Эссе о творчестве. Ознакомление с темой устного эссе Эссе на тему поэт творческая личность

Новые возможности

для творчества

в образовательном процессе.

«Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.»

Ю. Левитанский

Каждый из нас делает для себя свой выбор: быть учителем по призванию или от безысходности, неумения найти себя в другой сфере. Когда учитель становится рабом профессии, происходит катастрофа. Это несчастный учитель, постоянно жалующийся на притязания и запросы учеников, родителей и администрации. Но самое главное, что его окружают несчастные дети, которых не любят и не понимают.

Любой ребенок приходит в школу с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.

Учитель должен самообразовываться и самосовершенствоваться. Умение и желание учиться является одним из важнейших качеств учителя. Учиться на своих ошибках и победах. Учиться на опыте коллег в школе и опыте коллег, полученном через Интернет. Это постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя.

В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами. Убеждают не слова, какими бы прекрасными они ни были, а дела, личный пример и жизнь говорящего. Вспоминаются слова русского философа Василия Розанова: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное». Ведь учитель – это не профессия, это, скорее, образ жизни.

В нашей школе я самый молодой учитель русского языка и литературы. Почему я стала учителем? До сих пор у меня нет ответа на этот вопрос. Никто из моих одноклассников не пошёл работать в школу. Никто из них не связал свою жизнь с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Почему же это сделала я? Когда в моей жизни начал зарождаться интерес к профессии?

Все мы родом из детства. Память, словно в калейдоскопе, показывает те или иные события.

Может быть, неосознанное желание учиться самой и учить детей пришло в холодном автобусе, когда мы с мамой зимним вечером возвращались домой, и на замёрзшем стекле я, четырехлетняя девочка, пальчиками, наблюдая как оттаивает иней на замёрзшем стекле от тепла моих ручек, рисовала большие и маленькие кружки, сравнивала их, считала и складывала, а мама наблюдала за мной и поправляла, если я ошибалась? (Проблемное обучение)

Или в очереди в детской поликлинике, когда я сидящим в очереди мамам с детьми в лицах пересказала и показала сказку «Курочка-Ряба»? (Публичное выступление)

Или шесть лет спустя, когда играла с младшим трёхлетним братишкой в школу и удивлялась вместе с ним, собравшим из пластмассовых букв и прочитавшим первое слово «МАМА»? (Самостоятельная практическая работа)

Или когда радовалась вместе с сыном друзей моих родителей шестилетним Димкой Перегуда, у которого известные ему буквы никак не хотели складываться в слоги и слова. И вот чудо! Пока наши родители были заняты во дворе своим делом, Димка, повторяя сначала за мной, а потом за моим братом, впервые самостоятельно прочитал выложенное на холодильнике из букв –магнитиков предложение: « ДИМА ЧИТАЕТ ». (Умение работать в группе)

Или когда срывался выпускной вечер в 4 классе у моего братишки? Ведущие не смогли провести это мероприятие и узнали об этом за день до праздника. Что делать? Оставить детей без праздника? Ну, нет… «Глаза боятся, а руки делают». Я – студентка педагогического колледжа, взяла за основу стандартный сценарий, убрала из него стихи, которые дети не успевали выучить и отрепетировать, добавила в него загадки, шарады, шуточные задачи по математике Григория Остера, различные развивающие задания по русскому языку, магнитофонные записи детских песен из известных мультфильмов. Вместе с мамой, надев парики и соорудив костюмы сказочных героев из подручных материалов, мы провели мероприятие «Последний учебный день в начальной школе». Это были нестандартные весёлые «уроки-соревнования» между командами девчонок и мальчишек. Это был мой первый рабочий день, за который я получила гонорар от родителей одноклассников моего брата . ( Способность к импровизации, т.е умение быстро и верно оценить ситуацию, принять решение, игровые технологии, и нтегрированный подход к обучению ).

Это я сейчас понимаю, что все что я делала: желание поведать чужим людям о своих познаниях, обучить других тому, чему я уже научилась, проявить свои творческие способности - называется разнообразные лично-ориентированные технологии.

Основной двигатель обучения – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах .

Быть молодым педагогом нелегко. Мой педагогический принцип: «На уроке главное – не учитель - ученик, а человек - человек». Надо видеть Человека и в настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, с юношеским максимализмом подростке, и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться за последней партой ученике.

Так как уроки литературы решают задачи нравственно-эстетического воспитания, то ни один из них немыслим без создания эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста. Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей.

В связи с этим интересно взглянуть на так называемую «пирамиду обучения». По сути, это график, отражающий усвоение человеком информации, в зависимости от способа ее подачи.

