Александр Трифонович Твардовский. Поэт народной жизни Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Твардовский

1 слайд

2 слайд

Творчество Твардовского Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1932), "Страна Муравия" (1934-36), сборники стихов "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), "Загорье" (1941), поэма "Василий Теркин. Книга про бойца"

3 слайд

Герой поэмы, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, истреблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти трагические ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос Твардовского приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно настоящее творчество.

4 слайд

Поэма «Василий Теркин» 1941 год «Василий Теркин – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А.Бунин) Поэма состоит из 28 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Александр Твардовский. 1945 год

5 слайд

6 слайд

Будучи раненным, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. За далекие пригорки Уходил сраженья жар. На снегу Василий Теркин Неподобранный лежал. Снег под ним, набрякши кровью, Взялся грудой ледяной. Смерть склонилась к изголовью: - Ну, солдат, пойдем со мной. Я теперь твоя подруга, Недалеко провожу, Белой вьюгой, белой вьюгой, Вьюгой след запорошу. Дрогнул Теркин, замерзая На постели снеговой. - Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой. ……………………… Буду плакать, выть от боли, Гибнуть в поле без следа, Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда.

7 слайд

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда, Кому память, кому слава, Кому темная вода, Ни приметы, ни следа. Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым. Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой. И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свои ребята Сразу - будто не они, Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях. В четырёх авторских главах-отступлениях - рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

8 слайд

Поэма «Дом у дороги» Наряду с задорным лубочно-частушечным произведением «Василий Теркин» Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги", в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» - не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, женщине-матери. Но вместе с тем и женщине - хозяйке дома, труженице. И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа.

9 слайд

Поэма «Дом у дороги» Образ Анны, картины ее горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. Любовь жены и матери - это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир - дом, труд.

10 слайд

Поэма «За далью даль» Я жил, я был - за все на свете Я отвечаю головой... Но кто из нас годится в судьи - Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят? Я в скуку дальних мест не верю, И край, где ныне нет меня, Я ощущаю, как потерю Из жизни выбывшего дня. Я сердце по свету рассеять Готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь…

11 слайд

Поэма «За далью даль» Я в скуку дальних мест не верю, Главная книга Твардовского 50-х годов Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". В поэме два героя: сам автор и "ты". "Ты" - читатель. Сочетание "ты да я" подкрепляется сочетанием "да мы с тобой". Читатель и автор представляют непрерывную сущность. Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает память и о других пережитых народом муках. Поэта глубоко затронула критика отрицательных сторон нашей действительности, прозвучавшая на XX съезде КПСС.

12 слайд

Поэма «По праву памяти» 1967-1969 В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва-Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб; бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Cлайд 1

Cлайд 2

А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского.

Cлайд 3

Cлайд 4

Мать Твардовского, Мария Митрофановна, происходила из однодворцев. Отец, Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».

Cлайд 5

Учился в Смоленском пединституте. 1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории. ЮНОСТЬ

Cлайд 6

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936) изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего. Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжен односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Cлайд 7

Поэма «Василий Тёркин» (1941-1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. По мере написания главы печатались в газете «Красноармейская правда» - и были невероятно популярны. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. «Василий Тёркин»

Cлайд 8

Cлайд 9

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду… Послевоенные поэмы

Cлайд 10

В поэме «За далью - даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского как «державность». В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (1987) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Трифонович Твардовский Жизнь и Творчество А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов

Детство писателя А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму»

Первые поэтические опыты Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. «Отрываясь от книг и учебы,- вспоминает Твардовский, - я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».

Предвоенное творчество Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 - 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". Автограф стихотворения «Кружились белые березки», 1936 г.

Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года. Новая изба. Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы семьею Здесь на новый советский лад! А в углу мы «богов» не повесим, И не будет лампадка тлеть. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Александр Твардовский

Военные тропы 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин. То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?

1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Обложка книги

Послевоенная лирика Твардовского Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. “ Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме. Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме.

