Общие домовые нужды закон

Ещё недавно общие домовые нужды (ОДН) выделялись в квитанции по оплате ЖКХ, как отдельная услуга по содержанию многоквартирного дома. Учитывая множество факторов, включая технические нюансы, на 2017 год в Правительственное Постановление №354 были внесены некоторые изменения.

Поскольку на сегодняшний день ещё далеко не все многоэтажные дома имеют общие домовые приборы учёта электроэнергии, постановление правительства содержит в себе правила расчётов потреблённого ресурса в нескольких вариантах, учитывая особенности той или иной ситуации. Когда все жилые дома будут переведены на ОДПУ, прогнозировать сложно. Этот процесс включает в себя не только приобретение счетчиков и установочные работы, но и замену энергетического оборудования на более новые системы, которые помогут существенно снизить уровень потери ресурса.

Учитывая последние законодательные изменения, ОДН теперь внесены в категорию жилищных услуг. Это нововведение получило юридическую силу ещё в январе 2017 года. Как уже наверняка успели заметить потребители, с этим изменением возросла и сумма к оплате.

Расчёт ОДН, ссылаясь на Правительственное Постановление №354, предусмотрен отдельно для каждой предоставляемой услуги, включая не только электричество, но и водоснабжение, водоотведение, газ, отопление.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Что входит в услугу

Рассматривая общие домовые нужды в электроэнергии, как отдельную категорию, следует отметить, что это необходимо для того, чтобы обеспечить и поддерживать в надлежащем состоянии освещение в многоэтажном жилом доме. Имеется в виду обеспечение жильцов электроэнергией без учёта их личных квартир и нежилых помещений, принадлежащих конкретному владельцу.

К перечню энергетических затрат на ОДН относится:

  • Обеспечение освещения на лестничных площадках, в подъездах, тамбурах, подвалах и на технических этажах, если там имеются инженерные системы коммуникаций;
  • Поддержание бесперебойной работы домофона;
  • Электричество, потребляемое для работы лифта;
  • Потери ресурса, возникающие из-за технологических факторов;
  • Работа камер видеонаблюдения, если они установлены в доме.

Изучая пункты ОДН 354 Постановления Правительства, несложно заметить, что размеры платежей за подобного рода услуги зависят от наличия или отсутствия общедомовых счётчиков. Тем, у кого таких приборов нет, придётся переплачивать, поскольку на них будут списывать и большую часть потери ресурса. Исходя из этого, разумнее заняться установкой оборудования как можно раньше, поскольку возмещать и пересматривать оплату никто не будет.

Формулы расчёта

При наличии в многоэтажном доме общего прибора учёта электроэнергии, размер общих домовых нужд определяется на собрании жильцов работниками Энергонадзора. В качестве основы берется разница между показателем ОДПУ и совокупностью показаний с индивидуальных счётчиков в квартирах жильцов. При этом обязательно учитываются квартиры, в которых приборы учёта не установлены, что, впрочем, на сегодняшний день редкость.

Величину, которая получена в результате, распределяют по всем владельцам квартир без исключения, учитывая ту площадь, которую они занимают. Это значит, что оплата будет не одинаковой. Чем больше площадь жилья – тем выше платёж собственника.

По счетчику (ОДПУ) используется следующая формула определения размера оплаты электроэнергии:

(Показания общедомового счётчика – Сумма показаний индивидуальных приборов учёта электроэнергии по частным нежилым помещениям – Сумма показаний индивидуальных приборов учёта по квартирам – Потреблённая электроэнергия в квартирах, где счётчики не установлены) * Площадь квартиры, на которую вычисляется размер платежа * Площадь всех имеющихся в многоэтажном доме квартир = электроэнергия по ОДН.

Применение тарифов

В том случае, когда общего домового прибора учёта (ОДПУ) в многоэтажном доме нет, при определении оплаты берутся утверждённые местной администрацией нормативы. В каждом регионе они определяются отдельно, поэтому в разных населённых пунктах они отличаются. Посмотреть, какие именно нормы, и к каким домам применяются можно, зайдя на официальный сайт местной администрации или компании поставщика услуг в вашем регионе.

Нормативом принято считать ограниченную величину, однако, когда потребители в это значение не вписываются по тем или иным причинам, они имеют право на собрании самостоятельно решить, какой размер оплаты им вносить. Впрочем, на практике ни одного такого случая пока не зафиксировано.

