Анализ, синтез, аналогия и другие мыслительные операции. Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики Упражнения включающие основные мыслительные операции

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

  • Вопрос 5. Специфические особенности психики как особой формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • Вопрос 6. Нейрофизиологические основы психики. Проблема соотношения психического и физиологического.
  • Вопрос 7. Развитие психики в филогенезе. Основные различия психики человека и животных. 1. А)Возникновение психики
  • Вопрос 8. Категория личности в современной психологии. Соотношение понятий «челокек-личность-индивид-индивидуальность».
  • Вопрос 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • Вопрос 10. Самосознание личности. Образ «я» и его основные характеристики. Самооценка и уровень притязаний.
  • Вопрос 11. Потребности и мотивы как детерминаты внутреннего поведения. Классификация потребностей.
  • Вопрос 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • Вопрос 13. Понятия об умениях и навыках. Формирование умений и навыков.
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 137
  • Вопрос 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • Вопрос 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 143
  • Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 145
  • Вопрос 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • Вопрос 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • Вопрос 18. Социально-перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
  • Вопрос 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • Вопрос 20. Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • Вопрос 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • Вопрос 22. Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • Вопрос 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • Вопрос 24. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими психологическими процессами. Мышление и речь.
  • Вопрос 25. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.
  • Вопрос 26. Основные мыслительные операции, их характеристика. Мышление как процесс решения задач.
  • Вопрос 27. Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
  • Вопрос 28. Воображение, его место в системе психологических процессов. Виды воображения. Психологические механизмы воображения.
  • Вопрос 29. Память, ее место в системе психических процессов. Виды памяти.
  • Вопрос 31. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • Вопрос 32. Волевое поведение человека и его механизмы.
  • Вопрос 33. Эмоциональные психические явления и их функции.
  • Функции эмоций
  • Вопрос 34. Виды и формы эмоциональных психических переживаний.
  • 2. Виды эмоций
  • 5.3. Формы эмоций
  • 5.5. Классификация эмоций
  • Вопрос 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • Вопрос 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • Вопрос 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • Вопрос 38. Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • Вопрос 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • Вопрос 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • Вопрос 41. Психология в эпоху античности
  • Вопрос 42. Учение Аристотеля о душе
  • Вопрос 43. Роль Декарта в становлении психологии
  • Вопрос 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в 17-19веках(Спиноза, Локк, Гартли и тд)
  • 6.4. Философско-психологическое учение Бенедикта Спинозы 6.4.1. Жизнь и творческое наследие Спинозы
  • 6.4.2. Философско-психологическая система б. Спинозы
  • 6.4.3. Этическая система Спинозы
  • 6.5. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка
  • 6.5.1. Жизнь и научное наследие Дж. Локка
  • 6.5.2. Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания
  • Вопрос 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • Вопрос 26. Основные мыслительные операции, их характеристика. Мышление как процесс решения задач.

    Операции мышления

    Мыслительные операции составляют взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного пр-са. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

    Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их св-в и обнаружение сходства и различия между ними. Сравнение является первичной формой познания. На основе выявления тождества и различия становится возможной операция классификации.

    Анализ – мысленное расчленение предмета или явления и выявление составляющих его элементов. Анализ вычленяет познаваемые явления из тех случайных несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.

    Синтез - мысленное воссоединение элементов в целостную стр-ру. Восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения его элементов. Анализ и синтез непрерывавно переходят др. в др. анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез невозможен без анализа, т.к отсутствуют части из которых необходимо восстановить целое.

    Абстракция – это выделение и вычленение какой-нибудь одной стороны или св-ва предмета и явления (существенной) и отвлечение от остальных. Примитивная чувственная абстракция существует уже в пр-се восприятия (выделить форму, отвлекшись от цвета, выделить цвет, отвлекшись от формы). Это отвлечение одних чувственных сторон действительности от других. Абстракция, характеризующая мышление, означает отвлечение от чувственных св-в предмета и выделение его нечувственных объективных св-в, выраженных в отвлеченных понятиях. Это освобождение от единичных, случайных и поверхностных наслоений.

    Обобщение (генерализация) – объединение предметов и явлений в единое целое на основе их общих существенных связей и закономерностей. Обобщение осуществляется в понятиях, в значениях слов. Обобщения могут носить простейший хар-р, когда объекты группируются на основе отдельного, случайного признака (синкретические обобщения). В случае комплексного обобщения, группировка объектов происходит по разным основаниям. Наиболее сложными являются понятийные обобщения, в которых дифференцируются родовые и видовые признаки объектов.

    Конкретизация – операция, обратная абстракции и обобщению. Это возврат к индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

    Мыслительные операции обладают св-вом обратимости возможность возврата мысли к исходному пункту). Каждая операция обратна парной: анализ синтезу, абстрагирование и обобщение – конкретизации.

