Какие проводки составляет налоговый агент по ндс. Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы) Бухгалтерские проводки аренда муниципального имущества налоговым агентом


В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, налоговым агентом в 2014 году считается лицо, которое является посредником между плательщиком налога и государством. При этом данное лицо может не являться плательщиком налога на добавленную стоимость, либо получить освобождение от обязанности налогоплательщика и, согласно гл. 26.1 — 26.3 НК РФ, применять специальные режимы налогообложения.

Основная обязанность, которую должен выполнять налоговый агент – это своевременное и правильное исчисление и удержание у налогоплательщика НДС при аренде муниципального имущества или при приобретении товаров и услуг у иностранных лиц.

Законодательной базой российского государства предусмотрен ряд случаев, когда физическое или юридическое лицо могут считать налоговым агентом:

  • организация или индивидуальное предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ;
  • данное лицо арендует муниципальное или же государственное имущество;
  • реализация данным предприятием по поручению государства скупленного, конфискованного либо бесхозного имущества;
  • организация вступает в роли посредника и реализует продукцию (или работы и услуги) иностранного предприятия, что не зарегистрировано в России;
  • предприятие приобретает непосредственно у органов власти права на государственное или муниципальное имущество;
  • по решению суда фирма реализует имущество или конфискат.

Исчисление налоговой базы и определение ставки в 2014 году

Независимо от вида операции, в налоговую базу в обязательном порядке всегда должен быть включен налог на добавленную стоимость. Размер налоговой ставки рассчитывается, как процентное соотношение ставки налога согласно п. 2 или 3 ст.164 НК РФ и налоговой базы, что условно принята за 100 и увеличена на размер этой ставки.

Данный порядок утвержден в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Налоговый агент в 2014 году обязан предоставить в контролирующий орган декларацию не позже двадцатого числа месяца, идущего следующим за отчетным. В случае, когда на протяжении трех месяцев ежемесячный доход не превышает 1 миллиона рублей, декларация подается раз в квартал.

В данной декларации обязательным к заполнению является титульный лист, а также разделы 1.1 и 2.1. Дополнительно заполняется раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом». Если предприятие не осуществляла операция, что облагаются НДС в данном отчетном периоде или же применяла специальный режим, то в указанных разделах проставляются прочерки.

При аренде государственного или муниципального имущества налоговой базой является та сумма арендной платы, которая перечисляется органу местного самоуправления или государственной власти.

Налоговый агент исчисляет налоговую базу отдельно по всем арендованным объектам. В декларации эта сумма будет отражаться в разделе 2.2 по строке 090, а также в итоговых строчках 050 и 170.

При удержании НДС у зарубежной компании, налоговой базой в 2014 году считается сумма выручки от продажи, которая перечисляется налоговым агентом своему партнеру. Ее величина определяется отдельно по каждой операции, то есть с каждого перечисления иностранному лицу налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в государственный бюджет НДС.

В п. 3 ст. 45 НК РФ говорится, что уплата налога осуществляется только в национальной валюте России. Поэтому при выплате иностранному контрагенту дохода в иностранной валюте должны быть произведены расчеты НДС в российских рублях по официально действующему на момент выплаты курсу Банка России.

В декларации объем выплаченного иностранному лицу дохода и исчисленный из этих сумм объем налога на добавленную стоимость отражается в разделе 2.2 по строчкам 070 или 080, а также в итоговых строках 050 (или 060) и 170.

Строки 130 и 140 будут заполняться в том случае, когда налоговый агент перечисляет иностранному контрагенту авансовые платежи в счет будущих операций. Данные суммы включаются в раздел 2.2 лишь в момент выплаты, то есть один раз, иначе может произойти задвоение в лицевом счете и у предприятия возникнет необоснованная задолженность перед государственным бюджетом.

При реализации конфискованного имущества налоговая база будет равна стоимости данного имущества (с НДС) и акцизов. Стоимость имущества должна рассчитывается, исходя из ст. 40 НК РФ.

Полученная сумма отражается в разделе 2.2 декларации по строкам 100-120 и в итоговых строчках 040-060, 170. Строки 15-20 и 160 предусмотрены для отображения авансовых платежей.