Для расчёта ОДН по электричеству используется формула:

Нормы по потреблению электроэнергии умножить на площадь помещений в составе общей собственности * Площадь отдельной квартиры, для которой рассчитывается размер платежа / Площадь жилых квартир в многоэтажном доме.

Тарифы на электроэнергию отличаются не только в зависимости от регионов. На сумму платежей влияет также этажность многоквартирного дома, наличие лифта, насосного оборудования и силовых установок.

Как повлиять на размер платежей

Для того чтобы оплачивать за ОДН по электричеству меньше, необходимо придерживаться следующих правил:

С чем связаны нововведения

Правительственное решение по поводу нововведений, указанных в постановлении №354, значит, что управляющие компании и товарищества собственников жилья не могут распределять между собственниками жилья расходы по электроэнергии, которые превышают установленные нормативы. Если использовать энергетические ресурсы нецелевым образом, то это станет немалым финансовым бременем для потребителей и управляющих компаний.

Таким образом, управляющая компания и товарищество собственников жилья может идти только двумя путями. В первом случае это будет мошенничество, которое заключается в закрытие расходов по оплате коммунальных ресурсов за счёт прочих финансовых статей. Во втором случае это включение скрытых платежей в квитанции плательщиков. Это рискованно, поскольку подобные вещи рано или поздно становится явным.

Как показывает судебная практика, уже были случаи, когда управляющая компания на протяжении не одного года перекрывала платежки, приходящие по общедомовым потребляемым ресурсам, за счет сборов на капитальный ремонт. В итоге, когда управляющая компания становилась банкротом, обнаруживается, что потрачена огромная сумма. Разбираться с подобными проблемами приходится уже не аудиторам, а прокуратуре и следственному комитету.

Каждому потребителю, который получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, хочется понимать, за что он платит и почему образовалась именно такая сумма. Для более этого и необходимы индивидуальные приборы учёта, а также общедомовые приборы учёта, поэтому правительство продолжает настаивать на установке таковых.

Эффективность задачи

На управляющие организации за осуществление неправильных расчетов ежемесячных платежей возложена ответственность, которая регламентируется Федеральным Законом №176, принятым 29 июня 2015 года. В соответствии с российским законодательством, управляющая компания за некачественно предоставленные коммунальные услуги или завышение оплаты, обязана выплачивать потребителям неустойку. Самая жесткая мера административной ответственности к управляющим компаниям применяется именно при нарушении расчётов, что приводит к увеличению платежей для потребителей.

Все начисленные штрафы управляющая организация обязана выплатить потребителям. Административного наказания управляющая компания может избежать, если нарушение, которое было обнаружено, будет устранено до того, как поступит обращение в контролирующие органы. Эффективность нововведения по нормативам ОДН также заключается в том, что нельзя будет заключать прямые договора с организациями, которые снабжают ресурсам. Более того, каждая управляющая организация обязуется выплачивать неустойку за осуществление несвоевременной оплаты полученных ресурсов.

Тем не менее, управляющие организации вправе пойти и другими путями, более эффективными:

  • Установить общедомовые приборы учёта на электроэнергию;
  • Проводить энергосберегающие мероприятия (утепление многоквартирного дома, замена проводки и так далее);
  • Снимать показания по счётчику в одно и то же время;
  • Контролировать неучтенный ресурс, который был потреблён.

Правила оплаты

354 постановление российского правительства регулирует отдельными пунктами плату за ОДН по электроэнергии, требования, а также порядок при установлении и применении социальных норм потребления электричества, если в регионе принято решение о необходимости их установления. В качестве расчетного периода для оплаты ЖКХ применяется один календарный месяц. Размеры платежей по коммунальным услугам рассчитывают в соответствии с тарифами для физических лиц, которые устанавливают организации в регионе, ссылаясь на приказы и прочие нормы российского законодательства об образовании и регулировании тарифов.

Говоря о коммунальных квартирах, если они оборудованы общим прибором учёта электроэнергии, но при этом индивидуальные счетчики есть не во всех комнатах, то размеры платежей за свет начисляются отдельно каждому жильцу. Однако при этом потребители должны достичь определенного соглашения, поскольку счета за использование общего имущества и освещение помещений общего пользования оплачивается ими совместно. Данное соглашение необходимо оформить в письменном виде с подписями всех потребителей, то есть жильцов коммунальной квартиры, или же их представителями по доверенности. Этот документ желательно удостоверить нотариально. Отмена соглашения и изменение его пунктов также должно оформляться документально.