«Новый мир» 1950-1954 и1958-1970гг. главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.

Твардовский и власть В этот период начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. Однако на этом связь с «Новым миром» не разрывается. В 1958 году Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту же должность. Он собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».

Твардовский и власть 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность. В 1970 году правительство снова лишает поэта должности в «Новом мире».

Произведения о войне В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»

Поэма «За далью даль»(1960г.) Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма “За далью - даль”. Эпический замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображаются не только современность, но и историческое прошлое. Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед Иллюстрация к поэме «За далью -даль».

Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.

Открытие памятного камня в 1985 году, на месте, где родился в 1910 году А.Т.Твардовский

Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье" В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста А. Т. Твардовский – выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера – краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники. Хутор Загорье, музей А.Т.Твардовского

Заслуги перед государством Боевые награды: три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды Сталинская премия второй степени (1941); за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946); за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945) Сталинская премия второй степени (1947); за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961); за поэму «За далью - даль» (1953-1960) Государственная премия СССР (1971); за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967)

Презентацию подготовил студент группы Т-14 Борзов Артем


Александр Трифонович Твардовский о Великой Отечественной войне

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

1910 – 1971 г.г.


Твардовский о себе

«Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на «хуторе пустоши Столпово». В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительно достатка, но вообще жилось скудно и трудно. Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита…»


Родители Твардовского

Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги.

Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка.


Призыв в Армию

Осенью 1939 года я был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. По окончании похода я был уволен в запас, но вскоре вновь призван и, уже в офицерском звании, но в той же должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в войне с Финляндией.

Александр Твардовский. 1939 г.


«Я в свою ходил атаку…»

«Война с Германией. Еду в Москву» , - эта короткая запись, сделанная 22 июня 1941 года Александром Твардовским, положила начало его военным дневникам и рабочим тетрадям, которые поэт будет вести изо дня в день все четыре года войны.

Фронтовой корреспондент Александр Твардовский прошел трудными дорогами войны с первого дня до последнего. Его ежедневные записи – бесценная летопись военных лет.


А.Твардовский – военный корреспондент

Поэт пишет стихи, очерки, фельетоны во фронтовых газетах:«Красная Армия»,«Красноармейская правда».

На войне, под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

В дождь, укрывшись плащ - палаткой,

На ветру, в лютой мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс…


Письма Твардовского

6.VII.1942 г. А.Т. - М.И. Киев-Москва

...Мы все время в движении.

Из трудностей жизни самая главная - "недосып", то есть почти без сна. Но переношу все это довольно легко.

Очень радует одно: наши не боятся немца, презирают его. Не унывай, раздумывая о нашем отходе. Он будет, может быть, даже большим, чем ты представляешь, но это путь к победе.

Родине нашей случалось и без Москвы оставаться на время, а не то что...

29.VIII.1943 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

...Я тебе скажу по секрету: наши дела на фронте улучшаются. Я сам читал найденный у пленного офицера приказ Гитлера, в котором он пишет, что потеря Ржева - равносильна потере Берлина...

27.VI. 1944 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

Пыль дорог, грохот с неба и с земли - все как три года назад. Но только - мы идем на запад и занимаем города. И мы долбим противника с неба и с земли, и окружаем, и пленим, и обгоняем - бьем - мы.


«Фронтовая хроника»

Лирика Твардовского 1941 – 1945 годов – это своеобразная летопись войны. Стихи проникнуты «правдой сущей» в её суровой неприкрашенности. Отсюда и название, объединившее весь цикл стихов, - «Фронтовая хроника».


Поэма «Василий Тёркин»

«Товарищ Твардовский, нельзя ли в Вашей поэме заменить Василий на Виктор, так как Василий – мой отец, я его сын Виктор Васильевич Тёркин…»

Из письма читателя

С этого первого письма началась «почта Тёркина», которая продолжилась без малого 30 лет, до смерти поэта. Писали люди разных национальностей, возрастов, профессий, писали со всех концов страны и из-за рубежа.



