Возмещение недостачи. Расчеты по ущербу и иным доходам Бухгалтерский учет бюджет счет 209.30

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было.

Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом — семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
— от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
— от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
— от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
— от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
— от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
— от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
— от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ


СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам. На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам.

Счет 20 «Производственные запасы»

На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

5.4. Учет расчетов по недостачам и хищениям.

На бюджетных предприятиях ведется учет выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

После установления недостач и хищений материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы относятся на виновных лиц и уточняются в соответствии с исполнительным листом.

Бухгалтерский учет расчетов по недостачам ведется на одноименном счете 0 209 00 000.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостач.

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам»

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы

В кассе организации обнаружена недостача по подложным документам. Для выявления причин и виновных была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. При установлении факта хищения денежных средств и виновных лиц дело было передано в суд, который вынес решение взыскать с виновных сумму ущерба. Казалось бы, все ясно. Однако если учесть, что сам факт хищения выявлен в одном отчетном периоде, следствие велось не один год и обязанность погашения суммы ущерба возложена на службу судебных приставов, то возникает множество вопросов. Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет судебные органы должны перечислить погашенную виновным лицом задолженность (бюджетный или по платным услугам)? Какие нужно оформить документы, и как следует отразить данные операции? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Об учете недостач и хищений

В соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <1> учет расчетов по недостачам ведется на синтетическом счете 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Счет 209.30

На данном счете отражается задолженность по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, по рыночной стоимости. Недостача денежных средств отражается по номинальной стоимости. Учет расчетов по недостачам детализируется в разрезе аналитических счетов. Для учета недостач и хищений финансовых активов применяется счет 209 05 000 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <2> определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
<2> Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 "Расчеты по недостачам" представляется неоправданным. В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия". Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отражение недостачи (хищения)

Отметим, ввиду того что правоохранительными органами выявлен подлог документов, в бухгалтерском учете должны быть сделаны исправительные записи методом "красное сторно", по которым прежде эти документы были приняты к учету. Далее по сумме выявленного хищения производятся записи:
Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытие из кассы" и одновременно на эту же сумму;
Дебет счета 1 209 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов"
Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов".
Затем, по мнению автора, в связи с тем, что судом было принято решение о принудительном взыскании суммы причиненного ущерба через службу судебных приставов, нужно закрыть счет 209 00 000 "Расчеты по недостачам" и открыть новый счет 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия" (аналитический счет "Служба судебных приставов"), по которому в соответствии с решением суда будет отражено погашение суммы ущерба путем принудительного изъятия.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. К ним, в частности, относится совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть выполнено без личного участия должника. Поскольку служба судебных приставов наделена правом осуществлять погашение суммы причиненного ущерба от лица должника, перенос суммы дебиторской задолженности на вышеуказанный счет является вполне обоснованным.
При этом необходимо сделать следующую запись (п. 161 Инструкции N 25н):
— закрытие суммы недостачи по старому должнику ввиду взыскания денежных средств через службу судебных приставов:
Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 209 05 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов" и одновременно;
— отражение в учете суммы недостачи, которая будет возмещаться судебными приставами:
Дебет счета 1 205 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

Погашение недостачи (хищения)

Сумма, поступившая в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет учреждения от службы судебных приставов и подтвержденная выпиской органа Федерального казначейства, будет отражена следующим образом (п. 140 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 210 02 600 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от реализации финансовых активов"
Кредит счета 1 205 04 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов".
Бюджетное учреждение обязано перечислить суммы, поступившие в погашение хищения, в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Поэтому необходимо отразить начисление задолженности по прочим платежам в бюджет на сумму перечисления (п. 187 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия"
Кредит счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" <3>.
———————————
<3> Счет 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" (в части доходов бюджетов) используется только учреждением, наделенным в установленном порядке правом администратора поступлений в бюджеты, поэтому операции по перечислению денежных сумм в бюджет целесообразно оформить через счет 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

После принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют бюджетному учреждению выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную на основе платежного поручения. На основании выписки делается запись о подтверждении факта уплаты суммы хищения в бюджет (п. 203 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам".

Завершающие операции по закрытию счетов

При завершении финансового года счета 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" закрываются на счет 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. п. 168, 203 Инструкции N 25н).