Отсюда можно сделать важный вывод: один из самых эффективных способов усвоения и передачи знаний – это практические занятия и последующее обучение других людей.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- критически мыслить, грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для выполнения этих задач необходимо применять в учебном процессе такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса учащихся к предмету, развитию их познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Урок –экскурсия при изучении стихотворений. Урок – диспут при анализе прозаических художественных произведений. На моих уроках дети стали учиться мыслить, анализировать прочитанный текст, самостоятельно оценивать события, факты, они уже не боятся высказать свою точку зрения.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании ФГОС, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка я большое внимание уделяю работе с художественным текстом, потому что считаю, тексты русских классиков, таких как Л.Н. Толстой, К. Г. Паустовский, И. С. Тургенев являются образцами правильной речи. С помощью анализа произведений детям прививается эстетический вкус, развивается речь, мышление. Этот вид работы помогает учащимся правильно формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. В своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. «Что делать?», «В чём причина ошибок?», «Как научить детей писать правильно?» Задумываясь над этой проблемой, я применяю в своей работе как традиционные, так и новые методы и технологии обучения.

В обучении русскому языку стали применяться элементы программированного обучения. Использование алгоритма призвано облегчить учащимся применение правил при письме. Работа по схемам позволяет в большей степени развитию навыков логического мышления, вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения, способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил.

В своей работе я активно использую электронные ресурсы и проблемное обучение. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, часто предлагаю создать одному ученику или группе учеников мультимедийную презентацию по какой –либо изученной теме.

Что касается Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать «скачивания» материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулирую так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Также в работе для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника, использую электронные энциклопедии и аудиокниги.

Игровую деятельность как элемент урока применяю на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие по русскому языку: уроки-игры, уроки-соревнования. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Когда вхожу в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь…

Творчество – это важная часть жизни каждого человека, а творческое мышление – его уникальная способность, которая отличает людей от животных. Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», - девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

    Обозначить особенности творческой личности.

    Рассмотреть этапы творческого процесса.

    Исследовать преграды для творчества.

    Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

    Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

    не быть ограниченным, ослепленным привычками;

    не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

    не действовать механически;

    не занимать частичную позицию;

    не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

    не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

    способность к обнаружению и постановке проблем;

    способность к генерированию большого числа идей;

    гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

    оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

    способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

    независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,

    неконформность оценок и суждений

    открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,

    восприимчивость к новому и необычному;

    высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,

    конструктивная активность в этих ситуациях;

    развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

    Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной... каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

    Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

    Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

    Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

    Период интеллектуальной готовности.

    Усмотрение проблемы.

    Зарождение идеи - формулировка задачи.

    Поиск решения.

    Получение принципа изобретения.

    Превращение принципа в схему.

    Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение –

морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

И так для начала думаю стоит ответить на вопрос «Что же такое творчество?»
Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Заглянем в философский словарь: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее». К ак часто в нашей жизни звучит слово «творчество». В городах – дома и центры детского творчества, творческие коллективы и объединения.

Творец – тот, кто создает что-то новое. Так в «Священном писании» творцом назван Бог. И это справедливо. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Бог – Творец. Я думаю, Бог и в человека заложил стремление к творчеству, и непросто к творчеству, а к прекрасному, яркому, самобытному, созидательному творчеству.

Способность к творчеству, в самом наивысшем её предназначении, дана человеку для достижения богоуподобления, а в более широком смысле творчество – это возможность развития культуры. Критерий культуры – созидательность.

Родился младенец. Едва осознавая мир, он уже творит первую улыбку, первый каприз, первые еще не окрепшие шаги. А проходит немного времени, и с удовольствием наблюдаем, как малыш из простых кубиков уже строит дом, крепость, замок. С какой любовью он рассматривает свое творение, наклоняя головку то влево, то вправо, как перекладывает кубики с места на место – ищет лучшее решение.

А первые рисунки? Ребенок точно знает, что он хотел, нарисовать и что у него получилось. И если на первый взгляд кажется, что весь рисунок – закорючки и линии, то ребенок может точно объяснить, что означает каждая черточка.

А какие чудеса детского творчества мы слышим в речи детей. Это только им подвластно давать точные определения, например, измятому галстуку – сморщился, стоящему на улице милиционеру, точное название – улиционер.

А фантазия. Разве это не чудо? Ребенок, не задумываясь сочиняет сказку, стихотворение, небылицы, и сам, конечно, в это верит. Нет, он не повторит одну мысль дважды, но самое важное то, что он уже сотворил, высказал. И это уже задача взрослого – запомнить, записать это творение.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.

