Незаконные валютные операции. За покупку долларов или евро с рук оштрафуют и менял, и их клиентов Незаконные валютные операции статья ук рф

Сегодня "Российская газета" публикует несколько важных поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Одна из них расширяет перечень незаконных валютных операций, за которые человека могут наказать. Например, теперь штраф будет грозить даже за обмен валюты из рук в руки. Статья, в которую внесены правки, предусматривает штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Обменял доллар на улице, попался - оставят 25 центов, если повезет.

Согласно новой редакции, под наказание попадает купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), минуя уполномоченные банки. Естественно, речь идет о чеках, номинал которых указан в чужой валюте.

По словам правоведов, принятая редакция статьи конкретизирует валютные нарушения, попадающие под административное наказание. До сих пор, как объясняют специалисты, первая статья практически не работала: из-за нечеткости формулировок было трудно привлечь кого-то к ответу.

Тот же закон убирает из "валютной" статьи пункт, наказывающий за нарушение установленного порядка ввоза в нашу страну и вывоза российской валюты и внутренних ценных бумаг. Еще один закон вводит штрафы для некоммерческих организаций, "выполняющих функции иностранного агента" (цитата из документа). Санкции вводятся, например, за работу без регистрации в реестре иностранных агентов. За это предусматривается штраф для должностных лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Такие же штрафы предусмотрены за распространение каких-либо материалов, в том числе в Интернете, без указания, что организация - "иностранный агент". Вводятся наказания и за некоторые другие нарушения.

Другой закон вносит поправки в статью "нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Здесь резко повышаются штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним. Для граждан штрафы вырастают до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - до 200 тысяч, для юридических лиц - до 500 тысяч.

Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях появляется еще одна статья: "Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах".

Под эту санкцию попадает администрация кинотеатров, решившая скрыть истинную посещаемость фильмов. Эксперты не без основания полагают, что причины такой скрытности - в нежелании делиться выручкой с продюсерами картины. Теперь за утаивание демонстратором фильма, осуществляющим платный показ в кинозале, информации о числе зрителей, предоставление неполных или лживых сведений в единую федеральную автоматизированную информационную систему предусматривается штраф от 100 тысяч до 400 тысяч рублей.

При повторном нарушении штраф возрастает до 800 тысяч рублей. Закон предусматривает, что порядок функционирования единой информационной системы, периодичность предоставления информации и условия будут установлены правительством России. Система заработала с мая 2010 года. Она призвана обеспечить учет сведений о показе фильмов, пока не все кинотеатры зарегистрировались в ней.

Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

Влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 4 ст. 15.25 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 64-ФЗ) не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, -

(см. текст в предыдущей редакции)

Влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(см. текст в предыдущей редакции)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

 ВОКРУГ СТАТЬИ 88: ВОЗМОЖЕН ЛИ В СТРАНЕ СВОБОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК?
По непроверенным данным, поступившим из неофициальных источников, в органах
прокуратуры рассматривается вопрос об отмене восемьдесят восьмой статьи
Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за
незаконные валютные операции. Официального подтверждения, однако, эта
информация не получила.

Как сообщил корреспонденту "Ъ" ответственный работник Прокуратуры СССР,
пожелавший остаться неизвестным, в конце мая, предположительно, может быть
отменена статья 88 УК РСФСР, карающая за нарушения правил, регламентирующих
валютные операции.

Статья 88 УК РСФСР "Нарушение правил о валютных операциях" гласит:

"Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными
ценностями или ценными бумагами наказываются лишением свободы на срок от
трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с
обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на
срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями в виде промысла или в особо крупных
размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее
осужденным по части первой настоящей статьи, наказываются лишением свободы
на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на
срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией
имущества".

По мнению экспертов, факт отмены существующего порядка ответственности за
незаконные валютные операции представил бы собой, по сути, разрешение
свободной купли-продажи валюты и, что вполне вероятно, ее использования
внутри страны. Последнее, естественно, вытекает из введения в круг
"легальных" операций по приобретению валюты на внутреннем рынке СССР.

В результате, если статья будет отменена, черный рынок прекратит свое
существование в качестве "черного" и превратится в легальный рынок по
обмену наличностей, как валютных между собой, так и рублевой на валютную.
При этом рыночный курс рубля существенно понизится в результате резкого
увеличения спроса на валюту, которое будет сопровождать процесс
легализации. По оценкам экспертов, товарный дефицит в обычных магазинах,
развитие сети валютных магазинов, привлекательность твердой валюты, в
сочетании с огромными рублевыми сбережениями населения (свыше 320 млрд
только в Сбербанке) способны уже сегодня предъявить "спрос" на 2-3 млрд
долларов.

Легализация операций по обмену валют, вполне вероятно, могла бы
сопровождаться, в соответствии с польским опытом, регистрацией частных
валютных контор. По экспертным оценкам, налоги на доходы таких контор, в
сочетании с ростом товарооборота в государственных валютных магазинах могут
увеличить годовой валютный бюджет государства на несколько сот миллионов
долларов.