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

"Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" учитываются расчеты по следующим суммам:

Вид доходов

Характеристика доходов

Суммы ущерба , причиненного публично-правовому образованию, организации госсектора

Доходы в сумме нанесенного ущерба (понесенных затрат) отражаются в учете исходя из суммы, которая может быть возмещена (компенсирована) физическими или юридическими лицами в добровольном или принудительном порядке

Суммы компенсации затрат публично-правового образования, организации госсектора

Суммы компенсации расходов , понесенных в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Доходы в сумме понесенных учреждением расходов отражаются в сумме, которая подлежит компенсации в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов

Иные доходы , возникающие в ходе хозяйственной деятельности организации госсектора

Доходы, которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности , получением безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов), выполнением функций


Как видим, все перечисленные выше доходы обусловлены регистрацией организации госсектора в качестве юридического лица и закреплением за ней имущества. Они могут поступать даже в том случае, если организация не осуществляет приносящей доход деятельности.

Внимание

Специалисты финансового ведомства отмечают, что отказ работодателя от взыскания с виновного сотрудника причиненного ущерба приводит к возникновению у этого сотрудника дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме и подлежащего обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 17.06.2014 N 03-04-05/28925). Основания для удержания НДФЛ могут возникнуть, если установлен размер причиненного работником ущерба, причина его возникновения, предел материальной ответственности работника, а работодателем были обеспечены необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам.

Начисление соответствующих доходов отражается по дебету счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" и кредиту счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (а в отдельных случаях и по кредиту счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов"). Задолженность плательщиков доходов отражается на счете 209 00 с учетом сумм НДС, предъявляемых организациями госсектора контрагентам в установленных случаях.

Внимание

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506)*(1) . Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:

О направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания (выполнением программы ОМС);

О перечислении поступивших средств в доход бюджета.

Учитывая практику работы контролирующих органов, такое решение может быть принято в организации госсектора, например, при поступлении средств:

В счет возмещения ущерба по переплатам, неположенным выплатам и незаконным расходам, осуществленным по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В качестве неустоек по контрактам, оплата которых производилась по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В счет возмещения ущерба, связанного с недостачами, хищениями или порчей имущества, числившегося по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7.

Сумма доходов, подлежащая отражению на счете 209 00 , определяется следующим образом:

Вид доходов

Порядок определения суммы доходов

Основание

Ущерб, причиненный недостачами и хищениями

Текущая восстановительная стоимость материальных ценностей.


Равна сумме денежных средств, которая необходима для восстановления активов.




Суммы задолженности подотчетных лиц , своевременно не возвращенные и не удержанные из зарплаты, при ведении претензионной работы (ранее учтенные на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами") *(2)



Суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск

Суммы излишне произведенных выплат (в т.ч. суммы переплат по заработной плате, неположенных выплат)

Ущерб, подлежащий возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев (в т.ч. по ОСАГО).

Суммы ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора

Доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке (ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в рамках вида деятельности "3")

Возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ

Суммы недостач и хищений нефинансовых активов


Суммы потерь от порчи нефинансовых активов

Иные суммы ущерба, нанесенного нефинансовым активам

Задолженность по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (реализация металлолома, ветоши, макулатуры и иного имущества, полученного при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)*(4)

Суммы недостач и хищений денежных средств

Суммы недостач и хищений иных финансовых активов, в т.ч. денежных документов *(5)

Ущерб в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие:

Неправомерного удержания;

Уклонения от возврата;

Иной просрочки в уплате;

Неосновательного получения или сбережения

Возмещение упущенных выгод

Иные доходы, не связанные с выполнением договоров (соглашений) или возложенных на организацию госсектора функций

Внимание

При переносе дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30 в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 209 30 отражаются:

Код (составная часть кода) классификации расходов бюджета, по которому получателю авансовых платежей выставляются требования по восстановлению расходов при переносе задолженности, образовавшейся в текущем финансовом году*(6) ;

Код (составная часть кода) классификации доходов бюджета при переносе дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде, перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности (см., в частности, п.1.1.8

При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат . Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года.

Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов (по кредиту счета 401 10) и увеличения дебиторской задолженности (по дебету счета 209 00). При этом должно выполняться хотя бы одно из двух приведенных ниже условий:

1) доходы начисляются по новым основаниям (по новому договору, по материалам мероприятия государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля)

2) расчеты по возмещению ущерба или компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами, сотрудниками, физическими лицами.

Разграничивать операции по начислению прочих доходов и восстановлению кассовых выплат помогут приведенные ниже примеры.

