне- и долгосрочную перспективу, многие из которых уже выполняются на практике.

2017 год проходит под знаком 50-летия АСЕАН, к которому приурочен ряд совместных мероприятий, прежде всего нацеленных на реализацию достигнутых в Сочи договоренностей. Саммит придал мощный импульс сотрудничеству с Ассоциацией по многим направлениям: в дополнение к ежегодным совещаниям глав внешнеполитических и экономических ведомств, а также правоохранительных органов на министерский уровень были выведены контакты в сфере обороны, транспорта и культуры. Расширяется инструментарий отраслевой кооперации: к совещаниям старших должностных лиц по транснациональной преступности и по энергетике добавились аналогичные встречи по сельскому хозяйству. Функционируют Рабочие группы по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью и по научно-технологическому сотрудничеству, проводятся регулярные консультации в сфере туризма. Рассматривается возможность создания рабочей группы по образованию.

Ключевое значение придается взаимодействию с асеановской «десяткой» в области политики и безопасности, в фокусе которого – вопросы формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе равноправной, сбалансированной и транспарентной архитектуры межгосударственных отношений. Россия последовательно выступает за укрепление центральной роли АСЕАН в региональных делах, стремится к углублению координации с Ассоциацией в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещаний министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров («СМОА плюс»), других многосторонних механизмов. В практическом плане важное направление совместных усилий, в том числе по линии Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ) – борьба с глобальными угрозами и вызовами: терроризмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, а также обеспечение информационной безопасности.

Приоритетом российско-асеановских отношений остается кооперация в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Совокупный товарооборот за 2016 г. составил 13,6 млрд долл. США, объем прямых российских инвестиций в страны АСЕАН в 2013-2015 гг. – 750 млн долл. США. Россия нацелена на дальнейшее углубление сотрудничества в научно-технологической области, в первую очередь в таких инновационных отраслях, как энергетика, информационно-коммуникационные технологии, космос, в том числе за счет реализации совместных проектов по линии Финансового фонда диалогового партнерства.

Единодушная поддержка партнерами в Сочи инициативы Президента В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства с участием государств-членов ЕАЭС, АСЕАН и ШОС стала хорошей основой для обсуждения перспектив создания зоны свободной торговли в формате ЕАЭС-АСЕАН.

Состоявшийся встык с сочинским саммитом крупнейший в истории наших отношений Деловой форум Россия-АСЕАН стимулировал расширение взаимовыгодных связей между предпринимательскими кругами. Его результаты способствовали активизации взаимных инвестиций, в том числе в интересах социально-экономического подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока, а также сокращения разрыва в уровнях развития стран-членов Ассоциации. Важная роль в этом плане отводится Бизнес-диалогу Россия-АСЕАН, который начиная с 2016 г. организуется в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке.

Расширяются культурные, туристические, образовательные обмены. 2016 г. стал перекрестным Годом культуры Россия-АСЕАН, программа которого охватывала резонансные мероприятия, включая первый совместный фестиваль искусств «на полях» Сочинского саммита. Значительный вклад в наращивание гуманитарного взаимодействия вносят Университетские форумы, проводимые в привязке к ВЭФ, и ежегодные Молодежные саммиты Россия-АСЕАН. Эффективно работает Центр АСЕАН при МГИМО МИД России.

В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 629 миллионов человек, совокупным ВВП в 2,4 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,3 триллиона долларов - одна из крупнейших региональных организаций.

Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

Юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три декларации согласия АСЕАН - 1976 года, 2003 года и 2011 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия , в июле 2004 года - Япония и Пакистан , в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея , в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия , в декабре 2005 года - Австралия , в июле 2009 года - США , в июле 2010 года - Турция и Канада .

Согласно Уставу АСЕАН, высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В 2013-2017 годах этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначает своего постпреда в ранге посла.

Смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательства осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 году в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 года - Малайзия, в 2016 году - Лаос.

В 2017 году председательство в АСЕАН перешло к Филиппинам.

В 2002 году вступило в силу Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). На 17-м саммите АСЕАН (Ханой , 2010) утвержден Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН, направленный на углубление интеграции «десятки» за счет объединения ее транспортной, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.

С 1 января 2016 года в соответствии с Декларацией о создании Сообщества АСЕАН (подписана в ноябре 2015 года на 27-м саммите Ассоциации в Куала-Лумпуре) запущено триединое Сообщество АСЕАН в политической, экономической и социо-культурной сферах. В качестве высших координационных органов совместной работы «десятки» по этим направлениям функционируют Советы трех Сообществ АСЕАН в составе профильных министров.

Программными документами дальнейшего развития Ассоциации считаются одобренные на 27-м саммите Декларация «АСЕАН-2025: вместе в будущее», а также концепция «Видение АСЕАН-2025». В 2016 году этот пакет был дополнен документом «Взаимосвязанность АСЕАН-2025» и новым Рабочим планом реализации Инициативы интеграции АСЕАН (принята в 2000 году).