Кроме того, легализация валютного обмена - значительно облегчила бы доступ
представителей альтернативного сектора экономики к валюте для закупки
необходимых материалов и оборудования. В результате выравнивания
приоритетов производства "для валюты" и производства для внутреннего рынка,
можно ожидать существенного увеличения продаж товаров народного потребления
за рубли, используемые, в свою очередь, на закупку валюты.

Из тех же источников "Ъ" получил сведения и о том, что возможны также
изменения в формулировке статьи 83 УК РСФСР (незаконный выезд за границу и
незаконный въезд в СССР). Эта информация находит косвенное подтверждение в
недавнем заявлении народного депутата СССР Сергея Станкевича, согласно
которому в комиссии Верховного Совета уже закончена работа над
заключительной редакцией Закона СССР о порядке въезда и выезда из страны.
По мнению Станкевича, законом будет предоставлена беспрецедентная свобода
перемещения как внутрь страны, так и за ее пределы.

Как предполагают эксперты "Ъ", причины предстоящих изменений могут, в
частности, заключаться в насущной необходимости дальнейшего освобождения
предпринимательской и другой экономической деятельности для граждан СССР и
иностранных деловых людей.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10. 12. 2003г. №173 - ФЗ, купля - продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Согласно требованиям статьи 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02. 12. 1990г. №395 - 1, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Исключительное право на указанный вид деятельности предоставлено аккредитованным банкам России. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке административную , а также уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 15. 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, за осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством, в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Купля - продажа иностранной валюты может влечь уголовную ответственность при наличии всех признаков незаконной банковской деятельности (крупный ущерб или доход, предпринимательский характер деятельности и др.)

Так, статьей 172 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена уголовная ответственность, за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере , в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

То же деяние: совершенное организованной группой; сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере , наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на

срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Универсальным средством взаиморасчетов между людьми являются денежные средства, имеющие определенный номинал, объективную рыночную стоимость и используемые для осуществления товарно-денежных отношений в прямом и обратном направлении, то есть для оплаты покупаемой продукции и в качестве возмещения стоимости продаваемого объекта. Являясь обезличенным платежным средством, не требующим, в отличие от предметов, продажи или обмена на искомую вещь, валюты различных стран и способы их получения пользуются повышенным интересом у лиц, практикующих противоправную деятельность в целях обогащения.

Что такое валюта?

Валютой принято называть любые государственные платежные средства, которые могут иметь вид монет, кроме выполненных из драгоценных металлов, банкнот или казначейских бумаг, и подкрепляются финансовыми обязательствами и золотым запасом определенной державы. В зависимости от принадлежности к стране гражданства определенного индивида, валюты подразделяются на:

  • национальную – являющуюся средством расчета внутри государства, гражданином которой является плательщик;
  • зарубежную – представляющую собой средства взаиморасчетов, принятые в любой другой, по отношению к государству гражданства, стране.

В зависимости от способов совершения расчетов между субъектами рыночных и гражданских взаимоотношений, денежные средства подразделяются на:

  1. Наличные – представляющие собой овеществленную на бумаге или металле валюту, выполненную по принятому образцу и выпущенную государственным банком той или иной державы.
  2. Безналичные – олицетворяемые разнообразными платежными средствами, при которых для произведения оплаты требуется обращение к финансовому учреждению, являющемуся держателем банковского счета и оплачивающему требования продавца при наличии у покупателя достаточного количества средств.

Наличные платежные средства могут быть не государственными, представляя из себя ценные бумаги, выпущенные организацией или частным лицом, являющихся эмитентом. Подобные средства расчетов дают право на получение доли имущества, доходов или денежных средства субъекта, выпустившего их в оборот.

Особенности валютных преступлений

Своеобразие преступлений, связанных с обращением валютных и иных платежных средств, заключается в их прямом попадании в обиход и воздействие на рынок, а также косвенное влияние на стабильность экономики страны и благосостояние населения. Уменьшая объем ликвидных средств расчетов на внутреннем рынке, злоумышленники, практикующие незаконные действия с различными ценностями, тем самым снижают внутренний валовый продукт государства. В свою очередь, ВВП определяет фактическую стоимость национальной валюты, которая обесценивается, вызывая инфляцию, снижение покупательской способности граждан и ухудшение их уровня жизни.

Таким образом, преступления, совершаемые на рынке обращения валют, при торговле сырьевыми ресурсами, с драгоценными материалами и камнями, а также в процессе фондовой торговли, следует рассматривать, как общественно опасное явление, направленное не на одного или группу лиц, а в отношении всего социума. То есть, особенность таких нарушений закона заключается в том, что все население страны, а в глобальном смысле всех государств, является потерпевшим от действий преступников.