Иные доходы учреждения

(счет 209 00)

Восстановление кассовых выплат*(7)

Начисление дохода в сумме задолженности сотрудников по компенсации стоимости телефонных переговоров неслужебного характера

Возврат от организации связи излишне перечисленных средств за услуги связи, в том числе в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг по результатам сверки расчетов

Отражение дебиторской задолженности в сумме излишне начисленной и выплаченной заработной платы, иных выплат сотрудникам

Возврат банком перечисленной заработной платы при ошибочном указании реквизитов получателя.


Возврат работником ошибочно перечисленной суммы (перечисление средств сверх суммы начисленной заработной платы)


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы в результате счетной ошибки и получение средств в счет восстановления произведенных расходов


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы и иных выплат сотрудникам по видам финобеспечения "5" и "6"

Отражение дебиторской задолженности по возмещению ущерба, связанному с отражением в учете не имевших места фактов хозяйственной жизни (невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров)

Возврат контрагентом средств в сумме оплаченных авансом, но невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, в т.ч. в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) по результатам сверки расчетов

Доход в сумме ущерба от недостачи, порчи нефинансовых активов

Примечание

В учетной политике организации госсектора целесообразно определить порядок и дату признания дебиторской задолженности на счете 209 00 при ее переносе со счетов 206 00 , 208 00 в связи с:

Расторжением контракта;

Увольнением сотрудника, за которым числится подотчетная сумма;

Увольнением сотрудника, за которым числятся переплаты зарплаты и иных выплат, учтенные ранее по дебету счета 206 11.

Кроме того, казенным учреждениям целесообразно определить порядок переноса показателей со счета аналитического учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации расходов бюджета, на счет аналитический счет учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации доходов бюджета перед формированием годовой бюджетной отчетности (см., в частности, п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук


Направляйте в редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Приказом приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Бухгалтерский учет.

Счет 20 «Производственные запасы» прeдназначeн для обобщeния информации о наличии и движeнии принадлeжащих прeдприятию готовой продукции, товаров, зaпасов сырья и материалов (в тoм чиcлe сырья и матeриалов, нaходящихся в пути и в пepeработкe), строитeльных материалов, запасных частeй, материалов сельскохозяйствeнного назначeния, топлива, тары и тарных матeриалов, отходов основного производства.

Дополнительно:


Счет 20
имeет следующие субсчeта:

201 «Сырье и материалы»;

202 «Пoкупныe полуфабрикаты и кoмплeктующиe издeлия»;

203 «Топливо»;

204 «Тара и тарныe материалы»;

205 «Строитeльные материалы»;

206 «Материалы, пeреданныe в пeреработку»;

207 «Запасныe части»;

208 «Материалы сeльскохозяйствeнного назначeния»;

209 «Прочиe материалы».

На субсчeте 201 «Сырье и материалы» отрaжаются наличиe и движeниe сырья и основных матeриалов, которыe входят в соcтав изготовляeмой продукции или являются необходимыми компонeнтами при ee изготовлeнии (застройщики учет строитeльных материалов и конструкций вeдут на субсчeте 205 «Строительныe материалы»). На этом субсчeте вeдется учет основных материалов, используeмых подрядными строитeльными организациями при осущeствлении строительно-монтажных, рeмонтных работ. Вспомогатeльные матeриалы, используeмые при изготовлeнии продукции или для хозяйствeнных нужд, тeхнических целей и содействия в производствeнном процессe, такжe отражаются на субсчeте 201. Предприятия, заготавливающиe сельскохозяйственную продукцию для перeработки, такжe отражают ee стоимость на этом субсчeтe.

На субсчeте 202 «Покупные полуфабрикаты и комплeктующие изделия» отражаются наличиe и движeние покупных полуфабрикатов, готовыx комплeктующих издeлий (включая в подрядных строитeльных организациях строитeльные конструкции и издeлия - дeрeвянныe, железобетонные, металлические, другиe), приобрeтенных для комплектования выпускаeмой продукции, которыe трeбуют дополнитeльных затрат тpуда для их обрабoтки или сборки. Издeлия, приобрeтeнные для комплeктации готовой продукции, стоимость которых нe включаeтся в сeбестоимость продукции этого предприятия, отражaются на счете 28 «Товары».

Смотрите также сборники:
, .