Также следует обратить внимание на то, что суммы, которые перечисляются за товары (работы, услуги) иностранному лицу или органам власти, не должны быть включены в показатели, что отображены в разделе 2.1 декларации.

В процессе выплаты денежных средств органам власти или иностранным контрагентам выписывается счет-фактура. Данный документ составляется в единственном экземпляре и остается у физического или юридического лица, которым выполняются функции налогового агента. В случае, когда покупателем иностранной продукции или арендатором вносятся авансовые платежи, счет-фактура также заполняется, однако при фактическом оприходовании (выполнении) товаров (работ, услуг) этот документ не выписывается повторно.

Выписанный счет-фактура обязательно регистрируется в книге продаж. Записи в книге покупок производятся только тогда, когда все условия, что предусмотрены для вычета, будут выполнены.

Уплата НДС в 2014 году

Объемы налога на добавленную стоимость, что были удержаны посредством налогового агента, перечисляются в бюджет по его месту нахождения.

В случае если у иностранного предприятия была приобретена продукция, местом реализации которой была признана Россия, то удержанные сумы уплачивают в государственный бюджет в сроки, что были установлены для уплаты налогоплательщиками НДС п. 1 ст. 174 НК РФ. При приобретении в иностранных компаниях работ или услуг сумма налога перечисляется в бюджет одновременно с перечислением средств иностранному контрагенту. При этом в банк предоставляется два платежных поручения: одно из них – на перечисление средств за товары (работы, услуги) иностранному предприятию, а второе – на уплату НДС в бюджет.

При операциях по реализации конфискованного имущества или взятии в аренду муниципального и государственного имущества одна обязанностей налогового агента — это перечисление удержанных сумм в такие же сроки, что и перечисление НДС по своей непосредственной деятельности.

Код бюджетной классификации (КБК) в 2014 году

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики российского государства является бюджетная классификация. В соответствии с п. 1 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», она предусматривает присвоение соответствующих кодов объектам классификации для обеспечения единства формы бюджетной документации.

Применение КБК в Российской Федерации осуществляется согласно Указаний Минфина России, принятых на основании Закона № 115-ФЗ. Использование КБК предусмотрено при заполнении расчетной документации на перечисление платежей. Эти правила распространяются и на налогового агента. Каждый платеж зачисляется на соответствующий внесенному КБК (в графе «Назначение платежа» платежного поручения) счет учета доходов государственного бюджета.

Для указания какой-либо дополнительной информации в платежном поручении существует показатель «Примечание», который, так же как и код бюджетной классификации, несет информацию виде налога. В случае, если эти два показателя содержат различную информацию, кредитное учреждение будет руководствоваться КБК. Поэтому оформление платежного поручения требует особого внимания.

Для уплаты НДС по реализуемым на внутреннем рынке страны товарам (работам, услугам) в 2014 году предусмотрен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот КБК применяет как налоговый агент, так и налогоплательщик.

При неверно указанном КБК вся ответственность по не зачислению налога на добавленную стоимость по его назначению возлагается на плательщика. Также Контролирующий орган может счесть неисполненной обязанность по уплате налога.

За невыполнение этих обязанностей законодательством предусматривается ответственность в виде взыскания штрафа в размере двадцать процентов от подлежащей удержанию и уплате суммы НДС. Но из этой ситуации существует выход — в случае, когда в платежном документе налоговый агент указал неправильный КБК, то он вправе подать заявление о допущенной ним ошибке с просьбой внести уточнения типа платежа и его принадлежности.

К такому заявлению следует приложить подтверждающие перечисление НДС документы. Далее проводится совместная сверка перечисленных объемов, после чего контролирующий орган уточняет платеж на день его фактического осуществления и пересчитывает размеры пени.

Налоговые вычеты в 2014 году

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент вправе включить в налоговые вычеты удержанную и уплаченную в бюджет сумму НДС. Однако налогоплательщики, что осуществляют деятельность, указанную в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права включать объемы налога по этим операциям в вычеты. По операциям, что перечислены в ст. 161 НК РФ вычеты предусмотрены только тогда, когда имущественные права или товары (работы, услуги) приобретались для деятельности, что подлежит обложению данным налогом и при их покупке он был уплачен.

Основанием для осуществления вычетов в 2014 году является подтверждающая уплату налога документация, а также документы на приобретение продукции.