В ряду внешнеполитических приоритетов АСЕАН - создание в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор был подписан в 1995 году и вступил в силу в 1997 году).

Другое ключевое направление - морская безопасность. С 2007 года действует Морской форум АСЕАН - механизм диалога между представителями государственных ведомств и академических кругов «десятки» по широкому спектру вопросов обеспечения свободы судоходства. С 2012 года проходит Расширенный морской форум АСЕАН с участием России, Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Республики Корея, США и Японии.

Уделяется внимание проблематике прав человека: с 2009 года действует Межправительственная комиссия АСЕАН по правам человека; на 21-м саммите «десятки» (Пномпень , 2012) одобрена Декларация АСЕАН по правам человека.

Вокруг «десятки» концентрируется ряд многосторонних региональных механизмов и структур, осуществляющих взаимодействие в сфере безопасности, экономического сотрудничества и либерализации торговых режимов в АТР. В его основе лежит зародившаяся в 1970-е годы система «диалогов» АСЕАН с ведущими государствами мира. Полноформатными диалоговыми партнерами Ассоциации являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония, а также Евросоюз . «Секторальный» партнер АСЕАН по диалогу - Пакистан.

В 1999 году был сформирован механизм углубленного взаимодействия Ассоциации с Китаем, Японией и РК в формате «АСЕАН плюс 3».

Многосторонний диалог в области политики и безопасности с 2005 года осуществляется в рамках организуемых в привязке к встречам лидеров АСЕАН Восточноазиатских саммитов (ВАС) с участием «десятки» и шести ее зарубежных партнеров: КНР, Японии, РК, Индии, Австралии и Новой Зеландии. На 5-м саммите в 2010 году было принято решение о присоединении к этому механизму России и США.

На министерском уровне с 1994 года действует Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), охватывающий 27 стран, включая «десятку», ее диалоговых партнеров и ряд других государств АТР. Министерские сессии ВАС и АРФ проводятся ежегодно.

В 2010 году по инициативе Вьетнама создан механизм Совещаний министров обороны стран-членов АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс").

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В другом месте это наверняка показалось бы немыслимым, но пока у сочинского Конгресс-центра один за одним останавливались кортежи, кто-то из лидеров уже был в зале, потому что на официальное открытие саммита пришел пешком. Инфраструктура постолимпийского города все объекты позволяет располагать очень компактно.

Протокольная церемония приветствия. Впрочем, это не помешало, к примеру, главе Брунея что-то коротко обсудить с Владимиром Путиным. Оба широко улыбались.

После все лидеры отправились на встречу с предпринимателями. Красной нитью разговора: именно частный бизнес - вектор движения, он стремится к увеличению товарооборота, который в прошлом году между Россией и АСЕАН составил около 14 миллиардов долларов.

"Стоит учесть, что накоплен значительный опыт реализации совместных проектов на двусторонней основе. Компании Таиланда, например, инвестируют в российский агропромышленный комплекс, Вьетнама – в добычу нефти и газа, Сингапура и Брунея – в инновационную сферу, - сообщил В. Путин. - В свою очередь, российский бизнес вкладывается в добычу полезных ископаемых в Индонезии и Мьянме, в «мирный атом» – во Вьетнаме, планируем то же самое в Лаосе, высокие технологии – в Малайзии, и так далее. Убеждены: в наших силах придать дополнительный импульс дальнейшему развитию деловых связей".

Вопрос: как будет действовать Россия, чтобы в новой, формирующейся сейчас структуре внешнеэкономических отношений занять наиболее выгодные позиции? Ответ, как шутят здесь журналисты, читается в деталях. Значок в виде эмблемы саммита. Если его повернуть, получится восьмерка - как намек на несостоявшийся здесь же, в Сочи, два года саммит G8. Под давлением США он был бойкотирован. И вот этот поворот в сторону АСЕАН - вовсе не символ разворота, а словно негласное подтверждение главного - Россия, как ни крути, готова к сотрудничеству по всем направлениям.

Интеграция интеграций, в которую в итоге будет вовлечена треть мировой экономики - одна из центральных тем саммита. Свободное движение товаров, капиталов, услуг между странами АСЕАН, ЕАЭС и ШОС. Чтобы это воплотить, конечно, нужно время. Но практические наработки уже есть.

"Евразийский союз функционирует на основе правил Всемирной торговой организации. Это большой рынок со 180 миллионами потребителей, чей потенциал уже оценили наши вьетнамские друзья, с которыми заключено соглашение о свободной торговле, - сказал В. Путин. - Интерес также проявляет Сингапур, мы вчера говорили об этом с премьер-министром, ряд других стран АСЕАН: Таиланд, Камбоджа, Индонезия. Другим перспективным направлением региональной экономической интеграции могло бы стать сопряжение Евразийского экономического союза, Сообщества АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества и «Экономического пояса Шелкового пути».