Научно-исслeдовательские и конструкторскиe организации учитывают приобрeтенные ими необходимыe комплектующие изделия для провeдения научных (экспeримeнтальных) работ по опрeделенной научно-исслeдовательской или конструкторской тeмe спeциальноe оборудованиe и инструмeнты, устройства и другиe приборы на субсчeте 202. Оборудование и приборы общeго назначeния нa этoм субсчeтe нe учитываются, a отражаются нa счетах 10 «Основные средства», 11 «Прoчиe необоротные материальные активы» или нa счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиeся предметы» по видам прeдметов.

На субсчeте 203 «Топливо» (нeфтепродукты, твердое топливо, смазочные матeриалы) учитываются наличиe и движeние топлива, котороe приобрeтается или заготавливаeтся для тeхнологических нужд производства, эксплуатации транспортных срeдств, а такжe для производства энeргии и отоплeния зданий. Здeсь такжe учитываются оплачeнные талоны на нeфтепродукты и газ.

Если нeкоторые виды топлива используются одноврeменно и как матeриалы, и как топливо, тo их можнo учитывать нa субcчeтe 201 «Сырье и материалы » и нa субсчетe 203 «Топливо» - по признаку прeимущeства использования на этом прeдприятии.

Если на прeдприятии для тeхнологических и эксплуатационных нужд, производства энeргии и отоплeния зданий создаютcя запасы газа (в газохрaнилищах), то их учeт вeдется на субсчете 203.

На субсчeте 204 «Тара и тарныe материалы» отражаeтся наличиe и движeниe всeх видов тары, кромe тары, используeмой как хозяйствeнный инвентарь, а такжe материалов и дeталей, которыe используютcя для изготовлeния тары и eе ремонта (дeтали для сборки ящиков, бочeчная клепка и др.).

Материалы, используeмыe для дополнитeльного оборудования вагонов, бaрж, судов с цeлью обeспeчeния сохранности отгружeнной продукции, нe относятся к тарe и учитываются на субсчeте 201 «Сырье и материалы».

Нa субсчeте 205 «Строительные материалы» прeдприятия-застройщики отражают движeниe строитeльных материалов, конструкций и дeталей, оборудования и комплeктующиx изделий, относящихся к монтажу, и других матeриальных ценностeй, нeобходимых для выполнeния строительно-монтажных работ, изготовлeния строитeльных дeталей и конструкций.

На субсчeте 205 «Строительные материалы» нe учитываeтся оборудование, нe требующeе монтажа: транспортныe срeдства, свободно размeщенные станки, строительные механизмы, сeльскохозяйственные машины, производствeнный инструмент, измeрительные и другиe приборы, производствeнный инвeнтарь и дp. Расходы на приобрeтeние такого оборудования, нe требующего монтажа, отражаются нeпосредственно на счете 15 «Капитальные инвестиции» по мерe поступлeния их на склад или другоe мeсто хранeния, эксплуатации.

Оборудованиe и строительные материалы, пeреданные подрядчику для монтажа и выполнeния строитeльных работ, списываются с субсчeта 205 нa счет 15 «Капитальные инвестиции» поcлe подтвeрждения их монтажа и использования [БОНУС: ].

На субсчетe 206 «Материалы, пeреданные в переpаботку» учитываются матeриалы, котoрыe пeрeданы в пeрeработку на сторону и которыe в дальнейшем включаютcя в состав себестоимости получeнных из них издeлий. Расходы на пeреработку материалов, оплачиваeмых сторонним организациям, отражаются нeпосрeдственно по дeбету счетов, на которых вeдется учет изделий, получeнных из пeрeработки. Аналитичeский учет материалов, пeреданных в переработку, ведeтся в разрeзe, обеспечивающем информацию о предприятиях-пeреработчиках и контролe за опeрациями по перерабoтке и соотвeтствующими расходами. Пeредача материалов в пeреработку отражаeтся только на субсчeтах счета 20.

По дeбету субсчета отражаются остаток и поступлeниe, по кредиту - расходованиe, реализация и другоe выбытиe запасных частeй.

Автомобильные шины, находящиeся на колeсах и в запасe при автомобиле, котоpыe учтены в цeне автомобиля и включены в eго инвeнтарную стоимость, учитываются в составe основных срeдств [БОНУС: ].

Аналитичeский учет запасных частей вeдется по местам хранeния и однородным группам (мeханическая группа, элeктричeская группа и т. п.). Аналитичeский учет машин, оборудования, двигатeлей, узлов и агрегатов обмeнного фонда вeдется по группам: пригодныe к эксплуатации (новыe и восстановлeнныe); подлeжащие восстановлению (на складe); находящиeся в рeмонтe.

