Учетная политика малого предприятия. Готовая учетная политика - образец для организации

1. Основные принципы учетной политики

2. Обязательные требования к учетной политике

3. Классификация элементов учетной политики

4. Порядок составления учетной политики для целей налогообложения

Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

· финансовая стратегия организации;

· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;

· уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.

Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

Допущение имущественной обособленности;

Допущение непрерывности деятельности;

Допущение последовательности применения учетной политики;

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Методологические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской финансовой отчетности. Например, способ списания сырья и материалов в бухгалтерском учете влияет на оценку остатков сырья и материалов, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукции.

Методические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета и учетных регистрах. Данные приемы не оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к данной части учетной политики, закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования :

1. Общие элементы учетной политики – регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К таким элементам относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета.

2. Специальные элементы учетной политики регулируютведение бухгалтерского учета на определенном участке. К таким элементам относятся: способ оценки незавершенного производства, метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходов будущих периодов.

Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки:

Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствуют в организации. К таким элементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правила документооборота.

Факультативно – обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Например, метод начисления амортизации нематериальных активов должен быть утвержден в организации при наличии у нее данных объектов бухгалтерского учета. Однако если у организации нематериальных активов нет, то и вышеуказанный способ может в учетной политике не утверждаться. Аналогично формы первичных учетных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.

Наконец, факультативными элементами учетной политики являются такие, утверждение которых не обязательно даже при наличии у хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18-02. Согласно п. 13 ПБУ 5-01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до склада будут включаться в их себестоимость.

Организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

· если организация решила изменить применяемые методы учета;

· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

· общие и организационно-технические вопросы;

· методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

· применение аналитических регистров налогового учета;

· технология обработки учетной информации.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

· регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

· регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.

Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощенную систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. До вступления же в силу Закона N 402-ФЗ организации на упрощенке обязаны были вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Причина такого исключения заключалась в том, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощенную систему налогообложения организации , у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 000 000 руб.
Если до 1 января текущего года "упрощенцы" еще задавали вопрос о необходимости составления учетной политики, то теперь все сомнения на этот счет отпали.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику . Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).
Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). В ПБУ 1/2008 дано более расширенное определение учетной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2).
Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учетную политику организации.

Так как для расчета налога, уплачиваемого при использовании УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", часто используются нормы гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которые, в свою очередь, тоже предусматривают варианты учета, то и налоговая учетная политика организаций на упрощенке с указанным объектом также необходима.

Чаще всего упрощенную систему налогообложения применяют организации с небольшим штатом бухгалтерии (в основном только главный бухгалтер), поэтому у этих организаций возникает естественное желание максимально упростить и сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. К сожалению, это не всегда возможно. Хотя для субъектов малого предпринимательства, в том числе и "упрощенцев", возможностей больше, так как они могут не применять ряд положений по бухгалтерскому учету, а также для них предусмотрены особенности применения некоторых норм из отдельных ПБУ, которые позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. (Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".)

Поэтому учетную политику "упрощенца" следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учет. В него следует включить кроме упомянутого Закона N 402-ФЗ следующие нормативные акты:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • перечень ПБУ, которые будут применяться в учете;
  • Информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации (данную фразу можно просто перенести в учетную политику, не перечисляя указания и рекомендации).

Естественно, если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ.

Также в учетной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учета. Таковыми являются:

  • руководитель - за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ) и формирование учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Напоминаем, что согласно п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ на ведение бухгалтерского учета может быть заключен договор с организацией или специалистом, а на малых и средних предприятиях руководитель может вести учет самостоятельно. Это следует учесть при распределении ответственности.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учета утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике следует утвердить все используемые организацией первичные документы (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это относится как к унифицированным формам первичных документов, утвержденным постановлениями Госкомстата России, так и к самостоятельно разработанным. Ведь унифицированные формы первичных документов теперь не являются обязательными для применения.

"Упрощенец" также должен в учетной политике закрепить выбор варианта форм бухгалтерской отчетности, ведь Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н для субъектов малого предпринимательства предусмотрено право выбора между:

  • общими формами отчетности;
  • упрощенными общими формами;
  • формами, предназначенными только для малых предприятий.