    Мышление как процесс решения задач

    Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления.

    Субъект мышления - тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи - это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы - задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами - узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.

    Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.

    Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик - ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения.которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть

    31. Мыслительные операции

    Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

    Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

    Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции.

    Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей.

    Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

    Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа.

    Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

    Конкретизация – противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

    Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

    Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

    Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

    НАШИ ТРАДИЦИОННЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ В предыдущей части книги я пытался показать, каким образом естественное, нормальное и неизбежное поведение самоорганизующейся паттерн-системы влияет на наше перцепционное мышление (включая такие вещи, как внимание). Как я

    Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

    РАЗЛИЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ Приведенный ниже список мыслительных ситуаций ни в коем случае не является исчерпывающим. Многие читатели легко смогут дополнить этот список своими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель этого списка - высказать предположение,

    Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

    Раздел второй: мыслительные процессы (чистим хвосты) Всякая логически мыслящая единица может быть коварно обманута любой другой единицей, мышление которой находится хотя бы на том же уровне логичности, Дуглас Адамс. «В основном безвредна». В этой части мы учимся и

    Из книги Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] автора Зиганов Марат Александрович

    1. Мыслительные операции с образами Во время занятий вам придется не только образно представлять запоминаемое, но и видоизменять образы. Эти изменения осуществляются с помощью следующих мыслительных операций.Соединение образов. С помощью этой мыслительной операции

    Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

    Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

    § 6. Числовые операции примитивного человека Самым ярким примером развития мышления у примитивного человека и зависимости этого развития от совершенствования высших знаков, на которые оно опирается и при помощи которых оно совершается, является исследование числовых

    Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен

    Глава III. Операции и приемы пра-логического мышления 1Совершенно напрасно было бы проводить параллель между дискурсивными операциями пра-логического и нашего мышления, выяснять, в какой мере они соответствуют друг другу. Само предположение такого соответствия было бы

    Из книги Информационные войны [Основы военно-коммуникативных исследований] автора Почепцов Георгий Георгиевич

    Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

    Операции и их «группировки» Основным камней преткновения для теории интеллекта, базирующейся на анализе высших форм мышления, является то гипнотическое действие, которое оказывают на сознание исследователей возможности вербального мышления. П. Жане блестяще показал,

    Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

    Конкретные операции Появление логико-арифметических и пространственно-временных отношений ставит проблему, представляющую большой интерес с точки зрения механизмов, свойственных развитию мышления. В самом деле, ведь не простая же договоренность, основанная на

    Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

    Формальные операции Смещения, примеры которых мы только что рассмотрели, относятся к операциям одних и тех же уровней, хотя и прилагаются к различным областям действий или понятий. Тот факт, что они встречаются на протяжении одного и того же периода, дает основание

    Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

    Основные операции как стороны мыслительной деятельности Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта

    Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

    §47. Основные мыслительные процессы 1) Обобщение и абстракцияВ основе образования понятий лежит процесс обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.В наиболее полной форме обобщение осуществляется в

    Из книги автора

    Глава 2 Мыслительные плоты Большинство людей стареет, пребывая в узком идейном кругу, который они сами для себя не открыли. Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, французский моралист и писатель

    Из книги автора

    Мировые мыслительные плоты Глобализация создает своего рода парадокс. Глобальные технологии способствуют установлению контакта между людьми, в то время как общемировая философия разделяет целые культуры, которые оказываются под давлением тех же технологий.

    Из книги автора

    Структурные признаки и защитные операции Наиболее важная и имеющая самые большие последствия особенность психотической структуры – это разделение самости на две части: психотическую и непсихотическую. Еще в топографической теории Фрейд неоднократно формулировал

    Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение дейст­вительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а также базовых свойств и сущ­ности явлений и объектов действительности осуществляется по­средством мыслительных операций.

    Основными операциями, благодаря которым мышление, а точ­нее, мыслящий человек познает и отражает в понятиях те или иные стороны действительности, являются анализ и синтез, в свя­зи с чем мышление в целом должна быть охарактеризовано как деятельность аналитико-синтетическая.

    Анализ как мыслительная операция - это мысленное расчлене­ние объекта на составные части, выделœение характерных для него признаков, свойств и сторон. Синтез является объединœением про­анализированных элементов в единое целое. Анализ и синтез фор­мируются в деятельности и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.

    Очевидно, что успешность этих операций на уровне чувствен­ного отражения зависит от сохранности и степени развития анали­заторного аппарата.

    Глубокие нарушения функций зрения затрудняют также и вы­полнение операций анализа и синтеза отражаемых и являющих­ся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприя­тия. Эти же самые причины лежат в базе трудностей, испытыва­емых слепыми при вычленении наиболее существенных, характер­ных свойств и связей объектов познания.

