Административно-территориальное деление франции. Административно-территориальное устройство франции Самая крупная административно территориальная единица франции

Франция делится на 27 регионов (régions ), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (départements ), которые состоят из 342 округов (arrondissements ) и 4039 кантонов (cantons ). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes ). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.

Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.

Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:

1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).

2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.

3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.

4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории

23. Политическая система Франции
Государственное устройство и форма правления Франция типичная унитарная республика После Второй мировой войны президент страны генерал де Голль, опираясь на свой авторитет победителя, ликвидировал земельный строй и (Лотарингия, Шампань, Прованс и т.д.), который служил основой сепаратизма и центробежных процессов, и разделил государство на 94 небольшие департаменты Главой государства ныне президент, который назначает премьер-министра и членов правительства Высшим законодательным органом является парламент Он состоит из двух палат - Национального собрания и сената Правительство подотчетно парламентаменту.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.

Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».


На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.

На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:

1) поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;

2) осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.

Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Французская республика - унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно-территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 -х годах посредством принятия законов о децентрализации. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.- корр. РАН, проф. Баглая М. В., д. ю. н., проф. Лейбко Ю. И. и д. ю. н., проф. Энтина Л. М. - М.: Норма, 2004 - С. 671.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции//Государство и право. 2001. № 1. С. 51. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти - мэра.

Объединение нескольких коммун - это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц - судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два - кантон и округ - по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов - это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: АСТ, 2003. - С. 145-146.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно - территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика – унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно–территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 –х годах посредством принятия законов о децентрализации.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун – это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц – судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два – кантон и округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно – территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «Областное государство» или «государство областных автономий». Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам.

Самыми крупными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии - Трентино-Альто-Адидже, Вале – д`Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов – уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального порядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государства, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона от 17 мая 1990г.

Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующей программы провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы.

Коммуны – низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не должно быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон землепользования.

В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Неаполь, Венеция, Генуя, Рим, Болонья, Флоренция, Бари.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции возложены на правительственного комиссара. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.



Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

51. Система государственных органов Франции.

Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат, таких как:

1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;

2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.

52. Партийная система Франции.

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.

Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.

Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.

53. Судебная система Франции.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги . Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением . Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки , муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет , устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по частям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства . В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте – префект департамента, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Он представляет в своей административно-территориальной единице