С нашей точки зрения, для "упрощенцев", имеющих небольшой объем учета, предпочтительней применять формы, предназначенные для малых предприятий.

Еще одним обязательным элементом учетной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов".

В следующем разделе "Методика ведения бухгалтерского и налогового учетов" учетной политики следует перечислить элементы учета, которые будет применять "упрощенец".

Регистры учета

С 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета:

  • если учет ведется с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространенный вариант);
  • при журнально-ордерной системе учета применяются журналы-ордера;
  • при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
  • при упрощенной системе учета для малых предприятий - книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (приведены в Приложениях N 1 - N 11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н).

Статьей 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учета - это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н). При этом п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов предусмотрена возможность ее ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учетной политике.

Методы учета доходов и расходов

Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления (разд. IV Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 п. 12 ПБУ 9/99, абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 и разд. 4 упомянутых Типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учет доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета разъяснены в Типовых рекомендациях.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что "упрощенцы" ведут учет доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют "упрощенцу" использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов.

Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Учет недорогих активов, отвечающих критериям основных средств

Следует определить, как будут учитываться активы с невысокой стоимостью - в составе МПЗ или основных средств, а также эту "пограничную" стоимость (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Лучше выбрать в качестве "пограничной" стоимости минимальную стоимость основных средств, указанную в п. 1 ст. 256 НК РФ, - 40 000 руб. (она же сейчас предлагается и в п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае учет МПЗ будет одинаков и для бухгалтерского учета, и при УСН.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрены следующие способы начисления амортизации по основным средствам:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для начисления амортизации нематериальных активов п. 28 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) предусмотрены следующие способы: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ альтернативы в учете расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов "упрощенцу" не предоставляет. Такие расходы признаются в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Следует принять решение о проведении переоценки основных средств и нематериальных активов или отказе от нее в бухгалтерском учете (п. 15 ПБУ 6/01, п. 16 ПБУ 14/2007).

Метод списания сырья и материалов

Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • средней себестоимости;
  • себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):

  • по стоимости единицы запасов;
  • средней стоимости;
  • стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Расходы по доставке товаров

Пункты 6 и 13 ПБУ 5/01 предусматривают вариантность учета расходов по заготовке и доставке товаров до склада организации:

  • включение их в стоимость товара (счет 41 "Товары");
  • учет их в составе расходов на продажу (счет 44 "Расходы на продажу") и списание пропорционально реализации товаров.

Для целей расчета налога по УСН расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учет данных расходов не зависит от учета товаров.

Но даже если "упрощенец" выберет одинаковый вариант в обоих учетах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалтера не получится. Ведь в бухгалтерском учете расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Учет процентов по долговым обязательствам

Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н) выбор предоставлен только субъектам малого предпринимательства. Согласно п. 7 ПБУ 15/2008 малые предприятия вправе по выбору признавать все расходы по займам прочими расходами либо прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ предусмотрена возможность учета процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) (пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие проценты согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 269 НК РФ. В силу же этой нормы расходы по процентам принимаются для учета в пределах рассчитанного лимита. Существует два способа его расчета:

  • в пределах 20% от среднего уровня процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, выданным в одном и том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения;
  • в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Прочие элементы учетной политики

К таковым можно отнести:

  • порядок принятия к учету материально-производственных запасов в бухгалтерском учете. Планом счетов предусмотрены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счете 10 "Материалы" или по учетным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). В налоговом учете - только по фактической стоимости;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учете. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" и без ретроспективного пересчета (т.е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учета доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы своей деятельности и предусмотреть порядок их учета в учетной политике.

Пример учетной политики для малого предприятия, применяющего УСН

Положение
об учетной политике ООО "XXX"
на 2013 год

1. Общие положения

1.1. ООО "XXX" ведет бухгалтерский учет в соответствии с:

  • Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) (утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);
  • Информацией Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", -

1.2. ООО "XXX" применяет упрощенную систему налогообложения и ведет налоговый учет в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета несет руководитель организации (ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

1.4. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

2. Организационно-технический раздел

2.1. Бухгалтерский учет организует и ведет бухгалтерский отдел ООО "XXX".

2.2. Бухгалтерский учет в организации ведется в компьютерной программе YYY.