Прямое поступление платежных средств в обращение является еще одной специфической чертой, которая позволяют злоумышленникам уходить от ответственности за незаконные валютные операции, в силу несвоевременного выявления подделок или иных противоправный действий.

Виды злодеяний

Многообразие финансовых операций, характеризующих многочисленные сферы жизни человека, обуславливает многочисленные способы злонамеренных действий криминализированных субъектов, желающих обогащения неправедным путем. Каждый новый способ взаиморасчетов между участниками рыночных и/или гражданских отношений вызывает практически мгновенный отклик со стороны преступников, изыскивающих средства криминализации любой сферы жизни.

Давайте для начала рассмотрим самые популярные незаконные валютные операции, регулируемые статьями УК РФ.

Наиболее популярные

Если применение подобных знаний стало причиной дестабилизации рынков и существенных колебаний цен, то подобные действия рассматриваются, как , которое также может быть осуществлено посредством дезинформирования участников, повышенных объемов сделок и совершения операций по ценам, отличающимся от принятых, исходя из обстановки.

  • , являющихся драгоценными, способное привести к их обесцениванию, при значительных объемах реализации по демпинговым ценам, является угрозой для стабильности всех национальных валют, основой которых является золотой запас держав, состоящий из предметов данного преступного деяния.

Участились и случаи краж и порчи денег, что также наказывается статьями УК РФ, а также нередко встречается незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. Далее мы поговорим более детально о некоторых злодеяниях, например оказании противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

Противоправное влияние на результат соревнования или зрелищного коммерческого конкурса

Победа в любом соревновании или конкурсе является престижной, а если это мероприятие международного уровня, то речь уже идет о статусе не отдельного участника или команды, а целого государства. Помимо прочего, официальные состязания между спортсменами или мероприятия конкурсного типа, сопровождаются ставками на победу определенных участников, последовательность занятых мест, количество забитых голов и прочие показатели.

Именно возможность заработка на спортивном тотализаторе, зачастую является причиной, по которой криминальные элементы идут на подкуп судей, тренерского состава или самих спортсменов и участников. Результат соревнований, противоречащий общим ожиданиям, формирующимся на основании статистики показателей спортсмена, команды или участника, позволяет злоумышленникам получить повышенный доход, а в сочетании с победой любимой команды преступление становится вдвойне привлекательным.

Помимо собственного неправомерного обогащения, преступные субъекты, воздействующие на результаты соревнований и конкурсов, наносят ущерб интересам, в том числе, материальным, других людей, а иногда и престижу целого государства.

Спекуляция и незаконные операции

В условиях нестабильной экономической ситуации, колебания курсов национальной и иностранных валют могут быть значительными, что подталкивает субъектов, имеющих в наличии свободные денежные средства на совершение сделок, заключающихся в последовательной покупке по низкой ставке и продаже при высоком значении курса. Подобные действия вносят дополнительный дисбаланс в стоимость валют, не позволяя ситуации стабилизироваться и вызывая падение курса одной из валют ниже уровня, на котором бы она остановилась при отсутствии спекулятивных действий участников рынка.

Выполнять такие действия могут как частные лица, так и финансовые организации, наглядным примером чего являются многочисленные случаи лишения банков лицензий, выполненные ЦБ России. Специальной статья за спекуляцию в УК РФ нет, но есть вспомогательные.

Осуществлять операции по обмену валют, по закону, могут только аккредитованные финансовые структуры, с соблюдением курсовой разницы и придерживаясь политики Центробанка. Участие в этом процессе частных лиц незаконно, вносит дисбаланс в курс валют, который при обмене «с рук» существенно отличается от официального и может носить , когда вместо настоящей иностранной валюты граждане получают фальшивые купюры или меньшую сумму, чем было оплачено.

Противоправными является также вывоз за рубеж суммы, превышающей 10 тыс. долларов, любые сделки между гражданами РФ и других стран, а также расчеты за покупки в валюте других держав. Наказание за правонарушение носит административный характер.

Куда обращать по факту выявления злодеяния?

В зависимости от характера совершенного противоправного деяния, обращаться следует в органы правопорядка, а именно:

  • в полицию, если выявлено фальшивомонетчество, подделка ценных бумаг или иных платежных средств;
  • в прокуратуру, если имеются подозрения на совершение экономических преступлений, требующих проведения проверки экономической деятельности организации или частных субъектов.

Способ обращения в органы правосудия не может носить анонимный характер, так как на основании заявлений подобного плана не проводятся проверки и не заводятся уголовные дела. Подавать заявление следует, указав заявителя, а выполнить это можно непосредственно придя в отделение по месту проживания или отправив по почте. Если выбранный орган правосудия не правомочен рассматривать определенное дело, то заявление будет передано по инстанциям в компетентную службы или управление Министерства внутренних дел.

Помните за любые незаконные схемы и денежные махинации предусмотрена своя статья. Будьте честны перед собой и государством!