Вычеты производятся в доле, не превышающей объемы НДС, что были исчислены при отгрузке продукции, передаче имущественных прав или оказания услуг и выполнения работ. Налоговый агент имеет полное право на вычет объема НДС в том периоде, в котором данная сумма была фактически уплачена в государственный бюджет.

Основные бухгалтерские проводки по НДС в 2014 году

Налоговый агент при учете операций, связанных с налогом на добавленную стоимость отражает его следующим образом.

Если предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ:

  • Дт 41 — Кт 60 – поступление товаров (без НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 – НДС по поступившим товарам (без НДС);
  • Дт 60 — Кт 52 – перечисление поставщику денежных средств;
  • Дт 76,60 — Кт 68 – удержан НДС из выручки иностранного лица;
  • Дт 68 — Кт 51 – уплата НДС в государственный бюджет;
  • Дт 68 — Кт 19 – принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС.
  • При аренде муниципального и государственного имущества налоговый агент делает такие проводки:

    Ежемесячное начисление аренды:

    • Дт 20,23,44,26,25 Кт 60, 76 – начисление аренды;
    • Дт 19 — Кт 60,76 – отражение суммы приобретенного налога, в соответствии с договором аренды;

    При перечислении арендной платы арендатор (налоговый агент) делает следующие записи:

    • Дт 68 — Кт 51 – перечисление НДС налоговым агентом;
    • Дт 60,76 — Кт 68 – удержан НДС из доходов арендодателя;
    • Дт 68 — Кт 19 – принят к возмещению НДС.

    При заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

    Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества - движимого и недвижимого, в том числе земли.

    Организации признаются налоговыми агентами, если они арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления. (Письмо ФНС Российской Федерации от 14 февраля 2005 года №03-1-03/208/13 «О налогообложении НДС аренды помещений»).

    Поэтому даже неплательщики НДС освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Они признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функций по удержанию и уплате налога.

    Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

    Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

    Поэтому, заключая , проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

    Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

    Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет (пункт 4 статьи 173 НК РФ). Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически удержана не из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

    Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

    Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

    Налоговые агенты обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость независимо от того, производилась уплата арендной платы или нет. Порядок и сроки уплаты НДС установлены налоговым законодательством и не могут быть изменены сторонами (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 июня 2004 года по делу №А26-128/04-29).

    Пример 1.

    Организация для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором не позднее 10 числа отчетного месяца. Организация является плательщиком НДС и уплачивает налог в бюджет ежемесячно.

    Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

    Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера вносится арендная плата за месяц, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

    Корреспонденция счетов

    Сумма, рублей

    Дебет

    Кредит

    Отражен НДС по арендной плате

    Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы (11 800/118*18)

    Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога

    Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах

    Вариант 2 . Предположим, что организация перечислила в бюджет НДС в размере 1 800 рублей, удержанный из суммы арендной платы, 20 числа месяца следующего за отчетным, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные статьей 174 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

    Отметим, что с 1 января 2006 года условия применения вычетов у налоговых агентов не изменились и производятся при уплате налога налоговыми агентами (пункт 3 статьи 171 НК РФ).

    В бухгалтерском учете отчетного месяца отражаются проводки:

    Корреспонденция счетов

    Сумма, рублей

    Дебет

    Кредит

    Признаны расходы по аренде за текущий месяц

    Отражен НДС по арендной плате

    В бухгалтерском учете месяца следующего за отчетным отражаются проводки:

    Корреспонденция счетов

    Сумма, рублей

    Дебет

    Кредит

    Признаны расходы по аренде за текущий месяц

    Отражен НДС по арендной плате за текущий месяц

    Перечислена арендная плата за месяц без учета НДС

    Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога за январь

    Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах в январе

    При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур. В то же время по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры. Можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

    Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру в единственном экземпляре на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества».

    Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 11 800 рублей, с указанием налога в размере 1 800 рублей. Ставка налога - 18/118.

    Окончание примера.

    Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат также первичные документы, подтверждающие принятие к учету услуг по аренде и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Такой порядок регламентирован пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

    Приведем пример из нашей консультационной практики:

    Пример 2. Из консультационной практики ЗАО « BKR -Интерком-Аудит».