Услуги ненадлежащего качества

Когда потребители получают коммунальные услуги ненадлежащего качества, они имеют право самостоятельно, однако лучше в присутствии соседей, зафиксировать несоответствия, после чего обратиться в управляющую компанию с заявлением и просьбой о перерасчете оплаты. Если со стороны управляющей компании не предприняты никакие меры или же дан отрицательный ответ, потребители вправе обратиться в жилищную инспекцию, прокуратуру или суд с жалобой на управляющую компанию и требованиями о проведении проверки с последующим перерасчетом уже уплаченных платежей.

Проверка должна проводиться независимой комиссией, при этом собственники квартир должны помнить, что требовать перерасчета они могут не за фактический период предоставления некачественных услуг, а за период, который зафиксирован документально. То есть, если услуга предоставляется действительно некачественно, причем не только по свету, но и по воде или отоплению, то необходимо незамедлительно фиксировать все имеющиеся несоответствия, даже если нет уверенности в том, что они действительно пригодятся.

В ходе проведения проверки составляется соответствующий акт, количество экземпляров которого должно соответствовать количеству заинтересованных лиц, которых должно быть не менее двух.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.

Изменения в оплате общедомового потребления

Мы привыкли, что платим за воду и свет, использованные не только в квартирах, но и на общедомовые нужды (ОДН ). Эта плата включалась в состав коммунальных услуг и складывалась из разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков вместе с нормативными объемами тех, у кого приборов нет.

Те самые ОДН распределялись пропорционально площади помещений. Правда, не полностью, а в пределах нормативов.

Теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы не за коммунальные, а за жилищные услуги, т. е. перекочует из одной строки платежки в другую. В плату за содержание жилья войдут расходы холодной и горячей воды, электроэнергии, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Роста платежей быть не должно, ведь с собственника за жилищные услуги больше норматива брать не могут, а он пока не изменился.

А как насчет снижения платы? Такое возможно при условии ответственности и старания управляющих компаний, правлений ТСЖ и ЖСК.

В чем суть изменений в оплате общедомовых нужд?

Аббревиатура «ОДН » отныне в Жилищном кодексе не фигурирует. Появилась новая — «СОИ » — содержание общего имущества.

То есть в графе «Жилищные услуги» мы должны будем увидеть четыре новые строки — виды ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества: две строки — это «ГВС » (компонент «ХВС » и компонент «Тепловая энергия»), «ХВС » и «Электроэнергия ».

А в строке «Коммунальные услуги» останутся только платежи за индивидуальное потребление ресурсов.

Эти изменения вступили в силу 1 января 2017 года согласно Постановлению Правительства РФ № 1498 в рамках реализации Федерального закона № 176, внесшего поправки в ЖК еще в середине 2015 года.

По водоотведению нормативов пока нет, и в платежках таких расходов на СОИ быть не должно. То же самое с отоплением — за тепло вне квартир собственник не платит.

Кого касаются изменения в оплате общих нужд?

Всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых действует способ управления — УК, ТСЖ и ЖСК.

Нужно ли расшифровывать плату за СОИ?

Такой вопрос, в частности, задают руководители ТСЖ, ведь к ним первым люди придут за разъяснениями.

И он абсолютно резонный, ведь плата за жилищные услуги в квитанциях не расписывается: значится одна цифра (например , 18,11 руб.), и в нее входит все. Но если приплюсовать СОИ к тарифу за жилищные услуги, плата вырастет, а это незаконно без решения собрания собственников. Как быть?

Жилинспекция разъясняет правлениям товариществ, кооперативов и управляющим организациям, что выделять СОИ необходимо отдельными строками.

Кстати, жилинспекция подсчитала, что для стандартной двушки, расположенной в девятиэтажке, плата за ХВС, ГВС и электричество, идущих на содержание общего имущества, составит 1,65 руб. с квадратного метра.

Куда обращаться с вопросами и жалобами

1. В ту организацию, которая выставила вам счет: УК, правление ТСЖ или ЖСК. Их адреса и телефоны указаны в платежке.

2. В контролирующие органы: жилинспекцию, а также в органы прокуратуры по месту жительства.

Если дом потребил ресурс сверх норматива?