Прогулка по парку, лесу дают еще одну возможность видеть творчество ребенка. Это взрослый может пройти мимо пенька, сучка, засохшего дерева, а ребенок обязательно присядет на пенек, сложив голову на ладошки и, вспомнив сказку, заговорит словами героя. Вот он уже и артист. Помоги ему в этот момент, подхвати идею сказки, стань таким же артистом, и готов спектакль. И пусть это игра не профессионала, главное – это желание творить, играть.

А вот засохшее дерево – и мы шагаем мимо, но малыш отстал, остановился, рассматривая его. Не мешайте ему, и вы, быть может, узнаете, что это не дерево, а великан, который сторожит этот лес от злодеев. А вон там, у корней, его воины – помощники, которые для нас всего лишь сучья и пеньки.

Как великолепно, что в нас заложено желание и возможность творить! Творить себя, детей, мир. Но как жаль, что все чаще творения становятся грязными, уродливыми, жестокими. Здесь вина каждого человека в отдельности и общества в целом.

Как часто на детское приглашение сотворить что-нибудь мы отвечаем молчанием, насмешками, желанием поскорее избавиться от этого приглашения. И каждый раз находим себе оправдание: некогда, устал, своих дел много.

А ведь именно здесь мы губим эти добрые начинания. Так как ребенок не рождается злым – он таковым становится. А что делать, если его никто не учит добру, не создает с ним что-то новое, необычное, чего никогда до него не было? Но зато всегда найдется тот, кто разрушит песочный замок, сломает игрушку, отнимет красивый мяч, оборвет детскую фантазию грубым словом.

Факторы мешающие творческому мышлению

  • - некритичное принятие чужого мнения
  • - внешняя и внутренняя цензура
  • - ригидность (передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • - желание найти ответ немедленно

Но как же ребенку развиваться, если творить не с чем и нечем? А дайте клей, ножницы, бумагу, посидите рядом, предложите идею, станьте ребенком на время – и чудо! Ребенок начнет творить, дерзать.

Выделите время на игру в слова, и кто знает, может, именно в этой игре появится первая рифма, первый сюжет.

Творчество! На уроках и переменах, наблюдая за детьми, учишься у них делать не по стандарту, а так как в данный момент требует душа, мозг, руки.

Урок. Ребенок пишет слово и вдруг поднимает голову и сообщает, что он составил предложение с этим словом. Не оборви – выслушай, похвали, и вот уже другие дети тоже стремятся сочинить, высказать.

Не ограничивать желания творить, а развивать, подстегивать к размышлениям, пробам – вот путь к творчеству.

Творчество – созидающая сила человеческого общества. Если бы это было не так, то не появились бы на свет величественные памятники архитектуры, захватывающие дух литературные произведения, волнующие стихи и живописнейшие картины.

Великолепие, которое можно наблюдать в природе, побуждает и людей к прекрасному, яркому, удивительному творчеству. Творчеству, как выражению чувств, полета души, стремлению преобразовать свои фантазии во что-то новое, прекрасное, ранее не существовавшее.

Ведь если человек творит, он развивается.

У каждого человека есть свой мотив обращения к творческой деятельности. Творчество помогает человеку выразить себя, распахнуть свою душу, освободить свои самые сокровенные эмоции, которые никогда не найдут выхода в реальной жизни. Творчество – акт освобождения, очищения. В повседневной жизни человек не может быть до конца откровенным, на то есть много причин: боязнь быть осмеянным, непонятым, быть уличенным в слабости и т. д. И только чистый лист сможет выслушать тебя, принять тебя таким, какой ты есть, – он не посмеется над тобой, не поругает тебя. .

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Каковы же задачи творчества?

1. Творчество помогает человеку жить. Оно нужно человеку для удовлетворения его тяги к созиданию.

2. Творчество нужно для того, чтобы сделать окружающий мир светлей и лучше.

3. Творчество помогает разобраться человеку во многих вопросах духовного и нравственного порядка.

4. Творчество – смысл человеческой жизни.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАТАРСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предисловие

«Эссе - это способ рассказать миру

через себя и о себе с помощью мира»

Владимир Набоков

Эссе - это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведённый анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться . В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д.

Что такое эссе?

«Эссе - это очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическим научном виде, а в свободной форме».

Словарь иноязычных слов

«Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Большой энциклопедический словарь

«Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, та кили иначе, с нею связанные».

Краткая литературная энциклопедия

«Эссе - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Ав mop эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности, выводов, общепринятости вопроса и т. д.

Словарь литературоведческих терминов

«Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций... Автор эссе не претендует на анализ произведения, а ограничивается рассуждениями о нём, подчеркивая субъективность своего отношения».

Краткий словарь литературоведческих терминов

«Эссе - прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному».