    Вопрос.

    Фирма А является субарендатором у фирмы Б, которая, в свою очередь, арендует помещение у Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (выступает от имени собственника федерального имущества). Помещение находится на территории научно-исследовательского института, который является балансодержателем.

    Кому следует уплачивать НДС с арендной платы фирме А: фирме Б, научно-исследовательскому институту, в бюджет?

    Ответ.

    Договор субаренды является производным от основного договора (договора аренды), поэтому в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 615 ГК РФ к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом арендатор по основному договору становится арендодателем по отношению к субарендатору.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

    При сдаче федерального или муниципального имущества в субаренду НДС с доходов по субаренде исчисляется субарендодателем в общеустановленном порядке. Субарендатор (фирма А) перечисляет денежные средства непосредственно субарендодателю (фирме Б), который исчисляет с полученного дохода НДС. Одновременно он (субарендодатель - фирма Б) выполняет обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. При этом, на субарендатора нельзя возложить обязанность исполнять функции налогового агента, поскольку такие функции возлагаются на организацию, непосредственно арендующую федеральное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

    Такой порядок применяется при условии наличия у арендатора разрешения на сдачу имущества в субаренду.

    Окончание примера.

    Более подробно с вопросами, касающимися арендных отношений, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Аренда».

    Компания может арендовать имущество, которое находится в ведении муниципалитетов, субъектов РФ или Российской Федерации. В этом случае сумма арендной платы облагается налогом, и арендатор становится налоговым агентом, который обязан удержать и уплатить указанный налог в бюджет.

    Аренда имущества в 1С 8 3 фиксируется последовательностью операций, которые позволяют сформировать нужные документы, отразить движение средств на счетах и правильно сформировать бухгалтерские проводки.

    Рассмотрим алгоритм действий на примере. Допустим, компания «Чистый дом» находится на общей системе налогообложения. Для учета расчетов по налогу на прибыль применяется ПБУ 18/02.

    «Чистый дом» берет в аренду у муниципалитета имущество (производственные или складские помещения). Между муниципальными властями и компанией заключен договор аренды, в котором прописан срок, условия и порядок взаиморасчетов. Арендный платеж включает НДС (18% от суммы) и составляет 472000 рублей. Аренда предоставляется на предоплатной основе, расчетный день – 20 число, если день расчетов выпал на выходной, оплатить аренду необходимо в последний рабочий день, предшествующий расчетной дате.

    Сдача в аренду имущества 1С сопровождается внесением данных о договоре, который прикрепляется к контрагенту. Важно, чтобы при заполнении информации, была выставлена галочка «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС», в поле «Вид агентского договора» выбирается «Аренда (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ)». Выплаты по договору относятся на общехозяйственные расходы арендатора:

    Начисляется аренда имущества в 1С 8 3 одновременно с начислением налога. Так как платеж за аренду уже включает 18% (эта сумма оплачивается арендатором), то арендодателю компания должна перечислить 400000 рублей, а 72000 рублей – в бюджет в качестве налога. По отношению к организации, собственник является поставщиком услуги, поэтому выплата арендодателю формируется через списание с расчетного счета операцией «Оплата поставщику»:

    Плательщик должен составить счет-фактуру. В 1С это можно сделать несколькими способами: ввести на основании списания с расчетного счета или через регистрацию счетов-фактур. Табличная часть заполняется автоматически при нажатии кнопки «Заполнить». Подтверждается операция кнопкой «Выполнить»:

    Полученный счет-фактура отражается в списке документов в разделе «Счета-фактуры выданные». Данный документ отражает, что компания является налоговым агентом с кодом операции 06. Для счета-фактуры формируются проводки, отражающие начисление НДС (72000 рублей) Дт 76 – Кт 68.32, создается запись в книге продаж. Также документ записывается в журнал учета счетов-фактур:

    Чтобы перечислить удержанный налог в бюджет, необходимо выполнить списание с расчетного счета с видом операции «Уплата налога». Списание будет выполняться со счета 68.32. В соответствующие поля вносится контрагент (собственник), данные о договоре, документ оплаты услуг аренды.

    Операции с государственными и муниципальными органами для бухгалтера связаны с рядом сложностей из-за их особого статуса. При аренде госимущества арендатор делает ряд особенных проводок в учете в 2016 году.