Это проблема управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК: «небаланс » они оплатят ресурсникам за свой счет. Причем, по задумке законодателей, переписавших Жилищный кодекс, такое положение дел стимулирует УК, ТСЖ и ЖСК заниматься энергосбережением, тщательнее следить за утечками в сетях, всерьез бороться с воровством ресурсов, выявлять тех, кто «рисует » нули в показаниях квартирных счетчиков…

Если дом потребил ресурс меньше норматива?

Формулировка «плата , не превышающая норматив» позволяет начислять за содержание общего имущества по факту. Пусть и на рубль меньше, а человеку приятно.

Не исключено, что правления ТСЖ и ЖСК так и будут делать, они к своим жильцам максимально близки.

А вот что касается УК, у них-то какой стимул беречь народные деньги? Ведь в один месяц дом «недолил » воды и «недожог » света до норматива, а в другой будет перебор и за него придется раскошелиться управляйке…

Пока прецедентов нет, вопрос открыт. Что будет на практике — увидим. В конфликтных ситуациях предстоит разбираться надзорным органам.

В квитанциях, которые каждый месяц мы с вами получаем как потребители коммунальных услуг, появляется новый пункт - общедомовые нужды. Постановление правительства по этому поводу публикует «Российская газета».

Обновленные «платежки» для оплаты ресурсов, потребленных в январе, придут к нам в следующем месяце. Плата за общедомовые нужды (ОДН) войдет в квитанцию отдельной строкой по каждому виду ресурсов, информирует «РГ».

Стоит сказать, что за воду и электроэнергию, используемые на ОДН, жильцы многоквартирных домов платили и раньше. Плата включалась в состав коммунальных услуг и складывалась из разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков в квартирах вместе с нормативными объемами тех, у кого нет индивидуальных счетчиков и данных общедомового прибора учета. Весь «небаланс» попадал в ОДН и распределялся на всех жителей пропорционально площади квартир. В этот «небаланс» входили и объемы ресурсов, о которых жильцы не сообщали или которые были украдены. Этот расчет объемов ресурсов на ОДН не поменялся.

Изменилось то, что теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы за содержание жилья. Речь идет о чисто техническом перераспределении и не предполагает увеличения платежей. Если суммарно за все общедомовые нужды человек раньше платил 1000 рублей, эта же сумма перейдет в плату за содержание и ремонт.

Как и ранее, верхний предел платы за ОДН будет ограничен нормативом. Он, к примеру, установит, сколько должно уходить электричества на освещение лестниц в неделю или месяц. До 1 июня 2017 года региональными властями должны быть утверждены новые нормативы потребления ресурсов на ОДН - методика их расчета также прописана в постановлении правительства. Пока же будут использоваться действующие нормативы.

Подразумевается, что перерасход коммунальных ресурсов будут оплачивать управляющие компании. Это должно стать для них стимулом активнее использовать энергосберегающие технологии и бороться с воровством ресурсов. Однако, по мнению ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, дело может обернуться так, что вместо этого они просто будут недовыполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества. Особенно в условиях, когда собственники не могут организовать тотальный контроль.

Что еще нас ждет нового? В этом году меняется частота проверки исполнителем коммунальных услуг снятия показаний приборов учета. Если раньше это происходило раз в полгода, то теперь - раз в три месяца, поясняет Гордеев. Очень хорошая поправка, по его словам, касается того, что помимо пломбы на индивидуальный прибор учета исполнитель коммунальных услуг может теперь ставить индикаторы, которые позволяют выявить несанкционированное вмешательство в работу приборов учета. Например, установку специальных магнитов. Если такой факт будет зафиксирован, потребителю придется оплатить комуслугу в десятикратном размере месячного платежа.

Есть новости для владельцев квартир без приборов учета. Раньше они получали платежки с повышающим коэффициентом 1,4 к нормативу потребления. С этого года наказание ужесточилось - с 1 января коэффициент увеличен до 1,5. Избежать штрафов по-прежнему могут лишь жильцы домов, в которых нет технической возможности установить приборы. В основном это ветхие и аварийные дома.

На мой взгляд, эта схема оплаты потерпит фиаско - управляющие компании не очень хотят выполнять работы по выявлению недобросовестных неплательщиков и воров коммунальных услуг… Думаю, они придумают схему, как возмещать свои потери из нашего кармана…