Словарь иностранных слов

История возникновения жанра «эссе"

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое Количество различных, источников информации);

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; дает личную оценку проблеме.

Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить - 10.

Тематика эссе

(примерные варианты)

1. «Все мы думает, что храбрость...а оказывается, наоборот...»

2. «Лучше храбрость, чем мудрость».

3. «То, что пролетает мимо».

4. «Т о , что близко, хотя и далеко».

5. «Т о , что человек обычно не замечает».

6. «Т о , что прекрасно».

7. «Неотправленное письмо * ........»

8. «Я-тропа».

9. «Я-слеза».

10. «Спасительна или губительна ложь?».

11. «Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве».

12. «Всё может статься с человеком».

13.«Душа и ум».

14. «Моё понимание демократии».

15. «Где все виноваты, там никто не виноват» (русская пословица)

16. «Лучше в ce х знает, что такое добро, тот, кто испытал зло» (английская пословица).

17. «Свободен тот, кто может не лгать» (А. Камю)

18. «Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают» (М. Ганди)

19. «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся» (Клеобул)

20. «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой» (Э. Роттердамский)

21. «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь» (В. "Ключевский)

Литература

1. - Письменные работы по литературе 9-11 - класс, Москва., Дрофа, 2002.

2. Калганова писать эссе. Москва., 1999.

3. Эпштейн об эссе. Санкт-Петербург., 1994.

4. Никитина - воспоминание.//"Русский язык в школе. 1999г. № 3.

5. Чернозёмова: пособие по развитию навыков письменной речи. - Москва., 1998.

6. Котелъникова - отзыв - рецензия - эссе, //(Русский язык в школе. 1998 г. № 1. I

7. , Что такое эссе. Москва, 2000.

8. Воробейника написать хорошее эссе. Москва, 2002.

Предисловие …………………………………………………………………………3

Что такое эссе ……………………………………………………………………..4

История возникновения эссе ……………………………………………………….5

Структура эссе ……………………………………………………………………. 6

Признаки эссе ………………………………………………………………………..8

Подготовка и написание эссе ……………………………………………………..10

Этапы написания эссе ………………………………………………………….....11

Оценивание эссе …………………………………………………………………...12

Тематика эссе (примерные темы) ………………………………………………13

Литература ………………………………………………………………………. 14

Юлия Аксарова
Эссе: «Творчество, несущее радость»

Что такое счастье? Это очень просто.

Начинается оно с полуметра роста.

«Счастье» подрастает и шагает рядом.

Познакомить нужно

«Счастье» с детским садом.

Эссе

Творчество несущее радость

На тему любимой профессии можно долго рассуждать и, каждая из них по-своему хороша и необходима. Несколько лет назад, я, размышляя по поводу выбора профессии, пришла к выводу, что она должна быть для души, т. е. нести радость . На мой взгляд, нет в мире ничего более захватывающего, чем работа с детьми, которые жадно впитывают каждое твоё слово, каждый твой взгляд и для которых ты на определённое время становишься и матерью, и учителем и добрым другом.

Моя работа каждый день приносит новые эмоции, происходит много смешных и приятных моментов. Мне приходится перевоплощаться в разные образы, которые несут детям все самое лучшее, самое светлое и неподражаемое как в детстве.

Воспитатель - профессия родом из детства. Вспоминаю, как в детстве я любила ходить в детский сад, потому что интересен был сам воспитатель : как много она знает и сколько всего умеет, играя множество ролей, никогда не унывающая, готовая ради детской улыбки на все. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатель многое дает детям : это и духовно-нравственное, патриотическое воспитание, интеллектуальное развитие, приобщение к прекрасному - творческое развитие ребенка .

В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера -обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко) . В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, внимания, мышления и выражения творческого замысла ребенка . Непременным условием для развития творческих способностей является создание психологической свободы и безопасности. Только в такой атмосфере проявляется творческая активность ребенка , стремление к много вариантности решения проблемы, готовность быстро и легко переключаться с одного предмета на другой. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка : организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания .

Приоритетным направлением своей работы я считаю художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Я помогаю детям раскрыть себя через нетрадиционные занятия, а именно через обрывную аппликацию. У дошкольников появляется желание и потребность трудиться, т. к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение , переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов.

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем дошкольники не свяжут свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве . Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Для меня дошкольное детство - весна жизни. Первые достижения и успехи ребенка, как первые подснежники. Как нелегок путь продвижения к ним, но вскоре поток деятельности ребенка возрастает, он как журчащий ручеек стремится вперед и вперед.

МБДОУ ДС№2»Олененок»

Воспитатель Аксарова Ю. М.