2.3. Организация в качестве первичных учетных документов применяет унифицированные формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата России:

  • от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
  • от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";
  • от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
  • от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";
  • от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
  • от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
  • от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";

унифицированные формы документов, утвержденные Положениями Банка России:

  • от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";
  • от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации",

а также самостоятельно разработанные первичные документы (приложение N 1 к учетной политике).

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

2.4. Регистры бухгалтерского учета соответствуют регистрам из компьютерной программы YYY.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2.5. Лицами, имеющими право подписывать первичные учетные документы, являются:

________________________________,

________________________________

2.6. Рабочий план счетов соответствует предусмотренному плану в компьютерной программе YYY (приложение N 2).

2.7. График документооборота приведен в приложении N 3.

2.8. Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год (перед составлением годовой отчетности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)).

2.9. Изменение учетной политики.

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

2.10. Исправление существенных ошибок.

Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.

Исправление существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т.е. в корреспонденции со счетом 91 и без ретроспективного пересчета (перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

2.11. Бухгалтерская отчетность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

2.12. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

3. Методика ведения учетов

Элементы
учетной
политики

Бухгалтерский
учет

Основание

Учет в целях
налогообложения

Основание

Регистры учета

Формы регистров,
разработанные в
компьютерной
программе YYY

Пункт 4
ПБУ 1/2008,
ст. 10 Закона
N 402-ФЗ

Книга доходов и
расходов в
электронном виде

Статья 346.24
НК РФ, п. 1.4
Порядка
заполнения
Книги учета
доходов и
расходов,
утв. Приказом
Минфина
России от
22.10.2012
N 135н

Методы учета
доходов и
расходов

Метод начисления

Раздел IV
ПБУ 9/99,
разд. IV
ПБУ 10/99

Кассовый метод

Статья 346.17
НК РФ

Амортизация ОС
и НМА

Линейный способ

Пункт 18
ПБУ 6/01 и
п. 28
ПБУ 14/2007

В соответствии с п. 3
ст. 346.16 НК РФ

Учет недорогих
активов

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 5 ПБУ 6/01
учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Пункт 5
ПБУ 6/01

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 1 ст. 256 НК
РФ учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Статья 256
гл. 25 НК РФ

Переоценка ОС
и НМА

Не проводится

Пункт 15
ПБУ 6/01

Не предусмотрена

МПЗ учитываются
по фактической
себестоимости

План счетов

МПЗ учитываются
по фактической
стоимости

Статья 254
гл. 25 НК РФ

Формирование
стоимости
товаров

Затраты по
заготовке и
доставке товаров
до склада
организации
учитываются в
расходах на
продажу

Пункты 6, 13
ПБУ 5/01

Расходы,
непосредственно
связанные с
реализацией
указанных
товаров, в том
числе расходы по
хранению,
обслуживанию и
транспортировке,
учитываются в
составе расходов
после их
фактической
оплаты

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Оценка МПЗ (в
т.ч. и
товаров) при
выбытии

По фактической
себестоимости

Пункт 16
ПБУ 5/01

По фактической
стоимости

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Резервы по
сомнительным
долгам

Резерв по
сомнительным
долгам создается
в отношении
дебиторской
задолженности,
не погашенной в
сроки,
установленные
договором, и не
обеспеченной
соответствующими
гарантиями, при
условии что ее
величина
превышает 50% от
соответствующей
статьи баланса
на конец
отчетного
периода

Пункт 70
Положения по
ведению
бухгалтерского
учета и
бухгалтерской
отчетности в
Российской
Федерации

Не предусмотрены

Учет процентов
по долговым
обязательствам

Учитываются на
счете 91.
Признаются
расходами того
периода, в
котором они
произведены

Пункт 7
ПБУ 15/2008

Предельная
величина
процентов,
признаваемых
расходом,
принимается
равной ставке
рефинансирования
Банка России с
учетом
коэффициента,
установленного в
ст. 269 НК РФ

Статья 269
гл. 25 НК РФ

Понятие учетной политики, правила ее формирования и раскрытия (придания гласности) устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (Приказ Минфин РФ №60н от 9 декабря 1998 года), а также статьей 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В соответствии с Положением, учетная политика - это выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Необходимость разработки и принятия учетной политики вызвана тем, что во многих сферах бухгалтерского учета существуют методы, которые можно применять к одной и той же операции. Например, начисление амортизации по основным средствам возможно методом равномерного списания, методом уменьшаемого остатка, методом суммы чисел лет, пропорционально объему произведенной продукции. Для каждой группы основных средств предприятие выбирает наиболее адекватный метод, позволяющий достигнуть соответствия между доходами и расходами.