    О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суж­дений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытывае­мые ими в процессе выполнения остальных мыслительных опера­ций, основанных на анализе и синтезе.

    Анализ и синтез, являясь самостоятельными мыслительными операциями, в то же время непосредственно включаются во всœе остальные операции, способствующие решению мыслительных за­дач.

    Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т. е. установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или большего числа объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и синтезом включается почти во всœе мыслительные операции.

    При наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определœенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувст­венных данных при полной или частичной утрате зрения препят­ствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глуби­на сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как и при сравнении поня­тий необходима опора на их конкретное содержание. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по чересчур общим, генерализо­ванным признакам.

    С помощью сравнения осуществляется классификация и сис­тематизация, т. е. объединœение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. В процессе систематизации и клас­сификации наиболее важно выделять существенные для данного разряда (вида, рода или класса) признаки. Очевидно, что часто наблюдающееся у слепых выделœение несущественных или чрез­мерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Эти затруднения отчетливо проявились в экспе­риментах Н. С. Костючек. Во время классификации понятий ис­пытуемые часто не могли выделить родовые признаки и давали следующие ответы: ʼʼСосна и лебеда - это природаʼʼ; ʼʼКарандаш, тетрадь, книги - это всœе читать, писатьʼʼ и т. п.

    Кроме перечисленных, к операциям мыслительной деятельности относятся: абстрагирование - отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделœении других; обобщение - объединœение объектов на базе общих существенных признаков; конкретиза­ция - применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям. В корне всœех этих операций лежат анализ и синтез, наряду с которыми могут выступать и другие операции; к примеру, обобщение может вестись через сравнение. Упомянутые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии, однако, исходя из диалектико-материалистического положения о единстве чувственного и логического, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях, испытываемых слепыми при анализе и синтезе, можно с достаточной уверенностью утверждать, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются в какой-либо степени на всœех мыслительных операциях. В пользу это­го предположения свидетельствуют факты, установленные в общей психологии. Эти факты говорят о том, что в норме абстрагирова­ние и обобщение начинаются на уровне чувственного познания (элементарное абстрагирование - выделœение наиболее ʼʼсильныхʼʼ, к примеру, биологически значимых раздражителœей, и генерализованное обобщение - обобщение на базе лежащих на поверхнос­ти, несущественных признаков) и лишь затем развиваются в дея­тельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями. Резюмируя сказанное, можно отметить, что полная или частич­ная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на разви­тие мышления слепых. В работе ʼʼПути компенсации слепотыʼʼ М. И. Земцова пишет следующее: ʼʼУ слепого ребенка в связи с выключением зрительной рецепции из первосигнальных связей исключен зрительный компонент (если ребенок не пользовался зрением). Сфера сопоставления и сравнения предметов у него бо­лее сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруд­нена; обобщения производятся в более суженной сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние и существен­ные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи. Пробелы в чувствен­ном опыте слепого ребенка значительно затрудняют процессы обоб­щения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакамʼʼ. При этом эти не­достатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления- пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их базе полноценные понятия, учитель специаль­ной школы тем самым способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых.

    Мыслительные операции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мыслительные операции" 2017, 2018.

  • - Мыслительные операции

    Фазы мыслительного процесса Логические формы мышления Вопросы есть в лекциях! 32.Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая... .


  • - Основные мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.

    Мышление как психическая деятельность, включает ряд операций. К основным мыслительным операциям относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение. Сравнение – мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия... .


  • - Мыслительные операции, связанные с речью

    Факторы порождения речи Речь ребенка формируется под влиянием языковой способности. Языковая способность – это совокупность 3-х факторов. 1. Социальный фактор (речевое окружение ребенка). Ребенок должен расти в речевой среде, т.к. из этого речевого окружения ребенок... .

    Итак, как уже было сказано выше, мыслительная деятельность включает ряд операций, с помощью которых человек проникает в суть проблемы, определяет пути и способы ее решения. Следова­тельно, исследование закономерностей формирования и разви­тия мышления невозможно без... .


  • - Мыслительные операции.

    Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа исин­теза, абстракции, обобщенияиконкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более... .


  • - Мыслительные операции

    Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более... .


  • - Мыслительные операции

    Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена в табл. 9.4. Таблица 9.4. Мыслительные операции Мыслительная Ее содержание операция Сравнение Вскрытие... .


  • Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. , в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

    • Абстрагирование
    • Анализ и синтез
    • Классификация и категоризация
    • Конкретизация
    • Обобщение
    • Сравнение

    Абстрагирование

    Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

    В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

    Анализ и синтез

    В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

    Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

    Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

    Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

    Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

    Классификация и категоризация

    С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

    Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

    Конкретизация

    Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

    Обобщение

    Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

    Сравнение

    Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

    Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

    Развитие способности совершать мыслительные операции

    Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении . Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

    Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью .

    Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка . С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться .

    Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе . Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!