    Рассмотрим подробнее налоговые последствия аренды госимущества для арендатора в 2016 году и проводки арендатора по НДС при аренде госимущества.

    Важное в статье:

    • Какие проводки делает арендатор при аренде госимущества в 2016 году
    • Бухгалтерские операции арендатора по аренде муниципального имущества
    • Как рассчитать и уплатить НДС арендатору при аренде федерального или муниципального имущества

    Учет НДС у арендатора при аренде федерального или муниципального имущества в 2016 году

    При аренде государственного или муниципального имущества у органов власти арендатор становится налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

    Налоговый агент по НДС при аренде федерального, муниципального имущества должен исчислить налог, удержать его из арендной платы и уплатить в бюджет.

    Расчет НДС арендатором при аренде госимущества в 2016 году

    Налоговый агент по НДС при аренде федерального или муниципального имущества определяет налоговую базу отдельно по каждому объекту. Она равна арендной плате с учетом НДС.

    Чтобы исчислить налог налоговый агент по НДС должен умножить эту налоговую базу на расчетную ставку 18/118 (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ).

    Порядок расчета может быть другим. Если в договоре аренды выделен НДС, тогда применять расчетную ставку не нужно. А если в нем сказано, что арендная плата подлежит уплате арендодателю в полном размере, то НДС арендатор начисляет сверх этой суммы, то есть в обычном порядке.

    Уплата НДС налоговым агентом при аренде федерального, муниципального имущества в 2016 году

    Налоговый агент по НДС при аренде федерального или муниципального имущества уплачивает налог до 25 числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (п. 1 ст. 174 НК РФ). Или же сразу, когда внесет арендную плату.

    Платежное поручение по НДС в 2016 году>>>

    Бух проводки у арендатора при аренде государственного или муниципального имущества

    Бух операции налогового агента по аренде муниципального имущества в учете выглядят таким образом:

    • Дебет 20, 25, 26, 44, 91.2 - Кредит 60,76 -учитываем арендную плату в затратах,
    • Дебет 19 Кредит 60 - отражаем НДС по ней,
    • Дебет 60, 76 Кредит 68 - отражаем уменьшение арендной платы на сумму НДС,
    • Дебет 60, 76 Кредит 51 -перечисляем арендную плату арендодателю за минусом НДС,
    • Дебет 68 Кредит 51 - уплачиваем НДС. Налоговый агент по НДС с аренды федерального или муниципального имущества, если аренда не оплачена, налог тоже не перечисляет. Ведь доход налогоплательщик еще не получил, поэтому и налоговый агент не может удержать НДС из него.
    • Дебет 68 Кредит 19 - уплаченный НДС заявляем к вычету.

    02 августа

    Федеральные и муниципальные образования являются крупными собственниками государственного и муниципального имущества, и с целью повышения эффективности использования имущества, находящегося на праве оперативного управления учреждений, допускается сдача временно не использованных в их деятельности объектов основных средств в аренду сторонним организациям.

    Передача в аренду имущества бюджетной собственности производится только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).

    Согласно ст. 214, 215 ГК РФ государственное и муниципальное имущество может быть разделено на две группы:

    Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями;

    Имущество, не закрепленное за вышеуказанными юридическими лицами, составляющее государственную и муниципальную казну. При этом права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления и при сдаче в аренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в договоре может появиться сторона - балансодержатель .

    В договоре аренды должен предусматриваться состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений. Существенным условием договора аренды здания, сооружения, нежилого помещения является размер арендной платы (п. 1 ст. 654 ГК РФ). При этом в случаях, когда плата за аренду здания или сооружения установлена в договоре на единицу площади здания (сооружения), арендная плата определяется исходя из фактического размера переданного арендатору здания или сооружения (п. 3 ст. 654 ГК РФ). На практике размер арендной платы в большинстве случаев устанавливается в определенной сумме за месяц или год за квадратный метр.

    При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.

    Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.

    Таким образом, арендная плата в полном объеме должна учитываться у казенных учреждений в доходах бюджета (код КОСГУ - 120 «Доходы от собственности»), и учреждение имеет право на дополнительный источник бюджетного финансирования (в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО)).

