Что такое рефрен и где он используется? Значение слова рефрен.

Рефрен - это повторяющиеся строки (или строфы) в стихотворении. Для простоты понимания, рефрен в стихах - это куплет в песне.
Но рефрен надо употреблять с чувством, толком и расстановкой. Рефрен, как правило, отличается от основного стихотворения чем-нибудь: размером, ритмом, рифмой, чем угодно. Но может и не отличаться. Рефрен может быть всегда одинаковым либо меняться - частично или полностью. В случае, если рефрен меняется со смысловой точки зрения, его необходимо отделять от остального стихотворения изменением ритма. Чаще всего меняется длина строки. Рефрен должен быть характерен и закончен, то есть в нём должна выражаться законченная мысль, подытоживающая запев. Он не должен повторяться слишком часто (например, четырёхстрочный рефрен после каждого двустишия - это бред сивой кобылы). Ну и, конечно, его повторение должно быть оправдано. Зачастую рефрен используют в начале и конце стихотворения, тем самым "закольцовывая" его.

Пример стиха с рефреном (Б. Пастернак "Зимняя ночь"):
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения . В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами .

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле , кантига о друге .

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии - рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет. Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains ), а во втором - о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains ): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах. Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Почему не поёшь ты, дербентка, мугам
о любви и печали?
Чтоб душевнее пелось молчащим губам,
поцелуй их вначале, мой милый.
Почему нескончаем, дербентка, мугам
о любви и печали?
Ты прильни в поцелуе к поющим губам,
чтоб они замолчали, мой милый.

Медитативный рефрен

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм…
Дверь вздохнула… так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами…

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад…
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих .

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью…
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье…

Примечания

Литература

  • Поль Зюмтор . Опыт построения средневековой поэтики.. - СПб. , 2002. - С. 251-254 .

Рефрены - это повторяющиеся мотивы в музыкальных или литературных произведениях. Они являются главной темой, определяющей форму произведения. Подобные повторы впервые возникли еще в античной культуре, но получили существенное развитие в произведениях средневековых авторов. В поэзии рефрены встречаются довольно часто, они придают стихам мелодичность, звучность и создают своеобразный смысловой акцент.

Рефрен в музыке

Большинство музыкальных произведений, независимо от направления, в котором они созданы, содержат повторы. Рефрены - это припевы в песнях. В музыкальной терминологии это слово обозначает явление, характерное, прежде всего, для такой формы, как рондо. Значение слова "рефрен" в переводе с французского языка - глагол «повторять». Выразительное средство, которое встречается сегодня в музыке, поэзии и даже прозе, имеет французское происхождение, поскольку является неотъемлемой частью баллады. Этот жанр окончательно сформировался в позднем Средневековье именно во Франции.

Баллада

Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них - присутствие повторов.

Рефрен - это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них - «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов использовал несколько фраз.

Поэзия XX века

Рефрены - это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» риторическим вопросом заканчивается каждая вторая строфа. В словах «Мой милый, что тебе я сделала?» заключается исконно женский вопрос и идея того, что любовь, какая бы она сильная ни была, рано или поздно уходит. Таким образом, рефрен здесь не только придает произведению стройность и мелодичность, но и несет важную смысловую нагрузку.

В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Военная поэзия

Рефрены - это художественные приемы, которые чаще встречаются в лирических произведениях. В поэзии военной поры, где основной темой выступать могли не только патриотические мысли, но и темы разлуки и долгого ожидания, присутствуют также эти стилистические средства. Яркий пример - легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Рефреном в строках Константина Симонова выступает всего два слова. И слова эти - «жди меня». В стихах, которые стали почти молитвой для тысячи женщин во время войны, заключено убеждение автора, что только с помощью любви и преданного ожидания любимой солдат сможет вернуться домой живым.

Проза

Не только в поэзии встречается рефрен. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что этот поэтический прием вполне гармонично может существовать и в прозе. Однако речь идет, несомненно, о произведениях небольшого объема. Цитата из стихотворения неизвестного автора встречается несколько раз в творении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Этот рефрен придает музыкальность и лиричность произведению, которое можно отнести, благодаря поэтическим повторам, к совершенно уникальному жанру - стихотворению в прозе.

Но и рассказы, не имеющие могут заключать в себе рефрены. Такие примеры можно увидеть в прозе Сергея Довлатова. У этого автора, которого называют нередко мастером сверхкороткой прозы, есть рассказ под названием «Когда-то мы жили в горах». Эти слова здесь повторяются неоднократно. Они придают законченность небольшому произведению. И этот печальный, но не лишенный иронии рассказ, как и многое другое в прозе Довлатова, подтверждает необыкновенную поэтичность его стиля.

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле .

Впервые рефрен встречается у труверов , например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъем всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный прием поэтов региона между Луарой и Рейном , писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров , напротив, рефрены встречаются редко.

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии - рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет. Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains ), а во втором - о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains ): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах. Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Приведём пример реже встречающегося двойного рефрена:

Почему не поёшь ты, дербентка, мугам
о любви и печали?
Чтоб душевнее пелось молчащим губам,
поцелуй их вначале, мой милый.
Почему нескончаем, дербентка, мугам
о любви и печали?
Ты прильни в поцелуе к поющим губам,
чтоб они замолчали, мой милый.