Что касается России и АСЕАН, то у нас сейчас в работе около 60 проектов. И это только крупных, после реализации которых должны появиться совместные технологические и инновационные альянсы. На новый уровень должно выйти взаимодействие в топливно-энергетической сфере. Потребности стран АСЕАН в углеводородах и их переработке растут.

Саммит получился насыщенным. В Сочи в эти дни прошел и деловой форум - это встреча политиков, экспертов и бизнесменов всех стран участниц. Была подготовлена и широкая культурная программа. 2016-й объявлен перекрестным годом культуры Россия - АСЕАН.

"Очень важен сам факт проведения этого саммита в Сочи, что полностью опровергает мнение либо Вашингтона, либо Берлина о том, что Россия находится в некоей изоляции", - сказал президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.

Еще до приезда в Сочи экспертами из стран-участниц был подготовлен комплексный план действий России и АСЕАН на ближайшие пять лет. Документ, который можно считать одним из итогов саммита. Впрочем, предложения укреплять сотрудничество звучали сегодня и устно.

«С учетом этой встречи мне хотелось бы предложить следующее: мы могли бы проводить такие мероприятия на регулярной основе вместе с саммитом Россия - АСЕАН, для того чтобы повышать наше понимание ситуации, изучать те возможности, которые позволяют нам развивать наше сообщество», - сказал глава правительства Камбоджи Хун Сен.

По итогам саммита всеми странами-участницами была подписана и Сочинская декларация. Такого объемного и весьма конкретного с точки зрения экономических и политических решений документа у АСЕАН нет больше ни с одной страной. Договорились, в частности, постепенно облегчать визовый режим, координировать меры по борьбе с терроризмом, а также стараться вместе защищать экономику от будущих кризисов.

Для укрепления партнерских отношений было решено учредить постоянное представительство России при АСЕАН в Джакарте - городе, где расположен секретариат организации.

В Сочи прошёл долгожданный саммит Россия-АССЕАН, посвященный 20-летию партнёрства. Напомним, что АССЕАН образована в 1967 году и в неё входят Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Россия является крупнейшим партнёром по диалогу с организацией. Партнёрское соглашение между правительством Россией и правительствами стран АСЕАН было подписано в 2005 году.

На саммите, как всегда решались важнейшие задачи по политическому и экономическому сотрудничеству. Сегодня внешнеторговый оборот между Россией и странами АСЕАН составляет $23,18 млрд. .

Итогом встречи стало подписание Сочинской декларации , в которой были определены следующие направления сотрудничества: укрепление диалогового партнерства; сотрудничество в области политики и безопасности; экономическое сотрудничество; социально-культурное взаимодействие; сотрудничество по сокращению разрывов в уровнях развития и по обеспечению взаимосвязанности.

Выделим основные направления взаимодействия , принятые в декларации:

1. Продолжить укрепление и расширения взаимодействия стран через Восточноазиатский саммит (ВАС), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и Совещания министров обороны государств − членов АСЕАН с партнерами по диалогу («СМОА плюс»).

2. Продолжать содействие углублению региональной интеграции, в том числе посредством реализации Декларации «АСЕАН-2025.

3. Повышать сотрудничества по противодействию терроризму, транснациональной преступности (торговли людьми, незаконной эмиграции и т.д.) и угроз информационной безопасности.

4. Содействовать реформированию международной финансовой системы с учетом интересов и растущего влияния развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой.

5. Поддерживать разработку правил многосторонней торговли, обеспечивающих равные права и возможности, а также всеобщее процветание и благополучие.

6. Провести совместное исследования перспективы создания всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС (Евразийского союза) и АСЕАН.

7. Содействовать сотрудничеству в энергетической, инновационной сферах, сельском хозяйстве, рыболовстве, электронной торговли и других областях экономики, изучить возможность расширения финансирования инфраструктурных проектов в России и АСЕАН.

8. Поддержать проведение в 2016 году мероприятий перекрестного Года культуры России и АСЕАН.

9. Развивать сотрудничество в образовании, изучении истории и традиций стран-партнеров.

10. Разработать механизм взаимодействия между Россией и странами АСЕАН по реализации утвержденных в декларации положений.

Разумеется, все эти положения должны быть подкреплены соответствующими проектами. Пока сообщается, что Россия совместно со странами АСЕАН осуществляет более 60 крупных проектов. Страны АСЕАН – это большой рынок для России и других стран, которые уже строят кооперативные связи. АСЕАН – это более 600 млн. человек и совокупный ВВП более $2 трлн. .

Примером сотрудничества в рамках АСЕАН может служить организация совместных предприятий компаний «ГАЗ», «КАМАЗ» и «Sollers» во Вьетнаме по сборке и производству автомобилей, автобусов, грузовиков, автомобильной техники и комплектующих. Первый шаг – выделены квоты 2550 автомобилей в течение 3 лет и 13 500 машинокомплектов в течение 5 лет. Последуют и остальные.