Отзывы о Тёркине

Снова слушал «Тёркина» по радио и снова потрясён. Я думаю, что поэма является отличным сценарием для того, чтобы показать в кино, каким должен быть и был русский солдат в боевой обстановке.

Из писем читателей

Художники

С.Илимов

и Б.Чупрыгин

Ю.Непринцев «Отдых после боя»



Поэма «Дом у дороги»

Первые главы поэмы «Дом у дороги» появились в декабре 1943 г.

«Тема её – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».

А. Твардовский с матерью, дочерей Валей и сестрой Марией в 1936 году


«Родина и чужбина»

«Всегда наряду со стихами я писал прозу. В 1947 г. Я опубликовал книгу о минувшей войне «Родина и чужбина». Родина – сквозная и главная тема книги. И чужбина в ней – не просто чужие земли, а то, что противоположно родине.

А. Твардовский и И. Эренбург


книги «Тёркин на том свете»

Обложка


«Я убит подо Ржевом»

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.


Память о погибших на войне

Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени. Тема исторической памяти - главная, самая больная для поэта тема:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о том, но все же, все же, все же...


В день освобождения Загорья, 1943 г

А. Твардовский с земляками

А. Твардовский со смоленскими писателями, 1945 г


Твардовский в сердцах людей

Твардовский - человек умер, Твардовский - поэт – жив, он навсегда останется с народом, с нами.

Я жил, я был –

за всё на свете

Я отвечаю головой.


Работу выполнили

ученицы 8 класса

МОУ «Ромашковская СОШ»

Майкош Эльвира,

Твардовский Александр Трифонович ДЕТСТВО родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатомартиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский» , перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, П. Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь» . Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму» .

Коллективизация, репрессии семьи В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934- 1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Финская война Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне. Участвовал в войне с Финляндией в 1939 -1940 годах в качестве военного корреспондента.

«Василий Тёркин» В 1941- 1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго. Западного фронта «Красная Армия» . Поэма «Василий Тёркин» (1941 - 1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» - и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Послевоенные поэмы В 1946 году написана поэма «Дом у дороги» , где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду…

В поэме «За далью - даль» , написанной на пике хрущёвской «оттепели» , писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959- 1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность» . Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского - не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов - поклонников Российской империи.

«Новый мир» Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире» , особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества» , органом легальной оппозиции советской власти.

В 1960 -е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960 -х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвскобрежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистовдержавников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь? » , направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты «державники» .

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк» , газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир» . Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Андропова была направлена 7 сентября 1970 года в ЦК КПСС

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960 -х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)

Увековечение памяти В 1990 году в честь писателя издан художественный маркированный конверт. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем Твардовского названы улицы. Имя Твардовского присвоено московской школе № 279. В честь А. Твардовского назван самолёт «Аэрофлота» Airbus A 330 -343 E VQ-BEK. В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба «А. Т. Твардовский на хуторе Загорье»

Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941- 1945) Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953 - 1960) Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959- 1967» (1967) три ордена Ленина (1939, 1960, 1967) орден Трудового Красного Знамени (1970) орден Отечественной войны I степени (1945) орден Отечественной войны II степени (1944) орден Красной Звезды

Издания Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг. А. Л. Гришунин. - М. : Наука, 1976. - 527 с. - (Литературные памятники) Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - М. : Худ. лит. , 1979. - 287 с. Миниатюрная книга, формат 58× 75 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской; подг. текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана. - Л. : Сов. писатель, 1986. - 896 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.) Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - Минск: Мастацкая лiтаратура, 1988. - 272 с. Миниатюрная книга, формат 75× 96 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - Томск: Том. Сувенир, 2000. - 352 с. (Литературно-художественное издание). Миниатюрная книга, формат 50× 66 мм, тираж 500 экз.