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм...
Дверь вздохнула... так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами...

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад...
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал... не рад...
Эта боль, эта горечь... тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих .

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью...
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье...

Литература

  • Поль Зюмтор Опыт построения средневековой поэтики.. - СПб. , 2002. - С. 251-254.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рефрен" в других словарях:

    рефрен - а, м. refrain m. <ст. фр. refraindre дробить, ломать <лат. refrenare сдерживать. 1. Стих и или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. БАС 1. Сон учинен, наподобие одной одной французской La… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. Припев. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. рефрен … Литературная энциклопедия

    Припев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РЕФРЕН припев; повторение одних и тех же слов после каждой строфы или куплета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков … Словарь иностранных слов русского языка

    Тема, стих, строфа, припев Словарь русских синонимов. рефрен см. припев Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Рефрен - РЕФРЕН (refrain) повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. Указывает на народное происхождение. В твердых формах рефрен встречается в Рондо, в Рондели, во Французской балладе. И. Р … Словарь литературных терминов

    - (французское refrain припев), 1) в поэзии повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка; употребителен в фольклоре и в выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд стихотворных форм (триолет, рондо). 2) (Музыкальное) в рондо и … Современная энциклопедия

    РЕФРЕН, рефрена, муж. (франц. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РЕФРЕН, а, муж. (спец.). 1. Стих 1 или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении. Однообразный р. (также перен.: о частом повторении одного и того же). 2. Тема музыкального произведения, повторяющаяся в нём и скрепляющая его… … Толковый словарь Ожегова

    рефрен - рефрен. Произношение [рэфрэн] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Эти слова можно определить как неизменный рефрен … Музыкальный словарь

В нашей жизни очень много непознанного. Есть вещи, с которыми люди сталкиваются каждый день, но название их мало кому известны. Особенно часто такое явление можно встретить в искусстве или литературе. Ведь только специалист знает все нюансы своего дела. Простым обывателям подчас сложно разобраться во всех тонкостях. Сегодня мы дадим ответ на вопрос, что такое рефрен .

История

Что такое рефрен и когда он появился? В XIII веке люди стали задумываться о том, что песни нуждаются не только в припевах, но еще и в куплетах. Именно так появился рефрен. Народное искусство всегда связывало песни с танцем. Поэтому эти два направления развивались вместе. Поэты, складывающие стихи, понимали, что их произведения будут накладываться на музыку. А музыка, в свою очередь, требовала пения солиста и поддержки хора.

Именно для такого коллективного пения и были созданы припевы, где могли поучаствовать не только ведущие певцы, но и люди, задействованные в народных гуляниях. Эта тема так полюбилась народу, что рефрен вошел в активный обиход. В XV веке французские поэты, складывающие баллады, перестали писать монотонные тексты и стали использовать повторяющиеся строки.

Значение

Что такое рефрен, мы определили - это повторяющаяся часть произведения. Слово имеет французские корни. Раньше оно звучало как refraindre и обозначало "повторение". Классический пример - это рондо. Именно это музыкальное произведение наиболее емко выражает значение слова. В течение композиции, которая состоит из трех частей, трижды встречается рефрен. Именно в таком виде мы сейчас и привыкли слушать все песни. Без припева они кажутся нам слишком монотонными и затянутыми. Изначально рефрен был создан для того, чтобы люди лучше узнавали музыкальное произведение. Ведь очень часто с первых нот сложно распознать песню. И только с первых нот припева все становится на свои места.

Рефрен в литературе

В литературных произведениях повторения играют важную роль. Иногда читатель не сразу может уловить всю напряжённость ситуации. Что такое рефрен в литературе? Это повторение значимой фразы несколько раз за абзац. Например, чтобы сложилось впечатление, что на улице холодно, автор неоднократно, в различных выражениях, употребляет одно и то же слово. Ведь прочтя отрывок первый раз, человек может не придать особого значения погодным условиям. Но когда на протяжении нескольких строк его внимание привлекают выражения, что герою было холодно, что ветки были покрыты инеем, а листва, усыпавшая асфальт, почернела от холода, невольно всплывает образ поздней осени.

Таким же образом можно легко передать и душевное состояние героя, например, волнение. Конечно, можно использовать интересные обороты, но их сможет заметить только внимательный читатель. А вот если автор обратит внимание на то, что руки человека дрожали от волнения, его бил нервный озноб, что он места себе не находил, тогда читатель нарисует себе вполне понятную картинку.

Рефрен в стихах

И сегодня наши поэты-современники частенько прибегают к повторениям. Стих с рефреном звучит изящно и более емко.

Как и в случае с художественными произведениями, поэты прибегают к повтору для того, чтобы читатель лучше прочувствовал ситуацию. Вот хороший пример рефрена:

Ты рядом — и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете.

Здесь акцентируется внимание не на повторении какой-то строфы, а на повторении слова. Такой стилистический ход выглядит более современно и менее тривиально, чем, например, припев в песне. Обыгрывать этот стилистический прием можно по-разному, нужно просто использовать фантазию.