Следовательно, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбираемых и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы. наилучшим образом соответствуют условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Формированием и раскрытием своей учетной политики предприятия: реализуют свое право в выборе правил учета и составления отчетности; объясняют ее пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов и условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них.

Посредством учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от основополагающих допущений и требований, сформулированных в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Выбранная организацией совокупность способов и методов бухгалтерского учета не должна противоречить законодательным и нормативным документам, принятым на различных уровнях регулирования бухгалтерского учета в России. В то же время каждая организация вправе на основе анализа и учета своих особенностей самостоятельно формировать оптимальное сочетание способов и методов организации бухгалтерского учета.

На формирование учетной политики влияют:

  • - форма собственности и организационно-правовая форма хозяйственной деятельности;
  • - сфера деятельности;
  • - величина организации (объемы выпуска продукции, объемы продаж, среднесписочная численность работников);
  • - особенности деятельности (технологические, коммерческие, финансовые, управленческие);
  • - кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, в том числе бухгалтерского);
  • - наличие оргтехники и программного обеспечения;
  • - хозяйственная ситуация (ситуация на рынке реализуемого товара, свобода ценообразования, выбора партнеров, развитость инфраструктуры рынка, наличие налоговых льгот).

Положение «Учетная политика организации» требует, чтобы при формировании своей учетной политики организация исходила из основополагающих принципов и предпосылок, обязательных для выполнения всеми организациями. Такие предпосылки и принципы названы требованиями и допущениями.

Положением установлены допущения (определенные условия, которыми руководствуются все организации при постановке бухгалтерского учета и которые не должны меняться), касающиеся:

  • - имущественной обособленности организаций (имущество и обязательства организаций существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций);
  • - непрерывности деятельности организации (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке). Суть этого принципа в том, что активы и обязательства предприятия, если оно не будет ликвидироваться, оцениваются исходя из исторической стоимости. Данный принцип не соблюдается, если есть намерение ликвидировать организацию в течение года или есть вероятность, что недостаток финансирования приведет к ликвидации (или сокращению объемов деятельности). Это может быть обнаружено при составлении прогноза движения денежных средств в будущем году, когда сопоставление притока денежных средств и оттока свидетельствует о недостатке финансирования, который вряд ли будет покрыт кредитами банков или внешними кредиторами;
  • - последовательности применения учетной политики (выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому). В результате применения принципа последовательности учетный подход ко всем сходным операциям будет одинаковым в течение текущего отчетного периода и от одного отчетного периода к другому. Это делает счета более объективными и создает условия для более обоснованного сравнения результатов деятельности предприятия. Дело в том, что некоторые объекты могут учитываться несколькими способами, причем допустимыми являются все из них. Например, амортизация может учитываться прямолинейным методом, методом уменьшаемого остатка, и т.д. Если организация будет менять выбранные методы учета амортизации, то это, во-первых, потребует большого количества сложных корректировочных проводок, во-вторых, может сделать показатели отчетности не сопоставимыми. Цель этого допущения - обеспечить пользователей сопоставимыми данными для анализа. Таким образом, от предприятия требуется обдуманный, взвешенный подход к разработке учетной политики, отвечающей специфике его работы.
  • - временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных

средств, связанных с этими фактами).

Сформированная организацией учетная политика должна соответствовать требованиям:

  • - полноты (сплошное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);
  • - осмотрительности (большая готовность отражать в бухгалтерском учете предполагаемые расходы и потери, чем возможные доходы);
  • - приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания);
  • - непротиворечивости (соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета);
  • - рациональности (экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Учетная политика в организации должна обеспечивать уместность, надежность и сравнимость информации, формируемой в бухгалтерском учете.

Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» провозглашено право предприятий выбирать способ ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принимаемым при формировании учетной политики, по которым законодательством предусмотрен вариантный подход, относятся:

  • - методы группировки фактов хозяйственной деятельности;
  • - способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • - приемы организации документооборота;
  • - способы применения системы учетных регистров;
  • - способы обработки информации;
  • - приемы организации инвентаризации;
  • - методы оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • - методы погашения стоимости активов;
  • - иные способы, методы, приемы.

Учетная политика разрабатывается каждой организацией самостоятельно и базируется на заданных нормативными документами параметрах. В целях налогообложения организации разрабатывают отдельную учетную политику, руководствуясь правилами налогового законодательства.

В процессе реформирования национальной системы бухгалтерского учета в России происходит переход от жесткой регламентации государством правил учета к их многовариантности. Такой подход непосредственно связан с переориентацией учета на цель - предоставления достоверной информации финансовой отчетности всем заинтересованным пользователям. Достоверное отражение фактов хозяйственной жизни возможно только в случае адекватности учетных методов и процедур многомерной действительности. В условиях современной рыночной экономики наблюдается значительная дифференциация видов хозяйственных операций.

Существует множество различных типов предприятий, и каждое из них постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями. Предусмотреть все многообразие случаев хозяйственной жизни субъектов экономики в нормативных документах не реально. Каждое предприятие для достижения достоверного отображения своего финансового положения должно учесть присущие именно ему особенности (стратегию и тактику, структуру управления, виды и объемы деятельности, специфику проводимых операций, формы взаимодействия с клиентами, возможности использования современных средств обработки и передачи данных, и т.п.). Это обусловливает необходимость предоставления организациям права выбора совокупности способов и методов ведения бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности.

Затраты по ведению учета и составлению отчетности ложатся на сами организации. Поэтому они, с одной стороны, непосредственно заинтересованы в снижении расходов, связанных с учетными процессами; с другой стороны, только они, исходя из имеющейся ситуации, могут решить, как построить у себя учет, чтобы обеспечить минимизацию затрат по его ведению и наиболее эффективно использовать бухгалтерские кадры.

Для правильного составления учетной политики от организации (главного бухгалтера, бухгалтера) требуется тщательное изучение существующих нормативных актов в части допустимых вариантов учета. Если по какому-либо конкретному вопросу нормативными документами не предусмотрен способ ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно или при помощи консультационной фирмы разрабатывает соответствующий способ, исходя из нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, организация должна раскрывать (придавать гласности) в годовой бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером или бухгалтером предприятия. Утверждение производится составлением соответствующей организационно-распорядительной документации: приказом, распоряжением и т.п. Этот документ служит для внутреннего пользования и является связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Приказ или иной организационно-распорядительный документ вводится в действие с первого января года, следующего за годом его утверждения. Положения этого документа применяются всеми подразделениями организации, независимо от их места нахождения. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (пунктом 8), утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34-н, приказ об учетной политике должен включать:

  • - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • - формы первичных учетных документов, используемые для

оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • - методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • - правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие моменты, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Уровень самостоятельности организации в формировании своей учетной политики зависит от множества факторов. Это, прежде всего, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйственной деятельности, величина организации. В настоящее время малые предприятия имеют наибольшую степень свободы в выборе вариантов учета и оценки объектов учета, а также в выборе форм, техники ведения и организации бухгалтерского учета. Как показывает практика, малые предприятия не всегда используют свои права и преимущества в процессе формирования учетной политики, что отрицательно сказывается на эффективности их деятельности.

Приказ об учетной политике организации состоит, как правило, из трех основных разделов:

  • - организация бухгалтерского учета;
  • - техника ведения бухгалтерского учета;
  • - методика учета основных объектов.

Вопросы формирования и раскрытия организациями учетной политики подробно рассмотрены авторами в учебных пособиях «Формирование учетной политики в различных хозяйствующих субъектах», «Учетная политика предприятия: формирование, раскрытие». В рамках данной работы не ставилась цель подробного рассмотрения всех аспектов учетной политики. Отметим только наиболее существенные, с нашей точки зрения, дополнительные допустимые законодательством варианты элементов учетной политики для субъектов малого предпринимательства.