    При сдаче в аренду государственного и муниципального имущества, находящегося на праве оперативного управления и временно не используемого, бюджетными и автономными учреждениями арендная плата признается собственным доходом учреждения.

    Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества казенными учреждениями принимает уполномоченный орган учредителя - Комитет по управлению имуществом, который также уполномочен на подписание договоров аренды от имени учредителя.

    Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества бюджетными и автономными учреждениями принимает самостоятельно учреждение (для бюджетных учреждений необходимо согласие собственника, а для автономных учреждений - согласие наблюдательного совета). При этом руководитель бюджетного или автономного учреждения уполномочен на подписание договора аренды от имени учредителя.

    Передача имущества в аренду на территории РФ (как реализация услуг) является объектом обложения НДС. Его исчисление при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами государственной власти и органами самоуправления, а также казенными учреждениями имеет свои особенности. Арендатор признается налоговым агентом, так как в соответствии с

    п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) арендаторы являются налоговыми агентами по уплате в бюджет начисленного на суммы арендной платы НДС, поэтому на казенные учреждения возлагается только контроль за поступлениями в соответствующий бюджет сумм арендной платы в виде дохода бюджета, исключая НДС.

    При этом налоговый агент обязан определять налоговую базу как сумму арендной платы с учетом НДС. Таким образом, сумма арендной платы, определенная в договоре с собственником имущества (органом государственной власти или органом самоуправления), должна содержать сумму НДС. Как правило, расчет ставок арендной платы за муниципальное имущество обычно формализован и унифицирован, а базовая ставка устанавливается нормативным актом муниципального образования. При этом некоторые собственники имущества прописывают в договоре суммы и порядок уплаты НДС, а некоторые отмечают, что сумма арендной платы указана без НДС. Отсутствие указания суммы НДС в договоре аренды не является основанием ни для признания его недействительным, ни для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента. При этом согласованная сторонами арендная плата подлежит увеличению на сумму НДС в силу налогового законодательства от наличия или отсутствия в договоре соответствующего условия, так как в п. 1 ст. 168 НК РФ указано, что НДС нужно предъявить к оплате, а не установить в договоре.

    Органы государственной власти и местного самоуправления, а также казенные учреждения при сдаче в аренду имущества бюджетной собственности в отличие от других арендодателей не обязаны выписывать счета-фактуры. В этом случае арендатор вправе получить налоговый вычет по НДС на основании документов, подтверждающих уплату НДС в качестве налогового агента.

    Бюджетные и автономные учреждения не имеют налоговых агентов по НДС, поэтому обязаны своевременно начислять и уплачивать в бюджет сумму НДС, а также своевременно отчитываться по налоговым периодам налоговой декларацией по НДС.

    Имущество государственных и муниципальных учреждений, закрепленное собственником на праве оперативного управления и переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе учреждения по счету 101 00 «Основные средства» с начислением амортизации и с одновременным отражением балансовой стоимости переданного в аренду имущества по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

    При сдаче в аренду закрепленного в оперативном управлении имущества казенному учреждению необходимо соблюдать следующие требования действующего законодательства РФ:

    Оформление аренды государственного и муниципального имущества трехсторонним договором, по которому учреждение выступает как балансодержатель сдаваемого в аренду имущества;

    Предусмотреть в договоре, что арендатор перечисляет суммы арендной платы (исключая НДС) непосредственно в доход соответствующего уровня бюджета (код КОСГУ - 120) на единый счет бюджета.

    В зависимости от того, признано или не признано казенное учреждение администратором по кассовому администрированию дохода бюджета по сдаче в аренду имущества (код 120), определяется соответствующий порядок отражения операций в бюджетном учете.