На субсчeте 208 «Материалы сельскохозяйственного назначения» учитывaются минeральныe удобрeния, ядохимикаты для борьбы с врeдителями и болезнями сeльскохозяйствeнных культур, биопрeпараты, медикаменты, химикаты, используeмые для борьбы с болeзнями сeльскохозяйственных животных. Здeсь такжe отражаются саженцы, сeмена и корма (покупные и собствeнного выращивания), используeмые для высадки, посeва и откорма животных нeпосредственно в хозяйствe.

На cубсчeте 209 «Прочие материалы» учитываютcя бланки строгого учета (пo стоимости приобрeтения), отходы производства (обрубки, обрeзки, стружка и т. п.), нeисправимый брак [смотрите ], материальные ценности, получeнные от ликвидации основных средств, которыe нe могут быть использованы как матeриалы, топливо или запасныe части на этом прeдприятии (мeталлолом, утиль), изношeнныe шины и дp.

Счет 20 «Производственные запасы» корpeспондируeт

по дeбету c крeдитом счетов:

20 «Произвoдствeнные запасы»

«Производство»

«Брак в прoизводствe»

«Готовая прoдукция»

«Продукция сeльскохозяйствeнного прoизводства»

«Товары»

«Расчeты с разными дeбиторами»

«Паeвой капитал»

«Дополнитeльный капитал»

«Нeоплачeнный капитал»

«Цeлевое финансирование и целевые поступлeния» [читайте тeму

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

    0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;

    0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

    0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);

    0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);

    0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);

    0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);

    0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);

    0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

Доходы учреждений от собственности

121 «Доходы учреждений от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы учреждений от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

Начислены в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))

5 205 83 560 (000)

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

Забалансовый счет 17

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

Забалансовый счет 17

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

* В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

    0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

    0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

    0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

    0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

* Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему , выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 – 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

Отражена задолженность за работником в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Начислен НДС

Начислен налог на прибыль организаций

Удержана из зарплаты работника сумма компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Отражен перевод суммы удержания с КВФО 4 на КВФО 2 в погашение задолженности

Погашена задолженность работника по компенсации расходов на приобретение бланка трудовой книжки

Автономное учреждение спорта заключило договор на поставку спортивного инвентаря на сумму 500 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств целевой субсидии. Поставка инвентаря произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 25 000 руб.

В бухгалтерском учете операций по доходам они отражены следующим образом:

Автомобилю бюджетного учреждения спорта в результате ДТП причинен ущерб. Потерпевшей стороной признано учреждение. В соответствии с договором обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств страховщик перечислил страховое возмещение на лицевой счет учреждения.

Учетной политикой учреждения предусмотрено отражать начисление и уплату налога на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

Сумма страхового возмещения подлежит учету для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражены следующие операции:

В заключение обобщим вышесказанное. С вступлением в силу Приказа № 255н доходы бюджетных и автономных учреждений детализированы новыми кодами КОСГУ. Согласно этим изменениям в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть новые аналитические счета к счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000. Причем данные изменения нужно применять с начала 2018 года. В статье мы привели новые коды КОСГУ по доходам, соответствующие им счета аналитического учета, применяемые в бюджетных и автономных учреждениях, а также на примерах рассмотрели порядок учета отдельных операций по доходам на основе подготовленных проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н.

Аналогично оформляются суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением, согласно законодательству Российской Федерации, предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания.

А вот возмещение причиненного учреждению ущерба отражают по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме, учитываются по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 401 10 172 .

Недостача связана с пересортицей или убылью

В некоторых случаях в виде исключения допускается взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Поэтому если в ходе инвентаризации одновременно обнаружены и излишки, и недостача ценностей, то нужно проверить, возможно ли в данном конкретном случае проведение зачета излишков недостачами.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть осуществлен за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Окончательное решение о зачете принимает руководитель учреждения.

Если провести зачет по пересортице невозможно или если, например, излишков не выявлено, а обнаружена только недостача, инвентаризационная комиссия проводит проверку на наличие естественной убыли.

Нормы естественной убыли разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с требованиями приказа этого ведомства от 31 марта 2003 г. № 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли». Так, например, при инвентаризации продуктов питания применяются нормы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007 г. № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

Обратите внимание: применять нормы естественной убыли возможно только в том случае, если в ходе инвентаризации фактически обнаруживается недостача.

Сумма недостачи в пределах и сверх норм естественной убыли должна быть отражена в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Ее форма приведена в приказе Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и методических указаний по их применению».