Соблюдение основополагающих принципов бухгалтерского учета

Малые предприятия могут отступать от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Кроме того, организации, уплачивающие единый налог по упрощенной системе налогообложения, могут не применять двойную запись. Поэтому, малым предприятиям целесообразно при формировании своей учетной политики определиться с тем, будут ли они формировать свою учетную систему на основополагающих принципах бухгалтерского учета или будут отступать от них. Это решение необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике.

Выбор схемы ведения бухгалтерского учета

При выборе схемы ведения бухгалтерского учета руководителям малых предприятий целесообразно использовать один из следующих

вариантов:

  • а) ввести в штат должность бухгалтера;
  • б) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
  • в) вести бухгалтерский учет лично.

Выбор формы бухгалтерского учета

Малое предприятие выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета, рекомендованных нормативными актами:

  • - единая журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. №63;
  • - журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от б июня 1960 г. №176.
  • - упрощенная форма бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Разработка рабочего плана счетов

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендовано разрабатывать сокращенный план счетов. Поэтому в приказе об учетной политике малые предприятия должны указать, на основе какого плана счетов (типового или сокращенного) формируется рабочий план счетов малого предприятия. При этом разработанный рабочий план прилагается к приказу об учетной политике малого предприятия.

Выбор метода признания доходов и расходов

Малые предприятия признают доходы и расходы либо по методу начисления в соответствие с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ10/99), либо по кассовому методу. Решение принимается организацией самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Установление порядка начисления амортизации основных средств

Малым предприятиям разрешено применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения). Амортизацию основных средств для целей включения ее сумм в расходы организации при формировании налогооблагаемой прибыли, необходимо начислять по нормам, установленным Налоговым кодексом.

Состав бухгалтерской отчетности

Так как малым предприятиям разрешено представлять отчетность в сокращенном виде, в приказе об учетной политике необходимо указать перечень представляемой годовой и промежуточной отчетности.

Отражение в отчетности информации по сегментам

Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) предусмотрена обязанность организаций выделять отчетную информацию по сегментам (операционным или географическим). Но при этом указывается, что Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства. Поэтому малые предприятия указывают в учетной политике, применяют они или не применяют при подготовке бухгалтерской отчетности Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».

Отражение в отчетности условных фактов хозяйственной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Поэтому малым предприятиям следует указать в учетной политике, отражают они или нет условные факты хозяйственной деятельности.

Учет расчетов по налогу на прибыль.

Начиная с отчетности за 2003 год, организации обязаны по-новому отражать в учете и отчетности расчеты по налогу на прибыль. Это вызвано разделением налогового и бухгалтерского учета, а также различиями налога на бухгалтерскую прибыль от налога на налогооблагаемую прибыль. Порядок отражения в учете и отчетности расчетов по налогу на прибыль установлен положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». Малые предприятия могут это Положение не применять, т.е. они могут отражать в бухгалтерском учете и отчетности расчеты по налогу на прибыль, рассчитанному исходя из прибыли налогооблагаемой (как было ранее).

В отличие от других организаций, малые предприятия могут применять один из вариантов отражения в учете расчетов по налогу на прибыль. Выбранный вариант целесообразно закрепить в учетной политике.

Вышеизложенные дополнительные элементы учетной политики для субъектов малого предпринимательства (допустимые), не всегда являются целесообразными. Однако при умелом их использовании они могут служить основой для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия.

Малое предприятие наравне с любым другим хозяйствующим субъектом обязано для целей ведения бухгалтерского учета. Нередко "малыши" к составлению названного документа подходят формально, не уделяя должного внимания вопросам аналитического учета. Может быть, настало время это исправить? Напомним: для данной категории хозяйствующих субъектов предусмотрен ряд преференций в части . Как именно можно упростить бухучет - поясним в статье.

Упрощенная форма бухгалтерского учета

Для накопления и систематизации информации малые предприятия вправе вести , правила ведения которого утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Предусмотрены два способа ведения бухгалтерского учета в зависимости от характера и объема учетных операций:

  • первый способ - учет без использования ;
  • второй способ - учет с использованием регистров бухучета.

Но! Выбирая тот или иной способ, компания должна помнить, что должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Первый способ

Учет без использования регистров бухучета показан для "малышей", совершающих незначительное количество операций в месяц и не осуществляющих материалоемкое производство продукции (работ, услуг).