    Если казенное учреждение не является администратором по кассовому администрированию дохода бюджета, то используется механизм распределения бюджетных полномочий. В этом случае одно юридическое лицо (казенное учреждение) обязано начислять доход бюджета, а другое юридическое лицо (как правило, дополнительные полномочия возлагаются на главного распорядителя средств бюджета (далее - ГРСБ)) - осуществлять кассовое администрирование дохода бюджета. Поскольку данная хозяйственная операция связана с внутриведомственным расчетом, в учете казенного учреждения администратор дохода бюджета по начислению и ГРСБ, осуществляющий полномочия администратора по кассовому администрированию, используется счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

    Обязанность казенных учреждений по начислению дохода бюджета закреплена бюджетным законодательством. Таким образом, даже если казенное учреждение не является администратором дохода бюджета по кассовому администрированию, оно обязано начислять доход бюджета (код КОСГУ 120) и задолженность арендатора по арендной плате перед бюджетом. Данная операция отражается в учете казенным учреждением следующими учетными записями:

    Дебет 1 205 21 560 Кредит 1 401 10 120 (без НДС);

    Поступление арендной платы на единый счет бюджета на основании Извещения (ф. 0504805), полученного от администратора по кассовому администрированию (ГРСБ):

    Дебет 1 304 04 120 Кредит 1 303 05 730 и одновременно:

    Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 21 660 .

    В случае осуществления казенным учреждением обязанностей кассового администрирования дохода бюджета (код КОСГУ 120) по данной операции, учреждение обязано начислять доход бюджета и отражать в бюджетном учете поступление администрируемого дохода в следующем порядке:

    Начисление арендной платы (дохода бюджета):

    Дебет 1 205 21 560 Кредит 1 401 10 120 (без НДС)

    Поступление арендной платы на единый счет бюджета на основании Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета:

    Дебет 1 210 02 120 Кредит 1 205 21 660 .

    Бюджетные и автономные учреждения отражают на бухгалтерском учете операции по сдаче в аренду имущества в следующем порядке:

    Начисление арендной платы, выставление счета-фактуры с учетом НДС:

    Дебет 2 205 21 560 Кредит 2 401 10 120 (с учетом НДС)

    Начисление НДС в задолженность перед бюджетом:

    Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 04 730

    Поступление арендной платы (включая НДС на лицевой счет учреждения):

    Дебет 2 201 11(21) 510 Кредит 2 205 21 660 17 код КОСГУ 120

    Начисление налога на прибыль:

    Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 03 730.

    Предоставление бюджетными и автономными учреждениями имущества, закрепленного за ними учредителем на праве оперативного управления, признается в целях бухгалтерского учета деятельностью, приносящей доход. В целях налогового учета, если предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности организации (для учреждений не является основным видом деятельности), то в соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами. При этом датой получения внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенного договора или предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Выбор одной из дат производится на основании принятой для целей налогообложений учетной политики учреждения.

    При методе начисления в состав доходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не включаются авансовые платежи по арендной плате (п. 1 ст. 251 НК РФ).

    При использовании кассового метода определения доходов, датой получения дохода признается день поступления денежных средств на лицевые счета бюджетного и автономного учреждения (п. 2 ст. 273 НК РФ).

    Арендуя помещения, арендаторы, как правило, пользуются разными видами коммунальных услуг: отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение, канализация, услуги телефонной связи и т.д. Условия их предоставления часто включаются в договор аренды, но неправильное оформление учета коммунальных платежей нередко становится причиной конфликтов с контролирующими и налоговыми органами.

    Проблемной является ситуация, когда договор со снабжающей организацией заключен арендодателем, а коммунальные услуги оплачиваются (компенсируются) арендатором отдельно от арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на возмещение потребленных коммунальных услуг арендатором. При этом необходимо учесть, что условие о компенсации коммунальных услуг должно быть прописано в договоре отдельно от арендной платы.

    В соответствии с условиями договора коммунальные услуги:

    Компенсируются сверх арендной платы. В этом случае арендатор признает их расходом и НДС к вычету не принимается. У арендодателя уменьшаются расходы на коммунальные услуги и НДС к вычету по ним не принимается;

    Коммунальные услуги включены в арендную плату. В этом случае арендатор признает их расходом и НДС к вычету принимается. У арендодателя признается доход от арендной платы и НДС по коммунальным услугам принимается к вычету.

    В случае когда арендатор возмещает арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг сверх арендной платы, арендодатель не осуществляет реализацию услуг и обязан выставить бухгалтерский счет (счет-фактуру нельзя выставлять) на компенсацию свои расходов. В этом случае отсутствует объект налогообложения прибыли и НДС не возникает. Таким образом, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по коммунальным услугам в части потребленных арендатором и в книге покупок отражается счет-фактура, выданный снабжающей организацией, только в части потребленных им услуг.