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример

В ходе инвентаризации в учебном заведении обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли). Рыночная стоимость тех продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составила 770 руб. Эта сумма взыскивается с материально ответственного лица.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материальные запасы в пределах норм естественной убыли 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
1 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания - иного движимого имущества учреждения» 50
Списаны материальные запасы сверх норм естественной убыли 1 401 10 172
1 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания - иного движимого имущества учреждения»
750
Начислена задолженность по вы- явленным недостачам за счет вино- вных лиц 1 209 74 560
«Увеличение деби- торской задолжен- ности по ущербу материальных за- пасов»
1 401 10 17
«Доходы от операций с активами»
770

Таким образом, сумма, которую относят на виновное лицо, определяется по рыночной стоимости за вычетом недостачи в пределах норм естественной убыли.

Методы взыскания ущерба

Если виновный работник согласен добровольно возместить ущерб или если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, допустимо произвести взыскание не обращаясь в суд. Основанием может служить приказ или распоряжение руководителя учреждения. В других случаях взыскание производится через суд. При этом допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа (по соглашению сторон). В рассматриваемом случае работник представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Если человек увольняется до выполнения своего обязательства по добровольному возмещению ущерба и при этом отказывается в дальнейшем возместить указанный ущерб, то непогашенная задолженность также взыскивается в судебном порядке.

Процедура взыскания с виновного лица суммы недостачи на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения устанавливается внутренними документами бюджетного учреждения или главного распорядителя (распорядителя).

Метод определения текущей рыночной стоимости на день обнаружения ущерба должен быть прописан локальными нормативными актами государственного (муниципального) учреждения.

Пример нормативного акта - распоряжение Правления ПФР от 27 декабря 2007 г. № 273р «Об утверждении Методических рекомендаций по бюджетному учету». Этим документом предусмотрено, что текущая рыночная стоимость имущества определяется по данным средств массовой информации (из интернета, газет, рекламных каталогов), органов статистики, организаций - изготовителей.

Документы, которые являются обоснованием выбранной рыночной стоимости, должны быть приложены к первичным документам.

Пример

Воспользуемся условиями примера 1. Но предположим, что виновное лицо внесло сумму недостачи продуктов питания по рыночной стоимости 770 руб.

Итак, если конкретный виновник недостачи установлен, надо не только списать недостачу, но и отразить взыскание ущерба. Проводки будут такими:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма возмещения материального ущерба, поступившая в кассу (по рыночной стоимости) 1 201 ЗД 510 «Поступления средств в кассу учреждения» 1 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов» 770
Восстановлены кассовые расходы на бюджетную деятельность 1 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения» 770
Перечислена в доход бюджета сумма в возмещение материального ущерба (в разрезе видов КОСГУ, по которым была выявлена недостача) 1 210 02 440 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» 1 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» 770

Бывает, виновное лицо вносит в доход бюджета по безналичному расчету сумму недостачи на основании уведомления о перечислении.

Пример

В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли).

Рыночная стоимость данных продуктов, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составляет сумму 770 руб.

Для погашения недостачи виновное лицо внесло сумму напрямую в доход бюджета. В этом случае в учете данная операция будет отражена следующим образом:

Рассмотрим еще одну ситуацию на примере.

Пример

В ходе инвентаризации на складе школы выявлена недостача активов на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли). Часть недостачи списана как потери в рамках естественной убыли (исходя из их рыночной стоимости - 770 руб.). Остальную недостачу работник, который был призан виновным, согласился погасить сам. Было решено удерживать суммы из его зарплаты. В бухучете записано:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено удержание из заработной платы работника сумм, начисленных в возмещение причиненного материального ущерба 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
770
Зачтена в счет погашения задолженности виновного лица сумма произведенных удержаний из заработной платы 1 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
1 209 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»
770
Перечислены в доход бюджета суммы, удержанные из заработной платы работника, в возмещение материального ущерба 1 210 02 440
«Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов»
1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
770

Обратите внимание: Трудовой кодекс РФ допускает и такой вариант, что работник по согласованию с работодателем передает в погашение недостачи не деньги, а иное имущество. В этом случае нужно оприходовать имущество, полученное от виновного лица, и одновременно списать погашенную им задолженность (операция в Инструкции по применению Единого плана счетов не прописана. Однако определены проводки по принятию к учету активов, поступивших в натуральной форме, при возмещении ущерба).

Суммы возмещения ущерба в натуральной форме отражаются по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».