Данный способ учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета по форме К-1 (ее форма приведена в Приложении 1 к Типовым рекомендациям (Типовые рекомендации по для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н)). Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, их источники у на конкретную дату и составить бухгалтерскую отчетность. О том, как вести книгу, подробно рассказано в п. 22 Типовых рекомендаций.

Наряду с книгой для учета расчетов по заработной плате и НДФЛ малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме В-8.

Примечание. Ее форма приведена в Приложении 10 к Типовым рекомендациям.

Отметим: вести упрощенный бухучет обозначенным способом (без ) могут субъекты, отвечающие критериям микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Примечание. С 1 августа 2016 года к микропредприятиям относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие, в частности, одновременно следующим условиям (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
  • сумма дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, - не более 120 млн руб.

Второй способ

Вариант с использованием регистров бухучета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Речь идет о следующих ведомостях (см. Приложения 2 - 11 к Типовым рекомендациям):

  • ведомость , начисленных амортизационных отчислений (форма В-1);
  • ведомость , а также НДС, уплаченного по ценностям (форма В-2);
  • ведомость учета затрат на производство (форма В-3);
  • ведомость и фондов (форма В-4);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-5);
  • ведомость учета реализации (форма В-6 (оплата));
  • ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-6 (отгрузка));
  • ведомость учета расчетов с поставщиками (форма В-7);
  • ведомость учета оплаты труда (форма В-8);
  • ведомость шахматная (форма В-9).

Каждая из названных ведомостей применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Все операции и события сначала регистрируются в соответствующей ведомости, а затем по окончании месяца накопленная в них информация обобщается в сводной шахматной ведомости.

Примечание. Предприятие относится к категории субъектов малого предпринимательства, если отвечает следующим критериям (ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ):

  • численность работников меньше 100 человек;
  • доходы меньше 800 млн руб.;
  • суммарная доля участия других компаний, которые не являются малыми или средними, 49% и не более.

Учетные преференции для малых предприятий

Для малых предприятий предусмотрен ряд существенных послаблений по бухгалтерскому учету.

Сокращенный план счетов

"Малыши" вправе уменьшить количество , объединив их в группы. Например, все затраты отражать на счете 20 "Основное производство", для расчетов с покупателями, подотчетными сотрудниками, прочими кредиторами использовать один счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Вместе с тем, объединяя, к примеру, на счете 01 операции по основным средствам и нематериальным активам, не нужно забывать о необходимости раздельного учета указанных операций. Поэтому для отражения сведений по данным объектам "малышам" целесообразнее предусмотреть отдельные субсчета к счету 01. Например, субсчет 01-1 "Основные средства" и 01-2 "Нематериальные активы".

Освобождение от применения некоторых ПБУ

Упрощенные правила ведения бухучета

Помимо возможности отказа от применения некоторых ПБУ в целом , малые предприятия также вправе воспользоваться упрощенными правилами учета, установленными стандартами по бухучету.

1. Уменьшить стоимость основных средств . "Малыши" вправе определять стоимость основных средств по цене поставщика плюс расходы на монтаж (при их наличии) (п. 8.1 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Аналогично может быть сформирована первоначальная стоимость основных средств при их сооружении и изготовлении (а не только приобретении за плату). Другие затраты (стоимость консультаций, вознаграждений посредников) допускается списать единовременно в периоде их возникновения (например, когда посредник оформил акт на услуги). Любой из этих способов предприятие может применять по отдельности. Например, формировать первоначальную стоимость основных средств при сооружении (изготовлении) "малыши" могут в общем порядке, то есть учитывая и иные затраты, непосредственно связанные с сооружением и изготовлением объекта основных средств. А основные средства, приобретенные за плату, учитывать по цене поставщика и затрат на монтаж.

Обратите внимание! Данные преференции выгодны компаниям - плательщикам налога на имущество с остаточной стоимости основных средств (например, компаниям, применяющим ОСНО). В этом случае снижение стоимости активов позволит уменьшить налог на имущество.

2. Полностью списать расходы на дорогостоящий инвентарь . Производственный и хозяйственный инвентарь, стоимость которого превышает 40 тыс. руб., малые предприятия могут списывать сразу в момент принятия его к учету (п. 19 ПБУ 6/01). Для этого они должны единовременно начислить амортизацию, равную цене объекта. В связи с тем что дорогостоящий инвентарь все-таки основное средство, на него следует составить карточку учета ОС-1 и учитывать его как основное средство, пока компания использует его в своей деятельности.

Обратите внимание! Данная преференция выгодна всем компаниям, она избавляет их от необходимости амортизировать производственный и хозяйственный инвентарь дороже 40 тыс. руб.

3. Реже начислять амортиз ацию. По любым основным средствам (не относящимся к инвентарю) малое предприятие может выбрать периодичность начисления амортизации - раз в год 31 декабря или чаще (например, ежемесячно либо ежеквартально) (п. 19 ПБУ 6/01).

Причем в абз. 9 названной нормы не пояснено, допустимо ли выборочно амортизировать отдельные активы раз в год (например, по объектам, налог на имущество по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости). Поэтому ввиду отсутствия прямого запрета на установление подобной градации в отношении амортизируемых объектов "малыши", полагаем, вправе в отношении разных групп основных средств определить разную периодичность начисления амортизации.

Обратите внимание! Начисление амортизации раз в год невыгодно компаниям, которые исчисляют налог на имущество, исходя из остаточной стоимости. Ведь при расчете налога надо взять остаточную стоимость на 1-е число каждого месяца. А если списывать амортизацию только раз в конце года, остатки на 1 февраля, 1 марта и все остальные месяцы будут выше. Это в итоге приведет к увеличению суммы налога.

4. Списывать материалы и товары на дату их покупки . Материалы и товары малые предприятия теперь могут учесть по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"), а все остальные расходы, связанные с их приобретением, включать в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены. К таким тратам относятся таможенные пошлины, вознаграждения посредников, через которых компания покупает товары, расходы на доставку, страхование, фасовку и др. (п. 13.1, 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).

Микропредприятия вправе применять упрощенный способ в отношении всех МПЗ, Другие малые компании вправе списать на дату покупки только запасы (материалы, товары), которые предназначены для управленческих нужд, например офисную мебель, канцтовары, картриджи, если деятельность не предполагает, что остатки таких МПЗ существенны . Например, если организация в основном оказывает услуги, запасы обычно несущественны. Поэтому их можно учесть сразу. Полагаем, при реализации данной преференции допустимо не учитывать поступившие активы на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары", а сразу списывать их в дебет счетов затрат: Дебет 20 (23 - 26, 44) Кредит 60.

Примечание. Существенными считаются такие остатки материально-производственных запасов, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей данной отчетности.

Обратите внимание! "Упрощенцам" выгоден подобный способ списания материалов и товаров, поскольку в этом случае расходы на их приобретение в налоговом и бухгалтерском учете признаются одновременно (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, п. 13.1, 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).

5. Списывать нематериальные активы единовременно . Малые компании вправе признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА единовременно в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). Например, расходы на сайт или программу, на которые малое предприятие получило исключительные права. Несмотря на то что затраты на приобретение (создание) объектов НМА предприятия могут списать единовременно, карточку на каждый такой объект целесообразно все же завести.

Обратите внимание! Данная преференция выгодна всем компаниям, у которых есть подобные активы, так как она освобождает от необходимости ежемесячно начислять амортизацию на эти объекты.

6. Не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов. В силу п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/2007 малые компании могут не проводить переоценку обозначенных активов, так как в названных нормах говорится о праве, а не обязанности переоценивать группы однородных основных средств и нематериальных активов.

7. Списывать расходы на НИОКР по мере их возникновения . По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Вместе с тем при упрощенном бухучете есть возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (п. 14 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы").

8. Исправлять существенные ошибки без ретроспективного пересчета . Малые предприятия в силу пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" наделены правом исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. Словом, все ошибки "малыши" могут исправлять за счет прочих доходов и расходов (то есть с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы") текущего отчетного периода в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

Итак, малые предприятия могут значительно упростить свой бухучет. Как именно - мы рассказали в данном материале. Разумеется, способы упрощенного бухгалтерского учета должны быть отражены в учетной политике организации по бухучету. Причем важно указать, какие упрощения (из обширного перечня возможных преференций) малое предприятие намерено применять. Общая фраза в учетной политике о применении компанией упрощенных способов бухучета недопустима.

Февраль 2017 г.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.